Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтика романа М. Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы" : Система символов и мотивов Полякова Татьяна Анатольевна

Поэтика романа М. Е. Салтыкова-Щедрина
<
Поэтика романа М. Е. Салтыкова-Щедрина Поэтика романа М. Е. Салтыкова-Щедрина Поэтика романа М. Е. Салтыкова-Щедрина Поэтика романа М. Е. Салтыкова-Щедрина Поэтика романа М. Е. Салтыкова-Щедрина Поэтика романа М. Е. Салтыкова-Щедрина Поэтика романа М. Е. Салтыкова-Щедрина Поэтика романа М. Е. Салтыкова-Щедрина Поэтика романа М. Е. Салтыкова-Щедрина Поэтика романа М. Е. Салтыкова-Щедрина Поэтика романа М. Е. Салтыкова-Щедрина Поэтика романа М. Е. Салтыкова-Щедрина Поэтика романа М. Е. Салтыкова-Щедрина Поэтика романа М. Е. Салтыкова-Щедрина Поэтика романа М. Е. Салтыкова-Щедрина
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Полякова Татьяна Анатольевна. Поэтика романа М. Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы" : Система символов и мотивов : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Елец, 2002.- 166 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-10/1072-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Образная символика романа 20

1. Система пространственных символов 25

2. Этический символ романа и его сюжетные эксплика ции 50

Глава II. Система мотивов в романной структуре "Господ Го ловле вых" 71

1. Мотив смерти 77

2. Мотив холода 96

3. Мотив "блудного сына" 1 10

Заключение 121

Примечания 1 27

Библиография,..:

Система пространственных символов

Особое направление составили исследования, посвященные отдельным периодам жизни Салтыкова, которые изучены весьма неравномерно1. Преимущественное внимание уделялось творчеству 1860-1870-х годов, в то время как о раннем Салтыкове написана была лишь одна серьезная работа - исследование Т.И. Усакиной . Много неясностей и недоговоренностей содержалось в исследованиях о завершающем этапе жизни и творчества писателя, о его крупных произведени-ях21.

Новый, весьма плодотворный этап в осмыслении творческого наследия Салтыкова-Щедрина датируется концом 80-х -началом 90-х годов XX столетия. Это бурное время, когда стремительно менялось наше представление об отечественной культуре и литературе в связи с известными общественными процессами, внесло существенные коррективы в понимание и изучение творческого наследия великого сатирика. Приоритетным становится выявление нравственно-психологической проблематики его произведений, внимание к общечеловеческим, вневременным, онтологическим уровням его художественного наследия.

В 1990-е годы появляется целый ряд публикаций, открывающих новые стороны поэтики великого сатирика. Так, например, в работах В.А. Мыслякова" акцентируется внимание на морально-этическом аспекте творчества Щедрина. Исследования А.П. Ауэра и Ю.Н. Борисова" посвящены проблеме символической образности в творчестве Салтыкова и его влиянию на русскую литературу. А.П. Ауэр также рассуждает об антиномичности художественного мира писателя и опрс

обладании в его поэтике психологической гиперболы" . И.Б. Павлова исследует художественную специфику щедринских романов 1860-1870-х годов25. В.Н. Ерохин рассматривает особенности щедринской поэтики и говорит о "перевернутом мире" "Истории одного города", о создании писателем новой художественной парадигмы и использовании приема дегуманизации26. О параллельности двух форм жизни в произведениях Михаила Евграфовича говорит Е.Г. Усовик , анализируя философский характер проблематики творчества писателя. По мнению исследователя, у Щедрина "появляется раздвоенная реальность: с одной стороны, обыденность обывательского существования, отличающаяся полным отсутствием всех нравственных ориентиров ... , с другой стороны, существует вторая реальность, как воплощение идеала писателя, в которой добро и истина являются высшими ценностями"28.

О философских и эстетических аспектах творчества Салтыкова-Щедрина размышляет и К.Г. Исупов, утверждающий, что "противоречия между "внутренним" и "внешним" /логикой и феноменом/ составляют центральный объект художественного историзма Щедрина"29. Исследователь дает свое толкование понятий "внутреннее" и "внешнее". («"Внутреннее" содержание истории - это стихия актуальных детерминаций нынешнего и будущего, источник исторической новизны. Сочетание новых веяний жизни с реликтами непродуктивного прошлого образует "внешнее" в "настоящем"»30).

Пристальный исследовательский интерес в 90-е годы к эстетической системе писателя обусловил постановку и осмысление совершенно новой проблемы: Щедрин и вера. К вопросу о приверженности автора "Господ Головлевых" христианским ценностям обращается С.Ф. Дмитренко" . Проблему "Щедрин и православие" рассматривают Т.И. Хлебянкина и Е.Н. Строганова32. О творчестве Салтыкова-Щедрина с точки зрения православного взгляда на русскую литературу рассуждает М.М. Дунаев33.

Несомненный интерес представляют работы сравнительно-типологического характера. Сопоставление романа Салтыкова-Щедрина "История одного города" и романа Ф.М. Достоевского "Бесы" осуществлено в работе В.Д. Свир-ского34, исторические параллели "Истории одного города" и современной писателю действительности анализируются в исследовании З.Т.Прокопенко35. Интертекстуальность творчества сатирика наблюдает в докторской диссертации Е.Н. Строганова36, включающая творчество Салтыкова-Щедрина в общелитературный контекст. Проблемы эстстико-фило-софского наследия писателя и его место в литературном процессе эпохи освещаются в книге М.М. Герасимович37. Место романа "История одного города" в общелитературном контексте рассматривает Т.Н.Головина38, аргументированно обосновывая возможность сопоставления щедринского романа. с Библией, с сатирическими зарубежными хрониками и утопиями от Платона до Чернышевского, с модернистской и постмодернистской литературой в лице Саши Соколова. Последний сборник работ, посвященный творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, вышел под эгидой Щедринской Комиссии ИМЛИ в конце 1998 года39. Авторы статей этого издания (Д.П. Николаев, В.И. Сахаров, Т.Е. Автухович, Д.Д. Николаев, В.В. Прозоров, В.Б. Катаев, А.П. Руднев, Л.А. Спиридонова, А.П. Ауэр, Г.А. Ахметова, В.Ф. Уляндро) рассматривают творчество Салтыкова в контексте русской сатирической ли 14 тературы и исследуют художественные параллели между щедринской сатирой и сатирой XVIII, XIX, XX веков.

Щедриноведение конца 1980-90-х годов ознаменовалось, во-первых, пристальным вниманием к общечеловеческим проблемам, отраженным в творчестве сатирика, а во-вторых, к поэтике их воплощения. Именно в эти десятилетия наметился поворот к всеохватному филологическому исследованию живой ткани его произведений, их структуры. Литературоведы пытаются установить объективно-исторические закономерности развития щедринского реализма, определить индивидуальные качества и типологические черты отдельных произведений, то есть исследовать поэтику Щедрина в целом.

Но, изучая самый широкий спектр вопросов и проблем, связанных с особенностями тематики поэтики творческого наследия великого писателя, щедриноведы пока не создали работ, специально посвященных выявлению символической природы романа "Господа Головлсвы", его мотивной структуры. Обращенностью к этой проблеме определяется актуальность данного диссертационного исследования.

Этический символ романа и его сюжетные эксплика ции

В изображении Порфирия Владимировича важен еще один план: Головлев с детства "носил" три имени - Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика. Прозвище головлевского барина ассоциируется с евангельским мифом, устанавливает связь героя с Иудой, имя которого стало нарицательным для обозначения предателя. Библейское имя Иуды в щедринском произведении получает уменьшительно-ласкательный суффикс (-ушк-). Такая форма имени, выскажем предположение, связана со змеиным началом характера Порфирия Владимировича, его зловещей мягкостью и опасной ласковостью. Шипящие звуки и в имени Иудушка и кровопивушка напоминают шуршащее, шелестящее передвижение змеи, готовой в любую минуту смертельно ужалить. Таким образом, характер персонажа эквивалентен своему прозвищу: "Иудушка - это и характеристика головлевского барина, и его имя" . Щедрин с замечательной художественной проницательностью воплощает в головлевской семье черты исторической обреченности дворянства. Ощущение обреченности связано с функционированием образа мертвящей окаменелости, свойственной всем персонажам щедринского романа: Арине Петровне, "оцепеневшей в апатии властности" и "цепенящей" своим "ледяным взглядом" всех домочадцев; Иудушке, пораженному нравственным параличом, "нравственным окостенением" и парализующему окружающих; "балбесу", который "словно окаменел", вернувшись в усадьбу умирать, и не умирает даже, а "околевает".

Изображая окаменелую мертвенность головлевского существования, Салтыков широко использует образы мрака, холода, ночи. Так, процесс замирания жизни и наступления гнетущей ночной тишины в ГТогорслке представлен с какой-то особенно слышимой угасающей интонацией: "Есть что-то тяжелое, удручающее в бессонной деревенской ночи. Часов с девяти или много-много с десяти жизнь словно прекращается, и наступает тишина, наводящая страх. И делать нечего, да и свечей жаль - поневоле приходится лечь спать. Афимыошка, как только сняли со стола самовар, по привычке, приобретенной еще при крепостном праве, постелила войлок поперек двери, ведущей в барынину спальню; затем почесалась, позевала, и как только повалилась на пол, так и замерла. Марковна возилась в девичьей несколько долее и все что-то бормотала, кого-то ругала: но вот, наконец, и она притихла, и через минуту слышно, как она то храпит, то бредит. Сторож несколько раз звякнул в доску, чтобы заявить о своем присутствии, и умолк надолго" (XIII; 97). Вес эти упоминания о неподвижности, окаменении, сне усиливают впечатление мертвенности и указывают на отсутствие живого, что имело бы перспективу будущего, могло бы изменяться и обновляться. Используемые Салтыковым образы, находящиеся в прямом родстве с представлениями о смерти и хаосе, символизируют не только разрушение и гибель, но нравственную пустоту головлевского существования, характеризующегося неподвижностью и косностью, отсутствием каких-либо живых движений.

Итак, в романе "Господа Головлевы" выразительно-символический слой представлен символом пустоты, исчерпанности жизни. Пустота обнажается перед смертью, когда плоть угасает, и все "наркотики", поддерживавшие иллюзию жизни, исчерпаны: " ... Самая тьма, наконец, исчезла, и взамен ее являлось пространство, наполненное фосфорическим блеском. Это была бесконечная пустота, мертвая, не откликающаяся ни единым жизненным звуком, зловеще лучезарная. Она следовала за ним по пятам, за каждым оборотом его шагов" (XIII; 49). Главный символ (пустота) включает образно-семантический ряд: гроб, прах, рой теней, Головлево. Этот ряд развертывается в мотивы символического значения -лицемерие, притворство, - свидетельства духовного вырождения и следующих одна за другой смертей героев, о которых будет идти речь в следующей главе.

Подводя итоги всему вышесказанному, следует подчеркнуть, что М.Е.Салтыков-Щедрин, как и И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, Л.Н.Толстой, является блистательным бытописателем дворянской усадебной жизни, и, тем не менее, устоявшееся в литературоведении понятие "усадебной повести" совершенно не применимо к характеристике художественного мира этого писателя.

Роман Салтыкова "Господа Головлевы" рисует разложение дворянских семей, говорит о близости гибели отживающего порядка, переданной через правдивые картины нравов провинции, быта дворян-помещиков в усадьбе. Воссоздавая мир дворянских гнезд, Салтыков акцентирует свое внимание на уничтожении человеческой личности, распаде семьи, гибели целого рода. Изображая этот страшный процесс, писатель пытается найти истоки этой трагедии, определить почву, на которой стало возможным тотальное разрушение главной "ячейки", опоры государства Российского.

Головлево, Дубровино и Погорелка - места, где непосредственно осуществлялась не только хозяйственная эксплуатация крепостных людей, но и полное уничтожение "принципа семейственности" во имя страсти стяжания, распространяющего смерть. Это помещичьи усадьбы, больше похожие не на родовые гнезда, а на могильные склепы.

Мотив холода

"Господа Головлсвы" - это, несомненно, произведение о смерти. В "романной Вселенной" Салтыкова главенствует ветхозаветное отношение к миру. Писатель "приносит в жертву" героев своему идеалу жизнеустройства, не видя путей для спасения согрешивших. Насильственная борьба со злом у Щедрина является своеобразным поиском пути к спасению, исправлению пороков в романной реальности.

Бог авторского идеала - это Бог Ветхого Завета, карающий, требующий повиновения и поклонения, ждущий человеческих жертв. Писатель выступает его жрецом, строго следящим, чтобы никто не прошел мимо орудия правосудия, потому что с каждой смертью в этой реальности уменьшается число пороков, а тем самым приближается царство будущего благоденствия.

Для сатирика самое главное - уничтожить порок, не дать ему распространиться, ведь болезнь можно остановить, уничтожив се носителей, это проще и быстрее, чем лечить и исправлять. Первые шесть глав романа "Господа Головлсвы" полностью соответствуют данной концепции. Все герои романа умирают, к концу повес гвоікіния не остается пи одного персонажа, кровно связанного с Головлевым. Это повальное "умирание" трактуется и как смерть дворянства, и как вымирание рода, "фамилии", семьи Головлевых, и как гибель поместья - царства смерти, затягивающего в себя все вокруг и медленно убивающего. На это обратил внимание Е.П.Покусаев . Несомненно, все эти мотивы присутствуют и определяют фактуру ткани повествования, но не менее важен, на наш взгляд, и мотив смерти порока, воплощенного в образах героев романа. Выявлению, осуждению и казни грехов, "спрятавшихся" в персонажах, как нам представляется, и посвящены "Господа Головлевы".

Щедрин только однажды изобразит саму смерть, ее процесс (уход из жизни Арины Петровны), и то как-то мельком, как фон. Более нигде в произведении мы не увидим смерть как таковую. Между тем все Головлевы пройдут через "умертвия": кто-то растянет своеобразную "агонию жизни" на весь роман, кто-то "отстреляется" еще в первой части. Но об их "окончательной", физической смерти мы узнаем из текста лишь опосредованно, косвенно, через восприятие других персонажей. Смерть становится обыденным, будничным явлением, целью жизни каждого Головлева, гак что порою каже гея, что они пришли в этот мир с единственной задачей - умереть. Смертей в произведении гак много, что "процесс умирания" превращается в один из главных инструментов поэтики романа: ему подчинены сюжет и образы героев.

"Господа Головлевы" - это рассказ о выморочном семействе, каждый представитель которого воплощенный порок, проходящий через Суд писателя и получающий свой приговор. Этот вердикт для всех героев романа одинаков уничтожение, потому что едина их сущность, в основе котором лежит Зло. Автор считает себя вправе истребить все пороки, уничтожить носителей нравственной "инфекции", пока не "заразился" весь организм. Персонажи Щедрина живут, чтобы согрешить и быть уничтоженными за это. Каждый из господ Головлевых проходит через определенные этапы жизни, они движутся по наезженной колее своих привычек, выполняя возложенную на них автором обязанность - обличение порока через его воплощение в себе. Созданные изначально "статичными", они по мере развития событий романа становятся динамичными, но только "в ширину", обрастая новыми обстоятельствами и всегда демонстрируя константность порока.

Можно составить примерную схему "умирания" героев "Господ Головлевых". Сначала появляются с априорной готовностью грешить, далее автор дает героям ощутить чувство "постылости" существования. В усадьбе, где они родились, в тех истоках, откуда могли бы черпать силы для возрождения и исправления, они чужие, потому что не предусмотрено для них возрождения и спасения. Персонажи уходят, бегут из Го-ловлсва, с надеждой, что где-то там, далеко, есть другой мир, в котором можно обрести иное состояние души, а потом вес неизбежно возвращаются назад в постылость, в смерть.

Для Щедрина важен еще один момент: уничтожая порок, сатирик хочет, чтобы зло осознало свою сущность, само прочитало себе обвинительный приговор. Отсюда и краткий миг нравственного просветления, проясняющий их внутреннюю суть, по по не духовный прогресс, а лишь запрограммированное время на "чтение приговора".

Вся жизнь персонажей сводится к трем состояниям: "праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой. Первые дне приводили за собой пустословие, пусто-мыслие п пуетоутробис, последний - являлся как бы обязательным заключением общей жизненной неурядицы" (XIII; 253).

Желание обрести хоть что-то свое, с одной стороны, II самозабвенное пьянство, с другой. - толкают представителей "выморочного семейства" на создание искусственной реальности. иллюзорного мира вокруг себя, отгораживающего их от мертвящей головлевской действительности. Не имея идеала, герои создают ущербные, искусственные, нежизнеспособные миры. Это лишь нравственное забытье, "нравственное окостенение". Наряду с фантазийными, "виртуальными" мирами в романе присутствует и полуреальная действительность, как, например, у Арины Петровны или Аннииьки и Любиньки с их театральной жизнью, но и она ущербна и неизбежно приводит к смерти; младшее же поколение Головле-вых и вовсе "уходит" в самоубийство, потому что не может совместить реальный и иллюзорный миры.

Все "запрограммированные" головлевской судьбой дела и поступки героев ведут их к последнему пункту действий, приготовленному для них автором, - к смерти. Умирает герой, а стало быть, умирает в романной реальности и порок, воплощаемый им.

Первым эту общую для всех Голов.чевых схему действия исполнит Степан Владимирович: " ... старший сын, ... слыл в семействе под именем Степки-балбеса. ... Он очень рано попал в число "постылых" и с детских лет играл в доме роль ... шута. ... Такое постоянное принижение ... образовало характер рабский, ... не знающий чувства меры и лишенный всякой предусмотрительности. Такие личности охотно поддаются всякому влиянию и могут сделаться чем угодно: пропойцами, попрошайками, ... он остановился на легкой роли приживальщика и piquc-assiettc a (нахлебника) ... и в этом установилась его репутация" (XIII; 11, 12).

Мотив "блудного сына"

В диссертационном исследовании предпринята попытка рассмотрения идейно-художественного содержания романа "Господа Головлевы" через призму его символической и мо-тивной структуры, которые не были еще предметом пристального изучения в нашей науке о литературе.

Щедрин, основательно и всесторонне изучивший жизнь и быт дворянской усадьбы второй половины XIX века, пережившей реформу 1861 года, изображает в своем произведении, может быть, один из самых трагических в истории России, чреватый будущими социальными сдвигами и взрывами, период распада и гибели дворянских гнезд, основы государства Российского и в экономическом, и в духовном плане. Помещичья усадьба в изображении автора "Господ Головлс-вых" - это родовое гнездо, в которое приходят только умирать. Сатирика интересуют истоки и почва, сам процесс распада и гибели целого рода и растление человеческой личности в его пределах.

В центре романа усадебный мир помещиков Головлсвых, становящийся в художественной структуре произведения, "топонимическим персонажем", несущим огромный обобщающий смысл, превращающийся в символ не уютного, обетованного, защищающего человека от всех жизненных бурь и невзгод семейного гнезда, а могильного склепа.

Салтыков-Щедрин изображает не только экономический распад усадебного мира, но и разложение его культуры, которое начинается с растления семейных и человеческих отношений.

Главная причина, по Щедрину, такого растления и упадка. состоит в том, что в дворянской усадьбе, превратившейся в замкнутый мирок, главной заботой стал "капитал" в ломбарде, которому отныне подчинены честь, совесть, любовь, родственные привязанности, материнский и сыновний долг. Все это опустошает живую человеческую душу, делает ее невосприимчивой к чужой, да и к своей, боли и страданию. Поэтому одним из главных образов-символов романа становится пустота. В этом "сверхплотном" по смыслу образе концентрируется авторское представление не только о внешнем опустошенном для героев романа мире, но и о зияющей пустоте, нравственном вакууме души каждого из Головлсвых.

Образ-символ духовно-душевной пустоты героев произведения связан с развивающимися рядом и параллельно образами теней и гроба, которые усиливают впечатление ирреальности происходящего в доме Головлсвых. Это исчерпывающая характеристика бесчеловечной жизни головлсвских помещиков, жизни-призрака.

Гроб - это не только конечный результат семейного распада Головлсвых, живущих "одной ... пламенной страстью" -стяжанием, но и пространство их душ. В художественной системе романа образ гроба становится глобальным обобщением, символизирующим определенную систему жизненных ценностей, помыслов, нравственных, вернее, безнравственных устремлений головлевского рода, сеющего вокруг себя одну лишь смерть, "созидающего" лишь могильный склеп.

Изображая окаменелую мертвенность головлевского существования, Салтыков широко использует образы мрака, холода, ночи, усиливающие впечатление мертвенности и указывающие на отсутствие живого, то есть перспективы будущего.

Роман "Господа Головлевы" - щедринская эпитафия дворянскому классу, обвиненному великим сатириком в са 123 мом страшном - в грехе поедания чужого хлеба. В общем потоке нравственно-философских исканий русских писателей XIX века М.Е. Салтыков-Щедрин выделяется прежде всего глубоко реалистическим истолкованием проблем этики и морали, которые обусловлены обстоятельствами жизни человека. Нравственная концепция художника основана на принципах позитивистской философии. Щедрин видит диалектическую связь личности и среды, где человек является не только ее продуктом, но и творцом одновременно. Поэтому, по глубокому убеждению писателя, нравственно-психологическими доминантами человека должны быть - Совесть, Стыд и Правда. Совесть формирует истинно нравственное мировоззрение. Салтыков взывает к совести человека, рассчитывая на "эмбрион стыдливости", открывающий любому глаза на существующие безобразия. Эта позиция писателя определила появление в романе развивающихся крещендо мотивов Совести и Стыда.

Последние страницы романа "Господа Головлевы" - это рассказ о проснувшийся совести, муках запоздалого раскаяния. Именно они создают .ощущение трагического накала и напряжения всего действия произведения.

Переворот в душе Порфприя Головлсва (собирательный образ всего дурного в человеческой душе) возможен, ибо, по Щедрину, надежда на перерождение дана всем. Работа Совести превращает главный персонаж романа из Иудушки в Порфприя Владимировича, делающего последний шаг, ведущий к нравственному возрождению - признанию им собственных грехов и вины, то есть к Покаянию.

Момент прихода совести - миг временной целостности, временной полноты, поэтому он гак "мучителен". Салтыков

Щедрин подвергает "псевдочеловека" суровому суду вспыхнувшей совести - неизбежному уделу тех, кто, презрев мирской суд, подавив в себе все человеческое, творит зло.

Совесть - это связующее, держащее и удерживаемое начало, в отсутствии которого начинается процесс неудержимого распада. В романе автор органично соединяет моралистическую тему (силу правды и совести) с социальной (распад дворянско-помещичьего класса).

"Господа Головлевы" - роман о смерти, о ее тотальном господстве в мире Головлевых. Писатель карает своих героев, т. к. они несут в себе страшные пороки. Выявлению, осуждению и истреблению грешников посвящен роман. В повторяющейся схеме "умираний" героев важен и интересен этап - "чтение приговора", обрекающий персонаж на наказание и искупление - смерть. В финале романа смерть не средство борьбы с грехами, а форма освобождения, уход от несправедливости, ступенька к Просветлению и Возрождению.

Мотив холода позволяет автору придать образу Головле-ва и его обитателям дополнительные художественные характеристики. Рассматриваемый в двух аспектах - внутреннем и внешнем - он становится еще одной из вариаций мотива смерти, привносящей новые смысловые оттенки в глобальную тему гибели рода Головлевых.

Похожие диссертации на Поэтика романа М. Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы" : Система символов и мотивов