Введение к работе
Евгений Николаевич Чириков (1864-1932) - один из тех писателей, кто был хорошо знаком современникам, но почти не известен потомкам. После революции Е.Н. Чириков оказался в эмиграции. Именно это обстоятельство привело к тому, что его творчество в советское время замалчивалось и не изучалось. К счастью, Чирикову удалось вернуться к читателю. Показательно, что «второе рождение» состоялось во многом благодаря публикации его романа «Зверь из бездны».
Роман, написанный Е.Н. Чириковым в 1924 году, опирается на реальные события и представляет развернутую картину революционной эпохи. «Зверь из бездны» стоит в ряду таких произведений, отразивших революцию и гражданскую войну, как «Окаянные дни» И.А. Бунина, «Рассказы 1922-1924 годов» М. Горького, «Голый год» Б.А. Пильняка, первая часть трилогии А.Н. Толстого «Хождение по мукам», романы «Белая гвардия» М.А. Булгакова, «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака, «Сивцев вражек» М.А. Осоргина, повесть «Мирская чаша» М.М. Пришвина, и др. В этом ряду роман Чирикова интересен особым взглядом на события, своеобразием поэтики, вместившей в себя различные творческие методы и стилевые искания эпохи. Все это обусловило оригинальность произведения, которое необходимо внимательно изучать и включить в ряд книг, прославивших русскую литературу.
Работы, посвященные творчеству Е.Н. Чирикова, демонстрируют проявившийся к писателю интерес. Заметный вклад в изучение его наследия внесла М.В. Михайлова, написавшая ряд обстоятельных статей о его жизни и творчестве, отметившая христианское мировоззрение писателя и его непримиримый разрыв «между небом и землею»1. Значительно продвинул изучение творчества писателя сборник «Евгений Николаевич Чириков.
1 Михайлова М.В. Люди и звери Евгения Чирикова // Чириков Е.Н. Зверь из бездны: Роман, повести, рассказы, легенды, сказка. - СПб.: Фолио-Плюс, 2000. - С. 10.
Возвращение к читателю»2 по итогам II культурологических чтений „Русская эмиграция XX века"», выпущенный Домом-музеем Марины Цветаевой в 2008 году. Коллектив авторов рассмотрел самые разные аспекты жизни и творчества писателя, осветив различные периоды его творчества: Новгородский, Казанский, Минский. Здесь прослежены творческие связи писателя (А.В. Назарова, М.Ю. Любимова, Е.А. Михеичева, В.В. Беляков), рассмотрены особенности поэтики произведений (М.В. Михайлова, В.Т. Захарова. Д.А. Завельская). В статье М.Ю. Рощина «Гражданская война и любовь в романе Е.Н. Чирикова „Зверь из бездны"», посвященной исследуемому в настоящей диссертации роману, автор останавливается на политических взглядах писателя, образной системе романа, находит интересный поворот в освещении любовной драмы главных героев.
Для научного осмысления творчества Е.Н. Чирикова весьма важны «Горьковские чтения», регулярно проходящие в Нижнем Новгороде и Казани. В 2001 году в рамках «Горьковских чтений» было проведено исследование провинциального периода творчества Чирикова (статьи Л.Е. Бушканец «Образ Казани в прозе Е.Н. Чирикова», И.В. Карпова «Евгений Чириков и "Волжский вестник"»). В 2005 и 2007 годах сравнительную характеристику казанского текста в творчестве Горького и Чирикова дали Д.А. Завельская и И.В. Карпов. Интересны архивные разыскания И.В. Карпова (Письма Е.Н. Чирикова из казанской тюрьмы как исторический документ и как этап творческого развития). Большой вклад
вносят отдельные статьи, освещающие некоторые мотивы и образы романа .
Трудно переоценить значение работ по сбору и систематизации имеющихся научных, биографических материалов, которые в течение многих лет ведут внук писателя Е.Е. Чириков и его правнук м.А. Чириков.
2 Евгений Николаевич Чириков: возвращение к читателю: Творческие и биографические материалы из
личных собраний потомков писателя (Нижний Новгород, Минск): Каталог / Предисл. и сост. Н.Б. Шаинян. -
М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2007.
3 Урвилов В.А. Особенности воплощения мотива хаоса в романе Е.Н. Чирикова «Зверь из бездны» //
Нижегородский текст в русской словесности. Межвузовский сборник научных статей. - Нижний Новгород:
НГПУ, 2007. - С. 339.
Между тем, несмотря на очевидный интерес научных и читательских кругов к личности и наследию русского писателя XX века, большая часть его творчества остается не изученной. До сих пор не создано ни одной монографической работы о жизни и творчестве Е.Н. Чирикова. Количество научных работ, посвященных этому некогда широко известному художнику слова, также недостаточно. Многие затронутые в статьях вопросы (об особенностях поэтики произведений Чирикова, об отражении в его произведениях творческих исканий эпохи и проч.) нуждаются в уточнении. В полной мере это относится и к роману «Зверь из бездны». Назрела ситуация, когда роман писателя может с полным правом рассматриваться в контексте литературы о гражданской войне, с одной стороны, а с другой - в традициях русской литературы Серебряного века. Этим объясняется актуальность предпринятого исследования.
Научная новизна диссертации состоит в следующем: она является первым монографическим исследованием романа Е.Н. Чирикова «Зверь из бездны», определяет место писателя в литературном процессе начала XX века. Впервые системно исследуется поэтика романа (особенности хронотопа, сюжета и композиции, системы образов), рассматривается сложная соотнесенность произведения с классическим наследием литературы XIX и Серебряного века, с фольклором и библейским текстом.
Методологической основой работы является комплексный подход, системно соединяющий историко-литературный, структурно-семиотический и структурно-описательный анализ. Подобный подход дает возможность осветить некоторые стороны поэтики Чирикова в их эволюции, ибо система взглядов писателя складывалась постепенно, художественный мир постоянно обогащался. Писатель отличался живым интересом к происходящему, на протяжении всей творческой жизни осуществлял поиск героя, искал новые неординарные решения для реализации авторской сверхзадачи. Для осуществления комплексного подхода были особенно полезны работы М.М. Бахтина «Эпос и роман», Д.С. Лихачёва «Внутренний мир
художественного произведения», Н.Л. Лейдермана «К определению сущности категории жанр». Также в работе используются такие научные принципы, как сравнительно-исторический, историко-функциональный, принцип целостного анализа художественного произведения.
Эти методологические установки согласуются с целями и задачами диссертации.
Целью работы является изучение поэтики романа «Зверь из бездны» в контексте творчества писателя и русской литературы в целом, а также описание приёмов создания его художественных образов.
В работе эта цель раскрывается через систему конкретизирующих ее задач:
показать эволюцию творческого метода писателя;
проследив творческий путь Чирикова, доказать, что события жизни писателя стали важнейшим источником романа;
исследовать художественную форму романа;
изучить систему образов романа;
раскрыть значение апокалипсических мотивов романа.
показать синтетический характер поэтики романа;
Предмет исследования - роман Е.Н. Чирикова «Зверь из бездны».
Объект исследования - поэтика, композиция, система образов романа Чирикова «Зверь из бездны».
Научная значимость работы обусловлена необходимостью изучения произведения, важного как для понимания гражданской позиции писателя, свидетеля трагических лет, так и для осмысления творческих и стилевых исканий русской литературы XX века в целом.
Практическая значимость диссертации определяется тем, что основные результаты исследования могут быть использованы при разработке и чтении курса литературы Серебряного века и русского зарубежья, русской литературы первой половины XX века, на семинарах и спецкурсах, посвященных творчеству писателей-эмигрантов, а также в школьной
практике на уроках литературы и внеклассного чтения или факультативных занятиях.
Основные положения, выносимые на защиту:
Эволюция творческого метода Е.Н. Чирикова представляет собой движение от реализма через модернистскую поэтику к неореализму.
Роман Е.Н. Чирикова «Зверь из бездны» является новаторским произведением, созданным на стыке реализма и модернизма, в поэтике неореализма.
В романе представлена сложная система образов, призванная утвердить главную мысль произведения: гражданская война убивает человеческую душу, нарушает основы человеческого бытия.
Библейский текст является важнейшей составной частью поэтики произведения и составляет особый философский пласт романа.
Апробация диссертационного исследования. Работа обсуждалась на заседаниях кафедры русской литературы и фольклора Московского городского педагогического университета. Основные положения исследования были заявлены в докладах на научных конференциях: XI Виноградовские чтения (Москва, МГПУ, 2009); «Русский язык как язык межкультурного и делового сотрудничества в би- и полилингвальном контексте Евразии» (Астана, КГЮУ, 2009).
Структура работы. Настоящее исследование состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.