Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтика нравоописательных романов Ф. В. Булгарина Смирнова Юлия Алексеевна

Поэтика нравоописательных романов Ф. В. Булгарина
<
Поэтика нравоописательных романов Ф. В. Булгарина Поэтика нравоописательных романов Ф. В. Булгарина Поэтика нравоописательных романов Ф. В. Булгарина Поэтика нравоописательных романов Ф. В. Булгарина Поэтика нравоописательных романов Ф. В. Булгарина Поэтика нравоописательных романов Ф. В. Булгарина Поэтика нравоописательных романов Ф. В. Булгарина Поэтика нравоописательных романов Ф. В. Булгарина Поэтика нравоописательных романов Ф. В. Булгарина
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Смирнова Юлия Алексеевна. Поэтика нравоописательных романов Ф. В. Булгарина : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 Псков, 2006 170 с. РГБ ОД, 61:06-10/647

Содержание к диссертации

Введение С. 4

Глава I. Традиции нравоописательной литературы XVIII века (А.Е.Измайлов, М.Д.Чулков, М.Комаров, В.А.Левшин) в творчестве Ф.В.Булгарина С. 19

1.1. Проблема сюжета и героя С. 19

1.2. Оппозиция «Автор - Герой» С. 39

1.3. Особенности введения в литературный текст моралистического компонента С. 47

Глава П. Поэтика нравоописательных произведений Ф.В.Булгарина в литературном контексте 1820-1830-х го дов С. 52

2.1. Очерки и рассказы Ф.В.Булгарина 30-х годов как этап формирования поэтики нравоописания С. 56

2.2. Особенности нравоописательной прозы 1810-х годов и романы Ф.В.Булгарина С. 68

2.3. Нравоописания Ф.В.Булгарина в культурном и литературном контексте пушкинской эпохи С. 81

2.4. Нравоописательные романы Ф.В.Булгарина в творческой истории романа А.С.Пушкина «Русский Пелам» С. 100

2.5. Булгаринская традиция в романах Д.Н.Бегичева и Г.Симоновского С. 108

Глава III. Нравоописательные романы Ф.В.Булгарина в кон тексте литературы 1840-х годов С. 119

3.1. Историко-литературная ситуация 40-х годов XIX века С. 119

3.2. Нравоописательные очерки Ф.В.Булгарина в эпоху «натуральной школы» С. 124

3.3. Последние романы Ф.В.Булгарина в контексте литературы «го голевского» направления С. 132

Заключение С. 146

Библиография С. 152 

Введение к работе

Фаддей Венедиктович Булгарин - одна из ключевых фигур литературной и общественной жизни 20-40-х годов XIX века. Однако, как отмечает А.И.Рейтблат, «одиозная репутация Ф.В.Булгарина обусловила весьма специфическую судьбу его печатного и рукописного наследия. Несмотря на широкую известность Булгарина и популярность его книг у читателей 1820-1830-х гг., они после его смерти более ста лет не переиздавались и лишь в последние годы, после сильной «встряски», которую получило общество, и вызванного этим снятия многих идеологических «табу», вновь вышли некоторые из них»1. Качественно новый интерес сначала к личности, а затем к творчеству Булгарина возник лишь в середине 90-х годов2. «Активизировавшийся в последнее десятилетие научный интерес к его личности и литературной деятельности, - отмечает Н.Н.Акимова, - объясняется не только желанием восполнить пробелы в изучении русской литературы, избежав заведомой тенденциозности и отказавшись от сложившихся стереотипов, но и стремлением осмыслить малоизученные закономерности и тенденции литературного процесса XIX века, в частности, особенности функционирования беллетристического пласта отечественной словесности»3.

Материал диссертационного исследования, в основном, составляют романы Булгарина «Иван Выжигин», «Памятные записки титулярного советника Чухина» и «Счастье лучше богатырства» (в соавторстве с Н.А.Полевым). Для реализации задач диссертационного исследования привлекаются и исторические романы писателя («Мазепа», «Петр Иванович Выжигин»), а также его нравоописательные очерки. Для сопоставительного анализа были использованы литературные произведения конца XVIII века — первой половины XIX вв., содержащие в себе явно выраженные элементы нравоописания. Особое внимание было уделено поэтике нравоописаний пушкинской эпохи и эпохи 1840-х годов.

Предметом исследования являются закономерности и основные по-этологические особенности нравоописательного метода в творчестве Ф.В.Булгарина-романиста; объект изучения составляют его романы, активно использующие этот метод.

Актуальность работы связана с недостаточной изученностью романов Ф.В.Булгарина в историко-литературном и теоретическом аспектах. Это обусловлено, в первую очередь, устойчиво негативной репутацией писателя, сложившейся при его жизни и сохранившейся после смерти. Лишь в последнее время появились фундаментальные работы, с разных позиций освещающие личность Булгарина и затрагивающие проблемы его творческого развития (прежде всего труды А.И.Рейтблата и Н.Н.Акимовой). В их задачу, однако, не входило рассмотрение его романов в качестве специального объекта исследования. До сих пор они не включены в историко-типологическое изучение нравоописательной романистики указанного времени.

Научная новизна диссертации обусловлена тем, что в ней впервые предпринята попытка исследования романов Ф.В.Булгарина в историко-литературном контексте. В научный оборот введен малоизвестный материал, существенные уточнения внесены в дефиницию «нравоописание».

Цель работы состоит в определении ведущих стилеобразующих признаков поэтики нравоописания Булгарина в сопоставлении со способами ее литературного выражения в жанре романа 1790-х - 1840-х гг. Представляется необходимым проанализировать романы Булгарина, поместив их в разные литературные контексты - конца XVIII в., пушкинской эпохи, ли тературы «гоголевского направления». При этом следует учитывать их место и значение как с точки зрения историко-типологического взгляда на объект научного исследования (сопоставление текстов происходит на основе объективно обнаруживающих себя черт поэтики), так и особенностей читательского восприятия, обусловленных закономерностями социологического и культурологического характера.

Для реализации выдвинутой цели необходимо решить следующие задачи:

- исследовать феномен «нравоописания» в историко-литературном аспекте;

- проследить типологию нравоописания как междужанровой поэто-логической категории, определяющей взаимодействие романов Булгарина с малыми и средними жанрами (очерк, рассказ, повесть);

- рассмотреть функционирование нравоописания в составе романов Булгарина;

- проанализировать жанр булгаринского романа в литературном контексте 1790-1840-х гг.: в проекции на нравоописательную традицию XVIII в. и во взаимодействии с пушкинской и некрасовской разновидностями нравоописания;

- определить отличительные признаки нравоописания как специфического способа литературного освоения действительности;

- уточнить понятие нравоописания как теоретически значимое.

В процессе работы над диссертационным исследованием применяются историко-типологический и сравнительно-исторический методы анализа художественных произведений, а также метод теоретической поэтики.

Теоретической основой исследования являются труды М.М.Бахтина, Н.Д.Тамарченко, В.Е.Хализева, С.Н.Бройтмана, Г.Н.Поспелова, Н.Т.Рымаря, Л.В.Чернец, всесторонне исследовавших поэтику романного жанра.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью использовать его материалы в вузовской практике изучения истории и теории литературы, а также спецкурсах, посвященных исследованию жанра романа, в частности, его нравоописательной разновидности, представленной творчеством Ф.В.Булгарина.

Апробация работы. По результатам исследования были сделаны доклады на научно-практических семинарах аспирантов кафедры литературы Псковского государственного педагогического университета имени С.М.Кирова, принципиальные положения работы и ее основные аспекты обсуждались на заседаниях кафедры.

Материалы диссертации явились предметом обсуждения на конференциях различного уровня, в том числе международного: «Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе. Проблемы теоретической и исторической поэтики». X Международная конференция (Гродно /Беларусь/, 2004 г.) и «Беллетристическая пушкиниана XIX-XXI веков» (Псков, 2003 г.). Некоторые положения работы стали основой выступлений на традиционных научных конференциях в Пскове («Пятые Маймин-ские чтения», 2004 г.) и Нижнем Новгороде («IV Грехневские чтения», 2004 г.); на межвузовской научной конференции «Герценовские чтения» в РГПУ им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург, 2003); на региональной научно-практической и литературно художественной конференции «III Масловские чтения» (Мурманск, 2004). Отдельные положения диссертационного исследования стали основой статьи, принятой к публикации в межвузовском научном сборнике «Герценовские чтения» (Санкт-Петербург, 2005 г.). По теме диссертации опубликовано пять работ.

Структура работы

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения. Список использованной литературы включает в себя 230 наименований.

Во Введении определяются теоретические предпосылки обращения к нравоописаниям Булгарина, обосновываются актуальность и новизна предпринятого исследования, формулируются его цели и задачи. Уточняется степень изученности романа нравоописания в истории научного осмысления романных жанров и содержательная наполненность термина «нравоописательный роман» в его исторической эволюции.

Первая глава посвящена исследованию поэтики нравоописательных романов Булгарина в проекции на произведения конца XVIII в., принадлежащих к нравоописательной разновидности романистики. Сочинения Измайлова, Чулкова, Левшина и др. рассматриваются как один из источников развития романного жанра первой трети XIX в. применительно к романам Булгарина, продолжающим традицию нравоописания в новом литературном контексте.

Вторая глава посвящена развитию нравоописательной разновидности жанра романа в прозе первой трети XIX в., уточнению содержательности жанра романа в пушкинскую эпоху с учетом значимости романических произведений Булгарина в историко-литературном процессе. Особое место отведено анализу поэтики нравоописания в творчестве Василия Трофимовича Нарежного и Александра Сергеевича Пушкина (на примере незаконченного романа «Русский Пелам»); обращается внимание на специфику нравоописательного метода в творчестве Н.Остолопова, Д.Н.Бегичева, Г.Симоновского.

Третья глава посвящена исследованию поэтики нравоописания Булгарина в соотношении с поэтикой литературы «гоголевского направления» (40-е годы). При этом отмечено различие между художественными установками «натуральной школы» (к ней в последнее время напрямую присоединяют Булгарина, тем более, что именно он ввел термин «натуральная школа»)4, и поэтикой нравоописательных сочинений Булгарина, сохранившего в литературной ситуации 40-х годов основные свойства своего стиля. Следует иметь в виду, что все характерные признаки нравоопи сания имеют место и в последнем булгаринском романе, написанном совместно с Н.А.Полевым («Счастье лучше богатырства», 1845- 1847 гг.).

В Заключении представлены основные выводы по теме диссертационного исследования.

Работа содержит попытку всестороннего осмысления поэтики нравоописания в романах Ф.В.Булгарина. Преимущественное внимание к жанру романа (а не очерка) в булгаринском творчестве связано, прежде всего, с современным уровнем освоения этого жанра научно-критической литературой. Большинство исследователей считает, что нравоописание Булгарина проявило свои наиболее сильные - в художественном отношении - стороны в жанре очерка, а не романа. Именно поэтому романный жанр, как можно предположить, не занял ведущее место в изучении литературного наследия Булгарина. В диссертационном исследовании жанр очерка в булгаринском творчестве рассматривается, прежде всего, как подготовительный — заложивший основы большой романной формы. Соответственно, меняется контекст анализа произведений Булгарина - учитывается скор-ректированность поэтики его романов усложнившимися требованиями романной формы в период ее наиболее интенсивного развития.

При выборе объекта научного изучения учитывалось и то, что важнейшая часть творчества Булгарина связана именно с романным жанром, что обуславливает необходимость его специального рассмотрения в теоретическом аспекте.

В современной науке принято разделять литературные жанры на канонические и неканонические: «Каноническими считаются жанры, структуры которых восходят - по представлениям создателей произведений такого рода - к определенным «вечным» образцам. Произведения неканонических жанров не строятся с ориентацией на готовые, унаследованные формы художественного целого»5. Именно к неканоническим жанрам литературоведы относят жанр романа, который не подчиняется жестким жанровым законам, сопротивляясь четкой определенности и заданности жанровых границ6. Роман - это самый своеобразный жанр литературы, поэтика которого вытекает из антиномии: «роман обладает не только исключительной изменчивостью, но и удивительной устойчивостью»7. Именно устойчивость как одна из важных составляющих жанра романа позволила выделить понятие «внутренней меры» для русского классического романа (Н.Д.Тамарченко).

В современной науке жанровые образования создают строгую иерар-хичную систему: «жанры получают завершающую художественную разработку, устанавливаются четкие границы между ними; в то же время за пределами системы остаются жанры, которые в нее не вписываются и ор Q ганически ею отвергаются . Главным из маргинальных жанров, который не попадал даже в низшие рубрики такой системы, был роман»9. «Марги-нальность его, - пишет С.Н.Бройтман, - связана с тем, что у него нет не только строгих композиционных форм и жанрового образца-канона, но и жанрового закона»10. Кроме того, это жанр, который не имеет «жанра-источника»: «Он уходит своими корнями не к определенному оформившемуся жанру, а к живой и подвижной стихии народно-смеховой культуры, одновременно преломляя и переосмысливая в себе готовые жанры»11. Н.Т.Рымарь отмечает, что «всякий раз роман выступал как порождение своей эпохи, и всякий раз он заново создавал свою форму, в которую зачастую входило и его самооправдание»12.

Более того, роман - это многожанровое образование: «Роман допускает включение в свой состав различных жанров, как художественных (вставные новеллы, лирические пьесы, поэмы, драматические сценки и т. п.), так и внехудожественных (бытовые, риторические, научные, религиозные и др.). Принципиально любой жанр может быть включен в конструкцию романа, и фактически очень трудно найти такой жанр, который не был бы когда-либо и кем-либо включен в роман» .

М.М.Бахтин выделил три основные особенности романа, отличающие роман от всех остальных жанров: «1) стилистическую трехмерность романа, связанную с многоязычным сознанием, реализующимся в нем; 2) коренное изменение временных координат литературного образа в романе; 3) новую зону построения литературного образа в романе, именно зону максимального контакта с настоящим (современностью) в его незавершенности»1 .

Одним из важных компонентов поэтики романа является образ автора. Данная литературная категория, по мнению С.Н.Бройтмана, напрямую связана с категорией жанра: «Избрав жанр, автор избирает и жанровую точку зрения на мир, и, что не менее важно, жанрового героя»15.

Кроме того, роман как неканонический жанр создает особую систему взаимоотношений автора и героя: «... в эпосе в отношениях автора и героя господствовала иерархическая вертикаль: они существовали в разных ценностных мирах, четко разделенных границей. В романе автор и герой уже пребывают в одном целостном мире, между ними возможны фамильярный контакт, изменение границ и субъективные переходы»16.

В связи с романистикой Булгарина возникает, однако, проблема другого рода - она состоит в том, что «неканоничность» жанра романа может соотноситься и с комплексом иных поэтологических признаков, осознаваемых в качестве маргинальных в соотношении со ставшей сегодня «канонической» моделью романа, описанной нами выше. Согласно закону литературной эволюции17, в определенное время в жанре романа может актуализироваться то, что было преодолено процессом его самоопределения как жанра «становящегося» и «исключительно изменчивого». Применительно к романам Булгарина речь идет о той стороне «романной устойчивости», которая усвоена этим жанром от риторической культуры и поэтому выражается особой эклектической организацией: «неканонической», но одновременно и «канонической».

В этом смысле особого внимания заслуживает роман XIX века, так как именно во второй его половине возникает классический русский роман. Но его формированию способствовало развитие жанровой модели романа конца XVIII — первых десятилетий XIX в. (20-30-е годы) с ее разновидностями - нравоописательной и исторической. При этом нравоописательная разновидность романа оказывается в начале века наиболее востребованной и структурно разработанной.

Но, несмотря на популярность нравоописательного романа в первой половине столетия, проблема романиста-нравоописателя никогда не освещалась в специальных исследованиях. До сих пор не существует четкого определения феномена нравоописания, не выяснено до конца, какие конститутивные признаки оно предполагает. Исторически это связано, в первую очередь, с переходным характером эпохи - с тем, что нравоописательные романы появляются в то время, когда происходит «переход от одного состояния... к другому, от старого к новому»18.

Для 30-х годов характерно проникновение нравоописательного материала в разные литературные жанры. В.Зильбер (В.А.Каверин) отмечает, что выделяется ряд произведений, «ставящих себе непосредственную задачу верного изображения национального быта и национальных нравов»19;

в то же время создаются сочинения, которые используют нравоописание для достижения иных, во внешнем выражении, целей. Исторический роман, например, мало чем отличается от собственно романа нравоописания; к историческому роману, пишет В.Зильбер, «предъявлялись прямые требо-вания нраво- и быто-описания» .

Жанр романа в это время не определен до конца, литераторы пытаются разобраться в его сущности, понять соотношение жанра романа и повести, анализируя состояние современной прозы. Не случайно критик «Московского телеграфа» называет роман «пробным камнем»: «Роман есть пробный камень огромного дарования: здесь, где автору должно развить целую жизнь страстей и событий, и постепенно развязать и завязать ее, здесь он испытывается, как изобретатель действия, как рассказчик, как описательный поэт, как историк сердца. В повести, напротив, если есть легкий объем, удовлетворена частность, встречается несколько живых картинных очерков, то читатель и доволен. Роман — огромная живописная картина; повесть - картинка, набросанная карандашом»21. Главным при-знаком, отличающим роман от повести, становится именно объем . Общепризнано, что XIX век - это период развития повествовательных жанров, в частности, становления жанра романа, чему способствовало формирование «средних» жанров - рассказа и повести.

Развитие жанров - это не собственно литературный процесс, он всесторонне связан с духовным состоянием общества, которое в первой трети XIX века переживает духовные потрясения. Исторические события - Отечественная война 1812 года, общественный подъем в преддекабристский период, а затем восстание декабристов - заставили общество по-новому взглянуть на окружающую их действительность, как-то ее переосмыслить. И одним из основных способов познания действительности становится роман, который по своей жанровой сущности наиболее отвечает этой потребности. «Роман - единственный становящийся жанр, поэтому он более глубоко, существенно, чутко и быстро отражает становление самой действительности23.

Интерес читателей в конце XVIII - начале XIX века привлекают произведения, где главным становится изображение современной жизни. Даже обращение к историческим жанрам так же было формой выражения интереса к современности: оно было связано со стремлением проанализировать вопросы настоящего и будущего с учетом исторического опыта русского общества24. Кроме того, читателя привлекают переводные авантюрные романы, которые становятся основным чтением в мещанской среде: «они импонировали нарождающемуся «третьему сословию» трезвым реализмом, отсутствием высокопарности, живой, занимательной фабулой, очень близкими по духу героями»25.

Уже в 30-е годы делаются первые попытки выделить жанровые разновидности романа. Так, Н.Ф.Кошанский обнаруживает следующие видовые формации в пределах жанра романа: «Роман - частию Поэзия, частию Проза. - Содержание его: вымышленная жизнь какого-либо Героя... По сему бывают Романы: Нравственно-сатирические, - нраво-описательные, -Философские, - Исторические и проч.» .

Руководствуясь заранее заданной установкой, нравоописание насаждало, в основном, «публично-риторические формы» . Само по себе оно носит «поверхностно-синкретический характер. Им выхолащивалась жанровая содержательность ... любой самоценной формы ... самим способом воссоздания облика реальности»28.

По высказываниям современников можно судить о том, что на раннем этапе своего развития роман нравоописания развивает одну из мировоззренческих «жанровых точек зрения», локально представленных в жанре повести. Об этом свидетельствует, например, суждение Н.И.Надеждина в обзоре литературных новинок 1832 года. Говоря о принципах формообразования современной повести, он отмечает: «Таковых точек зрения может быть только три, ибо жизнь человеческая слагается из трех главных элементов: мыслей, действий и чувствований... В романе, коего рамы просторны, сии точки зрения все могут совмещаться легко и свободно. Но в повести, коея круг слишком ограничен, одна из них должна преимущественно господствовать и сообщать ей цвет определенный, решительный. Таким образом, повести, не изменяя своей сущности, могут быть и действительно бывают троякого рода: философические, сентиментальные и собственно дееписателъные» . При этом по справедливому заключению Н.Л.Вершининой, «не способное к романической рефлексии описание «нравов», сколь бы миниатюрно точным оно ни было, не в состоянии трансформироваться в «органической жизни романа»»30.

Таким образом, под нравоописанием следует понимать способ отображения действительности, включающий в себя «верное изображение быта, нравов, обычаев и природы» (В.Зильбер)31. Кроме того, следует учитывать важные особенности нравоописательных произведений, выделенных Л.В.Чернец. Это, во-первых, неполнота изображения человека в нравоописательном сочинении: «К нравоописательным персонажам, видимо, следует подходить с иными критериями оценки, чем к героям романиче ских жанров: ведь в намерения авторов и не входит изображение всех глу-бин внутреннего мира личности» . Во-вторых: отбор изображаемого материала в нравоописательном сочинении подчинен «общему нравоописательному заданию»33.

Следует обратить внимание и на то, что сущность нравоописания не меняется со временем. Доказательством могут служить романы Ф.В.Бул-гарина, нравоописательная поэтика которых остается постоянной.

Возникновение необходимости развития романной формы в первое десятилетие XIX в. во многом связано с состоянием общества и литературы, которая, по мнению современников, находилась в «спящем состоянии»: «надо вспомнить, - пишет Н.А.Полевой, - что в то время [литература]... (высказывание Н.А.Полевого относится к 1821 г. - Ю.С), дремала в совершенном бездействии. Карамзин отделился от современных писателей и шел своим путем; Батюшков не писал; Жуковский также оставил прозу; князь Вяземский, писатель остроумный, одаренный талантом, не принимал деятельного участия в словесности и, по своему обыкновению, ограничивался коротенькими, изредка являвшимися в журнале статейками; Ф.Н.Глинка остановился на поэзии; Москва, бывшая всегда сердцем Русской литературы, отдыхала после наполеоновских громов и не показывала никакого знака Литературной жизни»34. К следствиям литературной пассивности относят усилившийся утилитаризм, практическую направленность словесности 5. Журналы печатают в основном путевые заметки, воспоминания, исторические известия. Сократилось число оригинальных прозаических произведений, отвечающих требованиям художественности. С точки зрения В.А. Покровского, «причина такого оттеснения на второй план художественной прозы коренилась в том интересе к путешествиям, статистике и политической экономии, который вырос на основе общих буржуазных устремлений эпохи»36.

Вслед за Ю.Н.Тыняновым, данный период в истории литературы можно считать подготовительным37. По мнению ученого, ни один жанр не исчезает из литературы и не появляется внезапно - это относится и к жанру романа: «Роман, кажущийся целым, внутри себя на протяжении веков развивающимся жанром, оказывается не единым, а переменным, с меняющимся от литературной системы к системе материалом, с меняющимся методом введения в литературу внелитературных речевых материалов, и самые признаки жанра эволюционируют»38. Поэтому о начале XIX века можно говорить как о периоде накопления материала для последующего развития жанровой модели романа.

Вместе с тем, как уже отмечалось, в это время разрабатываются новые литературные жанры, в частности роман и повесть. Работая над романом в стихах «Евгений Онегин», Пушкин уже задумывается о жанре романа в прозе. Появляются первые прозаические заметки, разрабатывающие теорию романного жанра. А.С.Пушкин одним из первых (с опорой на П.Георгиевского, что отмечено Н.И.Михайловой) даст определение роману в 1830 году в рецензии на роман М.Н.Загоскина «Юрий Милослав-ский»: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую на вымышленном повествовании»39.

1820-30-е годы можно считать периодом развития нравоописательной и исторической разновидностей в жанре романа. Пушкин писал в 1836 году: «Оригинальные романы, имевшие у нас наиболее успеха, принадлежат к роду нравоописательных и исторических. Лесаж и Вальтер Скотт служили нам образцом, а не Бальзак и не Жюль-Жанен»40. Критик журнала «Отечественные записки» в 1829 году отмечал: «Россия представляет богатую жатву для нравственных и исторических романов...»41. Следует иметь в виду, что обращение к историческим жанрам также было формой выражения интереса к современности: оно было связано со стремлением проанализировать вопросы настоящего и будущего с учетом исторического опыта русского общества42. В центре внимания литераторов, так или иначе, остается современность.

Интерес романистики и в том и в другом случаях сосредоточился на становлении нравоописательной формы повести и романа. Огромную роль в определении этой жанровой модели сыграл Ф.В.Булгарин, написавший ряд нравоописательных романов, первым из которых был « Иван Выжи-гин» (1829). Романы Булгарина стали формой переработки «первичных» (Ю.Н.Тынянов) жанров, которые «обновили» содержание «нравоописаний», созданных в XVIII веке.

Понятие «нравоописания» сопоставимо с понятием «нравы общества». Но несмотря на достаточно большое количество разнообразных определений романа43, мы не находим в специальной литературе определения нравоописательного, нравственно-сатирического романа как одной из полноправных жанровых разновидностей. Поэтому в работе будет сделана попытка исследования поэтики нравоописания, ключевых составляющих данного понятия применительно к жанру романа в общетеоретическом отношении.

Похожие диссертации на Поэтика нравоописательных романов Ф. В. Булгарина