Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтика цикла "Избяные песни" Н. Клюева Редько, Яна Петровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Редько, Яна Петровна. Поэтика цикла "Избяные песни" Н. Клюева : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Красноярск, 1998.- 201 с.: ил. РГБ ОД, 61 99-10/698-X

Введение к работе

Актуальность исследования: оригинальностью, неповторимостью пиитического письма Н.Клюева объясняется устойчивый интерес к его тнирчеству. В настоящее время на фоне общего внимания к проблемам ноиокрестьянской поэзии, разработки в этой области современных концепций (В.В.Коржан.А.И.Михайлов), изучения преемственных связей поэтов интересующего нас направления, взаимосвязи в их творчестве литературы и фольклора (Л.А.Киселева, Т.П.Чаплышкина) интерес к творчеству Клюева значительно возрос.

Перг.ым направлением в изучении поэзии Н.Клюева следует назвать проблему жанров. Начало было положено В.Г.Базановым. Наиболее обстоятельно в плане жанровых особенностей им охарактеризованії! "Плач о Есенине" а и "Погорельшина" 2.

Нотейшие работы (Л.В.Захаровой,О.Симчич,Е.И.Марковой) отличает тенденция к укрупнению объекта исследования, в связи с чем теряется пристальный взгляд к поэтике отдельных произведений, вопросам поэтической техники, хотя и в этом направлении получены существенные результаты. В частности метрический строй стихов Н.Клюева был охарактеризован немецким ученым Э.Врайдертом. Особенности метафоризации рассматривались исследователями В.Г.Базановым, К.М.Азадовским, Н.И.Неженец, С.В.Поляковой, которыми метафоризм был выделен как один из существенных принципов поэтики Клюева. Тем не менее поэтическая техника Клюева представляется недостаточно изученной. Мало разработана проблема циклизации в творчестве Клюева. Требует пристального внимания проблема творческого метода поэта.

Исследователи поэзии Клюева единодушно признают её связь с фольклором. Однако проблема соотношения "литературного" и "фольклорного" элементов в творчестве Клюева (отдельно взятых нестили-зоианных произведениях), на протяжении ряда лет рассматриваемая личг:ратуроведами, окончательно не решена.

Основной целью работы является опыт решения проблемы творческого метода Клюева через изучение его поэтики на материале цикла "Иабяные песни". Выдвигаются задачи:

1. Выявление особенностей . ритмической организации цикла "Избяные песни";

1. Русская литература, 1974, N3. 0.192-198. Z. Русская литература, 1979, N1. С.77-96.

Z. Анализ метафорической системы цикла как наиболее репрезентативный для стиля поэзии Клюева;

  1. Описание и интерпретация метафорических образов, картин как материала сюжетосдожения и художественной концепции цикла;

  2. Исследование жанровой природы цикла, определение его принципов и характера его целостности.

Методологической основой диссертации явились работы: М.Л.Гаспарова, М.Н.Эпштейна, Н.Д.Арутюновой, Г.Н.Поспелова, Ю.М.Лотмана, Э.Брайдерта и др.

Методы исследования; метод структурного анализа в сочетании с историко-литературным (проблема метода, жанра клюевского цикла), мифологическим (архитектоника цикла), герменевтическим (интерпретация поэтических образов, мотивов "Избяных песен") подходами.

Научная новизна заключается в том, что впервые проводится опыт кардинального решения проблемы двойственности творческой манеры Н.Клюева через микроанализ его поэтической техники. На материале отдельного произведения впервые исследованы и описаны особенности ритмической организации, метрического строя "Избяных песен", принципы метафоризации, функции и содержания метафоры в цикле, жанровая природа (жанровые источники) и принципы циклизации. Описаны и интерпретированы сюжет, сюжетная динамика, концептуальный комплекс цикла "Избяные песни". Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что творческий метод Клюева в цикле "Избяные песни" представляет собой феноменальную попытку преодолена границы между народно-поэтической и профессиональной культурами, получившую развитие в творчестве Клюева и положившую основание новокрестьянской поэзии.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, чтс разработанная методика анализа и описания метафоры в позтическої произведении представляется достаточно продуктивной и перспективной в исследованиях художественного стиля.

Перспектива работы видится в том, что результаты ее могу найти применение при исследовании ряда проблем: изучения своеобразия клюевскои метафоры в более общем контексте предшествующе: русской поэзии, изучения жанровых особенностей клюевских циклов метафорического текста клюевскои прозы; а также проблемы циклиза ции в творчестве поэтов-новокрестьян.

Практическая значимость состоит в возможности использования материалов и результатов исследования в практике преподавания в вуае при чтении курса лекций по русской литературе XX века, проведении практических занятий, спецкурсов и спецсеминаров, при разработке методических пособий.

Материалом для исследования послужил цикл Н.Клюева "Избяные песни", рассматриваемый в контексте творчества Клюева и русской пенсии начала XX века, представляющийся наиболее благодатным и перспективным для изучения творчества поэта названным методом. Налипание "Избяных песен" совпадает с временем становления поэтики гірклого Клюева, что мы считаем принципиально важным для выбора имсіічо этого цикла стихотворений в качестве объекта анализа. "Из-бяшлми песнями" положено начало постепенному переходу поэта к эпосу в циклах "Земля и железо"(1916), "Поэту Сергею Есени-ну"(1916-1917), "Ленин"(1918), "О чем шумят седые кедры"(1932), завершившемуся написанием поэм "Плач о Сергее Есенине"(1926), "Деревня"(1926), "Заозерье"(1926), "Соловки"(1926-<1928>), "Пого-релыцина"(1928), "Песнь о Великой Матери"(1929 или 1930). "Избяные песни" создавались Клюевым с середины марта 1913 г. до сентября 1915 г. на родине, в Олонецкой губернии. В этот период Клюев отходит от подчеркнутого стилизаторства в своем творчестве 1911-1912 гг., связанного со сближением с акмеистами, отдаляется от Блока и символистов.

Апрсбпция работы Основные положения диссертации обсуждались на ;'.,чседаниях кафедры-АТУ, на научных конференциях в АТУ, БГПУ, ТГ.У, на международной конференции "Культура и текст" (Барнаул, 1996).

Структура диссертации Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии, Приложения: таблицы, обобщающие анализ ритмії, метафоры.

Похожие диссертации на Поэтика цикла "Избяные песни" Н. Клюева