Введение к работе
Под авторской песней мы понимаем жанр песни, слова и музыка которой принадлежат одному или разным авторам, исполняются преимущественно под гитарный аккомпанемент, несут особую смысловую нагрузку и являются непосредственной составной частью бардовской субкультуры. Само понятие субкультуры применительно к предмету исследования мы рассматриваем как вариант понятия «литературное течение», что актуализирует изучение не только поэтики текстов, но и контекста их возникновения, «вписанности» в социокультурную действительность. Феномен авторской песни мы понимаем как совокупность содержательных и формальных характеристик авторской песни как литературного течения, во всем многообразии его сугубо литературных, экстралитературных и внелитературных черт.
Актуальность исследования. Авторская песня на сегодняшний день изучена достаточно подробно, о чем свидетельствует большое количество книг, монографий и диссертаций по теме. И хотя все исследователи указывают на синкретический характер этого феномена, коммуникативной природе песен и влиянию условий их бытования и распространения на поэтику внимания в должной мере не уделяется. Фактически никто из исследователей не рассматривает фестивальный формат как фактор поэтики песен, равно как и современные тексты авторов, развивающих эту традицию. Сам феномен авторской песни сохраняет свое заметное присутствие в сегодняшнем поэтическом пространстве, но современное состояние традиции оказалось на периферии исследовательского внимания. Возникло противоречие между развитостью и широкой распространенностью авторской песни и отсутствием комплексных исследований этого феномена в его современном состоянии. Избранный в работе коммуникативный подход представляется актуальной попыткой разрешения этого противоречия.
Степень разработанности проблемы. С конца ХХ века научное изучение авторской песни стало особым исследовательским направлением. Помимо монографий, книг об этом феномене в разных университетах страны защищено около 30 диссертаций (в том числе докторских) об авторской песне. Некоторые из них посвящены теории авторской песни, общему представлению о ней, ее состоянию. Это, например, работа К. Берндт «Советская авторская песня 60–70-х годов как лирический жанр: В. С. Высоцкий и др.», диссертация М. В. Каманкиной «Самодеятельная авторская песня 1950–1970-х годов (к проблеме типологии и эволюции жанра)», диссертация Д. Н. Курилова «Авторская песня как жанр русской поэзии советской эпохи (60-е – 70-е гг.)», докторская диссертация польской исследовательницы А. И. Жебровска «Авторская песня в восприятии критики (60–80-е годы)», историко-этнологическое исследование А. Г. Михайловской «Российская авторская (бардовская) песня». Несколько работ посвящено изучению творчества основателей направления бардовской песни: это диссертации С. Б. Бирюковой «Окуджава, В. Высоцкий и традиции авторской песни на эстраде», С. С. Бойко «Поэзия Булата Окуджавы как целостная художественная система», С. П. Распутиной «Социально-ценностное и мотивационное своеобразие советского бардового движения 1960–1980-х годов», Р. Ш. Абельской «Поэтика Булата Окуджавы: Истоки творческой индивидуальности», В. А. Кофановой «Языковые особенности геопоэтики авторской песни (на материале текстов произведений Б. Ш. Окуджавы, А. А. Галича, А. М. Городницкого, Ю. И. Визбора)». В этих и других исследованиях внимание сосредоточено на состоянии феномена авторской песни преимущественно в советский период, как мы уже указывали выше. Здесь представлена характеристика песен в рамках общей борьбы с советской идеологией, а также анализ их художественных особенностей. Коммуникативная ситуация, созданная совокупностью этих конвенций, частично рассматривалась в монографии Л. А. Левиной, однако исследовательница не ставила себе задачей анализировать поэтику авторской песни в коммуникативном аспекте. С литературоведческой точки зрения было бы особенно важно описать этот феномен в его нынешнем состоянии, постараться понять причины его сохранения и репродукции в современной литературной ситуации. Изучая степень разработанности проблемы, мы еще раз убедились в актуальности предпринятого нами труда.
Объектом нашего исследования является феномен современной авторской песни в коммуникативной ситуации бардовского фестиваля.
Предмет исследования – влияние коммуникативных конвенций на поэтику современной авторской фестивальной песни.
Цель работы – выявление художественных особенностей авторской песни в ее современном фестивальном бытовании.
Цель определяет ряд задач:
– проанализировать поэтику текстов в современных авторских песнях;
– установить степень влияния внетекстовых факторов бытования авторской песни фестивального формата на поэтику песен;
– разработать классификацию авторской песни в коммуникативном аспекте;
– определить роль коммуникативной стратегии в поэтике современной авторской песни;
– охарактеризовать художественные особенности основных групп авторских песен на основе реализации в них коммуникативной стратегии.
Материал исследования – 282 текста авторских песен, составивших исчерпывающий корпус песен Лесной площадки Ильменского фестиваля 2006 года. Принципы отбора материала обусловлены общей постановкой проблемы диссертационного исследования, стремлением включить в анализ сплошной материал для определения влияния коммуникативных конвенций на формально-содержательные качества текста и сделать объективные выводы, значимые для описания общего состояния феномена авторской песни в современной культурной ситуации.
Для решения поставленных задач применяется комплексная методология. Общим теоретико-методологическим обоснованием исследования выступает историко-функциональный подход, направленный на исследование различных контекстных отношений произведения. Для развития и уточнения инструментальных возможностей этого подхода использован метод открытого, осевого и избирательного кодирования материала в рамках так называемой обоснованной теории. Избранная методика подробно описывается в четвертом параграфе первой главы диссертации. Этот подход позволяет обоснованно интерпретировать крупные массивы текстов под заданным углом зрения. Кроме того, использованы классические методы историко-литературного подхода, рассматривающего тексты художественных произведений в неразрывной связи с общим литературным контекстом и общественно-историческими условиями возникновения и бытования текстов (М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев, В. И. Тюпа и др.); различные методы анализа и интерпретации поэтического текста, закрепленные в отечественной традиции в рамках формально-эстетического подхода и идейно-тематического анализа (Ю. М. Лотман); лингвистические методы, направленные на исследование экстравербальных факторов коммуникации (Р. О. Якобсон).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Развитие авторской песни в формате фестивально-походного движения привело к формированию четкой системы художественно-поэтических конвенций.
2. Коммуникативные стратегии, определяющие поэтику современной авторской песни, способствуют выработке особых культурных кодов, которые маркируют границы аудитории и создают условия для герметизма этой формы словесности.
3. Фестивальный формат бытования авторской песни оказал воздействие на коммуникативные стратегии текстов, вытеснив авторскую песню на границы с массовыми песенными жанрами и предопределив внутренний конфликт в самом феномене авторской песни.
4. Преобладающими коммуникативными стратегиями в современной авторской песне являются установка на эмоциональный контакт (элегическое направление) и на рациональное, остроумное начало как основу контакта аудитории и исполнителя.
Теоретическая ценность исследования заключается в уточнении понятия «коммуникативная стратегия» применительно к поэтическому тексту, в развитии теории конвенциональных аспектов современного литературного процесса, а также в дальнейшей разработке историко-функционального подхода применительно к анализу художественных произведений и современного литературного процесса в целом.
Практическая значимость результатов диссертационной работы заключается в возможности их использования при разработке лекционных курсов, проведении семинаров и практических занятий по современной русской литературе, а также в общетеоретических литературных курсах.
Апробация исследования. Материалы диссертации были отражены в докладах на международных научных конференциях в Челябинске («СМИ. Общество. Образование», 2007; «Языки профессиональной коммуникации», 2007, «Провинциальный мегаполис в современном информационном обществе», 2010), на региональных конференциях Челябинского госуниверситета («Четвертая научно-практическая конференция преподавателей факультета журналистики», 2007; «Пятая научно-практическая конференция преподавателей факультета журналистики», 2008; «Медиасреда-2007»; «Медиасреда-2008»; «Медиасреда-2009»).
Основные положения диссертации изложены в 7 публикациях.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 216 наименований. Общий объем диссертации – 192 страницы.