Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Народные рассказы Л.Н. Толстого и их место в творческом пути писателя Лепилкина, Ольга Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лепилкина, Ольга Ивановна. Народные рассказы Л.Н. Толстого и их место в творческом пути писателя : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Ленинград, 1989.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования народных рассказов Л.Н.Толстого вытекает уже из того заложенного з них морально-нравственного потенциала, интерес к которому в наши дни огромен и очевиден. Народные рассказы, обращенные автором к вочным потребностям человеческой души, явившиеся на свет как результат поисков писателем смысла жизни и возможностей единения людей, отвечают возросшим ныке потребностям в укреплении человеческого "мира".

Этот толстовский жанр однако до сих пор остаётся для отечественного литературоведения своеобразным "белым пятном", и все попытки исправить положение напоминают собой лишь некую ' регулировку, продиктованную желанием как-то оправдать появление этой недостойной гения малости. Со времен А.М.Скабичевско-ко, который, обидевшись за народ, иронически восклицал: "... для нас с вами - "Война и мир", "Анна Каренина", а для мужика, о для него за глаза довольно несколько наскоро состряпанных (здесь и далее разрядка наша,- О.Л.) побасенок с чудесами, чертями и грошевою моралью", превалирует взгляд на народные рассказы как не имеющие собственно художественной ценности. И хотя односторонность их оценки в настоящее время во многом преодолена, вопрос о месте этого жанра в творческом пути писателя нельзя считать решённым.

Все сказанное объясняет цель нашего исследования: рассмотреть народные рассказы в контексте толстовских зтико-фї-лосэфских и художественных исканий конца 70-х - 80-х годов.

Связь между появлением этого жанра в творчестве Толстого и его поисками истины хронологически ярко выражена и в силу этого констатируется практически всеми литературоведами, обращавшимися к изучению народных рассказов. Но вместе с тем она не была предметом специального исследования и нуждается, на наш взгляд, в детальном и тщательном анализе (с привлечением эпистолярных материалов, дневниковых записей писателя и, в первую очередь, его религпознс-філософских трактатов, лежащих в той же временной плоскости конца 70-х - 80-х годов). Изучение нового для Толстого этой поры понимания человека влечёт за собой, как нам кажется, потребность выяснить, как трансформировалось познание внутренней жизни у создателя художественных принципов "диалектики души". И наконец, ещё одна

- I -

задача, которая совершенно естественно вытекает из самого предмета нашего рассмотрения,- сопоставление народных рассказов Толстого и последующего творчества писателя. Сам Толстой, осмысляя "Хаджи-Мурата" - своё художественное "завещание", писал: "Литература была белки лист, а теперь он весь исписан. Надо перевернуть или достать другой". Определить, насколько существенным оказался художественный опыт народных рассказов для позднего Толстого, для его попыток "перевернуть исписанный лист", представляется в рамках данной работы безусловно необходимым.

Этими задачами определяется а научная новизна диссертационного исследования. Народные рассказы, вводимые в широкий круг творческого наследия писателя, впервые освещаются как новый и несомненно важный этап в его эволюции. Их форма, как это доказывается в работе, для Толстого, пережившего в конце 70-х - начале 80-х годов идейно-нравственный кризис, была важна как возможность проникновения б народное жизнепонимание и усвоения народного "взгляда на вещи". Сквозь форму народных рассказов рождался к новый способ художественного воссоздания диалектики души. В работе впервые проанализировано обращение писателя к достижениям психологической науки этого периода (в частности, к идеям основоположника западно-европейской экспериментальной психологии В.Вундга).

Meтодологической основой работы явились принципы марксистско-ленинской эстетики, в частности положения, содержащиеся в статьях В.И.Ленина о Толстом.

Практическая значимость. Результаты исследования могут
быть использованы при подготовке вузовских лекционных курсов
и спецсеминаров, практических занятий по истории русской ли
тературы второй половины XIX века, а также в дальнейших иссле
дованиях своеобразия художественного мира Толстого, в пра.даае
издания и комментирования сочинений писателя. *

В порядке апробации основные положения были изложены в выступлениях на "Герценовских чтениях" (Ленинград, 1989), "Сейфуллинских чтениях" (Целиноград, 1989).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения. Библиография насчитывает 191 наименование.

Похожие диссертации на Народные рассказы Л.Н. Толстого и их место в творческом пути писателя