Введение к работе
Актуальность проблемы исследования. В современном литературоведении, изучающем психологический аспект творчества Ф.М. Достоевского, внимание ученых в основном сосредоточено на выявлении специфики психологического метода позднего периода творчества писателя, при этом, ранняя проза Достоевского исследована не достаточно глубоко. В связи с этим психологизм ранних произведений писателя представляется нам как менее исследованный пласт творчества, который требует глубокого анализа и классификации приемов психологического анализа и, как следствие, создания целостной картины психологического изображения в ранних произведениях Достоевского, которые необходимо рассматривать как один из этапов эволюции психологического анализа в творчестве писателя.
Ранняя проза Достоевского и роман «Униженные и оскорбленные», выбранные объектом нашего исследования, являются уникальными в данном отношении: анализ приемов психологического изображения в указанных произведениях позволяют проследить эволюцию и становление системы психологического анализа в творчестве Достоевского.
Предметом исследования явились те элементы поэтики произведений Достоевского, которые в совокупности дают представление о психологизме в данных произведениях.
Цель работы – целостное исследование становления и развития системы психологического анализа в ранних произведениях Достоевского.
Задачи:
1. Выявить и синтезировать традиционные и новаторские методы психологического анализа в ранних произведениях Достоевского.
2. Изучить приемы психологического анализа в романе «Униженные и оскорбленные» в контексте развития творческого метода писателя и в контексте формирования психологизма в русской реалистической прозе 50-70-х гг. ХIХ века.
3. Определить типологию образов ранней прозы Достоевского и само становление эстетики психологического изображения.
4. Осмыслить и проанализировать социальную и философскую символику в раннем творчестве Достоевского.
5. Установить связь жанровых признаков романа «Униженные и оскорбленные» с эволюцией художественного метода писателя-психолога.
Научная новизна данной работы заключается в целостном анализе ранних произведений Ф.М. Достоевского и его «переходного» романа «Униженные и оскорбленные», в ходе которого сформировалась общая картина видения эволюции психологического анализа в ранней прозе Достоевского.
Методология работы строится на сочетании сравнительно- исторического, поэтико-структурного и религиозно-эстетического методов. Методологическую базу исследования составляют труды В. Кирпотина, А. Б. Есина, А. Иезуитова, М. Бахтина, Т.А. Касаткиной, Л.И. Сараскиной. В работе учтены также труды М.М. Дунаева, Б.Н. Тарасова, Ф.Б. Тарасова, раскрывающие православное миросозерцание Достоевского-мыслителя.
Научно-практическая значимость работы обусловлена тем, что ее содержание и выводы могут быть использованы при разработке лекционных вузовских курсов по истории русской литературы ХIХ века, спецкурсов по творчеству Достоевского, а так же на уроках литературы в старших классах.
Апробация результатов исследования. Основные положения исследования изложены в виде докладов на научной конференции «Русское литературоведение на современном этапе» (Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009 и 2010 гг.), на Международных Рождественских чтениях (Москва, МГК им. П.И. Чайковского, 2013 г.). Результаты исследования обсуждались на кафедре русской и зарубежной литературы МГГУ им. М.А. Шолохова. Основное содержание работы отражено в четырех публикациях.
Положения, выносимые на защиту.
-
Психологический анализ в творчестве Ф.М. Достоевского формировался на основе глубокого философско-религиозного осмысления проблем совести, своеволия, свободы и страдания в человеческой судьбе, трагического несоответствия в бытийном мире идеального и реального. Психологизм уже в ранней прозе писателя выполняет функцию не только художественного раскрытия внутреннего мира героев, но, прежде всего, формирует глубинные мировоззренческие основы творчества писателя.
-
В художественном мире Достоевского психологическую насыщенность приобретают время (динамическое и статическое) и пространство (идеальное и трагическое), урбанистический пейзаж, эпистолярная форма повествования; двойничество как форма раскрытия противоречивых порывов сердца и ума. Типология характеров в раннем творчестве Достоевского, с одной стороны, дополняет и продолжает воссоздание типа «маленького человека». А с другой, – описание личности приобретает сложный психологический рисунок: «кроткие» и «ожесточенные», любящие и ненавидящие, «мечтатели» и «приживальщики» – получают полноту психологической мотивировки, связанную, и с социальной обусловленностью, и – с идеологической. Все эти художественные открытия найдут свое воплощение в поздних романах Достоевского, станут наиболее яркими свойствами его дарования.
-
Роман «Униженные и оскорбленные» занимает особое место в творческой эволюции Достоевского. В произведении аккумулировались основные принципы психологического изображения ранней прозы писателя и в то же время выработались новые, связанные с исследованием идеологической позиции героя. Наметился переход от социально-психологического романа к – идеологическому. Жанровая природа романа вбирает в себя признаки авантюрно-детективного, фельетонного, сентиментального и социально-психологического повествования. Проблематика романа связана с ведущей, центральной, темой творчества писателя – страдания как очищения от скверны греховной.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.