Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепция духовного взаимодействия природы и человека в прозе Алексея Малышева Чанкаева Любовь Робертовна

Концепция духовного взаимодействия природы и человека в прозе Алексея Малышева
<
Концепция духовного взаимодействия природы и человека в прозе Алексея Малышева Концепция духовного взаимодействия природы и человека в прозе Алексея Малышева Концепция духовного взаимодействия природы и человека в прозе Алексея Малышева Концепция духовного взаимодействия природы и человека в прозе Алексея Малышева Концепция духовного взаимодействия природы и человека в прозе Алексея Малышева Концепция духовного взаимодействия природы и человека в прозе Алексея Малышева Концепция духовного взаимодействия природы и человека в прозе Алексея Малышева Концепция духовного взаимодействия природы и человека в прозе Алексея Малышева Концепция духовного взаимодействия природы и человека в прозе Алексея Малышева
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чанкаева Любовь Робертовна. Концепция духовного взаимодействия природы и человека в прозе Алексея Малышева : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01, 10.01.02.- Майкоп, 2006.- 185 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-10/1324

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Творчество А. Малышева в контексте научно-популяризаторской и научно-художественной прозы 1950-60-х годов

1.1. Понятие о научно-художественной прозе 19

1.2. Традиции и поиск своей тропы 24

1.3. Раннее творчество А.Малышева («Золотое озеро», «Искатели»)

1.3.1. Начало литературного пути А.Малышева 44

1.3.2. Повесть «Золотое озеро». Эстетические аспекты взаимоотношений человека и природы 49

1.3.3. «Золотое озеро». Нравственные аспекты взаимоотношений человека и природы 62

1.3.4. Тайны природы в повести «Искатели» ..67

ГЛАВА II. Художественные функции пейзажа в творчестве Алексея Малышева: типология и поэтика

2.1. Роль описания природы в сюжетно-композиционной структуре книги А.Малышева «Повесть о заповедной земле» 72

2.2. Художественный мир романа А.Малышева «Тропой романтики»

2.2.1. Мотив тропы 84

2.2.2.Нравственность как сюжетообразующий и структурообразующий элемент романа 87

2.2.3. Мир природы и функции пейзажа в романе 91

2.2.4. Национальный колорит и художественные особенности в романе 99

2.3. Этико-эстетическая специфика творчества А.Малышева позднего периода

2.3.1. Фольклорные мотивы в повести «По следам Апсаты» 109

2.3.2. Поэтика заглавия повести «Орлы вылетают на рассвете» .116

2.3.3. Типология и поэтика пейзажа в повести «Приют одержимых»... 126

2.3.4. «Корни жизни» А.Малышева 132

ГЛАВА III. Национальные образы мира в северокавказской прозе

3.1. Природа и духовность ... ...141

3.2. Природа как антитеза войне 146

3.3. Пейзаж как отражение национальных образов мира в произведениях писателей Северного Кавказа 150

Заключение 167

Список литературы 174

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена необходимостью определить роль и значение художественной литературы в поисках решений проблемы взаимоотношений мира природы и человека, культуры и природы. Л.Н. Гумилев говорил о связи народов и их культур с теми «ландшафтами», в которых они сформировались и, как правило, продолжают жить. В теоретическом и практическом решении сложной проблемы взаимодействия с окружающей средой большое значение имеет формирование «экологического сознания», нового отношения к природе, нового мировидения, воспитание «экологической совести». Большую роль в этом процессе играет и литература, и литературоведение, призванное теоретически обобщать нравственные уроки, которые содержатся в художественной практике.

В современной науке появляются новые парадигмы освоения художественного текста; возрастает потребность в сравнении одних и тех же произведений в разные периоды, их интерпретации, в выявлении системы концептов, анализе творчества писателя «другими глазами, не замутненными общепринятыми представлениями и оценками» [28, 312]. Злободневность обсуждаемых литературой вопросов о взаимодействии природы и человека обусловила необходимость серьезного их изучения, этим определена актуальность избранной проблемы.

В искусстве слова чувство природы все более сливается с чувством роди-ны, отсюда пейзаж становится своеобразным портретом родины, а единение с природой перерастает в близость к народу. Актуальна установка современной литературы, высказанная Ю.И. Сохряковым: «Возродить утраченное чувство изумления перед миром природы, ее загадками и тайнами с тем, чтобы человек вновь почувствовал себя сыном земли» [232, 7]. Современная литература постигает основы гармонии в том, что выделяет человека из всего остального естественного мира, в надбиологическом, высокодуховном: мудрость и совесть человека становятся фундаментом его сегодняшнего единства с природой.

Актуальность диссертации также обусловлена необходимостью осмыслить концептуальную позицию, выявить функции пейзажа в художественном тексте. До недавнего времени сохранялся стереотип изображения пейзажа как фона действий человека и как средства психологизации личности, однако, в наши дни привлечено внимание исследователей к изучению роли пейзажа в художественном произведении и его поэтике.

«Природа и человек» - один из главных аспектов гуманизма К.Паустовского, М.Пришвина, Л.Леонова, Ф.Абрамова, В.Распутина, В.Белова, В.Астафьева. Проблема взаимодействия природы и человека, мир красоты и нравственности нашли свое воплощение, в том числе, и в творчестве Алексея Малышева. Вместе с писателями, стоящими у истоков литературы о взаимоотношении природы и человека, А.Малышев провозгласил мысль о том, что охранять природу - это охранять Родину. Они также неустанно боролись за жизненные права природы тогда, когда в прессе не встречалось слово «экология», утверждали гуманистическую сущность природопользования. В 1950-1960-е годы в связи с подъемом экологического кризиса Алексей Малышев и как ученый, и как писатель настоятельно выдвигал идею сохранения «живой природы», ее исключительного нравственного и эстетического значения для человека. В условиях роста научно-технического прогресса наших дней эти вопросы получили новую остроту и актуальность.

Особенно содержательны в этом смысле произведения А. Малышева: повести «Золотое озеро», «Повесть о заповедной земле», «Орлы вылетают на рассвете», «По следам Апсаты», роман «Тропой романтики» и др. Они образуют целостный, перспективный объект исследования. Именно на этом материале представляется возможным изучить поставленную проблему, особенности ее воплощения, эволюцию творчества писателя в контексте русского и северокавказского литературного процесса. А.Малышев вписал свои произведения в тематику исканий северокавказских прозаиков и воплотил один из ярких аспектов взаимодействия русской и национальной литератур. Сформировавшиеся на едином жизненно-природном пространстве, практически одновременно начав-

5 шиє путь к вершинам профессионализма, литературы народов Северного Кавказа составляют своеобразный, оригинальный целостный контекст национальных авторов, которые описывали в своих произведениях регион, близкий в территориальном и культурном отношении. В анализируемых произведениях Х.Аппаева, Т.Керашева, А.Кешокова, И.Машбаша, Х.Жирова, А.Охтова, Ф.Абдулжалилова, З.Толгурова, А.Евтыха, Х.Байрамуковой, Н.Джусойты, Э.Гуртуева и др. «открывается» духовное воздействие природы на человека, рисуются неповторимые пейзажи. Выбор имен весьма репрезентативен, он обусловлен обращением названных художников слова к «вечной» теме «природа и человек» и тем, что каждый из них внес в нее заметный вклад. В национальной прозе сохраняются и развиваются традиционные архетипы, наполняясь новой символикой, которая входила также в художественную ткань произведений русских писателей, в частности, А.Малышева. Функции изображения природы, пейзажных зарисовок многообразны, в них прослеживается преемственность и типология.

В диссертации проводятся параллели между творчеством писателей-современников, деятельность которых протекала в одних исторических, национальных условиях, в этой связи прослеживаются литературные взаимосвязи А.Малышева с карачаевскими литераторами О.Хубиевым, Х.Байрамуковой, А.Суюнчевым. В работе анализируются описания природы, ландшафты, пейзажи Карачаево-Черкесии, включенные в художественные тексты русского писателя Алексея Малышева, долгие годы жившего в республике, и писателей -представителей черкесского, абазинского, карачаевского, ногайского народов -А.Охтова, Х.Жирова, Х.Байрамуковой, Ф.Абдулжалилова, с которыми А.Малышев имел тесные творческие взаимоотношения и составившие единое «культурное поле». Прозаики описывали одну местность, в их картинах обнаруживаются общечеловеческие мотивы, образы, прослеживается общность ми-ровидения, вместе с тем у каждого художника выявляются свои особенности. Обнаружение схождений и специфики различий углубляют представление о литературном процессе как единой сущности.

Предмет исследования - взаимодействие природы и человека, эстетические функции пейзажей в прозе А.Малышева и северокавказских писателей.

Алексей Малышев был ученым: глубокое знание автором жизни и законов природы наложило отпечаток на его стиль. Творческий поиск художника отмечен слиянием романтического и реалистического начал, отражающих смену времен года, красоту природы, радость от ее созерцания, движения души человека. Задача Малышева - природоописателя: помочь познать вековую мудрость природы, побудить желания сопереживать с живущими рядом существами. Понимание ее противоречий и актуальных вопросов, размышления и наблюдения, неравнодушие к ее изменениям, чувство гражданина Вселенной -все это наполняет страницы познавательных книг А.Малышева.

В ходе исследования мы останавливаемся на отдельных фрагментах личной и творческой биографии А.Малышева, так как они имеют важное значение для уяснения концепции автора. Жить согласно природе - значит не повторять другую природную жизнь, а выполнять свое, особое предназначение: сохранить все взаимосвязи, от которых зависит жизнь на земле. Жизнь А.Малышева в национальном окружении предполагала налаживание соседских отношений, впитывание горских обычаев, нравов, фольклорных традиций, эстетических идеалов, которые автор соединял с научными знаниями и жизненным опытом. В диссертации рассматривается проблема этнокультурной типологии, характерная для северокавказских литератур, обусловленная общностью литератур соседей, что дает возможность проследить взаимосвязи разных культур.

Информация о писателе появилась в конце 1950-х годов: статьи в газетах В.Михайлова, А.Попова, Е.Кабаченко, Р.Айларова. Интерес к творчеству А.Малышева возник к концу 1960-х годов, в связи с появлением его романа «Тропой романтики», а также других произведений - материалы прессы - информации И.Подсвирова, И.Аджиева и др. в областной газете, К.Черного, М.Усова и др. в краевой печати. В 1970-1980-е годы было обращено внимание прессы: российской - появились отдельные статьи А. Боброва, Е.Киселева, И.Лахно, И.Мотяшова, краевой - С.Страхова, В. Куропаткина, И.Пироговой, Ф.

7 Сидоренко, В. Юдина, Е.Польской и др., республиканской - Н.Хубиева, А. Су-юнчева, А.Кочкарова и др. В 90-е годы в газетах появлялись сведения о проведении юбилеев писателя, воспоминания, отдельные статьи. Литературоведческие работы не издавались.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые на неисследованном материале анализируется проблема в единстве философского, этического и художественного ее решения, которая исходит из современного понимания человека, его предназначения и самосознания, роли и места в современном мире.

Научная новизна исследования определяется возможностью выявить идейно-эстетическую значимость наследия А.А. Малышева и обусловлена как необходимостью теоретически осмыслить обширный материал прозы в парадигме региональной литературы, так и подходом к нему. В работе предпринята попытка разработать целостную концепцию темы на конкретном материале региона. С именем Малышева в литературу пришел пейзажист, и он заслуживает глубокого и всестороннего изучения, однако нет пока ни одной специальной работы, посвященной этой проблеме. Творчество А. Малышева не становилось еще предметом научного анализа. Работа является первой попыткой монографического исследования художественного мира А.Малышева в аспекте духовного взаимодействия человека и природы. Впервые анализируются повести и романы писателя, выявляются воздействия крупных творческих индивидуальностей на Алексея Малышева, определяются типологические схождения, параллели с русскими и прозаиками Северного Кавказа, осмысливаются особенности поэтики его творений, включенные в контекст исканий русской и северокавказской литератур 50-80-х гг. XX века.

Расширяя рамки поставленной проблемы, мы привлекаем для сравнения материал русской литературы, иллюстрирующий понимание национального русского Космоса и включаем произведения северокавказских авторов для обозначения идей, созвучных мировидению и культуре народов Кавказа. В этом диалоге культур нам видится определенная актуальность и новизна в постанов-

8 ке проблемы и её решении, в понимании контекста. По словам М. М. Бахтина, «всякое понимание есть соотнесение данного текста с другими текстами» [26, 384].

Вводится в научный оборот малоизвестный и неизвестный историко-литературный материал, в том числе и архивный, почерпнутый нами из личного архива писателя А.Малышева, из журнальной и газетной периодики, который ранее не был представлен в литературоведческой науке. В аспекте исследуемой проблематики впервые вводятся в научный оборот высказывания о писателе, содержащиеся в публицистических статьях, документах, воспоминаниях, письмах.

Цель исследования заключается в том, чтобы представить прозу Алексея Малышева в свете взаимодействия природы и человека во взаимообусловленности философских, нравственно-эстетических и художественных аспектов и парадигме северокавказской прозы.

Задачи исследования:

- выявить в сравнительном анализе творчества писателей наиболее общие, ведущие тенденции в разработке проблемы «природа и человек»;

- исследовать художественный мир А.Малышева с привлечением литера
туроведческих категорий, межлитературных аналогий в аспекте взаимосвязи
литератур, традиций и новаторства, типологической общности;

- проследить систему природоописания в ряде произведений, выявить
типы пейзажей и их функции;

определить роль писателя в художественном постижении личности, инонационального характера, национальной образности;

проанализировать художественные приемы и средства, используемые русскими и национальными авторами;

изучить постановку экологической проблематики в северокавказской прозе, выявить функции пейзажа: типологию и поэтику.

Методологической и теоретической основой диссертации являются труды известных ученых: А. Веселовского, М. Бахтина, А. Лосева, М. Эпштей-

9 на, В. Хализева, А. Бушмина и др. Важную роль в формировании концепции диссертации сыграли выводы исследователей современного многонационального литературного процесса: Г. Ломидзе, Р. Юсуфова, 3. Османовой, Ч. Гусейнова, Г. Гамзатова, Г. Гачева, Л. Егоровой и др.

В диссертационном исследовании также учтен опыт изучения литератур Северного Кавказа Л. Бекизовой, К. Шаззо, 3. Толгурова, У. Панеша, А. Схаля-хо, Р. Мамия, Т.Чамокова, А. Мусукаевой, X. Хапсирокова, П. Чекалова, X. Бакова, Ю.Тхагазитова и других. В диссертации применены: сравнительно-исторический, сравнительно-типологический, метод описательной поэтики.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Литературная школа А.Малышева: К.Паустовский, Л.Леонов,
М.Пришвин - важный компонент литературного процесса. Исследование твор
ческих контактов позволило определить общность проблематики, типологиче
скую перекличку. Познавательные произведения сформировали самобытный
подход к изображению природы, соединили научность с образностью и по
этичностью.

  1. В прозе А.Малышева природа выступает разнообразно. Пейзаж представлен в произведениях писателя разными типами: ландшафтный (горный, лесной), построенный на пространственных описаниях, натуралистический, который стремится максимально точно отобразить флору и фауну того места, где происходит действие в повествовании, а также эмоционально-смысловое при-родоописание (романтический, символический, философский, идиллический, трагический пейзажи, пейзаж-настроение).

  2. Пейзаж у Малышева является полифункциональным и выполняет композиционную, сюжетообразующую и смыслообразующую роль в раскрытии авторского замысла, несет эстетическую функцию, служит фоном, предваряет события в жизни героев или сопутствует им, оттеняет внутреннее состояние персонажа, его мироощущение в один из узловых моментов жизни, раскрывает связь героя с родной природой как органической частью Родины. Пейзаж наде-

10 лен антропоморфизмом, является средством психологического анализа, параллелизма или антитезы.

4. Пейзаж является одним из составляющих поэтики северокавказских авторов, выполняет многообразные функции - это живописный фон, картины природы предстают как параллель человеческих настроений, переживаний, судеб отдельных персонажей. Влияние среды на человека определило основные сюжеты, выбор главных героев, способ их исследования. На фоне природы изображаются положительные персонажи, отрицательные герои вступают в конфликт с природой, уничтожают, истребляют ее, природа не служит для них нравственно-эстетической ценностью. Пейзаж раскрывает мир человека, его восприятие прекрасного в природе и жизни, чуткость и отзывчивость.

Практическая значимость исследования состоит в выявлении общих закономерностей художественного освоения проблем современности, функций пейзажа, определении ее типологии. Это позволяет отчетливо проследить индивидуальные особенности в творчестве отдельного писателя и в конкретных произведениях, а также в контексте литератур. Выводы и оценки, полученные в результате анализа, расширяют представление о процессах формирования и восприятия литературно-художественных традиций, о сложной проблеме человеческих взаимоотношений с природой, вместе с тем открывают методологические подходы к изучению этой проблемы на творчестве других писателей. Материалы исследования могут быть применены в учебно-воспитательном процессе в школе и вузовской практике.

Апробация материалов исследования. Основные положения работы изложены в статьях по теме исследования. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры литературы и журналистики АГУ, на региональных всероссийских и международных научных конференциях в Москве, Санкт - Петербурге, Ставрополе, Карачаевске.

Структура диссертации соответствует поставленным задачам. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Для изучения художественного мира автора, процесса «рождения» произведения приходится задумываться над многими вопросами: что побудило писателя обратиться именно к данной теме, какова пресуппозиционная канва структурируемого дискурса, каков его стиль, на чем основана его поэтика и др. Как справедливо отмечает Л.П. Егорова: «Художественный мир - целостная картина мира, целостное представление о человеке и среде в их взаимодействии, выраженное средствами искусства. Его составляющие: хронотоп, система персонажей, сюжет как форма воспроизведения общественных и личных конфликтов и др.» [83]. Художественный мир, являясь существенной когнитивно-эстетической вербализованной составляющей картины мира, представляет ее индивидуально-концептуализированные фрагменты, и в таком смысле каждый их созидатель есть мыслительно-языковой феномен.

Следует заметить, что литературоведение советского времени в значи-тельной степени унаследовало принципы идеологического рассмотрения эстетических феноменов. Именно жесткостью идеологического прессинга объясняет тот факт, что современная литературоведческая мысль сталкивается с многочисленными белыми пятнами и колебаниями в определении содержания многих понятий и категорий, в том числе и в установлении базовых составляющих характеристик доминирующих образцов эстетических представлений.

В.Г. Белинский разграничивал смысловой и формально-структурный подход к анализу литературных произведений. Как заметил А.Липатов: «Социологические, мифологические, культурно-исторические и последующие методики, претендовавшие на исключительность своего подхода к литературе, теперь — в перспективе времени - выглядят не только исторически закономерными и исторически специфическими, но и в силу своей методологической самодостаточности - самоограниченными» [130, 27]. Литературоведение часто исходило исключительно из идеолого-эстетических взглядов на литературу. «Такой подход настолько превалировал, что, говоря о развитии реализма в целом, авторы иногда попросту игнорировали даже наиболее заметные параметры зафиксированного в тексте типа художественного мышления, его когнитивную

12 значимость, состоятельность и структурирующую роль в общей архитектонике произведений» [45, 16].

В связи с тем, что в настоящее время в литературоведческой и лингвистической науках, возрастает интерес к изучению языковой личности (Ю.Н.Караулов) и языкового сознания, у исследователей появляется возможность производить более глубокий целостный анализ литературного текста/ дискурса в плане выявления в нем авторского сознания, концептуальной позиции, концептов. Ключевой концепт «природа - человек» становится своего рода точкой пересечения научных парадигм: философской, культурологической, психологической, лингвистической, литературоведческой и др. (Л.О. Чернейко, В.А. Долинский). Термин «концепт» как «сгусток культуры в сознании человека» (Ю.С. Степанов) нашел широкое применение в различных областях человеческого знания. Как выразитель культурных доминант, включающих ценностную оценку применительно к авторским высказываниям, подтекстовым инфор-мациям, концепт соединяет мышление человека с познанным и познаваемым. Система авторских концептов представляет собой крупицы синтеза когнитивной базы знаний писателя (В.В. Красных) как особой языковой личности, достигающей при помощи художественно-креативных средств должного и необходимого (с авторской точки зрения) уровня изображения с опорой на модель (картину) мира. Установление ключевых концептов в тексте, способствует «отделению» новых семантических «превращений» и «приращений» [41] от имеющихся в памяти конституциированных концептов, «всплывающих» в сознании человека при первой необходимости, при любом намеке - так, как это происходит, как нам видится, и в прозаических произведениях ряда авторов, творчество которых отмечено яркой художественностью. «Словом «художественность» обозначается, во-первых, включенность произведения в сферу искусства или, по крайней мере, причастность ей, во-вторых, яркое, последовательное и широкое раскрытие в произведении свойств и черт искусства. При отборе произведений мы придерживались принципа, чтобы произведение было художественным, то есть «живым миром, организмом, - и это гарантирует, что в нем

13 непременно скажется целостность национального воззрения на бытие» [54, 90]. Решение, что рассматриваемое произведение художественно, выносится путем доказательств.

Тема отношения человека и природы - «одна из актуальнейших в современных философских дискуссиях о смысле и истине бытия человека, о сферах раскрытия и реализации его подлинной активности» [256, 7]. Образным языком, яркими картинами литература раскрывает неразрывную связь человека с природой, их духовную близость. Общеизвестно, что отношение к природе -категория нравственная. «Образы природы,- справедливо заметил В.Е. Хали-зев, - неустранимая, вечно несущая грань литературы и искусства, исполненная глубочайшего смысла» [257, 209]. Возродить чувство восхищения природой, раскрыть ее красоту, дать понять человеку, что он дитя земли - актуальная задача современной литературы.

Экологическая проблема в нашей работе не случайно будет рассматриваться в разных плоскостях: социологической, идеологической, нравственной и теоретико-литературной. Взаимоотношения «природа-человек» как самостоятельная проблема литературы начинает занимать все более видное место в современной литературоведческой науке. Ей посвящают свои статьи и работы О.Авдеева, Г.Белая, Л.Гладковская, В.Гусев, В.Ковский, А.Михайлов, С.Липин, В.Сурганов, Л.Егорова, Л.Новиченко, Л.Кременцов, Л.Гурленова и др. В своей книге «Человек глазами природы» С.А. Липин утверждает, что «осмысление проблемы «человек-природа» начинается со становлением реалистического искусства» [131, 92], отмечает, что одушевление природы «используется для того, чтобы яснее обнаружить суть социальных явлений и показать объективное значение природы в жизни человека» [131,95].

Что есть природа для человека и что есть человек для природы, каковы его роль и место в системе всего живого, каково его предназначение в творении Мира как единого целого - вопросы, вечные по сути своей - никогда с такой остротой не вставали перед художественной мыслью человечества. Отсюда исходит особая актуальность исследования философских аспектов проблемы

14 взаимоотношений человека и природы, какими они предстают в современной художественной литературе. В наши дни осознанно ощущается трансцендентность и загадочность мира, космоса, человека, удаление его от природных основ бытия, гибельность технократического пути развития. «Если бы люди относились иначе к природе и друг к другу, и к земле, то техника не была бы столь человекоубийственной» [169, 672].

Сменилось множество философских и культурологических концепций, определяющих роль природы в жизни человечества, место человека в системе мироздания. Представления о взаимоотношении «биосферы», природы и человека носили характер синкретизма - выделение роли человека, позже вышли к созданию антропоцентрической модели мира, были и движения к теоцентриз-му, «стихийному пантеизму». В творчестве ряда писателей утверждается тех-ноцентрическая модель мира, при которой человеческая функция - обслуживать Машины. Осознание катастрофы для людей такого явления находит выражение в искусстве слова. Однако есть и другое мироощущение, осознание, когда ты уйдешь, «птицы будут петь и петь, как пели» - воплощение мысли о бесконечной жизни природы.

Литературоведение отмечает в современном художественном познании природы пантеистические, натурфилософские мотивы. Для пантеистов природа- это «особого рода души, населяющие деревья, ландшафты, камни, картины» [132, 126]. Натурфилософ, стремясь дать общую картину природы, вел к бессмысленному подсовыванию природе сознательных и намеренных действий. Художник-реалист, по словам И.С. Тургенева, смотрит на природу «так, как на нее смотреть должно: ясно, просто и с полным участием; он не мудрит, не хитрит, не подкладывает ей посторонних намерений и целей: он наблюдает умно, добросовестно и тонко; он только хочет узнать, увидеть» [251, 416]. Для художников-реалистов природа «бездушна» сама по себе и одушевление природы в реалистическом искусстве не есть проявление пантеистического мировоззрения, а лишь один из приемов художественно-образного постижения действительности.

«Законы природы», каковыми их утверждает современная литература, -это не законы естественного мира, перенесенные в человеческое общежитие. Писатели подчеркивают не только качественное отличие, но и прямую их противоположность законам саморазвития природы, законам конкурентной борьбы, естественного отбора, законам естества, законам приспособляемости. Философская наука традиционно рассматривала законы саморазвития природы и законы общественного развития, подчеркивая при этом качественное их различие. Однако философское осмысление взаимодействия человечества с окружающей средой, развитие социальной экологии привело в наши дни к необходимости создания теории такого взаимодействия и определению нового круга законов - «законов соответствия общества и природы» [60, 11], законов взаимосвязей с природой.

Художественная литература, пользующаяся понятием «законы природы», чаще всего подразумевала не законы саморазвития природы; она веками искала именно законы «соответствия». В зависимости от мировоззренческих позиций, классового самосознания художника законы эти чрезвычайно многообразны и неоднородны, но от утопического романа и до сурового реализма Л.Толстого писатели либо обличали общественное жизнеустройство с точки зрения «законов природы», либо выстраивали солнечный безбедный мир «согласно» этим законам. А те «законы природы», в которые углубляются писатели - это, в сущности, художественное постижение законов природы. «Единство человека со всем живым на Земле и с Космосом стало в XX веке объектом пристального научного внимания» [232, 3]. Современная литература раскрывает в отношениях с кругооборотом природы новые грани, выявляет духовное и практическое могущество человека.

«Образы природы (как пейзажные, так и все иные), - утверждает В.Е. Хализев, - обладают глубокой и совершенно уникальной содержательной значимостью. В многовековой культуре человечества укоренено представление о благости и насущности единения человека с природой, об их глубинной и нерасторжимой связанности» [257, 209].

О значении пейзажных вставок в художественный текст, о их взаимосвязи с замыслом произведения пишет НЛО. Руссова: «Образные детали с семантической доминантой «природа» являются важнейшим способом моделирования художественного пространства. Они неотъемлемая принадлежность любого художественного текста, в том числе и лирического стихотворения. Анализ этих образных деталей необходим для постижения авторского замысла, для освоения способов воплощения названного замысла и формирования целостного представления о микрокосме индивидуального художественного сознания» [226, 4]. Высказанная литературоведом бесспорная мысль со всей очевидностью демонстрирует необходимость изучения пейзажного аспекта художественного текста. По словам Г.Н. Толовой: «Художник, владея языком искусства, не пересказывает природу, а передает свое ощущение, восприятия» [249, 3].

Образы природы — наполнены глубоким смыслом. Как отмечает В.Е. Хализев: «Формы присутствия природы в литературе разнообразны. Это и мифологические воплощения ее сил, и поэтические олицетворения, и эмоционально окрашенные суждения (будь то отдельные возгласы или целые монологи), и описания животных, растений, их, так сказать, портреты, и, наконец, собственно пейзажи (фр. pays — страна, местность) — описания широких пространств» [257, 206]. В «Словаре литературоведческих терминов» указывается: «пейзаж- описание природы, иногда вообще внешнего мира, открытого пространства» [231, 265]; в «Литературном энциклопедическом словаре» приводится следующее определение пейзажа: «один из содержательных и композиционных компонентов художественного произведения: описание природы, шире - любого незамкнутого пространства» [133, 272]. В других справочно-филологических источниках дается следующие определения пейзажа: «пейзаж в литературе - один из композиционных компонентов и вид словесно-художественной детализации» [118, 602]; «изображение в произведениях искусства естественной или измененной человеком природы» [119, 261]; «изо-

17 бражение природного окружения человека и образ любого незамкнутого пространства...» [134, 732].

По мнению В.А. Никольского, реалистический пейзаж многофункционален: «Он бывает исполнен патриотического чувства и помогает раскрыть национальное самосознание человека. В отношении к природе обнаруживаются характерологические черты героев. Пейзаж выступает своей сюжетной функции, конкретизируя художественное пространство и время в произведении» [177, 6]. О полифункциональности пейзажа в литературе и живописи пишет К.И. Пигарев: «В пейзаже художник может не только запечатлеть внешний облик природы, но и раскрыть ее жизнь, выразить волнующие человека думы и чувства, помочь ощутить дыхание исторической эпохи» [191, 8]. В зависимости от того, что в художественном образе природы пейзаж является преобладающим, то, по определению Пигарева, он может быть эпическим, ли-рико-психологическим, социально-направленным, пейзажем-жанром, пейзажем историческим, пейзажем философским.

Б.Е. Галанов в книге «Живопись словом» рассматривает многообразные функции пейзажа: «В общем движении повествования пейзажу отводится разнообразная роль: обозначить время и место действия, создать определенное настроение, помочь проявиться каким-то существенным чертам в душевной жизни человека и в окружающей его действительности. Наконец в пейзаже и через пейзаж художник выражает свое чувство родины, свою к ней любовь» [52, 85]. З.Г. Османова, анализируя изменение функций пейзажных описаний в произведениях Д.Икрами, выделяет два типа пейзажа: «... Пейзаж... не имеет самостоятельной функции в воссоздании достоверной психологической атмосферы... выполняет скорее условно-подчиненную функцию, это все еще, пожалуй, условный штамп» [181, 191] - первый тип. Второй тип: «...Описание весеннего сада уже не столько обязательный условный фон, не столько олицетворение независимого круговращения природы. Здесь мы наблюдаем проявление авторского, подсказанного логикой будущего развития событий, отношения к происходящему» [181, 193].

18 Теоретики усматривают в способах обращения к пейзажу в литературе две главные направленности: природа как фон действия (объективно-историческое изображение) и как средство «художественного освоения внутренней жизни человека» (психологический пейзаж). Обе тенденции определяют отношение пейзажа к сюжету и теме, героям, автору- повествователю. В итоге пейзаж как эстетическая данность со своими закономерностями в отражении идеи, в поэтике, в типизации, еще не достаточно широко и цельно освящается в литературоведческих трудах.

Понятие о научно-художественной прозе

В творчестве ряда писателей познавательные рассказы и повести плавно соединяют научность, реальность с образностью, поэтичностью. В научно-художественной (художественно-познавательной) литературе одно из первых мест занимают книги о природе, ее охране. Авторы стремятся дать в своих произведениях доступные им сведения о законах природы, практические советы для быта, разрабатывают нравственные проблемы, проникают во внутренний мир героев. Описания природных явлений, географические сведения, знания о физических свойствах тел, рассуждения приводятся и с научно-познавательными целями и в тоже время художественно. Писатели в таких произведениях учат всматриваться в явления природы, изображают их поэтически, используя выразительные средства языка. Поэтическое воображение, навеянное реальными впечатлениями, порождало цельные конкретно зримые образы, принизанные напряженной мыслью и способные передавать оттенки эстетических чувств, философские раздумья.

Большое воспитательное воздействие на читателя оказывают художественные произведения о животных, их преданности людям. Животных и птиц наделяют человеческими чертами, ярко выраженной индивидуальностью. Действие в них наполнено драматизмом, психологичной образностью, эмоциональностью, экспрессией.

Если говорить о генезисе трансформации научно-популярных и художественных произведений , то впервые Л.Н. Толстой сближает их стиль в учебных книгах для детей. Его традиции продолжили Мамин-Сибиряк, Гаршин, Чехов и т.д. Талантливые популяризаторами науки были М.Пришвин, А.Арсеньев, К.Паустовский, В.Бланки и др. Научно-художественная литература создавалась, по словам М.Горького, «при непосредственном участии подлинных работников науки и литераторов высокой словесной техники». Писатели обозначали полюсы добра и зла, мужества и трусости, благородства и непорядочности. Порой в произведениях действовал принцип схематизма в построении характеров персонажей. Подлинная красота человека связана с высокой нравственностью, с его взаимоотношением с природой.

Знания натуралиста (Пришвина, Малышева и др.), обогащенные современными открытиями науки, накладывают отпечаток на манеру поэтизации, ведут к изменениям традиционных сюжетов, заставляют приводить в соответствие с научными данными сведения об обитателях природной среды.

В научно-популярных и научно-художественных произведениях природоведческой литературы дается информация о лесе, реках, о жизни природы, о взаимоотношениях человека и животных. У авторов заметен интерес к научному наблюдению природы и точному объяснению повадок зверей. М.Пришвин, в частности, неустанно проповедовал идею единения человека и природы, необходимость «родственного внимания» человека к окружающему миру. Научно-художественные книги насыщены ощущением поэзии труда, они передают биение научной мысли, глубину содержания увлекательным способом. Эти произведения имеют большую познавательную ценность, расширяют представления об окружающем. Книги эти - по-настоящему мировоззренческие, они формируют мировосприятие поколения.

Научно-художественные произведения должны быть основаны на знаниях, отражать современный уровень науки и техники, давать точные знания. Увлечь читателей самим процессом научного и технического поиска, показать романтику преодоления трудностей и взлет мысли - было задачей для писателей научно-художественных познавательных произведений.

К созданию научно-художественных произведений обращаются и талантливые писатели, и ученые. Эти произведения учат самостоятельно мыслить, рассматривать явления в их последовательности, развивают диалектическое мышление, дают верные ответы на вопросы. Очень важной чертой научно-художественной литературы является то, что она помогает в развитии природных склонностей человека, в выборе профессии, особенно молодому поколению.

Особенностями личности и таланта М.Пришвина, А.Малышева, которые были по профессии агрономами, являются поэтичность, восприятие мира, оптимизм, чувство единства неповторимо прекрасной природы и ее таинственности, научное мироощущение, взаимозависимость природы и человека. Авторам непонятно, как может человек сам разрушать природу. Они были учеными-натуралистами, талантливыми писателями, наблюдателями живой, бесконечно разнообразной природы. После чтения таких книг читатели прикасались к тайне природы, познавали законы растительного и животного мира. С их подачи много входило реального, подлинного в художественный текст.

А. Малышев пользуется собственными богатыми наблюдениями и научными описаниями. Следуя за Паустовским, который подчеркивал, что внесение научных сведений в художественное произведение делает его более полноценным, Малышев также прибегает к приему ведения научных фактов, что сближает литературу с жизнью.

Реализм и натуралистическая точность изображаемого сопрягаются в творчестве М.Пришвина с углубленным философским восприятием действительности и сущности человека. Особенно интересным в плане понимания философского и натуралистического подхода к миру, двойственной природы дарования Пришвина является его роман «Кащеева цепь». Нет ничего безличного в поэтическом мире «Кладовой солнца» - и выросшая в столетиях форма елочки, и крик птицы выражают определенное отношение к происходящему.

Традиции и поиск своей тропы

Никогда раньше природа во всей ее многозначимости не привлекала к себе такого пристального внимания художников. Обращение к экологической проблеме вывело на новый уровень гуманизм нашей литературы. В современной литературе «высшая правда жизни» основывается на всей совокупности многогранных человеческих отношений с миром и не мыслится вне его взаимодействия с Праматерью-природой, вне постижения «высшего смысла природы», «высшей ее мудрости».

Обращение к теме «природа и человек» определило внимание автора работы к традициям. Алексей Малышев обладал огромной «ретроспекцией», ибо впитал в себя богатство естествознания и литературы. Это обстоятельство повлекло за собой необходимость привлечения широкого круга имен, сопутствующих писателю в историко-литературном процессе, причастных к истокам темы, к теории пейзажа.

Для формирования реалистических принципов изображения действительности, для осмысления проблемы единства человека и природы имело основополагающее значение обращение крупнейших русских художников слова к природе, пейзажу. Важно отметить, что «формы присутствия природы в литературе разнообразны» [257, 206]. В произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева отмечаются философские, гражданские, патриотические аспекты изображения природы как части жизни, пейзаж раскрывает чувства героев или жизнь героев показана на фоне пейзажа.

У крупного писателя - индивидуально авторское видение и воссоздание природы. Кто не помнит знаменательной философской символики с образом дуба у дороги в романе «Война и мир»? Гуманизм Л.Толстого основывается и на правдивом воссоздании национальных характеров, известного образа Хаджи-Мурата, где сама концепция этой драматической личности, передана через образ одинокого репея в поле. Человек свободен, и, если ему не дают свободу, вырывают его корнями, лишив воли, радости жизни, он погибнет. Как классический пример - слова Л.Н. Толстого о преодолении человеком жестокости по отношению ко всему окружающему. Непреклонный репей в повести «Хаджи-Мурат» как символ воли, свободы, непокорности: «Экое разрушительное, жестокое существо человек, сколько уничтожил разнообразных живых существ, растений для поддержания своей жизни» [250, 413]. Позднее поэтические олицетворения, переклички живого организма с вырванным, лишенным жизни корнем, найдем и в творчестве современных писателей (как фактор, приводящий к бездуховности, к примеру, в повести В. Распутина «Пожар»),

В повести «Степь» А.П. Чехова отразились воспоминания его детства и отрочества о поездках в степь, дан собственно степной пейзаж - описание широких пространств. Антон Павлович в своих письмах рассказывал, что «пока писал - я чувствовал, что пахло около меня летом и степью». Образы природы представляются неожиданными и смелыми. Как видим, пейзажные картины входят в творчество корифеев русской литературы, таких как А.Пушкин, М.Лермонтов, И.Тургенев, Л.Толстой, А.Чехов. Гуманистические традиции их произведений масштабны по своей значимости и актуальны. Русская классика XIX века сформировала эстетическое сознание значения природы, роли пейзажей. Эти ощущения, восприятие, культура были восприняты писателями XX века.

Через любовь к природе человек идет к любви к Родине, без которой он не может быть Человеком. Да и разделять эти два понятия нельзя: Родина- это и природа, и люди с их духовными ценностями. А природа и человек не существуют друг без друга. Значит Родина, Природа, Человек - одно целое, и нарушение этого единства недопустимо. Природа в отдельных ее проявлениях, и в целом, представляет собой в художественном мире А.А. Малышева единое живое и благородное существо, в гармонию которого включен человек как звено единой цепи. Выполняя различные идейно- художественные функции, природа в проекции автора всегда находится в тесной связи с переживаниями персонажей, образом повествователя. Глубоким постижением связей человека с миром природы отмечено творчество Малышева, и природа составляет органическую часть его произведений.

Рассмотрим традиции русской литературы в изображении природы, которые естественно наложили отпечаток на художественную систему А. Малышева. Каждый большой писатель по-своему проецирует эстетические ценности, открывает природу, описывает пейзажи. В произведениях И. Бунина, М. Пришвина, К.Паустовского, Б. Пастернака природа выражает душевное состояние человека, воздействует на него. Природа представляется в прямой зависимости от нравственного отношения человека к земле, ко всему живому. В природе все развивается по строго установленному порядку, а человек- звено этой замкнутой цепи гармонии.

Заслуживает внимание парадигма литературного мышления. В конце 1950-1960-х гг. в статьях и художественных произведениях писатели Л.Леонов, К.Паустовский, М.Шолохов призывали современников сохранять и умножать силы земли, становились защитниками «зеленого друга», взывали к добру и справедливости. Писатели взялись за дело воспитания любви к природе, ко всему живому, уважения к родной земле. Чувство природы неотделимо от чувства Родины; земля под ногами героев - дорогая сердцу родина.

Не лишне сослаться на положение М.М. Бахтина о принципах восприятия традиций: «Культурные и литературные традиции... сохраняются и живут не в индивидуальной субъективной памяти одного человека и не в какой-то коллективной «психике», но в объективных формах самой культуры» [26, 397].

Роль описания природы в сюжетно-композиционной структуре книги А.Малышева «Повесть о заповедной земле»

Природа выступает «как предмет лирических размышлений, затрагивающих коренные вопросы общего мировоззрения - эстетики, философии: природа как прообраз и идеал художественного творчества», - подчеркивает М. Эп-штейн [289, 7].

Природа в художественном мире Алексея Малышева - описание заповедного леса, рек, растений, цветов, птиц, зверей (зубры, бобры, лоси и т.д.). Чувство природы равнозначно для него чувству родины, говоря словами К.Паустовского: «Любовь к родной стране невозможна без любви к ее природе». У Малышева читаем: «В зеленом кольце лесов шумно живет столица. Эти лесные просторы, озера, реки - только часть ее широкого ожерелья», которым он не может восторгаться. Проходит авторская мысль: «Родина! Священное слово... И люди, и птицы тоскуют по своей родине. Птицы улетают зимовать в теплые страны, но всегда возвращаются в родные края» [145, 129]. Природа становится мерилом нравственности человека. Малышев оценивает человека через его отношение к природе и воздействия ее на облагороживание, эмоциональное состояние человека. Специалист биолог - Пал Палыч в «Повести о заповедной земле» старается, «чтобы земля наша красоту свою имела».

«Повесть о заповедной земле» (Ставрополь, 1962) - впечатления о заповеднике на Оке. Повествование в повести ведется о настоящем и излагается последовательно. Герои книги - научные сотрудники заповедника - подлинные друзья природы: лесники, ученые-натуралисты, сотрудники, охраняющие богатства лесных угодий, они полны желания сберечь птиц, зверей, охранять реки, леса. Речь идет о взаимоотношении людей в заповеднике, они группируются по общим интересам, дифференцируют свои увлечения, живут, занимаясь своим любимым делом. Удались характеры самоотверженного защитника леса Тихона Костылева, юного энтузиаста техника Алеши Крылова, научных изыскателей Ястребова, Лихоборова, Павла Павловича и других. К сожалению, осталась незаконченной интересно намеченная линия Бомашева — Крылова, олицетворяющая конфликт старого, отжившего и нового, передового научного взгляда на восстановление в нашей стране зубра.

А.Малышев раскрывает способность человека к тонкому восприятию прекрасного в природе, в жизни, любовь к родине. Герои книги в большинстве своем мечтатели и романтики. Рассказ о нескольких людях превращается в повествование о хронологическом времени (правда, реалии эпохи размыты). Автор переходит от одной темы к другой, от рассказа о столкновении героев к красочным описаниям природы.

Наиболее распространенный тип пейзажа у Малышева - натуралистический (под натуралистическим пейзажем мы подразумеваем такой, который передает научно - популяризаторскую позицию автора и стремится максимально точно отобразить флору и фауну того места, где происходит действие в его повествовании). Художник использует и трагический пейзаж (например, пожар в лесу).

Пейзажи у А. Малышева иногда выписаны подробно, развернуто (традиция Тургенева проходит как лейтмотив, как у К. Паустовского, Л. Толстого), например: «В природе все так быстро развивалось. И если нетрудно было обнаружить где-нибудь на лесной поляне светло-лиловую шапку зацветшего короставника или изящный фиолетовый ирис, то нелегко оказывалось найти первый цветок таких скрытных растений, как ночная фиалка или кукушкины слезки, которые обычно прятались в полумраке темнохвойного леса. Скоро в укромных лесных уголках еще расцветут интересные орхидные - кокушник и гудайера. Пора показаться из-под земли и редкому здесь таежному виду - подъельнику, распускаются цветы хмеля. Сейчас все быстро зреет: черемуха, малина, смородина, крыжовник, костяника, куманика, брусника. Заповедник в эти дни— словно богатый сад. От обилия ягод всюду острый аромат...» [145, 166]. Художник выбирает какую-то одну выразительную деталь, которая пробуждает эмоциональный отклик в душе читателя, например: «А здесь еще пряно дурманит черемуха: через окно видно, как на опушке леса в темноте пышно пенятся ее кусты» [145, 51]. Пейзаж здесь прост и лаконичен, он проникнут авторским лиризмом. Поэтическая свежесть пейзажей исходит из умения передавать словесные нюансы, выразительные моменты. Здесь наряду с народными названиями растений Малышев употребляет и научные, например: орхидные растения — кокушник и гудайера, редкий таежный вид — подъельник. Особенность ма-лышевского пейзажа в данном случае — сочетание приемов художественной («полумрак темнохвойного леса», «острый аромат») и научно-художественной речи.

А. Малышев — ценитель природы, он ее отчетливо чувствует и понимает. Его писательская позиция синтезирует его поэтическое дарование (видит и изображает природу как поэт) и его научные знания (он видит и понимает окружающий мир как ученый-природовед). Отдельные картины несут описательную функцию и дают представление о местности: «В лугах сверкали голубые озерки. Потом за ними зазеленела стена соснового леса. А напротив, по высокому берегу, взрытому оврагами, поднимались безлесные, округлые, словно обритые, холмы. В балках местами темнели небольшие перелески. Села здесь, на правобережье, были видны издалека. Редкие молодые сады щетинились черными прутьями. И всюду по холмам разбегались поля. Река, казалось, разделяла собою две страны. Одна — гористая, почти безлесная, где голые холмы вылизывал, ветер, другая — равнинная, будто опущенная в лесную глухомань, [145, 10]. Функция описательного пейзажа — обозначить место действия, эстетически воздействовать на читателя. Место действия для этого произведения имеет принципиальное значение.

А. Малышев, объединяя в себе знания ученого и видение художника, опирается не только на классические традиции в изображении природы, но и на традиции научно-художественной литературы середины XX в. (М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский). А. Малышев трепетно и нежно относится к природе, он знаток каждой веточки, каждого растения. От его внимания не ускользает ни одна травинка: «Здесь тебе и ковыли, и рябчики, и тюльпаны, и полынки, и даже вишня дикая степная. И каждый раз еще что-то новое открывается, вроде нездешнее...» [145, 14].

Эмоциональность повествования рождает чувство сопереживания прекрасного в природе. В обычных, не бросающихся на первый взгляд картинах, раскрывается нечто новое, красивое, величественное, сильное. Как считает автор « для летописи природы нет мелочей» [145, 167]. И он умеет увидеть и назвать эти мелочи: «Природа не увядала. Она была полна своей особой, постоянной свежести, как всегда, успокаивала и давала новые силы жить...» [145, 222]. Автор, изображая красоту природы, подводит читателя к мысли, что нужно научиться оберегать природные богатства, понимать и любить природу, раскрывать в ней тайны мироздания. Красота земли принадлежит всем и всеми наследуется. Безусловно, А.Малышев - писатель-традиционалист. Мы не можем увидеть в его творчестве, в «Повести о заповедной земле», например, каких-либо новых изобразительных подходов в интерпретации того или иного пейзажа. Автор показывает пробуждение весенней природы: «Словно разбуженные, по воде скользнули лучи выходящего из-за холма солнца. Туман, курясь рваными клочьями, отрывался от реки... Трава только показывалась. Еще не было ее сплошного покрова, но весна уже разбрасывала свои яркие краски: под соснами виднелись лиловые бокалы сон-травы, под дубами пестрели желтые анемоны и темно-малиновые медуницы, на сырых прогалинах кудрявились фиолетовые хохлатки. И даже среди угрюмых ельников вспыхивали сиреневые звездочки цветущего волчьего лыка» [145, 17-18].

Природа и духовность

Скольких пленил своей красотой Кавказ. Он воспет многими писателями, поэтами, пейзажистами, такими как А.С. Пушкин, М. Ю.Лермонтов, Л.Н. Толстой, позже - А.С. Серафимович, М.Пришвин, М. Шагинян, Ю.Либединский, А.Малышев и др. Горные массивы в произведениях М.Ю. Лермонтова - это не только дань романтизму, не просто пейзаж, на фоне которого разворачивается действие - это действующее лицо. Горы разделяют два мира - небесный и земной. Вселенский размах души и личности поэта позволили ему увидеть и вобрать в себя «космо-психо-логос» (Г. Гачев). Позже Лермонтов вложит свою мысль в уста Максима Максимыча и сравнит реки с людьми. Таким образом, используются художником литературные архетипы, продолжаются мифопоэти-ческие традиции.

Для русских писателей и поэтов горы Кавказа являлись недостающей вертикалью русской плоскости. Теперь горы, встающие на горизонте могучим стражем тишины, защищают и берегут человека, являют собой ощутимую границу бытия. Не идея потерянности и смерти доминирует в горном пейзаже, а жизни и гармонии. Гармония - в иерархически правильном, восходящем к небу, расположении ступеней гор, в их цвете, мягко переходящем - перетекающем от черного или просто темного цвета земли к зелени деревьев и первой невысокой лесной гряды, и далее - к темно-синему гор повыше, и, наконец - через оттенки голубого - к сверкающему белоснежному свету льдистых вершин.

Эти величественные громады дышат уверенностью и спокойствием, от них веет божественной силой. Оки отчасти воплощают собой идею Бога, символизируют Его присутствие на Земле, мир Высшей власти. Ведь горы уже ближе к небу, чем к земле, и их цвета - символы божественного начала - белый и золотой (под лучами солнца). Идея смерти здесь отодвинута на задний план, нет такой тоски и скуки, здесь напряженно бьется жизнь Вечная, а умирать легко и не страшно. Не отсюда ли и своеобразный горский этикет, скорее кодекс чести, в котором главное - честь, а не жизнь, не отсюда ли закон кровной мести, ведь жизнь и память не кончаются, они так же вечны, как эти вершины. И человеческий дух так же силен и бесконечен, беспредельно свободен. Как никто это почувствовал и проник своим поэтическим даром М.Ю. Лермонтов, ибо знал свое родство с миром беспредельной свободы, обозначенной через "вертикальный вектор".

Сакральное значение образа Кавказских гор запечатлено и произведениях А.С. Пушкина, Ф. Тютчева, Б. Пастернака, М. Волошина, Н. Заболоцкого. Не один из проблемных вопросов не осмысливается без дальнейшего развития гуманистических традиций русской литературы, традиций, связанных с проблемой «человек и природа». М.Пришвин - в «Кабарде», Ю.Либединский - в повестях, рассказах, романе «Горы и люди» и др., А.Малышев - в своих книгах, трудах (научных) и многие другие открывают нам мир со своими людьми, гордыми, трудолюбивыми, гостеприимными.

Выдающийся осетинский народный поэт Коста Хетагуров, описывая жизнь горцев на Северном Кавказе, их тяжелую судьбу всегда придерживался принципа гуманизма и интернационализма в своем творчестве. К.Л.Хетагуров, народный поэт, художник, просветитель, был неутомимым борцом за прогрессивные идеи своего времени и страстно выступал в своих произведениях в защиту интересов кабардинского и балкарского народов, близких соседей осетин.

Коста Хетагуров был знаком и дружен со многими деятелями культура и литературы тогдашней Кабарды и Балкарии. Выпускниками Ставропольской мужской классической гимназии, где учился Коста Хетагуров, были адыгские писатели-просветители Султан Казы-Гирей, Султан Адиль-Гирей, Адиль-Гирей Кешев (абазин) ,балкарский музыкант Султан-Бек Абаев, карачаевец Ислам Крымшамхалов. Впоследствии Коста Хетагуров интересовался их творчеством в статьях «Письма из слободы Нальчик Терской области (Из переписки двух приятелей)», «Накануне», «Тартарен», «Учебник географии России», «Наши муллы» и других, в которых содержатся материалы о кабардинцах и балкарцах. Историко-этнографическая работа Коста Хетагурова «Особа» во многом напоминает «Черкесские предания», работы «Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов» Султана Хан-Гирея и «Свадебные обряды кабардинцев» Талиба Ка-шежева, очерки «Горцы Нальчикского отдела Кубанской области» Мисоста Абаева и другие. В духовной культуре кавказских народов очень много общего: это, прежде всего, - адат (хабзэ) - неписаный закон, богатырский эпос «Нарты» и, наконец, сама историческая судьба всех национальностей, населяющих Кавказ.

В своих произведениях К.Л. Хетагуров показывает не только жизнь осетинского народа, но также русского, балкарского, кабардинского, черкесского и других народов, проявляя замечательную способность глубочайшего проникновения и художественного отражения их национальных особенностей. Поэма «Фатима»- яркая иллюстрация тому, что творческий горизонт поэта не замыкался рамками одной только осетинской действительности (глубоко и художественно выразительно отразил наиболее характерные национальные черты черкесов). Он проявил большой интерес и уделял много внимания другим народам, их быту, особенностям их национального характера. Народные обычаи, предписывающие почитание и уважение женщины в Осетии, прекрасно показаны в очерке «Особа». Своим творчеством К.Л. Хетагуров заявил о себе как выразитель и носитель дум и чаяний простых людей, как певец всего Кавказа, признанный народом.

Похожие диссертации на Концепция духовного взаимодействия природы и человека в прозе Алексея Малышева