Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция творчества А.С. Пушкина - критика и публициста Липницкая, Екатерина Анатольевна

Эволюция творчества А.С. Пушкина - критика и публициста
<
Эволюция творчества А.С. Пушкина - критика и публициста Эволюция творчества А.С. Пушкина - критика и публициста Эволюция творчества А.С. Пушкина - критика и публициста Эволюция творчества А.С. Пушкина - критика и публициста Эволюция творчества А.С. Пушкина - критика и публициста
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Липницкая, Екатерина Анатольевна. Эволюция творчества А.С. Пушкина - критика и публициста : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Липницкая Екатерина Анатольевна; [Место защиты: Сев. (Арктический) федер. ун-т].- Архангельск, 2011.- 224 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/132

Введение к работе

Состояние изученности темы. Исследовательский интерес к творчеству А. С. Пушкина, в том числе и к его критико-публицистическому наследию, оставался неизменным в XIX – XX веках. Проявившаяся с начала 90-х годов XX века тенденция к переосмыслению пушкинских произведений объясняется не только сменой научной парадигмы, но и необходимостью снять слой идеологического налета.

Изучение творчества Пушкина – критика и публициста – определялось тематическими рамками: Пушкин – критик, Пушкин - сотрудник «Литературной газеты», Пушкин - издатель «Современника», Пушкин и Радищев, Пушкин в полемике с Булгариным и «журнальным триумвиратом».

Литературная критика и эстетическая позиция А.С. Пушкина исследовались филологами А.Н. Пыпиным, А. Евлаховым, А.В. Луначарским, И.В. Сергиевским, Н.И. Мордовченко, Н.Л. Степановым, Б.С. Мейлахом, Н.Ф. Филипповой, С.И. Машинским, В.И. Ширинкиным, В.Ф. Асмусом.

Ряд исследований посвящен участию А.С. Пушкина в «Литературной газете» и его полемике с Н.А. Полевым и Ф.В. Булгариным (работы П.Н. Столпянского, В.В. Каллаша, А.Г. Фомина, В.В. Виноградова, Н.К. Замкова, Вл.В. Гиппиуса, В.В. Гиппиуса, Б.П. Городецкого, В.Г. Березиной, В.Э. Вацуро).

Объектом особого научно-исследовательского интереса всегда был пушкинский журнал «Современник». Литературоведами подробно изучена история его создания, цензурная история, редакционная политика (работы Б.В. Казанского, М.П. Еремина, В.Э. Вацуро, Л.Г. Фризмана, Л.С. Сидякова, Т.И. Краснобородько, А.И. Станько, В.Г.Березиной, М.И. Гиллельсона, Е.И. Рыскина), участие в «Современнике» писателей пушкинского круга (труды В.Г. Березиной, А.Н. Степанова, М.И. Гиллельсона, Г.П. Макагоненко, Ю.В. Манна), анализировалась тематическая направленность журнала (статьи Т.И. Краснобородько, И.Ю. Юрьевой, Л.А. Тартаковской). Ряд исследований посвящен отдельным публикациям А.С. Пушкина в журнале «Современник» (работы В.П. Старка, Д.Т. Шоу, А.А. Карпова, Л.А. Тартаковской, Д.Д. Благого, С.А. Фомичева, А. Долинина, А. Старцева). В последнее время положение Ю.Н. Тынянова о Пушкине как о «циклизаторе журнала» было развито в ряде работ, рассматривающих содержание журнала «Современник» как текстовое единство, созданное по законам циклизации (М.Н. Дарвин, Т.А. Олейникова, Т.Б. Фрик).

Однако практически все материалы по этой теме представлены в форме статей, предисловий, очерковых материалов или хронологических обзоров (И. Станько, К.И. Тюнькин). По указанной теме опубликованы две монографии. Монография Н.Ф. Филипповой «Критик-поэт Александр Сергеевич Пушкин» (1998), в основе которой лежало исследование «Метод Пушкина-критика», проведенное в 1954 году, рассматривает основные методы и принципы критики Пушкина. Метод определен автором как объективно-исторический, хотя критическая деятельность Пушкина рассмотрена вне эволюции как сложившаяся данность.

Монография М. Еремина «Пушкин-публицист» (второе издание вышло в 1976 году) лишь частично посвящена собственно публицистике Пушкина, поскольку автор расширительно трактует понятие «публицистичность», рассматривая также художественные произведения, наполненные пафосом гражданственности и публицистичности.

Таким образом, внимание исследователей критики и публицистики А.С. Пушкина сосредотачивалось на локальной проблематике, на анализе отдельных пушкинских статей. Целостного исследования критико-публицистического наследия Пушкина нет. Открытыми также остаются вопросы эволюции и периодизации творчества А.С. Пушкина – критика и публициста. Кроме того, в течение многих лет изучение именно публицистики А.С. Пушкина было обречено на социальную и идеологическую заданность исследований.

Актуальность исследования заключается в необходимости целостного изучения литературно-критического и публицистического наследия А.С. Пушкина, определения роли и места критики и публицистики в общем контексте творчества писателя. Актуальность также определяется тем, что сегодня требуется новое прочтение многих публицистических произведений А.С. Пушкина.

Объектом исследования является критическое наследие и публицистика А.С. Пушкина.

Предметом исследования стали тематические и жанровые особенности «статейной прозы» в различные периоды творчества Пушкина – критика и публициста.

Материал исследования: литературно-критические и публицистические произведения Пушкина, а также эпистолярное наследие, определяемое как вольная «почтовая публицистика». В качестве вспомогательного материала используются письма и воспоминания пушкинских современников, публикации ведущих журналов и газет первой трети XIX века.

Цель диссертации заключается в исследовании критико-публицистического наследия Пушкина для выявления характера эволюции его творчества.

В соответствии с целью поставлены задачи:

1. охарактеризовать периоды творчества Пушкина - публициста и критика;

2. определить место публицистики в его творчестве;

3. установить причины, по которым большая часть литературно-критических и публицистических произведений не была опубликована;

4. выявить жанровые и тематические особенности публицистических произведений Пушкина.

Методология исследования. В соответствии с поставленными задачами исследования использовались литературно-биографический, историко-литературный, контекстно-герменевтический методы и метод интертекстуального анализа. Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды Ю.Г. Оксмана, Б.В. Томашевского, В.В. Гиппиуса, М.П. Алексеева, В.Г. Березиной, В.Э. Вацуро, М.И. Гиллельсона, М.П. Еремина, В.В. Виноградова, Н.Н. Петруниной, Т.И. Краснобородько и других.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Рассмотрение эволюции творчества А.С. Пушкина – критика и публициста – позволяет выделить три основных периода: эстетико-теоретический (1820 – 1826 гг.), критико-полемический (1827 – 1832 гг.), период «политической прозы» (1833 – 1837 гг.).

  2. Фрагментарность большого числа критико-публицистических произведений объясняется комплексом причин и мотивов, носящих творческий, психологический, этический и тактический характер. Для разных периодов творчества характерны основные, доминирующие причины, по которым написанное Пушкиным осталось в черновиках.

  3. Уточнение особенностей пушкинского словоупотребления, анализ отрывка <О прозе> (1822), сопоставление его с другими высказываниями в статьях и письмах показывает, что пушкинская «формула прозы» прежде всего относится к произведениям внебеллетристических жанров.

  4. Впервые пародийную маску Феофилакта Косичкина Пушкин использовал не в памфлетах 1831 года (в это время у маски появилось имя), а в «Отрывке из литературных летописей» (1829).

5. Публицистические произведения, написанные специально для «Современника», отличает устойчивая, универсальная форма, но они в разных случаях – в зависимости от того, каким образом автор использует «чужой» текст, какой характер носят его собственные реплики, приобретают черты различных журнальных жанров.

  1. Для понимания смысла публицистического произведения А.С. Пушкина «Последний из свойственников Иоанны д’Арк» принципиален вопрос об адресате «пастиша». Пушкинскую мистификацию можно рассматривать как диалог с царем, последнюю исповедь и покаяние.

Научная новизна предлагаемого исследования заключается в попытке целостного изучения литературно-критического и публицистического наследия А.С. Пушкина, эволюционный подход к которому позволил выделить основные периоды становления Пушкина – литературного критика и публициста.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что предложенная в нем периодизация творчества А.С. Пушкина – критика и публициста – может быть использована в дальнейшем изучении пушкинского творчества.

Практическое значение диссертационного исследования заключается в возможности использования основных его положений при чтении курса «История русской литературы XIX века» и проведении спецкурсов по истории русской журналистики первой половины XIX века.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы излагались в докладах на научных конференциях, в том числе международных: «Северный текст русской литературы» (г. Архангельск, 2008); «Журналистика Русского Севера: история, современность, перспективы» (г. Архангельск, 2008); «Западный пушкинизм и российский байронизм» (г. Москва – с. Михайловское, 2009); «Славянская филология: XXI век» (г. Архангельск, 2011); всероссийской: VIII Грехневские чтения «Словесный образ и литературное произведение» (г. Нижний Новгород, 2010); университетских: конференция, посвященная 200-летию Н.В. Гоголя (г. Архангельск, 2009), Ломоносовские чтения (г. Архангельск, 2009, 2010).

Структура работы определена логикой исследования и продиктована характером эволюции творчества Пушкина – критика и публициста. Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы.

Похожие диссертации на Эволюция творчества А.С. Пушкина - критика и публициста