Введение к работе
Реферируемое диссертационное исследование посвящено изучению эволюции творчества А.А. Кондратьева (1876-1967) в ракурсе динамики художественного мира писателя. Развитие творческой манеры А.А. Кондратьева в работе рассматривается на основе сопоставления двух его романов - «Сатиресса» (1907) и «На берегах Ярыни» (1930).
Актуальность темы данной диссертации обусловлена тем, что творчество А. Кондратьева является неотъемлемой частью литературного процесса начала XX века. Наследие писателя представляет интерес не только в контексте тенденций в искусстве Серебряного века и в качестве возможных параллелей с именитыми современниками, но и как самобытное явление русской литературы, долгое время недостаточно оцененное. Начало в изучении наследия писателя было положено в 1980-е годы в работах Р.Д. Тименчика, В. Крейда. В 1990 году вышло первое основательное исследование творчества А.А. Кондратьева - монография В.Н. Топорова «Неомифологизм в русской литературе начала XX века. Роман Кондратьева "На берегах Ярыни"», в которой изложены пролегомены к изучению поэтики писателя. В последние годы число научных работ, посвященных А.А. Кондратьеву, неуклонно растёт. Об этом свидетельствуют регулярно проводящиеся в Ровно Международные научные конференции «Кондратьевские чтения», по материалам которых изданы два сборника статей. По творчеству писателя защищены две кандидатские диссертации: Шалашов Е.В. «Творчество А.А.Кондратьева 1899-1917-го годов» (2004) и Шинкарева Н.В. «Мифопоэтика рассказов А.А. Кондратьева: сквозные архетипические мотивы и образы: сборники "Белый Козёл" и "Улыбка Ашеры"» (2008). Этнографическим источникам романа «На берегах Ярыни» посвящена глава монографии А.В. Коровашко «Заговоры и заклинания в русской литературе XIX - XX веков» (2009). В последние годы к наследию А. Кондратьева обращались такие известные исследователи, как СМ. Неёлов, Ю.Б. Орлицкий, О.И. Федотов, СИ. Кормилов и др.
В настоящее время нет целостного исследования творчества писателя, которое позволило бы проследить эволюцию его художественной манеры. Нуждаются в прояснении вопросы стилистической отнесенности автора в рамках тенденций русской литературы начала XX века. Также недостаточно разработана тема фоль-клоризма А. Кондратьева и этнографических источников его произведений. Ми-фологизм, являющийся характерной чертой всего творчества А. Кондратьева, различно проявлялся в дореволюционный и эмигрантский периоды его литературной деятельности. Художественная реконструкция мифологической картины мира легла в основу большинства произведений писателя и отразилась в хроното-пической организации его текстов. В настоящем исследовании предпринята попытка проследить динамику творческой манеры А. Кондратьева в работе с мифологическим материалом на примере двух самых крупных его произведений, жанр которых сам автор обозначил как роман. Задача реконструкции целостного мифопоэтического мировидения предполагает воссоздание пространственно-временной организации мифологического космоса, что проявляется в хронотопи-ческой структуре произведения, «просвечивает» через нее. В связи с этим пред-
ставляется плодотворным проанализировать отражение эволюции творческой манеры писателя на хронотопе его сочинений.
В качестве объекта диссертационного исследования выступают тексты художественных произведений А.А. Кондратьева. В первую очередь, это романы «Сатиресса» и «На берегах Ярыни». Кроме того, мы обращаемся к другим его произведениям: стихам, рассказам, а также к его личным письмам.
Предмет изучения - эволюция творческой манеры А.А. Кондратьева, в частности, принципов художественного осмысления мифологического материала в процессе создания двух его наиболее значительных сочинений - романов «Сатиресса» и «На берегах Ярыни». Выбор этих произведений обусловлен рядом причин. Во-первых, роман «Сатиресса» вышел на пике творческой активности и популярности писателя. «На берегах Ярыни» - первая крупная публикация Кондратьева после эмиграции. Последнее произведение является вершиной творчества писателя и в полной мере отражает результаты развития художественного метода автора. Во-вторых, А. Кондратьев своей задачей считал художественную реконструкцию мифопоэтического образа мира. Как отмечал В.Н. Топоров, наиболее масштабная реализация реконструкции подобного рода возможна в романной форме. В-третьих, способы конструирования архаического пространства, намеченные в «Сатирессе», были наиболее полно и на другом качественном уровне применены в романе «На берегах Ярыни».
Цель работы - выявить и описать эволюционные изменения творческой манеры А.А. Кондратьева посредством анализа пространственно-временной организации двух его романов «Сатиресса» и «На берегах Ярыни».
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач.
Рассмотреть художественное наследие А.А. Кондратьева в контексте философских и эстетических исканий русской литературы начала XX века. Определить позицию А.А. Кондратьева по отношению к проблеме освоения мифопоэти-ческой картины мира и её реконструкции в художественном творчестве на разных этапах эволюции писателя.
Исследовать проблему художественной стилизации как характерного приема индивидуально-авторской манеры А.А. Кондратьева и охарактеризовать трансформацию данного приема в творчестве писателя.
Рассмотреть романы А. Кондратьева «Сатиресса» и «На берегах Ярыни» как идейно-художественное единство и как самостоятельные феномены литературной деятельности писателя, раскрыть процессы творческой эволюции А.А. Кондратьева через хронотопическую организацию этих произведений.
Теоретической и методологической основой диссертации послужили концептуальные положения исследователей истории и теории литературы, ориентированные на осмысление художественного наследия писателей Серебряного века (З.Г. Минц, Н.А. Богомолов, Г.Ю. Завгородняя, В.В. Полонский, А. Ханзен-Лёве, У. Перси, др.), а также репрезентирующие такие понятия литературоведения, как хронотоп (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров, В.П. Руднев, др.) и стилизация (М.М. Бахтин, Ю.Н. Тынянов, В.Ю. Троицкий, Е.И. Кириченко, У. Перси), труды по мифопоэтике (Я.Э. Голосовкер, М. Элиаде, А.Ф. Лосев, Е.М. Мелетинский, М.И. Стеблин-Каменский, С.С. Аверинцев и др.) и фольклористике (А.Н. Афанась-
ев, И.А. Оссовецкий, НА. Криничная, А.Ф. Некрылова, А.В. Никитина и др.), а также работы литературно-критического характера, так или иначе осмысливающие творческое наследие А.А. Кондратьева в контексте идейно-художественных исканий начала XX века (В.Н. Топоров, В. Крейд, Р.Д. Тименчик, Е.В. Шалашов, Н.В Шинкарева, А.В. Коровашко и др.). Положения, выносимые на защиту:
Эволюция художественного мира писателя происходила по концентрическому принципу: при сохранении системы объектов и ценностей авторской картины мира она обогащалась новыми смыслами благодаря совершенствованию творческой манеры писателя.
Неомифологизм А.А. Кондратьева эволюционировал от рационального воспроизведения деталей мира античной мифологии к эмпатическому вживанию в художественно реконструируемое архаическое пространство. Интеллектуальная «игра в мифологию» переросла в глубокое осмысление законов мифопоэтическо-го бытия и сопереживание судьбам своих персонажей.
Прием стилизации в творчестве А.А. Кондратьева развивался от имитации, внешнего обыгрывания «примет» мифологического мировидения к глубокому проникновению в суть первоисточника и пересозданию его как органической целостности.
А.А. Кондратьев реконструировал в своих произведениях мифологическую пространственно-временную модель восприятия мира, а в романе «На берегах Ярыни» отразил и традиционное народное восприятие хронотопических категорий.
Хронотоп романов «Сатиресса» и «На берегах Ярыни» характеризуется единством базовой структуры. Однако, во многом под влиянием обстоятельств жизни А.А. Кондратьева, а также благодаря обращению к более культурно близкому материалу славянской мифологии, роман «На берегах Ярыни» отличается усложнением и детализацией пространственно-временной организации, большей стилистической выверенностью, усилением этической направленности и, как следствие, большей художественной глубиной и цельностью.
Новизна научного исследования заключается в первой на настоящее время попытке проследить эволюцию творческой манеры А. Кондратьева в ракурсе способов реконструкции мифопоэтического мировидения. Впервые предпринято комплексное исследование родства хронотопической структуры романов «Сатиресса» и «На берегах Ярыни».
Теоретическая значимость работы определяется тем, что она посвящена описанию проблем эволюции творческой манеры писателя, недостаточно изученного в российском литературоведении. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке работ обобщающего характера, посвященных проблемам неомифологизма в русской литературе XX века, а также характеристике основных течений в литературном процессе указанного периода.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы при изучении литературно-художественного процесса в России начала XX века, в преподавании курсов истории литературы Серебряного века и Русского Зарубежья, в спецкурсах и спецсеминарах по теории и истории литературы, а также по мифопоэтике.
Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры литературы Вологодского государственного педагогического университета, а также на всероссийских и международных конференциях: «Диалог культур VI» (Чехия, Градец-Кралове, 2011); «Пропилеи на Волге - 2011» (Кострома, 2011); «Слово и текст в культурном сознании эпохи» (Вологда, 2011). По теме диссертации издано пять статей, две из которых опубликованы в журналах, рекомендованных ВАК.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.