Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция прозаической текстуальности в творческой биографии Бориса Пастернака Ляляев Сергей Васильевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ляляев Сергей Васильевич. Эволюция прозаической текстуальности в творческой биографии Бориса Пастернака: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Ляляев Сергей Васильевич;[Место защиты: ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет»].- Москва, 2011.- 20 с.

Введение к работе

Системное изучение прозаического творчества Б. Пастернака давно является насущной научной задачей. К настоящему времени создано значительное число трудов, российских и зарубежных, которые посвящены анализу отдельных прозаических произведений писателя и / или нацелены на решение определенных теоретических проблем, касающихся его прозы. Таковы работы Л.Л. Горелик, А.К. Жолковского, Ю.Б. Орлицкого, И.П. Смирнова, Н.А. Фатеевой, Л. Флейшмана, А. Юнггрен, Р.О. Якобсона. Однако в целом проза Б. Пастернака в сравнении с его стихотворством исследована незначительно. Исключение составляет роман «Доктор Живаго»; но его фундаментальное постижение требует такого взгляда, который охватывал бы контекст всего прозаического творчества Б. Пастернака, выводя содержательные и конструктивные особенности произведения из творческой эволюции писателя. Реферируемое исследование представляет опыт выработки подобного взгляда, в котором произведения, обозначающие этапы становления пастернаковской прозы, соотносятся как элементы системного целого.

Изучение прозы Б. Пастернака сталкивается с трудностью, обусловленной специфическим характером пастернаковской текстуальности, то есть совокупности способов организации текста произведения – «факторов художественного впечатления», по выражению М.М. Бахтина. В исследованиях М.М. Бахтина в эпическом произведении выделены два плана: «событие, о котором рассказывается» и «событие рассказывания». Оба эти плана в прозе Пастернака устроены нетрадиционно. Во-первых, фабула (последовательность событий) у Пастернака либо трудно вычленима, как в относительно ранних произведениях, либо демонстративно искусственна, как в «Докторе Живаго». Во-вторых, в ранней прозе писателя (1910-20-е гг.) действие передается не столько путем повествования, сколько посредством детализированных описаний или диалогов. При этом даже поверхностное сопоставление прозы Б. Пастернака раннего (до «Охранной грамоты» включительно) и позднего (послевоенного) периодов свидетельствует, что повествовательная манера писателя изменялась с течением времени, и изменения касались всей системы композиционных форм речи.

Названные особенности прозаической системы Б. Пастернака: специфика действия и способов его передачи, а также динамизм становления этих конструктивных составляющих системы, – порождают вопрос о внутренних основаниях перечисленных особенностей. Возникает исследовательская проблема, которая может быть сформулирована следующим образом: каковы причины, механизмы и этапы изменения сюжетно-фабульного и повествовательного устройства прозы Б. Пастернака? Обобщая, можно вести речь о проблеме эволюции текстуальности в пастернаковской прозе. Эта проблема является центральной в реферируемом исследовании.

Подходы к проблеме, принятые в исследовании, соединяют учет внешних историко-литературных обстоятельств, индивидуальных особенностей художественного мировоззрения Пастернака и проявлений в его творчестве законов литературной эволюции. С одной стороны, многие особенности пастернаковской прозы свойственны в целом так называемой «прозе поэта» (К.Г. Локс), распространившейся в русской литературе в первые десятилетия ХХ века. С другой стороны, такие особенности прозы Пастернака, как слабость сюжета, редукция психологизма, распад каузальности, убедительно выводятся из писательского мировоззрения, характеризовавшегося скептическим отношением к идеям процессуальности и причинности. Художественное мировоззрение Пастернака в исследованиях конца ХХ столетия с основанием квалифицировалось как «неомифологическое» (В.С. Баевский) или «неосинкретическое» (С.Н. Бройтман). Наконец, становление пастернаковской прозы происходило в русле действия общей для русской литературы соответствующего периода макростратегии «интерференции художественного и вне-художественного слова» (И.В. Кузнецов), стимулировавшей, в частности, изменение текстовой фактуры прозы в сторону все большего использования ментативных единиц. Эти факторы, внутренние и внешние, совокупно направляли эволюцию индивидуальной художественной системы Пастернака и в таком их аспекте рассматриваются в исследовании.

Объектом исследования является прозаическое творчество Б.Л. Пастернака. Предмет исследования – текстуальное устройство прозы, генезис и трансформации фабульного начала у Пастернака, способы изложения действия и поэтапное становление этих способов в связи с общей эволюцией художественной системы и взглядов писателя.

Цель работы – установление структуры действия и способов его изложения в прозаических произведениях Б. Пастернака, определение причин и этапов эволюции текстуального устройства прозы писателя.

Задачи исследования:

1) рассмотреть мировоззренческие особенности Б. Пастернака, повлиявшие на характер его творчества;

2) установить характер действия в юношеской прозе «начальной поры» (1910 г.) и представленность такого действия в позднейшей прозе;

3) соотнести значимость фабулы и повествования в текстуальном устройстве пастернаковской прозы раннего периода;

4) определить характер используемых композиционных форм речи на разных этапах становления текстуальности пастернаковской прозы;

5) определить место романа «Доктор Живаго» в эволюции прозаической текстуальности Пастернака;

6) выявить факторы, влиявшие на изменение текстуального устройства прозы Пастернака.

Материалом исследования являются художественные прозаические сочинения Б. Пастернака, относящиеся ко всем периодам его творческой деятельности и опубликованные им самим в качестве завершенных. В числе художественных рассматриваются автобиографические сочинения писателя «Охранная грамота» и «Люди и положения». Из неопубликованных при жизни Пастернака текстов в материал включаются юношеские прозаические фрагменты 1910 года и повесть «История одной контроктавы». В качестве вспомогательного материала используются также отдельные письма писателя. Жизнеописания и письма рассматриваются как неустранимый компонент творческой биографии Б. Пастернака, в которой искусство и жизнь составляли органическое целое.

Методология исследования базируется, с одной стороны, на представлении о специфике художественной системы Б. Пастернака, существенной особенностью которой является качество «неосинкретизма» (С.Н. Бройтман). С другой стороны, методологическим является представление о существовании имманентных законов эволюции литературного ряда, диктующих писателю определенные правила построения текста (И.В. Кузнецов). Методика анализа текстов Б. Пастернака базируется на работах В.С. Баевского, С.Н. Бройтмана, Л.Л. Горелик, А.К. Жолковского, Д.М. Магомедовой, Ю.Б. Орлицкого, И.П. Смирнова, Н.А. Фатеевой, Л. Флейшмана, А. Юнггрен, Р.О. Якобсона. Общие принципы подхода к художественной прозе основаны на взглядах М.М. Бахтина, Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпы.

Актуальность исследования обусловлена тем, что прозаические сочинения Б.Л. Пастернака исследованы недостаточно, а в сравнении с его поэзией – незначительно. В отечественном и зарубежном пастернаковедении отсутствуют работы, в которых осуществлялся бы подход к пастернаковской прозе именно как системному целому, от самых ранних сочинений до текстов, относящихся к последним годам жизни писателя. Имеющиеся наблюдения над фабулой и особенностями повествования у Пастернака носят разрозненный и фрагментарный характер, не учитывают общей эволюции художественной системы писателя.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что система художественной прозы Б. Пастернака рассматривается, во-первых, как целое, во-вторых, в динамическом аспекте своего становления. Кроме того, становление этой системы соотносится с закономерностями эволюции литературного ряда, связанными с действием стратегии интерференции художественного и вне-художественного слова. Влияние стратегии интерференции впервые рассматривается в качестве ведущего фактора, определяющего изменения в индивидуальной системе поэтики конкретного писателя.

Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется следующим. В работе обосновывается и развивается подход к повествовательным особенностям прозы Пастернака как к элементу художественной системы писателя, обусловленному, с одной стороны, его мировоззрением, с другой, его представлением о потенциальном адресате собственного творчества. Эволюция индивидуальной художественной системы писателя рассматривается применительно к прозаическим произведениям, к изменению их конструкции. Делаются выводы, касающиеся общих закономерностей становления русской литературы в ХХ столетии и места прозы Пастернака в этом становлении. В теоретическом отношении важна также разработка понятийно-терминологического аппарата исследования: разрабатывается и развивается содержание таких понятий, как «текстуальность», «прототекст», «текст-ментатив».

Практическая значимость исследования обусловлена его системным характером. Прозаическое творчество Б. Пастернака, от самых ранних опытов до последних произведений, рассматривается как единое целое. Это позволяет выделить основные конструктивные аспекты прозаической системы писателя. Таким образом, полученные результаты могут послужить методологическим основанием при разработке курсов по истории русской литературы ХХ века на разных уровнях образовательной системы; спецкурсов и спецсеминаров, посвященных изучению творчества Б.Л. Пастернака и, шире, русской литературы эпохи модернизма.

Положения, выносимые на защиту:

1. Прозаические сочинения Б. Пастернака «начальной поры» (1910 г.) по отношению к его позднейшей прозе представляли собой прототекст, в котором в форме потока сознания зафиксированы основные образы и темы, впоследствии неизменно разрабатываемые в творчестве писателя. Фабульное оформление действия на этом этапе у Пастернака отсутствовало.

2. Появление фабулы, оформляющей внешнее действие в ранней прозе Б. Пастернака (1910–20-е гг.), продемонстрировало вторичность этой фабулы как текстуального фактора по отношению к повествованию.

3. В ранней прозе Б. Пастернака сложилась практика ведения двойного действия. Внешнее фабульное действие, как правило, носило вспомогательный характер. Оно передавалось при помощи орнаментальных приемов, при чем возникала его фрагментарность. Внутреннее действие всегда заключалось в преображении действительности и содержательно являлось основным.

4. «Охранная грамота» фиксирует сдвиг в характере пастернаковской прозаической текстуальности. Прежде всего это касается используемых писателем композиционных форм речи. Широко применяемые ранее для передачи действия возможности описания сопровождаются укреплением единства нарративных фрагментов, хотя и разрозненных. Принципиально возрастает частотность и содержательная роль ментатива, тяготеющего к смысловому доминированию в произведении.

5. В романе «Доктор Живаго» сохраняется принцип двойного действия. В конструкции внешнего действия Б. Пастернак опирается на фабульные клише, заимствованные из традиции авантюрного повествования и из фольклора. Внутреннее действие, как и в ранней прозе, заключается в преображении действительности и является основным.

6. Ментативные компоненты, получившие смысловой приоритет в «Охранной грамоте», сохраняют первостепенную значимость и в создании смысла «Доктора Живаго». Кроме того, обладая внутренней диалогичностью, в этом романе они становятся фактором текстового диалогизма.

7. Эволюция прозы Б. Пастернака происходила в русле действия стратегии интерференции художественного и вне-художественного слова в русской литературе ХХ века. Главным проявлением этой стратегии в творчестве писателя было постепенное усиление роли ментативных компонентов в текстуальном устройстве его прозы.

8. Роман «Доктор Живаго» был осуществлен Б. Пастернаком в эпоху кризиса модернистского сознания и эстетики. Использование писателем в романе беллетристических фабульных клише и предполагаемое расширение целевой читательской аудитории было ранним проявлением постмодернистской поэтики и имело параллели в западных литературах близкого времени.

Апробация работы. Результаты исследования отражены в 4 статьях, опубликованных в том числе в изданиях, включенных в перечень ВАК. Основные положения и предварительные результаты исследования докладывались автором на конференциях всероссийского и международного уровня «Проблемы сюжетологии» (Москва, 2006), «Понимание в коммуникации» (Москва, 2007), «Белые чтения» (Москва, 2008, 2010, 2011). В 2000-2010 учебных годах материал диссертации использовался автором в ходе занятий на историко-филологическом факультете Российского государственного гуманитарного университета.

Структура диссертационного исследования. В соответствии с поставленной целью диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы. В конце глав помещены выводы.

Похожие диссертации на Эволюция прозаической текстуальности в творческой биографии Бориса Пастернака