Введение к работе
Актуальность данной работы состоит в том, что лирический вопрос как диалогическая форма поэтической речи мало изучен, и прежде всего это касается особенностей его функционирования в поэзии ХХ века. Проблема, рассматриваемая в настоящей диссертации, не была до сих пор предметом специального научного интереса — ни в исследованиях литературоведческой направленности, ни в работах лингвистического характера или тяготеющих к лингвистике.
Научная новизна исследования заключается в том, что с точки зрения лирической коммуникации вопросительные конструкции в лирике Б. Пастернака и О. Мандельштама рассматриваются впервые, хотя эти диалогические формы на материале отдельных поэтов XIX – начала XX века уже изучались И.И. Ковтуновой. В работе впервые проводится сопоставительный анализ вопросительных конструкций обоих поэтов по следующим параметрам: с точки зрения их темы, структуры, положения в стихотворении и строфе, коммуникативной цели, по наличию маркеров адресованности, ответности/безответности, по тенденции к образованию многозвенных конструкций.
Теоретическая значимость настоящего диссертационного исследования состоит в разработке путей решения актуальных проблем лингвистического анализа поэтического диалога, а также в определении роли вопросительных конструкций в целостной организации лирического текста. Особую значимость представляет и сопоставительный анализ идиостилевых характеристик двух великих поэтов ХХ века по заданным параметрам.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения ее результатов в образовательном процессе — в цикле лекций курса «Филологический анализ художественного текста», при изучении поэтических идиостилей, а также в практике художественного перевода.
Объектом изучения в настоящей работе являются особенности лирической коммуникации, а предметом исследования — лирический вопрос как диалогическая форма поэтической речи (на материале лирических произведений Б. Пастернака и О. Мандельштама).
Целью диссертационного исследования является проведение сопоставительного анализа функционирующих в условиях лирической коммуникации (в поэтических текстах Б. Пастернака и О. Мандельштама) вопросительных конструкций.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
-
Описать особенности лирической коммуникации.
-
Очертить спектр диалогических форм речи в поэтических произведениях обоих авторов.
-
Выявить особенности функционирования вопросительного предложения как диалогической формы речи в поэтическом тексте.
-
Провести сопоставительный анализ вопросительных конструкций у обоих поэтов по следующим параметрам: с точки зрения темы, структуры, положения в стихотворении и строфе, ответности/безответности, по наличию маркеров адресованности и тенденции к образованию многозвенных конструкций.
-
Охарактеризовать типы вопросительных предложений, обнаруженные в лирике Пастернака и Мандельштама, с точки зрения коммуникативного намерения.
Выбор методов исследования продиктован целью и задачами настоящей работы. В работе используются: структурно-функциональный, статистический, типологический и сопоставительный методы.
Материалом для исследования послужили вопросительные предложения из лирических произведений Б. Пастернака и О. Мандельштама. Собранный материал представлен в приложении в виде двух таблиц (таблицы 1 и 2), в которых каждый вопрос характеризуется с точки зрения темы (о чем вопрос), структуры (простое или сложное предложение, входит в цепочку вопросов или является одиночным), положения в стихотворении и строфе, ответности/безответности, по наличию маркеров адресованности и особенностям функционирования. В результате сплошной выборки обнаружено и охарактеризовано 598 вопросительных предложений (403 у Пастернака и 195 у Мандельштама).
На защиту выносятся следующие положения:
-
Лирический текст существует в коммуникативной ситуации — лирическом диалоге. Лирические вопросы являются одним из проявлений диалогического начала в поэзии. Лирические вопросы ориентированы на особенности внутреннего диалога, но трансформируют его признаки в соответствии с доминантной установкой — эстетической.
-
Анализ вопросительных конструкций в лирике Б. Пастернака и О. Мандельштама показывает, что в поэтическом тексте функционирование вопроса имеет свои особенности. Собственно функция спрашивания не является доминирующей и наблюдается явление функциональной полисемии, когда один и тот же вопрос выполняет несколько функций.
-
С точки зрения коммуникативного намерения, заложенного в вопросительных конструкциях, (с опорой на предлагавшиеся ранее классификации) выделяются следующие типы вопросов: вопросы-дубитации, вопросы-обсуждения, вопросы-объективизации, вопросы-предположения, вопросы-размышления, собственно вопросы, риторические вопросы, вопросы в чужой речи. В отдельных случаях наблюдается взаимодействие этих типов.
-
Выявляется детерминированность вопросительных предложений в лирике Б. Пастернака и О. Мандельштама доминантными установками их индивидуального стиля; динамика вопросительных конструкций отражает эволюцию творчества поэтов в целом.
-
Лирика Б. Пастернака обнаруживает отчетливую динамику количества вопросов по периодам. Эволюция соответствует модели: «взрывное движение вверх — спад, возвращение к первоначальной ситуации», при этом во все периоды устойчиво наблюдается предпочтение вопросов-предположений. С точки зрения наличия/отсутствия ответа показателен резкий рост доли вопросов с прямыми ответами в период с 1930 по 1960 г., свидетельствующий об изменении позиции лирического «я» по отношению к бытию: от удивления и попытки диалога с миром к изречению несомненных истин о бытии. Место вопросительных конструкций в текстах Пастернака не отличается устойчивостью по периодам. У Пастернака неизменно велика доля вопросительных предложений в составе цепочек, что отражает установку на эмоциональность речи.
-
В лирике О. Мандельштама такой выразительной динамики вопросительных конструкций, как у Пастернака, нет. У Мандельштама эволюция затрагивает внутритекстовые связи более, чем синтаксис. Количество вопросов в лирике первого/второго и третьего периодов примерно равное. Типы вопросов, выделяемые в аспекте коммуникативного намерения, распределяются по периодам следующим образом. Поэт устойчиво безразличен к вопросам в чужой речи, поскольку дар слова отнесен к характеристикам лирического «я». Определенная динамика прослеживается в падении доли вопросов-размышлений в поздней лирике, что отражает усиление эмоциональности в тексте. Только по одному параметру — по адресованности вопросов — лирика Мандельштама обнаруживает весьма отчетливую динамику: в поэзии третьего периода резко уменьшается доля вопросов с адресацией, преобладает автокоммуникация. В отличие от Пастернака, явно предпочитающего простые и неполные вопросительные предложения, Мандельштам не избегает сложноподчиненных предложений и почти отказывается от неполных.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были представлены на VIII и IX Международных научных конференциях молодых филологов в Таллиннском университете (Таллинн, 17–19 февраля 2006 г., 16–18 февраля 2007 г.); на международной научной конференции «Лингвистика и поэтика в начале третьего тысячелетия» в Институте русского языка им. В.В. Виноградова РАН (Москва, 24–28 мая 2007 г.), на международной научной конференции «Языки и метаязыки в пространстве культуры» в Институте языкознания РАН (Москва, 14–16 марта 2011 г.).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложения. Порядок расположения глав соответствует логике исследования. Общий объем исследования составляет 268 страниц вместе с приложением.