Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная аксиология в романе Ф.М. Достоевского "Идиот" Кузнецова Евгения Викторовна

Художественная аксиология в романе Ф.М. Достоевского
<
Художественная аксиология в романе Ф.М. Достоевского Художественная аксиология в романе Ф.М. Достоевского Художественная аксиология в романе Ф.М. Достоевского Художественная аксиология в романе Ф.М. Достоевского Художественная аксиология в романе Ф.М. Достоевского
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кузнецова Евгения Викторовна. Художественная аксиология в романе Ф.М. Достоевского "Идиот" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Кузнецова Евгения Викторовна; [Место защиты: Магнитог. гос. ун-т].- Магнитогорск, 2009.- 206 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/137

Введение к работе

Роман Ф.М. Достоевского "Идиот" до сих пор пользуется повышенным вниманием как у "рядовой" публики (как принято называть неквалифицированную аудиторию), так и у специалистов–филологов. О первом свидетельствует популярность экранизаций этого произведения и вызванная ими волна читательского интереса к нему. О втором – два научных сборника, вышедшие в свет в течение двух–трех лет (1999, 2001) и посвященные исключительно роману "Идиот". К тому же в статьях этих сборников, как и во многих других публикациях последнего десятилетия, представлены подходы и интерпретации не просто разные, но расходящиеся порой до полного противостояния мнений. В этом смысле показательна статья авторитетного специалиста В.А. Свительского с выразительным названием "Сбились мы. Что делать нам!" (к сегодняшним прочтениям романа "Идиот")" (процитирована строка Пушкина, входящая в эпиграф к роману Достоевского "Бесы"). То есть очевидна возникшая на рубеже тысячелетий и длящаяся до сих пор оживленная научная дискуссия по поводу романа, написанного достаточно давно, почти за сто пятьдесят лет до начала этих споров.

Включаться в эту дискуссию, на наш взгляд, имеет смысл лишь при условии, если для интерпретации романа "Идиот" и прояснения его авторской концепции будет использован новый, достаточно конструктивный и объективный подход. Такой подход мы находим в области аксиологической методологии, которая с недавних пор достаточно плодотворно используется в литературоведении. Инициаторы этой методологии начинали соответствующие исследования еще в прошлом столетии в самых разных научных центрах – в Воронежском государственном университете (В.А. Свительский, ныне покойный), Российском государственном гуманитарном университете (И.А. Есаулов), Магнитогорском государственном университете (В.Б. Петров и А.П. Власкин).

В Магнитогорской научной школе аксиологический подход уже успешно использован для исследования творчества самых разных художников слова – А.С. Пушкина (А.П. Власкин), М.Ю. Лермонтова и А.Н. Островского (Т.С. Власкина), Л.Н. Толстого (Д.А. Абдуллина), Н.Р. Эрдмана (З.К. Сафаргалина), М.А. Булгакова (В.Б. Петров). Один из последних результатов подобной работы – статья А.П. Власкина, посвященная роману Достоевского "Преступление и наказание". Таким образом, использование аксиологического подхода для интерпретации следующего шедевра писателя, романа "Идиот", вполне назрело. А в свете незатихающих споров вокруг этого произведения такое исследование представляется тем более логичным.

Исходя из вышеизложенного, параметры диссертационной работы обозначены нами следующим образом.

Актуальность исследования обусловлена рядом взаимосвязанных факторов. Во–первых, роман Достоевского "Идиот" пользуется повышенным вниманием у читателей и находится на острие научных дискуссий. Во–вторых, аксиологический подход к интерпретации литературных произведений уже зарекомендовал себя в науке как продуктивный, однако требует дальнейшей апробации на более широком историко–литературном материале. Такой подход к тексту романа "Идиот" позволит представления о содержательности и художественном своеобразии произведения привести в соответствие с современным состоянием филологической науки, а также выправить отдельные искажения, допускаемые в трактовке его образной системы и общей авторской концепции.

Еще один фактор актуальности предпринятого исследования связан с обращением к проблеме личности. Она так или иначе затрагивается всегда, когда речь заходит о литературных героях любого произведения, и тем не менее, не может считаться разработанной удовлетворительным образом в литературоведении. Неутихающая полемика по поводу романа "Идиот" во многом связана как раз с тем, что в нем особенно явно выразилось "человековедение" Достоевского, приоткрылась разгадываемая им "тайна человека". А если иметь в виду, что "личность есть категория аксиологическая" (Н.А. Бердяев), то, приступая к рассмотрению романа в аксиологическом аспекте, мы можем рассчитывать и на прояснение проблемы личности, как она Достоевским в произведении поставлена и разрабатывается.

Новизна работы в методологическом отношении обусловлена тем, что в ней впервые аксиологический подход апробируется на материале романа Достоевского "Идиот". В историко–литературном отношении это позволяет по–новому понять особенности его образной системы. В частности, впервые в этом произведении выявлена художественная значимость семейных связей и авторская постановка проблем семьи.

Объектом исследования является роман Достоевского "Идиот" в сочетании с подготовительными материалами к нему и эпистолярными свидетельствами, имеющими отношение к истории создания этого произведения. Дополнительное внимание по ходу исследования уделено аллюзиям на другие произведения писателя для уточнения места романа "Идиот" в общем контексте художественных исканий Достоевского.

Предметом исследования является художественная аксиология как динамичная система ценностных ориентаций, обусловливающая в романе логику взаимоотношений персонажей и закономерности их судеб.

Цель исследования – раскрыть аксиологическую содержательность романа Достоевского "Идиот" и внести соответствующие коррективы в научные представления об авторской концепции отдельных образов и произведения в целом. Этой общей целью обусловлены следующие конкретные задачи:

1. Выявить в романе аксиологическую значимость общения в целом и сопоставить отношение к нему у центрального героя и персонажей ближайшего окружения.

2. Рассмотреть возможности ориентации на идеалы и приобщения к ним у персонажей первого плана – Мышкина, Рогожина и Настасьи Филипповны.

3. Определить статус денег в сопоставлении с другими аксиологическими ориентирами основных персонажей романа.

4. Проанализировать семейно–аксиологический опыт центрального героя и роль детского начала в характерах различных персонажей.

5. Провести сопоставительный анализ семейной аксиологии групповых образов – Епанчиных и Иволгиных.

6. Прояснить содержание семейной аксиологии Рогожиных, Терентьевых и Лебедевых.

Методология исследования базируется на идеях современных литературоведов – В.А. Свительского, А.П. Власкина, В.Б. Петрова, Д.А. Абдуллиной и др. – о значимости ценностных ориентаций в творческих исканиях писателей и содержательности аксиологического измерения в художественной ткани литературных произведений.

Методологическим основанием для исследования текста Достоевского является сочетание методов: проблемно–тематического, структурно–семантического, историко–литературного. В общем, комплексном виде в диссертации используется системный подход к анализу произведения в свете аксиологических понятий, который, в виду уже сказавшейся продуктивности подобных исследований, претендует на статус особого, аксиологического метода интерпретации литературного произведения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что используемый подход позволил выявить новое, аксиологическое измерение в содержании романа Достоевского. Тем самым концептуальные представления о многомерности художественного текста подтверждаются, наполняются дополнительным содержанием и конкретизируются на материале отдельного произведения.

Практическая значимость работы. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке общих и специальных лекционных курсов, в проведении семинаров и практических занятий по русской литературе ХIХ века, а также в процессе дальнейшего исследования истории русской литературы.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры русской классической литературы Магнитогорского государственного университета. Различные аспекты проблематики диссертации получили разработку в 8 статьях, подготовленных для научных сборников Иркутска, Тамбова, Старой Руссы и Магнитогорска; на IV всероссийской заочной научно-практической конференции МаГУ: «Современные технологии образования» (Магнитогорск, 2009), на Международных XXIV Старорусских чтениях «Достоевский и современность» (Старая Русса, 2009), на XLVI внутривузовской научной конференции преподавателей МаГУ «Современные проблемы науки и образования» (Магнитогорск, 2008), на внутривузовской студенческой конференции МаГУ по итогам НИРС за 2006/2007 учебный год (Магнитогорск, 2007).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Общение выступает в романе ценностью концептуальной и комплексной. В соответствии с отношением к общению проясняется авторская концепция отдельных характеров и образной системы в целом. В общении с центральным героем вокруг него складывается человеческое "окружение", в котором идут процессы переоценки ценностей, проверка на подлинность различных аксиологических ориентиров.

2. Для дифференциации персонажей важно наличие или отсутствие в их натуре аксиологического ожидания идеала. Мышкин выступает носителем идеала человеческих свойств. В других важна способность воспринимать этот идеал и тянуться к нему. Идеал красоты носит в романе комплексный характер, в сочетании с идеалом смирения. Несостоявшийся в образе Настасьи Филипповны, этот идеал – как смиренная душевная красота – покоряет в Мышкине.

3. В аксиологической среде романа универсальную значимость имеет финансовая составляющая. Однако Достоевский далек от крайностей прямолинейного осуждения "меркантилизма". Деньги "вездесущи", но их влияние на персонажей носит неоднозначный, стихийно меняющийся характер. По сравнению с другими ценностями или идеалами деньги подвижнее в своем аксиологическом статусе и потому вносят путаницу в жизненные приоритеты.

4. Мышкин изначально выступает как созидатель идеальной модели семьи, и эта роль сказывается в основных сюжетных событиях. Но ему не удается выполнить миссию породнения людей на основе душевных связей. Сам он – носитель детскости, свободной от издержек взросления. Для остальных его пример не стал конструктивным – никто не удерживается на уровне его духовной детскости.

5. Важное значение в романе имеют семейно–аксиологические комплексы. Разные ценностные приоритеты в соотнесенных семьях Епачиных и Иволгиных обусловливают коллективные и индивидуальные судьбы их представителей. В плане постановки проблемы "случайного семейства" роман предстает важным звеном в идейно–художественных исканиях Достоевского.

6. Семьи Рогожиных, Терентьевых и Лебедевых противостоят в романе Епанчиным и Иволгиным как принципиально неполные и соответственно каждая персонифицирована в одном наиболее ярком представителе. Возникающие между ними "перекрестные" связи могли бы компенсировать их неполноту, чего не происходит из–за ущербности аксиологических установок.

В структуре работы, согласно поставленным задачам, выделяется две главы, каждая из которых включает в себя по три параграфа. Во Введении содержится история вопроса, намечены подходы к разработке темы. В заключении подводятся общие итоги исследования и выявлены возможные перспективы. Основной текст работы изложен на 188 страницах. Список литературы включает 191 наименование.

Похожие диссертации на Художественная аксиология в романе Ф.М. Достоевского "Идиот"