Введение к работе
В исследовательской литературе нередки недоумения почему «у православного, вовлеченного в проблемы своей церкви, знающего ее историю Солженицына в творчестве религиозная тема почти отсутствует» (Л Лосев) Недостаточную (по его мнению) обращенность к христианской тематике обнаруживает в произведениях писателя и литературовед-богослов М М Дунаев «Солженицын часто все и замыкает на нравственности, на душевном < > Необходимо обращаться к человеку на духовном уровне» Словно отвечая на приведенные выше высказывания. Солженицын (совсем по другому поводу, еще в 1980-е гг) сформулировал свое понимание того, как в творчестве верующего писателя должны воплощаться постулаты религиозного мировидения «Все годы я интуитивно избегал прямо говорить о вере и нескромно, и оскорбляет чуткий слух не гоже декларировать веру, но дать ей литься беззвучно и неопровержимо» И далее «Сцепление веры христианина с тоном, приемлемым для современности, никогда не перебор, - тот верный, естественный звук, которым только и допустимо не-священнику призвать, повлечь потерявшееся общество к вере» В своей писательской практике он неуклонно следует этим принципам А И Солженицын - христианский писатель Однако он не религиозный проповедник, а художник, в силу чего его мировоззрение выражается не декларативно, а в образной форме И в этом своем качестве оно может являться объектом филологического изучения и быть описано в литературоведческих категориях
В русском зарубежье христианское наполнение творчества Солженицына осмыслялось в работах Н А Струве, архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховского), Т Лопухиной-Родзянко Многочисленные споры о религиозной природе творчества писателя породила этапная в солженицыноведении монография швейцарского слависта Ж. Нива «Солженицын»
Исследование религиозно-художественного дискурса писателя было продолжено в течение 1990-2000-х гг. в трудах отечественных ученых А Н. Архангельского, М М. Голубкова, Л Е Герасимовой, М М Дунаева, В В Ком-панейца, А С Немзера, П Г Паламарчука, П Е Спиваковского, А В Урманова, С В Шешуновой и др.
Новизна и актуальность диссертационной работы видятся в том, что после всего уже сделанного исследователями остается необходимость целостного осмысления христианского мировоззрения и поэтики Солженицына Рассмотрение религиозно-художественного дискурса писателя порождает ряд проблем методологического плана Поэтому актуальность работы связана и с ее методологией
Одним из направлений современного литературоведения стала «религиозная филология» Ведутся споры о том, можно ли считать этот подход научным Во Введении приведены аргументы pro et contra спорящих сторон Автор диссертационного исследования, стремясь использовать возможности, которые открывает духовный критерий в осмыслении художественного произведения, старается в то же время избежать тех крайностей, методологически неверных решений, за которые справедливо критикуют адептов «религиозной филологии» их оппоненты
Чтобы удержать единство духовных и эстетических критериев, необходимо точно выбрать предмет исследования Таким представляются христианские моти-
вы, поскольку мотив всегда есть единство содержания и формы. Не претендуя на самостоятельную теоретическую разработку понятия чотив, в качестве операционного определения автор выбирает то, которое сложилось в современном литературоведении в результате синтезирования трудов А.Н Веселовского, АЛ Бема, В Я Проппа, А П Скафтымова, Б В Томашевского, современных исследований Е К Ромодановской, В И Тюпы, И В Силантьева и др Полемически учитываются теории мотива и мотивного анализа Б М Гаспарова, В П Руднева
Автор диссертации отмечает специфические, по его мнению, особенности христианских мотивов это не чисто авторские мотивы, поскольку за ними стоят определенные христианские понятия, богословские термины, уже существующие в христианском вероучении; в истории литературы сложился ряд устойчивых христианских мотивов, варьируемых писателями, входя в пространство художественного текста и подчиняясь эстетическим его законам, богословские понятия с уровня сакрального переходят в область психологическую, бытовую, т е испытывают определенную редукцию, степень которой может быть различной - вплоть до потери изначального смысла, сближаясь, на первый взгляд, с общечеловеческими архетипами, христианские мотивы тем не менее имеют достаточно выраженные смысловые обертоны, в самом христианском вероучении определенные понятия находятся в иерархических отношениях, в силу чего далеко не каждое из них может редуцироваться до литературного мотива
Объектом исследования стали произведения А И Солженицына или не изучавшиеся в аспекте, избранном в диссертации (повесть в стихах «Дороженька», пьеса «Свет, который в тебе» («Свеча на ветру»)), или недостаточно изученные в плане художественного воплощения христианского мировоззрения автора (повесть «Раковый корпус», «опыт художественного исследования» «Архипелаг ГУЛаг»), или требующие углубленного анализа и проверки устоявшихся исследовательских представлений (эпопея «Красное Колесо»)
Цель работы состоит в том, чтобы выявить особенности христианского миро-видения А И Солженицына, эксплицированные в его художественном творчестве
Цель работы предполагает решение следующих задач:
представить систему христианских мотивов в творчестве А И Солженицына,
проанализировать средства поэтики в прозаических, драматических, стихотворных текстах Солженицына, передающие христианскую семантику образов,
рассмотреть особенности мировоззрения Солженицына, отразившиеся в образе Николая II в «Красном Колесе», соотнести художественный образ Царя с историческими и богословскими источниками с целью уточнения представления о христианском дискурсе Солженицына,
осмыслить все результаты исследования с точки зрения способов взаимодействия и границ исторического, художественного и мистического постижения жизни в творчестве Солженицына
Методологической базой диссертационного исследования стали труды И А Ильина, С Л Франка, П А Флоренского, К В Мочульского, М М Бахтина,
С С Аверинцева, а также работы И А Есаулова, П Е Спиваковского, С В Шешуно-вой, Л В Жаравиной, Л Е Герасимовой
Методология диссертационного исследования предполагает интегрирующий анализ, учитывающий историко-литературный, мотивныи, сопоставительный, интер- и интратекстуальныи, стилистический аспекты изучения художественного текста
Теоретическая значимость работы состоит в выявлении художественных форм и средств воплощения христианского мировидения А И Солженицына, в постановке вопроса о взаимодействии исторического, художественного и религиозного мышления писателя в «Красном Колесе»
Практическая значимость работы результаты диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке лекционных курсов по истории литературы XX века, спецкурсов, посвященных творчеству А И Солженицына, спецкурса «Русская литература и православие», в работе спецсеминаров по творчеству Солженицына, по литературе русского зарубежья, в вузовском и школьном преподавании
Положения, выносимые на защиту:
Анализ христианских мотивов в творчестве А И Солженицына позволяет говорить о единстве авторского мировоззрения на протяжении всего творческого пути и о его укорененности в христианской традиции
Динамичная система христианских мотивов (покаяния, света и тьмы, памяти смертной, мученичества, христианской любви, пресечения зла, прощения и др ) эксплицирована по законам различных литературных жанров (повесть в стихах, драма, психологическая повесть, опыт художественного исследования), с применением широкого спектра средств поэтики (использование традиционных культурных символов и символизация бытовых реалий, аллегория, тончайший психологизм, интертекстуальные связи, выявление метафизической глубины документа) Поэтика Солженицына в ряде произведений, особенно в «Архипелаге ГУЛаге», приобретает «пневма-тологическое измерение» (Шаховской)
«Архипелаг ГУЛаг» — не только прорыв немоты политической и исторической, но и разговор о «последней ситуации человека в мире», опыт обретения по-христиански ответственного понимания человеческой природы, опыт покаяния и веры, опыт духовной брани В историческом и метафизическом понимании зла и путей его пресечения А И Солженицын глубинно связан с христианским вероучением Авторы, критикующие Солженицына с квазихристианских позиций, на самом деле транслируют христианство либо через литературные (публицистика Л Н Толстого, его поздние произведения), а не через вероучительные источники, либо через свои собственные представления о том, каким христианству следуег быть, - представления весьма далекие от православной догматики и святоотеческой традиции
Противоречия солженицынского религиозно-художественного дискурса видны в изображении Николая II в «Красном Колесе» Не учитывая мистическую природу царской власти, писатель отходит от присущего ему те-
леологического, провиденциального понимания исторического процесса, делает шаг в сторону рационалистических представлений о ходе истории. Образ Николая II корректирует устоявшееся в солженицыноведении представление о последовательно христианском постижении истории автором «Красного Колеса» Установленное в ходе анализа принципиальное значение мистического измерения как для исторической достоверности, так и для художественной убедительности образа Николая II выводит, на наш взгляд, к постановке вопроса о формах и границах постижения сакрального в художественных жанрах Материалы диссертации прошли апробацию на научной конференции «Саратовская филологическая школа на рубеже веков итоги и перспективы» (Саратов, 2000), зональной XXVII научной конференции литературоведческих кафедр университетов и педвузов Поволжья «Проблемы изучения и преподавания литературы в вузе и школе XXI век» (Саратов, 2000), республиканской научной конференции «Русский роман XX века духовный мир и поэтика жанра» (Саратов, 2001), Всероссийском научном семинаре «А И Солженицын и русская культура» (Саратов, 2002), Всероссийской научной конференции «Мир России в зеркале новейшей художественной литературы» (Саратов, 2004), II Межрегиональных Пименовских чтениях «Православие в контексте истории, культуры и общесіва» (Саратов, 2004), Православном миссионерском форуме «Православная культура как основа духовного возрождения России» в рамках IV Межрегиональных Пименовских чтений (Саратов, 2006), Всероссийской научной конференции «Изменяющаяся Россия - изменяющаяся литература художественный опыт XX - начала XXI вв » (Саратов, 2005, 2007) Основные положения диссертации отражены в 9 публикациях Структура работы Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 244 наименования Общий объем диссертации - 223 страницы