Содержание к диссертации
Введение 3
Глава I. Мотивы и образы изобразительного искусства как 10
предмет гуманитарных исследований (аналитический обзор)
Филологические и искусствоведческие труды 10
Философские и богословские труды 46 Выводы 53 Глава II. Своеобразие художественно-искусствоведческой 56 рефлексии в художественно-публицистических очерках «Письма
из Русского музея» и «Черные доски»
Мотивы и образы изобразительного искусства в «Письмах из 56 Русского музея»
Иконография В.Солоухина 100 Выводы 123 Глава III. Духовно-этические ориентиры в художественно- 127 публицистических очерках В.А.Солоухина восьмидесятых годов
3.1. Проблемы сохранения и восстановления памятников культуры 127
в художественно-публицистических очерках «Время собирать
камни»
3.2. Многообразие темы искусства в художественно- 150
публицистических очерках «Продолжение времени»
Выводы 163
Заключение 166
Библиография 170
Введение к работе
Актуальность исследования
В современной социокультурной атмосфере общества очевидной становится необходимость решать проблемы духовного плана, имеющие важное значение для различных видов искусства. Среди них мотивы творчества в литературе занимают особое место. В литературных произведениях культурные реалии воспринимаются в исторической перспективе и предполагают синтез элементов культуры прошлого и настоящего. Отсюда многомерность взглядов на исследуемую тему. Вопросы, связанные с определением сущности творчества, с изучением основных идейно-содержательных функций живописи в литературе, с обращением к различным жанрам изобразительного искусства в творчестве крупных русских писателей XIX и XX веков, постоянно привлекают к себе внимание литературоведов.
Переосмысление произведений изобразительного искусства средствами художественного слова мы встречаем в творчестве русского писателя XX века Владимира Алексеевича Солоухина. Лирические повести и миниатюры, художественно-публицистические очерки писателя определяют гражданскую позицию автора по отношению к памятникам искусства. Связывая прошлое с настоящим и будущим, Владимир Солоухин в своем творчестве - в поэтических и прозаических произведениях - ставит перед читателем одну из главных целей - сохранить памятники культуры. Наряду с поиском действенных путей преобразования культурной ситуации в обществе В.А.Солоухин выдвигает программу эстетического воспитания молодого поколения посредством приобщения к произведениям русского национального искусства. Рассуждая о вечных культурных ценностях,
писатель выстраивает целый литературный комплекс, основанный на общих литературных принципах. Наиболее интересными для нашего исследования являются художественно-публицистические очерки «Письма из Русского музея»(1966), «Черные доски»(1969), «Время собирать камни»(1980) и «Продолжение времени (Письма из разных мест)» (1988).
В данной диссертации исследуется проза Владимира Алексеевича Солоухина шестидесятых-восьмидесятых годов XX века с позиций нравственно-этических проблем, связанных с отношением человека к искусству и культурному наследию прошлого, что, несомненно, является сегодня актуальным. Более того, актуальность анализа произведений В.А. Солоухина обусловлена расширением и систематизацией уже сложившихся представлений о связи литературы и искусства, уточнением гражданской позиции писателя в данном контексте.
Имеющиеся литературоведческие исследования прозы В.А.Солоухина направлены на выявление общей концепции творчества Владимира Солоухина, жанрового своеобразия произведений писателя и литературных традиций в его творчестве.
Сами по себе мотивы творчества и словесная живопись в прозе В.А.Солоухина не получили всестороннего и глубокого освещения в силу ряда причин. Интерес критиков и литературоведов в основном вызывали лирические повести В.А.Солоухина «Владимирские проселки» (1957) и «Капля росы» (1960). Они оказались в центре внимания таких исследователей, как Г.А.Цветов, А.С. Георгиевский, Г.М.Шленская, Е.К.Неронская, Л.З.Зельцер, А.П.Казаркин, Дас Кандарпа, Г.И.Сакун.
В контексте современной лирической повести творчество В. Солоухина рассматривали Л.З.Зельцер, А.П.Казаркин. Однако глубоко и комплексно тема изобразительного искусства и зодчества в произведениях В.А.Солоухина данными исследователями не рассматривалась.
Выявление средств словесной живописи в произведениях В.А.Солоухина шестидесятых-восьмидесятых годов при освещении мотивов творчества в контексте русской культуры и было определено как проблема нашего исследования.
Объектом исследования является проза Владимира Солоухина как составляющая литературного процесса в отечественной литературе.
Предметом исследования выступают мотивы творчества в прозе В.А.Солоухина шестидесятых-восьмидесятых годов XX века.
Цель исследования заключается в изучении путей художественного воплощения Владимиром Солоухиным мотивов изобразительного искусства и зодчества средствами словесного искусства.
Поставленная цель конкретизирована в следующих задачах:
-выделение мотивов и образов изобразительного искусства в филологических, искусствоведческих, философских и богословских трудах;
-рассмотрение художественно-публицистических очерков
В.А.Солоухина, посвященных мотивам творчества, в контексте творческой эволюции писателя;
-определение характерных особенностей словесной живописи В.А.Солоухина и систематизация их;
- выделение основных принципов композиционного построения художественно-публицистических очерков В.А.Солоухина, анализируемых в диссертации;
-раскрытие гражданской позиции В.А.Солоухина по отношению к памятникам русской национальной культуры.
В качестве гипотезы нами выдвигается предположение о том, что в прозе Владимира Солоухина мотивы творчества наиболее полно реализовались в жанре художественно-публицистических очерков и получили глубокое обоснование в четырех произведениях «зрелого» периода творчества
писателя: «Письма из Русского музея»(1966), «Черные доски»(1969 «Время собирать камни»(1980), «Продолжение времени (Письма из разных мест)»(1988), которые представляют собой единое литературное целое и раскрывают гражданскую позицию автора по отношению к памятникам культуры.
Методологической основой исследования являются системный
подход к анализу истории искусства, позволяющий рассмотреть живопись в ее
неразрывной связи с литературой на разных исторических этапах развития;
сравнительно-исторический подход к анализу мотивов искусства при
изучении литературных произведений с опорой на характерные особенности
иконописи и живописи. В диссертации также применен метод литературной
герменевтики, при котором интерпретация литературных текстов позволяет
выявить духовные особенности автора произведения. Диссертант опирался на
труды как филологические (М.В.Ломоносов, В.А.Жуковский, Л.Н.Толстой,
М.М.Бахтин, Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман), так и философские
(Е.Н.Трубецкой, П.А.Флоренский, В.В.Розанов).
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые комплексно исследуются мотивы творчества в прозе В.А.Солоухина и мастерство его словесной живописи. Раскрыто положение о постепенной трансформации мотивов живописи и зодчества в русской литературе в связи с общественно-историческими и социокультурными изменениями в обществе. Показано отражение данных процессов в художественно-публицистических очерках В.А.Солоухина. Выявлены характерные особенности художественно-публицистических очерков писателя. Определены мотивы творчества и пути их воплощения В.А.Солоухиным различными средствами словесной живописи.
Теоретическая и практическая значимость исследования
заключается в анализе достижений теоретической мысли и практики художественного творчества в сфере мотивов и образов изобразительного искусства в литературных произведениях. Проведены теоретические и
историко-литературные обобщения и выводы о взаимодействии литературы и изобразительного искусства, которые могут быть использованы как в общеобразовательной школе (программные темы по изучению литературного процесса шестидесятых-восьмидесятых годов XX века), так и в вузовских курсах на семинарах и практических занятиях.
При раскрытии основной темы диссертационного исследования уточнен понятийный аппарат исследования природы художественной специфики изобразительного искусства и литературы.
Данное видение проблемы открывает новые возможности в распознавании определенных смыслов, заложенных в конкретном литературном произведении, автор которого опирался на достижения иконописи или живописи, а также актуализация специфики связи литературы и живописи на современном этапе развития социума. Подобная связь помогает раскрыть смысл и значение мотивов творчества в прозе В.А.Солоухина и определить способы их художественного воплощения средствами словесной живописи в художественно-публицистических очерках писателя.
Материалы и выводы диссертации могут быть применены в рамках дальнейшего исследования темы изобразительного искусства и зодчества в творчестве других писателей. Результаты проведенного исследования докладывались на семинарах, научно-практических конференциях в средних специальных и высших учебных заведениях. Материалы исследования представлены в публикациях автора.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В исследовании прозы В.А.Солоухина подтверждается многообразие функциональной роли произведений изобразительного искусства в литературе. Писатель рассматривает произведение искусства с исторической, философской, искусствоведческой, психологической точек зрения. В определении ценности произведения искусства интегрирующим является
этический компонент. Ориентация В.А.Солоухина на отбор и словесное изображение разнообразных произведений искусства обусловлена авторской идеей приобщения людей к сокровищам национальной культуры, обращенной к потенциальному читателю.
2. Обращение писателя к мотивам и образам изобразительного
искусства определяет жанровое своеобразие прозаических произведений
В.А.Солоухина. Жанровое своеобразие художественно-публицистических
очерков писателя позволяет ему соединить исследовательское и
публицистическое начала и выразить идейное содержание на основе
фактического искусствоведческого материала.
3. Художественно-публицистические очерки В.А.Солоухина
шестидесятых-восьмидесятых годов XX века представляют собой цикл
произведений, объединенных мотивами творчества, своеобразием жанра и
композиции. Использование В.А.Солоухиным приемов публицистической
риторики и средств художественной поэтики, тематический и
хронологический признаки изложения биографического материала в
произведениях писателя свидетельствуют об оригинальной завершенности
структуры цикла.
4. В прозе В.А.Солоухина через судьбу отдельных памятников культуры
раскрываются глубокие закономерности духовной жизни эпохи, в которую
они были созданы . Информация об отдельных произведениях искусства,
наряду с сообщениями о художественных направлениях и школах, органично
входит в основное содержание произведений. Глубокий анализ произведений
искусства, сделанный В.А.Солоухиным, с указанием биографических данных
автора и историей создания данного произведения, с подробным описанием
художественных деталей способствует зрительному представлению
содержания воспринимаемого читателем текста.
5. При анализе произведений искусства В.А.Солоухин особый акцент
делает на национальном своеобразии русского искусства. Данное видение
проблемы искусства в литературе открывает новые возможности в
распознавании определенных смыслов, заложенных в конкретном иконописном и живописном произведении, что способствует актуализации духовности культуры.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.