Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМИ. Творческая индивидуальность писателя прежде всего проявляется в самобытности взгляда на явления жизни и общественной значимости его художественных обобщений. Если перед нами действительный талант, стремящийся познать окружающее бытие, то сила и острота его видения мира характеризуется умением уловить, открыть внутренние процессы жизни, показать характеры и типы, рисующие с новой стороны человеческую деятельность, психологию людей. С другой стороны, то новое, что вносят мастера художественного слова в сокровищниц/ литературного опыта, и определяет особенность их творческого облика, значение и место в литературе. В связи с этим индивидуальность писателя приобретает важное значение не в силу лишь несхожести с другими проявлениями собственной манеры изложе-ния, а тогда, когда обогащает духовный мир человека, "культурные ценности" народа.
Виктор Платонович Некрасов как художник - самостоятельная творческая личность и в литературный процесс входит в этом своем определяющем качестве. Его произведения - это смелый, откровенный и правдивый разговор о пережитом, о насущных проблемах и вопросах бытия. Как справедливо писал Е.Эткинд» "личность В.Некрасова настолько обаятельна, противостояние бесчеловечному режиму настолько мужественно, литературные открытия и достоинства настолько поучительны и даже значительны, что читатель, от Которого он был насильственно отторгнут на почти полтора десятилетия, должен узнать творчество и его жизнь в как можно более полном объеме" *
Главным объектом изображения у художника становится поколение "рядовых участников событий" 8 Великой Отечественной войне и в послевоенное время. Человеческое никогда не было чуждо В.П.Некрасову, и'это не могло не отравиться в его творчестве, проникнутом искренней любовью к людям, заставляющем задуматься о смысле жизни.
Искреннее уважение к читателю, индивидуальное отношение к тем или иным явлениям действительности - отличительная особенность художественного мастерства В.Некрасова, Хронологические границы писателя нами определяются о учетом двух важнейших этапов его жизни: литературной деятельности в нашей стрзне» на Украинві и аа рубежом, в Париже, В связи с. этим мы выделяем два периода. Первый -Начиная с 1946 года, времени опубликования первого проиаведенйя -
Эткинд Е. Правда В.Некрасова// Некрасов В.П. Записки веваки. -
2,
nosecn "В окопах Сталинграда" і р заканчивая 1974 годом - вынужденной эмиграцией. Второ! - о 1974 года по 1987 год, когда создаются произведения за грающей,
В настоящее время отсутствует целостнее изучение творчества В.П. Некрасова, интересного, самобытного писателя. Кроме небольшого , количества рецензий » существует литературно- критические статьи об отдельных произведениях* полемические заметки, предотавлея опыт сопоставительного анализа повестей В,Некрасова " В окопах Сталинграда", " В родном городе*, "Кира Георгиевна" о произведениями t В. Кондратьева, В.Пано«о1г К.Симонова в других писателей; на отра-\ ннцах журнала " Литература в школе*/ 1995,*2/-учебно- методическая статьи И.УгаыбрвноЙ "Опыт прочтения повести В.Некрасова "В окопах Сталинграда" в старших классах*,ГДв прослеживается попытка,обратившись к тексту повести, выявить основные её проблемы.
Картина современного состояния литературы будет неполной без книг,созданных прозаиком,
В связи с етим , задаче! . настоящего исследования является це-" лостный анализ творчес'тж* ,и,йекрасе»а іУ46-і^4 годо», выявление : закономерностей развития особенностей художественного мира писателя, определение места его прозы в обшей литературном процессе, Большое внимание в ходе анализа будет уделено проблематике и наиболее значимым, на наш взгляд , особенностям поэтик* его произведений.
МетаделегическЦ и теоретической основой диссертации является труды извеотяых литературоведов М.Бахтина, В.Виноградова, М.Храп-чеяко и др., выдающихся русских философов И.Ильина,Н.Бердяева, . Автор " опирается на опыт изучения жанрове- стилевых проблем, накопленный на кафедре русской литературы XX века Тверского Государственного университета. ^" Исследовательский метод совмещает системний, структурно- тийоле- . гячеокий и идейно- тематический Подходы к творчеству писателя. Изучение проблемы поэтики Должно помочь понять авторский замысел, идейный смысл произведения в показать особенности книг В.И.Некрасова.
Научная яоввана * няччно- практическая данность Работы опрвде-- ляется тем, Ачл Творчество В.П. Нокрасова впервые исследуется ыо-:. ноГрафячески.Это позволяет выявить глубинные связи его произведений, созданных в отравит*е^нЫнэ*Ш9иная эмиграции , с звмїіцярЙ автор-
ского мировосприятия, верно взглянуть на трактовку характеров в произведениях писателя.
Творчество В.Некрасова является неотъемлемой часты) современного литературного процесса. В качестве сопоставительного материала нами привлекаются произведения прозаиков К.Симонова, В.Кондратьева и др., что позволяет* учитывая неповторимую индивидуальность каждого из них, выявить общие тенденции.
В своей работе мы обращаемся и к публицистическим выступлениям В.Некрасова по вопросам общественной и литературной жизни, стремимся обнаружить связь идей и образов художественных произведений с общественно-политическими и эстетическими взглядами писателя.
Апробация полученных результатов и практическая ценность работа. Диссертация обоуждена на кафедре русской литературы XX века Тверского государственного университета. По материалам диссертации сделано 4 доклада на конференции "Актуальные проблемы филологии в вузе и школе" (1992, 1993, 1994, 1995). Результаты исследования могут найти практическое применение при разработке курса лекций по современной русской литературе, использоваться в работе спецкурсов и спецсеминаров по проблематике и поэтике современной прозн.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Текст изложен на 185 страницах, список использованной литературы включает 316 наименований.