Введение к работе
История литературной сказки XIX века и ее развитие в детской литературе XX века, особенности творчества писателей-сказочников как русских, так и зарубежных, вопросы поэтики - вот круг проблем современного «сказочного» литературоведения Жанр литературной сказки продолжает находиться под пристальным вниманием исследователей
Активное изучение жанра приходится на 70 - 80-е годы XX века, когда литературная сказка стала объектом исследования таких ученых и критиков, как, Л Ю Брауде, И П Лупанова, И П Мотяшов, В С Непомнящий, Е М Неелов и др Казалось бы, природа сказки, ее потенциальные возможности уже освещены достаточно Но сказка, как и любой другой жанр, развивается, взаимодействуя с теми историческими, социальными и культурными реалиями, в которых она создается Вот почему проблемы, связанные с изучением прежде всего литературной сказки, остаются актуальными до сих пор Поэтому не сокращаются исследования литературной сказки и, соответственно, увеличивается интерес к изучению творчества отдельных писателей, много и плодотворно работающих в этом жанре К числу таких художников слова относится и В Каверин
Вениамин Александрович Каверин, один из признанных мастеров русской литературы XX века, обращался в своем творчестве к самым различным жанрам Но в каком бы жанре он ни работал, его произведения привлекают глубиной мысли, остротой поставленных в них проблем, мастерством сюжетостроения, оригинальностью стиля, языковой отточенностью
Сегодня с полным правом можно утверждать, что проза В Каверина пронизана сказочной стихией, что «вещество сказки» по-разному присутствует в произведениях писателя, что «может быть, он всю жизнь пишет сказки»1 Сказочное начало в творчестве В Каверина придает дополнительный объем той художественно-эстетической системе, которую создал писатель, и само обретает объемность, что привлекает исследователя, который получает уникальную возможность, с одной стороны, по-новому - через призму сказки - взглянуть на
1 КаверинВ А Собрание сочинений в 8-ми т Т6-М, 1982 -С 399
творчество интереснейшего писателя, с другой - на конкретном материале его собственно сказочных произведений показать, какие неисчерпаемые возможности таит подлинное искусство сказки Яркая индивидуальность художественного мира В Каверина позволяет провести ряд любопытных параллелей, четче означить общее в тенденциях развития сказочного жанра в литературе XX века и тех особенностей, которые привнес в него писатель К осмыслению роли сказочного в художественном мире В Каверина исследователи обращались неоднократно В 1986 году о творчестве В Каверине появляется критический очерк О Новиковой и Вл Новикова, в котором подводятся промежуточные итоги изучения художественного наследия писателя, дается общее представление о нем, определяется место В Каверина в культурном процессе, выделяются основные слагаемые художественного метода, прослеживается эволюция творчества Очевидно, что следующий этап исследований - детальное, системное изучение составляющих творчества, чтобы через накопление материала выйти к качественно новому глубинному пониманию каверинского наследия Одной из таких составляющих, требующих всестороннего изучения, и являются сказки В освещении этой грани дарования В Каверина к настоящему времени сложилась определенная традиция, начало которой положила статья И П Лупановой «Любитель необыкновенных историй (сказочник В Каверин)» Именно в 1963 году, когда «сказочная автономия» бьша еще далека от завершения, исследователь утверждала, что «сказки Каверина открыли новую страницу в развитии жанра литературной сказки»2 Ее статья о сказочнике В Каверине во многом определила пути изучения сказок писателя И в какой-то мере нашла свое отражение и продолжение в работах О Новиковой и Вл Новикова, Е М Неелова, Б А Бегака, В А Козыро, В А Евтюковой и других авторов Сказочное начало в творчестве В Каверина необходимо рассматривать с учетом эволюции форм и содержания и в контексте развития литературной сказки двадцатого века Подобное исследование предпринято в диссертационной работе А Е Нееловой Но, к сожалению, и в ее практической
2 Лупанова И П Любитель Необыкновенных Историй (Сказочник В Каверин) // Детская литература 1963 -М , 1963 - С 67
части, и в других работах анализируются преимущественно отдельные сказки, а не все произведение «Ночной Сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году» (далее -«Ночной Сторож») В силу этого картина того вклада, который внес В Каверин в развитие литературной сказки XX века, остается неполной Проведенное нами подробное монографическое исследование сказочной метаповести В Каверина «Ночной Сторож» помогает углубить знания о развитии сказочного жанра и по-новому взглянуть на творчество писателя
Избранный нами аспект анализа сказочного творчества писателя во многом определяет актуальность исследования и его научную новизну Впервые изучается целое - некий сплав, созданный из разных сказочных повестей Выводы, сделанные на конкретном материале, дают более полное представление не только о сказках В Каверина и в целом о его творчестве, но и вносят определенный вклад в изучение литературной сказки двадцатого века
Цель настоящей диссертации состоит в выявлении художественных особенностей сказочной книги В Каверина «Ночной Сторож», связанных с жанровым своеобразием, а также ее семантики и поэтики в контексте развития литературной сказки XX века Осуществление поставленной цели и исследуемый материал определил следующие задачи
охарактеризовать литературно-сказочный контекст, как русский, так и зарубежный, в котором происходило формирование сказочника В Каверина,
изучить историю создания сказочного цикла В Каверина,
выявить доминирующие особенности данного цикла,
проанализировать особенности сказочных повестей писателя, уделяя внимание как фольклорным элементам в его сказках, так и литературным тенденциям,
исследовать художественный мир сказочной книги В Каверина в свете новых достижений, подчеркнув в ней типические и специфические черты жанра современной литературной сказки,
рассмотреть такую особенность писательской манеры В Каверина, как музыкальность,
- проследить романтические тенденции в цикле В Каверина
Теоретической и методологической основой диссертации послужили исследования, посвященные фольклорной и литературной сказкам А Н Веселовского, В Я Проппа, Е М Мелетинского, Э В Померанцевой, В А Бахтиной, Н В Новикова, Д Н Медриша, И П Лупановой, Л Ю Брауде, Т Г Леоновой, Е М Неелова, М Н Липовецкого и др, а также работы по детской литературе Л Э Разгона, С Б Рассадина, С М Лойтер, Л Н Колесовой, И Г Минераловой, Е О Путиловой, И Н Арзамасцевой и др
Методология исследования определяется соединением проблемно-аналитического подхода и элементов сравнительно-исторического и структурного методов изучения сказок
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в чтении курса по истории детской литературы XX века, в разработке спецкурсов и спецсеминаров по истории литературной сказки и творчеству изучаемого писателя Выводы и наблюдения диссертации могут быть востребованы и в курсе русской литературы XX века, в создании спецсеминара по творчеству В Каверина
Апробация диссертации осуществлялась в обсуждении докладов ее автора на заседании кафедры русской литературы ПетрГУ (май 1998 года), на Всероссийской конференции «Детская литература история и современность», состоявшейся в Петрозаводском государственном университете (сентябрь 2003 года), междисциплинарном семинаре «Звукомир художественного текста», состоявшимся в Петрозаводской государственной консерватории (апрель 2004 года), на международном семинаре в г Йоэнсуу, посвященном проблемам детской литературы (апрель 2007 года), на республиканской научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, проходившей в ГОУ РК «Институт повышения квалификации работников образования» (сентябрь 2007 года)
Композиционная структура работы традиционна введение, две главы, заключение и список использованных источников, включающий в себя 433 наименования