Введение к работе
Начало журналистской, публицистической, писательской деятельности Л. Андреева было тесно связано с московской газетой «Курьер». Его фельетоны выходили под двумя рубриками: ежедневный «маленький» фельетон «Впечатления» с подписью «Л.-ев»: с 27 января 1900 г. по 27 февраля 1903 г., – и «большой» воскресный фельетон «Москва. Мелочи жизни» под псевдонимом Джемс Линч (варианты – Джон Линч, James Lynch): с 7 мая 1900 г. по 13 октября 1902 г. Нам удалось выявить 232 фельетона. Вопрос об авторстве некоторых фельетонов, напечатанных под другими псевдонимами, но по тематике и стилю близких Л. Андрееву, нуждается в дополнительном исследовании.
В первые годы существования фельетона определился ряд особенностей этого жанра: анонимность, цикличность, парадоксальность, полемичность, злободневная публицистическая направленность, сочетающаяся с «фельетонной беллетристикой», тяготеющей к художественной прозе. Одним из важнейших критериев, позволявших сохранять интерес публики к фельетону, стало отточенное мастерство слова. Эти жанровые свойства фельетона и привлекли особое внимание начинающего писателя.
В рамках данной работы следует различать исторически сложившееся разделение на фельетон как газетную рубрику развлекательного содержания и на публицистический жанр с остросатирической направленностью и художественной манерой изложения.
Предметом изучения публицистика Л. Андреева периода сотрудничества в «Курьере» стала лишь в последние десятилетия. В нашем исследовании мы выделяем определенные тематические группы фельетонов писателя, которые в целом предстают своеобразными циклами : «театральные», «социально-психологические», «общественно-политические», «путевые», «литературно-художественные», «судебные», «светские», «городские» или «бытовые».
Хотя само такое разделение достаточно условно и далеко не отражает всего тематического разнообразия фельетонов Андреева, всё же эти циклы позволяют судить об амплитуде художественных средств, применяемых Андреевым в каждой из этих смысловых групп.
С точки зрения жанровой специфики фельетоны Андреева тяготеют к различным публицистическим формам: путевому очерку, статье, рецензии, пародии, памфлету, репортажу, заметке, лирической зарисовке и т. д. Фельетоны «Утенок», «Осенняя слякоть», «Прекрасна жизнь для воскресших» в прижизненных собраниях сочинений Андреева печатались в рубрике «рассказы». Все эти разновидности характеризуют лишь общее направление внимания фельетониста.
Отсутствие в настоящий момент комплексного анализа особенностей поэтики ранних фельетонов Л. Андреева, необходимость выявления их связей с художественным миром писателя определяют актуальность данного исследования. Актуальность работы обусловлена также назревшей потребностью введения в научный оборот публицистического наследия Андреева в полном объеме, так как ранние фельетоны, не включенные в собрания сочинений, как правило, оставались за рамками внимания ученых.
Материалом исследования послужили фельетоны Л. Н. Андреева, опубликованные в газете «Курьер». Некоторые из них (иногда в измененном виде) включались в прижизненные собрания сочинений писателя и сборники художественных произведений; значительная часть никогда более не переиздавалась. Кроме того, необходимо учитывать те фельетоны, которые не попали в газету. Ряд текстов или их первоначальных редакций оказался в отечественных и зарубежных архивах, в частности, в Русском архиве г. Лидса (Великобритания) и Гуверовском институте (Стэнфорд, США).
Предметом исследования являются: тематика и проблематика, жанровые и стилистические особенности, поэтика фельетонов и фельетонных циклов Л. Андреева периода его работы в «Курьере».
Целью работы является анализ идейно-художественного своеобразия и жанрово-стилистических особенностей ранних фельетонов Л. Андреева и их связей с поэтикой прозаических и драматургических произведений писателя.
Задачи исследования:
– выяснение основных особенностей жанра фельетона конца XIX – начала ХХ веков;
– определение тематики и проблематики фельетонов Андреева в «Курьере»;
– выделение жанрово-тематических групп фельетонов;
– рассмотрение художественно-стилистических приемов, наиболее характерных для каждой жанрово-тематической группы;
– определение особенностей поэтики рассматриваемых циклов фельетонов;
– анализ соотношения традиционных и индивидуально-авторских художественно-стилистических приемов, использовавшихся писателем в его публицистике;
– выявление элементов поэтики экспрессионизма в ранних фельетонах Андреева.
Научная новизна работы обусловлена в первую очередь привлечением малоизвестных и практически не рассматривавшихся прежде в аспекте особенностей поэтики и художественной специфики фельетонов Андреева. Анализируются основные тематические циклы андреевских фельетонов той поры. Впервые предпринимается попытка установить в них связь с эстетическими принципами экспрессионизма, которые становятся стержневыми компонентами как ранних, так и зрелых рассказов и пьес писателя.
Методологической основой исследования служат работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные жанровой специфике фельетона, поэтике и стилю ранней публицистики Л. Андреева (Б.В. Томашевского, В.Б. Шкловского, Д.И. Заславского, В.Н. Терехиной, А. Кауна, Л.Н. Афонина, В.Н. Чувакова, Л.А. Иезуитовой, А.П. Руднева, И.И. Московкиной, А.М. Гомона и д.). Методология данного исследования, обусловленная спецификой материала и поставленными задачами, совмещает историко-теоретический, сравнительно-сопоставительный, текстологический, интертекстуальный подходы.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она способствует уточнению представлений об особенностях поэтики фельетонов Л.Н. Андреева и идейно-художественных истоках его наиболее значимых художественных произведений.
Научно-практическая значимость. Материалы и результаты исследования имеют значение как для специалистов-филологов, так и для всех интересующихся историей отечественной культуры. Наблюдения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в образовательной практике: в учебных курсах и спецкурсах по истории русской литературы и журналистики первой половины XX века, а также при разработке соответствующих учебных и методических пособий. Материалы исследования используются в подготовке Полного собрания сочинений Л. Андреева, работа над которым сейчас ведется в ИМЛИ и ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН.
Основные положения, выносимые на защиту:
– в работе над ранней публицистикой в «Курьере» формировались отличительные черты писательской манеры Андреева, воплотившиеся в его прозе и драматургии;
– в курьерских фельетонах Андреев продолжал традиции таких русских писателей, как Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Вс. Гаршин, А.П. Чехов, М. Горький; среди зарубежных писателей можно отметить Э. По и Ч. Диккенса.
– элементы экспрессионизма играют заметную роль в структуре ранних фельетонов Андреева;
– в поэтике Андреева-фельетониста существенны мгновенные переходы от бытовой конкретики и отдельных шаржированных персонажей к их символизации и философско-этическим обобщениям.
Апробация работы. Основные положения работы отражены в докладах на международных и межвузовских научных конференциях в Орле и Санкт-Петербурге (Юбилейная международная конференция по гуманитарным наукам, посвящ. 70-летию Орловского гос. ун-та. Орел, 2001; Междунар. науч. конференция, посвящ. 135-летию со дня рождения Л.Н. Андреева. Орел, 2006; Междунар. науч. конференция, посвящ. 140-летию со дня рождения Л.Н. Андреева. Орел, 2011; Межвузовские науч. конференции «Литературные чтения» СПбГУКИ. СПб., 1997, 2005, 2011, 2012 и др.), а также представлены в 11 статьях и публикациях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.