Введение к работе
Актуальность проблемы, цель, задачи и научная новизна работы. Не
вызывает сомнений, что к настоящему моменту накоплен большой опыт в освоении платоновского наследия. Однако не все стороны творчества писателя осмыслены в достаточной мере. До сих пор среди наиболее актуальных остается проблема эстетической эволюции Платонова и, в частности, описание платоновских стиля и поэтики в их динамике с учетом главных этапов его творчества.
Конечно, попытки представить обобщающий взгляд на творческий путь А.Платонова не редкость. История его изучения начиналась в 1960-е -1970-е гг. именно с такого подхода. Классические статьи Л.АШу-бина «Андрей Платонов» (1967), С.Г.Бочарова «Вещество существования: Выражение в прозе» (1971), диссертация Л.П.Фоменко «Творчество А.П.Платонова (1899—1951)» (1969) и более поздние - Н.В.Корниенко «Философские искания и особенности художественного метода Андрея Платонова» (1979), Н.Г.Полтавцевой «Философско-эстетическая проблематика прозы Андрея Платонова» (1979), Н.М.Малыгиной «Эстетические взгляды Андрея Платонова» (1982), - характеризовали поэтику и мировоззрение А. Платонова в целом, что объяснялось, в первую очередь, необходимостью осмыслить явление, только-только входившее в сферу литературоведческих исследований. Естественно, что адресованные широкому кругу читателей и опубликованные в то же время очерки В.А.Чалмаева «Андрей Платонов» (1978) и В.В.Васильева «Андрей Платонов: Очерк жизни и творчества» (1982), а также книга М.Я.Гелл ера «Андрей Платонов в поисках счастья» (1982) отвечали той же цели (называются лишь некоторые работы).
Начавшееся параллельно этому закономерное и постоянно углубляющееся хронологическое и аспектное дробление очень скоро и надолго определило специфику постоянно пополняющегося круга работ о Платонове. «Синтетический» взгляд на проблему в полную силу заявил о себе вновь в 1990-е годы. Прежде всего монография Т.Сифрида "Andrei Plato-nov: Uncertainties of Sprit"(1992) должна быть названа в ряду успешных попыток осмыслить творческий путь писателя в его целостности. В ряду исследований того же плана следует рассматривать и опубликованную в 1993 г. монографию Н.В.Корниенко «История текста и биография А.Платонова (1926 -1946)» (1993), хотя и посвященную только части творческого пути Платонова, - к этому обязывают новизна и объем привлекаемого материала. И та и другая работы, впрочем, не ставят целью исследование платоновской поэтики как таковой, но сочетают спектр подходов, среди которых одно из наиболее важных мест занимает биография - у Т.Сифри-
да, биография и текстология - у Н.В.Корниенко. В равной степени важным для авторов является мировоззрение писателя.
В последние годы были защищены несколько докторских диссертаций по творчеству Платонова и опубликовано несколько книг, охватывающих по материалу значительную часть наследия писателя (напр., М.А.Дмит-ровская«Язык и миросозерцание АПлатонова» (1999; дисс. на соиск. уч. степени д.ф.н), К.А.Баршт «Поэтика прозы Андрея Платонова» (2000), А.АДырдин «Потаенный мыслитель: Творческое сознание Андрея Платонова в свете русской духовности и культуры» (2000), А.В.Кеба «Андрей Платонов и мировая литератураXX века: Типологические связи » (2001), Е.АЯблоков «На берегу неба: Роман Андрея Платонова "Чевенгур"» (2001), М.Ю.Михеев «В мир Платонова через его язык» (2003) и др.). Можно говорить о начале очередного этапа исследований в данной сфере, отмеченном вводом в научный оборот новых материалов (см., напр., серийные издания «"Страна философов" Андрея Платонова» (ИМЛИ РАН), «Андрей Платонов: Исследования и материалы. Межвузовский сборник научных трудов» (ВГУ), «Творчество А.Платонова: Исследования и материалы» (ИРЛИ РАН)) и предполагающем еще большую детализацию, более глубокий анализ историко-культурной среды и новые ракурсы изучения текстов, предпринимаемые на этой основе.
Контекстные связи, отношения «миф - литература», «литература -религия», «литература - идеология и философия», лингвистический и «лингвопоэтический» анализ - список актуальных тем и предлагаемых в связи с творчеством А.Платонова подходов едва ли не исчерпывает приоритетный ряд современного литературоведения. И тем не менее проблема поэтической эволюции, если иметь в виду новый этап изучения, еще не успела стать центральной в монографических исследованиях о нем. Предлагаемая работа является попыткой хотя бы отчасти восполнить данный пробел.
Основная цель диссертации состоит в рассмотрении особенностей, характеризующих поэтику Платонова с учетом всех трех периодов его творчества - раннего, зрелого довоенного и позднего, в анализе изменений, которые она претерпевала.
Ее научная новизна непосредственно связана с попыткой систематического исследования эволюции платоновской поэтики при опоре на методы текстологии, с одной стороны, и использовании преимуществ междисциплинарного (литература и фольклор) подхода - с другой.
«Тема загадки» не слишком нова для литературоведения. Ощутимое внимание к данному роду паремий, выходящее за рамки фольклористики,
кажется почти модным, хотя отрыв термина от той почвы, которой он изначально обязан существованием, несомненно таит опасности, в первую очередь - безосновательного расширения смысла. Крайне важно поэтому заранее определить значение главного термина в русле предстоящего исследования. Уточнение термина «загадка» применительно к поставленной цели является одной из задач данного исследования.
Энигматичность платоновского письма - это лишь форма выражения своеобразного отношения к миру, не нашедшего себе какого-либо иного, более подходящего воплощения. Показать некоторые характерные для платоновского творчества связи между поэтикой и мировоззрением также входит в круг задач данного исследования.
Одна из важных задач работы -сохранить творчество Платонова как объект прежде всего эстетической и затем только, если угодно, философской, социологической, антропологической, психоаналитической, мифологической и т.п. природы: опасение не покажется надуманным, если вспомнить об ощутимом теоретическом застое и о том чувстве разочарования в возможностях филологии, которые характерны для современной ситуации.
Не секрет, что обращение к творчеству крупного художника создает предпосылку, а часто и необходимость переосмысления устоявшейся системы терминов, призванной его представлять. И хотя такая задача в качестве самостоятельной не ставилась, помимо загадки ряд других базовых литературоведческих понятий все же потребовал определения -согласно предмету анализа и избранному взгляду на него. Данного рода дефиниции не претендуют на всеобщность и абсолютную новизну, но обладают, следует надеяться, необходимой для предпринимаемого исследования смысловой емкостью.
Выбор материала продиктован целью и задачами исследования. В них не входит исчерпывающая таксономия платоновской поэтики -работа содержит попытку дать всестороннее представление лишь об одной из ее граней, хотя и фундаментальной. Предпочтение отдается тем текстам, в которых исследуемые особенности поэтики или их отсутствие наиболее очевидны. За пределами обсуждения поэтому остаются такие значительные произведения, как, например, «Джан» или «Мусорный ветер», не рассматриваются, за исключением одной, пьесы Платонова.
Основной метод исследования может быть охарактеризован как аналитико-описательный. Главную роль в нем играет анализ поэтики и стиля писателя, рассматриваемых в динамике. Значительное внимание в работе уделено проблемам текстологии платоновского творчества,
отчасти-литературно-типологическим связям, а также некоторым аспектам современной теории литературы, затрагивать которые вынуждает и предлагаемый подход, и само творчество Платонова.
Текстологический анализ, как и обращение к теоретическим проблемам литературоведения, не являлся самоцелью. Он использовался в работе для того, чтобы четче выявить механизмы становления поэтики. Предлагаемый подход поэтому можно было бы условно назвать «текстологической» или «генетической» поэтикой.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке научных изданий текстов А.Платонова, разработке спецкурсов и курсов общего характера по истории русской литературы XX века.
Апробация основных положений и выводов. Помимо представленной к защите научной монографии «Андрей Платонов: поэтика загадки. (Очерк становления и эволюции стиля)» (СПб., Из-дво РХГИ, 2004) основные положения работы были изложены в докладах, прочитанных на следующих конференциях и семинарах: ежегодный международный Платоновский семинар (ИРЛИ РАН, 1989 - 2003 гг.), регулярные Платоновские конференции, проходящие в ИМЛИ РАН, Платоновские чтения в Воронеже (ВГУ), конференция, посвященная творчеству писателя, в Оксфордском университете (2000) и др. Перечень работ, имеющих отношение к теме диссертации, приведен в конце реферата.
Структура работы. Работа выстроена по хронологическому принципу и содержит пять разделов. Во вводном разделе затрагивается история вопроса о загадочности литературного текста и конкретизируется само понятие «загадка» в применении к предстоящему анализу. Материалы второй части концентрируются вокруг раннего рассказа «Тютень, Витютень и Протегален», в котором наиболее отчетливо проявилось стремление молодого писателя строить загадочные тексты. Третья часть посвящена зрелому творчеству Платонова, «Чевенгуру» и «Котловану» в их причастности к «поэтике загадки». В четвертой предпринята попытка высветить мировоззренческую подоплеку платоновского стиля-загадки. В пятой, заключительной, речь идет о позднем Платонове, о кардинальных изменениях во взглядах художника на возведенное им самим поэтическое здание при верности главной теме, ограниченному кругу мотивов. В ее центре - сказки и военные рассказы Платонова, которые можно рассматривать как «эстетический антитезис» поэтике загадки.