Введение к работе
Актуальность проблемы. 1880-э годы занимают в лятератур-деятельноста Н.С.Лескова особенное место. Именно на этот од приходятся наибольший расцвет недюжинного таланта пиоа-[, достаточно веским свидетельством в подтверждением чего нвается его худохвствекноа, публ/цястяческое и эпистолярное іедие. Поэтому вполне' закономерно, что при всестороннем,под-ювном азученни вершянннх явлений, созданных Лесковым, появ-'ся насущнейшая необходимость так или иначе коснуться напрв-naefi значимости данного творческого периода. Базуоаонно, )е высокохудожественное разностороннее понятие требует оперного научного исследования, более или менее подробного, полного представления о дэоковском феномене 1880-х годов, видно, невозможно проследить точное направление писательской йопии данного автора.
Как нд парадоксально, но как раз "визитные карточки'' знаете дьного для Лескова - прозаика десятилетия снискала наимень-ясследоватедьское внимание. К разряду малоизученных оледует ести циклы произведена», интенсивная работа над которыми про-ала именно в 1880-е годи. В данном случае подразумеваются своеобразных авторских серия: "Рассказы кстати" а "Вязаятяй-е легенды". В вошедпшх свда повестях, рассказах, аанровнх аа-овках Лесков стремится новыми, более действенными, на его ляд, способами разрешить мучительнейшую давнюю проблему ут-ядения идеального начала в повседневной жизни. 1880-е годы зались переломными и судьбоносными для самого писателя, пропевшего глубочайшиЗ идейный кризис и значительное переосмыс-ие собственного творческого кредо. Поэтому я обращение к воп-:у о своеобразия проблематики я поэтики важнейших публяцисти-(ких'я художественных произведений 1880-х годов с цель» опре-
4 деления их места в общем литературном процессе обусловливает актуальность работы.
Степень изученности проблемы. Специальных объемных литер туровадческих работ, всецело посвященных яэученшо именно проя ведений 1880-х годов, в отечественном лесковедении пока еще н создано. В некоторых монографических исследованиях разных лет авторы останавливаются на анализе тех или иных рассказов и по вестей из упомянутых цлклов ("Рассказы кстати", "Византийские легенды", но, как правило, это представлено в весьма сжатой і ме и притом никоим образом не прочерчивается никаких связей между обеими сериями, нд между ниш и публицистикой тех лет. ще воего они просто упоминаются в ряду прочих творений 80-х і дов, причем упускаются из виду существенные для правильного г нимания авторской позиции темы, идеи я проблемы практически і произведений. Подавляющее большинство исследователей приходна мнению о второстепенности, развлекательности, "обстановочнооа "Рассказов кствти" в "Византийских легенд".
Цель диссертации состоят в том, чтобы выявить своеобраг в особенности публишстикя я двух названных циклов художестве ных произведений Лескова я представягь их единой гармоняческ( взаимопроникающей оистемой для определения их подлинного мес как в творчестве великого писателя, так я в общем литературнс процессе конца 19-го столетия:
выявить своеобразие мировоззрения я эстетической П03ЯІ Лескова, непосредственно отразившихся на его творческой зводі Ции;
рассмотреть идейно-тематическую основу прозы в пубдяш тики Лескова 1880-х годов, очертить круг социальных и нравственно-философских проблем, привлекавших писателя, попнтяться
знать пути я приемы создания Лесковым художественного овоеоб-ая его поздних произведений;
проанализировать своеобразие художественных особенностей ванных циклов;
попытаться определить непростую жанровую специфику произ-ений Лескова на позднем этапе творчества.
Научная новизна работа теснейшим образом связана с предметом адачаш исследования. И важнейшие публипвстяческие ироязведе-:, и Тасскаэы кстати", а "Византийские легенда" рассматрява-я как единое эстетическое я художественное целое о точки зра-і идей, поэтики я проблематика. При этом обнарЗтиі Бается тесней-t связь с эстетической, философской, нравственной позицией [.Толстого, но тщательно подчеркивается своеобразие и оригя-йность собственно леоковской трактовки положатально-прекрас-о идеала.
Методологической и теоретической базой для диссертации по-гжиля современные исследования по теории и истории литературы русской поэзии (М.Б.Храпченко, В.И.Кулвшова, Л.М.Лотмана). В 5оте применяется ясторико-сравнительный метод для определения них закономерностей развития русской и западноевропейской про-ТЗ-го. столетия.
Апробация диссертации. Основные ее положения наши отраже-? в 2-х публикациях, изложены на Всесоюзной научно-практяче-эй конференции молодых ученых в УДН им.Патриса Лумумбы (1988).
Структура работы. Диссертация состоят из страниц ма-