Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема отчуждения и способы ее художественного воплощения в рассказах А.П. Чехова 1880-х годов Башилова, Елена Игоревна

Проблема отчуждения и способы ее художественного воплощения в рассказах А.П. Чехова 1880-х годов
<
Проблема отчуждения и способы ее художественного воплощения в рассказах А.П. Чехова 1880-х годов Проблема отчуждения и способы ее художественного воплощения в рассказах А.П. Чехова 1880-х годов Проблема отчуждения и способы ее художественного воплощения в рассказах А.П. Чехова 1880-х годов Проблема отчуждения и способы ее художественного воплощения в рассказах А.П. Чехова 1880-х годов Проблема отчуждения и способы ее художественного воплощения в рассказах А.П. Чехова 1880-х годов
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Башилова, Елена Игоревна. Проблема отчуждения и способы ее художественного воплощения в рассказах А.П. Чехова 1880-х годов : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Башилова Елена Игоревна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов].- Москва, 2011.- 201 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/176

Введение к работе

1880-е годы стали для А.П. Чехова этапом формирования специфической образной системы будущих значимых проблем, к числу которых относится отчуждение.

Данная проблема актуализируется в переломные исторические эпохи, когда прерываются привычные социальные и психологические связи, наступает кризис идентичности. Особенно остро в русской литературе проблема отчуждения ощущается на рубеже XIX и XX столетий: грядущая эпоха властно требует переосмысления позиции человека в социуме и мире.

Конец XIX века в России, нижняя граница которого условно обозначена нами 1881 годом - годом смерти Достоевского и убийством царя-реформатора Александра II, может быть назван временем так называемого «экзистенциального вакуума», основные характеристики которого заключаются в переживании моральной опустошенности, обострение чувства социальной нереализованности и бесперспективности. Эти ощущения предвосхитил Ф.М. Достоевский в итоговом романе «Братья Карамазовы», они переданы Л.Н. Толстым в «Смерти Ивана Ильича», обозначены поэтами 1880-х годов (С.Я. Надсон. К.К. Случевский), отражены в произведениях В.М. Гаршина и раннего М. Горького.

Художники обращаются к глубинам сознания, символической стороне жизни. Обостряется интерес к мистическому и подсознательному. Так и в творчестве Чехова 1880-х годов ощущается повышенное внимание к трагическим вопросам бытия.

После смерти писателя Лев Шестов, один из «ранних» философов-экзистенциалистов, в работе «Творчество из ничего (А.П. Чехов)» с категоричным экзистенциально-апокалиптическим пафосом заявил, что Чехов был певцом безнадежности. «Упорно, уныло, однообразно в течение всей своей почти 25-летней литературной деятельности Чехов только одно и делал: теми или иными способами убивал человеческие надежды...». Ответ Л. Шестову через много лет суммировал В.Б. Катаев: «Чехов убивал не надежды, а иллюзии».

Важнейшими в творчестве А.П. Чехова 1880-х гг. являются вопросы о смысле жизни, о смерти, об утрате личностью ценностных ориентиров, потере своего «Я», власти над обстоятельствами, об отчуждении человека, о скорби, страхе и путях их преодоления. Все эти вопросы вписываются в более широкий круг экзистенциальных проблем: бытие перед лицом Ничто, мужество жить, вера и безверие, воля и смысл бытия.

Проблема отчуждения и вопрос об экзистенциальной проблематике произведений А.П. Чехова затрагивались в трудах В.Я. Лакшина, З.С. Паперного, Э.А. Полоцкой, А.П. Чудакова, В.Б. Катаева,

М.Ф. Мурьянова, Б.И. Зингермана, В.Д. Седегова. С.Г. Бочаров представлял Чехова, как «русского Кьеркегора», предвестника идей, разрабатываемых европейским экзистенциализмом XX века. Данная гипотеза получила развитие в трудах И.Н. Сухих, Б.И. Зингермана, П.Н. Долженкова.

Чеховедение последних десятилетий активно исследует проблему отчуждения. В монографии В.Я. Линкова «Художественный мир А.П. Чехова» отчуждение осмысливается как одиночество, непонимание между людьми, вовлеченность в логику механистической жизни, доминанта абсурдного существования - вот темы, актуальные для творчества писателя.

В.И. Тюпа, обращая внимание на архетипическую жанровую основу текстов Чехова (синтез анекдота и притчи), приходит к выводу, что анекдот культивирует эффект отчуждения, остранения персонажа в его индивидуальной курьезности. Кроме того, отчуждение в чеховских произведениях возникает, по мысли исследователя, как результат конфликта социального и экзистенциального начал человека. Трагедия чеховского героя заключается в том, что устремления к универсальным гуманистическим ценностям сталкивается с нормами общественных установлений.

Современное чеховедение характеризуется значительным расширением предмета и методов исследования. А.Д. Степанов рассуждает о «провалах коммуникации» в рассказах Чехова, указывает на ситуацию «диалога глухих», уверенно говорит о глубинных истоках проблемы отчуждения, которая затрагивает «все стороны коммуникации, саму природу знака, языка и моделирующих систем ».

В числе зарубежных славистов, исследующих проблему отчуждения в творчестве А.П.Чехова, необходимо назвать Р. Хингли, Д. Рейфилда, И. Регеци, Е. Толстую (Сегал). И. Регеци ставит вопрос о корреляции чеховского творчества с ранним экзистенциализмом. Д. Рейфильд написал, биографию Чехова, в которой вырисовывается экзистенциальный портрет Чехова-писателя. Исследование Е. Толстой названо «Поэтика раздражения», по мнению автора, раздражение, - то экзистенциальное состояние, которое стимулировало проблему отчуждения в творчестве Чехова 1880-х годов.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью глубокого анализа творчества А.П.Чехова 1880-х гг. Несмотря на обширный научный материал, очерчивающий круг экзистенциальных и связанных с ними социально-психологических проблем творчества писателя, сам феномен отчуждения чеховского героя в рассказах интересующего периода еще не анализировался в полном объеме. Научная литература изобилует попутными, одномоментными, нередко весьма остроумными замечаниями по поводу отчужденности чеховских

персонажей, однако указанная проблема не стала объектом самостоятельного интереса ученых. Без анализа художественного осмысления писателем онтологических, бытийных вопросов, феноменологических и культурно-философских проблем, представленных в рассказах 1880-х гг., невозможно составить целостную картину творчества Чехова, решить вопрос о генезисе и путях формирования его индивидуальной авторской стилевой манеры. Изучение обозначенной проблемы позволяет глубже понять художественный мир писателя, а также имеет важное общетеоретическое значение для постижения литературного процесса.

Цель настоящей работы - проанализировать способы художественного воплощения проблемы отчуждения в рассказах А.П. Чехова 1880-х годов.

Поставленная цель требует решения следующих задач: 1. Описать философско-эстетическую природу феномена отчуждения в русской литературе XIX века. Сопоставить художественное решение проблемы отчуждения, в творчестве Чехова 1880-х годов XIX века и варианты ее интерпретации в предшествующих художественных системах, а также творчестве современников.

  1. Проанализировать интерпретацию проблемы отчуждения в рассказах А.П.Чехова 1880-х годов с позиции ее социально-исторического выражения (эпоха, общественная психология, культурно-исторические и социальные реалии).

  2. Определить систему актуальных для решения проблемы культурно-эстетических и литературоведческих категорий, которые позволяют наиболее точно оценить художественную специфику феномена отчуждения чеховского героя.

4. Определить типологию персонажей, в художественном
воплощении которых проблема отчуждения наиболее значима.

Предметом исследования явилась проблема отчуждения, отраженная в изображении социально значимых типов в раннем этапе творчества писателя.

Объектом исследования стали рассказы А.П.Чехова 1880-х годов.

Методы исследования. В диссертационном исследовании используются методы, выработанные в рамках сравнительно-исторического, системно-структурного подходов к литературному произведению в сочетании с элементами историко-генетического, историко-функционального и типологического анализов.

Теоретической основой исследования стали работы ученых в области теории и истории литературы В.Б. Катаева, И.Н. Сухих, А.Д. Степанова, СВ. Тихомирова, В.И. Тюпы, В.Е. Хализева, П.А. Чудакова.

Анализ рассказов А. П. Чехова 1880-х годов проведен с опорой на приоритетные для концепции нашего исследования категории литературного процесса: романтизм, реализм. Инструментарием анализа в работе становятся универсальные категории поэтики - мотив, архетип, тип эстетического завершения, автор.

Научная новизна работы заключается в обращении к проблеме, которая является недостаточно изученной в науке:

впервые в литературоведении в контексте проблемы отчуждения дано системное исследование тем, образов и мотивов, представленных в художественном мире писателя 1880-х годов, изучены экзистенциальный и социальные аспекты рассказов интересующего периода;

анализ рассказов Чехова 1880-х годов осуществлен с помощью актуальных литературоведческих категорий (универсалии «мотив» и «архетип», модус и тип эстетического завершения, комизм, элегизм и др.):

в исследовании предпринимается соотнесение художественного решения проблемы отчуждения в рассказах Чехова и ее интерпретация в творчестве его современников (В.М. Гаршин) и в предшествующей литературной традиции (романтическая прозы Э.Т.А. Гофмана, В.А. Сологуба и др.).

Апробация работы. Основное содержание работы изложено в публикациях, список которых приведен ниже. Некоторые положения диссертации были положены в основу докладов, с которыми диссертант выступал на научных конференциях «Филологические традиции и современное литературное и лингвистическое образование» (Москва 2006г., 2008г.).

Положения, выносимые на защиту:

  1. Проблема отчуждения, возникающая в творчестве Чехова 1880-х годов, актуализируется в следующих образах-персонажах: герой-разночинец, чиновник - «тайный советник», «генерал»; «человек искусства»; «роковая женщина», «падшая женщина».

  2. Драматизм как ведущий модус в художественном осмыслении феномена отчуждения и механизмы его проявления обозначились в образной системе рассказов 1880-х годов, однако он реализован в дополнительных (смежных) вариантах эстетического завершения -юмористическом, элегическом, саркастическом и др.;

  3. Механизмы возникновения отчуждения героя реализуются в индивидуальном сюжетно-композиционном рисунке каждого рассказа; типичным является столкновение личностного и социально обусловленного. Традиционные пути преодоления разобщенности человека и мира - искусство, природа, семья, любовь, вера -демонстрируют неоднозначные смысловые решения в чеховских произведениях, хотя и обладают мощным жизнестроительным потенциалом.

  1. В творчестве А.П. Чехова 1880-х годов возникает взаимодействие экзистенциального осмысления проблемы отчуждения и традиционных для европейского и отечественного художественного сознания философско-эстетических концепций. В анализируемых чеховских рассказах художественные смыслы вокруг проблемы отчуждения осуществляется посредством травестированного диалога с мифопоэтической традицией, с творчеством Шекспира, Гофмана, Беранже.

  2. В творчестве Чехова обнаруживается синтез традиционного и новаторского в решении проблемы отчуждения. Сущностная трансформация традиционных для классической литературы сюжетов стала важнейшей чертой поэтики рассказов 1880-х годов, художественно воплотивших проблему отчуждения: в интертекстуальное поле чеховской прозы включены мотивы и образы Д.И.Фонвизина А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, В.М. Гаршина, Л.Н. Толстого и др.

6) Значимым для творчества Чехова 1880-х годов становится
художественное переосмысление романтического решения отчуждения
человеческой личности.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования обусловлена возможностью использования материалов и результатов исследования в лекционном курсе по истории русской литературы последней трети XIX столетия, при разработке и чтении специальных курсов по истории русской литературы, творчеству Чехова, а также на практических занятиях по истории и теории литературы.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Проблема отчуждения и способы ее художественного воплощения в рассказах А.П. Чехова 1880-х годов