Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена прежде всего характером переходного времени, которое переживает наше .общество. В этот период, как и во все предшествующие переломные лгоменты истории, неизмеримо возрастает его интерес к духовным истокам и к творчеству тех художников, которые искали пути выхода из социального и нравственного тупика. Достоевский принадлежал к числу тех русских писателей, которые проявляли пристальное внимание к различным религиозно^илософским течениям, в том чис» пе и к мусульманству, как своеобразному нравственному императиву.
Научная новизна диссертации. Русская культура в течение многих веков общалась с культурой мусульманского Востока и потому, естественно, мотивы, образы, персо=» нажи Корана и ислама находили то или иное отражение в произведениях отечественных писателей. Как показано в диссертации, особое место имели мотивы и образы испама в художественном творчестве и религиозно-философских исканиях Достоевского. Убедительность исследования этой проблемы в творчестве писателя, как представляется диссертанту, могла быть достигнута только при изучении его в контексте и на фоне русской ориенталистики 40-6Охг— дов XIX века. Практически весь материал этот впервые вводится диссертантом в научный оборот. Впервые проведен текстологический и сопоставительный анализ Корана и художественных произведений Достоевского. Наиболее по іно указаны имена востоковедов,близко стоявших к Достоевскому в пору формирования его творческой индивидуальности, его социально-философских и религиозных воззрений. Кроме того, диссертантом уточнен круг чтения писатепя по современной ему ориенталистике, в соответствии и ь полемике с которой развивались воззрения Достоевского и формировались принципы и приемы введения им мотивов испама,Корана в собственное творчество. Этим определяется научная новизна диссертации.
Цель диссертации - выявить и показать идейно-эстетическую сущность восприятия и художественного использования исламских мотивов в творчестве Достоевского на фоне русской ориенталистики 40-60х годов XIX века. Поставленной цепью определяется и необходимость рзше.. ния следующих задач:
обосновать причины, побудившие писателя обратиться к исламской культуре;
проанализировать испамоведческие труды в печати тех лет, интересовавшие Достоевского;
-изучить влияние отечественных и зарубежных ориенталистов на восприятие и развитие 'мусульманской* TeNfbi в творчествеги религиозно-философских исканиях Достоевского;
- определить функции исламских мотивов, текста аятов сур Корана в произведениях писателя /'Двойник*, 'Записки из Мертвого дома*, "Преступление и наказание*/.
Диссертация строится на методологических принципах анализа, выработанных советским и зарубежным литературоведением. В работе использованы сравнительно-исторический и историко-функциональный методы исследования.
Практическая значимость диссертации обусловлена возможностью ее использования при изучении в школе и в вузе творчества Достоевского, а также темы *Мир Востока в русской литературе*. Кроме того, войдя в научный обиход, она может быть использована как дополнение к комментариям к , ПСС Достоевского.
'"-" Апробация работы осуществлялась на заседаниях кафедры русской литературы Нижегородского государственного пединститута им. АіМ.Горького, русской литературы Нижегородского государственного университета им,Н.И.Лоба' чевского, а .также! на научной конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов НГПИ (1990). Тезисы работы были представлены на Всесоюзную научную конфе» ренцйю 'Ф.М.Достоевскйй и мировая художественная культура*» Омск (1991).
Основные положения и концепция диссертации нашли отражение вМ~% публикациях.
Структура работы.; Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.