Введение к работе
Актуальность исследования.
Анна Баркова вошла в литературу в 1922 году сборником стихов "Женщина", о котором положительно отозвались В.Я. Брюсов1 и А.А. Блок.2 Однако поэтессу, которой А.В. Луначарский предрекал большое будущее, ожидала трагическая судьба и полное забвение.
Возвращение Барковой-поэта в литературу началось в конце 80-х годов, когда её стихи были напечатаны в нескольких журналах и альманахах, а в Иванове одна за другой выходят в свет книга стихов поэтессы "Возвращение" (1990), затем "Избранное: Из гулаговского архива" (1992) и монография Л. Н. Таганова "Прости мою ночную душу...". Книга об Анне Барковой" (1993), в которой исследователь раскрывает глубинные стороны жизненного поведения поэтессы и общую направленность её творчества Самое полное собрание сочинений Барковой выпущено в 2002 году московским издательством Фонда Сергея Дубова (".. .Вечно не та").
Литературная критика откликнулась на книги Анны Барковой противоречиво. Так, Л. Аннинский писал, что "из полутораста стихотворений Анны Барковой, собранных в книге "Возвращение", добрая дюжина - шедевры, достойные(...) войти в историю мировой лирики".3 В 1994 году в газете "Известия" печатается небольшая статья об Анне Барковой с полемическим названием "Ахматова, Цветаева, Баркова?", автор которой, Ю. Шарапов, утверждает: "Имя Барковой по праву может быть поставлено вслед за Ахматовой и Цветаевой"4 Тогда же журнал "Новый мир" поместил реиензию А Злобиной, в которой Баркова названа "фанатиком скептицизма", не верящим ни в Бога, ни в добро. Злобина считает, что в поэзии Барковой вечные антагонисты сменили окраску: "вместо битвы света и тьмы - борьба ослепительного мрака со скучной и скудной серостью"5.
Как видим, актуальность исследования поэзии А.Барковой определяется как крайне малой изученностью, так и противоречивостью оценок в прессе. Очевидно одно: поэзия Анны Барковой - сложное явление в русской литературе XX века, рассмотрение которого представляет несомненный интерес. Творчество А. Барковой объёмно, поэтому мы берёмся исследовать только её высший взлёт - стихи, созданные в годы репрессий, в период с 1934 по 195,7 годы.
1 Брюсов В.Я. Вчера, сегодня и завтра русской поэзии // Печать и революция.
1922. №4 (7)
2 Блок А.А. Записные книжки. 1901 - 1920. М., 1965 С. 464.
Аннинский Л. Крёстный путь Анны Барковой. // Литературное обозрение. -1991.-№8. С.8.
4 Шарапов Ю. Ахматова, Цветаева, Баркова? (Советская поэтесса Анна Баркова)
// Известия.-1994.-12 июля.- С.7.
5 Злобина А. Фанатик скептицизма. // Новый
Так как в центре внимания поэтессы, начиная с первой книги её стихов, находится женщина и её судьба, мы полагаем, что, обращаясь к творчеству А.Барковой, связанному с ГУЛАГом, надо прежде всего рассмотреть его в контексте двух мощных художественных традиций в русской литературе -"кандальной" поэзии и женской лирики.
Предмет, цель и задачи исследования.
Объект "исследования - лирика А. Барковой первого к второго гулаговских периодов (1934-1939 и 1947 -1956 гг).
Предмет исследования - поэтика и прежде всего субъектная организация гулаговской лирики Анны Барковой. Цель исследования - выявить художественное своеобразие гулаговской лирики А. Барковой в соотнесённости с эволюцией авторского сознания поэтессы Для этого необходимо решить ряд задач:
- исследовать традиции "кандальной" и женской поэзии и их трансформацию
в гулаговской лирике поэтессы;
проследить эволюцию форм выражения авторского сознания Анны Барковой как одной из разновидностей проявления лирического мышления;
выяснить, каковы жанровые и стилевые трансформации в творчестве поэтессы;
попытаться определить своеобразие и значение творчества А Барковой в русской лирике XX века.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
-субъектный и структурно-семантический анализ художественного текста;
-типологическое сопоставление поэтических текстов А Барковой с текстами её литературных предшественников и современников.
Теоретической основой исследования послужили труды М.М. Бахтина, М.Л Гаспарова, Л.Я. Гинзбург, Б.О Кормана. Н.Л. Лейдермана, Р.С Спивак, Н.В. Фоменко и др.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые
-
исследуется гулаговская лирика А. Барковой в соотнесённости с эволюцией авторского сознания и форм его выражения;
-
предпринимается попытка "вписать" гулаговскую лирику Барковой в контекст традиций "кандальной" и женской поэзии;
-
выдвигается положение о тенденции к циклизации в этот период и осуществляется анализ четырёх ранее не известных лирических циклов
Положения, выносимые на защиту.
1. А Баркова всегда оставалась художником романтического мировидения, однако содержание её романтической концепции мира и человека претерпевает существенную эволюцию от революционного романтизма 20-х годов она приходит к романтизму психологически углубленному и философски масштабному, где героиня предстаёт, с одной стороны, одной из заключённых ГУЛАГа, страдающим и чутко переживающим человеком, а с другой - гордой
личностью, не идущей на компромисс с системой государственного угнетения, мыслителем, охватывающим взором эпохи и века
-
А. Баркова создала новый образ лирического субъекта "кандальной" и "женской" лирики: он обрёл лик "нищего мудреца", который оказался внутри ирреального гулаговского мира.
-
Эволюция авторского сознания поэтессы сказалась и в движении от моносубъектной системы начала 20-х годов к многосубъектной лирической системе гулаговского периода, которая позволила ей провести параллель между судьбой лирического "я" и судьбой своего поколения, народа, человечества.
4 Наиболее смелые эксперименты в области стиля и жанра, поиски новых форм выражения авторского сознания поэтесса реализовала в лирических циклах первой половины 50-х годов. Она создаёт а) новую разновидность цикла ("Моментальные снимки (Опыт камерной лирики)", б) контаминированные жанры баллады-причети, причети-пляса; в) скрещивает жанры исторической баллады и философской притчи.
Апробация работы.