Содержание к диссертации
СТ.
Введение Глава I.
Глава П.
1.
2.
3.
4.
5.
Глава Ш.
I.
ИТОГИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЗДНЕГО
ТОЛСТОГО ' * . . . .
СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ
ПОЗИЦИИ В МАЛЫХ ЖАНРАХ. ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ПРОЗЫ ТОЛСТОГО 90-900-х гг
Роль и значение жанра как способа вы
ражения авторской позиции
К вопросу о генезисе жанровой системы позднего Толстого и типе его авторской позиции ..............
Публицистичность - одна из форм выражения авторской позиции. "Крейцерова соната" как экспериментальное художественно-публицистическое произведение
Сюжетно-композиционное единство произведения как средство выражения авторской позиции.("Отец Сергий") . . .
Проблемный уровень и его влияние на
формирование авторской позиции.
("Дьявол")
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX в. И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ И СПОСОБОВ ЕЕ ВЫРАЖЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЗДНЕГО ТОЛСТОГО . .
Авторская позиция в произведениях Толстого и В.Г.Короленко. Точки притяже-
ния и отталкивания 121
2. Литературные позиции Толстого и
Л .Н.Андреева. Традиционное и новатор
ское 137
3. Литературная позиция М.П.Арцыбащева в
оценке Толстого. Отказ от традиций . . 160
4. Авторская позиция в творчестве Толстого
и А.И.Куприна 186
Заключение 193
Список литературы 199
Введение к работе
Вопрос об авторской позиции закономерно возникает в связи с исследованием творчества Толстого. В русской литературе трудно назвать писателя, в произведениях которого вопросы художественной организации произведения были бы столь важны для понимания авторского замысла. Для самого писателя авторская точка зрения являлась фокусом, в котором сходились все важнейшие вопросы творчества. "Читая сочинение, в особенности чисто литературное -главный интерес составляет характер автора, выражающийся в сочинении" (т.46, с.182), - такое умозаключение он сделал в начале творческого пути . То, что Толстой называл "единством самобытного нравственного отношения автора к предмету", воплощено в каждом элементе художественного произведения, в теме, жанре, построении сюжета, в композиции, особенностях стиля, - наконец, выражается идейным пафосом (т.ЗО, с.19). Изучение жанрово-сти-листических средств и способов выражения авторской позиции, сю-жетно-композиционной организации произведения представляется наиболее необходимым. Эта сторона творчества позднего Толстого и в отечественном и в зарубежном литературоведении исследована недостаточно. До сих пор отсутствуют диссертации на эту тему.
Проблема авторской позиции тесно связана в творчестве Толстого с проблемой традиций и новаторства. Взаимодействие традиций и новаторства проявляется у него на всех уровнях структуры произведения, через субъектные и внесубъектные формы выражения авторского сознания. Обращение к традиции всегда вызвано у пи-
I. Здесь и в дальнейшем ссылки на произведения Л.Н.Толстого даются по изд.: Толстой I.H. Поли.собр.соч.: В 90 т. - М., 1928-1958 - с указанием тома и страницы в тексте.
сателя современными требованиями искусства и жизни. "Новое, если будет, то прекрасно; но прежде нового надо дать все старое, что удовлетворяет этим требованиям, - писал Толстой В.Г.Черткову 3 октября 1884 г. о намерении создать журнал нового типа. - А эта сокровищница не исчерпана и не почата" (т.85, с.105). Подход к авторской позиции позднего Толстого в аспекте взаимодействия традиций и новаторства является в толстоведении новым и при этом делает исследование особенно актуальным.
Для решения поставленных задач необходимо проанализировать круг чтения писателя, его литературные интересы и соотнести их-с его творчеством. Грани авторской позиции Толстого полнее раскрываются также через сопоставление идейно-эстетических воззрений и художественных, принципов писателя и его младших современников-литераторов. Активный интерес к современной действительности требовал от Толстого внимания к новым явлениям в искусстве, побуждал к творческому общению с молодыми писателями. Через призму творчества наиболее видных мастеров слова он воспринимал литературный процесс, в произведениях А.И.Куприна, В.Г.Короленко, Ж.Н.Андреева, М.Горького и других писателей-реалистов отмечал перспективные направления развития передового искусства. Толстой положительно влиял на формирование писательской индивидуальности литераторов, испытавших воздействие его художественных принципов, одобряя наиболее удачные их художественные находки.
В творчестве позднего Толстого происходит резкое усиление вза-имодеиствия художественного и публицистического начал. Вследствие этого возникает необходимость анализа определенных явлений и в публицистике писателя (логика повествования, проблематика, особенности стиля). В работе исследуется ряд общественно-политиче-
ских и этико-религиозных статеі Толстого в плане соотнесения их с художественными произведениями.
Интересные перспективы для литературоведа возникают при изучении влияния на писателя учительной, (проповеднической и житийной) литературы Византии и Древней Руси, патристики. Для полноты исследования важно уяснить основные закономерности жанра проповеди, ведущего в ораторской прозе. В ряде случаев это помогает полнее определить не только авторскую позицию,грани, способы и формы ее выражения, но и их генетические связи. Метод такого исследования можно назвать иоторико-генетическим. О важности исследований в этом направлении пишет академик М.Б.Храп-ченко .
Взгляд на Толстого как наследника многовековой культуры получил особенно широкое распространение в наши дни. Примечательно, что о дидактизме, учительности позднего творчества писателя, уходящих корнями в древность, говорят известные деятели советской культуры. Их отзывы о Толстом приведены в ответах на
анкету, проведенную сотрудниками ШЛИ им.А.М.Горького АН СССР в
р 1978 г. Они свидетельствуют об актуальности творческого опыта
Толстого для современных литераторов. Сегодняшний исследователь все больше убеждается в том, что Толстой - более итрадиционный" писатель, нежели принято было думать. Но традиционность эта -не доверхностная. Традиция глубоко скрыта, творчески освоена гением. Она всецело поставлена на службу современности. Назрела необходимость специального исследования этой проблемы.
См.об этом: Храпченко Е.Б. Художественное творчество действительность, человек. - 2-е изд. - М., 1976, с.335.
См.в кн.: Чехов и Лев Толстой; Сб.ст./Йод ред.Л.Д.Опуль-ской и др. - М., 1980, с.316-327.
Литературоведы уже отмечали влияние традиций древней русской литературы на творчество писателя. Так, выявляя черты летописного стиля в "Бойне и мире", Б.М.Эйхенбаум одним из первых поставил проблему изучения традиций древней литературы в творчестве Толстого. Но за рамки постановки задачи ученый не вышел. Он еще не расчленял литературные жанры, к которым восходят эти традиции . Б.И.Бурсов и Е.Н.Купреянова справедливо ставят вопрос о фольклорных и житийных традициях в произведениях Толстого ("Анна Каренина", народные рассказы, "Дьявол), но не преследуют цели рассмотреть его шире - как вопрос о влиянии древней учительной литературы на формирование творческого метода писателя2. К проблеме освоения Толстым традиций древней русской ли* тературы обратился и академик Д.С.Лихачев. В своих трудах по древнерусской культуре, отмечая ее самобытность, он вместе с тем подчеркивает существенную роль заимствований на всех этапах ее становления и развития. ИМ предложен термин трансплантация, обозначающий понятие включения в литературу памятников инонационального происхождения, которые со временем переставали восприниматься как чужеродные. Такие памятники воспринимаем лись Толстым как часть древнерусского культурного наследия0.
1. Эйхенбаум Б.М. Черты летописного стиля в литературе ИХ в.
-Б кн.: Труды отдела древнерусской литературы (Пушкинский дом). М.; Л.,1958, т.ХІУ, с.545-550»
Бурсов. Б.И» Национальное своеобразие русской литературы. -2-е изд., дораб. -Л., 1967, с.50-51; Купреянова Е.Н. Эстетика Толстого. -М.; Л., 1966, с.238-249.
См.об этом: История русской литературы Х-ХШ веков /Под ред.Д.С.Лихачева. - М.» 1980, с.37-38. Лихачев Д.С. Слово о Толстом. - Литературное обозрение, 1978, Ш 9, с.5.
Но не менее значим для писателя был путь прямого обращения к интересовавшим его древним источникам. Диапазон его культурных интересов включал ветхо - и новозаветные книги, сочинения первых христиан, древнейшие памятники агиографии, средневековую европейскую и азиатскую литературу.
Л.Леонов в своем "Слове о Толстом" не случайно соотнес произведения позднего Толстого не только с русскими Четьями-Мине-ями, но сопоставил его с писателями-проповедниками - Августином, Тертуллианом, Хельчицким . Очевидно, что процесс формирования мировоззрения писателя, его эстетических принципов, поэтики нельзя вполне уяснить вне широкого культурного контекста, в котором важное место занимает идейно-художественное наследие древности. Разумеется, сложность связей творчества Толстого с древней культурой требует усилий многих исследователей, комплексного подхода к изучению этой стороны наследия писателя и прежде всего, ее места и роли в литературном процессе.
Изучаемый материал в диссертации ограничен произведениями эпического рода, наиболее характерными для прозы Толстого 90-900 гг.: "Крейцерова соната", "Дьявол", "Отец Сергий", "После бала", "Посмертные записки старца Федора Кузьмича" и другие. Крупная эпическая форма - "Воскресение" - представляет собой предмет отдельного исследования и в диссертации не рассматривается. За пределами исследования остаются и драматургические произведения Толстого в силу своеобразия выражения авторской позиции в драматургии. Б сопоставлении с толстовскими повестями анализируются также произведения В.Г.Короленко, Л.Н.Андреева, А.И.Куприна, М.П.Арцыбашева. Такое сопоставление необходимо для
I. Леонов Л. Слово о Толстом. -В кн.: Литературное наследство. М., 1961, т.49. Л.Н.Толстой. Кн.1, с.14, 16, 18.
создания исторической перспективы, без которой невозможно во всей полноте осмысление традиций в их связи с современностью. Авторские позиции этих писателей запечатлели важнейшие черты литературного процесса XIX. - начала XX в. На юс формировании сказалось влияние авторитета Толстого. С другой стороны, в творчестве крупнейшего реалиста появляются черты, свойственные произведениям лучших молодых авторов 90-900-х гг. При разности художественных манер Толстого и Короленко их сближает не только общий круг тем и проблем, но открытая, ораторски прямая позиция автора, говорящего от лица широких народных масс, демократизм их писательских стремлений. Неприемлемой в целом для Толстого была творческая манера Л.Андреева. Вместе с тем активный интерес писателя к его произведениям был вызван наличием общего круга нравственных и философских вопросов, ответы на которые указывают на существование как сходных, так и откровенно противоположных граней их позиций в литературе, - последние возникли, б частности, в годы реакции в результате отхода Андреева от реалистического искусства. Б законченном виде процесс отступничества от идеалов бывшего литературного учителя - Толстого - наблюдается в изменении литературной позиции Арпыбашева, в забвении им гуманистических традиций демократического искусства. Литературным антиподом Арцыбашева для Толстого стал Куприн, пользовавшийся в 900-е гг. наибольшими его симпатиями. Об их творческих взаимосвязях можно судить, б частности, по авторским позициям, оказавшимся в поле зрения друг друга.
Проводимые сопоставления служат более глубокому представлению о закономерностях перехода русского критического реализма в новое качество - реализм социалистический, у истоков которого стоял М.Горький. Глубоко верен вывод, к которому пришел Б.Л.
Сучков в процессе размышления над историческими судьбами реализма:. "Без принципиально нового метода изображения народа уведенного в мировое искусство Толстым, умевшим смотреть на общество, историю и собственническую цивилизацию и глазами художника, стоящего на вершине общеевропейской, культуры, и глазами самого народа, - невозможен был горьковский этап изображения народного характера, находящегося в процессе становления революционного самосознания. Толстовская традиция органически влилась в литературу социалистического реализма, и многие образы литературы социалистического общества не могли бы возникнуть без толстовского опыта"1. В диссертации отмечается воздействие на творчество Горького толстовских традиций при всей разности их художнических индивидуальностей.
Ставя и решая вопросы, связанные с темой диссертации, автор руководствуется концепцией мировоззрения и творчества великого писателя, которая дана в цикле статей В.И.Ленина о I.H. Толстом.
I. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. Размышления о творческом методе. - 4-е изд. -М., 1977, с.241.