Введение к работе
Актуальность данного диссертационного исследования определяется, во-первых, интересом современной лингвистики к изучению концептов в целом, а также концептов, релевантных для индивидуально-авторской картины мира конкретного писателя. Во-вторых, актуальность данной диссертационной работы определяется высокой значимостью исследования концепта «женщина» как в системе национально-культурных ценностей носителей разных культур [см . Телия, 1996; Маслова, 2001 и др.], так и в художественной картине мира Ф Саган В-третьих, несмотря на появление отдельных работ, проблематику которых составляет концепт «женщина» [см. Пушкарева, 1997,2002, Кирилина 1999, Демичева, 2001, Чибышева, 2002,2003,2004; Крейдлин, 2002; Баженова, 2002; Шишигина, 2003; Пелих, 2003, Коростьшева 2004; Нагорнова, 2004; Фирсова, 2005; Адонина 2007 и др ], исследование образа женщины в художественной картине мира Ф Саган и специфики его вербализации в динамико-возрастной перспективе до сих пор не было объектом отдельного рассмотрения.
Предметом исследования является концепт «женщина» в художественной картине мира Ф Саган, анализируемый в динамико-возрастной перспективе
Объектом исследования выступают языковые средства, а также широкий спектр когнитивных метафор, являющихся вербальными репрезентантами концепта «женщина» в художественной картине мира Ф. Саган
Цель диссертационной работы заключается в том, чтобы на основе комплексного лингвокогнитивного анализа контекстов проанализировать феномен «femme» («женщина») в художественной картине мира Ф Саган, с одной стороны, как некий целостный конструкт, с другой - выявить возрастную специфику его вербализации, начиная с анализа экстернальных и характерологических признаков женских образов, их речемыслительных особенностей, изучения эмотивной составляющей их внутреннего мира и заканчивая выявлением и
описанием когнитивных механизмов моделирования метафорических образов женских персонажей, рассматриваемых в динамико-возрастной перспективе Указанная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:
-
Выявить релевантные для художественной картины мира Ф Саган женские образы в соответствии с доминантным классификационным критерием (разный возраст женских персонажей).
-
Определить и проанализировать вербальные репрезентанты (слова-экспликаторы/слова-номжанты) концепта «femme» в художественной картине мира Ф. Саган на основе частотных семантических признаков
-
Описать доминантные константы экстерналъного портрета женщины и проанализировать экстернальные признаки четырех женских персонажей, актуализируемые в языковой картине мира Ф. Саган.
-
Выявить доминантные характерологіїческие признаки женских персонажей на основе их морально-этических, ментально-интеллектуальных и эмоционально-психологических качеств
-
Выделить эмоциоморфный когнитивный слой концепта «женщина» как ключевую составляющую внутреннего мира женских персонажей в художественной картине мира Ф. Саган
6. Проанализировать речемыслительную составляющую концепта «женщина» в художественной картине мира Ф. Саган и построить когнитивную «речевую модель» женских персонажей.
-
Установить области-источники, служащие базисом для образования метафор, и определить когнитивные механизмы моделирования метафорических образов женских персонажей
-
Проанализировать метафорические образы четырех женских персонажей в аксиологическом аспекте и построить их когнитивные метафорические модели
Материалом исследования послужили ранние произведения Ф. Саган, получившие мировую извecтнocть «Bonjour Tnstesse» (1954 г.), «Un certain sounre» (1956 г), «Dans un mois, dans un an» (1957 г.), «Aimez-vous Brahms''» (1959 г), «Un peu de soleil dans l'eau froide» (1969 г.). Общий объем проанализированных произведений составляет около 700 страниц печатного текста. В результате сплошной выборки были выявлены и отобраны контексты, содержащие в качестве ключевых лексем номинации женских персонажей, коррелирующие с ними языковые средства, вербализующие экстернальные, характерологические, речемыслительные характеристики женских образов, а также особенности их внутреннего мира. Исследовательский корпус репрезентирован более 4 500 примерами
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе использовались методы лингвокогнитивного анализа, общие и частные лингвистические методы, ориентированные на анализ лексического уровня художественного текста* метод концептуального анализа ключевого слова текста; метод компонентного анализа с опорой на словарные дефиниции, метод интерпретационного анализа контекстов; методы классификационного и количественного анализа, методика анализа эмоционально-оценочной лексики, разработанная 3 Е Фоминой [Fomina, 1999] и др
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые рассматривается культурный концепт «femme» («женщина») как центральный феномен в индивидуально-авторской картине мира Ф. Саган в динамико-возрастной перспективе В исследовании разработана целостная система анализа когнитивной категоризации и вербализации концепта «женщина» как синергетического (саморазвивающегося) феномена на уровне рассмотрения четырех женских персонажей (Сесиль, Доминик, Эльзы и Анны) с последовательным определением концептуального содержания этих образов, выделением в нем общего и индивидуального, определяемых, в свою очередь, спецификой возрастного сознания женщин В диссертационном исследовании предлагается разработанная автором типология инвариантных когнитивных классификаторов, концептуализирующих феномен «женщина», в частности: экстернапъных, характерологических (морально-этических, ментально-интеллектуальных, психологических), эмотивно-иенностных. речемыслительных и др., экстраполируемых на четыре возрастные категории женских образов. Проанализирована базовая эмотивная составляющая внутреннего мира женщин и построенна когнитивная модель «любви» как ядерный пропозициональный и метафорический слот концепта «женщина» в художественной картине мира Ф. Саган, описаны когнитивные «речевые модели» женских персонажей, изучены когнитивные механизмы моделирования метафорических образов представительниц прекрасного пола с учетом сфер-источников, служащих базисом для построения «женских» метафор, а также их эмотивно-аксиологической специфики и др.
Теоретическая значимость данного диссертационного исследования заключается в расширении теоретической и методологической базы концептуальных лингвокогнитивных исследований, в осмыслении ключевой роли концепта «женщина» в художественной картине мира Ф. Саган, разработке методологической стратегии исследования вышеназванного феномена Теоретические результаты исследования вносят вклад в дальнейшую разработку теории и методологии изучения языковой личности, языка и общества, языка и культуры Они являются научно-значимыми для таких современных научных направлений, как когнитивная лингвистика, лингвокультурология, тендерная лингвистика, этнолингвистика, лингвистика текста и др. Лингвокогнитивные методологические основы исследования концепта «женщина» в художественной картине мира Ф Саган могут быть использованы для изучения искомого феномена в индивидуально-авторских картинах мира других авторов, в том числе на материале других языков, что в значительной степени обогатит исследовательское поле когнитивной лингвистики.
Практическая ценность диссертации состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в преподавании теоретических и практических курсов по общему языкознанию, стилистике и лексикологии французского языка, при интерпретации художественного текста, в теории и практике перевода, в практике преподавания французского языка и др. Результаты диссертационного исследования могут найти применение в спецкурсах по когнитивной лингвистике, этнолингвистике, лингвокультурологии, межкультурной коммуникации и некоторым аспектам тендерной лингвистики. Фактический материал и практические выводы
исследования могут служить базой для составления словаря, учебного пособия по интерпретации художественной картины мира Ф. Саган.
Методологическую основу исследования составили теоретические и методологические принципы, выдвинутые в трудах ведущих зарубежных и отечественных ученых" по теории когнитивной лингвистики (Дж Лакофф, Р. Джакендофф, Е.С. Кубрякова, Н.Д. Арутюнова, 3 Д. Попова, И.А. Стернин, М Я. Блох и мн. др ), по проблемам соотношения языка и мышления (В. фон Гумбольдт, Э. Бенвенист, А А Потебня и др.), стилистике (Ш. Балли, N.M. Naer), семантических и когнитивных принципов концептуального анализа (С А. Аскольдов, АЛ Бабушкин, MB Пименова,ИА Стернин и др), по проблемам исследования концепта, разработанным в рамках лингвокогнитивного (Е С. Кубрякова, З.Д. Попова и др.) и лингвокулътурологического подходов (В И Карасик, Г.Г. Слышкин, С Г Всркачев, Н Ф. Алефиренко и др), лингвистике эмоций (А А. Вежбицкая, В И Шаховский, Ю С. Степанов, З Е Фомина), по проблеме когнитивного направления в изучении художественного текста (JIT Бабенко, ЮВ Казарин, ВП Белянин, В А Пищальникова, ВТ. Зусман), теории когнитивной метафоры (В.Г Гак, В Н Телия, Н Д. Арутюнова, G. Lakoff, М. Johnson, G. Fauconnier, N. Charbonnel, Ph Gre"a и т.д)
Апробация работы Теоретические положения и практические результаты исследования отражены в научных статьях и докладах на научных конференциях: внутривузовских конференциях ВГАСУ (2004, 2005, 2006, 2007) и в Научном Вестнике ВГАСУ Серия «Современные лингвистические и методико-дидактические исследования» (2004, 2005, 2006 г г), П международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидакгаки иностранного языка делового и профессионального общения» (Москва, РУДН, апрель 2006г), международном конгрессе по когнитивной лингвистике (Тамбов, ТГУ им Г Р. Державина, 26-28 сентября 2006 г); в сборнике научных статей «Феномен «Город» в картине мира человека» (СмолГУ, 2006 г.), в Вестнике ВГУ Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация» (Воронеж, 2007 г.), международной научной конференции «Лингвистические основы межкультурной коммуникации» (Нижний Новгород, НГЛУ им. НА Добролюбова, 20-21 сентября 2007 г.) Основные положения диссертации отражены в восьми публикациях
Положения, выносимые на защиту:
1 Главной детерминантой в определении когнитивного содержания феномена «женщина» в индивидуально-авторской картине мира Ф. Саган является его динамика-возрастная составляющая, т к. женщина в произведениях Ф Саган репрезентируется в определенных темпоральных, биологически обусловленных пространствах по принципу возрастной прогрессии, девочка —> девушка —* женщина. В соответствии с вышеуказанным таксономическим критерием для художественной картины мира Ф. Саган релевантны четыре женских образа семнадцатилетняя Сесиль, двадцатилетняя Доминик, двадцатидевятилетняя Эльза и сорокадвухлетняя Анна, каждый из которых подтверждает философско-гносеологический принцип «единства в многообразии», являясь, с одной стороны, частью общего (целого, синкретичного), с другой - единичным (индивидуальным)
-
Концепт «Женщина» является одним из базовых элементов французской картины мира и отличается большим когнитивным объемом, который вербально специфицируют разнообразные по своему семантическому составу лексемы и словосочетания Богатство и гетерогенность последних обусловлена, прежде всего, наличием большого количества когнитивных признаков женщин четырех возрастных групп, среди которых к числу знаковых признаков относятся возрастной признак (femme, jeune fille, peute fille), профессиональный признак (femme de chambre, ecohere, logeuse), признак «семейное положение» (femme, madame), признак родства (mere, fille), социальный статус (mi-mondaine), интерперсональный (amie) и др Архетипический признак женщины-матери, т.е. репродуктивная функция женщины не релевантны для женского мира Ф Саган Сущность каждого из четырех женских образов (sui generis) определяется обширным корпусом когнитивных классификаторов, которые диффегюнцируются между собой как в их когнитивной иерархии, так и в квантитативной корреляции (в зависимости от возрастной категории женщин).
-
Одним из когнитивных классификаторов, детерминирующих концептуальный образ женщины в художественной картине мира Ф. Саган, является ее внешность Доминантными экстернальными константами женских образов выступают «лицо», «глаза», «волосы», «рот», «телосложение», «вид», «внешность» (в целому а также их оценочно-эстетические характеристики По мере становления (взросления) женщины изменяются и расширяются ее сущностные и социально-возрасгные детерминанты и, соответственно, корпус языкс«ыхсре2кяв,хагякгегжзую1них ее, становится неизмеримо богаче и разнообразнее. В образах юных Сесиль (17 лет) и Доминик (20 лет) не прослеживается конкретизация внешности Релевантными выступают, главным образом, негативные физиологические признаки и эстетические характеристики. Вербально-экстернальный портрет Эльзы (29 лет) представляет собой более емкое и развернутое описание, маркируемое оценочной полярностью. В образе Анны (42 года) актуализируются ее социально-возрастной статус физиологические признаки, оценочно-эстетические характеристики, через внешность подчеркивается ее самодостаточность как личности
4 Характерологические признаки внутреннего мира женских персонажей в индивидуально-авторской картине мира Ф. Саган базируются, преимущественно, на их морально-этических, ментально-интеллектуальных и эмоционально-психологических качествах, которые выступают, закономерным образом, когнитивными классификаторами вербализованного психологического портрета женских персонажей При этом основополагающими в характеристике всех четырех женских образов являются морально-этические ценности. Вместе с тем, в образах Сесиль и Эльзы рефлектируются, преимущественно, негативные морально-этические качества, тогда как образы Доминик и Анны воплощают, прежде всего, позитивные черты, что подтверждает в данном случае, с одной стороны, противоречивую сущность женской натуры, с другой - своеобразную когнитивную гибкость классификационного критерия «возраст», который не всегда является однозначным показателем только негативной или позитивной направленности деятельности (поведения) женщин, обусловленных их возрастной категорией.
-
Доминантной составляющей внутреннего (эмоционального) мира женщины в художественной концептосфере Ф. Саган выступает феномен «любовь». Когнитивную модель «любви» женских персонажей образуют следующие пропозициональные и образно-схематические слоты: женское «понимание любви» {«констигпуенты любви»), «объекты любви», «темпоральные признаки любви», «предвестники/знаки любви», «сложностиМревратности любви» и «метафорические образы любви».
-
В качестве речемыслительной составляющей вербализованного концепта «женщина» выступают глагольные лексемы со значением «активно производимого звучания, говорения». С точки зрения структуры выделяются десять структурно-морфологических моделей глаголов речи, среди которых преобладает модель [Verbe] — глагол как некая автономная единица Когнитивный базис «речевой модели» женских персонажей в художественной картине мира Ф. Саган образуют такие конституирующие слоты, как: а) «физические качества речи», б) «психологический», в) «эмоциональный», г) «ментальный» аспекты речевой деятельности женщин, д) «способ говорения» женщин и др. Глаголы умственной и речевой деятельности, используемые как средства идентификации тех или иных эмоционально-психологических состояний женщин, выполняют функцию их вербально-эмотивных коррелятов
-
Первостепенную значимость при моделирования женских метафорических образов в художественной картине мира Ф. Саган имеют сферы-источники, которые восходят, как правило, к трем базовым многомерным парадигмам: антропоморфной (ментальной, культурной, эмоциональной, мифологической и др), натуроморфной (сфере флоры, фауны) и артефактной. Метафорические репрезентации женских образов в художественной картине мира Ф. Саган конституируются на основе когнитивных образов, отличающихся этнокультурной маркированностью (влиянием французской культуры, менталитета), а также спецификой индивидуального языкового сознания Ф. Саган. Перцептивные образы (визуальные, колористические, вкусовые и др.) составляют периферийный слой когнитивных женских метафор. В соответствии с доминантными сферами-источниками в репертуаре когнитивных метафорических образов женских персонажей были выявлены: а) антропоморфные (ментальные, физиоморфные, культуроморфные, эмоциоморфные, мифопоэтические и др.); б) зооморфные (в том числе орнитологические); в) фитоморфные: г) артефактные. д) физические (колористические); е) топонимические и другие.
8. Когнитивные метафоры, выступающие как средство объективации
женских образов, имеют как пейоративный [28 ед.], так и мелиоративный [25
ед.] эмотивно-оценочный статус. Амбивалентная характеристика женских
персонажей представлена в меньшей степени [7 ед], что свидетельствует,
вероятно, о максималистском мировидении и мироощущении молодой Ф. Саган,
в основе которого лежит базовый принцип' "aut bene aut nihil, tertium non datur"
С увеличением возрастного статуса женских персонажей количество когнитивных
признаков, характеризующих их, существенно увеличивается, а когнитивная
структура анализируемого концепта «женщина» усложняется, обогащается, и
образ женщины становится все в большей степени филигранным и
индивидуализированным, что находит отражение в когнитивных моделях женских персонажей Ф. Саган, отличающихся концептуальным содержанием, когнитивной плотностью рефлектируемых признаков, метафорическими образами, характером корреляции ядра и периферии, спецификой оценочной категоризации, корпусом когнитивных классификаторов и др.
Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка использованной литературы, списка словарей, списка литературных источников и одного приложения