Введение к работе
Актуальность исследования. В современных условиях наблюдаются
активные реконструктивные мероприятия и внедрение нового строительства в
историческую среду российских городов. Сегодня зодчие работают в
исторических центрах, обращаясь к средовому подходу, к контекстуализму, к
взаимодействию с историей и традициями, В центре исторического города, в
достопримечательных местах, архитектору-проектировщику приходится
соблюдать определенные регламенты, касающиеся масштабности, выбора
строительных материалов, колористики, стилистики нового сооружении, что
требует определенных знаний и научного обоснования. В связи с этим отмечается
и активизация процесса изучения российской архитектуры XIX - начала XX вв.,
так как большая часть архитектурного наследия, составляющего историческую
среду древних городов России, дошла именно из этой эпохи, и определяет во
многом их облик. Здесь скрываются истоки современного полистилизма и
эклектизма, а методы, выработанные зодчими того времени, трансформируясь,
широко используются в новейшей архитектуре.
Актуальность углубленного изучения историко-архитектурного наследия
подтверждается и Законом Российской Федерации об объектах культурного
наследия (2002 г.). До сих пор исследование стилистической направленности
архитектуры этого периода велось, в основном, на примере столичных городов. Но
для создания целостной и достоверной картины развития отечественной
архитектуры необходимо углубленно изучать архитектуру других городов и
регионов страны. Региональная эклектика долгое время оставалась вне поля
зрения ученых, так как считалась принадлежностью периода упадка
художественных вкусов и нарушением развития череды «больших стилей» в
архитектуре.
Всестороннему исследованию подвергается эклектика в архитектуре
Нижнего Новгорода, который представляет собой яркую модель развития
эклектики в крупнейших нестоличных городах страны. Этот город в
рассматриваемый период сочетал в себе капиталистический и патриархальный
уклад, промышленность и кустарные промыслы, он выпукло отражал
2 противоречивый характер эпохи. В Нижнем Новгороде прослеживались бурные
процессы, происходившие в это время в России, которые находили отражение и в
архитектуре. Здесь появился целый ряд произведений известных московских и
петербургских архитекторов, которые стали заметным явлением в облике Нижнего
Новгорода и в российской архитектуре в целом. Нижегородская эклектика
складывалась как под воздействием столичного влияния, так и под влиянием
местного фольклора и местных художественных промыслов, в чем, в частности,
видится ее своеобразие.
Теоретической базой исследования являются научные труды российских
ученых, которые изучали архитектуру столичных городов и эклектику в целом:
И.А.Азизян, И.А.Бондаренко, ЕАБорисовой, А.В.Бурдяло, А.И.Власюка, B.C.
Горюнова, СПЛаварихина, А.В.Иконникова, Т.П.Каждан, Б.МКирикова,
Е.И.Кириченко, Е.М.Кишкиновой, ЮЛ.Косенковой, В.Г. Лисовского,
М.В.Нащокиной, ВАНикитина, АЛЛунина, Г.И.Ревзина, Т.А.Славиной,
Н.Ф.Хомутецкого, Д.О.Швидковского, Е.Г.Щеболевой, А.С.Щенкова и др., а
также труды ученых, посвященные архитектуре рассматриваемого времени в
российских регионах: Г.Н.Айдаровой, Р.С.Айдарова, А.Н.Башкирпевой,
МАЕвстратенко, Г.В.Есаулова, А.С.Кокшарова, НАКосенковой,
Е.В.Ситниковой и др.
Среди нижегородских ученых, затрагивающих отдельные аспекты этой темы на примере нижегородской архитектуры, необходимо назвать СЛ.Агафонова, И.С.Агафонову, Е.М.Батюту, Ю.Н.Бубнова, Т.П. Виноградову, АИДавыдова, С.В.Зеленову, ВАКаравашкина, А.В.Лисицыну, О.В.Орельскую, И.В.Петрова, Н.Ф.Филатова, СМШумилкина.
Объект исследования - здания и сооружения периода эклектики в Нижнем Новгороде (жилые, общественные здания, культовые сооружения).
Предмет исследования - эклектика и ее разновидности в нижегородской архитектуре ЖХ - начала XX вв.
Цель исследования - изучить процесс развития эклектики в нижегородской архитектуре периода XIX-начала XX вв.
В работе поставлены следующие задачи:
- собрать, обобщить, систематизировать и ввести в научный обиход
обширный материал по эклектической архитектуре XIX - начала XX вв. в Нижнем
Новгороде;
- определить этапы развития нижегородской эклектики и их характерные
особенности;
- подвергнуть комплексному анализу эклектические произведения,
формирующие архитектурную среду Нижнего Новгорода для выявления
характерных черт, композиционных приемов, принципов эклектики, а также
художественных методов зодчих рассматриваемой эпохи;
- выявить особенности архитектурной композиции фасадов и специфику
архитектурного декора произведений эклектики в Нижнем Новгороде, а также
своеобразие нижегородской эклектики в целом.
Границы исследования. Хронологические границы: начиная с первой трети XIX века и заканчивая началом XX века; географические: территория Нижнего Новгорода на рассматриваемый период (ныне это территория исторического центра), а также столичных российских городов; типологические: жилые, общественные и культовые сооружения. Интерьеры не входят в предмет исследования в связи со значительными их изменениями.
Методика исследования основана на изучении литературы по теме работы, а также архивных и проектных материалов с последующей систематизацией и обобщением результатов исследования, на подробном натурном обследовании архитектурных объектов, авторских обмеров архитектурных деталей, фотофиксации. Достоверность результатов подтверждается методами сравнительного анализа и экспертных оценок. Исследование проводится в хронологической последовательности.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые комплексно и детально рассматривается эклектика в архитектуре Нижнего Новгорода указанного периода (обследовано 78 улиц, изучено более 500 произведений эклектики, к которым относятся не только уникальные объекты, но и цепная и рядовая застройка). При этом выявлены особенности провинциальной нижегородской эклектики, подверженной столичному влиянию. Комплексный
4 анализ включает фадостроительный, планировочный, функциональный, типологический аспекты, но при этом акцент делается на стилистический, композиционный и морфологический анализы фасадов зданий и архитектурного декора, В работе проводится классификация направлений эклектики, показано своеобразие эклектики в нижегородской архитектуре в контексте развития столичного российского зодчества.
Положения, выпосимые па зашиту:
роль и место эклектики в архитектуре Нижнего Новгорода;
этапы развития эклектики в Нижнем Новгороде и ее разновидности;
стилистические, композиционные особенности произведений нижегородской эклектики рассматриваемого периода;
типы наиболее распространенных форм декоративного убранства оконных проемов эклектических произведений в архитектуре Нижнего Новгорода.
Практическая значимость исследования. Научное значение исследования для истории отечественной архитектуры состоит в том, что вводимый в научный обиход новый материал позволяет осветить особенности нижегородской архитектуры XIX - начала XX вв., что также важно и для современной архитектуры, которая периодически обращается к декоративнс-художественному направлению в зодчестве, к историзму в различных его проявлениях. Данное исследование является вкладом в общероссийскую историю архитектуры, оно представляет научно-практическую значимость для работ по реконструкции и реставрации, а также при проектировании и новом строительстве в исторической среде.
Материалы исследования представляют интерес для органов охраны историко-культурного наследия, архитекторов, реставраторов, искусствоведов, историков, для архивов, музеев, для углубления курса лекций по истории нижегородской и отечественной архитектуры в целом.
Детальное изучение архитектуры Нижнего Новгорода указанного периода позволило выявить основные принципы формирования региональной эклектики на всех этапах ее развития, а также характерные черты, композиционные приемы и
5 методы, которые представляют интерес для современного зодчества и
демонстрируют своеобразное развитие российской архитектуры.
Апробация работы и внедрение результатов работы. Материалы исследования апробированы в научных докладах на международных и внутривузовских научно-практических конференциях ННГАСУ: в 2004, 2008, 2009, 2010 гг.; на Меадународном форуме «Великие реки 2007, 2008, 2009, 2010 гг.; на второй международной студенческой научно-практической конференции в Самаре в 2006 г.; на международной конференции молодых ученых и студентов в Екатеринбурге в 2010 году.
Материалы диссертации внедрены в научно-исследовательскую работу по паспортизации объектов культурного наследия Нижнего Новгорода (составлено 17 паспортов), вновь выявлено 20 объектов культурного наследия эпохи эклектики, которые предложены для включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ. Материалы диссертации использованы при разработке проекта планировки и застройки центральной части Нижнего Новгорода.
Результаты исследования опубликованы в 18 статьях (две из них - в изданиях, рекомендованных ВАК) и тезисах докладов; получили апробацию в виде реального проектирования новых объектов в исторической среде, а также использованы в учебном процессе по дисциплине архитектурное проектирование -в проектах ВКР бакалавра .студентов направления «Архитектура» (проекты реконструкции исторического квартала на исторической территории Започаинье в Нижнем Новгороде).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из двух томов: первый том - текст (176 стр.), состоящей из введения, трёх глав, заключения, основных выводов, а также библиографического списка (133 литературных источников, 68 архивных источников) и приложения; второй том - 25 графоаналитических таблиц и схем.