Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гражданская архитектура Урала второй половины XIX- начала XX века. Том 1 Звагельская, Валерия Евгеньевна

Гражданская архитектура Урала второй половины XIX- начала XX века. Том 1
<
Гражданская архитектура Урала второй половины XIX- начала XX века. Том 1 Гражданская архитектура Урала второй половины XIX- начала XX века. Том 1 Гражданская архитектура Урала второй половины XIX- начала XX века. Том 1 Гражданская архитектура Урала второй половины XIX- начала XX века. Том 1 Гражданская архитектура Урала второй половины XIX- начала XX века. Том 1 Гражданская архитектура Урала второй половины XIX- начала XX века. Том 1 Гражданская архитектура Урала второй половины XIX- начала XX века. Том 1 Гражданская архитектура Урала второй половины XIX- начала XX века. Том 1
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Звагельская, Валерия Евгеньевна. Гражданская архитектура Урала второй половины XIX- начала XX века. Том 1 : Дис. ... канд. искусствоведение : 18.00.01.- Москва 2007

Содержание к диссертации

Введение

I Глава первая. Общая характеристика архитектуры Урала второй половины Х1Х-начала XX в.в 19

І.І.Общая характеристика развития архитектуры Урала второй половины І860-Х-1870-Х 19

1.2.0бщая характеристика развития уральской архитектуры І880-Х-І890-Х г.г. 30

І.З. Общая характеристика развития уральской архитектуры І900-Х-І9І0-Х г.г половины Х1Х-начала ХХлз.в. 57

2.1О0бществешше здания второй половины 1860-х-1870х г.57

2.2. 0бщественные здания I880-x-I8S0-x г.г 72

2.3.Общественные здания І900-х-І9І0-х г.г 86

З.Глава третья. Жилая архитектура Урала второй половины ХП-начала XX в.в 108

З.ІДилая архитектур 1860-х-1870-х г.г 108

3.2.1илая архитектура І880-Х-І830-Х г.г .123

З. ЗДилая архитектура 1900-х-19Ю-х г. г 135

Заключение,. 147

Приложения

І.Примечания 150

II. Краткий словарь архитекторов,инженеров и мастеров строительного дела Урала 1860-х-19Ю-х г.г, . 217

III.Список использованных источников 247

І.їитература 247

1.1.Произведения основоположников марксизма-ленинизма 247

1.2. Офщдально-документальше и директивные материалы 247

1.ЗКниги 247

1.4.Статьи 256

1.бЛатериалы конференций 261

1.б.Диссертадаи 261

1.7.Авторефераты 262

1.В.Научно-исследовательсшіе отчеты и програмш 263

Дореволюционная периодическая и справочная литера тура, с одержащая сведения по архитектуре Урала второй половины ХП-начала XX в.в. 263

2.Аркивные материалы 268

1У.Принятые сокращения 272

У.Памятники архитектур, выявленные и паспортизированные автором, взятые под охрану государства 273

У1.Акты внедрения диссертации

Общая характеристика развития уральской архитектуры І900-Х-І9І0-Х г.г половины Х1Х-начала ХХлз.в.

Позиции классицизма в период 1860-х 1870-х г.г. остаются еще достаточно сильными. Тем не менее, со второй половины 1860-х г.г. обозначается тенденция преодоления и трансформации его композиционных приемов. Эта тенденция на ложила на содержание архитектурных процессов всего пореформенного времени. Характерно, что влияние классицизма определяет специфичность формирования композиционных приемов эк лектики, получающих распространение в уникальных гражданских сооружениях и в массовой застройке со второй половины 1860-х г.г, В отличие от столичной архитектуры, становление эклектики не влечет за собой отрицания классицизма. Напротив, формообразую щие средства мотивы и детали декора классицизма составляют ос нову эклектических композиций в результате чего сами подверга ются переработке интерпретируются и наделяются качества» свой ственными уже языку эклектики

Таким образом, хотя во второй половине 1860-х г.г. в уральском зодчестве не происходит резкой перемены в развитии стилистических направлений,все же эти годы являются рубежом,обозначающим начало активного "расслоения" стилистики классицизма архитектурными принципами эклектики. Это дает основание принять вторую половину 1860-х г.г.за точку отсчета в эволюции стилевых течений для всего капиталистического периода.

При сопоставлении со столичным зодчеством выступает еще одна особенность, характерная для второй половины 1860-х-1870-х годов и являющаяся следствием запоздалого развития архитектуры Урала. Это не только несовпадение во времени формирования новых стилистических направлений на Урале и в столицах,что естественно для провинции,но и невыраженностьь"свернутость",а иногда и перескакивание через некоторые из них. Так, оказался опущенным целый этап, определяемый романтическим интересом к культуре средневековья, а "готическое" направление на Урале реализовалось лишь в единичных памятниках 1860-х г.г. (рис.1).

Кризис в традиционных видах промышленности, ранее составлявших устои экономики многих уральски городов, кладет начало сложному процессу их хозяйственной переориентации. Так, получают развитие торговля, кустарные промыслы,возникает множество мелких предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Важное значение приобретают новые металлообрабатывающие и механические мастерские.

В этот же период уже на новом уровне развития городов Урала определяется различие не только в их социально-экономических, функциональных характеристиках, но и в том положении, которое они займут в формировании архитектур региона в последующие за этими десятилетия интенсивного капиталистического развития. Наиболее интенсивно растут и, соответственно, с наибольшей полнотой представляют стилистические направления, типологическое разнообразие построек города, формирующиеся уже в 1870-е годы как крупные торгово-перевалочные узлы. К их числу в первую очередь относятся губернский город Пермь и ряд при-камских городов; Екатеринбург,теперь уже не столько город-завод и центр управления горнозаводской промышленностью Урала,а центр транзитной торговли между европейской и азиатской частями России; Уфа - центр Южного Урала и город Курган на реке Тобол - центр Зауралья7. В губернских городах Урала, таких как Пермь и Уфа, получит развитие строительство новых типов сооружений - в первую очередь, крупных административных и торговых. Свертывание горной промышленности оказывает в 1870-е годы существенное влияние на градостроительные процессы, В первую очередь преобразованиям подвергавтся композиционноопространственная структура малых городов-заводов и центров более крупных городов, в основе которых лежит аналогичный "горнозаводской" ансамбль . Градоформирующая роль этих ансамблей заметно ослабе-вает.

В 1860-е-1870-е г.г.намечается две тенденции,в равной степени способсвуующие ослаблению прежнего значения традиционных для Урала "горнозаводских" ансамблей центров.Обе тенденции развиваются в течение всего капиталистического периода.Во-первых, застраиваются предзаводские площади.По их границам возводятся торговые,жилые и административные здания.Вследствие застройки, существенно видоизменяются не только функциональное назначение, но и композиционно-пространственные характеристики всего старого ансамбля,

Во-вторых,заметно оживляется строительство в торговых центрах городов,что уже сввдетельствует о главенствующем положении, которое они займут в планировочной структуре большинства уральских городов капиталистического периода,

Так,в Екатеринбурге к концу 1870-х годов,наряду со старым планировочным ядром,образованным территорией бывшего Екатеринбургского казенного горного завода,плотиной и городским прудом, возрастает значение Главной торговой площади .Здесь преимущественно сосредотачивается каменное строительствооохватывающее и кварталы близлежащих улиц,что в свою очередь повышает их роль в застройке города.К числу таких улиц относится,например,торговая Уктусская улица,к которой примыкает не только Главная площадь, но и еще две- Хлебная и Щепная,аналогичные по типу10.

Общественные здания I880-x-I8S0-x г.г

Троицкая улицы в Кургане и Большая Покровская в Сарапуле. Размах ведущегося здесь строительства не только отражает рост значения этих улиц в капиталистический период, но и закладывает основу их архитектурно-планировочного облика. Часто он остается неизменным вплоть до начала XX в Так, близкие по композиции усадьбы I860-X-I870-X г.г., такие, как усадьбы Шветова и Бере-зиных на Троицкой улице в Кургане, образуют единую структуру квартала» Она сохраняется на этой улице и последующие - 1880-е-1890-е г.г.,хотя композиция и стилевая принадлежность усадебных домов уже иные. И еще одна градостроительная тевденция выражается в жилищном строительстве. Это разрастание торговых центров. Усадебная застройка обычно располагается по периметру торговых площадей и в кварталах близлежащих улиц. Самый яркий пример - застройка 1870-х г.г. г,Шадринока, образовавшаяся по сторонам двух площадей - Михайловской и Торговой, а также на торговой Хлебной улице.10 Д,Н.Мамин-Сибиряк так описывает облик этой улицы: "Самым живописным местом города является Хлебная улица, сплошь усаженная купеческими домами. Верк дома составляет парадная половина, обычно пустующая между праздниками, а нижний этаж делится на две части, из которых в одной помещается мучной лабаз, а в другой ютится купеческая семья .11

В 1860-в-1870-е г.г. каменные усадьбы становятся массовым типом застройки. Массовость - главное отличие от каменных усадеб первой половины XIX в.,число которых в каждом уральском городе было сравнительно невелико,и принадлежали они обычно богатым владельцам. По сравнению с первой половиной XIX в. размеры усадеб уменьшаются, их облик утрачивает свойственную периоду классицизма парадность. Правда, крупные усадьбы, подражающие дворянским, еще строятся, но теперь они единичны. Подражание классицистическим прототипам приобретает внешний характер, так как чаще всего за фасадной композицией в духе классицизма скрывается уже иная внутренняя планировка, а в организации всего усадебного комплекса появляются принципиально новые черты. При всех индивидуальных отличиях усадеб этого периода, им присущ ряд общих признаков пространственного решения. Главный из них - периметральная застройка участка. Участок правильной геометрической формы обычно отделяется высокой кирпичной стеной от соседних усадеб и застраивается по периметру службами и хозяйственными постройками. Иногда объем жилого дома принимает Г-образную форму, благодаря чеку внутренний корпус размещается в глубине квартала и соединяется с нежилыми постройками комплексаj крытыми переходами. Один из ранних примеров усадеб подобного рода - усадьба купцов Давыдовых в Екатеринбурге1 (Рис.38а), Жилой дом этой усадьбы имеет двухчастную кошюзицшо: основной объем, расположенный по красной линии улицы продолжается вглубь квартала,соединяясь с двухэаажным флигелем. В свою очередь флигель композиционно связан арочным проходом о одноэтажной хозяйственной постройкой. Таким образом, элементы усадебного комплекса образуют внутренний хозяйственный двор, который приобретает значение его планировочного центра.

Отличительной чертой усадебной застройки 1860-х-1870-х г.г. является периметральное расположение корпусов на участке. Оно придает замкнутость усадебному комплексу. На протяжении периода обнаруживается тенденция к увеличению этой замкнутости,так как из число хозяйственных построек на территории усадеб растет. В усадьбах конца 1860-х- годов, таких, например, как усадьба Березиных в Кургане (1868г.)13, (Рис.386) эта схема еще не получила завершения. Так, хозяйственные строения усадьбы занимают только две стороны участка, флигели поставлены отдельно в глубине двора, а жилой дом, расположенный по центральной оси прямоугольного участка, разделяет его на сад и хозяйственный двор. Однако, уже к концу 1870-х г.г. развитие замкнутой композиционной схемы с перимет льным расположением корпусов получает свое завершение, все постройки усадьбы, в том числе и жилой дом, включаются в единую цепь сооружений, расположенных по периметру. Центром пространственной композиции оказывается пОЛНОСтЬЮ замкнутый внутренний двор. Такова,например, композиция усадьбы Жарова в Миассе (1878г.) (Рис.38в)14# Самый яркий пример подобного решения - усадьба купца Н.П.Вагина (1879г.) (Рис. 38D в городе Шдринске , представляющая собой блок из соединенных между собой хозяйственных и производственных пост-роек и жилого дома, расположенных по сторонам внутреннего двора. Жилой дом усадьбы, о проездом во двор, поставленный по красной линии, занимает всю сторону участка и фактически замыкает композицию комплекса со стороны улицы.

ЗДилая архитектура 1900-х-19Ю-х г.

.По проектным условиям предусматривалось установить единую этажность застройки центра -"по линии Александровской и Центральной улиц могут быть устраиваемы только каменные корпуса не ниже двух этажей, причем устройство галерей по фасадной части не допускается". Габариты корпусов - 12 и 24 саж. длиной, 8 саж. шириной. Был разработан единый план расположения девяти корпусов на Верхне-ТоргоБой площади, соглауующий ее застройку о застройкой примыкающих кварталов Александровской,Центральной и Большой Успенской улиц. Предлагалось применять в конструкции корпусов металлические перекрытия и определенную толщину кладки стен," с тем, чтобы на них впоследствии возможно было устройство еще одного этажа" ( Там же. с.246-248),

истории Свердловска. Свердловскк1973г.,376стр., 0.276. Аналогичным был уровень благоустройства ив Уфе - работы по благоустройству осуществлдлись только в центре; из 122 километров уфимских улиц было замощено 15. Даже перед зданием городской думы до 1906 г. сохранялась водоразборная будка о непролазной грязью вокруг нее. Общая площадь парков и скверов, разбитых в центре города, не превышала в I9I3 г. 0,35 кв.км. Немногим лучше обстояло положение с благоустройством губернского города Перми. Первые мощеные улицы появились здесь в 1877г.,электроосвещение - в I90I г. Водопровод и канализация проведены только в пределах центра. Протяженность водопроводных сетей составляла всего 23 км. Канализовавши. оказалась лишь пятая часть всего жилого фонда, которой к I9I4 г. насчитывал 10495 зданий (См.История У$и. Краткий очерк. Уфаа1981г., 605 стр.,о.446; Терехин А.С, Пермь. Очерк архитектуре.Пермь,1980г.,120 стр.,с.43).

Оживленную полемику вызвала в кругах уральских архитекторов статья Г.К.Лукомского "О прошлом и современном состоянии провинциальной художественной архитектуре", опубликованная в последнем номере журнала "Зодчий", за I9II г. Выступая с откликом на эту статью, уфимский городской архитектор К.АЛУськов, затрагивает ряд вопросов взаимоотношения провинциальной и столичной архитектуры, оценивает конкурсную деятельность столичных архитекторов в провинции. (См.Зодчий, 1912г. ,) 7, с.56, Отклики пронции на мнение о ней столицы).

Фактически строительство всех сколько-нибудь значительных общественных зданий постоянно освещается в уральской периодике I900-X-I9I0-X г.г. Публикуются объявления о конкурсах, сведения о выставках архитектурных конкурсных проектов, о закладке общественных зданий - школ, больниц,народных домов и т.п.

Так было осуществлено,например,строительство нового гостиного двора в Екатеринбурге. Архитектор И.К.Янковский составил проект на основе двух премированных конкурсных проектов. По нему и было выстроено здание в I9I5 году.

I.B период I820-X-I840-X г.г. совершается массовая замена деревянных заводских зданий каменными. Развитие каменного строительства охватывает и весь комплекс сооружений, обычно составлявших застройку центров уральских городов-заводов (См. Алферов Н.С. Зодчие старого Урала. Свердловск, 1960г., 215 стр.,с.20).

Работа над генеральными планами городов была очень продолжительной, Например, генеральный план Екатеринбурга получил окончательное утверждение только в 1845 г., в целом же он разрабатывался уральскими архитекторами в течение 25 лет. Большинство планов уральских городов получило "высочайшее утверждение" лишь в период I830-X-I840-X г.г., и регламентированность архитектуры позднего классицизма нашла в них отчетливое выражение, Н.С.Алферов в своем исследовании подробно рассматривает процесс приве 169 дения к единообразию не только планировки уральских городов, но и архитектуры общественных сооружений и отмечает влияние на нее принципов позднего классицизма (См, Алферов Н.С. Указ.соч,с.191).

Регламентированность и нормативность,сказавшиеся на композиционно-планировочных особенностях большинства общественных сооружений дореформенного периода, усугублялись и спедификой казенного строительства на Урале, Так, Горное положение 1806г., наделившее исключительными правами горную администрацию, привело к жесткой регламентации архитектурно-строительной деятельности. Она получила выражение в учревдении института архитекторов горных заводов,горных округов и Главного правления горных заводов. Уральские горные заводы были военизированы, архитекторы, как и другие горные чиновники, получали офицерские звания, Обязанности их были детализированы и закреплены соответствующими инструкциями, которые содержали даже "правила наилучшей постановки строений", "правила плана и фасада, к неукоснитель-HOW их соблюдению", штора надлежало придерживаться при строи-тельстве, например, заводских контор, "магазейнов" и госпиталей", (См.Златоусоовский филиал Государственного архива Челябинской области. ф.19,оп.ЗІ, д.54. ЦМ Уд.АССР ф.4, оп.1, д,96),

,В первую половину XIX в. повсеместно возводятся новые каменные здания заводских контор и госпиталей. Контора завода приобретает значение главного административного здания в ансамбле предзаводской площади. Как правило, ее роль подчеркивается характерным расположением на площади и значительностью масштаба. Заводские контори периода классицизма отличаются торжественностью и представительностью внешнего облика. В композиции этих сооружений появляются крупные четырех-восьмиколонные портики ионического и дорического ордера, ризалиты, в которых также при 170 меняется ордер. Лучшими образцами архитектуры заводских контор принято считать конторы Берх-Исетского завода в Екатеринбурге и завода в Нижнем Тагиле.Новые каменные госпитали обычно строились несколько в стороне от заводов, но композиционно были связаны с главными постройками "горнозаводского ансамбля". Госпитали состояли из нескольких корпусов. Центральный корпус, как, например, в госпитале Берх-Исетского завода, обязательно акцентировался портиком и купольным завершением (См.Алферов Н.С. Указ, соч., с.179-184).

Губернские реформы 1775 г. на Урале осуществлялись постепенно и положение городов как административных единиц постоянно изменялось. Например, только в 1781г, было учреждено уфимское наместничество, которое в 1796 г. было снова переименовано в Оренбургскую губернию, но уже с центром в Оренбурге. Уфа, бывшая до того времени резиденцией генерал-губернатора, стала просто уездным городом

Офщдально-документальше и директивные материалы

В основном, это землемеры, техники, чертежники и подрядчики. В период I860-X-I870-X г.г. строительство в уральских городах, особенно малых, ведется одной или двумя артелями каменщиков, возглавляемых подрядчиками. Это сказывается на архитектуре жилых домов: применяются повторяющиеся варианты планировок, повторяется схема членения фасада и детали его убранства. Например, в конце 1860-х г.г. в Сарапуле строительство велось артелями подрядчиков Н.П.Мошгана и В.И Киммдева Каменные жилые дома В.Н.Баутина (1866г.) на Богоявленской ул., Л.Т.Утроби-ной (1868г.) на Вятской ул., Н.П.Мошкина (1868г.) на Покровской ул.,В.А.Щипицйна (1868г.) и А.М.Мощавитина (1868г.) на Покров-ской ул. имеют сходство, как в приемах планировочного решения, так и в схемах фасадов (См.ГАКО ф.583, оп.489,д.95,л.6; оп.491, Д.4,л.7; д.91,л.З; д.П4, л.З; д.38, л.З).

Так, учитель рисования Казаринов в пояснении плана и фасада жилого дома специально указывает, что они "составлены в соответствии о высочайше утвержденными фасадами (См.ГАКО ф.583,

В книге ВЛ.Белецкой ««вчено, что "образцовые" проекты этой серии продолжали использоваться и во второй половине ХП в. Ш обязательность для жилищного строительства подтверадалась повторным указанием в 1857г. Особенно широко они применялись в провинциальных гордах России, о чем свидетельствуют многочисленные примеры (См.Е.Белецкая. Указ соч..с.128,180). Эта серия, рассчитанная, в основном, на строительство небольших одно-трехэташшх до-вв, в условиях усадебной застройки квартала, в равной степени соответствовала возможностям уральских строителей - практиков и массовому вкусу застройщиков, для которых классицистические образцы еще не утратили привлекательности.

В уральских архивах имеются сведения, что в период 1869-х-I870-X г,г. тетради "образцовых" проектов серии 1809-1812г.г. продолжали рассылаться строительными отделениями в городские управы и полицейские управления для руководства при надзоре за строительством обывательских до в. Например, уфимское строительное отделение в 1869г. рассылало "чертежи норштивше для постройки дошв" в Златоустовское и Бирское уездные полицейские управления. В городские управы рассылались "образцовые чертеж планов на города" (См. ЦГА ЕАССР ф.Э.оп.1, д.246,л.л.40.65))

.Пршенение "образцовых" проектов в застройке уральских городов в первую половину Ш в., сведения о их типах и количе-стве возведенных по ним домов нашли,например, отражение в доне-сениях.городничих пермское губернатору. Анализ ежегодных ведомостей. составляемых городничими, показывает, что в первую половину Ш. в. в застройке городов пермской губернии применялось ДО 30 типов "образцовых" фасадов. Предпочтение отдавалось самым простым, таким,например,как т 39,47,23,5 (ч.1). В сводке до

Усадьба екатеринбургского архиерея построена предположительно в 1870-е г.г. На квартальном плане Архиерейской улицы, снятом землемером Ф.Ф.Климовым в 188I г., она уже существует. В последующие десятилетия усадьба неоднократно подвергалась перестройкам, но они не коснулись жилого дома( (СмГГАСО ф.8, оп,2, л.7; ф.62, оп.1, Д.758, л.304). ЗОДом потомственного почетного грааданина Г.С.Ташлыкова построен на Покровской улице в Перми по планам,составленным чертежником городской управы А.Сорокиным((См.ГАПО ф.35, оп.1,д.15,

Уже в период 1880-х г.г. многие жилые дома были приспособлены для размещения в них училищ, банков и контор..

Сходство существует в типах домов, например, одно-двухэтажных с мезонином. Оно обусловлено общностью влияния серии "образцовых" проектов I809-x-I8I2-x г.г.,а также общностью усадебное ти застройки.

.Подобные планировочные композиции исследованы достаточно полно и по ним приводится много фактического материала.(См., например, Белецкая Е. Указ.соч., с.157,158,159; Байбурова P.M. Русский усадебный интерьер эпохи клаосицизма. Планировочные композиции.C.155-156; Тыдман Л.В. Пространство интерьера в московских особняках первой половины XIX в, с.166. В сб.Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М.,1969г.).

Похожие диссертации на Гражданская архитектура Урала второй половины XIX- начала XX века. Том 1