Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русское архитектурное наследие в Иерусалиме второй половины XIX - начала XX вв. Крашенинникова Татьяна Ивановна

Русское архитектурное наследие в Иерусалиме второй половины XIX - начала XX вв.
<
Русское архитектурное наследие в Иерусалиме второй половины XIX - начала XX вв. Русское архитектурное наследие в Иерусалиме второй половины XIX - начала XX вв. Русское архитектурное наследие в Иерусалиме второй половины XIX - начала XX вв. Русское архитектурное наследие в Иерусалиме второй половины XIX - начала XX вв. Русское архитектурное наследие в Иерусалиме второй половины XIX - начала XX вв. Русское архитектурное наследие в Иерусалиме второй половины XIX - начала XX вв. Русское архитектурное наследие в Иерусалиме второй половины XIX - начала XX вв. Русское архитектурное наследие в Иерусалиме второй половины XIX - начала XX вв. Русское архитектурное наследие в Иерусалиме второй половины XIX - начала XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Крашенинникова Татьяна Ивановна. Русское архитектурное наследие в Иерусалиме второй половины XIX - начала XX вв. : Дис. ... канд. архитектуры : 18.00.01 : Москва, 2004 154 c. РГБ ОД, 61:04-18/45

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА ИЕРУСАЛИМА И ЕЕ РАЗВИТИЕ В XIX .В 9

1.1. Топография и святые места Иерусалима . 9

1.2. Развитие города во второй половине XDC в. 18

1.3. Основные этапы российской архитектурно-строительной деятельности в Иерусалиме. 28

1.4. Принципы выбора участков строительства. 51

ГЛАВА 2. СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ИЕРУСАЛИМЕ В 1860-Х - СЕРЕДИНЕ 1880-Х ГГ. 56

2.1. Русское подворье. 56

2.2. Горненский монастырь. 71

2.3. Спасо-Вознесенский монастырь . 75

2.4. Церковь во имя св. Марии Магдалины. 81

ГЛАВА 3. СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ИЕРУСАЛИМЕ В КОНЦЕ 1880-Х ГГ.-1900 ГГ. 87

3.1. Сергиевское подворье . 89

3.2. Александровское подворье. 93

3.3. Вениаминовское подворье. 9 7

3.4. Николаевское подворье. 98

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 105

Выводы. 121

ПРИМЕЧАНИЯ 123

БИБЛИОГРАФИЯ 139

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Памятники русской архитектуры второй половины

XIX - начала XX вв. за рубежом - это яркая, но малоизученная страница отечественной
культуры. Особое место среди них занимают постройки на Святой Земле и, прежде
всего, в Иерусалиме.

Во второй половине XIX в. начался новый этап развития политических и культурных связей между Россией и странами Ближнего Востока. Большую роль в этом процессе сыграли учрежденная в 1847 г. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме и Императорское Православное Палестинское Общество, основанное в Петербурге в 1882 г.

Начиная с 1860-х гг., в связи с активным развитием паломничества к Святым местам Палестины, в Иерусалиме по заказу этих учреждений было построено более 60 зданий и сооружений. На протяжении долгого времени они были недоступны для отечественных исследователей и фактически исключены из историко-архитектурной науки. Однако эти памятники, являясь частью русского архитектурного наследия, помогают воссоздать полную картину развития отечественной культуры XIX - начала

XX вв.

Актуальность изучения русского архитектурного наследия в Иерусалиме обусловлена необходимостью восполнения пробелов в истории русского зодчества, а также выявления культурной и художественной ценности памятников, входящих в его состав. Осознание культурной и исторической ценности русских построек в Иерусалиме позволит перевести их в разряд «объектов охраны», что будет способствовать их дальнейшему сохранению.

СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕННОСТИ ВОПРОСА. Первые упоминания о русских постройках в Иерусалиме и на Святой Земле относятся ко времени их строительства (1860-е - 1900-е гг.) и появляются в работах, посвященных деятельности Русской Духовной Миссии и Русского Императорского Православного Палестинского Общества. Обширный материал по теме данного исследования содержат издания Палестинского Общества - «Православный Палестинский сборник» и «Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества», а также работы Б.П. Мансурова, сотрудника МИД России и В.Н. Хитрово, создателя и одного из руководителей Палестинского Общества. Особое внимание в них уделяется вопросам

развития паломничества и пребывания русских паломников в Палестине, археологическим раскопкам, проводившимся в Иерусалиме представителями русских учреждений.

Большое количество статей о паломничестве к Святым местам, о святынях Иерусалима и русских храмах на Святой Земле было опубликовано в периодической печати второй половины XIX - начала XX вв., в том числе в таких изданиях, как «Воскресное чтение», «Духовная беседа», «Московские ведомости», «Морской сборник», «Православное обозрение», «Херсонские епархиальные ведомости», «Церковный вестник» и др.

Следует отметить, что все эти материалы содержат информацию описательного и фактологического плана и освещают лишь некоторые аспекты строительства русских учреждений и их внешний облик. В них отсутствует анализ архитектурно-планировочных, конструктивных и стилистических особенностей памятников, очень мало сведений об архитекторах и строителях этих зданий.

С 1917 г. до начала 1990-х гг. в отечественных изданиях не было публикаций о судьбе русских построек в Иерусалиме. В последнее десятилетие происходит возрождение традиции паломничества к Святым местам Иерусалима и других городов Израиля. В связи с этим появился ряд работ, посвященных русско-ближневосточным связям, проблемам сохранения и изучения русского культурного наследия в Палестине. Среди этих изданий особый интерес для данного исследования представляют Православный Палестинский сборник, вып.31(94), монография архимандрита Никодима по истории Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В 2000 г. был опубликован двухтомник «Россия в Святой Земле. Документы и материалы» под общей редакцией Н.Н. Лисового, составленный из документов по истории Русской Духовной Миссии, Палестинского Общества, создания и истории русских построек в Палестине из Архива Внешней политики Российской империи, который является ценным собранием источников по теме исследования. Вопросами, касающимися русского культурного наследия в Палестине и на Ближнем Востоке, занимались такие исследователи как С. Баталден, Н.Н. Лисовой, Т.Г. Ставру и др.

Русские постройки представлены в исследованиях архитектурного наследия и городской застройки Иерусалима второй половины XIX - начала XX вв., принадлежащих иерусалимским авторам Д. Кройанкеру, Н. Розовски, 3. Вильнаю.

Истории строительства в Старом городе и создания новых районов Иерусалима в XIX столетии посвящена фундаментальная монография Й. Бен-Арие1. В ней

исследовались предпосылки быстрого роста Иерусалима за городскими стенами во второй половине XIX - начале XX вв., давалась периодизация строительства важнейших сооружений, содержался ряд статистических сведений о демографическом составе населении города.

В монографии Д. Кройанкера «Архитектура Иерусалима - периоды и стили»2 русские постройки рассматривались в архитектурном контексте, наряду с памятниками других европейских архитектурных школ. В качестве объектов зоны реконструкции, территории русских подворий и монастырей изучены в трудах А. Шарона3 и М. Сафди4. Основы ландшафтно-визуального анализа центральной части современного Иерусалима были изложены в монографии иерусалимского архитектора А.Кутчера «Новый Иерусалим. Планирование и политика»5.

В работах этих авторов русские постройки исследовались наряду с другими городскими ансамблями Иерусалима, но, в связи с недостатком информации об истории их создания, а также отсутствием архитектурной документации, сведения, изложенные в них, далеко не полны, а иногда противоречивы. Кроме того, за годы, прошедшие со времени их строительства многие из этих построек бьши реконструированы или перестроены, во многих случаях здания поменяли владельца. Определенную трудность, поэтому представляет выявление русских построек.

Разработка избранной темы потребовала не только выявления фактических данных о строительстве русских учреждений в Иерусалиме, но и включения их в контекст общего хода развития русской архитектуры и градостроительства второй половины XIX - начала XX вв. Это обусловило обращение к трудам таких авторов, как Е.А. Борисова, А.В. Иконников, Т.П. Каждая, Е.И. Кириченко, В.Г. Лисовский, М.В. Нащокина, А.Л. Пунин, Ю.Р. Савельев, Т.А. Славина, А.Г. Туманик и др.

Особое значение для данной работы имеют исследования по истории русского церковного зодчества Н.Ф. Гуляницкого, А.В.Иконникова, А.Л.Баталова, Н.И. Брунова, И.Л. Бусевой-Давыдовой, Т.Н. Вятчаниной, А.И. Комеча, В.В Седова, А.С. Щенкова, и

Др.

Для определения роли и значения исследуемых памятников в градостроительной структуре Иерусалима важны историко-градостроительные исследования А.В. Бунина, Т.Ф. Саваренской, И.А. Бондаренко, Н.Ф. Гуляницкого, Е.И. Кириченко, МБ. Михайловой, О.П. Щенковой и др.

Различным аспектам изучения русской зарубежной архитектуры посвящены работы Е.И. Кириченко, В.Г. Лисовского, Н.П. Крадина, С.С. Левошко, В.Л. Хаита и

др. В то же время целый ряд вопросов по теме исследования остается неизученным и неопубликованным.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются особенности архитектуры русских построек в Иерусалиме, обусловленные условиями заказа, местными строительными традициями и градостроительной ситуацией.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - здания, сооружения и комплексы, составляющие русское архитектурное наследие в Иерусалиме, проекты русских и иностранных архитекторов, строивших в Иерусалиме по заказу Русской Духовной Миссии, Палестинского Комитета, Палестинской Комиссии и Православного Палестинского Общества.

ГРАНИЦЫ ИССЛЕДОВАНИЯ заданы объектом исследования. Территориально - это город Иерусалим, хронологически - период с 1860-х гг. (начало строительства Русского подворья в Иерусалиме) - до 1914 г. (прекращение строительства на Святой Земле в связи с началом Первой мировой войны). Для анализа градостроительной ситуации временные границы исследования расширялись.

ЦЕЛЬЮ ИССЛЕДОВАНИЯ является восстановление общей картины российской архитектурно-строительной деятельности в Иерусалиме второй половины ХГХ - начала XX вв. и выявление архитектурных и градостроительных особенностей русских построек.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

выявить русские постройки в Иерусалиме, систематизировать и обобщить разрозненные сведения о них;

воссоздать историю их строительства, определить роль архитекторов и заказчиков в этом процессе;

исследовать планировочные, конструктивные и стилистические особенности зданий и комплексов, в первую очередь на примере детально исследованных и обмеренных автором памятников, входящих в состав Русского подворья;

определить место и роль исследуемых памятников в градостроительной структуре Иерусалима;

рассмотреть русское архитектурное наследие в Иерусалиме в общем процессе развития архитектуры второй половины ХГХ - начала XX вв.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ основана на выявлении, обобщении, систематизации печатных и архивных источников, натурных обследований и авторских обмеров русских построек в Иерусалиме. При обработке материалов натурных обследований и архивных материалов применены методы сравнительного анализа, типологической классификации памятников.

Данное исследование было начато в 1991 г. в рамках программы Международного Комитета по Охране Исторических Памятников (ICOMOS). Автором было проведено натурное обследование территории бывшего Русского подворья в Иерусалиме и выполнены обмеры и фотофиксация двух зданий, входящих в его состав: собора св. Троицы и Мариинского подворья. Материалы исследования были переданы Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

Избранная тема потребовала комплексного подхода к ее изучению с учетом разнообразных факторов. В процессе исследования были изучены фонды Архива Внешней политики Российской империи (АВПРИ), Российского государственного исторического архива (РГИА), фонды Российской государственной библиотеки, Государственной публичной исторической библиотеки России, научной библиотеки Иерусалимского Еврейского университета, научной библиотеки университета Вашингтона в Сиэтле.

Самой большой корпус источников по истории вопроса находится в Архиве Внешней политики Российской империи. Из текстовых материалов наибольший интерес для данного исследования представляют сметы на строительство зданий, журналы Палестинского Комитета, журналы заседаний Палестинской Комиссии, описи, личная переписка по вопросам строительства русских учреждений, содержащиеся в фондах № 337/1 «Палестинская комиссия», № 337/2 «РИППО», № 142 «Греческий стол». Графические материалы - проекты зданий, фрагменты внутреннего убранства, фотографии, рисунки - содержатся в фонде №3 51 «Планы и фото и иллюстративные материалы» и в фонде №337/2, описях 873/1,873/5, 873/9, 873/13.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ.

Изучение русского архитектурного наследия в Иерусалиме было проведено впервые. Выявлены и проанализированы все основные постройки в Иерусалиме, появившиеся в период с 1860 по 1914 гг. В работе:

-выявлено большое количество новых текстовых и графических материалов (подлинные чертежи авторов проектов, деловая переписка в ходе строительства

зданий, сметы на постройку зданий и сооружений). Благодаря новым сведениям удалось уточнить авторство построек, степень участия отдельных архитекторов в их проектировании и строительстве. Уточнены и систематизированы сведения о датах строительства; в научный обиход введены неопубликованные ранее материалы, на основе которых установлена атрибуция зданий и сооружений, имеющих отношение к русскому архитектурному наследию.

впервые выявлены и охарактеризованы основные этапы строительства русских построек в Иерусалиме с учетом исторических, социальных, экономических и градостроительных факторов;

выявлена роль заказчика в процессе проектирования и строительства изучаемых объектов;

определена функциональная и пространственная организация паломнических подворий как специфических церковных комплексов, выявлена их типология;

установлена взаимосвязь объектов русского архитектурного наследия в Иерусалиме с архитектурой России второй половины XIX - начала XX в.;

- выявлены роль и значение русских построек в архитектуре Иерусалима,

НАУЧНОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ.

Проведенное исследование существенно дополняет представление о русской архитектуре второй половины XIX - начала XX вв., что необходимо для подготовки обобщающих фундаментальных трудов по истории русской архитектуры и культуры, для пополнения учебных программ и курсов в архитектурных вузах. Результаты диссертации могут быть применены при решении конкретных вопросов, связанных с охраной, реставрацией и реконструкцией памятников русской архитектуры в Иерусалиме, а также при создании программ и планировочных решений вновь создаваемых аналогичных комплексов.

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и примечаний. Приложения включают свод русских построек в Иерусалиме, список использованной литературы и иллюстративный материал.

Топография и святые места Иерусалима

Иерусалим расположен на отрогах холмов в центре Иудейского плоскогорья, на границе Средиземноморского района и пустыни. Холмистый рельеф, чередование низин и возвышенностей, редкие искусственные водоемы и скудная растительность Старого города, источники и многочисленные оливковые и сосновые рощи, покрывающие склоны окружающих его холмов - все это придает Иерусалиму тот неповторимый вид, который отличает его от других городов мира. Климатические условия здесь напоминают средиземноморские: зима - короткая и дождливая, а лето -сухое и солнечное6.

С самых древних времен важную роль в формировании городского ландшафта Иерусалима играл антропогенный фактор. Во времена царя Давида город с севера на юг был пересечен впадиной, называющейся Тиропеон, то есть «долиной торговцев сыром»7. Тиропеон разделял Иерусалим на Верхний и Нижний город. На территории Нижнего города, в направлении с юга на север располагались холмы Офел, Мориа и Безета. Впоследствии долины между холмами, в том числе и Тиропеон, были засыпаны и застроены. В настоящее время Старый город с примыкающей к нему с юга горой Сион, представляет собой как бы единое плато, с трех сторон окруженное глубокими долинами. Одна из них - Иосафатова долина, или Кедрон, - идет с севера на юг по восточной окраине города. По долине проходит русло Кедронского потока. Другая столь же глубокая долина Хенном, или Геенна, начинается за западной стеной города и обходит его с южной стороны. Эти две долины соединяются за юго-восточным углом стены Старого города, уходя в южном направлении в сторону Мертвого моря . Долины стали естественными границами Старого города.

На то, что это место было обитаемо в течение нескольких тысячелетий, указывает и большое количество садов и рощ, название которых сохранилось в топонимике города На западном склоне Масличной горы, в Гефсимании, получившей свое название от арамейского слова «гетшемане», что значит «пресс или тиски для выжимания масла», растут оливковые деревья, возраст которых исчисляется многими веками9. Дикорастущие дубовые и фисташковые деревья и рощи иерусалимских сосен соседствуют с оливами, кипарисами, фиговыми, миндальными деревьями и виноградниками, выращенными людьми. % С трех сторон Иерусалим окружен грядами гор. С западной стороны за городом простирается возвышенность Гихон, в южной части которой расположена «нагорная « страна» или «горняя», куда по сообщению евангелиста Луки ходила Дева Мария навестить праведную Елизавету, мать Иоанна Крестителя. Северная гряда гор называется Скопус, в переводе с греческого -«наблюдатель». Здесь стояли войска императора Тита во время осады Иерусалима в 70 г. н.э., отсюда в XI в. наступали на город крестоносцы10.

К востоку от Старого города за Иосафатовой долиной лежит Элеонская или Масличная гора с тремя вершинами: северной - Галилеей или Малой Галилеей, центральной — горой Вознесения и южной - горой Соблазна11. Название северной вершины Элеона - Галилея - происходит, по-видимому, оттого, что с древних времен на ее склонах располагались лагерем приходившие на праздники в Иерусалим жители провинции Галилеи (Таб.2). Южная возвышенность Элеона называется горой Соблазна, потому что на ней, по преданию, были расположены дворцы наложниц Соломона.

Элеонская гора как место, связанное с целым рядом моментов из жизни Спасителя, очень рано стала объектом особого христианского почитания. На ней расположены Святые места не только христиан, но и мусульман, которые признают Христа пророком. Древнейшие по времени христианские храмы были построены на вершине Элеона. Император Константин в IV в. построил здесь храм в честь Вознесения Господня и украсил находившуюся возле этого места пещеру, где Христос беседовал с учениками12.

С южной стороны Иерусалима за долиной Хенном возвышается гора Злого Совета. По преданию на этой горе находился загородный дом Каиафы, и здесь Каиафа предложил первосвященникам и фарисеям убить Христа (Ин. 11,47-50).

Таким образом, Иерусалим располагался как бы в чаше, окруженный со всех сторон горами или возвышенностями. Этими высотными доминантами ограничивается визуальный бассейн Старого города протяженностью около трех километров с запада , на восток и около шести - с севера на юг13 (Таб. 3).

Достоверные данные об основании Иерусалима и о древнейшем периоде его истории не дошли до наших дней. Чрезвычайно скудны как письменные свидетельства, так и археологические находки, относящиеся к тем временам, которые предшествовали завоеванию города израильскими племенами. Наиболее раннее письменное свидетельство об Иерусалиме содержится в так называемых «Надписях проклятий» ХІХ-ХУШ вв. до н. э., найденных в Египте14. Сведения об Иерусалиме времен египетского правления в Ханаане содержались в архиве царской переписки, который был обнаружен при раскопках поселения Тель эль-Амарна в центральном Египте.

История же собственно древнеизраильского Иерусалима ведет свое начало с X в. до н.э., с царствования Давида. Расширяя границы своего царства в западном направлении, Давид в 1004 г. до н. э. напал на Иерусалим и овладел его крепостью Сион. После завоевания города царь переселился из Хеврона в Иерусалим. Сионской крепости он дал название Город Давида и провозгласил Иерусалим столицей объединенного царства. Сюда был перенесен Ковчег Завета, и город впервые стал не просто местом жительства, но и культовым центром, религиозной столицей15.

В ханаанский и иевусейский периоды город не выходил за пределы юго-восточного холма. Археологические находки указывают на то, что город был заложен к югу от горы Мориа. Именно здесь в течение длительного времени была в основном сосредоточена городская жизнь. Город Давида, занимая сравнительно небольшую территорию по восточному склону горы Сион и часть долины Тиропеон, имел вытянутую в направлении север-юг форму плана и его размеры не превышали 130x350 м, площадь города составляла около 5 га (Таб.4, рис.1). Вся площадь города была обнесена стенами. Очевидно, удобное расположение пригодной для обороны территории и близость к нему источника воды (источник Гихон) привлекли сюда первых поселенцев, хотя это место и не было высоким. Наиболее древние следы человеческой деятельности, обнаруженные вблизи источника Гихон - захоронения в пещерах, выдолбленных в скалах, небольшое количество глиняной утвари - относятся к концу IV и началу III тысячелетия до н.э17.

Сын Давида Соломон продолжил строительство города в северо-западном направлении. Он застроил горы Офел и Мориа и защитил город с севера крепостной стеной18. Это была так называемая первая северная стена. В это время увеличение территории города происходило за счет засыпки долины Тиропеон и долин между горами Сион, Мориа и Офел (Таб.4, рис.2).

Гора Мориа или Храмовая гора обретает культовое значение уже в X в. до н.э., когда в 960 г. до н.э. здесь был построен Храм Соломона, но в это время она не имела еще регулярной застройки. Строительство Храма продолжалось 7 лет. Центральной частью комплекса являлось святилище - прямоугольное здание с плоской кровлей размерами около 31x10 м и 15 мв высоту. Внутри после небольшого притвора располагались последовательно два помещения - Святое и Святое святых. Основным местом общественного богослужения были два открытых двора, первый из которых был доступен всем, а второй, внутренний отводился священникам и левитам19. Храм был главным святилищем Израиля и Иудеи. Он был построен на горе Мориа, на том месте, где Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака (Бытие 22, 2). Таким образом, гора Мориа, имеющая сакральное значение, становится первым и самым главным Святым местом Иерусалима.

После Соломона город продолжал застраиваться в северном направлении. При Езекии была построена вторая северная стена, которая начиналась от Храмовой горы, шла до современной стены Старого города, затем продолжалась в южном направлении до первой северной стены . Таким образом, в городской черте оказьшалась вся западная стена храмового комплекса и долина Тиропеон. Именно в этой стене находились ворота, ведущие на Голгофу - Ефраимовы врата21.

Около 928 г. до н. э. царство Давида распадается на две части: северную -Израиль и южную - Иудею. В это время рост Иерусалима замедлился, город часто подвергался набегам соседей. Наконец, в 587 г. до н.э. при захвате Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором II храм Соломона был разграблен и сожжен, многие жители уведены в плен. Только в 538 г. после возвращения евреев из вавилонского плена на старом месте начинается восстановление Храма. По-видимому, он сохранил первоначальные размеры, но его отделка была намного скромнее прежней . Новый Храм Зоровавеля был освящен в 515 г. до н. э. В это время были восстановлены городские стены. Таким город оставался вплоть до взятия его Александром Македонским в 332 г. до н. э., а также во время владычества Птолемеев и Селевкидов.

В 167 г. до н.э. в Иерусалиме вспыхнуло восстание Маккавеев, направленное против гнета Селевкидов. В 142 г. до н.э. на территории Израильско-Иудейского царства образовалось самостоятельное государство Хасмонеев. В царствование династии Маккавеев в самом центре города был построен царский дворец, а в южной части города на Сионской горе была сооружена каменная лестница, которая спускалась со склона горы к Силоамскому источнику. У северной стены храма было построено здание, имевшее оборонное значение, в котором размещалась резиденция первосвященника - Барис23. В 63 г. до н. э. на территории бывшего Израильско-Иудейского царства, получившей название Палестины, был установлен протекторат Рима В 37 г. до н. э. царем в Иерусалиме становится Ирод Великий. В это время в городе ведется большое строительство. Главнную роль в этом строительстве должна бьша сыграть реконструкция и расширение Храма и Храмовой горы. После того, как старый Храм был разобран, площадь Храмовой горы была увеличена почти вдвое с помощью насыпей и подпорных стен. Ее размеры теперь достигали 500x300 м. В это время Храмовая гора стала важным элементом планировочной структуры Иерусалима.

Храмовый комплекс, состоящий из здания Храма и колоннад, окружающих его со всех сторон, возвышался над городом на высокой платформе. В отличие от планировки Храма Соломона, Храм Ирода обладал более сложной системой дворов, располагавшихся концентрически. Святилище окружал двор священников. Двор Израиля отделял двор священников от двора женщин. Наиболее обширным был двор язычников 4.

Спасо-Вознесенский монастырь

Спасо-Вознесенский монастырь расположен на самой вершине Масличной горы. Масличная гора, на которой с древности были расположены еврейское и мусульманское кладбища, стала местом строительства в основном культовых сооружений. Начиная с XVIII в. здесь были построены христианские церкви и монастыри всех существующих в Иерусалиме конфессий.

Строительство русского монастырского комплекса на Элеоне происходило с 1868 по 1889 г. Территория Спасо-Вознесенского монастыря объединяет 11 приобретенных в разное время земельных участков общей площадью 53748 кв.м 4 (Таб.23, рис.1).

Вскоре после оформления актов купли-продажи в 1876 г. началось строительство церкви на месте, где во время археологических раскопок были найдены фрагменты мозаичного пола ранневизантийского храма. Начавшееся строительство было приостановлено из-за недостатка средств. В 1877-1878 гг., во время русско-турецкой войны архимандрит Антонин был вынужден уехать из Палестины в Грецию -строительство на Элеоне возобновилось только после его возвращения. В 1881 г. строительство храма было завершено, и отец Антонин занялся его внешним и внутренним убранством (Таб.23, рис.2). Идея и архитектурные планы церквей в Горненском и Спасо-Вознесенском монастырях принадлежат, по-видимому, самому архимандриту Антонину150. В его неопубликованных дневниковых записях встречаются упоминания об этих церквях и колокольнях. Запись в дневнике, датируемая четвергом, 13 марта 1881 г., гласит: «За окном шум непогодный, 12 часов (ночи). Черчение будущего иконостаса елеонского, целомраморного, длившееся часа до третьего». На другой день: «Черчение будущей колокольни нашей в Горней»151. Приведенные фрагменты дневника свидетельствуют о непосредственном авторском участии архимандрита Антонина в проектировании как храмов и колоколен основанных им; монастырей, так и их внутреннего убранства. Таким образом, заказчиком и вдохновителем строительства русских монастырей в Иерусалиме был архимандрит Антонин, это во многом определило особенности архитектуры этих обителей.

В это же время в 1880-1887 гг. в монастыре велось строительство 64-метровой четырехъярусной колокольни. «Я крайне обязан в своих Элеонских постройках двум отличным мастерам своего дела, заменившим мне всякого архитектора, итальянцам : Антонио Лонгодорно и Иоанну-Баптисту Бизелли.. Первый строит мне мою ненаглядную колокольню, оканчивая в настоящее время ее 4 этаж. Вторым же выстроена мне церковь прекрасная - моя маленькая святая София с куполом, в 24 окна, только его смелости обязанная своим бытием» - писал Антонин в письме секретарю Палестинского общества М.П.Степанову 3 июля 1887 г152.

Колокольня Спасо-Вознесенского монастыря, позже получившая название «Русская башня», видна со всех сторон при подъезде к Иерусалиму. На верхний ярус колокольни ведет металлическая винтовая лестница в 276 ступеней (Таб.24, рис.3).

Одновременно с храмом и колокольней был возведен приют для паломников, сооружены цистерны для воды и разбит фруктовый сад.

Позже в обители был создан небольшой археологический музей, экспозицию которого составляли находки, обнаруженные при строительстве зданий на территории монастыря. В 1906 г. Элеонская женская община была утверждена Святым Синодом. Было начато строительство новых корпусов гостиницы, богадельни, открыты золотошвейная и иконописная мастерские. Год спустя обитель насчитывала уже 100 сестер. В монастыре была возведена часовня Обретения Главы Иоанна Предтечи, которую также построили на месте ранее существовавшего храма (Таб.24, рис.4).

У западной стены монастыря в 1907 г. началось строительство большого соборного храма во имя Страшного Суда Господня. Начавшаяся в 1914 г. война помешала закончить строительство, так как было прекращено его финансирование. Был закончен только нижний храм во имя св. Филарета Милостивого, являющийся также и трапезной монастыря.

Кроме этого на территории монастыря были построены больница, небольшое молочное хозяйство, свечной завод и разведена оливковая роща Весь монастырь вместе с гостиницей, двумя кладбищами, масличной и сосновой рощами занимал значительную площадь 5,4 га и был обнесен каменной оградой, протяженностью около полутора километров.

Строительство русских церквей начальником Русской Духовной Миссии вызвало недовольство не только представителей турецких властей, но и официальных представителей русского Консульства, так как это грозило международным конфликтом. Архимандрит Антонин вынужден был писать объяснения в Синод, так как разрешение на освящение этих церквей было получено уже после окончания их строительства153.

Церковь Вознесения Христова (1876-1880) Спасо-Вознесенского монастыря на Элеоне представляет собой центричный бесстолпный храм. Его план имеет форму греческого креста. Невысокий восьмерик на глухом массивном четверике увенчан невысоким куполом с православным крестом. С четырех сторон к четверику первого яруса примыкают пятигранные двухъярусные апсиды. Углы четверика усилены лопатками. Окна апсид первого яруса - арочные двухчастные с импостами-полуколонками. Вход в храм на западном фасаде представляет собой простой четырехугольный дверной проем, над которым расположено невысокое двухчастное окно. Каждая грань восьмерика второго яруса прорезана тремя арочными оконными проемами с простыми наличниками. Храм построен из блоков белого иерусалимского известняка в «византийском» стиле. Очень простая, даже аскетичная архитектура храма, его композиция восходят к типу раннехристианских центричных церквей (Таб.24, рис.1,2,3).

Четырехъярусная квадратная в плане колокольня с шатровым завершением со срезанными углами расположена к северу от церкви, но не на одной с ней оси. Углы всех четырех ярусов усилены сдвоенными пилястрами с квадратными филенками над ними, арочные проемы звонов оформлены наличниками, ярусы разделены аркатурными поясами и развитыми междуэтажными карнизами. Колокольня по своему строению напоминает средневековые итальянские кампаниллы. В храмах Елеонского и Горненского монастырей использована бесстолпная конструктивная система. В этих сооружениях прослеживается четкое структурное осевое построение планов и традиционное для православия функциональное зонирование пространства Все церковные здания в монастырях были построены в стиле малых греческих храмов.

Церкви размещаются на открытых пространствах площадей. Вокруг них группировались здания келий, паломнические подворья, мастерские и другие здания. Жилые корпуса келий, трапезные, здания паломнических подворий в большей мере сохраняли традиции местной архитектуры и являлись фоновой застройкой для главных зданий монастырей. Отличительной особенностью этих монастырских церквей является то, что в обоих случаях колокольня была построена отдельно от основного объема храма и являлась высотной доминантой ансамбля монастыря.

Монастырские кельи представляют собой небольшие каменные строения в 2 или 3 комнаты со сводчатыми перекрытиями по толстым стенам и двускатной крышей (Таб.21, рис.4). Кельи были построены на террасах и располагались свободно, без какой бы то ни было планировочной системы.

Сергиевское подворье

Сергиевское подворье (арх. Г.Франгиа 1886-1890) было первым строительным проектом в Иерусалиме, осуществленным Православным Палестинским Обществом. В связи с тем, что количество русских паломников в Иерусалиме увеличивалось с каждым годом, и мест в Русском подворье уже не хватало, было решено строить новое большое здание. Сергиевское подворье было более сложным по своей функциональной организации и пространственной структуре, чем Мариинское и Елизаветинское подворья.

Участок для строительства площадью 4252 м был приобретен уполномоченным Православного Палестинского Общества в Иерусалиме Д.Д. Смышляевым на имя помощника председателя Общества М.П. Степанова 14 мая 1886 г171. Торжественная закладка здания состоялась 29 октября 1886 г., освящение - в 1890 г.

Проект подворья был заказан иерусалимскому архитектору Г. Франгиа, хорошо зарекомендовавшему себя на строительстве церкви Марии Магдалины. Архитектором было сделано несколько вариантов проекта172. В окончательном варианте подворье представляло собой три двухэтажных жилых корпуса, построенных по периметру четырехугольного трапециевидного в плане участка, примыкающего к Русскому подворью с севера. Внутренний двор замыкался с северной стороны одноэтажными корпусами конюшни, бани, прачечной и других служебных помещений, во дворе размещались также колодец и цистерны для воды. Ворота для въезда во внутренний двор располагались в южном и восточном корпусах. К этим же корпусам со стороны двора были пристроены круглые в плане ретирады, соединенные с главным зданием переходами. В состав помещений Сергиевского подворья входили комнаты для паломников, две трапезные, гостиные, библиотека, хозяйственные помещения (Таб.30). Архитектура здания отличается от аскетичной и практически лишенной деталей архитектуры выдержанных в едином стиле жилых корпусов Русского подворья. В декоративном решении фасадов использованы архитектурные мотивы Ренессанса и французского классицизма (Таб.29, рис2).

Входная группа главного восточного фасада подворья была выполнена в ордерных формах в виде выступающего ризалита с ионическими пилястрами, увенчанного треугольным фронтоном. Ордерные элементы применяются и в декоративном убранстве южного и западного фасадов жилых корпусов подворья -выступающие ризалиты, лопатки-пилястры, подчеркивающие границы ризалитов. Довольно большая протяженность фасадов здания (70 м - южный фасад, 80 м -восточный фасад) подчеркивается ритмом окон по первому и второму этажам здания. Оконные проемы первого этажа - с полуциркульным завершением с наличниками и замковыми камнями. Оконные проемы второго этажа - более нарядные, прямоугольные с сандриками и замковыми камнями, такие же, как на первом этаже Александровского подворья, строительство которого было завершено в 1891 г.

Южный и восточный корпуса подворья соединялись угловым ризалитом с круглой в плане трехъярусной бапшей, которая являлась высотной доминантой подворья. Использование мотива закругленного угла здания можно рассматривать в данном случае как прием, позволяющий создать сильный акцент, необходимый с градостроительной точки зрения - здание подворья и ворота, расположенные напротив, формировали небольшую площадь у северного входа в Русское подворье.

В первых вариантах проекта угловая башня была не граненой, а цилиндрической. Она была связана с двухэтажными восточным и южным корпусами подворья одноэтажными пристройками. В окончательном варианте изменился не только план этой части подворья, но и архитектурное решение башни. В ее декоративном убранстве сочетаются элементы романского стиля и арабской архитектуры. Наряду с венчающими ее машикулями, появились декоративные элементы, роднящие ее с постройками в Старом городе. Первый ярус башни решен лаконично, близко посаженные узкие арочные окна напоминают бойницы. На втором и третьем ярусах над арочными окнами расположены аркатурные пояски и междуэтажные карнизы. Над узкими, как бойницы окнами третьего яруса башни можно увидеть сандрики с элементом «улитка», характерным для архитектуры арабского Востока (Таб.31, рис. 1,2). Так же неоднородно с точки зрения стилевого единства декоративное решение башен-ретирад. Наряду с трехлопастными арочками венчающего карниза, характерными для арабской архитектуры, для декоративного оформления башен использованы детали и мотивы, не встречающиеся ни в одном из известных архитектурных стилей, придуманные архитектором. Таковы и машикули с полукруглым завершением, и междуэтажный карниз и цоколь, завершающиеся зубчатыми поясками Таб.31. рисЗ,4).

В процессе строительства Сергиевского подворья реконструкции подверглась оградная стена Русского подворья. Чтобы максимально связать оба русских владения и облегчить паломникам доступ к Старому городу в 1890 г. в оградной стене Русского подворья было устроено еще двое ворот (Таб.29, рис.1). Одни - в северной стене, напротив Сергиевского подворья, другие - в южной, рядом со зданием госпиталя. Это объединяло Сергиевский приют с территорией Русского подворья, и делало более удобным проход к Старому городу. С южной стороны часть стены по проекту заменялась на металлическую решетку на каменном цоколе. Металлические ворота укреплялись на изящных каменных столбиках с фонарями. В треугольных фронтонах четырехстороннего завершения располагались овальные эмблемы Православного Палестинского Общества (столбики и металлические решетки не сохранились).

С северной стороны часть стены также заменялась на металлическую решетку на каменном цоколе. Металлические ворота располагались между двумя небольшими сторожками для охраны, а перед воротами устраивался небольшой полукруглый кур-донер (одна сторожка существовала до 1970-х гг.). Сторожки в плане представляли собой прямоугольные сооружения с крепованными углами и небольшими прямоугольными оконными проемами в торцах. На них также были эмблемы Православного Палестинского Общества (Таб.29, рис.3). От новых ворот открывался вид на северный и южный фасады собора, которые были еще более выразительными, в архитектурном плане, чем западный фасад. Пространство между двумя линиями застройки Подворья играло теперь в композиционном плане такую же важную роль, как и площадь перед западным фасадом собора. Был устроен также вход непосредственно во двор консульства. Проект реконструкции оградной стены также был составлен Франгиа.

Похожие диссертации на Русское архитектурное наследие в Иерусалиме второй половины XIX - начала XX вв.