Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Архитектура торгово-промышленных сел Нижегородской губернии конца XIX - начала XX вв. Лисицына Александра Владиславовна

Архитектура торгово-промышленных сел Нижегородской губернии конца XIX - начала XX вв.
<
Архитектура торгово-промышленных сел Нижегородской губернии конца XIX - начала XX вв. Архитектура торгово-промышленных сел Нижегородской губернии конца XIX - начала XX вв. Архитектура торгово-промышленных сел Нижегородской губернии конца XIX - начала XX вв. Архитектура торгово-промышленных сел Нижегородской губернии конца XIX - начала XX вв. Архитектура торгово-промышленных сел Нижегородской губернии конца XIX - начала XX вв. Архитектура торгово-промышленных сел Нижегородской губернии конца XIX - начала XX вв. Архитектура торгово-промышленных сел Нижегородской губернии конца XIX - начала XX вв. Архитектура торгово-промышленных сел Нижегородской губернии конца XIX - начала XX вв. Архитектура торгово-промышленных сел Нижегородской губернии конца XIX - начала XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лисицына Александра Владиславовна. Архитектура торгово-промышленных сел Нижегородской губернии конца XIX - начала XX вв. : Дис. ... канд. архитектуры : 18.00.01 : Н. Новгород, 2005 203 c. РГБ ОД, 61:05-18/26

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 История архитектурно-градостроительного развития торгово-промышленных сел Нижегородской губернии 11

1.1 Основные аспекты градостроительства в России в конце XIX - начале XX вв 11

1.2 Социально-экономические особенности изучаемых торгово-промышленных сел в конце XIX- начале XX вв 14

1.3 Градостроительное развитие изучаемых торгово-промышленных сел 26

1.3.1 Градообразующие факторы и природные условия изучаемых торгово-промышленных сел 26

1.3.2 Особенности планировочных структур изучаемых торгово-промышленных сел 29

1.4 Архитектурный облик изучаемых торгово-промышленных сел в конце XIX -

начале XX вв 34

1.4.1 Роль культовых сооружений в структуре и силуэте изучаемых торгово-промышленных сел 34

1.4.2 Застройка изучаемых торгово-промышленных сел 39

Выводы по главе 1 52

Глава 2 Анализ архитектуры торгово-промышленных сел Нижегородской губернии 55

2.1 Общая картина архитектурных направлений и стилей конца XIX - начала XX вв. в России 55

2.2 Развитие архитектуры изучаемых торгово-промышленных сел в конце XIX — начале XX вв 59

2.2.1 Основные тенденции в архитектуре центрального города губернии -Нижнего Новгорода и их влияние на архитектуру изучаемых торгово-промышленных сел 59

2.2.2 Композиционные, морфологические и стилевые особенности архитектуры изучаемых торгово-промышленных сел 61

2.2.3 Особенности деревянного зодчества изучаемых торгово-промышленных сел (на примере жилых домов) 78

2.3 Основные типы жилых, гражданских, промышленных и культовых зданий изучаемых торгово-промышленных сел в конце XIX - начале XX вв 91

2.3.1 Жилые здания и их комплексы 91

2.3.2 Общественные здания 104

2.3.3 Производственные здания 115

2.3.4 Культовые сооружения 121

Выводы по главе 2 126

Глава 3 Историко-культурное наследие торгово-промышленных сел (нынемалых городов Нижегородской области) на современном этапе 131

3.1 Подходы к сохранению и реконструкции архитектурной среды и облика исторических городов и поселений 131

3.2 Степень изученности и сохранности историко-культурного наследия рассматриваемых поселений 138

3.3 Предложения по сохранению и реконструкции исторических зон изучаемых поселений, выявлению их своеобразия 149

Выводы по главе 3 156

Заключение 158

Общие выводы 165

Библиографический список 169

Введение к работе

Актуальность исследования. Диссертационное исследование посвящено изучению архитектуры торгово-промышленных сел (далее - ТПС) Европейской части Центральной России конца XIX - начала XX вв. на примере экономически развитых поселений Нижегородской губернии - Богородского (ныне Богородск), Большого Мурашкина, Городца, Лыскова, Павлова. Архитектура российской провинции этого периода - до сих пор мало исследованный раздел истории русского зодчества, а между тем эта тема представляет несомненный интерес и важность в контексте изучения общероссийского культурного наследия. В конце XX столетия архитектура конца XIX - начала XX вв. стала привлекать особое внимание исследователей: многие процессы в архитектуре рубежа XX - XXI вв. перекликаются с теми, что происходили сто лет назад -архитектурные направления и стили так же быстро сменяют друг друга, наблюдается их взаимовлияние. С другой стороны, повышенный интерес к архитектуре этого исторического периода, различная, порой полярная оценка его наследия объясняется переломным характером эпохи, вызвавшим огромные изменения во всех сферах жизни и деятельности человека, в том числе ив архитектурно-строительной практике (рост темпов и объемов строительства, активное внедрение новых строительных материалов и конструкций, принципиально новый подход к проектированию, формирование эстетики современной архитектуры, а также впервые пришедшее осознание ценности наследия всех минувших эпох и социальная заостренность архитектуры, выраженная в понятиях национальности и народности).

В настоящее время все рассматриваемые ТПС (ныне малые исторические города) сохранили в той или иной мере ценные компоненты историко-культурного (архитектурного) наследия: функционально-планировочную структуру, элементы природного и антропогенного ландшафта, историческую застройку, относящуюся в основном к XIX - началу XX вв. Взаимодействие и органическая взаимосвязь этих компонентов в каждом из данных населенных мест создают неповторимый, запоминающийся архитектурный облик, обладающий высокой художественной выразительностью и эстетическими

5 свойствами. Значимость этого наследия не вызывает сомнений не только в плане истории архитектуры, но и в культурном, духовном, моральном и философском аспектах. Однако его состояние в настоящее время вызывает большую тревогу. По большей части утрачены композиционные и высотные доминанты, которыми являлись церковные и соборные ансамбли. Уцелевшие же находятся в руинированном состоянии. Целостная и органично сложившаяся на протяжении столетий историческая застройка в ряде случаев нарушена чужеродными включениями в виде диссонирующих многоэтажных жилых и административных зданий, промышленных предприятий, подавляющих исто-рико-архитектурное окружение. Остро стоит проблема создания панорам и «речных фасадов» данных городов. Кроме того, идет процесс естественного износа и замены исторической застройки. Недостаток научных данных о ее историко-архитектурной ценности приводит к невосполнимым утратам и ошибкам в современной архитектурной практике, в то время как застройка конца XIX - начала XX вв. и сегодня сохраняет важное архитектурно-градостроительное значение, выполняет реальные функции и является основой индивидуального облика каждого из рассматриваемых городов. В связи с этим представляется необходимым обратить внимание на ценную историко-архитектурную среду исследуемых малых городов, предложить ряд мероприятий по охране, реставрации и реконструкции их исторических центров в целях возрождения достоинства и значимости этих населенных мест, как уникальных составляющих общероссийского наследия, важных структурных элементов культурной и духовной среды.

Объект исследования - пять крупных торгово-промышленных сел Нижегородской губернии (Богородское, Большое Мурашкино, Городец, Лысково, Павлово), имеющих древнюю историю и наиболее ярко демонстрирующих основные тенденции развития архитектуры конца XIX - начала XX вв. В настоящее время это малые города - районные центры, носящие государственный статус исторических населенных мест.

Предмет исследования - архитектура конца XIX - начала XX вв. на примере ТПС Нижегородской губернии, отражение и преломление в местном зодчестве явлений и этапов развития русской архитектуры. Комплексному изу-

чению подлежат не только отдельные объекты, но и вся ценная историческая планировка и застройка.

Цель исследования: провести комплексный анализ архитектуры изучаемых ТПС на рубеже XIX — XX вв. на фоне общего развития российского зодчества и выявить характерные особенности, лежащие в основе своеобразия архитектурного облика данных поселений.

Задачи исследования:

рассмотреть градообразующие факторы, географические, экономические, социальные условия, повлиявшие на возникновение и развитие перечисленных ТПС;

выявить особенности планировочных структур и проанализировать важнейшие компоненты архитектурного облика данных ТПС конца XIX - начала XX вв.: силуэт, характер застройки, структуру общественно-торговых центров;

проанализировать композиционные, морфологические и стилистические особенности архитектуры данных ТПС на примере основных типов зданий рассматриваемого периода;

изучить современное с остояние историко-культурного наследия в данных малых городах в целях сохранения их своеобразия.

Границы исследования. Городец, Лысково, Большое Мурашкино и Пав-лово с Богородском находятся соответственно в 60 км к северу, в 90 км к востоку, в 90 км к юго-востоку, в 75 и в 40 км к юго-западу от Нижнего Новгорода, крупнейшего экономического, исторического и культурного центра России. Их расположение на межгородских магистралях, лучами расходящихся от Нижнего Новгорода, позволяет оценить распространение влияния губернского центра в разных географических направлениях.

Хронологически период, исследования ограничен концом XIX - началом XX вв. В истории изучаемых ТПС это время наиболее бурного роста и развития промышленности, процветания торговли, активного строительства. Это период формирования историко-архитектурного центра каждого из сел. Историческая застройка этого времени дошла до наших дней в виде целостных фрагментов

7 среды и отдельных зданий; до сих пор именно она в значительной степени определяет архитектурный облик данных малых исторических городов.

Степень научной разработанности проблемы. Изучению общей проблематики развития русской архитектуры середины XIX - начала XX вв. посвящены обобщающие труды и монографические исследования известных российских ученых И.А. Бартенева, Е.А. Борисовой, А.И. Власюка, B.C. Горю-нова, Н.Ф. Гуляницкого, А.В. Иконникова, Т.П. Каждан, Е.И. Кириченко, В.Г. Лисовского, М.В. Нащокиной, B.C. Пилявского, Т.Ф. Саваренской, Т.А. Славиной, М.П. Тубли, Е.Г. Щеболевой и других. Впервые архитектура этого времени была систематизирована в начале XX в. Г.В. Барановским.

Вопросы истории архитектуры и градостроительства ряда средних и малых городов России отражены в работах Н.С. Алферова, В.Т. Горбачева, Б.М. Кирикова, В.В. Кириллова, Т.П. Кудрявцевой, Е.В. Кудряшова, Н.Н. Ляп-цева, М.И. Мильчика, Л.П. Хахановой и других. Литература по реконструкции и сохранению среды исторических городов включает работы Д.В. Брунса, А.А. Высоковского, Н.Ф. Выборного, А.В. Лаврова, О.И. Пруцына, С.К. Регамэ, А.С. Щенкова и других.

Среди авторов, занимавшихся вопросами истории архитектуры и градостроительства Нижнего Новгорода и Нижегородской области, необходимо отметить С.Л. Агафонова, И.С. Агафонову, О.И. Брайцеву, Ю.Н. Бубнова, А.И. Давыдова, И.О. Еремина, О.В. Орельскую, И.В. Петрова, С.Н. Столяренко, Н.Ф. Филатова, СМ. Шумилкина, О.П. Щенкову. Но если архитектура Нижнего Новгорода освещена достаточно полно, то исследования по указанным малым городам области носят лишь фрагментарный характер.

Ознакомление с авторефератами диссертационных работ по близкой тематике, выполненных в течение последних лет, позволяет сделать вывод, с одной стороны, о возрастании интереса к вопросам истории региональной архитектуры, с другой - об особой роли изучаемого периода в формировании неповторимого облика ряда крупных, средних и малых городов, сохранившегося до наших дней. Это работы Л.Н. Вольской, А. М. Ивановой-Ильичевой, Н.А. Косенковой, В.В. Кудрявцева, Г.Л. Леденевой, Н.А. Поповой, Е.В. Ситниковой, В.М. Чернатова.

Среди исследователей деревянного народного зодчества в Нижегородском Поволжье необходимо отметить С.К. Жегалову, М.П. Званцева, А. Н. Зорина, Н.А. Ковальчука, И.В. Маковецкого, СБ. Рождественскую, Ю.Г. Самойлова, А.И. Скворцова.

Выявлена группа источников, посвященных эволюции изучаемых поселений — истории их основания и развития, природным, географическим и экономическим особенностям. Интерес к этой теме возник еще в XIX в. (работы П.Д. Боборыкина, И.И. Колышко, В.Г. Короленко, П.И. Мельникова, Г.Г. Сави-ча, А.П. Смирнова, К.Ф. Федорова, корреспондентов «Нижегородского сборника» и его редактора А.С. Гациского). В 1930-х гг. внимание исследователей привлекали прежде всего крупные промышленные поселения области -Павлово и Богородское (работы О.В. Ротштейн, Н.И. Шиловой, В.П. Шеломае-ва). С 1960-х гг. количество литературы по данной тематике постоянно растет. Это труды археологов и историков - Ю.Г. Галая, Т.В. Гусевой, И.А. Кирьянова, Н.В. Морохина, И.К. Орфанова, Б.М. Пудалова, Л.Л. Трубе, а также краеведов -П.Н. Белова, А.П. Блинова, В.А. Горячева, А.Н. Еранцева, Л.А. Климовой, П.А. Кузнецова, А.И. Ларионовой, Н.А. Пчелина, В.Н. Урусова, Ю.С. Ярымова и других. При многочисленности данных источников литература, посвященная архитектуре и градостроительству изучаемых ТПС, практически отсутствует.

Методика исследования. В основе исследования - понятия комплексности и целостности, присущих архитектуре как наиболее социально обусловленному виду искусства, отражающему мировоззрение своего времени, иерархии целого и частей, соотношения общности и своеобразия. Основной метод исследования — метод сравнительного анализа и экспертных оценок, включающий натурное обследование и фотофиксацию исторической застройки и отдельных объектов, систематизацию архивных документов и чертежей, старинных фотографий, исторических сведений, классификацию полученных данных в форме графоаналитических таблиц. В работе осуществлен комплексный подход к изучению историко-культурного наследия.

Научная новизна результатов исследования определяется тем, что в диссертации впервые собраны, изучены и систематизированы разрозненные библиографические, краеведческие, исторические фото- и графические мате-

9 риалы, проведены подробные натурные исследования и фотофиксация, выявлены архивные материалы по рассматриваемым ТПС. Впервые произведена классификация исторической застройки по типологическому, композиционному, морфологическому и стилевому признакам, выполнен морфологический анализ архитектурных деталей каменных и деревянных зданий, что позволило выявить черты общности и своеобразия архитектуры каждого из поселений в контексте развития регионального и российского зодчества. В научный обиход введен абсолютно новый материал - в отличие от архитектуры столиц и крупных городов, архитектура ТПС оставалась практически неизученной, в то время как эти села представляют собой яркую модель развития провинциальной архитектуры Центра Европейской части России.

Теоретическая и практическая ценность работы. Диссертация носит постановочный характер - примененная здесь методика исследования может быть использована для комплексного изучения ТПС в других областях и регионах.

Материалы исследования необходимы для работы областных органов ох-раны историко-культурного наследия (Министерства культуры Нижегородской области, административных органов рассматриваемых малых городов, местных краеведческих и исторических музеев), а также послужат базой для дальнейших изысканий по данной теме, будут использованы для написания научно-популярных изданий, для составления курса лекций по истории региональной архитектуры.

Углубленное изучение архитектуры данных ТПС позволило выявить в нем особенности, представляющие интерес для современного зодчества, что важно с точки зрения возрождения культурной преемственности в развитии русской архитектуры. Кроме того, наследие второй половины XIX - начала XX вв. по естественным причинам сохранилось лучше, чем наследие предшествующих периодов. В связи с этим детальное изучение архитектуры того времени имеет не только историко-теоретическое, но и важное практическое значение для работ по реконструкции, реставрации и новому строительству в исторической среде.

На защиту выносятся итоги комплексного анализа архитектуры изучаемых ТПС — целостных образований, созданных на основе преемственности, на период конца XIX - начала XX вв., как наиболее важный для их развития.

Апробация и внедрение результатов работы. Результаты исследования изложены в сборниках Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (1997, 2000, 2002, 2003, 2004, 2005 гг.), сборниках Поволжского отделения Российской академии архитектуры и строительных наук (2003, 2004 гг.), краеведческих сборниках «Городецкие чтения» (2003, 2004 гг.), на семи научных конференциях, проведенных НИП «Этнос» (1998 г.), Городецким краеведческим музеем (2002, 2004 гг.), Музеем архитектуры и быта народов Поволжья (2003 г.), НАГ ННГАСУ (2004 г.), на международном форуме «Великие реки '2005», а также представлены в методических материалах для магистрантов и аспирантов специальности 18.00.01 «Теория и история архитектуры». Материалы исследования приняты Департаментом архитектуры и градостроительства Министерства строительства и ЖКХ Нижегородской области для корректировки историко-архитектурных опорных планов изучаемых малых исторических городов; вновь выявленные в процессе работы памятники приняты Министерством культуры Нижегородской области для включения в Свод объектов культурного наследия по Нижегородской области, начата работа по их паспортизации.

Различные аспекты исследования отражены в 30 публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из двух томов: первый том — текст (168 страниц), состоящий из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (212 литературных источников, 147 архивных источников, 12 рукописных источников); второй том - приложения и иллюстрации (5 приложений, 33 таблицы).

Основные аспекты градостроительства в России в конце XIX - начале XX вв

В истории России период развития капиталистических отношений, сравнительно краткий по времени, вызвал небывалые прежде изменения во всех областях жизни общества, став поистине переломной эпохой. Промышленный переворот, охвативший Россию в 1820-1830 гг. вслед за государствами Западной Европы, а затем отмена крепостного права в 1861 г. привели к глобальным изменениям в системе расселения, бурному росту и развитию городов и сел, увеличению общей численности городского населения. В судьбе российских поселений ведущую роль стали играть экономические факторы, определяя их рост и развитие, либо застой и угасание. Среди важнейших проявлений промышленного переворота необходимо отметить развитие железнодорожной сети и пароходства. Железные дороги, также как морские и крупные речные порты, стали мощными факторами развития поселений, стимулирующими рост промышленности и торговли, формирующими единое экономическое пространство страны. В общественном сознании в этот период техника, промышленность и железные дороги ассоциировались с прогрессом, позитивным, жизнеутверждающим началом.

В связи с нарастающей урбанизацией изменилась главная функция города: административный город XVIII в. превращается в экономический город эпохи капитализма [46, С. 22]. Ослабление централизованного государственного контроля над строительством, развитие самостоятельности городских дум отразилось в изменении функции городского генерального плана. Как отмечает видный исследователь архитектуры этого периода Е.И. Кириченко, «из явления порождающего, как это было в регулярном градостроительстве классицизма, городской план превратился в порождаемое, производное» [46, С. 41].

Об отсутствии новых градостроительных концепций во второй половине XIX в. говорит стихийность развития застройки в рамках регулярной сетки улиц, заложенной генеральным планом, отсутствие крупных городских ансамблей, решение узких локальных задач, связанных с частной инициативой и отдельно взятыми земельными участками, уплотнение застройки центральной части города за счет максимального использования земли и повышения этажности. Все эти характерные черты градостроительства данного периода были естественной реакцией на системность и жесткую регламентацию в градостроительстве классицизма. К XIX в. также относится зарождение понятия «большого города» с пригородами - центра крупного промышленного производства и зачатка современной агломерации. Ярким примером такого типа города является Нижний Новгород.

Нижний Новгород, занимавший благоприятное положение в центральной части России в месте слияния Волги и Оки, на пересечении железнодорожных магистралей и гужевых трактов, в конце XIX в. превратился в один из крупнейших торгово-промышленных городов страны, крупный речной порт, место проведения знаменитой Нижегородской (Макарьевской) ярмарки. Это всероссийское торжище определило хозяйственно-торговый характер приречных частей города с огромными складскими территориями, множеством пассажирских и грузовых пристаней. Развитие пароходства повлекло за собой открытие новых судостроительных и обслуживающих водный транспорт предприятий, расположенных по берегам Оки и Волги.

Активная экономическая жизнь города отразилась и на его облике - продолжились начатые в 1840-х гг. работы по благоустройству улиц и площадей, организации удобных дорог и съездов, сносу ветхой застройки. В верхней части города велось новое капитальное строительство, появлялись здания гостиниц, банков, клубов, торговых домов, специальных учебных заведений, лечебных и благотворительных учреждений. По генеральному плану 1881 г. городу были прирезаны новые селитебные территории [26, С. 16]. По переписи 1897 г. население Нижнего Новгорода составило 90053 человека.

Важным событием в жизни города и мощным фактором, стимулировавшим дальнейшее изменение его облика, стало проведение здесь в 1896 г. Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки. Кроме постройки самого выставочного комплекса и благоустройства прилегающих территорий, был возведен ряд крупных общественных зданий в центре города, на Благовещенской площади и ул. Большой Покровской, благоустроен район ул. Рождественской. Два фуникулера связали верхнюю часть города с Нижним базаром, был пущен один из первых в России трамваев.

В начале XX в. сложилось функциональное зонирование городских территорий. Объемно-пространственную композицию города определила его линейно-узловая планировочная структура, а также сложный рельеф. Многочисленные вертикали церковных глав и колоколен формировали богатый силуэт города. Плотная и крупномасштабная респектабельная застройка центра с преобладанием капитальных каменных зданий контрастировала с более разреженной, преимущественно деревянной застройкой неблагоустроенных окраин. Архитектурно-стилистическая картина города отличалась характерным для эклектики разнообразием. В ярком, живописном, своеобразном облике Нижнего Новгорода рубежа XIX - XX вв. в полной мере отразился бурный период капиталистического развития России.

Наряду с преобразованием существующих городов и поселений, в рассматриваемый период появляются новые типы населенных пунктов со специализированными функциями - рабочие и дачные поселки, города - курорты. Одновременно с городскими центрами производства развивается сеть промышленных селений — так называемых фабричных и «кустарных» сел. Активное проникновение капитала в провинцию связано с традиционными для населения многих районов промысловыми занятиями, дополняющими, а иногда и вытесняющими земледелие, а также низкой стоимостью рабочей силы. Таким путем наряду с крупными городами-мегаполисами идет активное формирование малых городов.

Демократизм архитектуры XIX столетия выразился в понятиях ее практической полезности как средства преобразования среды обитания людей и прежде всего простого народа. Равные возможности для всех, ценность каждой отдельной личности воплотились в многостилье эклектики, которое стало отражением вкусов всех социальных слоев, в том числе купечества и крестьянства. С этой точки зрения, архитектурное пространство торгово-промышленных поселений стало результатом деятельности не государства, а народа, выступающего здесь коллективным творцом городской среды на основах преемственности, в чем отразились фундаментальные мировоззренческие установки того времени - народность, национальность и историзм.

Развитие архитектуры изучаемых торгово-промышленных сел в конце XIX — начале XX вв

На архитектуру изучаемых ТПС в большой мере оказала влияние архитектура ближайшего к ним крупного губернского города - Нижнего Новгорода. Особенно это относится к Городцу, Богородскому и Павлову. В Лыскове и Б. Мурашкине в силу их местоположения и большей удаленности это влияние менее заметно.

В конце XIX - начале XX вв. Нижний Новгород являл пеструю и яркую картину архитектурных стилей и направлений, воспринятых из столиц (особенно, из Москвы) и своеобразно интерпретированных на местной почве. Вследствие стойких классических традиций, распространенным направлением здесь стала академическая эклектика, обнаруживающая преемственность с классицизмом и ориентированная на использование ордерных форм и композиций. Необходимо уточнить, что в данной работе термин «академическая эклектика», в соответствии с классификацией, предложенной Е.И. Кириченко и использующейся у нижегородского исследователя Ю.Н. Бубнова, применяется по отношению к «классицистическим» вариантам эклектики - «ренессансу», «барокко», позднему классицизму в противоположность ее «антиакадемическим» разновидностям - романтизму («готика»), национальному (русский стиль) и рационалистическому («кирпичный стиль») направлениям [75, С. 75]. Национальная ветвь эклектики с обращением к русскому средневековому и народному зодчеству - русский стиль - был представлен в Нижнем Новгороде рядом крупных общественных и культовых зданий. В массовой жилой застройке, а также в архитектуре общественных и промышленных зданий преобладал «кирпичный стиль» в рациональных и декоративных вариациях. К концу 1890-х гг. относится появление в городе первых построек в стиле модерн. Модерн, как рациональный, так и декоративный, а также модерн с использованием исторических стилей получил достаточно широкое распространение; однако, как отмечает О.В. Орельская, [139, С. 108] в отличие от столиц, здесь он зачастую носил эклектичный характер. Ретроспективизм 1910-х гг., представленный неоклассицизмом и неорусским стилем, также оставил в Нижнем Новгороде ряд значительных жилых и общественных зданий.

Все это позволяет говорить о том, что архитектура Нижнего Новгорода развивалась в русле общероссийского архитектурного процесса, но с некоторым временным запаздыванием по сравнению со столицами, что было характерно для провинции. Ю.Н. Бубнов [26, С. 86] отмечает в городской архитектуре второй половины XIX - начала XX вв. следующие черты: взаимопроникновение стилей и направлений, видоизменение их в контексте местных особенностей; стилистическое разнообразие с преобладанием так называемой «академической эклектики»; преобладание рациональных тенденций («кирпичный стиль») над декоративными (разновидности русского стиля). Большое значение имел тот факт, что в Нижнем Новгороде наряду с местными архитекторами строили видные столичные зодчие - братья Веснины, В. Покровский, В. Цейдлер, Ф Шехтель, В. Шретер и другие. Именно их постройки в значительной мере придали городу его неповторимый облик. Нижегородские архитекторы, в свою очередь, работали в уездных городах и крупных селах губернии, привнося в их застройку влияние нижегородской архитектуры; но здесь авторство многих значительных построек до настоящего времени еще не установлено.

Архитектурный анализ выявляет структуру архитектурного объекта, его функции, типологию, композицию, морфологию9 и стилистику. Архитектурное произведение рассматривается с разных точек зрения. Основными видами анализа архитектуры зданий являются: композиционный анализ, где рассматриваются принципы и составляющие композиции — масштабность, ритм, метр, пропорции, симметрия или асимметрия и так далее; морфологический анализ, где рассматриваются формы зданий и их элементов, сочетание которых формирует разнообразные морфотипы;10 стилистический анализ, который помогает выявить совокупность признаков, определяющих принадлежность здания к тому или иному стилю. Все перечисленные аспекты неразрывно взаимосвязаны и рассматриваются в единстве, определяя особенности архитектуры каждого из рассматриваемых ТПС.

Понятие «морфология» появилось в архитектуре сравнительно недавно, в конце XX в.; оно было привнесено из грамматики для обозначения области в архитектуре, связанной с формообразованием и анализом архитектурных форм

9 Архитектурная морфология - учение о форме и строении архитектурных объектов в их историческом, революционном или эволюционном развитии (индивидуальном и родовом) [8, С. 81].

10 Морфотип в данной диссертационной работе - это построенное на тех или иных композиционных принципах устойчивое сочетание основных элементов здания, имеющих определенную форму. (morphe — форма) на разных уровнях: градостроительном (планировки и застройки), отдельного здания (его объемно-пространственной композиции, фасада и архитектурных деталей). Морфологический анализ архитектурных произведений обычно производится от общего к частному и начинается с рассмотрения объемной композиции зданий. Однако, в провинциальной архитектуре в период господства эклектики объемная композиция зданий в большинстве случаев сводилась к кубу или параллелепипеду, перекрытому двух - четырехскатной кровлей. Даже модерн, отличительной чертой которого в столичной архитектуре являлась «всефасадность» и трактовка здания как объема, в провинции носил откровенно декоративный характер, не затрагивая принципов формообразования, присущих эклектике. То же самое относится к планировочным структурам, которые, обладая значительным консерватизмом, не оказывали влияния на объемную композицию зданий. Облик зданий определяли, в первую очередь, главные фасады, носившие характер плоскостных декораций и формирующие «фасады» улиц и площадей в регулярной квартальной застройке. Поэтому в данной работе основное внимание сконцентрировано на фронтальной композиции уличных фасадов зданий. Ее анализ позволяет выявить морфотипы фасадов, сформированные устойчивым сочетанием основных элементов зданий, имеющих определенную форму и построенным на тех или иных композиционных принципах. Важен также анализ архитектурных деталей, имеющих в данном случае стилеобразующее значение. Именно морфологический анализ архитектурных деталей позволяет выявить особенности архитектуры каждого из поселений.

Основным стилистическим направлением в архитектуре изучаемых поселений в конце XIX - начале XX вв. являлась эклектика. В силу вполне естественного стремления удешевить строительство наибольшее распространение получила ее рационалистическая разновидность — так называемый «кирпичный стиль». Этому способствовало и повсеместное распространение в Нижегородской губернии месторождений красных глин. Возникновение «кирпичного стиля» восходит к рационалистическим и позитивистским воззрениям середины XIX в., согласно которым архитектура должна быть прежде всего функциональной, технологичной, «полезной» для общества и народа. Согласно идеям преподавателя Петербургского строительного училища А. Красовского, здание не нуждается в специальной системе декора, его эстетические качества должны логически вытекать из свойств материалов и конструкций [65, С. 186].

Подходы к сохранению и реконструкции архитектурной среды и облика исторических городов и поселений

Культурная ценность историко-архитектурной городской среды в наше время общепризнана и подтверждена на законодательном уровне. В странах Западной и Восточной Европы большую роль в формировании таких убеждений сыграли разрушения, оставленные Второй мировой войной, когда в руинах оказались многие исторические города Польши, Чехии, Венгрии, прибалтийских стран, ряда стран Западной Европы. В нашей стране поворот к осмыслению ценности историко-архитектурной среды наметился в 1970-х гг. как реакция на быстрое ухудшение облика исторических городов, в особенности, средних и малых, в результате того, что проблемам сохранения и использования наследия не уделялось должного внимания. А когда речь шла о наследии сравнительно недавнего прошлого - конца XIX - начала XX вв., отношение к нему зачастую было не только равнодушным, но и негативным. Эту особенность восприятия, восходящую к философскому закону отрицания отрицания, отмечал американский ученый К. Линч: «Сохранение признается, когда оно относится к тому прошлому, которое есть давнее прошлое, но вчерашнее рассматривается как нечто, заслуживающее только слома» [102, С. 151]. В результате такой политики облику большинства исторических городов был нанесен значительный ущерб; свойственное им своеобразие, неповторимость начали стираться, уступая место безликости современной застройки, повсюду однообразной и невыразительной.

Проблемам развития исторических городов - взаимодействию старого и нового, сохранению, реконструкции и современному использованию архитектурного наследия, возрождению исторических центров посвящены работы Д.В. Брунса, Е.Е. Водзинского, P.M. Гаряева, Н.Ф. Гуляницкого, А.В. Иконникова, В.А. Лаврова, О.И. Пруцына, Ю.В. Ранинского, С.К. Регамэ, А.С. Щенкова и многих других исследователей.

Как отмечал академик А.В. Иконников, [64, С. 112-113] для современного человека исторический город представляется во многом привлекательнее города полностью современного, лишенного духа прошлого. Среда, сохраняющая в себе память о прошлом, предоставляет огромный объем многообразной информации, имеющей различную смысловую и эмоциональную окрашенность, свойственную различным пространствам исторического города (крупный и мелкий масштаб, регулярность и живописность, торжественность, «парадность» главных улиц и площадей и лиричность, интимность небольших улиц и дворов); другими словами, такая среда своим разнообразием предоставляет человеку право выбора. Исторический город подобен живому, растущему организму, все компоненты которого, пронизанные многочисленными взаимосвязями, образуют неразрывное единство. Поэтому естественным принципом развития для него является эволюционность. Она есть источник формирования сложного, многослойного контекста, богатого смыслами, знаками и символами, а также основа гармоничности облика города, сомасштабного природному окружению и человеку.

Стремительно нарастающие в XX в. темпы урбанизации поставили целый ряд неизвестных ранее проблем, связанных с существованием исторических городов в современных условиях. Это активное вторжение новой многоэтажной застройки, подавляющей историческую среду, утрата фрагментов целостной городской ткани, вызванная необходимостью выпрямления и расширения транспортных магистралей, изменение и нивелирование силуэта в результате разрастания селитебной застройки, лишенной традиционных для русского города ориентиров - вертикалей церковных глав и колоколен. Остро встают проблемы, связанные с транспортом, прокладкой инженерных коммуникаций в исторических центрах городов. Старая застройка, имеющая значительную степень износа, зачастую не соответствует современным требованиям пожарной безопасности, гигиены, инсоляции, комфорта. Полная консервация зон, обладающих историко-архитектурным наследием не является в данном случае решением проблемы - ведь игнорирование реалий современной жизни означа 133 ло бы замирание жизни исторических центров, превращение их в своего рода музейные экспонаты, лишенные своей главной и прямой функции — служить средой обитания людей. Как справедливо отмечается в «Программе-концепции регенерации исторической зоны города Городца» [370], без учета происходящих в исторической среде современных процессов «результатом регенерации может стать лишь мертвая декорация, воспроизводящая пространственную среду, лишенную жизненного содержания и ... остающуюся невостребованной городом и его населением».

Все вышесказанное подводит к необходимости разработки и проведения научно обоснованной комплексной реконструкции центров исторических городов с применением различных видов современных реконструктивньк концепций - реконструкции отдельного памятника, реконструкции исторической улицы или квартала. В 1980-х гг. в нашей стране коллективом специалистов под руководством С.К. Регамэ была выработана комплексная методика проектирования гармоничного сочетания старого и нового при развитии и реконструкции городов с помощью фототеодолитной съемки панорам городского ландшафта. При этом особое внимание обращается на «композиционное регулирование» застройки, обеспечивающее создание основных зон, динамических осей, внешних и внутренних точек зрительного восприятия, обеспечение визуальных взаимосвязей между ориентирами, выявляющими пространственную композицию того или иного города [160, С. 76]. Для этого вводится понятие «безопасной высоты» при проектировании новой застройки. Подчеркивается, что при наличии ценного историко-культурного наследия строительная и хозяйственная деятельность должна регламентироваться на всей территории города [160, С. 72].

Внедрение современных зданий" в исторический контекст должно учитывать всю сумму взаимосвязей, существующих в нем (согласованность таких характеристик, как этажность и высота здания, объемно-пространственная и фронтальная композиция, масштаб основных членений и архитектурных деталей, материал и цветовое решение фасада). Постепенное обновление городской застройки - процесс естественный (строительные материалы и конструкции имеют определенный срок службы). Современные здания могут быть вписаны в историческую среду вполне органично при условии, что не нарушены будут основные закономерности ее формирования и эволюции. По утверждению А.В. Иконникова, [64, С. 117] только единство статичного и подвижного, хранящего следы прошлого и обращенного в будущее делает городскую среду явлением культуры и отражением процесса развития.

Время придает городу неповторимое «лицо», сохраняя одно, разрушая другое, возвышая третье. Процесс развития включает в себя необходимый элемент разрушения. Динамичные отношения с историей, традициями, памятниками естественны, так как создание среды обитания во все времена носило фрагментарный характер, и идеальный исторический город никогда не существовал. Поскольку сохранение всего наследия невозможно в принципе, К.Линч предлагал обратиться к сбережению фрагментов, знаков, символов различных исторических эпох для усиления «полифоничности» и создания «многослойности» сегодняшнего окружения: «Контраст старого и нового, аккумуляция наиболее значимых элементов, оставшихся от ушедших исторических этапов, способны со временем создать ландшафт, с глубиной которого не мог бы конкурировать ни один из этих этапов в отдельности... Чисто художественная цель при этом - повысить контрастность и сложность окружения, чтобы сделать видимым сам процесс его изменения» [102, С. 160]. Поскольку при сохранении среды момент выбора неизбежен, необходима и выработка систем критериев ценности архитектурного наследия. Одна из них, предложенная О.И. Пруцыным, [154, С. 62] включает в себя ценность историческую, градостроительную, архитектурно-эстетическую, эмоционально-художественную, научно-реставрационную, функциональную.

Похожие диссертации на Архитектура торгово-промышленных сел Нижегородской губернии конца XIX - начала XX вв.