Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Стиль модерн в архитектуре городов Томской губернии Башкирцева Анна Николаевна

Стиль модерн в архитектуре городов Томской губернии
<
Стиль модерн в архитектуре городов Томской губернии Стиль модерн в архитектуре городов Томской губернии Стиль модерн в архитектуре городов Томской губернии Стиль модерн в архитектуре городов Томской губернии Стиль модерн в архитектуре городов Томской губернии Стиль модерн в архитектуре городов Томской губернии Стиль модерн в архитектуре городов Томской губернии Стиль модерн в архитектуре городов Томской губернии Стиль модерн в архитектуре городов Томской губернии Стиль модерн в архитектуре городов Томской губернии Стиль модерн в архитектуре городов Томской губернии Стиль модерн в архитектуре городов Томской губернии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Башкирцева Анна Николаевна. Стиль модерн в архитектуре городов Томской губернии : 18.00.01 Башкирцева, Анна Николаевна Стиль модерн в архитектуре городов Томской губернии (конец XIX - начало XX вв.) : дис. ... канд. архитектуры : 18.00.01 Новосибирск, 2006 188 с. РГБ ОД, 61:07-18/1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Развитие стиля модерн в городах Западной Сибири (конец XIX - начало XX вв.) 12

1.1 Стиль модерн городов центральной России и его влияние на провинциальную архитектуру 12

1.2 Социально-экономическое развитие Томской губернии в конце XIX - начале XX вв. 19

1.3 Разновидности и периодизация стилевых направлений в архитектуре городов Западной Сибири (вторая половина XIX -начало XX вв.) 26

1.4 Стиль модерн в творчестве архитекторов Томской губернии 31

Выводы по 1 главе 37

Глава 2. Развитие стиля модерн в каменной архитектуре городов Томской губернии (конец XIX - начало XX вв.) 39

2.1 Декоративный модерн 39

2.1.1 Общественные здания 44

2.1.2 Жилые здания 54

2.2 Рациональный модерн 60

2.2.1 Общественные здания 63

2.2.2 Жилые здания 80

2.3 Поздний модерн с использованием элементов исторических стилей 84

Выводы по 2 главе 89

Глава 3. Формирование стиля модерн в деревянной архитектуре городов Томской губернии (конец XIX - начало XX вв.) 91

3.1 Деревянная архитектура в стиле модерн в профессиональном исполнений архитекторов Томской губернии 91

3.1.1 Общественные здания 91

3.1.2 Жилые здания: многоквартирные дома и особняки

3.2 Деревянные жилые дома с элементами стиля модерн в застройке городов Томской губернии

Выводы по 3 главе

Заключение

Литература и источники информации

Понятийно-терминологический словарь

Приложение

Иллюстрации

Введение к работе

В настоящее время, когда многие элементы исторической городской среды безвозвратно утрачиваются, изучение и сохранение архитектурного наследия приобретает особенную ценность. Продолжающиеся утраты памятников архитектуры, необходимость проведения реконструктивных работ в целях сохранения исторически сложившейся архитектурной среды городов Западно-Сибирского региона определяют важность изучения процессов и явлений, которые происходили на рубеже XIX-XX столетий в архитектурной практике на территории Сибири.

Актуальность исследования.

Актуальность исследования данной работы определяется потребностью выявления и изучения архитектурного наследия городов Сибири. Одной из актуальных проблем в истории архитектуры сибирского региона является тема, посвященная исследованию стилистических направлений, творчеству архитекторов и влиянию их построек на городскую застройку. Одним из наиболее ярких архитектурных стилей рубежа XIX-XX столетий являлся и был стиль модерн. Архитектурное наследие этого стиля в городах бывшей Томской губернии существенно и в некоторой степени приоритетно, поскольку оно не только участвует в создании образа города, но и является своеобразным и неповторимым культурным слоем своей эпохи.

Каменные здания в стиле модерн в достаточной степени сохранились до настоящего времени, и составляют значимую и выразительную часть архитектурной среды городов бывшей Томской губернии.

Деревянная архитектура в стиле модерн представляет историческую среду, которая в нынешнем тысячелетии является редким и исчезающим явлением в градостроительной культуре не только Сибири, но и России в целом. Сохранение деревянной застройки, наиболее незащищенной и хрупкой части архитектурного наследия, требует неотложных мер по ее восстановлению и дальнейшему приспособлению к современной жизни города.

В диссертационной работе речь идет о городской исторической застройке, где основное внимание сосредоточено на гражданских зданиях в стиле модерн. Промышленные здания и сооружения этого стилистического направления в данном диссертационном исследовании не рассматриваются.

В культовом зодчестве периода конца XIX - начала XX вв. возникновение храмов в стиле модерн было практически невозможно в связи с преобладанием в храмовой архитектуре канонических традиций православной церкви. Вследствие этого в Томской губернии культовые сооружения в стиле модерн отсутствуют.

В данной диссертационной работе освещаются вопросы особенностей стиля модерн в гражданской архитектуре городов Томской губернии. При этом выявляются предпосылки возникновения стиля модерн в Сибири и исторические периоды его формирования с анализом конкретной практики местного зодчества (иллюстрации, рис. 1).

Цель исследования.

Целью настоящего исследования является изучение архитектуры каменных и деревянных зданий конца XIX - начала XX веков, имеющих стилистические признаки модерна в городах Томской губернии.

Задачи исследования.

В соответствии с целью в работе поставлены и решаются следующие

задачи:

определить процессы, повлиявшие на распространение архитектурного направления модерн в провинциях России;

определить этапы развития стиля модерн в России и соотнести их с формированием изучаемого стиля в сибирском регионе;

выявить социально-экономические и культурные предпосылки развития Западной Сибири и определить их влияние на становление стиля модерн в Томской губернии на рубеже XIX - XX веков;

выявить стилистические особенности стиля модерн в каменной и деревянной архитектуре городов Томской губернии;

Объект исследования.

Стиль модерн в архитектуре городов Томской губернии на рубеже XIX-XX столетий.

Предмет исследования.

Гражданская архитектура, объединенная общей стилистической направленностью.

Гратщы исследования.

Территориальные гратщы исследования - территория Томской губернии (современные области: Томская, Новосибирская, Кемеровская, Алтайский край и часть Красноярского края) с городами: Томск, Барнаул, Бийск, Новосибирск, Камень-на-Оби.

Хронологические рамки исследования - период с 1890 года по 1917 год.

Типологические границы работы - гражданская архитектура Томской губернии рассматриваемого периода.

Методологическая и теоретическая основы исследования.

Методика исследования основана на комплексном сборе, изучении и анализе научных трудов, письменных и графических архивных материалов, дореволюционных и современных литературных источников, а так же на результатах натурных обследований объектов и фотофиксации зданий с последующей систематизацией и обобщением результатов исследования.

При этом методика исследования включает в себя:

исторический анализ, позволяющий проследить процесс развития и становления стиля модерн в архитектуре городов Томской губернии;

исследование и систематизация различных источников с целью получения достоверной информации о стилистике в архитектуре городов Сибири конца XIX - начала XX веков;

графоаналитическое моделирование и графическая реконструкция зданий.

Состояние вопроса.

В изучении избранной темы большое значение имели научные работы по истории русской архитектуры конца XIX - начала XX столетий, таких ученых, как Е.А. Борисова, А.И. Власюк, B.C. Горюнов, А.В. Иконников, Т.П. Каждая, Б.М. Кириков, В.В. Кириллов, Е.И. Кириченко, В.Г. Лисовский, М.В. Нащокина, СИ. Николаева, А.Л. Пунин, Д.В. Сарабьянов, Т.А. Славина, Г.Ю. Стернин, М.П. Тубли и др. Их исследования построены, главным образом, на анализе архитектуры Москвы, Петербурга и крупных региональных центров.

Историко-архитектурное наследие Сибири освещено в исследованиях Е.А. Ащепкова, С.Н. Баландина, В.П. Блинкова, Е.Н. Блинова, В.Ф. Болдырева, Л.Н. Вольской, В.Т. Горбачева, Н.П. Журина, В.Г. Залесова, Е.И. Кириченко, СМ. Новокшонова, Е.А. Смирновой, Б.И. Оглы, Т.М. Степанской, Г.Н. Тума-ника, В.Н. Филлипова и др.

Архитектурному наследию отдельных городов Томской губернии (Томск, Барнаул, Новониколаевск, Бийск и др.) посвящены труды А.П. Долнакова, Т.А. Иноземцевой, А.И. Попова, Л.С. Романовой, Т.М. Степанской, Л.А. Ющук и др.

Деревянная архитектура Томска рассматривается в работах: Е.А. Ащепкова, A.M. Прибытковой-Фроловой, С.Н. Баландина, В.Т. Горбачева, Е.И. Кириченко, О.В. Богдановой, Ю.И. Шепелева и др.

Информационная база исследования.

Диссертация базируется на изучении и использовании дореволюционных и современных литературных источников, научных трудов, методологической литературы, проектных материалов.

Фактологическая и историческая база диссертации основывается на документальных материалах Российского Государственного исторического архива, Государственных архивов Томской, Новосибирской областей и Алтайского края. В работе также использованы материалы Томского областного краеведческого музея, бюро технической инвентаризации города Томска, историко-архивные исследования искусствоведов Сибирского института «Сибспец-

8 проектреставрация». В процессе исследования были применены материалы

собственных исследований автора, проводимых с 2001 года.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые комплексно рассматривается архитектура городов Западной Сибири, объединенная стилистическим признаком, каким является архитектурное направление модерн.

Впервые выявляются этапы развития стиля модерн в архитектуре Сибири, дается периодизация стиля.

Впервые рассматривается развитие стиля модерн в городах Томской губернии, и выявляются особенности этого стиля.

В работе приводится подробная классификация гражданской архитектуры стиля модерн в городах Сибири рубежа XIX - XX столетий.

В научный оборот вводятся неопубликованные ранее архивные, рукописные и графические материалы, в том числе и авторские графические реконструкции зданий.

Практическая значимость исследования,

Данное исследование представляет научно-практическую ценность в про
цессе современной практики реконструкции и реставрации застройки истори
ческих районов городов бывшей Томской губернии.

Основные положения диссертации и обширный иллюстративный материал могут быть использованы в дальнейших архитектурных и исторических исследованиях, в краеведческой и музейной работе, а также при подготовке разделов учебного курса «История русской архитектуры», читаемого на архитек-

турных факультетах сибирских вузов.

Апробсщия результатов исследования.

Материалы исследования апробированы и изложены в научных статьях, докладах на международных, Всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях и научных семинарах:

- на Всероссийской конференции «Архитектура и строительство - наука,
образование, технологии, рынок». Секция «Архитектура и градостроительство»
% - Томск, ТГАСУ, 2002 г.;

на Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы истории и теории архитектуры, градостроительства и дизайна». Новосибирск, 2003 г.;

на международных российско-корейских симпозиумах «KORUS 2003», «KORUS 2004»;

на научно-практической конференции: «История и современность: архитектура и градостроительство - региональный аспект», Новосибирск, февраль 2004 г.;

на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы развития региональных архитектурных школ», Новосибирск, апрель 2004 г.;

на международной научной конференции «Проблемы архитектурного образования и сохранение архитектурного наследия», Томск, сентябрь 2005г.;

на международной научной конференции «Вектор архитектурного образования - рациональный прагматизм или концептуальные фантазии», Казань, сентябрь 2006 г.

Часть иллюстративного материала исследования введена в постоянную экспозицию методических фондов архитектурных кафедр ТГАСУ. Материалы диссертации являются частью программы по сохранению зодчества города Томска (губернаторская программа и подпрограммы по сохранению памятников деревянной архитектуры в Томске).

Результаты исследования отраоїсеньї в публикациях:

  1. Башкирцева А.Н. Формирование стиля МОДЕРН в архитектуре г. Томска в конце XIX - начале XX вв. // Архитектура и строительство. Наука, образование, технологии, рынок: тезисы докладов научно-технической конференции. - Томск, 2002. - С. 82-84.

  2. Башкирцева А.Н. Формирование стиля модерн в архитектуре г. Томска конце XIX - начале XX веков // «Современные проблемы истории и теории архитектуры, градостроительства и дизайна»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Новосибирск, 2003 г. - С. 36-38.

3. Bashkirtseva A.N. Development of modern style in Tomsk architecture
# at the end of the XIXth and at the beginning of the XXth centuries // Proceedings The \

7th Russian-Korean International Symposium On Science and Technology. KORUS-2003. - Ulsan, Republic of Korea: University of Ulsan, 2003. - EA16, P. 199-201.

  1. Башкирцева A.H. Стиль модерн в архитектуре городов Томской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. // История и современность: архитектура и градостроительство - региональный аспект. Материалы научно-практической конференции. - Новосибирск, 2004. - С. 114-120.

  2. Bashkirtseva A.N. Modern style in Tomsk province architecture at boundary XIX - XX centuries II Proceedings The 8 Russian-Korean International Symposium On Science and Technology. KORUS-2004. -Tomsk, Russia: TSUAB, 2004.-P. 306-307.

  3. Башкирцева A.H. Стиль «модерн» как стилевое направление искусства конца XIX - нач. XX века. // «Проблемы развития региональных архитектурных школ»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.

- Новосибирск, 2004. - С. 94-96.

  1. Башкирцева А.Н. Деревянный особняк в стиле модерн по адресу ул. Герцена, 46 в городе Томске. // Проблемы архитектурного образования и сохранение архитектурного наследия. - Томск, 2005. - С. 60-62.

  2. Башкирцева А.Н. Стиль модерн в Томской губернии (конец XIX -начало XX). // Вектор архитектурного образования - рациональный прагматизм или концептуальные фантазии: Материалы международной научной конферен-

ции 17-23 сентября 2006 г. - Казань, 2006. - С. 42-46.

9. Башкирцева А.Н. Стиль модерн в центральной части России и в
провинции (конец XIX - начало XX). // Известия вузов: Строительство и архи
тектура, №9. - Новосибирск, 2006. - С. 116 - 119.

Перечень базисных положений выносимых на защиту.

На защиту выносятся положения и выводы диссертации, определяющие:

- этапы развития стиля модерн в городах Томской губернии на рубеже

XIX-XX столетий;

- особенности стиля модерн в гражданской архитектуре городов Томской
губернии;

- роль и место стиля модерн в архитектуре городов Томской губернии;
Краткое описание структуры диссертагщоннойработы.
Диссертация состоит из текстовой части (I том) и приложения (II том).

Первый том содержит введение, три главы, заключение, примечание по главам, список используемой литературы и источников, тематические таблицы графического материала. Приложение включает архитектурные паспорта зданий, дополняющие и поясняющие текстовую часть.

Во введении обосновывается научная значимость и актуальность темы исследования, отражена степень ее изученности, сформулированы цели и задачи, определены предмет исследования, его хронологические и территориальные рамки, научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе «Развитие стиля модерн в городах Западной Сибири (конец XIX - начало XX вв.)» основное внимание сосредоточено на рассмотрении вопроса поэтапного развития стиля модерн в городах России, выявлении социально-экономических предпосылок, повлиявших на архитектурное разнообразие застройки городов Томской губернии. В хронологическом порядке рассмотрена архитектурная деятельность зодчих Томской губернии, работавших в стиле модерн.

Во второй главе «Развитие стиля модерн в каменной архитектуре городов Томской губернии (конец XIX - начало XX вв.)» анализируются два стилевых направления - декоративный и рациональный модерн.

В третьей главе диссертации «Формирование стиля модерн в деревянной архитектуре городов Томской губернии» определяется место и роль деревянной архитектуры начала XX века в застройке городов губернии.

В заключении подведены итоги исследования, которые сводятся к основным положениям диссертации.

Стиль модерн городов центральной России и его влияние на провинциальную архитектуру

Преимущество стиля модерн в мировой архитектуре, в отличие от предыдущих архитектурных направлений, его краткосрочность, мимолетная мода, которая не могла и не должна была длиться более десятилетия его господства. Стиль модерн появился в Европе на рубеже XIX-XX столетий благодаря взаимодействию различных экономических, социальных и культурных факторов. Модерн в архитектуре стал первым, в полном смысле этого понятия, интернациональным стилем. Новый стиль параллельно развивался во Франции (Art Nouveau), Германии (Jugendstil), Австрии (Sezessionstil), Италии (stile Liberty), Испании (Modernismo) и других европейских странах (иллюстрации, рис. 2). Архитектурно-стилевая ситуация России конца XIX века мало чем отличалась от западноевропейской, однако следует отметить, что стиль модерн пришел в европейскую часть России с заметным опозданием (на 5-6 лет), по отношению к работам западных зодчих [70, С. 57], что обосновывается запаздыванием экономического развития России того времени (иллюстрации, рис. 3).

Стиль модерн, сформировавшийся в конце XIX века в Европе, с начала 90-х годов постепенно распространился в архитектуре российских столиц -Москве и Петербурге. В России стиль модерн возник под влиянием многих социально-экономических и культурно-эстетических процессов, происходивших в обществе того периода:

1. Стремительное развитие российской экономики на рубеже XIX-XX веков вызвало бурный рост промышленности и торговли, появление нового слоя российского общества - буржуазии.

2. Взаимопроникновение банковского и промышленного капитала предопределило резкое увеличение объема строительства в России (так называемый строительный «бум»).

3. В России в XIX веке сложилась архитектурно-инженерная школа, готовившая на высоком уровне архитекторов-художников и гражданских инженеров.

4. Престижность нового европейского стиля обусловила повышенный интерес к модерну в среде потенциальных заказчиков и профессиональных архитекторов.

В России на рубеже XIX-XX веков появилась объективная необходимость утверждать любыми средствами, в том числе и архитектурой, престиж фирм -это требовалось для успешного развития бизнеса в условиях нового свободного рынка и личных амбиций владельцев. Частью успеха быстрого распространения стиля модерн в архитектуре России было стремление состоятельных слоев общества к чему-то новому и индивидуальному. Состоятельный «заказчик архитектуры» требовал от зодчих нового стилевого подхода к архитектуре, что послужило поводом к становлению, стиля модерн в общероссийской архитектурной практике.

Период распространения стиля модерн в России делится на 4 этапа и оценивается как объективный факт проникновения данного стилевого направления из столиц в губернии центральной России, на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток (иллюстрации, рис. 6, 7).

1-ый этап - появление первых построек стиля модерн в столичной архитектуре Петербурга и Москвы и их влияние на архитектуру центральных городов европейской части России (1890-е - 1900-е гг.);

2-ой этап - распространение стиля модерн в архитектуре городов европейской России до Урала (1900-е - 1905 гг.);

3-ий этап - активное строительство зданий и сооружений в стиле модерн в городах Западной Сибири (1905 - 1910-е гг.); 4-ый этап - появление стиля модерн в архитектуре городов Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (1910-е - 1920 гг.).

Для первого этапа развития стиля модерн в России, а именно появление первых построек в столичной архитектуре Петербурга и Москвы, характерно подражание западноевропейским образцам стиля модерн. Для столичного Петербурга наиболее характерен скандинавский вариант новой архитектуры, так называемый Северный модерн, который привнес в среду города буржуазную монументальность (приложение, рис. 4). Наиболее заметными для Москвы [70] были влияния формального языка Арт Нуво (Art Nouveau) Франции и Бельгии, а так же влияние Венского Сецессиона (Sezessionstil) (приложение, рис. 5). Фактически эти стили, предопределили декоративный язык московского модерна с его интерпретацией растительных и природных форм. Менее явны в общем потоке западноевропейских заимствований, черты, родственные немецкому Югенд-стилю (Jugendstil). Влияние модерна Англии (и Шотландии) в большей степени затрагивало сферу градостроительства и теории архитектуры. Влияния итальянского Либерти (stile Liberty) в столичной архитектуре русского модерна не просматривается, поскольку сам стиль находился под сильным влиянием французского Арт Нуво и Венского Сецессиона. Не получили отражения и более экзотические национальные модификации модерна, как например, испанский и португальский, которые были слишком связаны с местной культурой и обладали меньшим интернациональным зарядом.

Российские архитекторы благодаря частым командировкам и импорту европейских архитектурных журналов знали о быстром развитии стиля Art Nouveau в Австрии, Бельгии и Франции. На рубеже XIX-XX веков в художественных кругах России пользовались популярностью ведущие западноевропейские журналы, пропагандировавшие идеи и творческие достижения модерна. Среди них были такие известные издания, как английский «The Studio», немецкие «Pan» и «Jugend», французский «Art et Decoration» [19, С. 12]. Венские архитектурные журналы и ежегодники, в то время, определяли культуру архитектурного чертежа. Особенно ярко выглядели в этом отношении работы Вагнера и его школы «Aus der Wagnerschule». Наиболее популярным журналом был «Der Ar-chitekt», подписчиками которого были многие московские архитекторы конца XIX - начала XX века [70, С. 44].

Особое место в распространении нового стиля в Европе и России занимает Всемирная выставка 1900 года в Париже, которая для Европы стала смотром всех новаторских тенденций в архитектуре и дизайне того времени, а для России явилась ключом обретения черт единого стилевого направления модерн. Именно Всемирная выставка послужила толчком для формирования в России нового стиля, т.к. именно после нее, в российских архитектурных журналах начали перепечатывать заметные зарубежные публикации и проекты В. Орта, П. Анкара, Ж. Лавиротта, Г. Гимара, а также обсуждать тему модерна.

В европейской части России, первый период развития стиля модерн, ознаменован копированием творчества столичных архитекторов, строивших как в столицах, так и на Южном берегу Крыма (иллюстрации, рис. 6, 7). Столичные архитекторы создавали как бы эталоны для подражания. Во многих курортных городах юга России сложились, своеобразные местные «школы», отличавшиеся заметно гипертрофированными приемами стиля модерн, что проявлялось как в композиции, так и в подчеркнутой причудливости декоративных форм. Примером подобной провинциальной трансформации приемов модерна могут служить, многие особняки той эпохи в Кисловодске, где в композиции доминировали многоярусные башни, завершенные каменными или деревянными «бельведерами». Вокруг башен компоновались более низкие объемы, создававшие живописную композицию романтизированного замка, расположенного обычно на сложном рельефе [19, С. 194].

Декоративный модерн

Стиль модерн, утвердившийся до 1900 года в архитектуре городов европейской части России распространился в Сибири в начале XX века. Появление построек модерна в провинции, несмотря на его региональные особенности, местные специфические черты и отдельные уникальные памятники, оценивается как объективный факт движения нового стиля из столицы на периферию (иллюстрации, рис. 13). Романтические традиции архитектуры европейской части России определили основные признаки эстетики декоративного модерна и в Томской губернии. Из наиболее значимых выделяются следующие признаки: историзм24, идея национальной архитектуры25, эстетизм26, деятельное начало , идея синтеза искусств , творческий субъективизм , а также единство внутреннего и внешнего30.

Модерн декоративного направления в архитектурной практике сибирских зодчих стремился воплотить собственный художественный мир, создать собственную символику и, наконец, отказаться от исторических заимствований из других стилей. Здания, выполненные в стилистике декоративного модерна, в архитектуре Томской губернии проектировались квалифицированными архитекторами и были воплощением смелой творческой мысли, высокого вкуса, огромной художественной эрудиции.

В Томской губернии, каждое архитектурное строение в стиле декоративного модерна было авторским, индивидуальным и неповторимым. Ведущие мастера декоративного направления:

Фортунам Фердинантович Гут: в Томске - учительский институт - ул. Киевская, 60 (1903 - 1906 гг.), бактериологический институт - пр. Ленина, 32 (1904-1906 гг.);

Андрей Иванович Лангер: в Томске - доходный дом А.Д. Акулова (А.И. Осипова) - ул. Кузнецова, 26 (1909 - 1910 гг.), доходный дом А.Ф. Деева - пер. Батенькова, 3 (1913 - 1914 гг.);

Константин Константинович Лыгин: в Томске - аптека «Штоль и Шмидт» - пр. Ленина, 54 (1904 - 1906 гг.), особняк Г.Ф. Флеера - пр. Ленина, 83 (1904-1907 гг.), в Бийске - особняк Н.И. Ассанова - ул. Ленина, 134 (1909 -1912(1914) гг.);

Бореслав Францевич Татачух: Манеж-школы «Общества содействия физическому развитию детей» - г. Томск, ул. Красноармейская, 14 (1903 - 1905 гг.).

Каменные здания в декоративном направлении стиля модерн в Томской губернии, представлены: отдельными зданиями (бактериологический институт - г. Томск, пр. Ленина, 32, арх. Ф.Ф. Гут (1904 - 1906 гг.) и комплексами (усадьба Н.И. Ассанова - г. Бийск, ул. Ленина, 134, арх. К.К. Лыгин (1909 -1912 гг.)), единичными вкраплениями (особняк Г.Ф. Флеера - г. Томск, пр. Ленина, 83, арх. К.К. Лыгин (1904 - 1907 гг.)) и фрагментами в сплошной застройке городов: в Томске - «Сибирский торговый банк» (1908 г.) - пр. Ленина, 109; доходный дом А.Ф. Деева (арх. А.И. Лангер, 1913-1914 гг.) - пер. Батенькова, 3 (иллюстрации, рис. 19).

Для города Томска, тип свободной градостроительной планировки достаточно редок, так как историческая среда, особенно центральной части, представлена сплошной, зачастую брандмауэрной застройкой (иллюстрации, рис. 14, 19). Тем не менее, все здания в декоративном модерне имеют сложную конфигурацию плана, даже если здание является вкраплением в сплошной застройке: в Томске - «Сибирский торговый банк» (1908 г.) - пр. Ленина, 109. Отход архитекторов, в проектировании зданий и сооружений декоративного модерна, от типичной (периметральной планировки) сопровождается созданием сложных планов несводимых к простейшим геометрическим формам. Планы зданий в виде буквы «Г» со скошенным углом представлены в торговых зданиях: в Томске - торговый дом «А. Второв и Сыновья» - пр. Ленина, 111, 1905 г.; в Бийске 42 торговый дом «Пассаж Второва» - ул. Толстого, 146, 1907 г. Планировка в форме перевернутой буквы «П» иллюстрируется планом бактериологического института (г. Томск, пр. Ленина, 32, арх. Ф.Ф. Гут, 1904 - 1906 гг.), а решение в виде положенной на бок буквы «Н», планом аптеки «Штоль и Шмидт» (г. Томск, пр. Ленина, 54, арх. К.К. Лыгин, 1904 - 1906 гг.) (иллюстрации, рис. 19).

Декоративное направление стиля модерн в Европе и столицах России, принципиально не приемлет деления на главные и второстепенные фасады и в этом его отличие от провинциального модерна (иллюстрации, рис. 13). Архитекторы Томской губернии при проектировании зданий в модерне не могли себе позволить целостной композиции, однако всячески стремились смягчить переход от главного к второстепенному фасаду: в Томске - учительский институт (арх. Ф.Ф. Гут, 1903 - 1906 гг.) - ул. Киевская, 60; особняк Г.Ф. Флеера (арх. К.К. Лыгин, 1904 - 1907 гг.) - пр. Ленина, 83.

Выражением характера всей системы декоративного модерна стала усиленная пластика (иллюстрации, рис. 20). Органические основы декоративного направления наиболее наглядно выражали себя в новом орнаменте мотивов флоры (особняк Г.Ф. Флеера- г. Томск, пр. Ленина, 83, арх. К.К. Лыгин, 1904 -1907 гг.) и фауны (доходный дом А.Ф. Деева - г. Томск, пер. Батенькова, 3, арх. А.И. Лангер, 1913-1914 гг.). Линия в декоративном модерне представляет собой систему, которая прочитывается в текучих орнаментах металлических решеток: в Томске - особняк Г.Ф. Флеера (арх. К.К. Лыгин, 1904 - 1907 гг.) - пр. Ленина, 83; аптека фирмы «Штоль и Шмидт» (арх. К.К. Лыгин, 1904 - 1906 гг.) - пр. Ленина, 54, торговый дом «А. Второва и Сыновья» (1905 г.) - пр. Ленина, 111; в изогнутых очертаниях оконных проемов и переплетов рам: в Томске - учительский институт (арх. Ф.Ф. Гут, 1903 - 1906 гг.) - ул. Киевская, 60, бактериологический институт (арх. Ф.Ф. Гут, 1904 - 1906 гг.) - пр. Ленина, 32. В зданиях модерна всегда завораживают разнообразие форм: эркеров (в Томске - особняк Г.Ф. Флеера (арх. К.К. Лыгин, 1904 - 1907 гг.) - пр. Ленина, 83; доходный дом А.Ф. Деева (арх. А.И. Лангер, 1913 - 1914 гг.) - пер. Батенькова, 3), балконов («Сибирский торговый банк» (1908 г.) - г. Томск, пр. Ленина, 109), козырьков над подъездами (особняк Полякова и Яковлева (нач. XX века) - г. Барнаул, ул. Короленко, 50), а также замысловато-изысканные металлические детали.

В качестве главного средства гармонизации в декоративном направлении стиля модерн выступает ритмика (иллюстрации, рис. 21). Принцип ритмической композиции воплощается в разных приемах: равномерной повторяемости сходных форм (торговый дом «А. Второва и Сыновья» (1905 г.) - г. Томск, пр. Ленина, 111), контрастных сопоставлениях (особняк Полякова и Яковлева (нач. XX века) - г. Барнаул, ул. Короленко, 50), сложных переплетениях и развитии одной или нескольких тем (особняк Г.Ф. Флеера - г. Томск, пр. Ленина, 83, арх. К.К. Лыгин, 1904 - 1907 гг.). Все эти композиционные приемы отлично просматриваются в постройках декоративного модерна Томской губернии.

Деревянная архитектура в стиле модерн в профессиональном исполнений архитекторов Томской губернии

В деревянной архитектуре сибирских городов стиль модерн распространился практически на все типы общественных зданий: торговые и учебные заведения, железнодорожные постройки, спортивные сооружения и др. В период с 1905 по 1912 годы было построено несколько общественных зданий (15% от общего числа построек), которые представлены следующими объектами: в Барнауле - синематограф Е.И. Лебзиной (арх. А.Л. Шиловский, 1910, ул. Пушкинская), гимназия Буткевич (нач. XX в., пр. Красноармейский, 14); в Томске -трибуны ипподрома (арх. К.К. Лыгин, 1906, не сохр.), здание зимнего крытого катка (арх. А.И. Лангер, 1913, не сохр.), здания цирка (арх. А.И. Лангер, 1911, не сохр.) и др.

Синематограф Е.И.Лебзиной (1910) (Барнаул, ул. Пушкинская) (том. II, рис. 49) [9, С. 30]. В Томской губернии в стиле модерн, помимо крупных каменных сооружений культурно-просветительного характера, было построено небольшое деревянное здание самого первого в Барнауле синематографа. В 1910 г. его открыла купчиха Е.И. Лебзина на Пушкинской улице, рядом с пассажем купца Смирнова. Купчиха Лебзина, руководствуясь признаком престижа стиля модерн, для успеха своего бизнеса заказала здание синематографа в стилистике нового стиля. Архитектором, который проектировал синематограф, был выпускник Академии художеств, видный деятель культуры Томска -А.Л.Шиловский [103]. Деревянное одноэтажное здание синематографа, с кирпичными демонстрационными будками, изобилует пропильной резьбой растительного орнамента в стилистике модерна. Главный фасад здания симметричен, три входа выделены ризалитами. Фронтоны над боковыми входами главного фасада украшены характерным для модерна растительным орнаментом. Центральный вход выделен фронтоном с картушем. Карниз завершен парапетными тумбами с вазонами. Фриз главного фасада выделен графичным орнаментом. Большие окна имеют характерную для стилистики модерна форму членения стекол: верхняя треть окна имеет вертикальное деление равное семи, а нижняя часть окна делится на три части. Крышу здания украшает флагшток.

В Томской губернии в начале XX века учебные заведения возводились не только в камне, но и в деревянном исполнении. Наиболее ярким представителем учебного заведения в деревянных формах выполненных в стиле модерн является здание гимназии Буткевич в Барнауле (начало XX в.) (Барнаул, пр. Красноармейский, 14 (до 1927-пер. Конюшенный)) (иллюстрации, рис. 34, 35) (том. II, рис. 50) [79, С. 79]. Первая в Барнауле частная женская гимназия Буткевич, размещалась на пересечении улицы Короленко и Красноармейского проспекта. Деревянное здание гимназии было построено в начале XX века. Первоначально угловая часть здания гимназии решалась одноэтажной. Вследствие надстройки в 1912 г. [102] объема здания на один этаж, гимназия приобрела еще более выразительный и законченный вид. Здание гимназии имеет Г-образный план и состоит из трех основных срубов на кирпичном фундаменте. Угловое решение здания акцентирует двухэтажный эркер с восьмиугольной башней завершенной большим шлемовидным куполом. Входные двери юго-западного фасада акцентированы выносными фронтонами. Парные окна первого и второго этажей своеобразно декорированы выступающими надоконными карнизами на резных кронштейнах. Карнизы одновременно служат козырьками, создающими тень в просторных внутренних комнатах. Двухэтажное здание гимназии строго организованно по архитектурному объему и выделяется монументальными пропорциями. Выразителен горизонтальный ритм здания, выраженный бревнами сруба. На старинной фотографии [79, С. 105] хорошо видно, что основные элемен 93 ты стен, наличники окон, карниз, фриз, фронтоны крылец украшала изящная пропильная резьба, значительная часть которой не сохранилась. Но даже в частично сохранившемся резном декоре здания восхищает изысканно пластичный рисунок орнамента в формах модерна.

Ипподром (чертежи датируются 1906 г.) (Томск) (иллюстрации, рис. 33, 35) (том. II, рис. 51) [92, С. 90-100]. Это одно из немногочисленных деревянных сооружений, спроектированных для Томска архитектором К.К.Лыгиным. К сожалению, постройки ипподрома не сохранились до настоящего времени. Изучение фотографий, запечатлевших построенный ипподром, позволяют сделать заключение о высокой степени реализации проекта.

Центральная часть главного фасада композиционно выделяется за счет этажности и парадной лестницы, ведущей на балкон второго этажа. Фронтон, спаренные колонны с кронштейнами, поддерживающими навес над балконом, резной щипец, декоративное ограждение лестницы - все акцентирует значимость центрального объема. Центральный фронтон композиционно поддерживается боковыми фронтонами одноэтажных левой и правой частей фасада, которые расположены над входами и увенчаны шпилями. Над центральным фронтоном укреплен флагшток. Декоративные элементы дверей, наличников, ограждений и прочих деталей позволяют отнести ипподром к стилю модерн, пополнив список деревянных сооружений Томска в этом новом стиле.

Рост капиталов местной буржуазии и престиж нового стилевого направления модерн в архитектуре Сибири обусловили появление заказов на новое деревянное строительство общественных зданий в Томской губернии. В то время как в городах центральной России в начале XX века новые здания возводились из кирпича, в городах Сибири преобладало возведение деревянных зданий. Появление в архитектуре Томской губернии в начале XX века деревянных общественных зданий в стилистике модерна стало особенностью сибирской архитектуры.

Похожие диссертации на Стиль модерн в архитектуре городов Томской губернии