Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Особенности архитектуры дальнего востока в эпоху модерна 15
1.1. Общая характеристика архитектурно-строительной деятельности Дальнего Востока конца XIX - начала XX вв 15
1.2. Стилистические направления архитектуры Дальнего Востока рубежа ХГХ-ХХ вв 23
1.3. Истоки дальневосточного модерна 38
ГЛАВА II. Модерн как стилевое явление в архитектуре дальнего востока 47
2.1. Эволюция модерна в дальневосточной архитектуре 47
2.2. Характерные особенности архитектуры модерна на Дальнем Востоке 67
2.3. Декоративные приёмы модерна в архитектуре дальневосточных городов 81
ГЛАВА III. Типология памятников архитектуры модерна дальнего востока 90
3.1. Особняки и доходные дома 90
3.2. Торговые и промышленные сооружения 113
3.3. Общественные здания 128
Заключение 144
Примечания 150
Литература
- Стилистические направления архитектуры Дальнего Востока рубежа ХГХ-ХХ вв
- Истоки дальневосточного модерна
- Характерные особенности архитектуры модерна на Дальнем Востоке
- Торговые и промышленные сооружения
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В мировой архитектуре стиль модерн занимает особое место как яркое и заслуживающее особого внимания явление Общеизвестно, что модерн тяготел к созданию новых форм архитектуры, сопротивляясь засилью безликой массовости Стилистическое и идейное многообразие модерна до сих пор привлекает внимание зодчих, то и дело обнаруживающих в архитектуре этого стиля интересные моменты в области организации и оформления архитектурно-пространственных композиций Причины популярности архитектурных поисков рубежа XIX-XX вв объясняются их ключевой ролью для самоопределения новейших течений зодчества Замечено, что инновационная архитектура, характеризующая сегодняшний облик городов, в некоторой степени является порождением модерна
В последние годы вновь становится востребованным эстетическое начало стиля модерн с его духом преобразования и стремлением к прекрасному, поскольку российское общество подходит к новому качеству восприятия архитектуры Современные требования к сооружениям архитектуры не ограничиваются лишь повышенным интересом к функциональности, эргономичное и экономичности Возрастает эстетическая ценность архитектуры, определенным образом позволяющая украсить жизнь человека во времени и пространстве
Для эффективного использования в архитектуре сегодняшнего дня модернистских тенденций важно исследовать их проявления в исторической ретроспективе В настоящее время в отечественном искусствоведении архитектура модерна достаточно изучена на уровне столичного архитектурного наследия, но не на региональном Вместе с тем, в отдельных провинциальных регионах России в последние годы наблюдается рост интереса к исследованию данной темы, что представляется нам чрезвычайно важным
Изучение сохранившегося архитектурного наследия в дальневосточном
з регионе в совокупности с архивными и научными материалами позволяет выявить среди различных стилистических направлений дальневосточной архитектуры стиль модерн, в развитии которого, в свою очередь, просматриваются как общие для российской архитектуры тенденции, так и местная, региональная специфика При этом архитектура Дальнего Востока России в рассматриваемый исторический период интересна не только присутствием в ней модерна, но особенно тем, что данный этап совпал в регионе со становлением архитектуры как таковой
Таким образом, актуальность исследования очевидна Она обусловлена, с одной стороны, потребностью восполнения существующих пробелов в истории архитектуры российских регионов и выявления культурной и художественной ценности памятников, относящихся к периоду конца Х1Х-начала XX вв, а с другой, важностью исследования и обобщения материалов, касающихся модерна, нового стилистического явления рубежа XIX—XX вв, имевшего распространение не только в центральной России, но и на далеких ее окраинах
Степень изученности темы. В научном мире накоплен значительный объем знаний по проблемам истории возникновения, особенностей применения и типологии стиля модерн Его образуют исследования, проведенные как в зарубежном, так и в российском искусствоведении Стиль изучен на уровне национальных школ и направлений в большинстве стран мира, где модерн имел распространение Историко-архитектурные материалы российских исследователей последнего времени в некоторой степени трансформировали существовавшие ранее в российском обществе взгляды на определение данного стиля
Современные исследования проблемы стиля модерн в архитектуре предложили общие принципы подхода к ней, выявили локальные варианты наиболее обобщенных закономерностей развития модерна в российской архитектуре, проследили ее взаимосвязи с архитектурой модерна в Европе
4 Анализ трудов, созданных отечественными учеными, позволил систематизировать их с учетом предмета исследования и выделить несколько направлений в изучении архитектуры эпохи модерна
Общетеоретическим вопросам посвящены исследования таких ученых как Е И Кириченко, В В Кириллов, Г Ю Стернин, А В Иконников, Е А Борисова, Т П Каждан, М В Нащокина, Б М Кириков Тема стилистического развития русского искусства рубежа ХІХ-ХХ вв была раскрыта в фундаментальных трудах Д В Сарабъянова, Д О Швидковского, а исследования В С Горюнова и М П Тубли широко охватили проблему архитектуры эпохи модерна в контексте общемирового культурного развития
Другая группа работ посвящена столичному модерну, который стал известен благодаря глубоким исследованиям MB Нащокиной, выявившей имена архитекторов московского модерна, составившей подробный каталог памятников архитектуры и систематизировавшей архитектурные особенности московского модерна.
Историю и особенности санкт-петербургского модерна достаточно полно осветили в своих трудах В В Кириллов, Б М Кириков Архитектуре модерна Нижнего Новгорода посвятила свое монографическое исследование О В Орельская Особенности прибалтийской архитектуры эпохи модерна рассмотрены в работе Я А Крастинына, а проблемы символа в архитектуре модерна - в исследовании СИ Николаевой Отдельные стороны стиля модерн в архитектуре рассматривали в своих работах также С О Хан-Магомедов, В Г. Лисовский, А И Власюк, А Л Пунин и др
Большинство исследований стиля модерн выполнены в рамках архитектуры столичных городов Москвы и Санкт-Петербурга. Провинциальная архитектура этой эпохи вызывает не меньший интерес Появившиеся в последние годы немногочисленные региональные исследования, рассматривая типичные явления архитектурной практики в различных региональных условиях, способствуют накоплению данных о провинциальном модерне Их обобщение создает предпосылки для выявления общероссийского пути раз-
5 вития архитектурного модерна и наиболее полного понимания истории российской архитектуры
На современном этапе, когда модерн признается в качестве уникального, легко узнаваемого «большого» стиля в искусстве и архитектуре, данная работа является логическим продолжением исследования его архитектурного наследия на региональном уровне
Архитектура Дальнего Востока России до настоящего времени остается малоизученной Памятники архитектуры и градостроительного искусства рубежа XIX-XX вв, созданные в отдельных случаях на незаурядном качественном уровне, долгое время оставались без внимания в силу советского скептического отношения к дореволюционной истории страны В последние годы появились публикации местных исследователей, посвященные вопросам истории развития Дальнего Востока России и дальневосточной архитектуры. Среди них монографии и научные статьи Н П Крадина, исследования истории дальневосточной архитектуры С С Левошко, Ю И. Лиханского, О Г Обертаса, А П Ивановой и другие материалы, представленные учеными на различных региональных научно-практических конференциях Автор данного исследования признает важность научных достижений и учитывает их в своей работе В то же время, осмысление проведенных изысканий, свидетельствует о том, что всеми уважаемые авторы далеко не исчерпали проблему присутствия модерна в архитектурной среде дальневосточного региона Даже в совокупности эти исследования не дают полного и всестороннего представления о феномене дальневосточного архитектурного модерна
В данном научном труде автор стремился восполнить образовавшийся пробел и достичь научно значимой цели
Цель исследования: выявление и определение типологических и стилистических особенностей модерна как одного из стилевых направлений в архитектуре городов Дальнего Востока конца XIX — начала XX вв
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели в ходе проведения изысканий решались следующие задачи-
изучить основные особенности становления архитектурной среды дальневосточных городов на рубеже XIX-XX вв ,
проследить истоки стиля модерн в дальневосточной архитектуре рассматриваемого периода, рассмотреть историю его развития и определить временные границы существования в регионе,
выявить типологию памятников архитектуры модерна на Дальнем Востоке,
раскрыть особенности интерпретации идеи модерна на провинциальной почве Дальнего Востока,
- определить роль модерна в формировании архитектурной среды
крупных дальневосточных городов
Решение выше перечисленных задач позволяет выйти на основную проблему исследования, которая заключается в установлении культурного значения и специфики архитектуры модерна Дальнего Востока России, явившейся своего рода откликом на трансформацию мироощущения человека рубежа XIX-XX вв
Хронологические рамки исследования, конец 1890-х - 1910-е гг Выбор данного периода обусловлен результатами изысканий автора Конец 1890хгг связан с первыми проявлениями модерна в архитектурных сооружениях городов Дальнего Востока 1910-е гг - завершение массового использования стиля модерн в архитектурно-строительной деятельности дальневосточной окраины России
Территориальные границы исследования включают архитектурное пространство наиболее крупных населенных пунктов юга Дальнего Востока России, где стиль модерн нашел наибольшее распространение Среди них такие города как Хабаровск, Благовещенск, Владивосток и Уссурийск (Ни-кольск-Уссурийский) в очерченных выше хронологических рамках
Объектом исследования является архитектура исторических городов российского Дальнего Востока, обладающая наиболее выраженными стиле-
7 вьши признаками и являющаяся прямым или опосредованным результатом профессиональной архитектурной деятельности
Предметом исследования является стиль модерн в архитектуре городов Дальнего Востока России
Методы научного исследования. Основополагающими научными методами, позволившими автору достичь цели, стали аналитический, сравнительный, описательный, систематический, источниковедческий На их основе были разработаны различные приемы и разработана методика проведения исследования.
Методика исследования. Характер основных задач определил комплексную методику исследования в ее историческом и аналитическом аспектах, что предполагало
- анализ научных исследований, касающихся архитектуры историче
ских городов Дальнего Востока России конца 1880-х -1910-х гг для получе
ния наиболее полной информации и выработки объективных критериев в
оценке ее значимости,
выявление и изучение историко-архивных материалов текстовых документов, чертежей и дореволюционных фотографий сохранившихся зданий, поиск графических изображений утраченных памятников архитектуры дальневосточных городов;
натурные обследования архитектурных объектов, их фотофиксация;
стилистический и сравнительный анализ зданий и сооружений Полученный материал систематизирован автором по типам зданий и их
стилевым характеристикам в избранном хронологическом периоде, что позволило выявить особенности восприятия и архитектурного воплощения стиля модерн в городах Дальнего Востока России
Источниковая база исследования. Главными объектами данного исследования стали сохранившиеся памятники архитектуры эпохи модерн в современных городах российского Дальнего Востока Источниковой базой послужили архивные материалы, связанные с архитектурной и строительной
8 деятельностью на Дальнем Востоке России в рассматриваемый период Документальные и изобразительные источники были собраны в крупнейших российских и дальневосточных хранилищах Российском государственном историческом архиве (РГИА), Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), Российском государственном историческом архиве Дальнего Востока (РГИА ДВ), Государственном архиве Хабаровского края (ГАХК), Государственном архиве Приморского края (ГАПК), Государственном архиве Амурской области (ГААО), Государственном архиве Читинской области (ГАЧО), Дальневосточной государственной научной библиотеке (ДВГНБ), Приморском государственном объединенном музее им В К Арсеньева (ПГОМ им В.К Арсеньева), Дальневосточном государственном художественном музее (ДГХМ), Хабаровском краевом краеведческом музее им Н.И. Гродекова (ХККМ)
Автором использованы как важнейшие информационные продукты профессиональная литература, описывающая архитектуру периода конца XIX - начала XX вв в целом, и исследования, посвященные истории формирования и развития стиля модерн в зарубежной и отечественной архитектуре (дореволюционные и современные издания) Кроме того, немаловажными источниками стали справочные, статистические и периодические издания конца XIX - начала XX вв
Научная новизна исследования. Автором впервые предпринята попытка комплексного исследования архитектуры российского Дальнего Востока рубежа XIX-XX вв и выявления в ней памятников стиля модерн, определения его истоков и масштабов распространения, степени влияния и характерных признаков В диссертации прослежены пути проникновения и особенности стиля модерн в архитектуре дальневосточных городов, проанализированы планировочные, объемно-пространственные композиционные особенности памятников архитектуры этого стиля, а также характерные признаки их художественно-декоративного оформления
9 Практическая значимость работы заключается в установлении памятников архитектуры модерна в дальневосточных городах с целью сохранения полной картины исторического архитектурного наследия Дальнего Востока России рубежа XIX-XX вв При этом были учтены и самые тривиальные, с архитектурной точки зрения, постройки, в которых модерн проявился лишь в отдельных незначительных деталях, поскольку даже такие сооружения являются частью общей системы развития стиля в регионе, приобретая, таким образом, важное социокультурное и искусствоведческое значение Это позволяет шире взглянуть на проблему исторического наследия и перейти от изучения отдельных памятников к сохранению всего комплекса историко-культурного ландшафта Диссертация вводит в научный оборот новый фактологический материал, дает оценочные характеристики развития стиля модерн в архитектуре российского Дальнего Востока
Материалы исследования могут применяться в реставрационной практике при реконструкции исторической застройки дальневосточных городов, для организации экскурсионных маршрутов по дальневосточным городам, а также в практической деятельности по охране и сохранению историко-культурного наследия Дальнего Востока России Основные положения и фактологические данные диссертации используются в лекционных курсах для студентов, а также могут применяться в практике проведения дальнейших исследований в области искусствоведения
Апробация исследования. Основные положения диссертации обсуждались на международных и региональных симпозиумах и конференциях, были опубликованы в научной (4 статьи) и периодической (3 статьи) печати, а также размещались в электронном журнале Материалы диссертации были использованы автором в лекционных курсах, прочитанных для студентов художественно-графического факультета ДВГТУ
На защиту выносятся следующие положения: Обоснование хронологических границ развития стиля модерн в городах Дальнего Востока.
Обоснование местных особенностей распространения и освоения форм стилевой архитектуры модерна на Дальнем Востоке
Определение роли и места стиля модерн в архитектуре городов Дальнего Востока
Структура диссертации Работа представлена в двух томах Том 1 выдержан в соответствии с требованиями к данному типу научных трудов Он состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (всего 257 наименований) Общий объем 1-го тома - 177 стр
Том 2 (приложение) включает таблицы экспозиции и архитектурные паспорта зданий (фотографии, графические и текстовые материалы), дополняющие текстовую часть исследования Общий объем 2-го тома- 186 стр
Стилистические направления архитектуры Дальнего Востока рубежа ХГХ-ХХ вв
Важным шагом, стимулировавшим каменное строительство, стало введение градостроительной регламентации. Постепенно изменилось соотношение деревянных и каменных строений. Постановления городских властей об обязательном возведении на центральных улицах только каменных зданий способствовало вытеснению массовой деревянной застройки на окраины. Новые крупные каменные здания, в несколько этажей, становились основой для формирования городских ансамблей, придавая населенному месту особый колорит и стилистическое звучание.
Быстрорастущие дальневосточные города испытывали острую нехват-ку архитектурных кадров. Почти всё строительство велось силами инженеров военных ведомств. Исследования Н.П. Крадина свидетельствуют о том, что в процессе создания новых поселений они «своими силами обеспечивали проектирование и строительство самых разнообразных комплексов и сооружений» . Им приходилось строить всё, начиная от объектов гражданского назначения и заканчивая храмами. «Главными поставщиками инженеров» в дальневосточный регион были Военно-инженерная академия (г. Москва) и Институт гражданских инженеров (г. Санкт-Петербург)6. В связи со строительством железных дорог, основной приток этих специалистов (наряду с инженерами путей сообщения) на Дальний Восток пришёлся на рубеж XIX-XX вв. В 1900-х гг., после событий русско-японской войны (1904-1905 гг.), возросло количество профессиональных архитекторов за счёт специалистов, вернувшихся из Маньчжурии. Именно они сыграли важную роль в развитии архитектуры Дальнего Востока. Это наилучшим образом отразилось на качестве застройки городов.
Необходимо отметить, что немаловажную роль в улучшении архитектурно-строительной деятельности играли конкурсы на лучший проект. По заказу городских властей конкурсы объявляло и проводило Санкт-Петербургское общество архитекторов. Такая практика существовала при разработке проектов крупных представительных зданий - общественных собраний, управ, дум, музеев и т.п. Авторы проектов предлагали свои работы с учетом требований заказчиков и условий конкурса. Специально созданное жюри строго следило за выполнением предъявленных требований и отбирало лучший проект. Подобные состязания позволяли городским самоуправлениям решить сразу несколько проблем: кадровую, качества разработанных проектов и, как результат, улучшения внешнего облика городов. В результате успешно организованных и проведенных конкурсов появились такие архитектурные сооружения как, например здание хабаровского Городского дома (1907-1909 гг.) или Пушкинский Народный дом во Владивостоке (1907 г.). Благодаря таким конкурсам столичные зодчие не оставались в стороне от застройки Дальнего Востока. Впрочем, их участие в провинциальном строительстве было обычным явлением, характерным для большинства уголков России. Разработка в столицах конкурсных проектов для периферии и их реализация способствовала, по мнению Н.П. Крадина, «проникновению в отдалённые города достижений в области архитектуры и градострительства, что в свою очередь ставило провинциальные города на более высокий уровень в области зодчества и культуры в целом» 7.
К достижениям в области архитектуры, использованных при проектировании и строительстве зданий, относятся эклектика, некоторые варианты неостилей (ретроспективизм) и модерн. Архитектурные формы эклектики превалировали в строительной практике рассматриваемых городов на этапе становления дальневосточной архитектуры: в 1880 - 1890-е гг. К числу эклектического направления дальневосточной архитектуры следует отнести так называемый «кирпичный» стиль (или «кирпичное узорочье» , имевший широкое распространение в регионе).
По мере развития дальневосточной архитектуры особое внимание архитекторов и заказчиков стал привлекать модерн. Наряду с ним заметное распространение получили архитектурные формы неостилей: неренессанса, необарокко (причем это характерно для творчества некоторых отдельных архитекторов) и в более поздний период - неоклассицизма.
Стилевое многообразие сооружений дальневосточных городов рассматриваемого периода прослеживается в коллекциях открыток, старых фотографий и фотонегативов в фондах ПГОМ им. В.К. Арсеньева, ГАХК, ХККМ им. Н.И. Гродекова, ДВГНБ. На этих уникальных исторических источниках отображены виды городских панорам, площадей, улиц, отдельных зданий, культовых построек и инженерных сооружений. Данный калейдоскоп фотографий убедительно демонстрирует наличие всех выше перечисленных стилевых направлений в архитектуре Дальнего Востока2.
Важно подчеркнуть, что, не смотря на сходство архитектурно-градостроительной ситуации, сложившейся к началу XX в. в городах Дальнего Востока, в архитектуре каждого города существовали свои стилистические предпочтения. Так, во Владивостоке и Никольске-Уссурийском ярче других проявились модерн (в его романтическом и рациональном вариантах) и ретро-спективные увлечения неоренессансными и неоклассическими реминисценциями. В Хабаровске и Благовещенске доминировала эклектика, модерн в этих городах, по количеству созданных в нём сооружений, уступает большему числу построек «кирпичного узорочья» в псевдоготическом и псевдорусском исполнении
Истоки дальневосточного модерна
Формированию единого внутреннего пространства этого сооружения препятствовал сложный рельеф города, поэтому важную роль в организации его пространственной композиции играют многочисленные чугунные лестницы. Благодаря таланту архитектора лестницы стали настоящим украшением. Универмаг «Кунст и Альберс» во Владивостоке являет собой наглядный пример вживания европейской архитектурной традиции модерна на дальневосточной земле. Яркий, выстроенный с размахом, он словно утверждал торжество идеи «нового стиля» в регионе.
В хабаровской архитектуре представителем рассматриваемого стилистического направления (из известных зданий) можно считать доходный дом А.К. Архипова, первоначальный облик которого ныне утрачен (Илл. 138). Старые фотографии и сохранившийся проект его фасада подтверждают, что дом построен в духе европейского романтизма и родственен архитектурным образцам раннего модерна городов Маньчжурии4. В Благовещенске ранний декоративный модерн был представлен магазином М.Т. Гурикова (постр. ок. 1909г.Несохр.Илл. 137).
Более поздние произведения романтического жанра модерна преодолевают историческое цитирование, их архитектурно-художественный строй концентрируется на новых волнообразных линиях и текучих формах, восходивших к знаменитой линии «удара бича» Г. Обриста.
Вненациональная романтическая стилистика модерна обнаруживается в доходном доме Хлебниковых в Хабаровске (ул. Муравьёва-Амурского, 8. 1902 г. Илл. 26), здании Русско-Азиатского банка в Хабаровске (ул. Муравьёва-Амурского, 24. 1908 г. Илл. 100), доходном доме А.Б. Филипченко во Владивостоке (ул. Светланская, 111. 1910 г. Илл. 38), здании Спортивного общества во Владивостоке (Корабельная набережная, 21. 1908-1910 гг. Илл. 110), особняке Бринеров во Владивостоке (ул. Алеутская, 15. 1913 г. Илл. 16), до 53 ходном доме В. Алексеева в Благовещенске (ул. Пионерская, 32. 1907 г. Илл. 33)и др.
В исторической застройке Никольск-Уссурийска есть образец декоративного модерна - особняк-контора П.Н. Кравецкого (ул. Октябрьская, 75. 1914 г. Илл. 17). Его архитектурно-художественное решение демонстрирует связь с московскими особняками Л.Н. Кекушева. Образ особняка подчёркнуто спокоен, солиден и в меру декорирован. Его главный уличный фасад оформлен с использованием ренессансно-классицистических форм, гипертрофированных во вкусе модерна.
Черты романтического модерна проявились в дальневосточной архитектуре в своеобразной компоновке объёмов зданий, в асимметричных композициях фасадов, строившихся на сочетаниях прямоугольных и криволинейных форм. Геометричность фасадов смягчала текучие очертания аттиков, излюбленные модерном полукруглые и овальные окна, двери в виде буквы «омега», напоминавшие улыбку, «благодаря чему архитектуру в этом стиле прозвали «улыбающейся»5. Последние, как правило, исполняли роль основных композиционных акцентов. Декоративное убранство включало кованые ограждения балконов, решёток парапетов и оград, рисунок которых основывался на сочетании прямых и упругих извилистых линий орнамента «нового стиля». Характерными деталями отделки были лепные маски - знаменитые «знаки» модерна.
В более декоративном варианте модерн на Дальнем Востоке проявился в творчестве таких архитекторов, как Г.Р. Юнгхендель, В.К. Гольденштедт, Д.В. Шебалин, Д.В. Виноградов, Б.А. Малиновский и инженеров И.В. Машкова, Н.Д. Федосеева и др.
Архитектура перечисленных зданий и, в первую очередь, универмага «Кунст и Альберс» демонстрирует основную особенность раннего модерна -использование его репрезентативных свойств в сооружениях коммерческого характера. Это отличает модерн Дальнего Востока от модерна в столичной архитектуре, где данное направление использовалось, главным образом, в частной архитектуре (особняках, жилых загородных домах), как и в параллельно ей развивавшейся архитектуре Маньчжурии.
Варианты раннего модерна, с его стилистическими приёмами, оставались популярными в среде дальневосточных архитекторов и их заказчиков на протяжении всего периода существования модерна на Дальнем Востоке.
В дальневосточной архитектуре 1910-х гг. одним из направлений модерна явилась национально-русская стилистика. Её появление, как уже было сказано, в регионе произошло со значительным опозданием 5. В сравнении с европейско-романтической волной модерна культурная миссия неорусского стиля была особой. Присутствие русской стилистики в дальневосточной архитектуре, во-первых, способствовало утверждению государственности на отдалённых рубежах России, а, во-вторых, эмоционально поддерживало русскую часть дальневосточного населения, которое на тот момент было весьма многонациональным. По данным исследования Т.З. Позняк, в рассматриваемый период, доля иностранцев среди гражданского населения достигала в некоторых дальневосточных городах 60 % .
В связи с этим обстоятельством, неорусский стиль оказался востребованным, прежде всего, в строительстве официальных общественных зданий Дальнего Востока. В отдельных случаях к нему обращалась торговая и промышленная архитектура. Вокзалы дальневосточных городов в своем облике демонстрировали осмысленную передачу национальных мотивов русской архитектуры, переработанных с точки зрения современного взгляда на конструктивную сторону строений.
Характерные особенности архитектуры модерна на Дальнем Востоке
Особняк был неотделим от личности владельца, выражал его менталь-ность, а в модерне он стал своеобразной «материализацией мечты», ведущей к гармонии внутреннего мира владельца и окружающего его пространства. При проектировании особняков большое внимание уделялось бытовым вопросам удобства, комфорта, полезности всего, что окружало человека. Их планировка была максимально рациональна и соответствовала центрической системе до-ма. Планы особняков модерна обычно тяготели к квадрату и состояли из таких же квадратных комнат. Как правило, композиционным центром дома был холл, вокруг него по спирали проектировались все другие помещения. Такая планировка делала особняк очень компактным. Характер построения здания «изнутри - наружу» предопределял динамику изменчивости его фасадов и позволял с улицы «читать» и угадывать особенности внутреннего устройства дома.
Рассматривая архитектурное наследие российских дальневосточных городов, необходимо отметить, что в отличие от столичной ситуации, особняки не были здесь лидирующим типом сооружений. Это объясняется тем, что количество соответствующих заказчиков подобной архитектуры в регионе было всё же не столь велико. В большинстве случаев частные владения более или менее состоятельных дальневосточников представляли собой ансамбли из чисто утилитарных кирпичных и деревянных строений (жилых и хозяйственных), имеющих в оформлении фасадов признаки эклектики. Прагматичные и предприимчивые горожане предпочитали вкладывать свои деньги в строительство доходных домов, необходимость в которых была очень острой в регионе.
Как показало исследование, на Дальнем Востоке функции большинства особняков не ограничивались только жилыми. Эти сооружения условно можно разделить на две группы: в первую входят непосредственно особняки - в полном смысле этого значения \ во вторую - здания особнякового типа с до 92 полнителъными функциями. Последние помимо жилых помещений могли включать в себя магазины, конторы, врачебные кабинеты, типографии и т.п.
Традиции модерна проявились и в архитектуре особняков Дальнего Востока сравнительно поздно - в 1908 - 1914 гг. В основном, они представляли собой небольшие, двухэтажные (или в редких случаях - трёхэтажные) сооружения, прямоугольные в плане, занимавшие островное положение в застройке улиц. Желание заказчиков выделиться, быть замеченным на общем городском фоне побуждало архитекторов обращаться к новому современному стилю при их строительстве. Особняк в стиле модерн обладал индивидуальностью, позволял характеризовать его владельца как обеспеченного и современного человека, отдающего предпочтение новой культурной моде.
Самые яркие особняки в стиле модерн были созданы ведущими дальневосточными архитекторами и инженерами рассматриваемого времени (Г. Юнгхендель, Б.А. Малиновский, P.M. Блюм, А.К. Гольденштедт, Ф.Ф. Венсан). Они принадлежали самым состоятельным и представительным заказчикам - крупным предпринимателям и домовладельцам, представителям высшего гражданского и военного чиновничества и т.п.
В качестве показательных образцов особняков в стиле модерн на Дальнем Востоке России можно назвать особняки в г. Свободном Амурской области (ул. Ленина, 9 и 42. Илл. 1,2). Вероятно, эти особняки были созданы с использованием готовых проектов, разработанных санкт-петербургскими зодчими для КВЖД2. Аналогичные постройки (1901-1904 гг.) сохранились в Харбине3. Здания отличаются простотой и лаконизмом объёмно-пространственных композиций. Характерной особенностью их внешнего оформления было сочетание гладких оштукатуренных стен и резного декора из тёмного морёного дерева (ограждения балконов, веранд, навесы террас и пр.). Программным произведением модерна на Дальнем Востоке, бесспорно, является бывший особняк семьи Бринеров (г. Владивосток, ул. Алеутская, 15, 1913 г. Илл. 16), построенный предположительно по проекту архитектора Георга Юнгхенделя. Особняк занимает островное положение на возвышающемся над улицей естественном холме, за счет чего усиливается автономность и приватность его архитектуры. Прямоугольная конфигурация плана особняка осложнена всевозможными выступами. Оригинальная объёмно-пространственная композиция дома Бриннеров решена характерными для модерна приёмами. (См. табл. 3.1.3.)
Динамичная взаимосвязь внутренних пространств особняка легко читается в облике его фасадов. Архитектурный принцип модерна «изнутри - наружу» максимально использован архитектором в этом сооружении, являющем собой пример интернациональной направленности стиля, поскольку его архитектурные формы свободны от национальной окраски и исторических заимствований. Выразительность архитектуры особняка Бринеров основана на выраженной линеарности, перетекаемости объёмов, соединении разнофактурных материалов, использовании новых декоративных деталей. Во всём этом обнаруживается близость с европейской разновидностью модерна, что подтверждает мысль о том, что его проектировал европейский зодчий.
Композиционное решение фасадов дома Бринеров со свободной группировкой окон, эркерами, балконами лаконично и выразительно. Оформление включает в себя лепной декор в виде цветочных гирлянд и характерных геометрических подвесок, шахматный фриз из керамической плитки, опоясывающий особняк в подкарнизной его части и криволинейном аттике. Здание украшают кованые решетки балконных ограждений геометрического рисунка, составленного из колец и линий, созвучному мотиву подвески. Цокольный этаж дома рустован.
Торговые и промышленные сооружения
Наибольший элемент новаторства среди всех зданий учебных заведений рассматриваемых дальневосточных городов эпохи модерна, содержал в себе проект женской Алексеевской гимназии во Владивостоке (Илл. 14). По характеру архитектуры здание можно отнести к рациональному модерну. Композицию составляют два разновеликих объёма: прямоугольный, в котором находились учебные помещения и рекреации, и Г-образный в плане, где размещались гимнастический и актовый залы, столовая, подсобные помещения. Оба объёма соединены вставкой лестничной клетки. Все фасады гимназии имеют равнозначное пластическое решение, определяемое ритмом широких лучковых окон и гладких простенков. Здание завершается широким декоративным фризом из зелёной глазурованной плитки и плоского карниза, над которым устроен решетчатый парапет. Архитектурный лаконизм женской Алексеевской гимназии выражен в подчёркнуто линеарном оформлении фасадов, что выгодно выделяло её на фоне рядовой городской застройки. Рациональность и функциональная оправданность архитектурной композиции данного сооружения делали его удобным для учащихся. Этот проект можно назвать удачей архитектора, грамотно применившего идеи нового архитектурного направления на практике.
Как известно, на рубеже ХГХ-ХХ вв. в российских городах стало расти количество различных культурных центров - Народных домов, Общественных собраний, театров, иллюзионов, музеев, библиотек и т.д. В дальневосточном регионе существовал огромный спрос на разного рода культурно-развлекательные учреждения, которые были необходимы, чтобы "изменить в лучшую сторону восприятие населением далёкой окраины" и скрасить унылую однообразную жизнь молодых городов 15.
Народные дома стали появляться в России в начале XX в., но далеко не в каждом городе. Примечательно, что на Дальнем Востоке они получили широкое распространение. В каждом из исследуемых дальневосточных городов существовали народные дома. Эти культурно-просветительские учреждения, организованные, как правило, на пожертвования состоятельных горожан, вели культурную пропаганду в среде неграмотных переселенцев (крестьян и пр.). Они имели важное значение в отношении культурного развития преобладающей части дальневосточного населения начала XX в., поскольку молодой развивавшийся регион нуждался в грамотных рабочих кадрах. Выполняя проекты зданий для таких общественных заведений, архитекторы чаще всего прибегали к эклектике, выражавшейся в кирпичных вариациях пседорусского стиля, который символизировал в архитектуре Дальнего Востока России идею гражданственности.
Исключением может считаться здание Народного дома в Никольске-Уссурийском (ул.Володарского, 33. 1906-1907гг. Арх. Д.В.Шебалин. Илл. 112), построенного на средства крупных дальневосточных предпринимателей братьев Пьянковых в новом современном стиле. Народный дом включал театральный зал, библиотеку и начальную школу16. Характерные признаки модерна проявились в асимметричной композиции разновеликих объёмов, в сочетании окон разной формы и пропорций, в причудливом ленточном оформлении фасадов. Композиции фасадов развиваются по горизонтали. Контрастность ленточного декора и гладкой стены, подчёркнута их цветовым сочетанием: белый декор на красновато-коричневом фоне. Основные объёмы здания венчают четырёхскатные крыши с характерным восточным переломом.
Популярными объектами для проведений различных культурных мероприятий (балов, праздников, концертов, творческих встреч и т.д.) на рубеже ХГХ-ХХ вв. становились так называемые «Собрания». В отличие от Народных домов они часто были элитными (доступными для представителей выспшх слоев населения) и подразумевались как своего рода клубы, где по вечерам и выходным собирались военные, чиновники, купечество, представители интеллигенции. В качестве примера использования стилистики модерна в оформлении здания такого рода можно привести постройку Железнодорожного Собрания во Владивостоке (ул. Алеутская, 16. 1912 г. Арх. А.К. Гольденштедт. Илл. 118). В оформлении его фасада использованы декоративные приёмы «северного модерна», что было характерным для творчества его архитектора А.К. Гольденштедта - выпускника Института гражданских инженеров Императора Николая I (1905 г.). Протяжённый уличный фасад здания имеет асимметричную композицию с двумя входными ризалитами, фланкированными рустованными лопатками и подчёркнутыми высокими стенками угловатых аттиков. Над входами устроены монолитные бетонные козырьки, поддерживаемые декоративными пилонами. Небольшим омегообразным окнам, размещённым над козырьками, соответствуют группы строенных узких окон, объединённых сверху маленькими узкими карнизами. Вертикальный ритм фасаду задают узкие окна первого и второго этажей, попарно объединённые декоративными вставками и прорезанными вертикальными желобками. Резкий вынос карниза, отмеченный крупными сухариками, несёт четыре прямоугольных столбика, между которыми была установлена кованая парапетная решётка. В целом архитектура здания Железнодорожного Собрания подчёркнуто рациональна.
Новый век принёс с собой пропаганду спорта и здорового образа жизни. В моду входили мужественность и джингоизм. Образ физически здорового, сильного человека - отважного и решительного, не мог не импонировать жителям дальневосточных городов. Именно такие люди нужны были региону, чтобы развивать его на всех уровнях - политическом, экономическом, культурном. В 1903 г. во Владивостоке было основано Спортивное общество, занимавшееся пропагандой спорта и устраивавшее различные спортивные со 138 ревнования. Оно построило для себя сооружение, которое вместе с прилегающим к нему участком, по праву может называться первым спортивным комплексом на Дальнем Востоке (Корабельная набережная, 21. 1908-1910 гг. Илл. ПО). В здании Общества спорта размещались спортзалы, раздевалки, комнаты для занятий и спортивная библиотека, рядом с ним были устроены теннисные корты и площадка для игр с мячом. Сооружение расположилось у подножия высокого холма таким образом, что задний его фасад вплотную примыкает к склону. Уличный фасад, фланкированный мощными ризалитами в два этажа, увенчанными криволинейными аттиками, имеет симметричное решение. Как и большинство сооружений дальневосточного модерна, он имеет характерное вертикальное членение лопатками, часть которых продолжается в аттиках и завершается скруглёнными столбиками с отверстиями посредине. Основным украшением фасада служат окна разнообразной формы. В оформлении ризалитов маленькие круглые окна-иллюминаторы верхнего этажа сочетаются с прямоугольными окнами нижнего. В средней части использованы высокие полукруглые окна. Композиционным центром фасада служит большое «улыбающееся» окно, расположенное по центральной оси. Стены здания выложены из серого кирпича. По контрасту с ними декоративные элементы фасада (оконные обрамления и плоский орнаментальный декор лопаток) были отштукатурены и выкрашены в белый цвет.