Введение к работе
Актуальность темы исследования. Усадебные комплексы составляют значительную часть архитектурного наследия Эстонской ССР. Они привлекают внимание уже количеством - на сравнительно небольшой территории республики насчитывается около ИЗО бывших помещичьих, казенных, муниципальных и пасторских усадеб. Следует отметить, что многие из них состоят из десятков строений и включают обширные парки, - мы располагаем данными, касающимися примерно 9100 усадебных построек, сохранившихся до наших дней, и около тысячи усадебных парков. Многие усадьбы до сих пор доминируют в сельском пейзаже, оказывают влияние на формирование его архитектурно-художественного облика. В выдающихся образцах усадебной архитектуры ярко воплотились лучшие черты художественного мышления эпохи; поэтому более двухсот усадебных комплексов взяты под охрану государства и объявлены архитектурными памятниками местного, республиканского и всесоюзного значения.
В то же время необходимо отметить, что это богатейшее архитектурное наследие изучено все еще недостаточно многосторонне и основательно. Особенно это касается более поздних пластов усадебной архитектуры - до сих пор внимание исследователей (В. Вага, Ю. Майсте, М. Мяннисалу, X. Пиранг, Г. Рянк, X. Юпрус и др.) привлекали прежде всего памятники барокко и классицизма,
- I -
в то время как эклектика и модерн оставались как бы в тени. Объясняется это отчасти тем, что оценка архитектуры второй половины XIX - начала XX века долгое время была в основном негативной.
Переоценка архитектуры эклектики и модерна в современной науке позволяет по-новому взглянуть и на строительное наследие этого периода на примере усадеб Эстонии. Вряд ли после многочисленных и разноплановых исследований, проведенных в последние двадцать-тридцать лет как советскими (Е.А. Борисова, А.И. Власгок, Т.П. Каждан, В.В. Кириллов, Е.И. Кириченко, Б.М. Кири-ков, Я.А. Крастыньш, В.Г. Лисовский, А.Л. Пунин, Н.Ф. Хомутец-кий и др., в Эстонии - Л. Гене, 0. Коченовский, К. Халлас), так и зарубежными (Р. Вагнер-Ригер, М. Жируар, К. Демер, Р. Мидцелтон, К. Мильде, С. Мутезиус, Н. Певзнер, X. Зедльмайр, Г.-Р. Хичкук и др.) специалистами можно усомниться в важности рассматриваемого периода для общей истории зодчества. Поскольку многочисленные постройки того времени составляют до сих пор основной фонд многих городов и сельских местностей, серьезное и глубокое осмысление архитектурно-строительной деятельности этого периода, взятое во всем многообразии ее направлений и результатов, определение прогрессивных и регрессивных линий ее развития, выработка критериев ее оценки имеют непосредственное значение и для современной строительной практики.
Предмет исследования и хронологические границы. Предметом анализа является усадебная архитектура Эстонии периодов эклектики и модерна - то есть, с начала 1830-х годов до середины 1910-х годов. Частично, прежде всего при освещении процесса формирования эклектики, прослеживаются и отдельные аспекты
развития усадебной архитектуры несколько более раннего периода (вторая половина ХУШ - начато XIX вв.). Основное внимание обращено на сохранившиеся памятники, но в интересах целостности картины осуществлен анализ и некоторых важнейших объектов, не сохранившихся до наших дней.
Цель исследования заключается в анализе усадебной архитектуры Эстонии, а также в создании необходимых теоретических предпосылок для выработки обоснованных критериев сохранения и современного использования памятников архитектуры.
Поставленная цель определяет следующие задачи диссертации:
выявить социально-экономические и культурные факторы, способствовавшие формированию усадебной архитектуры;
провести историко-архитектурный анализ наиболее значительных усадебных комплексов, исследовать их структурные, ан-самблево-планировочные-, архитектурно-пространственные и декоративные принципы;
определить характерные стилевые черты усадебной архитектуры Эстонии на разных этапах развития, соотношение в ней профессиональных и народных начал, определить характер различных влияний;
на основании анализа исторической застройки выявить самые ценлые в архитектурно-художественном отношении сохранившиеся памятники усадебной архитектуры, которые нуждаются во включении в государственную систему охраны памятников.
Метод исследования. В основе диссертации лежит комплексная методика исследования, которая включает как натурное изучение сохранившихся памятников усадебной архитектуры, так и разностороннее штудирование архивных, музейных и -литературных
источников.
Полевые исследования осуществлены в основном в два этапа: вначале (в 1977-80 гг.) была проведена .(совместно с Ю. Майсте) инвентаризация, охватывапцая все усадьбы республики; затем -ряд продолжительных экспедиций (1981-85 гг.), в ходе которых были уточнены данные об архитектурных памятниках, относящихся к рассматриваемому периоду. Собранный таким образом материал -анкетные описания, фотографии и обмерные чертежи - хранится в Таллинне, в Республиканской инспекции охраны памятников архитектуры.
В работе использованы документы из более чем десяти советских (ЦТИА ЭССР, ЦГАОР ЭССР, ГИМ ЭССР, ГЗД ЭССР, ЦГИА Лат'вССР, Государственный Эрмитаж, Н.-и музей архитектуры им. А.В. Щусева и др.) и зарубежных (Марбургский университет, собрания бывших владельцев имений) архивов и музеев, а также фотоматериалы из многих частных коллекций.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые сделана попытка проведения комплексного анализа усадебной архитектуры Эстонии периодов эклектики и модерна - одного из наименее изученных разделов истории архитектуры республики. В научный обиход вовлечено большое число неопубликованных ранее объектов, проведена их систематизация, датировка и атрибуция, сделана попытка дать объективную оценку их художественной ценности.
Практическая ценность. Результаты проведенной работы имеют непосредственную ценность для историко-архитектурной науки - и прежде всего для разделов, посвященных анализу архитектуры Эстонии эпохи капитализма. Высказанные теоретические положения, выявленные закономерности и композиционные приемы организации
усадеб, осуществленные автором обмеры, реконструкции, фотофиксация, графический„материал по конкретным зданиям и объектам садово-паркового искусства могут, быть использованы в проектно-'реставрационной практике, а также при решении вопросов районной планировки и разработке проектов переустройства населенных мест. Материалы исследования позволяют значительно расширить список памятников архитектуры, подлежащих охране и реставрации.
Апробация и внедрение. Основные результаты и положения диссертации опубликованы в 15 статьях общим объемом 8,0 печатных листов, а также представлены в докладах на II, III, I научных конференциях ШИ памятников культуры в Таллинне, на республиканской конференции "Архитектурное наследие конца XIX -начала XX века и его роль в современном градостроительстве (Таллинн, 1983), на республиканской конференции "Совершенствование исследований, реставрации и приспособления к современным нуждам усадебных ансамблей - памятников культуры" (Вильнюс, 1984), на У Международном симпозиуме "Хомбургские чтения" (Бад Хомбург, ФРГ, 1984), на конференциях региональной группы ИК0МО0 республик Прибалтики и БССР (Минск, 1985; Рига, 1987), на международном коллоквиуме ИКОМОС (Таллинн, 1985), на научной конференции, посвященной 60-летию ЦГИА ЭССР (Тарту, 1986) и на Международном симпозиуме "Охрана дворцово—парковых ансамблей ХУІ-ХІХ вв. в странах бассейна Балтийского моря" (Санкел-марк, ФРГ, 1989). Диссертация обсуждалась и получила положительную оценку на заседании отдела архитектуры НЩ строительства Госстроя ЭССР.
Результаты исследования нашли применение:
- в разработке проектов реставрации ряда усадебных комп-
лексов (Авандузе, Алатскиви, Бихула, Иллусте, Мурасте, Мууга и др., всего 20 объектов);
при составлении многотомного издания "Свод памятников архитектуры Эстонии";
при составлении выставки "Эклектика и модерн в усадебной архитектуре Эстонии" (была экспонирована весной 1989 года в Люнебурге, ФРГ);
-' при выявлении наиболее примечательных объектов усадебной архитектуры, воздвигнутых в 1830-1910-е годы и введении их в список архитектурных памятников, охраняемых государством (список, включающий более 200 объектов, приведен в приложении),
Структура и объем -работы. Диссертация представлена в двух томах. Первый .том включает основной текст (введение, четыре главы и заключение - всего 138 с), а также примечания, список архивных источников (включающий 10 архивов) и литературы (232 наименования) и приложение. Второй том составляет альбом иллюстраций (более 320 натурных фотографий, обмерных чертежей, рисунков, карт на 78 таблицах). Общий объем работы - 372 с.