Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Толерантность как духовно-нравственное качество личности Третьякова, Елена Николаевна

Толерантность как духовно-нравственное качество личности
<
Толерантность как духовно-нравственное качество личности Толерантность как духовно-нравственное качество личности Толерантность как духовно-нравственное качество личности Толерантность как духовно-нравственное качество личности Толерантность как духовно-нравственное качество личности
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Третьякова, Елена Николаевна. Толерантность как духовно-нравственное качество личности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Третьякова Елена Николаевна; [Место защиты: Ленингр. гос. обл. ун-т им. А.С. Пушкина].- Санкт-Петербург-Пушкин, 2011.- 167 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/194

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

В проблемных областях философской антропологии и философии культуры важнейшей является философия личности в контексте ее этнической и социокультурной идентичности. При этом личность в общефилософском ее понимании трактуется как устойчивая система социально-значимых черт, свойств и качеств, характеризующих конкретного человека. Фундаментальными социокультурными факторами бытия личности выступают субъект-субъектные отношения: межличностное общение, диалог, духовная коммуникация, основанные на уважении человека, веротерпимости, толерантности, любви и долге. Толерантность как духовно-нравственное качество личности становится все более необходимым современному человеку, а в межличностном взаимодействии она существенно отличается от других нравственных качеств, ценностей и установок личности.

Феномен толерантности вызывается к жизни этнокультурной и социальной неоднородностью общества. Поэтому он становится объектом исследования в психологии и педагогике, политологии и конфликтологии, этнологии и философии. При этом социальная философия, например, исследует толерантность под углом зрения диалога культур и цивилизаций, выявления социальных и культурных оснований толерантности, оставляя вне исследовательского интереса следующие принципиальные философско-мировоззренческие вопросы: понимание человека как личности толерантной, выявление этнической и культурной идентичности человека, определение содержания толерантности как духовно-нравственного качества личности. Это составляет междисциплинарную предметную область философской антропологии и философии культуры и является исследовательской задачей данной работой.

В социологической литературе толерантность чаще всего рассматривается как явление межкультурных коммуникаций, как одна из важнейших духовных ценностей. Толерантность в культурфилософском плане понимается как уважение, принятие и адекватное понимание богатого многообразия культур цивилизованного мира, как форма самовыражения и способ проявления человеческой индивидуальности, личностной культуры. Поэтому необходимым становится определение понятия качества личности (то есть наиболее существенного признака, отражающего особенности выполнения личностью различных социальных и культурных функций) и понятия «другой», то есть «не Я», «отличный от меня», «не похожий на меня» и др. Какое место занимает толерантность в становлении человека как личности, какими способами и средствами возможно формирование личности толерантной – все это вопросы не только теоретического характера, но они прямо выходят на проблемы современной внутренней и международной политики (экстремизм, проявления национализма, религиозная нетерпимость и др.).

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема толерантности как феномена индивидуальной и общественной жизни вызывает большой интерес у российских и зарубежных ученых, представляющих различные области знания. В литературе сложились социокультурные и семантические подходы к толерантности. В русском языке существует два слова со сходным значением: «толерантность» и «терпимость». Термин «толерантность» воспринимается как «терпимость» и означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, а значит быть милосердным (В.И.Даль). В английском языке толерантность так же трактуется как терпимость, но ей придается еще один такой оттенок как поддержка, то есть взаимная помощь, выручка и т. д.

В политологии толерантность трактуется как позиция тех или иных политических сил, выражающая как их готовность допускать существование инакомыслия в своих рядах, так и политическая деятельность в качестве официально признанной оппозиции (Дж.Мерфи, В.В.Шалин и др.). Толерантная политическая культура означает уважительное отношение к любым политическим проявлениям, которые не противоречат существующему законодательству. В социологии термин «толерантность» трактуется как терпение, выносливость, готовность к примирению различных социальных слоев, классов и групп, имеющих свои особые социальные интересы (М.Вебер, Л.Морган, А.Тойнби, А.О.Бороноев, В.Н.Лавриненко, В.Д.Бакулов и др.).

С позиции культурологического знания толерантность представляет собой этическую норму, нахождение компромисса между конкурирующими культурами и религиями, готовность к принятию иных духовных ценностей, выступает как условие сохранения разнообразия, отличности, непохожести, инаковости, как диалог в межкультурном взаимодействии (А.А.Гусейнов, В.И.Гараджа, Р.Р.Валитова и др.). В социальной психологии и психологической антропологии выявляются отдельные аспекты проявления толерантности – интолерантности: удовлетворение человеком социальных потребностей, реакция индивида на социальные страхи и опасения, адекватное принятие личностью своего окружения и самого себя (Б.Скиннер, А.Лазарус, К.А.Абульханова-Славская и др.). В этих исследованиях уточняются нормативный и ценностно-ориентационный аспекты толерантности, понимание толерантности как ценности взаимодействия в условиях существующих противоречий, как стремление к согласию и бесконфликтности. Уделяется внимание вопросам толерантности в кросс-культурной и этнической психологии в связи с понятиями идентичности, межкультурной адаптации, культурного шока (Д.Мацумото, Г.У.Солдатова, Л.Г.Почебут, Н.М. Лебедева и др.).

Понятие толерантности нашло и свое философское осмысление. Оно соотносится с целым рядом категорий, среди которых такие как социальное сплочение (Платон), особый срединный душевный склад (Аристотель), веротерпимость (Дж.Локк), доброта (И.Кант), самобытность и осознание равноценности всех людей (Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев), национальная идентичность и мультикультурализм (М.Уолцер, М.Б.Хомяков). Однако до сих пор нет специальных исследований, выявляющих философско-антропологические и культурфилософские характеристики явления толерантности как духовного качества личности. В последние годы был издан ряд монографий по проблеме толерантности в контексте политической культуры («Демократия: конфликтность и толерантность» и др.), защищены диссертации философского плана (В.М.Золотухин «Толерантность как проблема философской антропологии», Е.И.Касьянова «Социально-философские основания толерантности» и др.). В этих трудах толерантность не рассматривается с позиций приоритета духовно-нравственной составляющей качества человека как личности. Настоящая работа закрывает этот пробел в исследованиях феномена толерантности.

Опираясь на понимание толерантности как исторического права человека и этноса на отличность, непохожесть, инаковость (А.Г.Асмолов), мы определяем содержание толерантности с учетом характеристик духовно-нравственного состояния культуры личности. Толерантность мы рассматриваем как духовно-нравственное качество личности, выраженное в принятии «другого» как личности, принятии его независимо от национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, социального, имущественного и должностного положения (социальные и культурные характеристики), а также возраста, состояния здоровья, пола, расы (антропологические характеристики). Тема данного диссертационного исследования затрагивает выявление характеристик толерантности как духовно-нравственного качества личности, она вносит определенный вклад в философскую антропологию и философии культуры.

Объект исследования - толерантность как феномен социальной и культурной жизни человека.

Предмет исследования – качественные характеристики толерантности современного человека как социализированной личности.

Цель исследования: раскрыть содержание толерантности как духовно- нравственного качества личности. Поставленная цель исследования определяет следующие задачи:

  1. Дать развернутую характеристику толерантности как духовно-нравственного качества личности с позиции культурно-философской антропологии.

  2. Определить содержательную сторону феномена толерантности в контексте анализа современных социальных и культурных трансформаций.

  3. Рассмотреть толерантность как принцип поведения и деятельности человека как личности толерантной на примере молодежи Сахалинской области.

Методологическая основа и исследовательская база работы. Исследовательскую основу диссертационного исследования составляет широкий круг философских (включая классические труды по философской антропологии М. Шеллера, Г. Плеснера и др.), религиоведческих, культурно-антропологических, социологических работ по проблеме философии личности. Феномен толерантности рассматривается с точки зрения его места в духовно-нравственной составляющей личности. В диссертационном исследовании применен комплексный культурно-антропологический подход, сочетающий культурно-сравнительный и аксиологический методы исследования. Эмпирическую базу настоящего исследования составили правовые и нормативные документы, данные социологических исследований.

Научная новизна исследования определяется авторским подходом и постановкой проблемы, обоснованием предмета анализа, заявленной целью и задачами:

  1. Обосновано авторское определение понятия толерантности как категории культурно-философской антропологии.

  2. Выявлены основные характеристики толерантности как духовно-нравственного качества личности: терпимость, милосердие, любознательность, интерес к «Другому» и др.

  3. Раскрыто содержание феномена толерантности как фактора, то есть причины, движущей силы социализации на примере молодежи Сахалинского региона.

Положения, выносимые на защиту:

  1. В культурантропологическом плане толерантность определяется как ценностное, духовно-нравственное качество личности, выраженное в принятии «Другого» как человека, независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, мировоззрения и идеологии.

  2. Доминантным способом формирования основных характеристик толерантной личности выступает утверждение приоритета общечеловеческих ценностей: культурный плюрализм, веротерпимость, положительная самоидентификация, ненасилие, нормы нравственности.

  3. Пути и способы социализации молодежи Сахалинского региона основываются на принятии идей этнокультурного и религиозного плюрализма, признании универсальных прав человека как личности, уважении человеческой индивидуальности, исторически сложившихся этнических традиций, норм и ценностей.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе представлен комплексный анализ феномена толерантности с позиций различных направлений научного знания: философии, религиоведения, социологии, культурологии, педагогики и психологии. Культурантропологический подход к толерантности с точки зрения приоритета духовно-нравственных ценностей позволил выявить ядро субъективной составляющей личности. Положения и выводы диссертации существенны для современного философско-антропологического знания. Выводы работы найдут свое применение в дальнейших исследованиях толерантности как духовно-нравственного качества личности современного человека.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы и выводы, содержащиеся в диссертации, можно использовать в процессе преподавания курсов философской антропологии, философии културы, религиоведения, культурологии; они использованы в авторском курсе «Толерантность как веротерпимость в культуре». Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в просветительской деятельности и при организации воспитательной работы с молодежью.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертации изложены в девяти научных публикациях, а также были представлены в сообщениях на ряде конференций, среди которых международная научно-практическая конференция «Культура и образование в XXI веке: теоретические аспекты» (СПб., 30 января – 1 февраля 2008); всероссийская научно-практическая конференция «Вопросы российской ювенальной юстиции в региональном компоненте» (СПб., 29 апреля 2010); XIII городская научно-практическая конференция преподавателей и студентов «Научный поиск – 2008: новые направления и результаты исследований» (Южно-Сахалинск, 17 – 29 марта 2008); обучающие семинары администрации города Южно-Сахалинска (Южно-Сахалинск, 28 февраля 2008; 31 марта 2009) и др.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения и списка литературы.

Похожие диссертации на Толерантность как духовно-нравственное качество личности