Введение к работе
Актуальность темы исследования Актуальность проведенного исследования связана с обостренным вниманием современной философии к экзистенциальным аспектам человеческого существования. Человек стремится преодолеть границы собственного бытия, расширить их. Это его сущностное свойство. Человеческое бытие экзистенциалисты описывают не с помощью понятий, а используя так называемые экзистенциалы - специфические душевные состояния. Загадочен, необъясним человек. Мы так много рассуждаем о нем, но так редко обращаем на него свой взор тогда, когда он охвачен страстью, поиском экзистенции. А ведь именно в этот миг в нем открывается нечто всечеловеческое, над-мирное. «Загадка человека в том, — пишет А.А. Гусейнов, - что его существование - нечто большее, чем его существование. Оно есть одновременно прорыв к сущности, к бытию. Человек со-бытиен. В нем заключено нечто бессмертное. Отсюда - и трагедия смерти: смерть человеческой личности потому и трагична, что она есть смерть бессмертного. Человек есть метафизическое существо. И именно в этом качестве он является предметом философии»1.
За последние десятилетия тема смерти в европейской культуре подверглась значительному переосмыслению. Новейшая философия, начиная с АЛИопенгауэра, получила в свое распоряжение множество необычных воззрений и открытий. «Смерть - поистине гений-вдохновитель, или музагет философии», — писал Шопенгауэр2. Если бы не было вечного успокоения, то не было бы и философии, - считал немецкий философ. Вечно терзаемый мыслью о своей кончине, человек постоянно размышляет о тайнах бытия.
Проблема смерти относится к числу фундаментальных, затрагивает предельные основы бытия. Однако, по мнению Э.Кассирера, осознание феномена смерти произошло в человеческом сознании не сразу. Возвращаясь к «Федону», мы ощущаем громадные усилия философской мысли, направленные на то, чтобы дать ясное и неопровержимое доказательство бессмертия души.
Гусейнов А.А. О человеке и смысле его жизни \\ Наука, общество, человек. К 75-летию со дни рождеищ академика И.Т. Фролова. М., 2004, с. 228.
2 Шопенгауэр А. Смерть н ее отношение к неразрушимости нашего существа W Шопенгауэр А. Сб. произв. Минск, 1998, с. 217.
Смерть в ее онтологическом, жизненно-экзистенциальном и социокультурном измерении неизменно присутствует в человеческом бытии. Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы. Вряд ли найдется человек, который не задумался бы о смысле своего существования, ценности жизни и предстоящей смерти. Эти мысли проходят через стихи и письма, дневники и рукописи, драмы, трагедии, философские исследования. Жизнь и смерть - самая сильная приманка для философского ума, ибо все наши жизненные дела должны, так или иначе, соизмеряться с вечным. Человек обречен на размышление о жизни и смерти и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом.
Те или другие аспекты смерти практически затрагивались всеми философами и мыслителями, представители новоевропейской философской классики (Р.Декарт, Б.Спиноза, И.Кант, Л.Фейербах, К.Маркс) анализировали события смерти и бессмертия в рационалистическом или в натуралистическо-биологических планах. Они просто эксплицировали взгляды теологов и естествоиспытателей. Не были отработаны специальные понятия и категории для изучения и описания этой темы в пространстве индивидуальной и социальной, общественной жизни.
Радикальное преображение этой темы содержится в классическом психоанализе. Учение З.Фрейда об Эросе и Танатосе, позволило, во-первых, систематизировать огромный материал, который был накоплен философией, начиная с древнейших времен. Кроме того, феномен смерти, который обычно трактовался как внешний по отношению к человеку, обозначающий рубеж его жизни, в классическом психоанализе приобрел философско-антропологический статус. Это позволило создать характерный антропологический образ человека, который, говоря упрощенно, носит в себе самом идею смерти, оказывая сопротивление жизнестойким, жизнетворящим импульсам.
Как отмечает в своих работах, Д.В.Матяш, в философии XX в. сформировалась тенденция рассматривать смерть в горизонте жизни. Так, экзистенциальная философия, заменив декартовское
«я мыслю» хайдеггеровским «я умру», стала разрабатывать идею смерти не в плане неизбывного конца человеческого существования как органического тела, а в плане ее смыслозначимости для жизни. Экзистенциализм заложил основу метафизики смерти в новоевропейской философии, поставили тему смерти в центр всех размышлений о человеческом существовании, «возвысили» смерть, связав ее со смыслом жизни. Но смысл смерти в горизонте жизни понимается и трактуется по-разному. Одни мыслители делают акцент на ее негативности, другие отстаивают смысл смерти для жизни.
Так, Хайдеггер, занявшись выявлением предпосылок человеческого существования, пришел к выводу, что сделать это невозможно, опираясь на рационалистическую, идущую от Декарта, трах щию рассматривать все проблемы в категориях субъект-объехт, материя — дух. Отказался Хайдеггер и от присущей всей немецкой классической философии установки на определение субъективности через самосознание. Веками просуществовавшее понятие «самосознания» «как рефлексивно воспроизводимого и. многократно повторяемого содержания опыта» было подвергнуто критическому переосмыслению. Он ввел в человеческую субъективность главный, с его точки зрения, фактор - осознание смертности. Человек сущностно определяет себя на пути к смерти. Как в архаике смерть ритуальная или реальная есть начало нового рождения, так и у Хайдегтера ничтоженье есть процесс приоткрыва-ния сущего. «Бытие-к-смерти» делает человеческое бытие подлинным, открывает его смысл. Смерть индивидуализирует человека, так как смерть всегда есть «моя» смерть.
В рамках трансперсональной психологии проблемы смерти позволяют раскрыть глубинную связь всего живого, новую пара-дигмальную картину мира, которая включает в себя смерть как закономерный, но не универсальный феномен мироздания. Изучение смерти, по мнению представителей трансперсональной психологии, имеет ключевое значение для осознания психических процессов. Без близкого знакомства с переживаниями смерти-возрождения невозможно понять религию, мистику, шаманизм, мифологию. Согласно религиозным мистическим школам, люди, пережившие смерть или смертельную опасность и возвратившиеся
к жизни, называются дважды рожденными. Соприкосновение со смертью изменяет отношение к ней независимо от того, является ли данное соприкосновение чисто символическим или происходит в действительности, например, в результате несчастных случаев либо в ходе событий, приводящих к клинической смерти3.
Актуальность избранной автором темы исследования связана с поиском новых моделей духовно-экзистенциального развития общества на основе изучения механизма взаимодействия вечных тем духовной культуры человечества - жизни и смерти. В формировании современной философии и культуры концепции Л.Н.Толстого о жизни и смерти принадлежит особая роль. Не случайно, все современный религиозно-философские теории и учения в той или иной мере обращаются к религиозно-философским идеям концепции Л.Н.Толстого о жизни и смерти. А между тем сама концепция Л.Н. Толстого о жизни и смерти не только не стала предметом целостного систематического религиозно-философского и антропологического исследования, но и не получила до сих пор научной, общественной адекватной оценки. Одной из главных причин этого является особая «надисторическая» актуальность концепции Л.Н.Толстого о жизни и смерти. «Для концепции Толстого - наши эпоха, по-видимому, мало благодарна как жизненная среда»4. Концепция жизни и смерти относится к числу тех проблем, которые не только актуальны/» человеческой жизни, но актуальны «в вечности». Не удивительно, что для большинства современников Л.Н.Толстого его концепция о жизни и смерти казалась только абстрактной проповедью, имеющей мало общего с требованиями человеческой природы, духовно-экзистенциальной жизни человека, социальной, культурной перспективы и религиозного возрождения.
Однако актуальность концепции «в вечности» придаёт ей в истории религиозно-философской мысли, не только практическую, но и теоретическую значимость для оценки современного духовного состояния общества. Проблема жизни и смерти всегда была одной из ключевых в русской религиозно-философской мысли. Именно в русской философии веб полнее стало осознаваться потребность в особой антропологической установке, в разработке
1 Гроф С. Человек перед лицом смерти. М., 2002 г.
4 Гессен СИ. Лев Толстой как мыслитель. Избранные сочинения. М.1999, с. 546.
I
такого мышления, которое изначально отталкиваясь от человека и затем придерживаясь антропологических принципов в исследовании данной проблемы приблизилась к раскрытию и месту этих явлений в человеческой природе. Выявить это, означало постичь и сущность самого человека. Любой феномен может быть осмыслен, по-видимому, двояким способом: либо через сопоставление его с другими сущностями или явлениями, либо через раскрытие его собственной уникально природы. Речь идет о рассмотрении проблемы жизни и смерти «извне» и «изнутри» человека. Изучение «извне» предполагает осмысление его отношений с природой «космосом», обществом, Богом.
Приобщение человеческой жизни и тайны смерти «изнутри» сопряжено с постижением его телесного, духовно-эмоционального, нравственного и социального бытия. Вполне понятно, что эти различные подходы не всегда существуют в своим идеальном выражении. Восстановление последовательных ступеней концепции Л.Н.Толстого о жизни и смерти, исследование закономерности её зарождения и эволюции в творчестве русского мыслителя имеет огромное практическое и теоретическое значение для оценки культурно-исторического процесса в прошлом и настоящем.
Человечество вплотную подошло к той черте, когда неизбежным становится возвращение к осмыслению вечных ценностей, позволяющих более глубоко оценить не только весь пройденный духовный путь в истории человечества, но и выработать комплексные оценки духовно-экзистенциальной ситуации в современном обществе и жизни человека, связанной с тактикой и стратегией дальнейшего развития человечества. Именно поэтому так важно, опираясь на конкретно-исторический материал, на концепцию Толстого и жизни и смерти, наглядно показать необходимость постижения комплекса духовных, духовно-эмоциональных, нравственных и социальных детерминаций, оказывающих сегодня огромное влияние на духовное и культурное состояние общества.
На наш взгляд, когда в сегодняшней сложной духовной ситуации общества, философия и религия, стремясь к совместному существованию, только нащупывает возможности для диалога, которые имел место в прошлом, а философская мысль ограничивает-
себя в основном инструменталистскими проблемами - языка, логики, научных методов, а теология гораздо меньше, чем прежде, концентрирует своё внимание на проблемах и вопросах, касающихся вечных тем духовной культуры человека — жизни и смерти, необходимо религиозно-философское осмысление данной проблемы для восстановления понимания природы человеческой уникальности, неповторимости, духовности. В этом смысле исследования концепции Толстого о жизни и смерти позволяют наиболее объективно и всесторонне проанализировать и оценить проблему жизни и смерти не только в учении Л.Н.Толстого, но и в духовной культуре, философии, религии современного общества.
Таким образом, философское постижение феномена смерти актуализирует различные философские традиции, захватывает круг проблем, которые исследуют философы, психологи, культурологи. Тема приобрела несомненную философскую значимость.
Научная проблема исследования.
В результате исследования должны быть найдены ответы на следующие вопросы:
-
Роль и характер духовно-экзистенциальной эволюции Л.Н. Толстого в генезисе его концепции о жизни и смерти.
-
Характер и особенность антропологических исканий Л.Н. Толстого и их влияние на формирование его концепции жизни и смерти.
-
Роль сущности концепции жизни и смерти в творчестве Л.Н. Толстого и её влияния на религиозно-философское мировоззрение писателя.
-
Насколько и как повлияла религиозно-философская концепция Л.Н.Толстого о жизни и смерти на религиозно-философскую мысль в дореволюционный период и на развитие современных философских учений.
Многомерность проблемы не ограничивается вопросами религиозно-философского характера исследования концепции Л.Н. Толстого о жизни и смерти. По существу исследуемая научная проблема должна рассматриваться в многоаспектной сложности, в трёх плоскостях: исторической, религиозно-философской и методологической. Такая широта подхода обеспечивает убедитель-
кость выводов диссертанта о мировоззренческих основах всего творчества Л.Н. Толстого - и художественного, и философского, и публицистического.
В историческом аспекте необходимо реконструировать процессы зарождения, становления и итога духовно-экзистенциальной революции Толстого в генезисе его концепции о жизни и смерти.
В философском аспекте необходимо показать концепцию Л.Н.Толстого в общефилософской традиции, взгляды на сущность жизни и смерти.
В методологическом аспекте необходимо определить новые подходы к исследованию проблемы жизни и смерти в истории религиозно-философской мысли, разработке новых методологических принципов, смены научной парадигмы, разработки понятийного аппарата.
Степень научной разработанности проблемы.
Прежде всего, необходимо рассмотреть и оценить уже имеющиеся в философской литературе сочинения по проблеме жизни и смерти, как в религиозно-философской литературе вообще, так и имевшие место исследования в дореволюционный период у современников Л.Н.Толстого, анализировавших проблему жизни и смерти в творчестве Толстого, а также наиболее значительные религиозно-философские труды современных нам авторов, исследовавших концепцию Л.Н.Толстого о жизни и смерти, её религиозно-философскую сущность.
Необходимо отметить, что основными источниками в работе диссертанта являются сочинения самого Л.Н.Толстого, которые слабо анализировались в религиозно-философской литературе, либо не исследовались вообще, где основной проблемой является концепция Л.Н.Толстого о жизни и смерти. В диссертации также использовались литературоведческие и философские источники на русском и иностранных языках, относящиеся к различным историческим периодам и непосредственно периоду творчества самого Л.НЛолстого, а также современности.
В истории философской мысли это были, прежде всего, труды
выдающихся античных философов Сократа, Платона5, Аристоте
ля6, Эпикура, Сенеки7; философские и религиозные источники
различных школ Древнего Востока, где рассматривалась данная
проблема: буддизм, даосизм, конфуцианство, иудаизм, индуизм.
Опорой для концепции Л.Н.Толстого были труды Конфуция8, Лао-
цзы , Мо-цзы10. Место тематики жизни и смерти как антропологи
ческих феноменов показано в работах Р.ГЛАпресяна,
В.СБарулина, В.В.Бычкова, Л.П.Буевой, И.С.Вдовиной,
А.Э.Воскобойникова, П.СГуревича, А-АХусейнова,
Д.И.Дубровского, В.М.Розина, ИТ.Фролова.
Наиболее серьёзное влияние на концепцию Л.Н.Толстого ока
зали труды выдающихся немецких философов ИЛСанта11 и
А.Шопенгауэра12. Опору для своих концептуальных позиций жиз
ни и смерти Л.Н. Толстой находит также в исследованиях
Ж.Ж.Руссо13, Б.Спинозы14, Г.Гегеля15. Взгляды самого Толстого,
его концепция жизни и смерти, в том виде, в котором она, эволю
ционируя, сложилась у него к концу жизни, была проанализиро
вана и оценена, прежде всего, в работах выдающихся русских ре
лигиозных философов дореволюционного периода. Среди них это
Н.А.Бердяев16, Н.Н.Федоров17, В.С.Соловьев18,
Д.С.Мережковский19. Исследования более позднего периода К.Н. Леонтьев20, В.В.ЗеньковскиЙ21, П.А. Флоренский22, Н.ОЛосский23, И.С.Илыш24. Анализ и оценка концепции Толстого о жизни и
5 Платон. Диалоги. 1989 г. М., Собр. соч. а 2-х тт.
' Аристотель. Метафизика. 1922 г. М., Собр. сочинений в 4-х тт., том. 2, с. 147.
7 Сенека. Письма к Луцилию. М., 1968 г.
Конфуций. Беседы и высказывания. М., 1991.
Лао-цзы. Книга перемен. М., 1994 г.
10 Мо-юы. Сочинение. М., с. 1992,0. 151.
11 Кант И. Религия » пределах только разума. М., 1992 г.
12 Шопенгауэр. Мир как воля и представление. М., 1993.
" Руссо Ж.Ж. Новая Элоиж М„ 1973.
14 Спиноза Б. Бог и человек. М., 1978 г. " Гегель Г. наука логики. М., 1973 г.
16 Бердяев НА. О русской философии. М., 1991 г.
17 Федоров Н.Н. Философия общего дела. М., 1992 г.
" Соловье» B.C. Собрание сочинении в 2-х тт. М., 1982 г. " Д.С. Мережковский. О влиянии религии- М„ 1912 г.
20 Леонтьев К.Н. Собрание сочинений в 4-х тт. М., 1914 г.
21 Зеаьковский В.В. Наша Эпоха. М„ 1987 г.
а Флоренский П.А. Заметки о духовном состоянии общества. М., 1992.
а Лосский Н.О. Сборник ст. М., 1993 г, с. 28.
м Ильин И.С. Религиозный смысл философии. М.. 1992 г.
смерти в работах вьпиеуказанных философов дореволюционного периода, отличаясь глубиной и содержательностью, в то же время была достаточно односторонней, во многом связанной с социальными условиями жизни тогдашней России.
Все последующие исследования, затрагивающие религиозно-
философские труды Л.Н.Толстого, его концепцию жизни и смерти
были в основном предприняты в XX вв. послереволюционный пе
риод. Следует сказать о работах таких авторов, как В.Ф.АСМУС25,
И.Е. Верцман26, А.О.Гусев27, Н.С. Козлов28, Д.Ю. Квитко29, Я.С.
Лурье30, К.Н.Ломунов31, И.Б.Мардов32, Л.З. Немировская33,
М.Ф.Овсянников34, А.СПолтавцев35, М.Н.Романов36,
Б.Ф.Сушков37, А.И.Шифман38, Б.М.Эйхенбаум39 и др. При всей полноте и своеобразия позиции в анализе и оценке религиозно-философских взглядов Л.Н.Толстого они не выделяли своеобразия и религиозной проблематике его концепции жизни и смерти исходя из идеологических позиций и представлений. Отдельно необходимо выделить труды отечественного религиозно-философского наследия, наиболее значительными среди которых в разработке и оценке концепции жизни и смерти Л.Н. Толстого являются исследования В-И-Толстых40, А.А.Гусейнова41, Т.СГе-оргиевой42, В.Н.Фролова43, В-И-Рачина44, И-ВЛуприной45. В исследованиях данных авторов концепция Л.Н.Толстого о жизни и
и Асмус В.Ф. История философия в 6-ти тт. М„ 1979 г.
24 Верцман Й.Е. О Толстом. Религиозные взгляды Толстого. М., 1982 г.
27 Гусев А.О. Русская религиозная философия. М., 1988 г.
28 Козлов Н.С. Духовная эволюция Л.Н.Толстого. М.. 1988 г.
29 Квитко Д.Ю. Сборник ст. М.. 1995, с. 47.
30 Лурье Я.С. Проблемы религиозного познания. М., 1973 г.
31 Ломунов КМ. О Религии в русской культуре. М., 1991 г.
32 Мардов И.Б. Путь восхождения. М., 1994 г.
33 Немеровская Л.З. История русской философии. М., 1997 г.
34 Овсянников М.Ф. Жизнь и смерть в русской философии. М., 1991 г.
33 Полтавцев А.С. Религиозные искания Л.Н.Толстого. М., 1989 г.
36 Романов М.Н. Сборник ст. М.. 1996 г, с. 43.
37 Сушков Б.Ф. Избранное. Т.. 1988 г.
38 Шнфман А.И. Избранное. М.. 1992 г.
" Эйхемнбаум Б.М. Сборник ст. М., 1994 г.
40 Толстых В.И. Человек человечества. М., 1983 г.
41 Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1996 г.
42 Георгиев» Т.С Христианская культура. М„ 2003 г. .
43 Фролов В.Н. Проблемы жизни н смерти. М.. Вопросы философии, 1989 г. Фролов И.Т. Человек (Мысли
тели прошлого и настоящего о жизни и смерти и бессмертии).
44 Рачин Е.И. Религиозная эволюция взглядов Л.Н.Толстого. М., 1999 г.
''Чуприна И.В. Нравственно-религиозные искания Л.Н. Толстого. М., 1991 г.
смерти, его религиозно-философские искания оцениваются с этических позиций и затрагивают только нравственную проблематику творчества Л.Н.Толстого.
Заслуживают также внимания работы иностранных авторов, в которых частично затрагивается концепция о жизни и смерти Л.Н.Толстого в его религиозно-философских исканиях: И.Берлина, Н.Вайсбайна46, А.Я.Сыркина, Х.О.Хеллера47, Р.Густафсона, Х.Л.Фаусетта, М.Брауна, Л.Штайна, Д.Миливоевича , трактат Б.Вышеславцева «Этика преображенного Эроса». В работах данных исследователей во многом присутствует нестандартный и содержательный подход к религиозно-философским взглядам Л.Н.Толстого, но при оценке его концепции жизни и смерти затрагиваются только рационалистические и эстетические позиции.
Философия Толстого оказала серьезное влияние на философско-религиозную мысль начала XX века. Учение Толстого, его концепция жизни и смерти, его религиозно-философские позиции так и не были поняты его современниками. В последние годы в отечественной философии наблюдается новый всплеск интереса к личности и учению Л.Н.Толстого. Прошедшая в 1989 году конференция «Этика ненасилия», созванная по инициативе одноименного научно-просветительского общества, обозначила в публикациях одну из ведущих тем - «принципа ненасилия», раскрытого в религиозно-нравственном учении Л.Н.Толстого. Свое наиболее полное выражение религиозно-нравственное учение Толстого с этических позиций находит в книге А.А.Гусейнова «Великие моралисты»49. Психологическая концепция учения Толстого находит свое выражение в исследовании И.Б.Мардова «Путь восхождения»50. Продолжением работы по воспроизведению картины религиозно-философских взглядов на проблему жизни и смерти явился выход сборника «Человек» (мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век) под редакцией академика И.Т.Фролова. Проблема религиозно-философского постижения человека, широкая разработка религиозно-философских проблем
" Вайсбан Н. Религиозная эволюция Л.Н.Толстого. П., 1955 г.
47 Хеллерер Х.О. Мир языка и рост жизни. Влияние Шопенгауэра на Л.Толстого. Л., 1988 г.
41 Милиаоевич Д. Взгляды Л.Н. Толстого на буддизм. П., 1988 г.
* Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1996 г.
50 Мардов И.Б. Пуп. восхождения. М., 1994 г.
находит свое место в работах Т.СГеоргиевой51, П.С. Гуревича52, Т.Н. Панченко53, А-Д.Сухова54 и других. Ряд интересных работ представлен «Тульской лабораторией духовного наследия Л.Н.Толстого».
Положительно оценивая результаты исследований по концепции Толстого о жизни и смерти в истории дореволюционной, современной отечественной и зарубежной религиозно-философской мысли необходимо отметить, что анализ литературы говорит о том, что всё более осознается необходимость в более полной разработке проблемы и концепции жизни и смерти и ее места в религиозно-философских трудах Л.Н.Толстого, что позволяет очертить круг менее исследованных, либо не исследованных вообще религиозно-философских работ Л.Н.Толстого, определить те из них, которые позволяют более глубоко раскрыть религиозно-философскую концепцию о жизни и смерти Л.Н. Толстого и те работы, которые требуют своего решения в дальнейшем.
Обобщая изложенное важно отметить, что рассматриваемая проблема диссертационного исследования теоретически и практически общезначима, нуждается в новой фундаментальной разработке. Автор даёт отчёт в чрезвычайной сложности и объёмности тематики работы: постановка любого вопроса, его анализ в концепции Толстого жизни и смерти актуализирует ряд других взаимосвязанных проблем, требующих самостоятельного изучения, что предполагает дискуссионный характер исследования.
Объект исследования - религиозно-философское и литературное наследие Л.Н.Толстого.
Предмет исследования - идеи и взгляды Л.Н.Толстого о жизни и смерти в его религиозно-философском и литературном наследии. Цель исследования - используя методы историко-философского анализа выявить концепцию жизни и смерти Л.Н.Толстого, источники ее формирования, содержание и особенности, а также характер ее исторических судеб. Задачи исследования заключались в следующем:
" Георгием Т.С. «Христианство и культура», Москва 2000г.
52 Гуревич П.С. «Тайна человека. Мыслители прошлого и настоящего, о его жизни, смерти и бессмертии.
19 век». 1995 год.
53 Панченко Т.Н. Л.Н.Толстой в русской культуре. М., 1994 г.
54 Сухов А.Д. Христианская культура. М-, 2000 г.
» раскрыть особенности взглядов Л.Н.Толстого на проблему жизни и смерти;
показать связь этих воззрений с общей философско-художественной эволюцией великого писателя;
проанализировать влияние концепции Л.Н. Толстого о жизни и смерти на отечественную и зарубежную философию;
выявить общеантропологический смысл взглядов Л.Н. Толстого на жизнь и смерть;
обозначить внутриличностные основы религиозной жизни;
представить значение концепции Л.Н.Толстого в разработке современных представлений о специфике жизни и ее воздействии на феномен смерти.
Теоретико-методологические основы диссертационного исследования.
В центре методологической позиции автора - диалектическая методология с ее требованиями достижения единства исторического и логического в познании. В работе используются труды многих классиков философской, исторической и эстетической мысли. В качестве ориентиров при решении исследовательских задач выступают методы системного подхода и сравнительного исторического анализа; философско-культурологический анализ традиций; персонификационный и герменевтический анализ источников и историографического материала.
Важнейшими методами, не претендующими на универсальность, но вполне применимыми для выполнения поставленной автором задачи, выступают методы компаративистского анализа, позволяющие увязывать воедино исторически и религиозно-философские процессы в концепции Л.Н.Толстого о жизни и смерти. Автор даёт тебе отчёт в том, что религиозно-философская проблематика концепции Толстого обнаруживает себя лишь в большом анализе данной проблемы. В работе использованы также методики причинного, логического и сравнительного анализа, позволившие определить уровень сложившегося религиозно-философского компонента в проблеме жизни и смерти Л.Н.Толстого. Сравнительный анализ позволил точно определить
область и степень влияния различных философских и религиозных учений на концепцию Толстого о жизни и смерти.
Стремясь вычленить сущностные моменты в механизме формирования концепции о жизни и смерти Л.Н.Толстого, мы используем ряд понятий, заимствованных из истории культуры, религии, философии. Временные рамки исследования данной проблемы охватывают в процессе исследования концепции Толстого о жизни и смерти все ведущие культурные эпохи человечества.
Гранины исследования
Хронологические границы исследования охватывают четыре периода в эволюции мировоззрения Л.Н.Толстого:
1) ранний этап творчества — начало становления мировоззрения Толстого, на котором только зарождались и оформлялись в художественной форме его гуманистические убеждения (40-е— 60-е гг. ХГХ в.); 2) этап завершения становления мировоззрения Толстого (60-е — 70-е гг. XIX в.), на котором сформировались его взгляды на исторический процесс, сложились представления о скрытых пружинах социальной жизни; 3) время нравственно-религиозного переворота в сознании Толстого (конец 70-х — 80-е гг. ХГХ в.), когда им были сформулированы его основные философские и религиозные идеи — о принципах ненасильственного устройства жизни, о Боге, религии и нравственности; 4) проповеднический этап в творчестве Толстого (конец 80-х гг. ХГХ в. — 1910 г.), когда окончательно оформились взгляды Толстого на бытие природы, общества и человека и во всей полноте развернулась его проповедническая деятельность.
В диссертации вместе с тем отмечается определенная относительность хронологического деления указанных периодов. Целью автора являлся, прежде всего, содержательный анализ мировоззренческой и творческой эволюции русского мыслителя, его концепции о жизни и смерти, а не формальное выделение жестких временных рамок обозначенных периодов его творчества.
Научная новизна исследования
впервые выявлена и обоснована роль и характер духовно-экзистенциальной эволюции Л.НТолстого в генезисе его концепции жизни и смерти. Обосновывается положение о необходимости обращения, прежде всего, к личности и учению Л.Н.Толстого, как вполне оправданное. Показывается путь постижения Толстым учения о жизни и смерти, углубление понимания религиозно-философских идей великого мыслителя в контексте его творчества и работ виднейших русских религиозных философов, показывается отношение Толстого к историческому христианству, сложный путь освоения и постижения исторического христианства.
Изучен и введён в научный оборот обширный комплекс новых материалов и источников, оказавших влияние на религиозно-философское мировоззрение Л.Н.Толстого в вопросах жизни и смерти, среди которых наиболее серьезное влияние связано с учениями древнекитайских философов Конфуция, Лао-цзы, философией Руссо, Вольтера, Канта, Шопенгауэра, а также русских религиозных философов - Соловьева, Бердяева, Федорова, Вышеславцева, Хомякова.
раскрыт характер антропологических исканий Л.Н.Толстого и их влияние на формирование его концепции жизни и смерти, а именно: как Толстой воспринимает христианство, его заповеди, каково мнение Толстого о преодолении конфликта между мирским и бесконечным; в чем суть толстовского «бытия Бога»; что понимает Толстой в своих выступлениях против «мира его времени»; что означает у него «жить здесь», в чем суть его веры; как определить роль и место Толстого в истории философии и многие другие вопросы, в чем суть «человека внутреннего» и «человека внешнего».
- впервые дана характеристика концепции Л.Н.Толстого о сущ
ности человеческой жизни и смерти. Определяя «саму жизнь»
- как движение между двумя пределами - от безучастия к жиз
ни бесконечного мира, удовлетворения только потребностей
своей личности к полному отречению от своих интересов, пе
реносу их на благо жизни мира, Толстой исходит из понятия
«разумная жизнь», в которое вкладывает учет интересов всех людей, их связь, взаимозависимость.
выявлены место и роль в осмыслении Л.Н.Толстым жизни и смерти в самопознании и внутренней жизни личности. В его религиозно-философской концепции переживаются два основных состояния: веры и сомнения, которые выражают состояние жизнедеятельности Толстовского духа — это мы обнаруживаем и в религиозно-философской антропологии Л.Н.Толстого. Мы говорим о двух его состояниях, а не трех, хотя жизнедеятельность духа Толстого представляет три состояния: веру, сомнение, отчаяние.
определен характер влияния взглядов Л.Н.Толстого о жизни и смерти на религиозно-философскую мысль в дореволюционный период. Влияние взглядов Л.НЛолстого о жизни и смерти на русскую религиозно-философскую мысль в дореволюционной России носило сложный, неоднозначный характер, оказав свое влияние на взгляды Соловьева, Федорова, Бердяева, Мережковского, Булгакова и др.
доказано влияние концепции Л.Н.Толстого о жизни и смерти на развитие современных философских учений. Многие позиции Толстого, его опыт прочтения проблемы жизни и смерти можно в XX веке увидеть у Хайдеггера, Сартра, Камю, Шелера, Фромма, Махатмы Ганди, Бергсона, Рассела, Витгенштейна, В. Франкла.
Положения, выносимые на защиту.
1. Проблема жизни и смерти - постоянный сюжет в истории философии. Можно выделить определенные типологические подходы к этой проблеме, сложившиеся в европейском сознании. Интересно, что творческий путь Л.Н.Толстого включает в себя наиболее значимые взгляды, связанные с постижением смерти в истории философии. В начале своей эволюции Л.Н.Толстой был близок к идеям романтизации смерти в духе А. Шопенгауэра. Затем он максимально приблизился к христианскому воззрению на смерть. Наконец, писатель попытался осмыслить эти темы уже в рамках собственной религиозно-нравственной концепции, которая отличается от христианской.
2. Антропологические искания Л.Н.Толстого, как отражение
и особенности осмысления Л.Н.Толстым сущности чело
века, противоречие в процессе восприятия человеческой
личностью смысла жизни и смерти, влияние окружающей
человека социальной действительности и личного религи
озного опыта на антропологию Л.Н.Толстого, определили
три этапа становления антропологического мышления
Л.Н. Толстого:
а) ранний как начало осмысления человеческой сущности,
получившее отражение в художественной форме его первых про
изведений
б) этап религиозно нравственного переворота в сознании
Л.Н.Толстого и переход на религиозно-философское осмысление
его антропологических позиций
в) проповеднический этап, завершивший осмысление
Л.Н.Толстым антропологических взглядов на сущность человека
его жизнь, смерть, влияние природы, общества, морали и социаль
ной среды на человеческую личность.
-
Л.Н.Толстому принадлежит мысль, которая получила широкое распространение в XX веке: смерть - это событие жизни. Невозможно разорвать метафизику этих двух феноменов. Смерть есть естественное завершение жизни, а в свою очередь жизнь во многом определяет характер отношения к смерти. Нравственный человек умирает с достоинством, безнравственный - со страхом, обыватель - суетно и подчас позорно. Смерть является катастрофическим событием для несостоявшейся жизни. В то же время она может придать жизни абсолютную осмысленность.
-
Феномен смерти осмысливается в контексте смысла жизни. Эта идея Л.Н.Толстого получила дальнейшую разработку в творчестве многих европейских философов -З.Фрейда, Э.Фромма, В.Франкла. Преходящий характер нашего существования ни в коей мере не делает его бессмысленным. Человек постоянно делает выбор: какие из его способностей будут осуждены на небытие, а какие будут реализованы?
-
Проповеднический этап, как итог духовной эволюции Л.Н.Толстого, позволяет говорить о результатах осмысления Толстым концепции жизни и смерти. На этом этапе русский мыслитель пришел к идее перехода человечества от жизни по законам эгоистической нравственности к жизни по законам нравственности альтруистической. Результатом является преодоление страха смерти.
-
Теологические искания Л.Н.Толстого отражают процесс критического осмысления Л.Н.Толстым сущности понятия о Боге, его месте в природе и истории, человеческой жизни, смерти и бессмертии; позволяют осмысливать Христа с рационалистических позиций. Л.Н.Толстой рассматривает Христа, как человека с совершенными, или божественными свойствами. Нравственная оценка его человеческих качеств определяет влияние Христа на человеческую жизнь и смерть. Христос толкуется как символ бессмертия человеческого рода.
7. Л.Н.Толстой оказал заметное влияние на экзистенциаль
ную трактовку жизни и смерти. И жизнь, и смерть тракту
ются как результат глубоко индивидуального выбора. Эк
зистенциальное отчаяние, переживание Л.Н.Толстым на
протяжении всей его жизни - результат мучительных раз
думий о жизни смерти и бессмертий. Л.Н.Толстой считает,
что экзистенциальное тревога - специфическая болезнь
человеческой личности, человеческого сознания.
8. Великий писатель предпринял попытку создать религиоз
но-философское учение, которое объединило бы в себе
общие для всех мировых религий ценности: любовь, добро
и справедливость. Толстовская концепция жизни и смерти,
несмотря на синкретизм, не получила завершения в тол
стовской концепции жизни и смерти. И как итог, противо
речивый и неоднозначный характер в оценке влияния кон
цепции Л.Н.Толстого о жизни и смерти на русскую рели
гиозно-философскую дореволюционную и современную
мысль.
Научно-практическая значимость исследования
Диссертация может быть использована в научных и учебно-методических целях по истории философии, религиоведения, культурологии, философской антропологии. Её выводы могу применяться в разработке спецкурсов, дополняя и углубляя различные разделы философии и культурологии, истории религии.
Эмпирическая база исследования включает результаты анализа всех ведущих религиозно-философских работ, раскрывающих проблему жизни и смерти в религиозно-философских исканиях Л.Толстого; результаты и выводы научно-практических конференций, симпозиумов и семинаров, как в России, так и за рубежом, проводимых под эгидой ЮНЕСКО, а также Российской Академии Наук и института философии РАН.
Диссертант опирался на личной опыт теоретической и практической работы в религиозно-философском изучении наследства Л.Толстого, а также чтения общих и специальных лекционных курсов для студентов и аспирантов по истории философии, истории религии, истории культуры и истории литературы.
Апробация работы - основные идеи и результаты исследования были изложены в научных публикациях: в монографии, статьях, выступлениях: на методологических семинарах Института Философии РАН, Московского государственного педагогического института, Гуманитарно-экологического института, сектора этики Института Философии РАН, лаборатории проблем человека Института Философии РАН, на федеральных, региональных конференциях государственного педагогического универси-. тета (ХХП, XXIII, XXIV) Толстовские чтения, на международной конференции «Наследие Толстого» Международного центра образовательных систем ЮНЕСКО (1999-2003 гг.).
Материалы диссертации использовались в преподавании спецкурсов по истории философии, по религиозно-философскому учению Л.Толстого. Выводы диссертации практически использовались при разработке педагогических концепции и учебных программ в вузах Москвы и других регионов. Диссертация обсуждалась на кафедре Международного центра
обучающих систем - ЮНЕСКО, а также в Институте Философии (лаборатория проблем человека РАН).
Этапы работы над диссертацией.
1998-2001 год - осмысление места темы «Проблема жизни и смерти в религиозно-философской антропологии Л.Н.Толстого» в отечественной религиозно-философской мысли.
2001-2004 - разработка основных концептуальных положений, связанных с религиозно-философским постижением концепции жизни и смерти в учении Л.Н.Толстого.
2005-2006 - прослеживание исторических судеб концепции Л.Н. Толстого о жизни и смерти.
Структура работы - диссертация имеет объем 350 страницы. Она состоит из введения, четырех глав, восьми параграфов, заключения, списка использованной литературы, имеющего 221 название.