Введение к работе
Актуальность исследования
Сегодня крайне актуальной является необходимость разрешить коренные проблемы бытия человека в мире, его взаимодействия с этим миром. В русской философии осмыслению места человека в мире уделялось особое внимание в конце XIX — начале XX веков, после Первой мировой войны, потрясшей современников. Мир еще не знал фашизма и атомного оружия. Может быть, поэтому взгляд на судьбу человека в это время нельзя назвать пессимистичным. Философия в России предлагает людям путь религии, и предложенная антроподицея, безусловно, носит эсхатологи-ческий характер.
Проблема антроподицеи (антроподицея — слово происходит от греч. «человек и справедливость, оправдание», религиозное философское учение об онтологическом достоинстве человека, основная проблема антроподицеи - это проблема отношения человека к миру и оправдания смысла человеческой жизни) актуальна в любые времена. Актуальна она и сегодня, в начале XXI века, после двух мировых войн, изобретения разрушительного оружия, экологических катастроф, когда человек обнаруживает себя в мире не просто нестабильном, но даже враждебном. В русской религиозной философии конца XIX — начала XX веков предпринят многогранный анализ проблем антроподицеи, что представляет интерес для современной реконструкции воззрения мыслителей указанного периода. В разработке антроподицеи по-новому решалась, помимо всего прочего, проблема религиозного смысла жизни человека.
В русской религиозной философии конца XIX — начала XX веков сделана попытка исследования понятия личности. Эта попытка заслуживает внимания хотя бы потому, что личность — центральная категория построения любого цивилизованного общества. Особенно важным представляется ориентация исследуемых авторов на изучение и анализ духовных проблем человека в общественной ситуации нашей страны, на поиск оснований исторического пути России и определения места личности в нем.
Нельзя отрицать преемственность между христианским богословием и русской религиозной философией конца XIX — начала XX веков. Формирование современного философского и общественного сознания во многом зависит от интерпретации наследия прошлого, что показывает необходимость все более подробного изучения всего спектра антропологических идей, среди которых важнейшее место занимает учение об антроподицее. В период глобализации особенно важным является сохранение и поддержание
ценности личности, которая может затеряться в охватывающей мир волне экономики и политики.
Степень разработанности проблемы
Отдельных исследований, посвященных антроподицее, нет. Но существует множество работ, посвященных антропологическим проблемам, поднимавшимся в русской философии. Эти исследования можно разделить на несколько условно-хронологических групп.
-
Особый интерес представляют труды начала-середины XX века. Среди них можно назвать знаменитые работы В. В. Зеньковского «История русской философии» и Г. Флоровского «Пути русского богословия».
-
Современные исследования заслуживают не меньшего внимания. Это фундаментальный труд игумена Андроника (Трубачева), посвященный антропологии П. А. Флоренского, «Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского»; книги С. С. Хоружего, в том числе, «Опыты из русской духовной традиции »; труд И. В. Вишева «Проблема жизни, смерти и бессмертия человека в истории русской философии»; основательна работа доктора философских наук И. Д. Осипова «Философия русского либерализма, XIX — начало XX веков»; глубокая и разносторонняя оценка русской религиозной философии дана в работах А. А. Королькова «Русская духовная философия», «Духовный смысл русской культуры». Также современными авторами проделан серьезный анализ разнообразных сторон творчества отдельных русских мыслителей. Интересны, например, работы О. В. Вишняковой «Этика Бердяева», Н. К. Гаврюшина «Флоренский П. А. и культура его времени», М. В. Силантьевой «Экзистенциальные проблемы этики творчества Н. Бердяева »; нельзя не отметить диссертационные исследования, проводимые по смежным темам: А. В. Добина «Проблема человека в философии В. И. Несмелова », Г. Н. Завольской «Проблема личности в философии С. Л. франка».
-
Кроме того, нельзя не обратить внимания на работы иностранных исследователей, таких как Малькольм Джонс, посвятивший свои труды творчеству Ф. М. Достоевского, Дональд Александр Лоури, написавший книгу о Н. А. Бердяеве («Rebellious prophet: A life of Nicolai Berdyaev»).
Объектом данного исследования является творчество русских философов конца XIX — начала XX веков в той его части, которая посвящена бого-словско-философской антропологии.
Предмет нашего внимания — исторически и мировоззренчески обусловленные особенности понимания проблемы антроподицеи и смысла человеческой жизни в произведениях философов указанного периода.
Цель исследования — рассмотреть учение об антроподицее, его значение и место п русской религиозной философии конца XIX — начала XX веков.
Задачи:
выявление внутреннего содержания учения об антроподицее в контексте общих положений христианской теологии и религиозной философии;
обозначение специфики подхода к данной теме в русской религиозной философии конца XIX — начала XX веков;
изучение логики развития русской религиозной философии конца XIX — начала XX веков, закономерным результатом которой и стало учение об оправдании человека;
анализ антроподиции в святоотеческой традиции и ее влияния на формирование русского богословия и религиозной философии;
анализ решения проблемы антроподицеи русскими философами конца XIX — начала XX веков и его влияние на другие философские проблемы: свобода и свобода воли; эстетическая способность человека; творчество и его роль в жизни человека и общества; проблема зла и греха.
Методологическая основа исследования
В диссертационном исследовании широко используется методология комплексного подхода. Для наиболее продуктивного анализа учения об антроподицее в русской религиозной философии конца XIX — начала XX веков используется метод конкретно-сравнительного анализа, при соблюдении принципа историзма. Теоретическую базу исследования составляет совокупность взглядов, концепций, положений, выводов, содержащихся в работах представителей русской религиозной философии, а также в трудах современных ученых — исследователей русской философии.
Источниковедческая база исследования основывается на изучении:
-
текстов первоисточников философского наследия представителей русской религиозной философии конца XIX — начала XX веков;
-
теоретических материалов истории христианского богословия и отечественной религиозной философии конца XIX — начала XX веков;
-
результатов исторических и современных исследований различных аспектов учения об антроподицее.
Научная новизна заключается в следующих тезисах.
1. Исследован генезис понятия «антроподицея» в христианском богословии и его роль в развитии русской религиозной философии конца XIX — начала XX веков.
-
Выявлено влияние византийского богословия на развитие идеи антроподицеи в русской религиозной философии.
-
Выработаны и предложены основные критерии, благодаря которым возможен анализ решения проблемы антроподицеи в русской религиозной философии конца XIX — начала XX веков.
-
Впервые всесторонне и комплексно рассмотрены и систематизированы взгляды русских религиозных философов конца XIX — начала XX веков на проблему антроподицеи.
-
В исследовании впервые проанализировано влияние учения русских религиозных философов конца XIX — начала XX веков на решение ими проблемы смысла и содержания жизни человека, его места в обществе и природе.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту 1. Учение об антороподицее представляет особую историческую традицию философско-антропологических исследований русской религиозной философии конца XIX — начала XX веков, которая основана на решении проблемы природы человека и его отношения к миру с точки зрения превалирования духовного над материальным, божественного над социальным.
1. Специфика и тенденции развития учения об антроподицее в русской религиозной философии конца XIX — начала XX веков обусловлены ее тесной связью с византийскими богословами, которые выработали понятия о человеке, положенные в основу религиозно-антропологических идей в России обозначенного периода.
-
Учение об антроподицее в русской религиозной философии конца XIX— начала XX веков является исторической формой выражения и развития духовного опыта, основанного на тех традициях восточного христианства, которые связаны с отрицанием полной греховности человека и с допущением возможности его спасения в результате созидательной деятельности в соответствии с замыслом Творца.
-
Учение об антроподицее, разработанное в русской религиозной философии конца XIX — начала XX веков, содержит христианский замысел о человеке как об образе Божием и являет собой дальнейшее развитие христианского представления о человеке, как о существе, наделенном свободой, творческой и воспринимающей способностью для духовного развития и воспитания в себе Божьего подобия.
-
Решение проблемы антроподицеи в русской религиозной философии конца XIX — начала XX веков самым непосредственным образом связано
с ответом на вопрос о сущности свободы, которая является необходимым условием не только спасения, но и содружества человека с Богом, стремление к которому прослеживается у большинства русских философов обозначенной эпохи.
6. Специфика учения об антроподицее в русской религиозной философии конца XIX — начала XX веков связана с позитивным взглядом ее представителей на человека, его жизненный потенциал и возможность спасения.
Теоретическая значимость работы
Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты позволяют проследить развитие идеи антроподицеи в предметном и историческом аспектах, что способствует более глубокому и детальному изучению философского наследия России конца XIX — начала XX веков.
Практическая значимость исследования
Материалы диссертации, теоретические положения и выводы могут быть использованы как в научно-исследовательской, так и учебно-педагогической деятельности при анализе проблемы смысла жизни человека и включенности данной проблематики в жизнь современного общества, при подготовке курсов лекций и практических занятий по религиоведению, по философии религии, по истории христианской теологии, философской и религиозной антропологии, истории и теории религиозной философии, по этике. Основные положения диссертационного исследования способствуют дальнейшему развитию изучения русской религиозной философии, расширению ее проблематики и практическому преломлению разрабатываемых в рамках антроподицеи фундаментальных проблем смысла и ценности человеческой жизни.
Апробация результатов исследования
Основные идеи и результаты работы освещались на научных конференциях, проводимых Российским государственным педагогическим университетом имени А. И. Герцена, «Герценовские чтения» в 2006 и 2007 годах. Опубликован ряд статей, освящающих определенные аспекты темы диссертационного исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры религиоведения РГПУ имени А. И. Герцена 25 сентября 2008 года.
Структура работы
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы. Работа содержит 160 страниц и список литературы из 161 наименования.