Введение к работе
Имяславие - бурное идеалистическое движение, начавшееся богословским спором вокруг имени Божия и в ходе данной полемики породившее системную философию имени, детально разработанную в трудах мыслителей отечественного религиозно-философского ренессанса1 С точки зрения духовного развития русского общества, рубеж XIX - XX столетий - время, когда «необходимость ограждения религии от надвигающейся опасности понимали наиболее дальновидные церковные и нецерковные мыслители, предпринявшие попытку приспособить традиционную православную доктрину к новым условиям развития России»2 Для номинологических концепций русской религиозной мысли характерно обнаружение тесных связей между онтологическими концепциями метафизики, крайним эсхатологизмом историософии, основоположными вопросами персонологии - причем общим знаменателем для всех названных направлений духовной работы следует считать мифопоэтические течения Серебряного века
Актуальность темы исследования. Для русской мысли вопросы
0 происхождении речи, смысле и роли слова, условиях его поэтической
и общественной актуализации всегда являлись ключевыми В рамках
отечественной философии сложилась специфическая теория познания
— словология2 Проявления этой специфики исследованы далеко не
окончательно и не во всей полноте Наиболее ярким примером
подобных проявлений следует считать интерпретативный конфликт по
вопросу почитания Имени Божня, захвативший русское мыслящее
общество в годы так называемой «Афонской смуты» (1912— 1913 гг )
1 См Сурат И Превращения имени//Новый мир 2004 №9 С 151-168
См Новиков М П Новое религиозное сознание//Основы религиоведения Учебник / Под ред И Н Яблокова 5-е изд М Высшая школа, 2006 С 349
3 Бехчепкин И И Философия языка в России К истории русской лингвофилософии СПб , 2001 С 6
Бурные и даже ожесточенные споры, касающиеся философско-богословской состоятельности доктрины имяславия (или «имябожия»), - приметная черта и наших дней Живое освоение имяславческого идейного комплекса в нынешней православнобогословской среде, движимое не только интересом к дореволюционным формам русской мысли, но и желанием создать на их основе «передовое» богословие то крайне либерального, то крайне традиционалистского толка, - явление, представляющее несомненный интерес в сфере наблюдений современного религиоведа
Направление, которое в наши дни принимает дискуссия по
поводу имяславия, с изрядной долей подобия отображает ее восприятие
интеллигентной публикой начала XX века Догматически
интерпретированное имяславческое учение выдвигается его
восторженными апологетами - от «простецов» до «светских
богословов» - едва ли не в качестве идеологии По мнению
крупнейших философов-имяславцев, «именно вопросом, поднятым
Афонскими спорами (вместе с учением о Софии, Премудрости
Божией), определяется основная магистраль современного
православного богословствования» В свете этого существенно важной
проблемой, решаемой в диссертации, становится соответствие
философских конструктов имяславия христологическим,
персонологическим, космологическим и историософским учениям, составляющим основу ортодоксального предания Сегодня приоритетом в положительных оценках этого соответствия пользуется только одна, имяславческая, сторона, нередко грешащая малообоснованным панегиризмом
Настоящее исследование призвано оттенить сложившуюся тенденцию посредством реконструкций онтологических моделей
4 Священник Димитрий Лескин С Н Булгаков — участник афонских споров об Имени Божьем//С Н Булгаков Религиозно-философский путь Международная научная конференция, посвященная 130-летию со дня рождения/Под ред А П Козырева М Русский путь, 2003 С 187
имяславия в новых аспектах, обнаруживающих не только метафизическую перспективность, но и теологическую уязвимость доктрины
Предметом данного диссертационного исследования является преломление имяславческого идейного комплекса в философско-богословских, поэтических и культурологических аспектах отечественного интеллектуального творчества в конце XIX — начале XX века
Объектом исследования является номинологический корпус трудов С Н Булгакова, П А Флоренского и А Ф Лосева, тематически смежные с ним философские, богословские, публицистические и религиоведческие материалы, посвященные имяславию как направлению мысли и духовной жизни, поэтическое и концептуальное творчество Серебряного века
Основная задача данной диссертации - описание культурно-общественного фона, способствовавшего складыванию имяславческого учения, фиксация и реинтерпретация духовных явлений, источником которых явились Афонские споры
Цель диссертационной работы — анализ и критика восприятия имяславческих идей, характерного для идеалистической интеллигенции в России конца XIX - начала XX веков
Степень научной разработанности темы. В советское время академическая дискуссия об идейном наследии русских религиозных философов, в том числе об их имяславии, в нашем Отечестве была крайне затруднена Однако исследования ближайшей к имяславию «софийной» проблематики возобновились и приобрели широту в 80-е годы XX года - в трудах А Ф Лосева, С С Аверинцева, В Н Топорова, М К Трофимовой и других ученых По нестрогому соответствию, на подробное освоение имяславческой проблематики затрачено уже два-три десятилетия На сегодняшний день событийный
ход Афонской смуты тщательно зафиксирован отечественными исследователями5
Характеристика духовного фундамента имяславия представлена как светскими6, так и религиозными трактовками7, в трудах, анализирующих как философскую терминологию доктрины , так и ее религиозно-теологическую и даже мистическую составляющую9 Имяславческое толкование концептов имени и языка различными поэтическими школами Серебряного века многогранно исследуется сегодня историками отечественной духовной культуры, о чем свидетельствуют работы Н П Мониной10, В Н Тараскиной", А П Петракова12, В Н Быстрова13, С Ю Портновой , Н А Мельниковой' и др Философские течения богостроительства и богоискательства, повлиявшие на выработку имяславия в среде русской интеллигенции, рассматриваются в работах Е А Гнатенко16 и А В Унылова17 В целях
5 Поіовинкин С Хроника Афонского дела // Имяславие Антология Под ред Е С Полещука М 2002 С 479-528, ВыходцевЕ История афонской смуты (годы 1909-1912)//Там же С 215-318
Третьяков А В Имяславие // Религиоведение Энциклопедический словарь / Под ред А П Забияко A H Красникова, Е С Элбакян М, 2006 С 388 - 389, Мечковская И Б Имяславие // Религия Энциклопедия Минск, 2007 С 370-371
Лескин Д свящ Спор об Имени Божием Философия имени в России в контексте афонских событий 1910-х гг СПб, 2004 Лескин Д Ю Метафизика слова и имени в русской религиозно-философской мысли Автореф дисс докт филос наук М ,2006, Свиридов И, прот К богословию имени // Имяславие Сборник богословско-публицистических статей документов и комментариев TIIM 2005 С 521 - 533, Задорнов А, свящ Религиозно-философские взгляды А Ф Лосева Автореф дисс канд богословия Сергиев Посад 2002
8 Еремеев Я К К онтологическому и динамичному пониманию языка «Философия имени» и
диалогическая философия // Теоретическая и прикладная лингвистика Выпуск 1 Проблемы
философии языка и сопоставительной лингвистики Воронеж Изд-во ВГТУ 1999 С 46-62
9 Іерешко И Б Символика имени в русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков
Дисс канд филос наук СПб, 2005 153с
10 Монина Н U Идея Софии в русской поэзии Философско-культурологический анализ Дисс
канд филос наук Барнаул, 2004
" Тараскина В Н Роль Д С Мережковского в формировании культуры Серебряного века Дисс канд ист наук. Саранск, 2004 166с
12 Петраков А П Проблема символа в русской философии XX века П А Флоренский А Ф Лосев,
С 11 Булгаков, А Белый Дисс канд филос наук М , 2006 162с
13 Быстрое В И Идея преображения мира у русских символистов Д Мережковский, А Белый, А
Блок. Дисс д-ра филол наук. СПб , 2004 361с
N Портнова С Ю Лингвопоэтический аспект оценочных значений в творчестве Игоря Северянина (Игоря Васильевича Лотарева) Дисс канд филол наук. М , 2002 238с См особенно ее 12-19, 51-75
Мельникова И А Имя в системе поэтического языка Велимира Хлебникова Дисс канд филол наук Омск, 2004 203с
16 Гнатенко Е А Философский проект правового государства в культуре предреволюционной России Дисс канд филос наук М.2002 210с
адекватного понимания имяславия в контексте русских идей в исследовании А Е Громовой актуализируется онтологизм «как сущностная характеристика в исканиях представителей отечественной философско-религиозной мысли конца XIX - первой трети XX вв »18 С точки зрения И Е Фадеевой, русская философия всеединства выступает как оригинальная «модель философского анализа символа», генетически связанная с романтической философией'9 О «романтическом повороте» в национальной мысли (оказавшем влияние и на созревание в ней доктрины имяславия) говорит Б В Межуев в специальном исследовании о Владимире Соловьеве20
Свободные исследователи, зачастую являющиеся оригинальными мыслителями, не оставляют имяславческую тему вне пристального рассмотрения И И Евлампиев21 и П А Сапронов22 сосредоточивают внимание на методологических аспектах всеединства, находящих особое преломление в имяславческих моделях мирообъяснения В своих подробных изысканиях по истории отечественной мысли С С Хоружий указывает на неоплатонический уклон философов-имяславцев, плохо соотносимый с аскетической практикой православного исихазма В В Бибихин анализирует имяславие в контексте богословско-философских полемик Русского Зарубежья, выявляя смысловую связь имяславческой метафизики с православно-
Унылов А В Социокультурные основания богостроительства и богоискательства в России начала XX века Дисс канд ист наук Нижний Новгород 2006
Громова А Е Типология культуры П А Флоренского теургический аспект Дисс канд культурол наук Кострома 2005 154с С 12
19 Фадеева И Е Теория и культурно-историческая феноменология символа Дисс докт
культурол наук СПб, 2004 С 9
20 Межуев Б В Отечественные истоки философии В С Соловьева (Социокультурный контекст 70-
90-х годов XIX в ) Автореф дисс канд филос наук М, 1997 24с
21 Евлампиев И И История русской метафизики в XIX - XX вв Русская философия в поисках
абсолюта СПб, 2000 4 1-2
22 Сапронов П А Русская философия Опыт типотогической характеристики СПб ,2000
Хоружий С С Философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопросы
философии 1991 №5 С 26 - 57, Хоружий С С Диптих безмолвия Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении М , 1992, Хоружий С С После перерыва Пути русской философии СПб, 1994
монархическим социальным учением В последние два-три года наметилась тенденция проводить параллели между отечественными мыслителями-имяславцами и зарубежными философами, близкими им содержательно-структурной общностью идей например, сравниваются метафизика Павла Флоренского и фильмы М Антониони (В Колотаев)25
Штудии софиологической системы С Н Булгакова, приводящие к раскрытию в ней внутренних связей между «имяславием» и «софиеславием», характерны для работ И И Семаевой , Н А Вагановой27, Н В Гараджи28, О Г Гариной29 Соотношение теургии и софиургии в религиозной мысли Булгакова исследуется А Е Громовой30 Взаимосвязь между учением Булгакова об Абсолюте и его философией языка в контексте трансформации взглядов философа убедительно раскрыта А И Резниченко31 Особняком в этом ряду стоит солидный обобщающий труд проф С А Нижникова
Из бесчисленного количества работ о Флоренском нас интересуют, главным образом, касающиеся его символизма Ю В Игошина справедливо говорит о «проблеме символа» как о «центральной идее философии Флоренского, вокруг которой можно
24 Ьибихин В В Софиология о Сергия Булгакова // С И Булгаков Религиозно-философский путь
Международная научная конференция посвященная 130 летию со дня рождения / Под ред А П
Козырева М Русский путь 2003 С 79-86 см также публикацию Владимир Бибихин Имяславие
и власть//Независимая газета 15 04 2001
25 Коютаев В А Видимое против говоримого Антониони и Флоренский//Логос 2000 № 2 С 152
-172
26 Семаева И И Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины XX века
Автореф дисс докт филос наук М 1994
27 Ваганова Н А Эволюция софийной онтологии С Н Булгакова Дисс канд филос наук М ,
2004 212с
28 Гараджа И В С Н Булгаков о природе философского познания Дисс канд филос наук М ,
2003 124с С 85 - 109
29 Гарина О Г Проблема Ничто в теоретической философии С Н Булгакова Дисс канд филос
наук Саратов, 2006 134с
30 См Громова А Е Типология культуры П А Флоренского теургический аспект Дисс канд
культурол наук Кострома 2005 С 17
31 Резниченко А И Философия имени онтологический аспект (о С Булгаков, А Ф Лосев)
Автореф дисс канд филос наук. М, 1997 23с
32 Нижников С А Метафизика веры в русской философии Монография М Изд-во РУДН, 2001
355с
выстроить все остальное» В работе А Е Громовой вполне точно обозначается актуализированная Флоренским «символическая реальность» как форма воплощения теургической функции культуры 4 При этом костромская исследовательница совершенно справедливо укрупняет фон рассмотрения типологии культуры Флоренского, привлекая наряду с символистскими теориями Вяч Иванова и Андрея Белого сочинения «софиологов» Л П Карсавина и Е Н Трубецкого По наблюдательному выводу А А Андрюшкова, основной методологический принцип антроподицеи Флоренского «заключается в выделении в универсуме жизне- и мыследеятельности человека организованных связей имманентного и трансцендентного измерений - так называемых символов», «сред обожения человека» Весьма полезной для изучения лингвофилософской парадигмы П А Флоренского видится также работа Е В Лисицыной36 Обоснование имяславия А Ф Лосевым обсуждается в работах Ю И Сватко37, Е Ю Зубарева38, А И Резниченко39, С П Филимонова40 Согласно А А Каменских, универсалистский склад личности Лосева проявляет себя как в его блестящих историко-философских исследованиях, так и в моделях онтологии « категории бытия и мышления мыслятся не просто как таковые, но как служащие выражению во всем сущем первоединого начала» Исходя
Ihouimia Ю В Оппозиция мировоззрений и онтология имени в философии П А Флоренского Дисс канд филос наук Киров 2003 141с С 16
Громова Л Е Типология культуры П А Флоренского теургический аспект Дисс канд культурол наук Кострома 2005 С 8
" Андрюшков А А Философская антропология П А Флоренского (культ и культура в антроподицее) Автореф дисс канд филос наук М, 2007
* Лисицына Е В Лингвистические особенности философского дискурса П А Флоренского Дисс канд филол наук Ставрополь 2006 С 7-8
Сватко Ю И Имя как текст и текст как имя лингвистические и лингвофилософские основания анализа Автореф дисс докт филол наук Краснодар 1994 77с
Зубарев Е Ю Принципы философского символизма Автореф дисс канд филос наук Саратов, 1997
Резниченко А И Философия имени онтологический аспект (о С Булгаков, А Ф Лосев) Автореф дисс канд филос наук М , 1997
Филимонов С П Символизм как семиотическое явление и его гносеологическая оценка Дисс канд филос наук Казань, 1999 172с
41 Каменских А А Принцип софийности в культуре поздней античности Автореф дисс канд филос наук. Екатеринбург, 2004 24с С 11
из методологических оснований, А Г Стульцев делает емкий вывод «Для Лосева его философия - это максимально отрефлексированная и диалектически проработанная православная вера» Чрезвычайно содержательны также выводы донской исследовательницы В Л Иванеско, тесно сближающей онтологическую фокусировку знака у Лосева и у Андрея Белого43 Размышления Лосева о мистическом творчестве, восходящие к философии «цельного знания» Вл Соловьева, в их претворении в концепции «вестнического творчества» Даниила Андреева исследуются Е П Ращевской44 Имяславческие идеи Лосева стали методологической базой изучения концепций языкового бытия в кандидатской диссертации О В Ртищевой4
Используя нестрогое обобщение, можно сказать, что в наши дни учеными (Н К Бонецкой46, Л А Гоготишвили47, А И Резниченко 8) диахроническое развитие философии номинации проводится по восходящей - от разрозненных «наметок» Флоренского через систему Булгакова к наиболее законченному синтезу Лосева49
Вплоть до настоящего времени продолжают издаваться монографии, доклады, статьи, содержащие анализ основных сюжетов философии имени, регулярно проводятся научные конференции, посвящаемые Афонским спорам
Многообразная и обильная информация о современных имяславческих тенденциях, проявляемых в гуманитарных
4~ Стуїьцев А Г Имяславие философско-методологическая экспликация в учении А Ф Лосева Автореф дисс канд филос наук Ростов-на-Дону, 2006 С 10
43 Иванеско В Л Генезис онтологической функции языка науки Афтореф дисс канд филос наук
Ростов-на-Дону, 2007 С 9
44 Ращевская Е /7 Космогонический миф Даниила Андреева и культура Серебряного века
Автореф дисс канд культурол наук Киров, 2006 С 12
45 Ртищева О В Онтологические и гносеологические аспекты функционирования языковой
картины мира Автореф дисс канд филос наук Кемерово, 2006 С 4, 8
46 Бонецкая Н К Борьба за Логос в России XX века // Вопросы философии 1998 № 7 С 148 - 169,
Бонецкая Н К Русская софиология и антропософия//Вопросы философии 1995 № 7 С 79-97
47 Гоготишвили Л А Непрямое говорение М , 2006
48 Резниченко А И Семенкин Н С Имеславие (имяславие) // Русская философия Словарь / Под
общ ред М Маслина М, 1999 С 184-185
49 См Игошина Ю В Оппозиция мировоззрений и онтология имени в философии П А
Флоренского Дисс канд филос наук Киров, 2003 С 7
исследованиях, популяризаторстве и богословских новациях, представлена в Интернете Сжатый обзор электронных материалов по имяславию с полезными на них ссылками содержится под заголовком «Старый церковный спор в сетевой версии» на страничке http //www portal-credo ru/site/inde\ php9act=news&id=36580&topic=381 Автором диссертации задействованы также материалы сайтов www hesychasm ru. lmiaslav narod ru. www pravoslavie ru, www portal-credo ru. www losev-library ru и др
В своем диссертационном исследовании автор решает следующие задачи:
-
охарактеризовать духовное состояние русского образованного общества в короткий, но идейно насыщенный период, именуемый Серебряным веком,
-
совершить краткий экскурс в историю русской мысли с целью выявить характерные особенности национального сознания, проявившиеся в номинологических воззрениях отдельных русских философов и поэтов,
3) рассмотреть основные интенции символистского
миросозерцания в их смысловом переплетении с богословско-
философскими разработками имяславческой доктрины,
4) реконструировать модели имяславческого мирообъяснения,
разработанные отечественными представителями метафизики
всеединства (С Н Булгаков, П А Флоренский, А Ф Лосев), в
соотнесении с их религиозными, этическими и эстетическими
притязаниями и социальными чаяниями,
5) очертить общественный и культурный ракурс опосредования
богословских концептов имяславия в России
Методология исследования. С целью прояснения и уточнения смыслов, которыми русские философы и религиозные деятели наполнили онтологию имени и молитвенно-речевого акта, автором
диссертации используется феноменологический метод описания духовных явлений Следование процедурам структурно-функционального анализа позволяет диссертанту в новых аспектах реконструировать инварианты отечественной номинологии как новой области философского знания При характеристике имяславия как типа национальной мысли, нашедшего свое конкретно-историческое воплощение в конце XIX - начале XX веков, используется типологический метод Для выяснения причин противостояния онто-гносеологической модели имяславия иным способам метафизического мирообъяснения (главным образом, «имяборческому»), диссертант обращается к сравнительно-историческим процедурам. Рассматривая причины возникновения и эволюции имяславческой доктрины в конкретной культурной ситуации, автор работы чаще всего использует приемы каузального анализа.
Положения, выносимые на защиту:
-
Имяславие как духовный феномен произрастает на метафизической почве интеллигентного богоискательства, развивающего в Серебряном веке интуитивно-мистические и анонимно-религиозные тенденции построений Владимира Соловьева
-
Основные мотивы имяславческой доктрины наиболее рельефно прослеживаются на фоне проективизма, эсхатологизма и революционаризма, характеризующих духовный кризис русского общества конца XIX - начала XX вв
-
На переходе «от марксизма к идеализму» педалирование магического (силового) аспекта в учении об имени явилось характерной чертой слагающихся религиозно-философских и поэтических систем
-
Построение системной философии имени в лоне символистского миросозерцания образует мифотворческую парадигму, в которой имя понимается как сверх-символ, способный к бесконечному саморазвитию
-
Имяславческое учение, порожденное «метафизикой всеединства», комплиментарно футурологическим утопиям раннего советского времени в силу своего мощного теургического компонента
-
Дебатирование «философии имени» как центральной дилеммы религиозно-философской антропологии стало в России рубежа XIX - XX столетий мощным импульсом для активного, но в целом превратного освоения исихастской традиции
-
Притязания имяславия на творческую и законодательную функцию в сфере православной догматики являются идеологемой и обусловлены экстремальным онтологизированием православного аскетического опыта
Научная новизна исследования. В диссертации впервые широко рассматривается многообразный контекст обсуждения имяславия как идейного веяния, и качественно новую научную характеристику
получает идеологический аспект вопроса об имяславии, «бытование
„ „ 50
имяславческих идеи в конкретной российской культурной ситуации»
Новыми и плодотворными для дальнейшего анализа
специфических проблем русской религиозно-философской мысли,
истории и теории религиоведения представляются следующие
аналитические положения и выводы диссертанта
Кантор Вч Фёдор Степун и большевистское ичяславие // Вопросы литературы 2005 №1 С 166 -177
- при использовании обширного исторического, философско-богословского, художественного материала обнаружено, что имяславческие симпатии удобно вписываются в «идеалистическое направление» русского освободительного движения,
возникновение и развитие имяславческой доктрины впервые исследуются в тесной связи с «экзальтациями» и «мистическим сектантством» Серебряного века, само же имяславие трактуется диссертантом в существенно новом ключе как динамическая и гегемоническая система мысли («ономатопойэзис») и как глобальный коррелят символистской космологии,
в работе по-новому истолкованы магистральные линии и философско-богословский инструментарий «великой тройки» отечественных номинологов Диссертантом продемонстрировано, в каких пунктах предложенная С Н Булгаковым трактовка понятий духовного спектра, в качестве элементов лингвосферы, выходит за пределы православной праксеологии Автор диссертации выявляет анонимно-мистический колорит метафизических установок и социальных чаяний П А Флоренского, что сильнее всего запечатлено в номинологических построениях философа, возводимых на первозданном «естестве» языкового сознания Впервые подчеркивается, что в диалектических разработках А Ф Лосева имяславие предстает законченной эзотерической доктриной, доступ к которой первоочередно открыт лишь людям высокого умственного труда, причем диалектического склада мышления,
— новые перспективы открывает вывод диссертанта, согласно которому, насущным вопросом для светского исследователя религии является проблема адекватности новаторского имяславческого богословия традиционной православной догматике
Расширяя спектр эмпирических знаний по феномену имяславия в систематическом отечественном религиоведении, автор дает
диахронический обзор богословской полемики об Имени Божьем, опираясь на либерально-экуменические, ультраконсервативные и «альтернативно-православные» издания наших дней Подобный обзор представляется новым моментом в ранее изучавшейся теме
Теоретическая значимость исследования определяется обнаружением идейной взаимосвязи между общим богословским модернизмом русских философов предреволюционного времени, явленным в имяславии, — с революционным и идеалистическим утопизмом русской интеллигенции Отображенная в диссертации динамика имяславческих новаций выявляет парадоксальную духовную единовременность «ренессанса» и «кризиса» в русском обществе конца XIX - начала XX столетий В диссертации задан новый вектор рассмотрения имяславческо-имяборческой дискуссии, подчеркивается богословско-философская корректность ортодоксального воззрения на онтологию имени, при описании Афонского конфликта неоправданно помещаемого в тень многими симпатизантами имяславия Между тем, автор считает методически продуктивным для понимания данной дискуссии не остро полемический, а объективно-исторический и широкий культурный подход Освещение проблем православного, околоправославного и «альтернативноправославного» сознания на примере развития отечественной номинологии представляется перспективным для истории и философии религии, сравнительного и теоретического религиоведения, истории русской религиозной философии, истории отечественной культуры
Практическая значимость диссертации состоит в расширении круга исследований в области отечественного религиоведения и национальной философии, в систематическом изложении проблем номинологии как особого, «русского», раздела философского знания, в возможности использовать результаты проведенной работы в последующих историко-философских, культурологических и
религиоведческих исследованиях, а также при чтении специальных курсов по истории национального мировоззрения и отечественной религиозно-философской мысли
Апробация результатов исследования. Теоретико-
методологические положения и выводы диссертации докладывались на научно-практических конференциях МГУ, обсуждались на лекциях и семинарских занятиях по философии, проводимых диссертантом в Московском авиационном институте, а также нашли свое отражение в четырех научных публикациях автора, две из которых помещены в журналах, рекомендованных ВАК
Структура диссертации определяется поставленными задачами и целями исследования Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего 275 наименований