Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философские идеи в русском музыкальном творчестве XIX - начала XX веков Ноздрина Ангелина Петровна

Философские идеи в русском музыкальном творчестве XIX - начала XX веков
<
Философские идеи в русском музыкальном творчестве XIX - начала XX веков Философские идеи в русском музыкальном творчестве XIX - начала XX веков Философские идеи в русском музыкальном творчестве XIX - начала XX веков Философские идеи в русском музыкальном творчестве XIX - начала XX веков Философские идеи в русском музыкальном творчестве XIX - начала XX веков Философские идеи в русском музыкальном творчестве XIX - начала XX веков Философские идеи в русском музыкальном творчестве XIX - начала XX веков Философские идеи в русском музыкальном творчестве XIX - начала XX веков Философские идеи в русском музыкальном творчестве XIX - начала XX веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ноздрина Ангелина Петровна. Философские идеи в русском музыкальном творчестве XIX - начала XX веков : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 : Ростов н/Д, 2004 165 c. РГБ ОД, 61:05-9/141

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Концептуальное единство философско-религиозных идей в творчестве русских композиторов XIX - начала XX веков 16

1.1 . Аксиологический контекст музыкального творчества русских композиторов как «философия музыки» 16

1.2. Религиозно-философские идеи греко-византийской и западноевропейской патристики в русской церковной и светской музыке 39

1.3.Гуманизм светской и церковной музыки: от европейского Возрождения к русскому Ренессансу 58

Глава 2. Музыкальное творчество как отражение социального и духовного перелома в русской культуре на смене веков 79

2.1. Отражение "обезбожения" мира и человека в музыкальном творчестве эпохи русского духовного Ренессанса 79

2.2. Антиномизм идей «богоискательства» и революционизма в новых музыкальных формах 101

2.3. Исчезновение православной музыкальной культуры: идеология против исконной духовности 130

Заключение 15.5

Библиографический список используемой литературы

Введение к работе

Актуальность темы. Философско-культурологический анализ проблематики русского музы кального творчества XIX - начала XX веков весьма актуален в контексте возросшего сегодня интереса к религии, в частности, православно-христианской. Поиск целостного духовно-гармоничного образа человека в XXI веке, тесно связанного с религиозно-нравственными ценностями, приобретает в настоящее время особую, практическую значимость. Исследование взаимосвязи русского музыкального наследия и ценностей православной музыкальной культуры может предоставить нам культуроформирующий образец этических норм, принципов, императивов поведения человека. Философская рефлексия православно-христианской концепции русской музыки XIX - начала XX веков позволяет выделить подлинно общечеловеческие идеи, оказывающиеся абсолютными и актуальными в настоящее время.

Российский тип музыкальной культуры по своим духовным источникам носит православный характер, исторически и содержательно сформированный в лоне греко-византийской музыкальной традиции. Автор стремится выявить в русской музыке XIX - начала XX веков, прежде всего, философскО религиозные аспекты, которые не только конституируют ценностно-смысловой базис русского музыкального творчества, но и выступают основой особого православного типа культуры и духовности. Таким образом, философские идеи и христианские ценности музыкальной культуры данного периода выступают предметом рассмотрения в качестве одного из главных факторов формирования самозначимости русской культуры прошлого столетия. Они остаются злободневными для настоящего времени, поскольку современная культура столкнулась с проблемами уже пережитыми русской музыкальной творческой интеллигенцией в прошлом.

Необходимость исследования культурного наследия православия сегодня очевидна в связи с большим вкладом его мыслителей и религиозных деятелей в создание общечеловеческих ценностей. Понять глубину духовного содержания музыки возхможно только через отношения между церковной и светской музыкой. Обращение к этому вопросу важно для определения роли и значения музыки в культуре и просвещении русского народа, для общего анализа русской культуры. Философско-методологический анализ таких направлений культуры как церковная и светская музыка представляется весьма актуальным.

Рассмотрение антопологических вопросов в контексте христианских музыкальных традиций позволяет связать историческое рассмотрение церковной и светской музыки с культурологическими ценностями и мировоззрением различных эпох и, тем самым, выявить философско-культурологическую значимость русского музыкального творчества. Так греко-византийская и западноевропейская патристика, как ценностно-смысловой континуум идейно-религиозного направления, позволяет определить культурно-аксиологические константы (соборность, каноничность, свобода воли и самоопределение человека, святость и подвижничество), воспринятые древнерусской культурой и занявшие особое место в музыкальной культуре России. Проблема человека в церковной и светской музыке эпохи Возрождения и Нового времени тесно связана с поиском «нового гуманизма» отечественными философами и музыкантами в период русского духовного Ренессанса, который ставил вопросы не только о человеке, но и обществе; коммуникабельности людей, соотношении свободы индивида с гражданской ответственностью. Эти проблемы имеют особую практическую значимость в настоящее время.

Авторы многих исследований отрицают эффективность православной традиции в процессе духовно-нравственного возрождения русской культуры. Между тем, наличие культурного кризиса в современной России требует внимательного и глубокого рассмотрения идей русской религиозной философии в отечественном музыкальном творчестве как выразителей общечеловеческих и культурных ценностей. Представляется, что они могут выступить в качестве нравственного и социально-идентификационного базиса современного общества.

Отражение идей русской религиозной философии в русской музыке XIX - начала XX веков представляется нам недостаточно освещенной в философской и культурологической литературе. Указанная проблематика во многом остается малоисследованной, а потому требует пристального внимания со стороны философов, культурологов и музыковедов. Результаты диссертационного исследования позволяют рассматривать русскую религиозную философию и русскую музыкальную культуру в качестве единого культурно-аксиологического феномена, обладающего уникальностью, специфичностью и занимающего особое место в духовной жизни России, мировой философии и культуре в целом.

Степень разработанности проблемы. Предлагаемое диссертационное исследование основано на анализе первоисточников христианства - Библии и святоотеческих творений Григория Нисского, Аврелия Августина, Иоанна Дамаскина, Иоанна Лествичника и других представителей классической патристики. В работе также рассмотрена мистическая традиция православия, представленная святоотеческими воззрениями на музыку как дар Святого Духа, заповедей блаженства и «логики» аскетизма Симеона Нового Богослова.и Григория Паламы, относящихся к периоду поздневизантийской культуры XIII -XIV веков.

В диссертационном исследовании проводится анализ работ русских религиозных философов конца XIX - начала XX веков. Философско-культурологическая проблематика православной культуры получила творческое развитие в работах мыслителей «русского духовного ренессанса», особенно в трудах Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, Е.Н. Трубецкого, А.С. Хомякова, Г.П. Федотова, П.А. Флоренского, С.Л. Франка. Богословский оттенок присутствует в работах В.Н. Лосского и Л.П. Карсавина. Религиозно-философские концепции вышеперечисленных философов создавались применительно к условиям русской жизни и образу мышления русского народа, на основе важнейших христианских идей: соборности, вселенскости, персонализма, добра, свободы воли, бессмертия души, которые впоследствии нашли отражение в отечественной музыке.

Проблема соотношения творческой свободы человека и Божественного предопределения привлекает особое внимание не только отечественных исследователей светского направления. Сугубо теологическая точка зрения на антропологический фактор в православном искусстве высказывается в произведениях таких видных богословов-мыслителей как В.В. Зеньковский, митрополит Иоанн, диакон А. Кураев, А. Мень, Г.В. Флоровский. В последние годы повышается внимание к проблемам исихазма, аскетики, их влиянию на духовность человека, на творческий процесс, на общее развитие культуры. Исихазм и религиозные течения в поздней Византии нашли своего глубокого исследователя в лице крупного американского богослова И. Мейендорфа.

В конце XX века в нашей стране расширился круг исследователей византийской культуры. В центре внимания ученых оказалась проблема рождения и формирования византийской культуры и ее влияния на древнерусское искусство. Ценный вклад в разработку этих проблем внесли отечественные исследователи С.С. Аверинцев, В.В. Бычков, Б.Н. Лазарев, Н.В. Удальцова. В работах этих авторов освещаются вопросы возникновения византийского искусства и его связь с формированием и утверждением восточного богословия, а также влияния греко-византийской культурно-философской парадигмы на древнерусское искусство X - XVII веков. Большое внимание патриотическому наследию и традициям исихазма уделяет в своих работах видный российский философ С.С. Хоружий. Его анализ антропологии православия и греко-византийского мистицизма является большим вкладом в российскую философскую науку и важным теоретическим ядром представленного диссертационного исследования.

Большое значение для диссертации имеют исследования М.С. Кагана Э.А. Орловой, в которых определены принципы типологии культуры и национально-культурных менталитетов; И.В. Кондакова, Б.А. Рыбакова, Д.С! Лихачева, Ю.С. Степанова, раскрывающие сложную структуру русской культуры; музыковедов Ю.В. Келдыша, В.В. Медушевского, Е.М. Орловой, А. Ступеля, рассматривающих закономерность эволюционного развития русской музыки, выявление роли греко-византийского наследия и определение семантической специфики русской музыкальной культуры «Золотого» и «Серебряного веков».

Теоретические и исторические исследования отечественной культуры ростовских мыслителей внесли значительный вклад в формирование феномена русской духовной культуры, связанной с глубинными и православно-византийскими истоками. В работах ученых: В.Е. Давидовича, Г.В. Драча, А.Н. Ерыгина, Ю.А. Жданова, Е.В. Золотухиной-Аболиной, Н.С. Капустина, Т.Г. Лешкевич, И.Н. Лосевой, Т.П. Матяш, Л.А. Мирской, Е.Е. Несмеянова, М.К. Петрова, B.C. Поликарпова, Е.Я. Режабека, А.И. Субботина, О.В. Чистяковой. В.П. Яковлева, - прослеживается развитие проблематики общекультурного значения связанной с решением философско-теологических и духовно-антропологических проблем посредством художественного творчества.

Опорой при разработке темы диссертации послужили положения и выводы по вопросам русской музыкальной культуры музыковедов: Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, В.В. Стасова, А.Н. Серова, Ю.Н. Холопова, Т.В. Чередниченко, Е.Г. Шевлякова. В целом следует отметить, что существует широкий круг философско-культурологических концепций, опираясь на которые можно проводить анализ русской художественной культуры и приходить к конкретным результатам.

Тем не менее, в отечественной культурологической литературе существует некая отстраненность от вопросов музыкальной культуры. В современных исследованиях довольно слабо представлена соотнесенность антропологического фактора религиозной философии и православной музыкальной культуры с духовной культурой Византии, практически не выявлена их актуальность для состояния русской культуры XIX - начала XX веков. Автору видится необходимым определение духовного стержня отечественной культуры через преломление идей греко-византийской и западноевропейской патристики в русской церковной и светской музыке означенного периода. Представляется, что философско-религиозный аспект русской музыки, как особое духовное образование, составит основу современного культурно-идентификационного процесса России, и будет способствовать возрождению её лучших традиционных духовных феноменов и православного христианства, углублению знаний о русской музыкальной культуре.

Объектом исследования является феномен музыкального творчества в русской культуре XIX - начала XX веков.

Предметом исследования является светская и церковная музыка, рассмотренная во взаимосвязи с идеями греко-византийской патристики, философии Возрождения и Нового времени, русской религиозной философии XIX - начала XX столетий.

Цель и задачи диссертационной работы. Целью диссертационного исследования является философско-культурологический анализ музыкального творчества XIX - начала XX веков и его идейно-содержательного наполнения проблематикой русской религиозной философии и восточно-христианской патристики в качестве идентификационной основы российской музыкальной культуры. Эта цель конкретизируется в следующих задачах:

- раскрыть аксиологический контекст музыкального творчества русских композиторов как «философии музыки» и выявить типологические характеристики российской музыкальной культуры XIX века;

- показать влияние традиций восточной святоотеческой мысли и западно-христианской патристики на развитие отечественной музыки;

- рассмотреть преемственность гуманистических идеалов западноевропейского творчества эпохи Возрождения и Нового времени в русской музыкальной культуре;

- выявить сущностные характеристики процесса «обезбожения» культуры и общественного сознания в качестве объективной основы музыкальных произведений эпохи «русского духовного ренессанса»;

- обосновать антиномичные «богоискательские» и революционные идеи как формообразующие принципы музыкальных произведений в начале XX века;

- проанализировать соотношение причин исчезновения русской религиозной философии и растворения духовной музыки в секуляризационных процессах послеоктябрьского периода в России.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретической основой диссертации являются труды философов античности, средневековья, Возрождения, работы русских религиозных мыслителей XIX - XX веков, современные труды по теории и истории культуры, исследовательские работы русских и советских музыковедов.

Методология исследования базируется на дополняющих друг друга системно-историческом, аксиологическом, феноменологическом, герменевтическом, социально-философском, логико-гносеологическом методах, а также культурологическом и музыковедческом анализе. В диссертации использовались компаративистские методики для выявления общих и особенных черт светской и церковной русской музыки, русской и западноевропейской христианских музыкальных традиций. Вместе с тем, автор не отказывается от применения диалектических принципов соотношения объективности, всесторонности и конкретности рассмотрения.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- определены ценностно-культурологические и философско-религиозные основы русского музыкального творчества XIX века и сформулированы его основные типологические черты;

- представлен генезис русской музыки " в контексте христианско-антропологической концепции восточной и западной патристики;

- выявлена нравственно-онтологическая, регулятивная взаимосвязь философско-концептуального понимания гуманизма в европейской и русской музыкальных культурах в историко-культурной ретроспективе;

- выделены сущностные черты и тенденции, определяющие специфику процесса апостасии мира и человека в русском музыкальном творчестве на рубеже XIX - XX веков;

- выявлены музыкальные формообразующие принципы, отразившие антиномизм православных («богоискательских») и революционных идеалов социально-нравственного перелома начала XX века;

- показана взаимосвязь исчезновения русской религиозной философии и духовной музыки в процессах революционной секуляризации в послеоктябрьскую эпоху.

Тезисы, выносимые на защиту

1. Аксиологический фундамент музыкального творчества русских композиторов XIX - начала XX веков представляет собой особого рода «философию музыки», заключающуюся в концептуальном единстве философско-религиозных и музыкальных ценностей. Типологическими чертами, предназначенными для оценки как религиозного, так и светского направлений русской музыки этого периода, выступают: абсолютная духовность (религиозная, психологическая, личностно-нравственная), идейная преемственность (культурно-историческое переплетение православного богословия и философии), музыкальная вариативность (второстепенное изменение музыкальной ткани и расширение функционального назначения музыки). Философско-религиозные идеалы вселенскости, добра, любви, красоты, милосердия, самопожертвования, посредством разнообразных музыкальных форм, жанров и композиторских стилей определяли ценностное содержание творчества композиторов М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского и музыкальных обществ «Могучая кучка» и «Беляевский кружок».

Философско-религиозная категория соборности выразилась в русском музыкальном творчестве через особое трансцендирование духа человека к Божественности и чувствам - разуму другого человека. Аксиологически она проявилась в различных композиционных методах, музыкальных построениях, идейно-эмоциональных выражениях как социальность высшего типа или «коллективная личность» с безграничным чувством самопожертвования за народ (М. Глинка и Вл. Соловьёв); форма глубинного, духовного спасения, невозможного на индивидуальном уровне (М. Мусоргский и С. Франк); этос нравственного страдания и любви на пути духовного очищения, соборный путь которого предначертан Божественным Абсолютом и имманентно пронизан совестливостью и милосердием людей в их стремлении к личностно-кафолическому единению с Богом (Л. Толстой; Ф. Достоевский и П. Чайковский),

Осознание русским народом своей «инаковой» индивидуальности внутри религиозного мира, во многом вызывалось самоотверженностью и жертвенностью в лучших традициях исихазма и святости. Направленность культурной византийской традиции на «очищение сердца» и «умное делание» ввело в средневековую (духовную), а затем в русскую музыку ощущение бесстрастности, самососредоточенности, энергийной суровости. Бесстрастность достигалась неторопливым развертыванием мелодии, плавностью, уравновешенностью звучания с новыми приемами использования тембров голосов. Постоянный контакт с Абсолютным и Трансцендентным существом через молитву и хоровое пение эманировал в музыку экзистенциальные устои человеческого бытия, определяя цель и смысл человеческого существования на пути обожения личности. Антрополого-идейная противоречивость снималась в музыке посредством включения музыкальных ритмов в богослужение (с применением музыкальных темпов, полифонии и осьмогласия) и «внутреннюю» молитву. Противоречивость, разобщенность мира и человека в святоотеческом видении проецировалась через византийскую парадигму в отечественную музыку, отражающую расколотый, но двуединый мир.

4. Смысловые значимости византийской культуры, заложенные в византийском гимнотворчестве Романа Сладкопевеца, Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Феодора Студита, в силу своей метакультурной сущности, выступают основополагающими христианскими ценностями русской культуры. В связи с этим православие стало выполнять в России культурно-идентификационную роль. Основываясь на многообразном спектре таких философско-религиозных и музыкально-антропологических констант как: скрытый и углубленный психологизм, сердечность, жертвенность, культ страдания, покаяния, внутренний подвиг во имя нравственного идеала, духовность в качестве предельной реальности человеческого бытия,- русская церковная и светская музыка XIX - начала XX веков сохранила свою целостность и единство.

5 Основной идеал гуманизма в музыкальном творчестве эпохи Возрождения связан с религиозно-эстетическим наполнением, так как видение «умной красоты» потребовало «у много художества» и творческого вдохновения. Возвращение в музыке к мирской жизни и психологически активному субъекту позволило преодолеть такие негативные (с точки зрения светской музыки) аспекты аскетического стиля «умного делания» и «умного видения» как внутренняя дисциплина, построенная на «молчании» и духовная эмоциональная уравновешенность. Посредством музыкальных звуков мыслителями Возрождения были определены новые стороны антропологии - музыкально-изобразительная и музыкально-выразительная. Поиски музыкального образа мира и человека, их модификация от западноевропейского Возрождения до русского Ренессанса связаны с переплетением в музыке идей аффектации, рационализации и гедонизма, а также светских и духовных, теологических и научных, эстетических и этических представлений.

6. Социально-нравственный перелом в русской культуре на рубеже XIX - XX веков вызвал секуляризацию музыкального творчества. Постепенное «обезбожение» творческой сферы с одновременным возвеличиванием революционных идеалов приводят к принципиальному перевороту в музыкальном мышлении, композиторской стилистике и технологиях. Рефлексивное «чувство» обезбоженности, выражающееся категориями русского экзистенциализма о «покинутости» Богом и «недостаточности» Бога, ощущение приближающейся эсхатологической катастрофы заставило композиторов С. Рахманинова, Л. Скрябина, С. Прокофьева, И. Стравинского обратиться к поиском духовной опоры в вере. Попытки возмещения Божественной пустоты высокими идеалами «Богоуподобленной» личности сопровождаются в их музыкальных произведениях нигилизмом, революционными образами, духовным опустошением. На основе синтеза музыкальных жанров и ценностей религиозной философии А. Скрябин раскрывает в своих программах взаимосвязь свободы человека и Божественной духовности, что согласуется с идеями Н. Бердяева о сверхчеловечности как меоническом, демоническом начале, находящемся ниже «первичной человечности». Замена православных ценностей критериями пользы и удовольствия ускоряет процесс преобразования музыкального творчества в типологически иной феномен культуры, формирующийся в начале XX столетия.

7. Идея «богоискательства» в русской музыке начала XX века понималась композиторами как поиск связующих нитей с Богом посредством введения сакраментальных, первородных интонаций старинных напевов культового обихода в канонические жанры. Символическое воплощение Божественного мира в творчестве С. Рахманинова, В. Калинникова, Л. Кастальского, П. Чеснокова передается через хоровое и колокольное многоголосье и соотносится с ощущениями трагизма, божественного рока, апокалиптикой мыслителей русского духовного ренессанса Вл. Соловьёва, Н. Бердяева, С. Булгакова, П. Флоренского, С. Франка. Сверхнапряженная экспрессия музыки отражает отчуждение личности от мира, «обессмысленного» революцией (С. Рахманинов) и гипертрофированное абсолютизирование свободы человека в качестве «тотальной» и самодавлеющей ценности (А. Скрябин, С. Прокофьев). Атмосфера смуты, катастрофы, раскола в человеческих душах передавалась посредством гиперболизации образов, укрупненностью масштабов произведений, синтетическими инструментально-хоровыми формами, сменой характера музыкальных текстов (Н.А. Римский-Корсаков, И. Стравинский). 8. В начале XX века теистическая трактовка Бога как трансцендентного начала заменяется феноменом революционного язычества, обусловленным мифологическим мировоззрением, которое по аналогии с «хаотическим язычеством» Руси, создает новую систему ценностей, модели поведения человека и общества. Русские композиторы (И. Стравинский, С. Прокофьев) и философы (Н. Бердяев, П. Струве) конституируют языческую рефлексию в русском обществе как замкнутый круг сменяющих друг друга понятий; «революция - контрреволюция»; как своего рода апокалипсис для российского общества, православной религии, философии, права. «Язычество» периода русской революции 1917 года становится необходимой начальной стадией становления новой идеологической веры и нового этапа музыкального творчества. Первозданная стихия, базирующаяся на особом типе воинственности, культе силы, господстве мужского начала, основанная на жесткой организации ритма, порождает скифскую урбанистику, механическое новаторство. Послереволюционные процессы в российском обществе приводят к падению общей духовности и нравственности, растворению христианской музыкальной традиции в секуляризационных процессах и смене духовно-культурной парадигмы. Научно-практическая значимость. Глубокое изучение связи музыкального творчества XIX - начала XX веков в России с общими культурофилософскими идеями религиозной философии имеет значение для создания целостной картины развития отечественной и мировой культурологической и религиозно-философской мысли. В силу междисциплинарного характера данного диссертационного исследования, его результаты могут быть использованы в области философии и теории культуры, а также в религиоведении и музыковедении. Практическое применение диссертации является методологически значимым моментом при преподавании философских, культурологических и музыковедческих дисциплин, при разработке спецкурсов по проблемам взаимосвязи русской религиозной философии с дисциплинами культурологической и социологической, а также музыковедческой направленности.

Апробация диссертации. Основные положения диссертации изложены в публикациях, общим объемом 7 п.л. Научные результаты использовались в курсах «Философия», «Культурология», «История искусств», читаемых в Новороссийской государственной морской академии. Отдельные идеи предлагаемого исследования докладывались автором на III Всероссийском философском конгрессе (г. Ростов-на-Дону, 2002 г.), на региональных научных конференциях (г.Новороссийск. 2002, 2003 гг.), на межрегиональном методологическом семинаре (г. Курск 2003 г.), на III Международном научном конгрессе (г.Волгоград, 2004 г.), обсуждались на заседаниях кафедры философии и культурологии Новороссийской государственной морской академии, в отделе социальных и гуманитарных наук СКНЦ ВШ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения. Общий объем диссертации - 165 страниц. В списке использованной литературы - 191 наименование.

Аксиологический контекст музыкального творчества русских композиторов как «философия музыки»

Именно эти творческие объединения внесли позитивный вклад в формирование ценностных ориентации русской музыки XIX века и повлияли на дальнейшее развитие русской культуры дооктябрьского периода. Мы останавливаемся на указанных представителях русского музыкального наследия, поскольку их произведения явились отражением лучших философско-религиозных идей: соборности, всеединства, вселенскости церкви, антропологизма при сохранении теоцентрической концепции мира. В методологических целях необходимо рассмотреть понятие «ценность музыки» в музыкально-теоретическом плане и проследить взаимосвязь превалирующих музыкальных ценностей с аксиологическими основаниями религиозной философии в социокультурном контексте XIX - начала XX веков.

В музыкальном творчестве познание мира всегда связано с оценочным отношением. Единство гносеологического и аксиологического определяется характером отражения объективной действительности через сознание, личность композитора, интерпретатора, слушателя, зрителя. В музыке оценка выражается сильнее и эмоциональнее, чем в других видах искусства. «Эстетическое отношение в искусстве выражается в эстетической определенности художественных образов, которая, однако, не означает однолинейности оценок».1 Это отношение к музыке осуществляется в содержании музыкально-эстетических категорий: красота (прекрасное), возвышенное, героико-трагедийное, ирония, гротеск и т.д., отражающих интересы человека, его цельность.

У музыкальной ценности можно выделить две стороны: объективную, когда содержание музыкальной ценности выступает как истинное, правдивое, и общественно-функциональгіую. Последняя сторона направлена на изменение человека через принятие выраженных в произведениях мировоззренческих позиций, этических, культурологических и философских идей. Любой прямой перенос жизненного содержания в искусство и художественного в жизнь, схематизирует идейно-эстетические связи искусства и жизни. Вот почему эстетическое мироощущение автора способно пробудить аксиологическое отношение в сознании зрителей, читателей, слушателей. На основе множества воспринятых музыкальных произведений постигаются типы интонаций, жанров, стилей и т.п., создаются возможности для типологически-оценочного отношения к музыке.

Когда в основе понимания музыкальности превалирует эстетическая оценка, складывается представление об аксиологической сущности музыки. Эстетическая оценка музыкального произведения невозможна на чисто эмоциональном, чувственном уровне. Она требует анализа содержания и формы, соотнесения произведения с жизнью и социальными задачами художественного творчества.

В музыкальном творческом процессе каждая личность (композитора, исполнителя, слушателя, музыковеда) уникальна и неповторима, поэтому у каждой возникает свой особенный комплекс ценностей и идеалов. Однако, все они заимствуют идеалы и ценности (национальные, религиозные, профессиональные, возрастные, семейные и т.д.) из разных поколений и эпох.

Формирование оригинального самостоятельного музыкального языка, и различных сфер приложения музыки (быт, церемонии, культ) привели к воплощению индивидуальной авторской мысли (композиции), когда ценность музыки состоит в неповторимой структуре музыкального произведения и одновременно во внутренней смысловой оправданности избранных композитором средств.

Процесс создания музыкального произведения сменяется процессом исполнительской интерпретации, формирующим завершенный образ произведения в сознании слушателя. Множественность исполнительских трактовок способствует процессуальному развертыванию музыкального образа произведения. Музыкально-критический, герменевтический анализ музыкального произведения предлагает публике различные варианты его осмысления.

Сквозь призму проблемы функционирования музыки могут быть рассмотрены вопросы художественно-культурной ценности тех или иных технических, звуковых систем, видов художественной техники, других сторон музыки. Ценностью является не сама по себе музыка, а ее свойства, способности удовлетворить -человеческие потребности в художественной деятельности, направленной на организацию звукового материала в высотном, временном, тембровом, динамическом, ладовом и других отношениях. Её цель состоит в воплощении особой образной мысли, ассоциирующей состояния и процессы внешнего мира, внутренних переживаний человека со слуховыми впечатлениями.

Особая эстетическая ценность музыки раскрывается в соотношении прикладных и специально-художественных целей творчества. Первичное формирование жанров связано с выполнением музыкой прикладных задач, которые подразумевали использование канонизированных выразительных средств. Прикладная музыка (функциональная), представляющая собой жанры и отдельные опусы, ориентирована на выполнение определенных, не собственно художественных функций. В древних (в том числе фольклорных) культурах музыка носила преимущественно прикладной характер, участвуя в обряде, ритуале, в коллективных трудовых действиях. В традиционной европейской культуре музыка выполняла прикладные задачи в церковном культе, включая церемонии. В русской культуре XIX века происходит радикальная смена ценностей и факторов её формирования. В прикладной музыке преобладают развлекательные жанры (салонная, танцевальная, шлягер, цыганский романс и другие). Ценность музыки зависит от типичности ее формы, от близости к нормативным образцам.

Религиозно-философские идеи греко-византийской и западноевропейской патристики в русской церковной и светской музыке

Необходимость изучения культурного наследия православия сегодня очевидна в связи с большим вкладом его мыслителей и религиозных деятелей в создание общечеловеческих ценностей. Главным вопросом, который помог бы понять глубину духовного содержания музыки, является вопрос об отношениях между музыкой церковной и светской. Обращение к этой теме важно для определения роли и значения музыки в культуре и просвещении русского народа, для общего анализа музыкальной культуры. Философско-методологический анализ таких направлений культуры как церковная и светская музыка представляется сегодня весьма актуальным.

Что же отличает церковную музыку от светской? Во-первых, церковная музыка является частью богослужения и выполняет в нем определенные функции культа. Во-вторых, в ее основе лежит строго канонический текст (молитвы, псалмы). В-третьих, ее исполнение предназначено раскрывать смысл вероучения и богослужения, а не решать чисто музыкальные задачи. Православная музыка - всегда хоровая и исполняется, a cappella.1 Эту музыку характеризует особый внутренний строй, собранность, а главное - каноничность.

Церковная музыка не допускает крайностей, излишней эмоциональности. Проявление всех чувств, от скорби и печали до радости и ликования, происходит только в границах дозволенного, в противном случае нарушается гармония музыкальной ткани, выражающая гармонию души. В церковной музыке непременно строго очерченная мелодия, такой же строгий и спокойный, четко организованный ритм, благозвучные аккордовые вертикали, в которых сливаются все голоса хора. Все в соразмерности и упорядоченности. Церковная музыка призывает человека к гармонии с миром, со своими чувствами и мыслями, настраивает на покой, сосредоточенность, дисциплину внутреннего порядка. Подобная гармония и красота царят в архитектуре храмов, в рисунке и сочетании икон и фресок. Духовная музыка дисциплинирует мысли и чувства. Різ церковной музыки в светскую пришли критерии возвышенности, серьезности, чистоты.

В церковной музыке действует принцип презенции (от лат. присутствие), когда включенность музыки в ритуально - символическое действие рождает в человеке чувство причастности высшим тайнам. Познавая духовное содержание музыки, человек открывал свою собственную глубину. Такое преображение человека было целью церковной музыки.

Церковное пение отличается от светской музыки своими формами и теми художественными законами, которые в ней действуют. Законы эти могут совпадать с общемузыкальными законами, а могут и не совпадать; с другой стороны, законы общей музыки не в полном объёме и не все приложимы к церковному пению. Так, например, обязательный в общей музыке закон симметричного ритма в большинстве случаев не применим в церковном пении. Это обусловлено свободным текстовым ритмом, где нет правильного чередования ударных и безударных слогов (как это имеет место в стихотворениях), и где песнопения не связаны с ритмичностью движений (как в светской музыке и светской песне, очень часто связанной с танцем).

Неметричность богослужебного текста часто не даёт возможности стиснуть его в симметричные рамки тактов, группировать музыкальные фразы в периоды, и т.д. Это вызвало в древнем знаменном распеве особую, только церковному пению свойственную систему «попевок», имеющих свои собственные законы ритма, группировки отдельных частей и взаимного их соединения в зависимости от строения текста и его логического содержания.

Из всего сказанного следует, что церковное пение есть автономная богослужебно-музыкальная область, отличная от общей музыки. Исследование, установление и формулирование этих законов составляет предмет русского литургического музыкознания, имеющего свои научные методы исследования, отчасти захватывающего область общего музыковедения. В России слово «хор» вызывало представление, прежде всего о церковном хоре. Это привело к смешению церковного пения со светским, не церковным стилем, в котором действуют художественные законы общей музыки, но отсутствуют специфические законы литургического пения, как одиночного, так и хорового. Выдающийся церковный композитор А.Д.Кастальский писал о том, что хотелось бы иметь такую музыку, которую нигде, кроме храма, нельзя услыхать, которая так же отличалась бы от светской музыки, как богослужебные одежды от светских костюмов.

Далеко не все хоровые произведения, созданные для богослужебного употребления, игнорируют художественные специфические законы литургического пения. Но ко многим применимы названия «ария с хором» («Ныне отпущаеши» Строкина), «мотет» («Достойно есть» Львова), «концерт» Бортнянского. Этот род музыки на богослужебный текст так и называется «концертом». Из этого следует, что церковное пение имеет свои художественные законы, отличающие его от общей вокальной хоровой музыки.

Прежде чем приступить к анализу выражения духовных ценностей православия в русской музыке, считаю необходимым обратиться к идеям византизма, повлиявшим на формирование духовности и русского национального самосознания.

С принятием христианства по византийскому образцу на Руси сменилась парадигма культуры, её ценностная и целевая основа, хотя духовный опыт язычества фрагментарно сохранился. В Византии церковь понималась как духовная опора сильной централизованной авторитетной власти. Она трактовалась как земное воплощение религиозных основополагающих идей, дополненных своеобразием традиций ранних христианских общин Палестины, Сирии, Египта. Воссоздавая архаическую структуру религиозной общины, византийская церковь решала все вопросы сообща, соборно. Высшим воплощением единства церкви были вселенские соборы, на которых были представлены все местные церкви, иерархия и миряне. Отсюда апелляция к решениям церковных соборов и к соборности как высшей форме церковной и религиозной легитимности.

В предыдущем разделе диссертационного исследования особое внимание было уделено таким философско-религиозным понятиям как соборность, свобода воли и самоопределение человека, святость и подвижничество. Эти культурно-аксиологические константы естественно были восприняты древнерусской культурой от Византии и заняли особое место в музыкальной культуре России. Соборность в Византии предполагала коллективное жизнетворчество и коллективное спасение, и была направлена на сохранение культурных традиций. Все формы культуры и искусства развивались синкретически, как выражение взаимосвязи и взаимозависимости государства церкви и человека, поэтому соборность является важным следствием христианского мировоззрения.

Церковная музыка соборна: субъект её внутреннего мира - Бог и Церковь, «тело Христово», и вся тварь («Всякое дыхание да хвалит господа» -Пс. 150:6). В 1474 году франко-фламандским музыкальным теоретиком, композитором Тинкторисом написан трактат о двадцати действиях музыки. Первой и главной функцией музыки была названа «Бога услаждать!» В любви к Богу содержится высший критерий красоты.

Отражение "обезбожения" мира и человека в музыкальном творчестве эпохи русского духовного Ренессанса

Под началом XX века будет рациональнее подразумевать период с 1890-х по 1920-е годы. Актуальность рассматриваемого периода определяется тем, что он является частью прошедшей эпохи, когда возникшие творческие идеи оказывали плодотворное воздействие на художественную практику. Отдаленность материала во времени отвечает целям объективного научного исследования. Сейчас, в начале XXI столетия, настоятельным становится осмысление истоков его социально-психологической концепции, связи музыкального творчества с общими культурофилософскими идеями эпохи «русского духовного ренессанса». Данный этап также интересен с точки зрения исторического положения в общей эволюции музыкальной культуры: коренной перелом в развитии художественного процесса воплотил резко изменившуюся жизненную реальность посредством нового звукового мышления.

Своеобразие рассматриваемого периода состоит в том, что он одновременно завершал предшествующую эпоху (классическую) и открывал новую (современную), в исторической науке именуемые соответственно как Новое время и Новейшее время. По своей насыщенности и значимости период 1890-1920-х годов может быть равноценен целой эпохе, и чем мы дальше от него, тем он целостнее воспринимается.

Музыкальное творчество начала XX века еще недостаточно изучено. На понимании этого богатого по содержанию, но одновременно очень сложного периода, весьма сильно сказались упрощенные взгляды, запреты, по ряду причин господствующие во всех областях философской науки.

Между тем его правильное освещение особенно необходимо потому, что многие композиторы, музыковеды, исполнители своим творчеством связали непосредственно дооктябрьское и послеоктябрьское развитие отечественного искусства.

Единство и целостность музыкального творчества 1890-1920-х годов определялось разнородностью и множественностью творческих сил} участвовавших в художественном процессе и фактом их соотнесения с историей. Общие для всех искусств тенденции в наиболее сложных и опосредованных формах нашли отражение в музыкальном творчестве нескольких поколений хмузыкантов.

Продолжается творчество композиторов-«шестидесятников», вошедших в новую эпоху с ощущением идей революционного народничества. Среди них Н.А. Римский-Корсаков, своеобразно откликнувшийся на новые явления предреволюционных лет. Свои лучшие произведения создают композиторы, начавшие деятельность в 1880-е годы (А. Аренский, А. Глазунов, А. Лядов, С. Танеев). Практически одновременно вступили на арену музыкального творчества В. Калинников, Н. Метнер, С. Рахманинов и А. Скрябин. С 1900-х начинается творческий путь представителей первого поколения русских композиторов XX века (Н. Мясковский, С. Прокофьев, И. Стравинский). С этими именами связаны основные новаторские искания и достижения в преддверии Октябрьской революции. В 20-е годы заявляют о себе композиторы новой действительности (Ю. Шапорин, В. Шебалин, Д. Шостакович). Собственно музыкальному творчеству 1890-1920-х была свойственна такая объединяющая черта, как исключительная многоликость, резкость стилевых и идейно-тематических контрастов.

Развитие музыкального творчества связано с проблемами новаторства, характерными для исторически переходных периодов, когда происходит интенсивная перестройка философских основ мировоззрения, следствием чего становится решительная переоценка ценностей в теории и практике искусства. В русской философии этого периода, а затем и в музыке, это проявилось как радикальный переход от богоискательства и духовного ренессанса к обезбожению и угасанию религиозных идей. Неравномерно и трудно протекает в такие годы процесс переосмысления традиций в тематике, языке, жанрах и формах искусства. Подлинное новаторство рождалось не как логически последовательное осознание исторически закономерных процессов, а как ощущение нового в окружающей действительности. Новаторские поиски были обусловлены теми идеями и эмоциями, которыми жило русское общество в канун первой русской революции.

В центре рассмотрения данного раздела работы поставлен вопрос об отражении в музыкальном творчестве социально-нравственного перелома в русской культуре. Для подобного подхода есть целый ряд оснований, где доминирующим является тот факт, что именно на рубеже веков постепенно утрачивается интерес к русской религиозной философии. Представляется, что это явилось причиной секуляризации музыкального творчества и отказа от церковной музыки, что вызвало в свою очередь, принципиальный переворот по всем линиям музыкального мышления, стилистики и технологии. Музыка данного этапа представляет собой своего рода ядро, в котором было запрограммировано все существенное для облика искусства XIX - начала XX века: обезбожение, революционизм, «сверхчеловек», декаданс.

Социально-нравственный перелом в русской культуре начала XX века

характеризовался обезбожением, революционными идеями, идеалом «сверхчеловека» новой коммунистической эпохи, поиском иных психологических основ бытия личности. «Централизующим фактором музыкального процесса» становятся центробежные течения, которые «показывают несовпадение типов художественного отражения, выявляют более контрасты, нежели единство, стремятся к обособлению».1 Двадцатый век, не представлявший вначале никаких неожиданностей и волнений, стал эпохой жесточайшего кризиса русского религиозного сознания - кризиса, во многом предопределившего дальнейшую трагическую судьбу России.

Антиномизм идей «богоискательства» и революционизма в новых музыкальных формах

Приближение грядущего социально-политического перелома в России отразилось в идеях «богоискательства» и революционизма, сформировавшихся не только под влиянием внешних факторов, связанных с поражением в русско-японской войне 1904-1905 годов, но и в результате развития новых тенденций в духовной жизни российского общества. С начала XX века на политическую арену выступают два идейных течения: революционное народничество и социал-демократы, усиливающие рост и влияние революционных идей. Одновременно с развитием революционных течений в России разворачивается сильное религиозно-философское движение. До первой русской революции философы С. Булгаков, Е. и С. Трубецкие, П. Струве, Н. Бердяев, С. Франк и другие, рассматривая моральные проблемы, доказывали необходимость возвращения человечеству веры в «живого Бога». После революции 1905-1907 годов русские мыслители обличали русский нигилизм, духовную расплывчатость и беспочвенность секулярной идеологии. Однако русская интеллигенция проигнорировала беспокойство философов о духовном упадке общества и продолжала придерживаться секуляризма и революционного героизма.

Светская власть, взявшая на себя ответственность за государственное устройство и духовную жизнь России, способствовала распространению безбожной жизни и подведению исторического пути развития страны к религиозно-жертвенному финалу. Антитезой революционным идеям в начале XX века выступает идея «богоискательства». Христологичность проблематики в культуре приобретает значительное влияние. В русской философии в 1901-1906 годах возникает новый взгляд на христианское государство, религиозное призвание светской власти, общественное спасение во Христе.

В духовной жизни России намечаются два пути: церковный собор (духовенство и миряне), обращающийся с молитвами к Богу, и религиозно-философские общества, рассуждающие о вере и Боге. Вербальный характер православного христианства в России, не подтверждающийся практическими шагами, является одной из причин заката русской религиозной философии и секуляризации русской православной церкви. Так Вл. Соловьёв, мечтал о религиозном действии через искусство. Его религиозная философия романтична и эстетична. Храм становится для него не только местом моления, но и мечтательности. Философ переходит от религиозной мысли к религиозной жизни, создавая в своем творчестве тему религиозной общественности.

Религиозное реформаторство у русских мыслителей конца XIX -начала XX веков, породило феномен «русского богоискательства», или «духовный ренессанс». Критика исторического христианства заменяется поисками нового религиозного сознания, нового откровения о человеке. Поэтому важнейшей характеристикой культуры этого периода является религиозный компонент миропонимания. Но религиозный мотив культурного ренессанса не совпал с официальным вариантом православной религиозности. Новое религиозное сознание возникло на стыке философии и богословия, литературы и нравственных светских учений. Его создателем явилась группа блистательных мыслителей конца XIX века: Вл. Соловьёв, П.А. Флоренский, Н.Ф. Федоров, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Г.В. Федотов, братья Трубецкие, о.Иоанн Кронштадтский и другие. Осваивалось пространство чувственного, иррационального восприятия мира и формулировались идеи нового религиозного сознания, включающего в себя элементы воспоминаний о язычестве, обновленного христианства, вселенскую идею, космизм, моралистические учения. В русской культуре формировалось понимание мира как постижение Божественного начала.

Так главная идея «богоискательства» в философии Вл. Соловьёва состояла в тезисе о «христианском универсализме», т.е. национальном духовном объединении на основе общей христианской культуры. Выделяя два типа государств: восточный и западный в трактате «Духовные основы жизни», Вл. Соловьёв отмечает, что ни один из этих типов государств не возвышал человека до божественного, оставляя его на примитивном уровне земного существования. Только христианство создало новый тип государства, в котором мир человека освящен божественным разумом и цель государства определена в добровольном служению Богу и церкви. Таким представляется идеал христианского государства Соловьёву, основанный на соединении христианских церквей. Поскольку православие не представляет безусловной самостоятельности церковной власти перед государством и обществом, центр соединения церквей должен находится в Риме, а русское государство должно подчинится римскому первосвященнику. Так идея П. Чаадаева о католичестве, как единственном средоточии духовности и прогресса, приобрела политизированную окраску в теократическом учении Вл. Соловьёва.

Второй важной идеей B.C. Соловьёва была его философия «всеединства» как преодоление чисто рационального знания. В истине, как и в самой жизни, в неразрывной связи воплощено «сущее, единое, все». Философия цельного, неразделенного мира, восприятие истины как сплава смыслов, символов и тайн соответствовали настроению будущих символистов. Это направление составило отдельный вариант русской мысли следующего века. Развитие этих идей привело к понятию «цельного знания», предметом которого становится «истинно сущее», т.е. Абсолют, Бог, соединяющий в себе рассудок, чувство и веру, (смысл, символ и тайну). Именно такое отношение к миру исповедовали символисты, отличая внешний облик предмета от его «смыслов», подчас недоступных разуму и только угадываемых прозрением души.

В статье «Общий смысл искусства» B.C. Соловьёв высказал мысль, которая стала принципом русского искусства «Серебряного века». Он считал, что эстетическая задача искусства - «продолжение художественного дела, начатого природой», т.е. не «отражение» красоты мира, а привнесение ее в мир, создание нового мира человека посредством приращения добра и красоты. Расстояние между религией и искусством можно преодолеть на основе синтеза магических символов предмета, Божественного смысла в нем и отражение предмета в искусстве. Примером воплощения этих идей мыслителя могут служить симфонические произведения А. Скрябина: «Поэма экстаза», «Божественная поэма», «Прометей» и неосуществленная «Мистерия».

Ощущение трагизма, божественного рока (эсхатология), апокалиптика в творимой истории пронизывает христианскую культуру начала XX века. Чувство творимой истории присуще Н. Бердяеву и С. Булгакову. Предопределенность событий, по Вл. Соловьеву, отрицает метафизическую природу человека. Отсутствие широкой социальной базы (только культурная элита), узость исторической базы (немецкий идеализм и мистика), повлияли на силу русского ренессанса.

Похожие диссертации на Философские идеи в русском музыкальном творчестве XIX - начала XX веков