Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнические стереотипы как феномен духовной культуры Гладких Светлана Владимировна

Этнические стереотипы как феномен духовной культуры
<
Этнические стереотипы как феномен духовной культуры Этнические стереотипы как феномен духовной культуры Этнические стереотипы как феномен духовной культуры Этнические стереотипы как феномен духовной культуры Этнические стереотипы как феномен духовной культуры Этнические стереотипы как феномен духовной культуры Этнические стереотипы как феномен духовной культуры Этнические стереотипы как феномен духовной культуры Этнические стереотипы как феномен духовной культуры
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 Ставрополь, 2001 154 с. РГБ ОД, 61:01-9/467-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования этнических стереотипов в общественном сознании и самосознании

1.1 Методология исследования этнических стереотипов как феномена культуры 18

1.2. Механизм функционирования этнических стереотипов в общественном сознании 35

1.3. Влияние этнических стереотипов на формирование этнического самосознания 53

Глава 2 . Место и роль этнических стереотипов в духовной культуре 75

2.1. Социокультурные основы формирования этнических стереотипов 75

2.2. Этнические стереотипы в системе межкультурной коммуникации 93

2.3. Региональные особенности формирования этнических стереотипов (на примере культурного процесса Северо-Кавказского региона) 109

Заключение 127-134

Библиография 135-154

Введение к работе

Актуальность исследования. Культурный фактор в жизни этносов всегда играл важную роль. Выработанная веками этническая специфика нашла свое воплощение в культуре, языке, традициях, сознании и самосознании, психологии и характере этнических общностей. Сопровождая их на всем пути социокультурного развития, этнические стереотипы передавались из поколения в поколение, бережно хранились и культивировались его представителями, став, тем самым, неотъемлемым элементом этнического сознания и самосознания.

Ситуация неопределенности, в которой человечество оказалось на пороге третьего тысячелетия, кризисное состояние духовной культуры, порождаемое синдромом непредсказуемости развития мирового сообщества в целом, ставит проблему существования этнических стереотипов в ряд актуальных. Сближение и выравнивание материальной стороны бытия людей позволяет сделать вывод о перемещении этнических особенностей из сферы материальной в духовную, социально-психологическую, связанную с этническим самосознанием.

Подъем этнического сознания и самосознания, активизация этнических процессов в полиэтнических государствах, всплеск этнического возрождения является ответной реакцией этносов на результат техногенной цивилизации, проявляющейся в стремлении этносов избежать нивелировки и сохранить свою этническую специфику, духовную культуру, накопленную веками. Духовно-практическая сторона бытия этносов, связанная с социальной и культурной сферами, с идеологией, наиболее яркое отражение находит в общественном сознании и самосознании этносов. Аккумулируя в себе все существующие противоречия бытия, этнические стереотипы выступают активной силой в преобразовании духовной стороны общества.

В настоящее время актуальность изучения функционирования и роли этнических стереотипов в духовной культуре полиэтнического общества диктуется необходимостью прогнозирования различных социальных, культурных, политических коллизий, возникающих на межэтнической основе с целью их разрешения. При этом особое внимание следует уделять этническим стереотипам поведения, которые являются наиболее консервативными элементами в жизни этносов. Они отражают не только этническую принадлежность к определенной группе, с их помощью концентрируются самобытные интересы, связанные с сохранением этноса как культурной единой целостности.

Поворот в сторону общечеловеческих ценностей изменил и внутреннюю ограниченность индивида, освободив его этническое самосознание от уравнивания. Этническая специфика, ранее растворенная в идейно-политических установках и концепциях, приобрела для индивида особую значимость. Возросшее этническое сознание и самосознание стимулировало историческую и культурную память этносов, выразившуюся в стремлении к сохранению неповторимой духовной культуры, этнических ценностей, родной истории и языка. И в этих условиях рассмотрение роли этнических стереотипов поведения и мышления как феноменов духовной культуры непосредственно в их этнической специфике представляется важной задачей, имеющей непосредственное общественно-практическое значение. Вместе с тем, ряд аспектов этой проблемы исследован недостаточно, и это в первую очередь:

анализ влияния этнических стереотипов мышления на формирование этнического самосознания;

исследование социокультурных основ формирования этнических стереотипов поведения;

- вычленение региональных особенностей формирования этнических стереотипов на примере культурного процесса Северо - Кавказского региона.

Заявленные проблемы предполагают, прежде всего, обращение к философскому аспекту их анализа, на основе которого исследовательская работа может быть продолжена в рамках этнологии, социологии, культурологии и других смежных наук.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема функционирования этнических стереотипов в общественном сознании и самосознании не имеет подробного освещения в философской литературе. Задача исследования этнических стереотипов с позиций философского знания не была даже поставлена, хотя анализ функционирования этнических стереотипов в различных отраслях обществоведческого знания (истории философии, истории, психологии, этнографии) ведется давно и накоплен определенный материал для обобщения. Внимательное исследование заявленной проблемы позволяет с позиций философии концептуально обосновать связь с соответствующими общественными отношениями на фоне развития духовной культуры. Этнические стереотипы могут быть рассмотрены как реально функционирующие в общественном сознании явления, проявляющие сугубо индивидуально у каждого представителя этноса в определенной ситуации и при определенном стечении обстоятельств.

Как известно, характер этнических контактов в значительной мере предопределяется такими компонентами этнического самосознания, как этнические стереотипы. В истории развития философской мысли исследование этнических стереотипов заняло определенную нишу. Тому свидетельство -попытки литературного описания и систематизации знаний о характерах и поведении различных народов (этнокультурных стереотипов), берущих на-

6 чало от Гомера.1 Знания о народах тщательно систематизировались, они становились базой искусства управления народами. Традиция целенаправленного изучения образа жизни «чужих» народов из политических и экономических соображений была доведена до совершенства в Византии, где внешняя политика строилась, в первую очередь как приграничная, а потому предполагала умелое манипулирование племенами и народностями, для чего считалось необходимым знать их психологические особенности и "модели" поведения. Византийцы тщательно собирали, записывали, а затем изучали сведения о варварских племенах. Они хотели иметь точную информацию о "нравах" варваров, об их военных силах, о торговле, об их междоусобицах, об отношениях между ними. На основании этих тщательно собранных сведений строилась византийская дипломатия.2

Попытки обозначить различия в культуре и традициях, внешнем облике племен и народностей, через определения, сравнения и анализа природы этих различий сделали такие древние мыслители, ученые, как: Страбон, Плу-тарх, Геродот, Полибий . Значительно больший интерес к проблеме этнокультурных стереотипов стал проявляться в эпоху Возрождения, которая связана с открытием ранее неизвестных стран, новых морских путей.4

Эпоха Нового времени была переломным моментом, когда на смену старой этнической замкнутости приходит всесторонняя связь и зависимость этносов друг от друга. Европейские философы подмечали, что этносы отличаются определенными культурными стереотипами, проявляющимися в своеобразном восприятии окружающей действительности, в специфике поведения и особенностях менталитета, пытались найти корни этих явлений.

1 См: Гомер. Илиада Одиссея. - Л., 1972. - С.119-156.

2 См: Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. - М., 1982. -
С 13. Марцеллин А. Римская история. - Спб.. 1994. -С 58-74.

3 См: Геродот. История. - Л., 1972.- С. 190-230; Страбон. География. М., 1964. - С. 167-214; Плутарх.
Сравнительные жизнеописания: В 2 т. - М. 1994. Т. 2. - С. 48-54, 89- 96.

4 См:Бруно Д. Сто шестьдесят статей против математиков и философов. - Спб., 1949. - С 52.

Ш. Монтескье5, представитель школы географического детерминизма XVIII века, высказывал ряд интересных и оригинальных идей относительно сущности "общего духа" нации, этнокультурных стереотипов поведения, связывал данные явления с образом жизни этносов. Этнокультурные особенности, свойственные различным этносам Европы, пытались описать И. Кант, Д. Юм, К. Гельвеций, Г.В.Ф. Гегель.6 Следует заметить, что образы представителей этносов вышеперечисленные просветители делали, не выезжая за пределы родной страны. Перечисленными философами на основе личных встреч с приезжими иностранцами, и, конечно же, понаслышке, по литературным источникам составлялись характеристики народов, которые были незнакомы авторам.

По мнению диссертанта, в исследованиях этнических стереотипов вплоть до двадцатых годов XX века присутствовал исключительно описательный характер, как в психологической, так и этнографической литературе. Начало исследованиям природы этнических стереотипов положили немецкие ученые Л. Штейнталь и С. Лацарус7 в середине XIX века с позиций теории "народного духа".

Идею о выделении этнопсихологии как особой отрасли, изучающей поведенческие и мыслительные стереотипы, предложил немецкий социальный психолог Вильгельм Вундт. Основные постулаты были изложены авто-

ром в 10 томном издании "Психология народов" , вышедшем в течение 1900-1920 гг. По утверждению В. Вундта, психология народов - это наука о душе народа, которая проявляется в языке, мифах, обычаях, стереотипах поведения, стереотипных традициях.

Обоснование условностей, а также терминологической ценности понятия "стереотип" и "этнический стереотип", приведенное в работах У. Липп-

5 См: Монтескье Ш. Избранные произведения. - М.,1955. -С.54-73

6 См: Кант И. Собр. Соч. в 6 т. М., - 1966. T.6., -С.565-572; Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук В
3 т.т. -М., 1977.-T.1, - С 275-312.;Юм Д. Сочинения: В 2 тт. -М. 1965-1966. T.I. - С.117-143

7 См: Штейнталь Л., Лацарус С. Мысли о народной психологии. - Спб., 1865. - С. 21-46, 57-94.

8 См: Вундт В. Психология народов В 10 т., - Спб., 1902 -1920. Т.1. - С. 23-29.

мана9, Г. Олпорта10, определило использование этих терминов в западной науке, отождествило с этническими предубеждениями и предрассудками.

Проблема функционирования стереотипов поведения и мышления в западной науке рассматривалась с позиций структуралистского, социально -психологического, культурологического, конфликтологического подходов. Традиция исследований стереотипов в контексте этнических предрассудков при исследовании проблем расизма определила их трактовку главным образом как негативных, "ложных" образований, возникающих на основе неточностей, алогичных мыслительных процессов предвзятости и недостоверных знаний11, ригидности и этноцентризма12.

В западной науке намечены основные подходы к углубленному и комплексному изучению феномена этнических стереотипов, однако, этнические стереотипы рассматриваются преимущественно в практическом ракурсе, служат средством рационализации враждебности личности на межэтническом уровне и выполняют функции позитивно-ценностной дифференциации собственной этнической группы от иноэтничных. Анализируя влияние стереотипов на межэтнические и межкультурные процессы, западные ученые, в отличие от отечественных, обходят стороной вопросы исторической природы этнических стереотипов. Недостаточно разработан круг проблем, связанных с причинами и сущностью этнических стереотипов.

В отечественной науке советского периода интерес к исследуемой проблеме активизировался в 1960 - 1970 годах в среде ученых - этнографов,

социологов и психологов, но проблема до настоящего времени остается сравнительно малоизученной. Достаточно сказать, что в российской научной литературе до сих пор нет специальных исследований, которые были бы посвящены философскому анализу места и роли этнических стереотипов в

9 См: Lippman W. Public Opinion. - Toronto. 1965.- P. 12 - 13.

10 CM:Allport С W The nature of prejudice. - N.Y., 1958. -P6-7..

11 Cm: Keen S. Faces of the enemy. Reflections on hostile imagination. - .S.F. 1986- P 34-35.

12 Cm: Fisnman J. An Examination of the Process and Function of Social stereotyping. - N.Y. 1956. Vol. 43. P.29-
36.

духовной культуре. Кроме того, малоизученной остается возможность использования позитивных этнических стереотипов для урегулирования межэтнических отношений, для профилактики предотвращения и разрешения межэтнических конфликтов.

В отечественной науке проблема этнических стереотипов рассматривалась в рамках общего анализа теоретических проблем. Значительный вклад в разработку социально - психологических и этнографических аспектов этнических стереотипов внесен работами Ю.В. Бромлея, Э.С. Маркаряна, К.С. Сарингуляна, Ю.М. Лотмана, С.А. Арутюнова, А.К. Байбурина, В.Л. Арте-мова, B.C. Агеева, К.С. Гаджиева, Л.М. Дробижевой, И.К. Кона, Г.У. Солда-

1 о

товой, М.И. Бобневой, СВ. Чугрова, П.И. Шихирева .

Исследуемая в диссертации проблема находится в предметном поле северокавказского научного сообщества. Анализу этносоциальных и этнокультурных проблем, а также разработке категориального аппарата этнических стереотипов посвящены работы А.В. Авксентьева и В.А. Авксентьева14.

Проблема функционирования этнических стереотипов и их влияния на процесс межэтнической интеграции рассматривается в работе Н. Малико-вой15 Особенности современных этнических процессов и роли, оказываемой

См: Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. - М. 1973.- С.153-189, Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М.1983. - С. 49-98, Сарингулян К.С. О регулятивных аспектах традиций // Советская этно-графия.1981. №2. - С 100-110; Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни. (Бытовое поведение как ис-торико - психологическая категория) // Литературное наследие декабристов. - Л., 1985.C 10 - 87; Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. - МЛ 989 - С. 6-51; Байбурин А.К. Некоторые вопросы этнографического поведения // Этнические стереотипы поведения. - Л. 1985. - С. 3-11; Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. - М.1990 - С. 81-115; Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. - М.,1990. - С. 56-81; Кон И.К. Психология предрассудков // Новый мир.1966. №9. С.187-205; Дробижева Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Советская этнография. 1991. № 1. С 3-16; Бобнева М.С. Социальные нормы и регуляция поведения. -М.1978. - С. 44-52; Шихирев П.Н. Современная социальна я психология. - М. 1992 - С. 13-36; Чугров СВ. Стереотипы в общественном сознании японцев. - МЛ 993.- С.32-67.

14 См: Авксентьев А.В. Авксентьев B.A. Этнические проблемы современности и культура межнационального
общения. Учебное пособие. - Ставрополь. 1993- 222 с; Авксентьев А.В., Шаповалов В.А. Этнические про
блемы развития современной России: социально - философский аспект анализа. Ставрополь. 1994. - 75 с;
Авксентьев В.А. Этническая конфликтология в 2-х частях. - Ставрополь. 1996- 170 с.

15 См: Маликова Н. Парадоксы межнационального общения. - МЛ 992.- С. 98-114.

этническими стереотипами на указанный процесс, нашли отражение в работах, М.Б. Беджанова, Э.Х. Панеш, А.В. Резаева16.

По проблеме формирования национального самосознания значительный интерес представляют работы по проблеме формирования национального самосознания, А.Б. Багдасаровой, О.Б. Муххаметбердиева, О.С. Новиковой17. Проблемы межэтнической интеграции и особенности современных этнических процессов в России и на Северном Кавказе нашли отражение в работах Н.Г. Айдемирова, В.Х. Болотокова, А.А. Магомедова, А.Ю. Шадже, В.Ш. Нахушева, Р.А. Ханаху18.

В настоящее время в обществоведческой науке наблюдается определенный разрыв между анализом этнических стереотипов в общей теории социокультурных процессов в мире и конкретно-прикладными исследованиями по отдельным направлениям. Ощущается дефицит исследований в рамках теории "среднего уровня", проблемы определения места, роли и функций этнических стереотипов в духовной культуре.

Проблема этнических стереотипов как сложное самостоятельное культурное и социально-духовное явление не имеет пока даже нормативного определения, не говоря уже о систематизированной теории. Это обстоятельство диктует необходимость философского анализа следующих проблем:

- исследование механизма функционирования этнических стереотипов в духовной культуре, как в глобальном масштабе, так и применительно к Се-веро - Кавказскому региону;

См: Панеш Э.Х. Этническая психология и межнациональные отношения. Взаимодействия и особенности эволюции. - Спб.1996 - С. 34-76; Резаев А.В. Парадигмы общения. Взгляд с позиций социальной философии.

- Спб.1993.- С. 9-19; Беджанов М.Б. Проблемы национальных отношений на Северном Кавказе и пути их
решения. - Майкоп. 1997.

17 См: Новикова О.С. Национальное самосознание как форма превращенная социальных отношений. МЛ 998

- С 41-72; Багдасарова А.Б. Этническое самосознание: сущность, структура, особенности формирования.
Материалы научной конференции «Этнические процессы накануне XXI века». - Ставрополь. 1998- С. 36-39;
Муххаметбердиев О.Б. Национальное самосознание (социально-философский анализ). М.1992

18 См: Айдемиров H.A. Эстетическая культура народов Северного Кавказа и ислам. - Ставрополь. 1992- 119
с; Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек. - Майкоп.1996- 166 с; Болотоков В.Х Нация и ее на
ционально - психологический мир. - Нальчик. 1996.- 272 с; Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного
Кавказа: вызовы современности (социально-философский анализ). - Майкоп. 1997. - 194 с.

- определение роли этнических стереотипов в современных социальных процессах.

Предмет и объект исследования. Объектом изучения диссертант определяет духовную культуру современного общества и, прежде всего ее аксиологические аспекты.

Предметом диссертационного исследования является проблема функционирования этнических стереотипов поведения и мышления в духовной культуре этносов.

Цели и задачи исследования. Основной целью диссертации является глубокий целостный анализ сущности этнических стереотипов, их места и роли в духовной культуре. Данная цель предполагает решение следующих задач:

философский анализ сущности этнических стереотипов, дав собственную интерпретацию этого явления;

анализ исторически сложившихся этнических стереотипов поведения, выступающих гарантом сохранения духовной культуры этносов;

показ этнических стереотипов как неотъемлемого элемента общественного сознания и этнического самосознания;

выявление специфики функционирования этнических стереотипов в современном мире;

рассмотрение роли позитивных и негативных этнических стереотипов поведения и мышления в процессе межкультурного взаимодействия.

Методология исследования. Теоретической и методологической базой исследования диссертанта является системный подход, на основе которого формируется основополагающая методологическая идея соискателя о целостности и системном характере этнических стереотипов, а также феноменологический и аксиологический подходы. При анализе механизма функционирования этнических стереотипов в общественном сознании и самосоз-

нании используется диалектический метод в его классическом понимании; метод исторического и логического подходов.

Избранная тема в значительной степени находится на пересечении ряда наук, является комплексной, поэтому важными методами, принципами при разработке объекта, предмета, целей и задач диссертационного исследования явились методы и принципы, применяемые в философии, социологии, этнологии, культурологии.

Научная новизна исследования диссертации заключается в следующем:

проведено комплексное исследование функционирования стереотипов в этнической культуре с методологических позиций философии культуры

уточнено положение о том, что этнические стереотипы фиксируют в себе как содержательные, так и смысловые противоречия формально - логического характера;

произведена систематизация различных концепций стереотипов и предложена авторская трактовка феномена этнических стереотипов поведения, в содержательной основе которого лежит комплекс культурных элементов, зафиксированный на уровне этнического самосознания, воспроизводящихся в процессе социализации в моноэтничной среде;

выявлен методологический аспект проблемы функционирования этнических стереотипов мышления и уточнена сущность данного явления, представляющая совокупность мировоззренческих, нравственных, эстетических ценностей нашего общества;

проанализирован исторический опыт концентрации этнических стереотипов в социальных ценностях, закрепленных в этническом самосознании и проявляющийся в межличностных и межэтнических контактах этноса и его представителей;

определена роль этнических стереотипов в формировании межэтнических отношений, которая заключается в аккумуляции опыта, сложившегося в процессе взаимодействия этносов в различных сферах жизнедеятельности;

изучены региональные особенности функционирования этнических стереотипов в духовной жизни народов Северного Кавказа и предложена классификация этнических стереотипов по механизму воспроизведения и закрепления их в этническом самосознании. Основные положения, выносимые на защиту:

1. Этнические стереотипы представляют собой комплекс элементов духовной культуры, зафиксированный на уровне этнического самосознания, воспроизводящийся в моноэтничной среде в процессе социализации, проявляющийся в повседневной жизни представителей этноса. Этнические стереотипы закрепляются традициями, становятся для этноса своеобразной идеологией, проводником и обоснованием действия представителей этноса по отношению к различным социальным группам и этносам.

2. По механизму функционирования этнические стереотипы подразделяют на устойчивые и подвижные. Этнические стереотипы первой группы формируются веками, переходят в ранг мифологизированных, не поддающихся культурным изменениям, несмотря на влияние информационной культуры. Этнические стереотипы второй группы формируются в процессе межкультурной коммуникации, этнических столкновений, с помощью средств массовой коммуникации и являются подвижными, изменчивыми

3.Механизм функционирования этнических стереотипов в общественном сознании и самосознании обусловлен выполнением следующих функций: сохранение и защита этнической идентичности; этноинтегрирующая; адаптационная; регулятивная. Этнические стереотипы выступают культурным барьером для защиты личности и выступают средством ее самоутверждения как в своей этнической среде, так и в иноэтничной. Благодаря этни-

ческим стереотипам представители любого этноса могут чувствовать себя безопасно в том положении, которое занимают в социальной стратификации. В современном мире этнические стереотипы включены в идеологическую сферу и являются эффективным инструментом идеологической борьбы.

4.Этнические стереотипы в культуре межэтнического общения имеют программирующий характер, так как имеют возможность предвосхищать возможные варианты поведения представителей этносов в межличностных и межэтнических контактах. Как элемент духовной жизни общества культура межэтнического общения предполагает создание духовных ценностей особого рода в которых закреплены общечеловеческие стереотипы как обязательные условия взаимодействия различных этносов.

5.С помощью этнических стереотипов культура человеческих отношений аккумулирует в себе опыт, сложившийся в процессе взаимодействия этносов в различных сферах жизнедеятельности - материальной, духовной, политической, и тех конкретных формах взаимовлияния, которые складываются в процессе этой деятельности.

6. Мифологизированное сознание этносов и этнических общностей, проживающих на территории Северного Кавказа, а также общинная структура этих этносов оказывают большое воздействие на индивида, формируя у каждого представителя этноса посредством этнических стереотипов образ принадлежности к своему этносу. Главным фактором, способствующим формированию этнических стереотипов поведения и мышления этносов на территории Северного Кавказа, являются этнические традиции и опыт межличностного общения с представителями других народов.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в дальнейшей разработке концептуальных основ относительно молодой отрасли философского знания - философии культуры, а также теоретико-методологических основ этнологии и культурологии. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы историками, психологами,

культурологами, социологами для углубленного научного анализа проблемы формирования, функционирования и влияния культурно обусловленных этнических стереотипов.

Материалы исследования могут быть эффективно использованы при чтении курсов социальной философии, культурной антропологии, этнопсихологии, этнической конфликтологии. Выводы, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы органами государственной власти, общественными организациями, как в перспективной, так и повседневной практической работе, в частности, при разработке программ по социальной адаптации мигрантов и вынужденных переселенцев, при организации социологических исследований по проблемам межэтнических конфликтов, при прогнозировании социально значимых реакций на политические инициативы в решении этнических проблем. Материалы диссертации представляют интерес для средств массовой информации и иных структур, влияющих на формирование общественного мнения.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета. Основные положения диссертации представлены в выступлениях на международной конференции «Этнические процессы накануне XXI века» (Ставрополь, 21-22 мая 1998 г.), краевых, межвузовских и университетских научных и научно - практических конференциях.

С отдельными положениями диссертации автор выступила на занятиях методологического семинара аспирантов кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета.

Основное содержание диссертации отражено в десяти работах общим объемом 3,25 п. л.

16 Основное содержание отражено в следующих публикациях:

  1. Гладких СВ. Роль этнических стереотипов в межкультурном общении // Некоторые проблемы этнических процессов на Кавказе. Ставрополь. 1997. С. 36-41 (0,4 п.л.).

  2. Гладких СВ. Этнические предубеждения и пути их преодоления // Этнические процессы накануне XXI века. Сборник статей. Ставрополь. 1998. С. 48-51 (0,1 п.л.).

  3. Гладких СВ. О проблемах этнического стереотипа // Этнические проблемы современности. Сборник статей. Выпуск 3. Ставрополь, 1998. С 41-43 (0,1 п.л.).

  4. Гладких СВ. Этнические предубеждения и возможность их преодоления // Северо-Кавказский регион. Информационно - аналитический вестник представительства Президента РФ. 1998, № 3. - С. 39-41 (0,3 п.л.).

  5. Гладких СВ. Этнические стереотипы и проблемы межкультурного общения // Проблемы философии культуры. Сборник статей. Ставрополь, 1999. С.42-52 (0,7 п. л.).

  6. Гладких СВ. Этнические стереотипы и общественное мнение // Северо-Кавказский регион. Информационно- аналитический вестник представительства Президента РФ. 1999. № 1. С.52-54 (0,4 п. л.).

  7. Гладких СВ. Функционирование этнических стереотипов в сознании // Этнические проблемы современности. Сборник статей. Выпуск 4. Ставрополь, 1999. С 93-100 (0,4 п. л.).

  8. Гладких СВ. Этнические стереотипы и проблемы межкультурного общения// Этнические проблемы современности. Сборник статей. Выпуск 5. Ставрополь, 1999. С. 57-65 (0,35 п.л.).

  9. Гладких СВ. Этнические стереотипы в средствах массовой информации // Этнические проблемы современности. Сборник статей. Выпуск 6. Ставрополь, 2000.С 74-80 (0,4 п.л.).

10. Гладких СВ. Этнические стереотипы в духовной культуре // Актуальные проблемы социогуманитарного познания. Сборник научных трудов кафедры философии Mill У. Выпуск 9. М.: «Прометей». 2001. С. 111-115 (0,4 п.л.).

Методология исследования этнических стереотипов как феномена культуры

Духовная культура этноса представляет собой достаточно замкнутое и локальное образование. В настоящее время существуют системы локальных культур, которые отдалены друг от друга пространственно, и взаимосвязь между ними относительная. Это вовсе не означает, что такие локальные культуры не общались между собой, не знали друг о друге, а отражает лишь факт наличия в них мощного собственного каркаса, обеспечивающего иммунитет к другой культуре, не пропускающий в нее чуждых элементов и влияний. Речь идет о культурах, построенных на системе этнических ценностей, которые присутствовали в культуре на любом срезе ее истории. Развитие такой культуры и приращение ценностей в ней проходило сквозь плотное сито традиций и ценностных установок при сохранении общей направленности. Любая локальная культура, признавая существование других культур, рассматривала себя как высшее выражение человеческой культуры в целом.

В основе локальных культур лежал определенный принцип отбора ценностей, основанный на достаточно длительной их адаптации к господствующим культурообразующим элементам и компонентам. Ядро такой культуры на протяжении столетий оставалось неизменным, его основное содержание передавалось из поколения к поколению. Именно эта необходимая консервативность определяла лицо данной культуры, когда на уровне этнических стереотипов поведения ее представителей мы могли относить их к той или иной культуре, например: французской, китайской, русской. И дело здесь не только в языке, но и во всей системе поведения и общения.

Каждая этническая культура имеет свои особенности, и эти особенности могут выражаться в самых разных вещах. Каждая этническая культура имеет свою собственную логику, и только исходя из этой логики, можно объяснить, что для данной культуры имеет принципиальное значение, а что -второстепенное. Вполне очевидно, что взаимосвязи различных культурных элементов и поведенческих стереотипов индивидуальны для каждого этноса, для каждой этнической культуры.

С незапамятных времен люди интересовались друг другом, стремясь понять и объяснить особенности каждого и различия между ними. Об этом неугасающем интересе свидетельствует огромное множество описательной литературы, которая постоянно продолжает пополняться. Наши знания о других этносах неизменно растут, а вместе с ними уточняются и наши представления об особенностях социального и частного быта этносов, их нравах и обычаях. Эти знания выражаются в характеристиках различных этносов, их словесных портретах. Мы назовем их этническими (этнокультурными) стереотипами. Функционируя в общественном сознании, они оказывают огромное влияние на взаимоотношения между людьми разных континентов. Выяснить природу и происхождение этнокультурных стереотипов необходимо в связи с всеобщим стремлением к миру и взаимопониманию в полиэт-ничных государствах.

В любом обществе каждый известный этнос наделяется определенными признаками: каждому из них приписываются специфические черты внешности, особая манера поведения, определенные психологические особенности, и, конечно же, традиции. В портретах даются устоявшиеся и разделяемые многими характеристики, которые отражают наиболее полным и существенным образом внешние и внутренние черты каждого этноса. Иногда эти черты формулируются кратко и категорично, "русское авось", "практичные американцы" и т.д. В других случаях этнические характеристики более расплывчаты, но в них всегда выражено определенное отношение к данной группе, чаще всего окрашенное эмоциями. Обязанность этнических стереотипов выражается в отождествлении каждого этноса с каким-то мифическим лицом, присваивании обидных прозвищ, типа: "черные", «курносые», "Мойша", "хохол". Вероятно, эта же тенденция порождает и их словесные портреты.

Диссертант полагает, что прежде чем приступить к философско-антропологическому анализу феномена этнического стереотипа и предложить определение самой категории "этнический стереотип", необходимо кратко остановиться на более общей категории "социальный стереотип", так как именно через нее наиболее целесообразно сформулировать определение этнического стереотипа.

В обществоведении под социальным стереотипом обычно понимается упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайный образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Нередко при определении конкретного социального стереотипа подчеркивают его целостность, ярко выраженную оценочную и ценностную окраску, нагруженности его так называемым "ошибочным" компонентом. В других случаях акцентируются его динамические характеристики, например, устойчивость, консерватизм, свидетельствующие о способности успешно справляться с любой информацией, направленной на его изменение. Общей тенденцией в определениях социального стереотипа является признание его преимущественно негативным феноменом, трактовка его в виде своеобразных "шор", исключающих видение социальной реальности. В современном обществоведческом знании существует ряд определений социального стереотипа, перекочевавших из западных словарей по социологии и психологии. Определениями стереотипа, введенными в оборот психологами и социологами в 30 - 50 годы XX века, ученые всего мира оперируют до сих пор. Проанализируем трактовки стереотипа, предложенные западными учеными.

Впервые термин "социальный стереотип" ввел в употребление американский обществовед Уильям Липпман в 1922 году, анализируя влияние знания о предмете на его восприятие и оценку при непосредственном контакте. Согласно У. Липпману, стереотипы - это «упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой "картинки" мира в "голове" человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права»19. В работе "Общественное мнение" он описал стереотип как характерное явление обыденного сознания, основанного на «стремлении человека свести разнообразие мира к немногим определенным категориям, и, тем самым, облегчить себе восприятие, понимание и оценку явлений»20. У.Липпман выделяет характеристики стереотипов, подчеркивая, что стереотип возникает на основе восприятия, не связанного с прямым опытом; то есть нам говорят о мире до того, как мы его увидим, мы представляем себе многие вещи до того, как мы их познаем на опыте. Стереотипы возникают «стихийно и спонтанно из-за неизбежной потребности экономии внимания в процессе усвоения опыта предшествующих поколений, опыта, закрепленного в виде привычек и представлений»21. Явление стереотипизации - характерная особенность переработки личностью внешнего воздействия. Она тесно связана со стремлением человека отсортировывать полученную им информацию, разложить ее по полочкам в сознании.

Влияние этнических стереотипов на формирование этнического самосознания

Динамическое развитие этнических процессов в современных условиях, зачастую их конфликтогенный и деструктивный характер приводит к объективной необходимости поиска стабилизирующего и консолидирующего фактора, определяющего четкое функционирование российской государственности. С этническим самосознанием тесно связаны этнические стереотипы. Человек, вступая в контакт с представителями других этносов в известной мере опирается на уже сложившиеся стереотипы, которые зачастую в силу множества причин являются негативными.

Объект исследования в данном параграфе - этнические стереотипы и их влияние на формирование этнического самосознания, сложное и много-функциональное образование, и при его рассмотрении диссертант считает необходимым исследовать указанную проблему с методологических позиций историзма, единства сознания и деятельности, развития и системности. Принцип историзма позволяет рассматривать влияние этнических стереотипов на формирование этнического самосознания как результат развития человека. Вместе с тем, он дает возможность раскрыть детерминированные общественным бытием происхождение этнических стереотипов. Каждая этническая общность обладает определенным кругом представлений, включающих в себя в первую очередь представления о своем происхождении, великих событиях и деятелях своего прошлого.

Этническое самосознание представляет собой сложное социально -психологическое явление, которое можно трактовать как осознание нацией себя как субъекта истории, своих идей, интересов, ценностей, своего места в мире. Иными словами, этническое самосознание выражает степень осознания людьми этнически - особенного и отдельного в своей этнической общности. В процессе такого осознания неизбежным является момент выделения этноса самого себя из полиэтничного окружения. Этническое самосознание -сложный процесс, выражающий способность этноса увидеть в своей этнической общности то единственно особенное, уникальное, позволяющее отличить себя от других этносов, идеологическое оправдание хотя бы мысленного выделения себя в среде других этносов65.

Говоря об этническом самосознании, мы предполагаем не только определенный тип общественного сознания, но и определяющие его реальные общественные отношения. Этническое бытие - это единство традиционных материальных и культурных факторов внутриэтническои жизни, куда входят экономические отношения, несущие специфический отпечаток этнической самобытности, культура труда, методы и приемы, технологии и другое, независимо от непосредственного социального бытия, но выступающее как объективная основа этнического самосознания. Важной функциональной характеристикой этнического самосознания является не просто осознание бытия данным этносом, но и сознательное стремление к самоутверждению.

Исследование проблемы влияния этнических стереотипов на формирование этнического самосознания обязывает диссертанта обратиться к работе Б.Ф. Поршнева, в которой указывается на то, что ядром любой формы самосознания (в том числе и этнического) выступает осознание на индивидуальном и коллективном уровнях некой единой общности, сформированной представлением некоего «мы». «Материал не только из истории первобытного общества, но и из истории разных эпох иллюстрирует, что может вовсе отсутствовать сознание «мы» при ясно выраженном, что есть «они». «Они» -это «не мы», и наоборот, «мы» - это «не они». Только ощущение, что есть они, рождает желание самоопределиться по отношению к «ним», обособиться от «них» в качестве «мы»66.

Специфическим аспектом этнического самосознания является осознание данным этносом посредством исторически сложившихся этнических стереотипов своей собственной этнической истории и общности исторических судеб этноса. В этом плане этническое самосознание выступает как историческое сознание, как социальная память народа. В целом ряде исследований подчеркивается, что механизм формирования и содержания этнического самосознания претерпевает изменения. Так, по некоторым параметрам, таким как функционирование этнической культуры, представления о специфических психологических чертах своего этноса и других приводит к сужению базы роста этнического самосознания. Зато по таким параметрам, как функционирование родного языка, профессиональной культуры в этнических формах, исторического знания, то эта база постоянно расширяется. Следует заметить, что по мере повышения уровня образованности и увели- чения интеллигенции в составе этноса растет интерес к своему историческому прошлому.

Этническое самосознание может рассматриваться как познание субъектом особенностей своего функционирования, отношения представителей этносов к социальной действительности и образу жизни. При этом, познания и отношения реализуются наиболее полно в культуре и проявляются и проявляются в процессе свободной деятельности, принимающей характер различных течений духовной жизни. Этническое самосознание этнической общности - это концентрация в сознании людей тех наиболее существенных потребностей, интересов, событий, процессов, явлений, которые произошли с ними, в которых они участвовали .

Этническое самосознание проявляет себя как противоречивая, относительно самостоятельная система суждений, идей, ценностей, выступающая в двойственной роли одновременно: в качестве источника и в качестве тормоза развития межэтнических отношений. Свойства этнического самосознания определяются рядом факторов: экономического, политического, идеологического, правового, культурного, психологического, геополитического порядка. Среди характеристик этнического самосознания следует выделить его на-дыиндивидуальную, надличностную природу. Другим свойством этнического самосознания является его противоречивость, что особенно явно проявляется в борьбе двух противоположных тенденций: активности и инертности самосознания. При этом, под активностью этнического самосознания понимать стремление познать, оценить, преобразовать себя в соответствии с выработанным идеалом, а инертность проявляется в желании сохранить существующее положение. Инертность, противодействуя новациям, одновременно способствует сохранению отличительных особенностей этноса.

Социокультурные основы формирования этнических стереотипов

Устойчивость культуры и ее жизнеспособность во многом обусловливается тем, насколько развиты структуры, определяющие ее единство и целостность. Единство и неповторимость духовной культуры этносов достигается путем выработки единообразных правил поведения, общей памяти и общей картины мира. Именно на интегрирующие и стабилизирующие аспекты функционирования культуры направлено действие механизма традиции, в основе которого лежат этнические стереотипы поведения и общения. По мнению диссертанта, социокультурные основы формирования этнических стереотипов детально можно рассмотреть на примере этнических традиций.

Стереотипизация всех аспектов жизнедеятельности характерна прежде всего для традиционной культуры этносов, проживающих на Северном Кавказе, в Восточной Африке, в Китае, Японии. Стереотипизация жизненного опыта представляет собой суть механизма традиций, но это не означает отсутствие функционирования этнических стереотипов в современной культуре, поскольку ни одна духовная культура не может существовать без традиции.

Стереотипные формы поведения издавна привлекают к себе внимание представителей самых различных научных дисциплин -психологов, социологов, историков. Такие разновидности стереотипизированного поведения, как обряды и обычаи, стали традиционными объектами этнографических исследований, поскольку в стереотипах поведения отчетливо выражается этническое своеобразие культуры. В этнических стереотипах поведения и общения отчетливо выражается этническое своеобразие культуры. Набор стереотипных форм поведения, вырабатываемых в каждом этносе, естественно не ограничивается сферой обряда и обычая. Стандарты поведения характерны для многих других сфер деятельности, и прежде всего для общения, социализации индивидов, трудовых приемов и навыков, игрового поведения.

Соискатель полагает, что при рассмотрении стереотипов поведения и общения необходимо исходить из нескольких предпосылок. Во-первых, стереотипы поведения и общения являются социальными и одновременно культурными феноменами. Это означает, что поведение и общение человека обусловлено особенностями социальной организации общества, его социокультурными механизмами. Во-вторых, поведение и общение вариативно в историческом и этническом пространстве. В-третьих, стереотипы поведения и общения в большей степени соотносятся с реальной социальной стратификацией общества. Иначе, каждая этническая общность имеет специфические стереотипы поведения и общения.

Специфика изучения с позиций философии культуры социокультурных основ формирования этнических стереотипов поведения и общения определяется более конкретными положениями. Следует отметить, что стереотипы являются неотъемлемыми элементами общественного и индивидуального сознания, проявляясь в объективированных формах духовной культуры этносов. Поведение человека вариативно и многообразно. В справедливости данной аксиомы сомневаться не приходится. Однако справедливо и другое утверждение: поведение в обществе типизировано, то есть оно подчиняется нормам, выработанным в обществе, и поэтому, во многих отношениях стереотипно. Набор стереотипных программ поведения специфичен для каждого этноса. Все они направлены на нейтрализацию тенденции к индивидуализации поведения, сдерживанию роста его вариативности, ибо ничем не контролируемый рост многообразия очень скоро привел бы к распаду этноса. Социально одобренные веками стереотипы поведения никогда не покрывают всей сферы поведения представителя этноса в обществе. Некоторые фрагменты поведения остаются нерегламентированными, поскольку расцениваются как социально значимые. Более того, для каждой этнической культуры характерны свои представления о значимости тех или иных фрагментов поведения, и, следовательно, свои границы между обязательным (стереотипным) и свободным (индивидуальным) поведением. При этом, чем более значимы сферы поведения, тем более жестко они регламентированы, тем сильнее контроль над соблюдением стандартов и образцов.

Этнические стереотипы поведения имеет свои варианты в каждом этносе. В соответствии с особенностями социальной организации в сфере "заданного" поведения выделяют различные типы: поведение воина, ремесленника, поведение ребенка, старика и так далее. Если ввести этнические и конфессиональные координаты, можно говорить о поведении японца в отличие от европейца, христианина в отличие от мусульманина

Реальный этнический стереотип поведения - это «закрепленный в этническом самосознании этноса синтез множества культурных стереотипов, нескольких программ, так как человек в своем поведении реализует не одну какую-нибудь программу действия, а постоянно осуществляет выбор, актуа-лизируя какую-либо одну стратегию из обширного набора возможностей" . Вероятно, условно можно говорить о двух основных формах поведения. Одна из них относится к относительно свободному вариативному поведению. Вторая - есть ни что иное, как регламентированное поведение, подчиняющееся выработанным в коллективе типовым схемам действий в стандартных ситуациях.

Каждый этнос в процессе взаимодействия с внешней средой накапливает определенный опыт. Этот опыт является фундаментом, на котором основывается сама возможность существования этноса во времени. Естественно, этнос заинтересован в хранении, накоплении и передаче опыта следующим поколениям. Передача накопленной информации «происходит двумя путями: генетически и не генетически. Передача не наследственной информации осуществляется в процессе аккультурации и целиком основана на научении» . Хранение, передача и аккумуляция социальной информации предполагает ее упорядочение и отбор наиболее значимых фрагментов. На выполнение этих функций ориентированы этнические стереотипы. С их помощью накапливаемая столетиями информация представляет собой не просто конгломерат полезных знаний, но определенным образом организованный опыт. Благодаря «наличию структуры, опыт может быть передан во времени.

Региональные особенности формирования этнических стереотипов (на примере культурного процесса Северо-Кавказского региона)

Уникальное местонахождение Кавказа с древнейших времен уготовило ему особую роль перекрестка цивилизаций, центра взаимодействия разнообразных этнических, экономических и политических процессов. Веками Северный Кавказ был связующим звеном Севера и Юга, Запада и Востока, являясь перекрестком торговых путей и своеобразным коридором для многочисленных миграций, вследствие чего в течение столетий был ареной столкновений между автохтонными и пришлыми этносами и этническими группами, а позднее оказался вовлеченным в геополитическое соперничество мировых и региональных держав. Населяющие огромную территорию Северного Кавказа этносы и этнические группы на протяжении истории своего существования не знали долгого мира. Внутренние конфликты и нападения противников являлись постоянными спутниками их жизни.

Северный Кавказ ввиду своего геополитического положения и этнической структуры населения занимает особое место в межэтнических процессах, происходящих в современной России. Несмотря на то, что через Кавказ прошло этнических групп, здесь сформировалась очень оригинальная, своеобразная духовная культура, которая до определенной поры предопределяла региональное единство Северного Кавказа. Известно, что это один из самых полиэтничных регионов страны, так как на территории Кавказа проживает более ста этносов, значительно отличающихся друг от друга своей духовной культурой и ценностной шкалой. Этническое многообразие предопределило многообразие языковое: автохтонные этносы Северного Кавказа говорят на по языках, принадлежащих к различным группам и подгруппам кавказской, индоевропейской и алтайской языковых семей. Степень лексико-грамматической обособленности языков зачастую весьма значительна, в том числе в пределах языковых подгрупп, отчего взаимопонимание даже между представителями генетических родственных народов порой затруднено.

Этносы, проживающие на территории Северного Кавказа отличаются не только культурой, но и численностью: здесь проживают три крупных этноса (грузины, армяне, азербайджанцы) и в то же время небольшие этносы, насчитывающие до нескольких тысяч человек (ногайцы, табасаранцы). Соответственно сильно варьируется география расселения этносов - от распространенности на достаточно крупных территориальных массивах до замыкания в пределах нескольких или даже одного селения, что имеет место в дагестанском высокогорье. Пути исторического развития народов Кавказа привели к значительному конфессиональному плюрализму. Две наиболее распространенные на Северном Кавказе религии - христианство и ислам различных толков и направлений, зачастую переплетающиеся с традиционными воззрениями, которые еще недавно владели массовым сознанием местных этносов. Наконец, этносы Северного Кавказа демонстрируют значительное разнообразие культурно-бытовых особенностей. Это находит отражение в конкретно-этнической вариативности форм материальной и бытовой культуры, специфических устоях мировоззренческих стереотипов, поведенческих нормах.

Особенности жизни в регионе выработали у этносов Северного Кавказа специфические образ жизни и менталитет. Сформировались и определенные этнические стереотипы социальных ролей мужчин и женщин. Роль мужчины - это роль воина, защитника родного очага, готового в любую минуту отразить нападение неприятеля, следствием чего является особое отношение к оружию. Женщина всегда и во все времена имела статус хранительницы очага. Жизнь в горах в условиях постоянных вооруженных конфликтах, суровые климатические условия сформировала из горцев (и мужчин, и женщин) мужественных и смелых людей. Постоянная опасность сформировала у этносов, населяющих горную территорию Кавказа (осетин, вайнахов, карачаевцев) особый тип жилища - башни, крепости, в которых при нападении врага можно было укрыть семью (род) и одновременно отражать нападение врага.

Взаимодействие этносов, обладающих столь разными этнокультурными традициями, уже само по себе объективно несет заряд, который в случае возникновения межэтнической конфликтности выступает в качестве усугубляющего обстоятельства. Это не означает, что межэтнические отношения на Кавказе носят антагонистический характер. Наоборот, в истории Кавказа, как древней, так и новейшей, есть немало значительных примеров мирного и дружеского добрососедства народов. Однако при известных ситуациях, а их было немало, как в прошлом, так и в настоящем, дружеское соседство может смениться резким противостоянием, и тогда любое различие в этнокультурном облике друг друга будет восприниматься как раздражитель, по которому проходит одна из линий взаимного размежевания.

Диссертант полагает, что рассмотрение проблемы региональных особенностей формирования этнических стереотипов предполагает обращение к принципу историзма, аксиологическому и феноменологическому подходам. Соискатель полагает, что при разработке заявленной проблемы необходимо учитывать такой важный фактор, непосредственно формирующий фон межэтнических отношений на Северном Кавказе, как достаточно высокий уровень этнического самосознания автохтонных этносов. Социально-культурные стимулы его развития весьма многообразны.

В общем объеме современной культуры кавказских этносов значительное место занимает собственно этническая духовная культура. Огромный потенциал фонд духовной этнической культуры необъятен и функционирует в приближенных к индивиду срезах повседневного быта, причем именно в тех, которые оказывают непосредственное влияние на формирование личностных установок и системы ценностей человека. К такого рода социализирующим факторам можно отнести язык, семейно-бытовые нормы, традиционную систему стереотипов поведения. Названные этнические окрашенные реалии повседневного быта играют двоякую роль в современных этнических процессах на Кавказе: как интегрирующую, так и дезинтегрирующую.

Этносам, населяющим Северо - кавказский регион никуда не уйти от своей земли, как и друг от друга. Исторический путь каждого этноса был индивидуальным и особенным, неповторимым. Историю этносов изучаемого региона нельзя рассматривать изолировано, вне рамок исторического процесса и социокультурного цивилизационного мира, который представляет собой результат сотворчества всех этносов Кавказа. Принадлежность к нему является важнейшим фактором личной самоидентификации для представителей автохтонных этносов, которые имманентно ощущают близость, а порой и тождественность архетипических оснований, присущих духовной культуре этносов Северного Кавказа.

Специфика этнических проблем того или иного этноса Кавказа во многом зависит от социально-экономических и социально-политических ситуаций. Однако далеко не всегда этнические конфликты можно объяснить действием объективных факторов. Исследование проблемы взаимного восприятия этносов, способно существенно дополнить картину. Эта задача заставляет обратиться к этническим стереотипам с позиций аксиологического и феноменологического походов.

Похожие диссертации на Этнические стереотипы как феномен духовной культуры