Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Становление концепции зрелой личности в эпоху античности 15
1.1 Ценность «пайдейи» в формировании зрелой личности в эпоху Античности 15
1.2 Концептуальное изменение «пайдейи» и ценность зрелости в концепциях эпохи Высокой классики и эллинизма 35
Глава II. Социально-культурные предпосылки концепции ценности зрелости в задноевропеискои культуре 52
2.1 Познание Творца и самопознание - основные ценности акмеологической проблематики в Средние века 52
2.2 Формирование разносторонне развитой личности как ценности, «акме» в культуре Ренессанса 67
2.3 Влияние рационализма и протестантизма на изменение ценности «акме» в западноевропейской культуре 77
Глава III. Концепции зрелости личности в культуре XX века 92
3.1 Проблематика ценности зрелости с позиции постмодернизма 92
3.2 Анализ концепций зрелости личности с позиции философской антропологии XX века 107
Заключение 127
Список литературы 132
Приложение 145
- Ценность «пайдейи» в формировании зрелой личности в эпоху Античности
- Концептуальное изменение «пайдейи» и ценность зрелости в концепциях эпохи Высокой классики и эллинизма
- Познание Творца и самопознание - основные ценности акмеологической проблематики в Средние века
- Проблематика ценности зрелости с позиции постмодернизма
Введение к работе
Актуальность темы исследования
Актуальность темы исследования обусловлена новым восприятием проблем определения и сущности зрелости личности в современном обществе. Растущее безответственное отношение человека к социальным ценностям, причиной которого являются процессы инфантилизации личности в обществе, побуждает современное обществознание пересмотреть основные условия и предпосылки развития зрелой личности, ценность человеческой «зрелости» в современном мире.
Оборотной стороной развития современного общества является острый дефицит личностных качеств у человека, которые вытесняются сугубо деловыми и обывательскими чертами личности, характеризующими ее как потребителя. Этот и другие факторы приводят к опасности деградации личности в современном гражданском обществе, где проявляется торможение процесса самореализации и самосовершенствования личности, приводящее в результате к усилению девиантных форм ее поведения. Отмеченные негативные факторы способствуют проявлению и нарастанию бездуховности общества.
Все эти и другие реалии современной жизни диктуют необходимость изучения акмеологии – философско-антропологического учения о зрелости. Э. Эриксон определяет зрелость как наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности. Эта базовая характеристика зрелого возраста определила интерес к нему представителей различных областей знания и перевернула развитие акмеологии. Акмеология изучает закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости, проблемы высших форм самореализации личности.
Открытия этнологии и этнографии в 20-е гг. ХХ в. (К. Леви-Брюль, М. Мид, К. Леви-Стросс, Р. Бенедикт, Ф. Боас и др.) вновь пробудили интерес к проблеме возраста. Во-первых, речь идет о сведениях, касающихся редкостных сообществ не тронутых современной цивилизацией, во-вторых, о трудах ученых и путешественников XIII – начала XIX вв., содержащих описания жизни аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Дальнего Востока, Сибири, Южной и Северной Америки, которых застали на стадии первобытного развития. Собранный этнографами богатый материал позволил установить важные различия между европейской цивилизацией и так называемыми «традиционными» обществами буквально по всем параметрам процесса развития человека: и детство другое, и отрочество другое, а иногда, как, например, установила М. Мид на островах Самоа и в Новой Гвинее, переход от детства к взрослой жизни совершается вовсе без периода отрочества.
Эти открытия заставили пересмотреть отношение к различным возрастным этапам, прежде всего к зрелости, и выявить зависимость возрастных периодов не только от психофизиологических причин, но и от конкретных культурно-исторических условий, а также определить ценность того или иного отрезка жизни в различных культурах на разных исторических этапах развития этих культур. Сказанное, разумеется, касается и Европейской культуры, где понимание сущности личности, ее зрелости неоднократно менялось.
Проблематика ценности зрелости личности привлекает большое внимание европейских мыслителей-философов, ученых естественнонаучных направлений, психологов, политических деятелей, писателей, поэтов на протяжении всей истории европейской культуры, что дополнительно стимулирует разработку проблемы акмеологии в рамках философской антропологии. Содержание диссертации позволяет в системном целостном виде теоретически представить проблему формирования зрелости личности в европейской культуре, что важно для понимания жизненного мира человека, взятого во всей совокупности его бытия. Материал диссертации позволяет лучше понять природу становления личности и ее развитие.
Степень научной разработанности проблемы
Исследования личности сквозь призму ценности зрелости предпринимались давно. Первые попытки осмысления зрелости личности представлены еще в философии Платона. Значительный вклад внесли Феофраст и Аристотель, эллинистическая мысль, во многом определившие направление исследований возраста человека. Мы рассматриваем наследие античности сквозь призму трудов П. Гиро, детально описавшего в своем произведении быт и нравы древних греков, В. Йегера, исследовавшего процесс воспитания личности, А. Марру, эксплицировавшего категорию зрелости и раскрывшего ее культурно-историческое содержание на разных этапах развития античной культуры и основные этапы античной зрелости, Р. Ю. Виппера, А. Ф. Лосева, изучавшего полисное мировосприятие древнего грека, Г. В. Драча, исследовавшего рождение и начало античного способа философствования. В этих и многих других работах был дан историко-сравнительный и тестографический анализ, раскрыты культурно-исторические предпосылки развития учения о личности в античной культуре и влияние парадигмы Античности на дальнейшее учение о личности.
Новое, по отношению к античности, учение о ценности духовной зрелости личности отражено в работах средневековых мыслителей: «Исповеди» Августина Аврелия, «Истории моих бедствий» Абеляра, трудах Фомы Аквинского и др. Проблема становления зрелой личности в средневековую эпоху отражена в работах Ф. Ариеса, проанализировавшего разную ценность возрастных этапов развития личности в христианскую эпоху, Ж. Ле Гоффа, описавшего тип зрелой личности на примере средневекового ученого интеллектуала, Л. Ольшки, рассмотревшего формирование новой научной парадигмы от Средних веков до эпохи Возрождения, в том числе и по вопросу о сущности человека, качеств личности. Из отечественных исследователей мы опирались на труды В.В. Бычкова, исследовавшего мировоззрения человека христианской эпохи, П. Бицилли, А. Гуревича и М. Бахтина, раскрывших сущность личности и ее основных ценностей в контексте средневековой культуры. О воспитании гуманиста писали М. Монтень, Л. Валло, А.Л. Бруни. Проблема становления зрелой личности Возрождения освещена в трудах Л.М. Бахтина.
В качестве предмета философского анализа ценность зрелости личности выступает с начала Нового времени. Гердер считал, что зрелость является вторым рождением человека. Его взгляды развивал Гумбольд, определяющий зрелость как всестороннее развитие человека. Эту тенденцию продолжили философы немецкой классической философии И. Кант и Г.Ф.В. Гегель. Они применили понятие практической зрелости, полагая, что человек делает себя во всех отношениях духовным существом.
Существенный вклад в разработку данной проблематики внесло формирование различных подходов при рассмотрении феномена зрелости. Мы опираемся на деятельностный подход, который на наш взгляд является наиболее продуктивным для нашего исследования. Деятельностный подход в культуре разрабатывался в ростовской школе философии В.Е. Давидовичем и Ю.А. Ждановым, этот же подход в становлении личности разрабатывал В.В. Давыдов, В. Межуев и многие другие советские философы, опирающиеся на диалектико-материалистическое понимание культуры и человека.
Рассматривая ценность зрелой личности, мы обратились к аксиологическим воззрениям древнегреческих философов: Сократу, Платону, Аристотелю. Рассматривая идею зрелой личности в философии ХХ в., мы опирались на труды зарубежных антропологов и психологов: Э. Фромма, интересующегося проблемой смысла жизни человека, его духовного роста; Э. Эриксона, разрабатывавшего проблематику идентичности человека; А. Маслоу, исследовавшего иерархию человеческих потребностей и рассматривающего влияние их на «самоактуализацию» личности; К. Роджерса, изучающего проблемы становления личности; К. Хорни интересующейся проблемой зрелой личности и конкурентной культуры; Г. Плеснера, М. Шелера, определяющего «положение человека в космосе», а также духовные основы, конституирующие его человеческое бытие; труды отечественных философов и антропологов.
Из ростовской школы следует назвать Ю.Г. Волкова, П.С. Гуревича, М.В. Заковоротную, рассматривающую поэтапное формирование идентичности человека в зависимости от содержания культуры эпохи, Е.В. Золотухину-Аболину, занимающуюся проблемами антропологической повседневности, судьбы человека, Е.Е. Несмеянова, Е.Я. Режабека, О.М. Штомпеля, исследовавшего понятие социокультурного кризиса и его влияние на личность и общество.
В данном исследовании мы опирались на труды классиков отечественной педагогики, внесших свой вклад в создание теории формирования всесторонне развитой личности и представителей системно-деятельностного и комплексного подходов: Ю.В. Андреева, П.П. Блонского; отечественных психологов и антропологов, изучающих проблемы личности: Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Е.А. Заики, В.Н. Мясищева, В.С. Мерлина, К.К. Платонова и др.; акмеологов Н. Рыбникова, Н. Кузьминой, А. Деркача, К. Абульхановой-Славской, А. Реана.
Объектом исследования выступают философско-антропологические концепции человека.
Предметом исследования являются теоретические представления о ценности зрелости личности в западноевропейской философской антропологии.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс становления ценности зрелости личности обусловлен социально-культурными предпосылками, содержание которых меняется в зависимости от эпохи. Существуют закономерности изменения «теоретической картины» ценности зрелости личности в зависимости от социокультурного фона, которые мы попытаемся выявить сообразно рамкам исследования.
Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы продемонстрировать как под воздействием культуры изменяется содержание понимания ценности зрелости личности и, соответственно, основываясь на этом материале, выделить основные этапы развития акмеологической проблематики, проследить, что ценилось в зрелой личности в различные эпохи, как она определялась в качестве «зрелой».
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Проследить динамику теории «пайдейи» в формировании зрелой личности в античной философии.
2. Рассмотреть прорыв в понимании ценности зрелости личности в сфере духа и свободы в Средние века, в связи с христианскими ценностями.
3. Рассмотреть сквозь призму гуманистических концепций Возрождения формирование гуманистических ценностей зрелой личности и ценность телесной зрелости.
4. Проанализировать влияние рационализма, романтизма и протестантизма на изменение ценности «акме» в Новое время и ценность юности как качественно нового этапа в становлении зрелой личности в философско-антропологических концепциях, начиная с романтизма и заканчивая концепциями ХХI в.
5. Исследовать новую попытку понимания ценности зрелости личности и этапов ее становления в философской антропологии Постмодерна.
6. Дать анализ различных философско-антропологических направлений и подходов в акмеологии при изучении ценности зрелости на современном этапе.
Теоретико-методологическая база исследования
Особая значимость в работе придается ретроспективному рассмотрению ценности зрелости личности с позиции методов сравнительного анализа и синтеза, используются методы исторического компоративного анализа, диалектико-материалистический метод. Теоретической базой диссертационного исследования послужила совокупность научных положений о социально-деятельностной сущности личности, ее индивидуально-психологических особенностях, о роли природной и социальной среды в формировании зрелости личности, о духовном развитии в процессе ее активной деятельности.
Научная новизна исследования:
1. Исследована концепция зрелой личности в античной классике, в теории «пайдейи», где на первый план выходит мудрость.
2. Охарактеризован этап развития средневековой культуры как прорыв к новому пониманию ценности зрелости личности в сфере духа и свободы.
3. Рассмотрено формирование гуманистических ценностей зрелой личности и интеграция физических, волевых, интеллектуальных качеств зрелой личности в концепциях мыслителей Возрождения.
4. Проанализировано влияние рационализма, романтизма и протестантизма на изменение ценности «акме» в Новое время, рассмотрена ценность юности как качественно нового этапа в становлении ценности зрелости личности, начиная с романтизма.
5. Исследована новая попытка понимания ценности зрелости личности и этапов ее становления в культуре Постмодерна.
6. Дан анализ различных подходов и направлений в акмеологии при изучении ценности зрелости на современном этапе.
Тезисы, выносимые на защиту:
1. Античная философия заложила базисные регулятивы развития зрелой личности, поэтому актуализация ее непреходящего наследия представляется нам особенно значимой. Античное осмысление роли воспитания в развитии личности – это «парадигма» всей западноевропейской традиции, которая начинается в античности. Именно в античности появляются первые школы Платона, Аристотеля, деятельность которых была направлена на то, чтобы воспитать гармонически развитую личность. В Древней Греции культура выступала как процесс воспитания личности («пайдейя»), результатом которого было формирование зрелой личности, находящейся в гармонии с собой и с окружающим миром. Ценность «пайдейи» заключается в том, что она воспитывала внутренне свободного человека, действия которого можно было подвести под принцип «калокагатии», так как они не нарушали гармонию мирового порядка и социума.
В концепциях софистов, Платона и Аристотеля традиционно «спортивный» соматический идеал зрелой личности противопоставлялся идеалу мудрости, всесторонне развитому человеку. Античные концепции зрелой личности были нацелены на формирование образа разносторонне развитого человека, которому все под силу, но в пределах нравственного порядка. Идеалом «зрелой» личности для античной культуры выступил мудрец, знающий чувство меры и неподдающийся импульсивным и хаотическим порывам. Предельно схематично и заостренно, в сравнении с классической эпохой, рисуется его образ в учении римского стоицизма. Однако где бы грек ни достиг вершин: на физическом или интеллектуальном поприще, он – «вершитель деяний». Это возможно во время «акме» – периода наивысшего расцвета жизненных сил. Поэтому в античности ценится зрелость.
2. В эпоху Средневековья личность под влиянием христианства совершает «прорыв» в сферу духа и свободы. Самопознание и интроспекция выступили при этом как новая мера и свобода зрелой личности. Принцип калокагатии, сформированный античной культурой под влиянием христианства был реформирован. Сущность личности оказалась менее зависима от природной жизни и поставлена вне ее. Внешняя свобода человека была поставлена под угрозу, поэтому чтобы сохранить свободу, личность обратилась к сфере духа, к внутренней свободе, тем самым пытаясь сохранить свою «самость», т.е. целостность. В зрелой личности стала цениться интенция на богопознание, ставшее движущей силой развития средневековой науки и философии.
3. Алогические элементы средневекового метафизического мышления заменились мышлением зрелого человека эпохи Возрождения. В эпоху Ренессанса происходит переосмысление ценности зрелости в развитии жизненных этапов становления личности. Эпоха Ренессанса выставила человеческое самосознание личности как высшую добродетель, что привело к гражданской гордости и гуманизму как одной из ценностей зрелости. Но гуманистическая идея ценности зрелости была востребована у философов Возрождения наряду с идеей физической зрелости, что ясно свидетельствует о преемственности античной традиции в философии Возрождения. Мыслители Ренессанса в своем понимании зрелой личности приходят к мысли об интеграции соматических, волевых, интеллектуальных качеств человека.
4. В культуре Нового времени мы наблюдаем смену приоритетов. Ценность зрелости уступает место юности, тесно связанной с процессом индивидуализации личности. Сама же личность под влиянием протестантизма наделяется качественно новыми чертами: утилитаризмом, прагматизмом, рационализмом. В европейской культуре ценность юности была переосмыслена романтиками. Европейский романтизм: Байрон, Китс, Гюго, Мюссе, Шуберт, Делакруа, Петефи и др. продемонстрировал новое понимание ценности юности в сравнении со скучной рассудительной зрелостью. Романтики были молоды физически, но внутренне зрелы. Юность была привлекательна потому, что в этот период жизни человек полон амбиций, решимости перевернуть мир, действовать.
5. Новая попытка понимания ценности зрелости личности и этапов ее становления происходит в Постмодернизме во второй половине ХХв. (Ж. Делез, Ф. Гваттари, Ж. Деррида, М. Фуко, Лакан, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Батай, Ю. Кристева и др.), который констатировал «усталость» личности, потерю ею пытливости мышления и индивидуальности. Постмодернисты предложили новую попытку ориентации в современном обществе, совершив «второе открытие человека», поставив чувства выше разума, разуверившись в последнем. Особую роль постмодернисты отводят молодежи, считая, что именно ее поведение является зеркалом современного общества. Оказавшись в ситуации крушения культуры, когда старое разрушено, а новое не создано, человек может черпать силы только в самом себе. Старые системы воспитания личности путем разума уже не действуют. Перед зрелой личностью Постмодерна стоит выбор – отказаться от гуманистической системы ценностей, создавая нечто новое, возможно еще не известное, или развивать их, учитывая ошибки прошлого. Сделать такой выбор сознательно в состоянии только личность, достигшая зрелости.
6. Со второй половины ХХ в. понимание ценности зрелости личности в философской антропологии характеризуется плюрализмом мнений. М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен провозгласили ценность свободной, открытой для саморазвития и самостановления личности, которая имеет возможность обернуть свою «ущербность как биологического существа» для своего преображения. Доминантой жизни человека становится не детерминистические установки, а позиция волюнтаризма, предложенная еще в ХIХ в. А. Шопенгауэром. Главенствующим остается тот факт, что личность сама планирует свой путь с детства и в юности. Решающую роль при этом играют ее потребности, полная классификация которых была предложена А. Маслоу. У Э. Фромма зрелая личность определяется здоровьем и продуктивностью. В современном обществе наблюдается раннее взросление человека и, как следствие этого, ранняя зрелость личности, пребывающей в этом состоянии довольно длительный период. В связи с этим границы старости существенно сдвигаются.
Теоретическая и практическая значимость исследования Выводы и материал диссертации могут быть использованы в научных исследованиях, лекциях и методических разработках по философской антропологии, философии культуры, социальной психологи, психологии личности.
Апробация работы
Апробация работы проходила на IV философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 2005 г.), на 9 Международной научной конференции «Ильенковские чтения» (Ростов н/Д, 2007 г.), на кафедре философии, культурологи и теологии РГПУ ЮФУ и заседании отдела социальных и гуманитарных наук СКНЦ ВШ ЮФУ.
Объем и структура работы
Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов и заключения. Объем диссертации составляет 154 страницы машинописного текста.
Ценность «пайдейи» в формировании зрелой личности в эпоху Античности
В рамках нашего исследования мы рассмотрим феномен ценности зрелости человека в европейской философии. Это предполагает отделение изначального понимания зрелости от его современного звучания (как правило, либо в рамках одномерного психофизиологического подхода, либо как периода профессиональных достижений) и прослеживание социокультурной и исторической эволюции образа зрелости и ее ценности от античности до настоящего. Мы считаем, что зрелость человека - это расцвет его профессиональных и личностных качеств, достижение состояния гармонии между личностным и профессиональным развитием человека.
В данном исследование основной акцент ставится на философско-антропологическом подходе к феномену зрелости личности, что не отрицает возможность обращения к данным других наук. Существуют различные аспекты понимания зрелости личности: эстетический, религиозный, психологический, физиологический, социальный и др. Мы рассматриваем проблему ценности зрелости, ее аксиологическую составляющую. Ценность зрелости личности зависит от социокультурного фона эпохи. От эпохи к эпохе появляются новые критерии зрелости. Проблема ценности зрелой личности как достижение наивысшего развития духовных, интеллектуальных, физических способностей человека, актуальна для современной культуры. Общепризнанного понимания данного феномена нет. Соответственно, обращение к анализу исторических представлений, выяснение того, как под воздействием культурных трансформаций менялась ценность зрелости, а, следовательно, и содержание акмеологической проблематики, представляется обоснованным.
Общеизвестным является тот факт, что ценности играют определяющую роль в жизни людей. Они обладают функциями ориентиров, образуют сложный мир смыслов и символов, составляют основу индивидуальных или коллективных суждений и поступков. Ценности выступают критерием для отбора и систематизации фактов человеческой истории. Объективность ценности определяется в деятельности. Деятельность формирует субъективную способность, с помощью которой выражается ценность. Критерии или оценки - «дело разума человека, его вкусов, предпочтений, симпатий, потребностей, целей, идеалов, и т.д.» , помогают осознать ценности природного и социального мира, а также ценность собственной личности.
В широком понимании зрелость связывают с жизненным путем человека, полученным жизненным опытом. В трудах древних мыслителей и современных научных работах зрелость рассматривают в связи с различными факторами: возрастом (Ф. Ариес, и др.), психофизиологическим созреванием, культурой, воспитанием и образованием (Платон и др.), с вершиной в развитии личности человека (Б.Г. Ананьев, А. Бодалев, А. Маслоу, К. Роджерс и др.), достижением профессионализма (А. Деркач, Н. Кузьмина и др.), богатством жизненного опыта, духовностью, мудростью (Сократ и др.), успешной социализацией (М. Коган, Драганов, И. Кон и др.), родительством, ответственностью и свободой выбора (Э. Фромм и др.), моральными и религиозными ценностями и др.
В настоящее время наблюдается тенденция к изучению всего жизненного пути человека. Для достижения этой цели, наряду с психологическими знаниями, привлекаются данные социологии, физиологии, медицины, философии, акмеологии, геронтологии, антропологии, культуралогии, истории и других наук. Б.Г. Ананьев писал: «Жизненный путь человека - это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой - целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути...»4.
Таким образом, понимаемый жизненный путь человека - это ни что иное, как история событий, актов его деятельности по решению проблем в динамически меняющейся социальной ситуации. Одним из первых на современном этапе развития науки о периодизации всего жизненного цикла человека стал размышлять К. Юнг. Он сравнивал жизненный путь человека с движением солнца по небосклону. «Имеется в виду солнце, одушевленное человеческим чувством и наделенное сиюминутным человеческим сознанием. Утром оно появляется из ночного моря бессознательного, освещая широкий, пестрый мир, и чем выше поднимается оно на небосводе, тем дальше распространяет свои лучи. В этом расширении сферы своего влияния, связанном с восходом, солнце будет видеть свое предназначение и усматривать свою высшую цель в том, чтобы подняться как можно выше и тем самым как можно больше распространить свою благодать. С этим убеждением солнце достигает непредвиденной полуденной высоты - непредвиденной, потому что из-за своего однократного индивидуального существования оно не могло знать заранее, собственного кульминационного пункта. В двенадцать часов дня начинается закат. Он представляет собой инверсию всех ценностей и идеалов утра. Солнце становится непоследовательным. Оно как бы убирает свои лучи. Свет и тепло убывают вплоть до полного угасания»5.
Так поэтично и в тоже время реалистично представитель психоанализа К. Юнг описывает жизненный путь человека, сравнивая зрелость и «акме» с солнцем в высшей его точке, в зените. Это понимание ценности зрелости как высшей точки развития личности созвучно с античным пониманием «акме».
Вместе с рядом известных исследователей, мы считаем, что вся западноевропейская концепция понимания ценности зрелой личности вырастает из Античности, поэтому логично с нашей точки зрения обратиться именно к этой эпохе. Эллины не только расширили область теоретического познания, но и стали связующим звеном между мудростью погибших цивилизаций и культуры будущей Европы и всего мира. Одной из главных ценностей греческой философии было воспитание и образование «зрелого мужа». Рефлексия древнегреческой философии была направлена на формирование и развитие зрелой личности. Неслучайно в греческой философии зарождается акмеология - учение о зрелости.
Концептуальное изменение «пайдейи» и ценность зрелости в концепциях эпохи Высокой классики и эллинизма
В эпоху Высокой классики происходит наполнение «пайдейи» как концептуальной составляющей зрелости новым содержанием. Древнегреческая философия этого периода достигает своего акме и выходит на качественно новый этап развития, характеризующийся систематизацией и классификацией взглядов предшественников. В центре пайдейи по-прежнему остается воспитание личности. Поэтому появляются первые системы образования, например, Платона, ставящие своей целью воспитание интеллектуальной элиты. При Платоне греческая образовательная мысль достигла расцвета. «Политейя» Платона дополнила политейю софистов. Главной мыслью Платона было воспитание гражданина. Он подверг ревизии идею пайдеи софистов, так как считал, что искусство размягчает душу, бесполезно для человека ведущего аскетический образ жизни. На место гимнастики, понимаемой Платоном как грубая физическая сила, пришли ловкость и мудрость. Философии Платон отвел решающую роль, она есть наука о воспитании и обучении людей.
Платон был учеником Сократа, идеи которого оказали большое влияние на мировоззрение философа. Философия Сократа и Платона, обращенная к внутреннему миру человека, была направлена прежде всего на воспитание гражданина полиса. Так же как и Сократ, Платон придавал большое значение воспитанию как средству интеллектуального развития для постижения истинного знания. Воспитание должно происходить сообразно нравственным задаткам человека, выявленным в детстве.
В отличие от софистов, ориентированных на быстрый успех, Платон строит свою концепцию образования на рациональных началах постижения истины, обращаясь к миру « идей». Есть вечные ценности бытия: справедливость, благо, добродетель. Первопринципы бытия и морали можно постигнуть разумом, а не чувствами. В Академии Платона воспитывались философы. По его мнению, философия - это образ жизни и, как отмечает П. Адо, некоторый вид дискурса. Поэтому истинное знание доступно только философу, задача которого - донести истину до всех других людей. По мнению Платона, философия должна учить человека, как ему жить. В диалоге «Государство» он отстаивает точку зрения о том, что у власти должен находиться философ. Платон наделяет его качествами зрелой личности: мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Зрелая личность, по Платону, стремиться к высшему благу - достичь справедливости.
Для реализации поставленной задачи об управлении государством зрелой личностью (философом) Платон создает свою систему образования. Он вводит математику на всех этапах обучения, обязательным также считал изучение музыки, физкультуры, обучение чтению и письму. Первый возрастной этап обучения - с 3-6 лет, затем начальная школа - с 6-Ю лет, с 10-13 лет - обучают литературе, с 13-16 лет - музыке, с 16-19 лет - математике, с 18-20 лет приоритет отдается спорту и военной подготовке. С 20 лет необходимо более углубленное изучение наук, но в эту категорию учащихся попадают, по Платону, только избранные. Из них формируется группа будущих философов, которые еще в течение 10 лет корпят над науками. Лишь в тридцать лет им можно будет осваивать собственно философский метод -диалектику, которая позволит, отказавшись от опоры на чувственное восприятие, подняться к постижению истинного бытия. Потребуется еще 5 лет непрерывного труда для овладения плодотворным и в тоже время опасным искусством диалектики.
Но и тут образование философа не закончено: в течение 15 лет он будет принимать активное участие в политической жизни, чтобы приобрести дополнительный опыт и в борьбе с искушениями укрепить свою нравственность. Лишь к 50 годам те, кто доживет до этого возраста и преодолеет все испытания, окажутся, наконец, у цели: им откроется созерцание Блага как такового: «Пятьдесят лет уходит, чтобы вырастить человека...» . Воспитательная программа Платона отпугивала современников своей сложностью и отдаленным, умозрительным результатом. Ценя интеллектуальный труд, афиняне привыкли получать быструю практическую пользу. Всего должно быть в меру. Перикл у Фукидида отваживается публично похвалить афинский народ за его любовь к интеллектуальным занятиям не иначе, как тут же оговорившись: «но без излишества». Но Платон и не задавался целью добиться понимания масс, которые в своем большинстве не способны к истинному знанию.
Главная цель его концепции - отобрать и воспитать небольшую группу правителей-философов, способных взять в свои руки бразды правления во благо идеального государства. Платон стремится к воспитанию не масс, а одного (или нескольких) человека - Мудреца, который будет стремиться к поиску Истины. Это новый тип личности, духовно и интеллектуально зрелый, медленно, но упорно приближающийся к своей вершине. Такова пайдейя Платона, заложившая основы персоналистического образования философа классического типа. Идеал воспитания для Платона, как и для Сократа, - это идеал мудрости, а не практического успеха. Как ученик Сократа, Платон делал акцент на нравственной стороне образования, на формировании личности. Развитие и раскрытие личности - вот что привносит Платон в древнегреческую пайдейю. Эта новая этика образования, пайдейя в платоновском понимании, позже будет определять атмосферу эллинистической культуры.
Другой великий греческий философ, Аристотель, выступает основоположником психологии, разработав учение о душе. Он выделил три вида души: растительную, животную и разумную. Разумная душа делится на рассудочную и разумную часть. Эти части обладают добродетелями: разумная - мудростью, рассудочная -практичностью. Бог у Аристотеля первотолчок, но он не предопределяет события. Человек должен сам управлять жизнью, ему дан для этого разум, чтобы через познание человек нашел разумную меру собственной жизни. Таким образом, зрелая личность у Аристотеля не хаотичная, не импульсивная, а гармоничная, направленная на практическое воплощение добродетелей, соответствующая мировому порядку, социуму23.
Наряду с Платоном, основоположником классической традиции образования является Исократ. Именно Исократ стоял у истоков риторической философии. По мнению А.И. Марру, именно Исократ был воспитателем Греции IV в., а затем и эллинистического мира. А так как западноевропейская традиция образования восходит к классическому образованию, то Исократ может считаться «вдохновителем» и современных методов образования. Концепция преподавания для Исократа была практической.
Познание Творца и самопознание - основные ценности акмеологической проблематики в Средние века
Каждая эпоха имеет свой взгляд на мир, свою концепцию зрелой личности. В Средние века формирование концепции зрелой личности происходило под воздействием христианского религиозного мировоззрения. Следовательно, и образ жизни, и ценность зрелой личности Средневековья, отличаются от античного. Меняется понимание ценности зрелости и само понимание человека. Христианская концепция зрелой личности отличается от античной тем, что идеал античной калокагатии был разрушен, личность перестала чувствовать себя частью космоса, а стала противопоставлять себя ему. Гармония была нарушена, акцент в оценке зрелости смещается на духовность.
Согласно концепции креационизма, человек должен возвыситься над природой, но вместо этого, совершив грехопадение, он утратил единство с Богом. Средневековое понимание человека отличается от античного прежде всего тем, что человек не чувствует себя органической частью, моментом космоса. Он вырван из космической и природной жизни, поставлен вне ее. Сотворив человека, Бог наделил его свободной волей, от которой и пошло зло, следствием чего стал первородный грех. Именно для того, чтобы искупить свой первородный грех, личность обратилась к самоанализу и интроспекции, внутренняя жизнь человека изменилась: «она становится теперь предметом глубокого внимания, приобретает первостепенную религиозную ценность»34.
Познание и прославление Бога рассматривается в христианстве как главное предназначение человека. По мнению В. Виндельбанда, одним из главных философов Средних веков можно считать Августина Аврелия. «Августин был истинным учителем средних веков: его учение представляет учение философской церкви. Августин дал в нем строгой последовательности систему, которая легла в основание всего научного образования европейских народов; через его посредство романские и германские народы переняли наследие греков» . РІменно Августин разработал свою концепцию зрелой личности. В «Исповеди» Августин говорит: «остается одно: обратиться к Тебе, своему Создателю, и жить, больше и больше приближаясь к Источнику жизни, и в свете Его видеть свет, совершенствоваться, просвещаться и находить счастье»36.
Задача личности - познать Бога. Только стремясь его познать, личность достигает своего «акме». Это познание может идти через постижение сотворенного Богом мира, тогда мы сталкиваемся с феноменом пантеизма. Но, с другой стороны, познать Бога можно при помощи интроспекции и того внутреннего слова, которое он нам произносит. Так Августин пишет: «Не стремись к внешнему, возвратись в себя самого: истина обитает во внутреннем человеке» 7. Показательной в этом отношении является его автобиографическое сочинение «Исповедь», в котором автор впервые в истории западной мысли занимается интроспекцией, погружаясь в свой собственный внутренний мир. Именно а нем пытается найти он ответы на волнующие вопросы. В. Виндельбанд назвает Августина «виртуозом самонаблюдения». В «Исповеди» можно проследить путь становления духовной зрелости Августина, связанной с любовью к Богу. «Разве это не великое несчастье не любить тебя? - спрашивает Августин в своей «Исповеди». У Августина на первом плане познание Бога и познание души. «О Боже вечный! Смогу ли я познать, кто есмь я и кто - Ты!»38.
Христианская концепция личности не разделяла античный идеал калокагатии - стремления к гармонии тела и души. Наоборот, ценность телесного принижалась, душа противопоставлялась телу. Такая установка сложилось не без влияния возникшего в IV в. монашества, проповедовавшего аскезу. Многие же раннехристианские мыслители, в том числе и Августин, признавали ценность телесного для личности, оставляя главенство душе. Пытаясь разобраться в сущности человека, он рассуждает: «...человек не есть одно тело или одна душа, но состоит из души и тела. То верно, что душа не составляет всего человека, а лучшую часть человека; и что тело не составляет всего человека, а низшую часть человека; когда же то и другое бывает соединено вместе, называется человеком».39
Кардинальное отличие средневековой от античной концепции личности происходит и в отношении разума. В христианской концепции личности присутствует бесспорный приоритет веры над разумом. Истину дает Господь, и познать ее можно только верою. Это нашло отражение и в гносеологическом принципе Аврелия: «Уверь, чтобы понимать». Отношение к разуму менялось с течением времени. Во II в. Тертуллиан провозглашает несовместимость веры и разума: «Сын божий был распят; не стыдимся этого, хотя это и постыдно; сын божий умер, - вполне верим этому, потому что это нелепо. И погребенный воскрес; это верно, потому что это невозможно» . Однако сам Тертуллиан был вынужден обращаться к философии для решения важнейших вопросов в зарождавшейся христианской теологии.
В христианском мировоззрении понятие духовной любви стало одним из главных. Если в эпоху античности добродетель приравнивалась к знанию, Ветхий Завет прежде всего призывал соблюдать данный Богом Закон, то христианское учение делает акцент на любви и воле. Для Августина главным является его вера, любовь к Богу, духовное совершенствование. В этом проявляется его духовная зрелость, его духовная самореализация в этом мире. Отречение от земных радостей и благ, от земной плотской любви, аскеза, «сопровождающиеся ощущением своей сложности и исключительности, духовный порыв и комплекс избранничества, характерны для ранних христиан, у которых социальный кризис, переживавшейся исторической эпохи органически сплетался с личным психологическим кризисом, связанным с переходом в новую веру и, переживаемом как глубоко интимное событие»41. Его мысль продолжает В. Бычков: «Ранних христиан объединяет «гуманность, милосердие, сострадание, любовь к людям - вот новая область чувств, открытая христианством и поставленная им в основу построения новой культуры»42.
В Средневековье детство и старость не были ценны, ибо, по определению Ф. Ариеса, средневековая цивилизация - это «цивилизация взрослых». К детям относились как к маленьким взрослым, им чрезвычайно редко посвящались какие-либо произведения. Старости боялись. По мнению Филиппа Новарского: «Ведь старость хуже, чем зима со всеми ее холодами...»43. Если в античности старец изображался почтенным и мудрым, то в средневековье чаще безобразным. Отсюда страстное стремление сохранить молодость любыми средствами.
Возрасты жизни - одна из излюбленных тем средневековой литературы. Ф. Ариес указывает, что в средневековых периодизациях молодость отождествлялась со зрелым периодом (в современном понимании), что сохранилось вплоть до Нового времени. Так, в XVI в. во французском языке было только три наименования возрастов: детство, молодость, старость. Ф. Ариес отмечает, что молодостью называли расцвет жизни, «средний возраст»44. Популярность понятия «возрастов жизни» делает его одной из самых распространенных тем изобразительного искусства.
В XIV в. образ возрастов жизни приобретает все свои существенные атрибуты, остающиеся почти неизменными вплоть до XVIII столетия. Молодость как зрелость личности изображена как возраст войны, рыцарства, а зрелость - преклонный возраст как возраст юристов, ученых, педагогов. Это связанно с тем, что этапы жизни здесь соответствуют не только биологическим стадиям, но и социальным функциям. Людям, занимающимся интеллектуальным трудом, приличествует быть среднего или преклонного возраста, ибо в этот период они обычно достигают высот на своем поприще. Абеляру действительно было чем гордиться, когда в сравнительно молодом возрасте он достиг профессиональных высот и славы.
Проблематика ценности зрелости с позиции постмодернизма
Вопрос о ценности вековечен и актуален, особенно в современной ситуации, где происходит крушение ценностей. Так происходит и со зрелостью, ценность которой, безусловно признаваемая в современности, все же уступает «пальму первенства» юности. Поэтому проблема ценности зрелости в европейской культуре, особенно в современной ситуации, актуальна.
Зрелую личность, ее ценность в Постмодернизме изучать сложно, так как мы сами являемся представителями данного периода. Практически невозможно описать целостное состояние системы, находясь внутри ее. Постмодернизм выступает как широкое культурное движение, ориентированное на «тотальное раскрепощение человека, «самоубиенного обществом», позабывшего, где и когда он был богом»113. По мнению Деррида, поворот в понимании человека происходит в связи с осмыслением «ницшеанской критики метафизики, его критики таких понятий как бытие и истина, которые он заменяет понятиями игры, истолкования и знака (знака без наличия истины); фрейдовской критики самоналичия, то есть сознания, субъекта, самотождественности, сходства и принадлежности самому себе; и, конечно же хайдеггеровской деструкции метафизики, онто-теологии, определения бытия как наличия»114.
Проблема ценности зрелости личности отчетливо звучит в Постмодернизме, который характеризуется отрицанием всей старой системы ценностей (постструктуралисты и др). Постмодернизм констатирует «усталость» личности, потерю ею пытливости мышления и индивидуальности. Постмодернисты объявили смерть «старого проекта человека», который был основан на разуме и изжил себя. Доказательством тому явились страшные события и явления XX в. (угроза ядерного взрыва, экологический кризис, Освенцим и др.) Образ «человека - механической машины» был повержен, пришло время «человека как машины бессознательного», «машины-желаний» (Ж. Делез, Ф. Гваттари).
Исследователь А.П. Огурцов, проанализировав философские и педагогические концепции проекта человека в Постмодернизме, вслед за рядом авторов, исследующих постмодернистскую философию, пришел к выводу: если ранее Постмодернизм критиковал капитализм и говорил новое слово, то в конце XX в. стало понятно, что предложить Постмодернизму нечего. Старую систему он разрушил, новую не предложил115. Однако Лиотар утверждает, что Постмодернизм - это необходимость, которая отражает реальность, это новая ступень, где должен формироваться новый человек. Каким он будет, мы еще не знаем. Рассмотрим постмодернистские представления о «целостной личности, которая творит самое себя и противопоставлена отчужденному, подавленному, дискредитированному, «западному Я»»11 . В постмодернистском дискурсе человек освобождается от сравнивания с идеалом, выработанным европейской философией, а, следовательно, и от детерминированных оценок. Таким образом, осуществляется новая попытка понять личность и этапы ее становления.
Постмодернизм - это признание иррационального, бессознательного в личности, признание относительности принятых обществом норм, так как каждый индивид в той или иной степени не соответствует им в силу власти бессознательного, чувственного над человеком. Так, Лакан утверждал, что бытие человека невозможно понять без его соотнесения с безумием, поскольку не может быть человека без элемента безумия внутри себя .
Согласно М. Фуко, отношение человека к «безумцу» вне и внутри себя служит показателем, мерой человеческой гуманности и уровнем его зрелости. Понятие «нормы», «нормальности» относительно недавнее, это такой же продукт развития общества, результат его научных представлений, что и «безумие». Грань между нормой и безумием исторически подвижна. Фуко видит в безумии проблеск истины не подвластной разуму, быть свободным значит не быть рациональным и сознательным. В современном государстве человеку трудно «быть самим собой», быть свободной зрелой личностью, так как он находится под неусыпным контролем системы, которая заставляет индивида заниматься постоянным самоконтролем. Формируя у себя желаемые для общества качества, человек становится безликим индивидом. В тюрьме, как и в школах, на заводах, фабриках, в армии и больницах, человек подчиняется дисциплине и находится под постоянным контролем, он сам вынужден контролировать себя. Принцип «паноптизма», по мнению Фуко, является архетипическим образом нашего общества. Современный человек живет в мире правил и предписаний. Создавая себя, он рационально реагирует тем или иным образом на эти правила.
Фуко считает, что каждый должен задуматься над возможным путем сохранения своей индивидуальности, самосозидания. Человек должен «сбыться» для себя, научится «искусству жизни». Полезный опыт становления зрелости личности человек может черпать в античности. Грек формирует себя в соответствии с определенными установками и предписаниями морального сознания, оставаясь при этом свободным. Фуко отмечает, что грек был готов к соперничеству не только с другими, но и с самим собой, т.е. готов к самосовершенствованию через умеренность, дисциплину. Гармония должна быть во всем, не нужно никаких излишеств. Существуют три техники самосозидания: диэтика, экономика, эротика. Диэтика ставит своей целью упражнения в умеренности, экономика упорядочивает иерархию семейных отношений, эротика способствует достижению зрелости. Посредством духовного и физического общения юноша достигает зрелости, а зрелый муж удовлетворяет потребность в наставничестве, воспитании нового поколения гениев (Э. Эриксон). Фуко считал, что эти самотехники научают умеренности, усмиряя плотское начало разумом, приводят к гармонии.
История Рима добавляет политику в область «заботы о себе». Политика учит жить в сфере власти, обучая самоконтролю, властвованию собой. Фуко, отмечая отличия античных практик самосозидания от христианских, указывает на схожие формы самовоспитания. Современное дисциплинарное общество подавляет индивида, поэтому Фуко задумывается над способностью индивида противостоять массовости, защитить себя. Это под силу только зрелому человеку, способному мыслить критически, нести бремя свободы и ответственности. Поэтому Фуко приходит к выводу, что самоценность человеческой свободы возможно сохранить путем критических усилий интеллектуалов118.
Ж. Лакан уподобляет самосознание личности некой сумме текстов, которые составляют мир культуры. Личность - это прежде всего текст: многоплановый, самоизменяющийся, самообновляющийся. Лакан критикует теории Эриха Фромма и Карен Хорни о существовании «стабильного эго», что, по его мнению, является иллюзией. Для него человек не имеет фиксированных характеристик. Исследователь Постмодернизма И. Ильин отмечает: «следуя во многом за экзистенциалистской концепцией личности в ее сартровском толковании, Лакан утверждает, что человек никогда не тождествен какому-либо своему атрибуту, его «Я» никогда не может быть определимо, поскольку оно всегда в поисках самого себя и способно быть репрезентировано только через Другого, через свои отношения с другими людьми. Однако при этом никто не может полностью познать ни самого себя, ни другого, т. е. не способен полностью войти в сознание другого человека» .
Таким образом, постмодернисты не дают четкого определения личности, понимая ее как текст, в котором можно излагать бесконечные вариации развития, навеянные чувственным опытом, бессознательными мотивами. Лиотар писал по этому поводу, что «метаповествования» Нового времени, формирующие всю философскую мысль, влияющие на становление однонаправленной рациональной личности, утратили свое значение. В Постмодерне появляется более мелкие, не столь глобальные «метарассказы», которые не являются целостными системами и не поглощают индивида, оставляя право действовать по-своему, показывая лишь возможные варианты. В литературе появляются техники «постмодернистского письма», направленного на слом традиционных стереотипов «наивного читателя», воспитанного на классическом романе XX в., т.е. на традиции реализма.
Постмодернизм не приемлет однозначный взгляд на мир и личность. Исследователь К. Брук-Роуз осветила проблему деструкции персонажа в статье «Растворение характера в романе», что позволило сформулировать основные тезисы постмодернистской концепции личности в литературе. Она говорит о «дефолокализации» главного героя. Раньше герой находился на переднем плане повествования, имел ярко выраженный характер, что позволяло читателю идентифицировать себя с ним, создавать собирательный образ («портрет») героя и антигероя своего времени («панорамный образ»), иметь целостное представление об обществе. Примером «дефокализации» служит «мыльная опера», где один герой сменяет другого. Они безлики, стереотипны. Поэтому современный человек утрачивает своеобразный образец для подражания, что позволяет двигаться самостоятельно на пути самоопределения, но, с другой стороны, мешает определить ценность тех или иных качеств личности, правильность выбранного пути.