Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурные индустрии как механизм реализации ценностных идей китайской культуры Янь Шуфан

Культурные индустрии как механизм реализации ценностных идей китайской культуры
<
Культурные индустрии как механизм реализации ценностных идей китайской культуры Культурные индустрии как механизм реализации ценностных идей китайской культуры Культурные индустрии как механизм реализации ценностных идей китайской культуры Культурные индустрии как механизм реализации ценностных идей китайской культуры Культурные индустрии как механизм реализации ценностных идей китайской культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Янь Шуфан. Культурные индустрии как механизм реализации ценностных идей китайской культуры : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Янь Шуфан; [Место защиты: Забайк. гос. ун-т].- Чита, 2011.- 147 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/97

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования культурных индустрии и их реализация в стратегии «мягкой силы» Китая 13

1.1. Методология исследования культурных индустрии в зарубежной и отечественной науке 13

1.2. Культурные индустрии как механизм реализации ценностного потенциала «мягкой силы» Китая 40

Глава 2. Ценности культурных индустрии во внутрирегиональном и межкультурном взаимодействии 66

2.1. Ценности регионального культурного наследия как компонент содержания культурных индустрии 66

2.2. Культурные индустрии КНР в межкультурном взаимодействии 100

Заключение 128

Библиографический список 132

Введение к работе

Актуальность. За годы реформ и открытости Китай добился серьезных успехов, играя все более важную роль в мировой экономике и политике. В процессе интеграции КНР в международное сообщество страна постепенно входит и в пространство глобальной массовой культуры, однако потенциал его культурного влияния на мировой арене явно уступает лидерству в других сферах.

Одним из решающих факторов дальнейшего развития КНР является повышение международного влияния и конкурентоспособности китайской культуры. Поставленная на XVII съезде КПК (2007 г.) цель превращения государства в глобальную культурную державу обусловливает необходимость повышения привлекательности китайской культуры, что связано с наращиванием потенциала «мягкой силы» современного Китая.

Культурная сила современного Китая измеряется не только количеством экспортируемых материальных продуктов культурных индустрии и нематериальных культурных услуг. «Мягкая сила» культуры воплощает культурные ценности, философско-антропологические идеи, содержащиеся в национальных учениях. Их глобальное продвижение в процессе осуществления стратегии «выхода китайской культуры вовне» необходимо для формирования имиджа КНР как крупной культурной державы.

Одним из инструментов «мягкой силы», способствующих этому процессу, являются культурные индустрии. Поэтому осмысление в обозначенном контексте проблем, связанных с новой для современной эпохи тематикой «культурных индустрии», достаточно актуально.

Анализ ценностной составляющей содержания культурных индустрии позволяет рассматривать их не только как механизм пропаганды лучших образцов традиционного культурного наследия внутри страны и за ее пределами, но и открывает возможность для более глубокого исследования процессов реализации ценностных концепций во внутренних социокультурных практиках современного китайского общества.

Привлечение научного внимания к ценностному содержанию культурных индустрии обусловлено и тем, что под влиянием процесса глобализации культурное поле страны подвергается усиливающейся трансформации. Сохранение национального своеобразия и традиционных ценностей культуры становится все более острой проблемой, обусловливая повышенное внимание к ценностному содержанию культурных индустрии современного Китая.

Степень научной разработанности проблемы. К настоящему времени в китайской, российской, западной философской литературе накоплен достаточный материал по общим проблемам, связанным с диссертационным исследованием. Научные работы условно разделены на несколько групп. К первой относятся труды общей культурно-цивилизационной проблематики и теоретико-методологических основ ее исследования М. Арнольда, О. Шпенглера, А. Тойнби, Н.Я. Данилевского, П.А. Сорокина, А. Швейцера, Э. Шилза', Б.С. Ерасова, М.С. Кагана, Э. Кассирера, К. Леви-Строса, Э.С. Маркаряна, В.И. Межуева, Л. Уайта, Т. Элиота, К. Юнга и

др.

Другая группа работ связана с философско-культурологическим аспектом развития культуры, обозначенным в трудах Н.А. Аитова, В.Г. Афанасьева, Т.Н. Заславской, А.В. Каменец, Э.А. Орловой, Ж.Т. Тощеп-ко, А.К. Уледова, СВ. Шишкина, Г.П. Щедровицкого, В.А. Ядова и др., которые также явились значимыми для диссертационного исследования.

Необходимость исследования межкультурного контекста обусловила внимание к работам Б.С. Ерасова, С. Хантингтона, Я. Бергера, В.А. Мамонова, А.И. Уткина, К Саломона. Использовались монографии, посвященные социально-философскому анализу межкультуриого взаимо-

' Шпенглер. О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории / О. Шпенглер. Т. I. - М.. 1993: Тойнби. А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. - М.. 1991: Данилевский. Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому / Н.Я. Данилевский. - СПб., 1995; Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. - М.. 1992: Cal-lot, Е. Civilisation el civilizations: Recherches d'une pnilosophie de la culture / E. Callot, 1954: Shcweitzer. A. Kuiturphilosophie. Verfall und Wieder aufbau der Kultur/ A. Shcweitzer. - Munchen. 1926: ІЛилз, 3. Общество и общества: макросошюлогический подход / Э. Шилз // Американская социология: перспективы, проблемы, методы: сб. статей. - М.. 1992.-С. 16-28.

действия России и Китая2. В последние годы наблюдается активный интерес китайских исследователей к различным аспектам межкультурного взаимодействия и проблемам культурной идентичности (Цзинь Юйлин, Цзоу Ху-аньцзинь, Чжан Чжунцян, Дин Пэйхуа, Чэнь Бэньцзай, Ли Ядин, Лю Цзин-шань Цзяо Жуньмин, Ван Шицай, Цзюй Су, Чжаи Шаоцзюс). Особый интерес для исследования представили работы по проблемам культурной регионализации3.

Оказались полезными труды, связанные с разработкой ценностных концепций. Общетеоретическую основу ценностей разрабатывали М. Вебер, Э. Дюркгейм, И. Кант, Т. Парсонс, Г. Риккерт и др . Современная трактовка представлена в литературе научными трудами С.Ф. Анисимова, Л.Г. Здра-вомыслова, О.Г. Дробницкого, М.С. Кагана, П.С. Гурсвича, Б.С. Нрасова, М.К. Мамардашвили, А. Печчеи, А. Швейцера, В.П. Тугаринова и др^.

Особое внимание уделено работам, в которых ценность рассматривается в контексте более широких смыслов - «цивилизация», «глобализация», «культура», «социокультурное пространство» .

" Абрамова. H.A. Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие (социально-философский аспект) / Н.А. Абрамова. - Чита. 1998: Абрамова, Н.А. Политическая культура Китая. Традиции и современность / Н.А. Абрамова. - М.. 2001; Абрамова. Н.А. Конфуцианский рационализм как-духовный ресурс цивилизационного развития: монография / Н.А. Абрамова. Е.А. Юйшина. - Чита. 2005; 1 Ли, Пин. Культурная регионализация в условиях межкультурного взаимодействия (на примере автономного района Внутренняя Монголия КНР / Пин Ли. - Чита: Поиск. 2008: Ли. Инин. Цюйюй фачжань синь сылу = Новые подходы к региональному развитию / Инин Ли. - Бэйцзин: Цзинцзи жниаи чубань-шэ, 2000; Ли. Циинсун. Цюйюй вэньхуа юй шойюй цзинцзи шэхуэй сяньдайхуа = Регионалыюя культура и модернизация региональной экономики / Циинсун Ли. - Шанхай. 2005.

4 Кант. И. Критика чистого разума / И. Кант. - СПб.. 1993; Парсомс. Т. Общетеоретические проблемы социологии / Т. Парсонс // Социология сегодня. - М., 1965; Дюркгейм. Э. Ценностные н «реальные» суждения / Э. Дюркгейм // Социологические исследования. - М.. 1991: Риккерт. Г. Границы естественнонаучного образования понятий / Г. Риккерт. - СПб., 1913; Вебер, М. Основные социологические понятия / M. Вебер // Избранные произведения. - М.,1990.

* Печчеи, А. Человеческие качества / А. Печчеи. - М.. 1985: Швейцер. А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер.-М., 1992: Тугаринов, В.П. Теория ценностей в марксизме/В.П. Тугаринов. -Л.. 1968: Нарский. И.С. Диалектическое противоречие и логика познания / И.С. Нарский. - М.. 1969; Любугин. К.11. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии / К.Н. Любугин. - М.. 1981: Анпсн-мов, С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С. Ф. Анисимов. - M.. 1988: Волков. Г.Н. Истоки и горизонты прогресса. Социологические проблемы развития науки и техники / Г.Н. Волков. - М., 1976; Фролов, И.Т. Перспективы человека: опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения / И.Т. Фролов. M., 1983 и др.

'Василенко, И.А. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства. - М.. 1999; Фомина, М.Н. Философская культура: онтологический диалогизм / М.Н. Фомина. - Чита. 1999. Абрамов, В.А. Глобализирующийся Китай: грани социокульутрного измерения / В.А. Абрамов. М.: Восточная книга, 2010.

Основное внимание уделено работам, в которых дано теоретическое обоснование становления и развития культурной индустрии - это труды Т. Адорно, Л. Барбура, М. Хоркхаймера, В. Беньямина, Е.В. Зеленцовой, М.1-. Кулешовой, Г.Я. Лаптевой, Е.В. Буренко, Е.Ю. Черкашиной, МП. Шуб-ского.

В КНР общую теорию развития культурных индустрии разрабатывают Цзян Сяоли, Чжан Сяомин, Ху Хуэйлин, Чжан Цзяньган7. Исследования китайских ученых Чжан Куана, Шэнь Ваншу, Чжан Цзипчэиа, Чжоу Цзежаньдэна Ши Вэйда и др. посвящены становлению и экономическим проблемам региональных культурных индустрии8. Дэн Аньцю, Ляп Вэй-цзя, Хэн Юн выявляют их типологию и структуру9. Многочисленные публикации связаны с творческими индустриями'". В большинстве работ культурные индустрии анализируются в экономическом контексте. Однако в последнее время более акцентированное внимание китайских ученых привлекает в них ценностный аспект культуры. Ряд авторов анализирует

' Цюаньциухуа бэйцзин ся чжунго вэньхуа чаньъелунь = Теория культурной индустрии Китая в условиях глобализации / Под ред. Цзян Сяоли. - Чэнду: Сычуань дасюэ чубаньшэ. 2006. - Кит. яз.: 2007 нянь: Чжунго вэньхуа чаньхе фачжань баогао = 2007 год: Доклад о развитии культурных индустрии и Китае / Под ред. Чжан Сяомина. Ху Хуэйлиня, Чжан Цзяньгана. - Бэйцзин: Шэхуэй кэсюэ вэньсянь чубанын). 2007. - Кит. яз.

8 2007 нянь: Еэйцзин вэньхуа фачжань баогао = 2007 год: доклад о развитии пекинской культуры / Под ред. Чжан Куана. Шэнь Ваншу. - Бэйцзин: Шэхуэй кэсюе вэньсянь чубаньшэ. 2007. - Кит. яз.: Вэньхуа чаньъе синь лунь = Новая терия культурной индустрии / Под ред. Хуанпу Сяотао. - Чанша:Хунань женьминь чубаньшэ, 2007. - Кит.яз.; Шэнь, Ваншу. Цюйюй вэньхуа чжанлюэ гуйхуа дан тучу хэенн цзинчжэнли = Стратегическое планирование региональной культуры как ключевой вопрос конкуренции / Ваншу Шэнь // Чжунго вэньхуа бао. - 2005. - март, 22. - Кит. яз.

' Дэн, Аньцю. Лунь вэньхуа чане гайнянь юй фэньлэй = Обсуждения типологии культурной индустрии / Аньцю Дэн // Вэньхуа чуаньи чане. - 2009. -№1. - Кит.яз.; Лянь. Вэйцзя. Хаэрбиныии чуаньи чаше фачжань сяньчжуан хэ фачжань бэйцзин = Современное состояние и развитие творческих индустрии в Харбине. / Вэйцзя Лянь. - Харбин: Харбин чубаньшэ. 2009. -- Кит. яз.: Хэн. Юн. 2006 нянь: чжунго гуаибо иншэ фачжань баогао = Развитие радио и кино в КНР в 2006 году / Юн Хэн. - Бэйцзин: Шэю вэньсянь чубаньшэ, 2006- Кит. яз.

Фуцайу, Дунгэн. 2006-2007 няньду вэньхуа чуансинь баогао = Культурные инновации за период 2006-2007 гг. / Дунгэн Фуцайу. - Бэйцзин: Кэсюе чубаньшэ. - 2008. - Кит. яз.: Хань. Юнцзинь. Вэньхуа чуань синь дэ цзяобу = Прогресс культурных инноваций / Юнцзинь Хань. - Бэйцзин: Вэньсянь чубаньшэ. 2006 - Кит. яз.; Цюань, Вэй. Чжунго вэньхуа чуансинь баогао = Культурные инновации в Китае / Вэй Цюань // Вэньхуа чуанье чане. - 2010. - Кит. яз.; Чжан, Цзинчэн. Чуани чанье фачжань бао гао = Развитие творческих индустрии / Цзинчэн Чжан // Вэньхуа чуанье чане. - 2009. - Кит. яз.; Чжан. Чжуо. Чуани чанье шэе ся дэ вэньхуа чуансинь = Культурные инновации в контексте творческих индустрии / Чжуо Чжан. Ибинь Ши//Вэньхуа чуанье чане.-2010.-Кит. яз.

культурные индустрии с точки зрения внутреннего содержания китайской культуры, ее национального характера.

Отдавая должное огромной научной и практической значимости работ, касающихся различных аспектов китайской культуры, ее ценностей, следует отметить, что в настоящее время недостаточно изученным является генезис, динамика и ценностная специфика культурных индустрии в социокультурном пространстве КНР. Не подвергалась философско-культурологическому осмыслению проблема ценностного аспекта содержания культурных индустрии. Не обоснована необходимость усиления ценностного потенциала культурных индустрии.

Актуальность темы и неразработанность данных аспектов определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объект исследования - ценностные идеи китайской культуры.

Предмет - культурные индустрии КНР: аксиологический аспект.

Цель исследования - комплексный философско-культурологичес-кий анализ аксиологического аспекта культурных индустрии современного Китая. Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:

  1. проанализировать содержание понятия «культурные индустрии», определить структуру и выявить типы китайских культурных индустрии;

  2. определить специфику китайских культурных индустрии;

  3. уточнить ценностные компоненты концепции «мягкой силы» Китая, которые могут быть использованы в социокультурных практиках Kl IP;

  4. выделить региональные ценности культурного наследия Китая как компонента содержания культурных индустрии;

  5. осуществить анализ ценностей культурных индустрии КНР в межкультурном взаимодействии приграничных внутренних регионов.

Гипотеза. Культурные индустрии КНР являются фактором оптимизации развития национальной культуры и формой совершенствования сотрудничества в межкультурном контексте. Активизация «мягкой силы» национальной культуры через ценностный компонент культурных индустрии способствует сохранению традиционного культурного наследия в со-

циокультурном пространстве страны, укрепляя ее единство, и усиливает её культурные позиции в системе международных отношений.

Новизна исследования заключается в обосновании необходимости исследования ценностного аспекта содержания культурных индустрии КНР. В результате:

  1. уточнено содержание понятия «культурные индустрии» с позиции философии культуры. Определена структура и выявлены типы китайских культурных индустрии (радио - телевизионная индустрия, производство фильмов, интернет-индустрия, издательское дело, музыкальная, игровые индустрии, различные виды постановочной деятельности, реклама, архитектура, антиквариат, дизайн, мода и др.). Установлено, что содержание понятия и классификация культурных индустрии КНР идентичны представлениям мировой науки;

  2. выявлена специфика китайских культурных индустрии, которая заключается в наличии ценностного «ядра» в их детализированной структуре;

  3. уточнены ценностные компоненты концепции «мягкой силы» Китая, которые могут быть использованы в социокультурных практиках КНР;

  4. выделены региональные ценности культурного наследия Китая как компонента содержания культурных индустрии;

  5. впервые осуществлен swot-анализ культурных индустрии КНР в приграничных внутренних регионах (на примерах провинции Хэйлунцзяп. г. Маньчжурия АРВМ КНР).

Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составляют труды зарубежных и китайских философов, антропологов, социологов, культурологов по проблемам культуры и культурных индустрии в развитии современных обществ.

Исходной методологической позицией стало понимание культуры как системообразующей основы китайского общества. В диссертационном исследовании использованы теоретические разработки и концепции представителей зарубежного востоковедения, китайских философов, касающиеся

общих черт и ценностей духовной культуры Китая, форм ее взаимодействия с инокультурой.

Базовой является методология, включающая социокультурный, фило-софско-антропологический, аксиологический подходы, позволяющие выявить ценностную специфику национальной культуры.

Обращение к ценностному аспекту культур внутренних регионов Китая обусловило внимание к историко-культурному, культурно-географическому, регионоведческому подходам. Применение структурно-функционального анализа позволило выявить содержание и структуру культурных индустрии.

Общенаучные методы исследования: анализ, включая swot-анализ, синтез, сопоставление и сравнение позволили глубже изучить противоречия и проблемы культурных индустрии КНР, выявить основные тенденции и направления их развития.

Эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые документы, регулирующие функционирование культурных индустрии КНР, материалы СМИ.

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. Компаративистский анализ показывает, что принятая в китайской науке и практике классификация культурных индустрии соответствует разработанным принципам её типологии. Главная особенность китайских культурных индустрии заключается в наличии детализированной структуры с ценностной доминантой - своеобразной традиционной культурой Китая. В современных внутренних социокультурных практиках КНР ценности культурных индустрии нивелируются проникновением глобализированной культуры. В развитии культурных индустрии наряду с нарастающей тенденцией коммерциализации требуется актуализация ценностного содержания, формирующего ориентации, соответствующие цели построения гармоничного китайского общества.

  2. Китай, обеспечивая культурную безопасность, вырабатывает стратегию развития, основанную на концептах «мягкой силы», «ядро» которой

составляют сформулированные в национальных философско-культурологических учениях традиционные идеи гармонии, преемственности, миролюбия, следования естественному ходу вещей, гуманизма. Культурно-историческое наследие страны может быть более эффективно востребовано в социокультурных практиках путем реализации ценностных идей через механизм культурных индустрии.

3. Ценностное содержание региональных культурных индустрии
представляет традиционное культурное наследие Китая. Иго спецификация
за счет регионального культурного своеобразия и реализация во внутрен
них социокультурных практиках может способствовать обеспечению куль
турной безопасности страны.

4. Усиление роли ценностей культурных индустрии в пространстве
приграничья (РФ-КНР) способствует продвижению китайской националь
ной культуры на международный рынок культурных продуктов. Учет и
использование регионального культурного своеобразия может способство
вать усилению транснационализации культурных индустрии Китая в при
граничных регионах.

Научно-теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что исследование внутреннего содержания (ценностного компонента) культурных индустрии дает возможность расширить представление о современных и предполагаемых аспектах развития культуры в контексте взаимовлияния традиции и инновации. Теоретические выводы данной работы могут выступать основой для более широких комплексных исследований в области философии культуры, культурологии, социологии культуры. Практическая значимость заключается в использовании полученных выводов, результатов в разработке и реализации социокультурных проектов и программ развития культурных индустрии, в деятельности учреждений культуры и искусства в соответствующих структурах власти КНР и РФ. Возможно применение результатов диссертационного исследования в учебном процессе в дисциплинах философско-антрополо-

гического, культурологического, этнологического, региоповедческого характера, в подготовке и переподготовке кадров культуры.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите кафедрой востоковедения Забайкальского государственного университета.

Автор выступал с докладами на методологических, научно-практических семинарах преподавателей и студентов Читинского государственного университета, Маньчжурского института АРВМ КНР. Основные положения и результаты исследования нашли отражение в выступлениях на международных, межрегиональных и вузовских научных конференциях (г. Ухань КНР, г. Новосибирск, г. Чита), в ряде публикаций: «КНР в процессе ее регионализации и глобализации» (Чита, 2009-2011), «Кулагинскис чтения» (Чита, 2008; 2009; 2010), Молодёжь Забайкалья; мир и человек мира (Чита, 2009), «Приграничное сотрудничество: Россия, Китай, Монголия» (Чита, 2009), VI Конвент РАМИ «Россия и мир после мирового кризиса: новые вызовы, новые возможности» (Чита, 2010).

По теме диссертации опубликовано 15 работ, 3 в изданиях из перечня ВАК.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из «Введения», двух глав, «Заключения», «Библиографического списка».

Методология исследования культурных индустрии в зарубежной и отечественной науке

Понятие «культурная индустрия» возникло в 30-40-е годы XX века. Соединение понятий «культура» и «индустрия» произошло в тот момент, когда появились новые технические средства, позволяющие тиражировать произведения искусства - фотографии, репродукции, звукозапись и т. д. С одной стороны, индустрия делала произведение доступным широкому кругу людей, с другой обращала его в предмет массового потребления и коммерческой эксплуатации; В известном эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» (1936) немецкий социолог Вальтер Беньямин проанализировал трансформацию произведений искусства как физических и эстетических объектов в контексте развития техники и технологии. Он утверждал, что в эпоху технической вопроизводимости произведения искусства лишаются своей ауры и своей уникальности1.

Само понятие «культурная индустрия» ввели и сделали предметом широкого обсуждения коллеги Беньямина, другие представители Франкфуртской школы социологии Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер в главе «Культурная индустрия: Просвещение как обман масс», вошедшей в их книгу «Диалектика Просвещения» (1947) .

С тех пор представление о культурных индустриях прошло ряд эволюции. Начиная с 1950 гг. Теодор Адорно, критикуя процессы массовизации и тиражирования «культурного производства» в послевоенной Америке, исследовал стандартизацию культурной жизни, которая связана с быстрым превращением культурно-художественных продуктов в потребительскую ценность. Концептуальным основанием для подобной трактовки культурного производства было принципиальное различение высокой и массовой культуры, что повлекло за собой дискуссию о массовых коммуникациях, экономике свободного времени и «новой социологии общества», в основе которой лежат новые форматы культурного потребления. Понятия «культурных индустрии» в таком контексте связывалось, прежде всего, с каналами распространения, что обусловило внимание к средствам массовой коммуникации - кино, телевидению, радио, а также к рекламе и др.

Изменение «негативистской» трактовки культурной индустрии Адорно произошло на фоне исследований французских социологов 1960—1970 гг., предметом анализа которых стали разные виды социально-культурной активности и программы возрождения городов через культурные и исторические ресурсы. Поэтому термин «культурная индустрия» начинает использоваться в качестве понятия для описания работ по изменению некоторых элементов социальной среды. Таким образом, складывается особое деятельностное пространство, где символ «культурная индустрия», предложенный в философском мышлении, «обрастает» дополнительным слоем значений и смыслов, складывавшихся в проектные и затем уже в профессиональные нормы. Такое значение дает возможность рассматривать «культурные индустрии» наряду с механизмами политического, экономического, социального и культурного влияния.

Новый этап осмысления феномена «культурных индустрии» относится к 1980 г. Это было обусловлено растущей ролью сферы досуга и услуг и пониманием того, что инвестиционная привлекательность территории часто находится в прямой зависимости от качества среды и качества жизни на этой территории!. К этому времени, если говорить о Европе и США, происходит рост центров развлечений, тематических кафе, клубов и иных элементов культурной среды. Новые технологии развития среды, прежде всего среды современного города, формирует интерес политиков, управленцев, градостроителей к структурированию культурных индустрии в той или иной местности.

В научной литературе культурные индустрии начинают связываться с понятием «культурный капитализм». В развитии этого понятия получает распространение и становится влиятельной идея «экономики услуг». Суть ее состоит в том, что классическая теория рынка - как места обмена товаров перерастает в концепцию более «персонализированной» экономики, предусматривающей, что предложение услуги оказывается более востребованным и, следовательно, более выгодным. Не товар как «вещь», а услуга, предполагающая тот или иной формат отношений между продавцом и покупателем, способ ее предложения и распространения и, в конечном счете, выход на ее многократное воспроизводство в рамках потребностей потребителя определяет успешность любого предпринимательского действия. Появляется интерес к социально-культурным традициям, к кодам, определяющим поведение человека на протяжении всей его жизни. В дело вступают социально-культурные параметры, а предметом продажи становится не товар и услуга, а стиль и образ жизни.

В этом, третьем, смысле определение культурных индустрии оказывается предельно широким и относится ко всем механизмам формирования образа и стиля жизни как отдельного человека, так и больших социальных групп. Сосуществование в одном пространстве и времени различных культур, стилей и способов жизни способствует их превращению в товар на глобальных рынках «образов жизни».

Если рассматривать «культурное основание» этих индустрии в самом широком смысле, как целостный образ жизни отдельных людей и социальных групп, то приходится считать, что все индустрии - культурные, в том смысле, что все они являются средством воспроизводства и потребления культуры.

Какой способ отношения к культурным индустриям актуален сегодня, когда заканчивается - в концептуальном, а не в практическом смысле -второй этап формирования и освоения культурно-индустриальных технологий и видов деятельности? Масштаб этого явления расширился как географически, так и деятельностно. В географическом смысле мы говорим 0 глобализации культуры, о геокультуре, о культурном империализме. В более сложном - деятельностном - смысле приходится учитывать рост влияния культурных индустрии, которое отражается не только на привычных практиках культурного действия, но и на общей организации политики, экономики и мирового предпринимательства. Трудно сказать, в какой мере мы имеем дело с собственно культурными индустриями, а где более уместным было бы говорить об имитации и тиражировании порожденных ими моделей1. На противоположном полюсе оказываются культурные артефакты, которые легко узнаваемы как тексты, но воспроизводство и распространение этих текстов-символов имеет полуиндустриальный или вовсе не индустриальный характер. Так, создание театральных текстов уже почти поставлено на индустриальную основу с точки зрения форм организации, схем финансирования, работы с аудиторией и пр. Но все же каждый следующий спектакль не является повторением предыдущего и способен нести иной или даже альтернативный набор социальных значений.

В целом можно выделить сферу действия «собственного предмета» культурных индустрии, которая сложилась к концу 1990 гг. Ее отдельные сегменты включены в деятельность по индустриальному производству и распространению текстов. К их числу следует отнести: телевизионную и радио-индустрию, включая кабельное и спутниковое TV; индустрию производства фильмов, с учетом видео и DVD, а также фильмы на телевидении; интернет-индустрию, в том числе все формы «net art» и «net culture», а также производство сайтов, порталов и иных форматов коллективной и групповой коммуникации; музыкальную индустрию: звукозапись (не только собственно музыкальную), распространение записей со всеми формами контроля и соблюдения прав, а также различные виды «live performance»; издательский бизнес, включая книги, CD-ROM, информационные базы и сопутствующие им услуги, а также (в определенной части) журналы и газеты; разного рода образовательные и игровые индустрии (иногда здесь используется обобщенное название «educainment»)1.

Культурные индустрии как механизм реализации ценностного потенциала «мягкой силы» Китая

Культура традиционно является фундаментальной основой, которая организует все главные системы жизнедеятельности современного китайского общества. Для достижения задач во внутренней и внешней политике КНР культура все чаще интерпретируется в понятии «мягкая сила» . В китайской научной печати в связи с разработкой объявленного на XVII съезде КПК курса научного развития все больше «индустриализированная культура» или «культурная индустрия» -производство культурной продукции, культурные услуги для удовлетворения духовных потребностей китайского общества - в целях обеспечения культурной безопасности страны рассматривается с опорой на традиционный ценностный потенциал «мягкой силы» Китая.

Теория «мягкой силы» была разработана ещё древними китайскими мыслителями Лао-цзы, Конфуцием, Сунь-цзы и применялась в области военной мысли, управлении государством и воздействия на другие народы более двух тысяч лет. Так, в древнекитайском памятнике «Канон Пути и Совершенства» («Дао-Дэ цзин»), приписываемому основателю даосизма Лао-цзы (кон. VII - нач. VI в. до. н. э.) высказывается специфически китайская суть «мягкой силы»: «В Поднебесной самое мягкое одерживает верх над самым твердым»1. В другом источнике приводится следующее высказывание: «В целом мире нет ничего мягче и слабее воды, но вода лучше всего побеждает то, что прочно и твердо то, что слабое одолеет сильное, а мягкое - твердое, знает весь мир.. .»2.

В глубокой древности основатели национальных идеологических и этико-политических учений думали над тем, как использовать «мягкую силу» для победы в конфликте «жестких сил». В трактате Сунь-Цзы (VI — нач. V в. до н. э.) «Искусство войны» содержатся следующие её стратагемы: «и жуо кэ ган» («используй мягкие средства, чтобы побороть силу»), «би ши цзи сюй» («избегай сильных сторон противника, используй его слабости»), «лучшее из лучшего - покорить чужую армию, не сражаясь» и т. д.

Сунь-Цзы возвёл «мягкое», т.е. «нематериальное», психологическое воздействие на одно из первых мест в военном противоборстве. Он считал, что ... «во всякой войне, как правило, наилучшая политика сводится» к захвату государства целостным; разрушить его значительно легче. Взять в плен армию противника лучше, чем ее уничтожить... Одержать сотню побед в сражениях — это не предел искусства. Покорить противника без сражения - вот венец искусства...».

Сунь-Цзы отмечал, что «война - это путь обмана», поэтому выигрывает тот, кто умеет вести войну «мягкой силой», не сражаясь. Для этого надо, во-первых, «разрушить планы противника», во-вторых, «расстроить его союзы» и лишь, в-третьих, - «разгромить его войска...». Поэтому его рекомендации в трактате выглядят так: «Разлагайте все хорошее, что имеется в стране противника. Разжигайте ссоры и столкновения среди граждан вражеской страны. Мешайте всеми средствами деятельности правительства». «Подрывайте престиж руководства противника и выставляйте в нужный момент на позор общественности...» . В трактате излагаются и другие основные приемы воздействия «мягкой силой», в определенном сочетании составляющие механизм принуждения противника к направленным действиям.

Известно, что в древнем Китае существовало шесть основных философских школ, которые в той или иной мере затрагивали теорию «мягкой силы». Менее известная древнекитайская философская школа «Бин Цзя» разработала учение о военном искусстве, в том числе о «мягкой» и «жесткой» силе, применив его к обществу и правилам социальной регуляции. Для этого были соединены идеи ведущих школ — «конфуцианства», «легизма», «даосизма», «иньян цзя», «мо цзя». Идеологической основой учения служили конфуцианские принципы отношения к военному делу. Они изложены в трактатах «Хуан Фань», «Луньюй», «Си Цычжуань». Наиболее важные сочинения этой школы «Сунь-цзы» и «У-цзы» вместе с пятью другими трактатами в конце II в., были объединены в «Семикнижие военного канона» («У цзин ци шу»). Именно «У цзин ци шу» стал основой всех традиционных военно-политических и военно-дипломатических доктрин всего конфуцианского ареала - Китая, Японии, Кореи, Вьетнама.

«У цзин ци шу» представляет концепцию, которую можно назвать идеологией о циклическом характере всех космических процессов. Эти процессы являются переходом противоположности друг в друга по законам взаимопревращения сил «инь» и «ян» и циркуляции «пяти элементов» («у син» - земля, вода, дерево, металл, огонь). В представлениях древних мыслителей все это является естественным общим ходом вещей - путем, по которому следует все сущее, и оно же является путем «обращения к корню и возвращения к началу». Начало - «дао» — принцип, закон, определяющий закономерности природы. Древние мыслители законы мироздания переносили на общество, полагая, что в социальной жизни также действуют противоположности. Только в обществе такими противоположностями являются «культура» («вэнь») и взаимообусловленная сней и оппозиционная ей «воинственность» («у»), т. е. «мягкое» и «жесткое»1.

Тема «мягкой силы» проявлялась на различных исторических этапах социокультурного развития Китая. К китайском обществоведении, публицистике, научных кругах она приобрела особый интерес в конце 1990 годов. Наряду с разработкой политической и экономической теории дальнейшего развития государства, Дэн Сяопин в этот период занимается и идеологией военной философии, в которой традиционные военные представления трансформировались в соответствии с потребностями и условиями нового времени . Затем они находят форму своего выражения в теории «мягкой силы».

Глубокий анализ развития идеологии «мягкой силы» Китая проделан в фундаментальной монографии В.А. Абрамова «Глобализирующийся Китай: грани социокультурного измерения», на которую в значительной мере опирается автор диссертации. В монографии анализируются точки зрения современных китайских ученых по этой проблеме. Начинает автор с первого упоминания о «мягкой силе» в 1993 г. , которое связывают со статьей Ван Хунина - «Культура - «мягкая сила» государственной мощи». Культура в ней была представлена именно в виде «мягкой силы». Новое понятие в мировой политике сформулировано так: «...международные пертурбации и международные изменения в сравнении государственной мощи сделали «мягкую силу» основной силой внешних связей страны. «Твердая сила» может распространяться в определенной политической обстановке, в то время как «мягкая сила» опирается на существующую систему социокультурных ценностей, поддерживается международным сообществом и опирается на потенциальную энергию мировой культуры»1. Дальше понятие «мягкая сила» стало чаще использоваться в исследованиях по философии, культурологи, экономики, менеджменту, политологии2.

Внимание китайских властей, научного сообщества к новой идеологии акцентировано проявилось на XVII съезде КПК, на котором в докладе Ху Цзиньтао прозвучал призыв повышать культурную «мягкую силу» государства в создании «гармоничного общества» внутри Китая и «гармоничного мира» за его пределами3. Культурная «мягкая сила» стала рассматриваться как «проявление связующей силы нации, и эта сила заключается в признании системы ценностей китайского общества»4.

При научном обсуждении концепции среди китайских ученых возникли разногласия по её интерпретации, в каком контексте она должна использоваться (в политическом или культурном), а так же по поводу потенциала влияния и стратегии ее реализации. Все это можно проследить в многочисленных публикациях.

Ценности регионального культурного наследия как компонент содержания культурных индустрии

Глобальный финансово-экономический кризис последних лет со всей остротой, поставил вопрос о расширении духовно-нравственных, общекультурных оснований современного и будущего, мирового порядка. Эти основания, которые заключены во временном и пространственном- поле включают в себя не только традиции мировых культурных систем, но и региональных культур, в том числе региональные модели, складывавшиеся на протяжении всей истории развития культурологической мысли1.Ученые утверждают, что глобальный кризис, обостривший проблемы взаимозависимого мира, связанные с налаживанием культурного взаимодействия на региональном уровне, еще долгое время способен сохранять свое негативное влияние .

В этой связи весьма актуальным становится развитие межрегиональных культурных связей как ключевого элемента при поиске точек соприкосновения стран и народов, без которого невозможно говорить о взаимопонимании. Это, в свою очередь, обусловливает внимание к исследованию потенциала региональных культур. Трансляция региональной культуры в условиях глобализации имеет первостепенное значение, особенно в период мирового» кризиса. Сама проблема выживания человечества, которая, являясь приоритетной среди других глобальных проблем, предполагает сохранение культуры, передачу подрастающим поколениям ее наиболее значимых образцов, норм, ценностей и идеалов1.

Региональная культура - понятие, которое можно рассматривать в узком и широком значении. В данном случае под региональными культурами мы понимаем локальные культуры внутренних регионов КНР, ценностный потенциал которых еще недостаточно осмыслен и востребован китайской наукой и практикой.

Сегодня Китай - одна из немногих стран, вышедших из кризиса с наименьшими потерями. Говоря о своих планах на будущее, страна уделяет большое внимание координированному развитию экономики, политики, культуры и общества, а также гармонизации, отношений между человеком и природой. В данном контексте всё более важную роль отводится культурному строительству в целом, и сохранению региональной культуры, в частности.

Эксперты считают, что в условиях финансового кризиса индустрия культуры Китая может достигнуть колоссального подъёма. В частности, на 6-ом Форуме китайской индустрии культуры, прошедшем в январе 2010 года на базе Пекинского университета, более сотни экспертов развернули дискуссию вокруг проблематики культурной стратегии и индустрии культуры. Было высказано общее мнение, что в условиях финансового кризиса индустрия культуры КНР имеет новые возможностями для своего развития.

Академия наук КНР в опубликованных «Отчетах по развитию культурных индустрии за 2009, 2010 годы», отмечает, что культурные индустрии незначительно пострадали от мирового финансового кризиса. В начале кризиса, в 2008 году общая ситуация развития отрасли была стабильной, а в отдельных сферах наблюдался рост. При этом, темпы роста соответствовали предыдущим трем годам. Таким образом, в период кризиса темпы развития культурных индустрии в КНР не снизились, сохраняя потенциал дальнейшего развития, более того, получил развитие новый феномен - культурные инновации.

Приведём слова заместителя председателя Всекитайского комитета НПКСК Ли Увэя: «Хотя финансовый кризис повлиял на экономический рост КНР, но темпы роста культурно-творческих индустрии непрерывно увеличиваются, в том числе количество продуктов игр-онлайн, кино и телепродукции намного превышают темпы экономического роста. Для развития индустрии культуры финансовый кризис предоставил редко встречающуюся возможность. Во-первых, стоит отметить высокую науко-техноемкость индустрии культуры, что одновременно сочетается с низкой степенью загрязнения окружающей среды. Это демонстрирует большой потенциал развития и низкое потребление ресурсов, отвечает государственным требованиям по регулированию производственной структуры и оптимизации отраслевой структуры. Во-вторых, сама индустрия культуры соответствует государственным требованиям по расширению внутреннего спроса, тем самым, содействуя потреблению. В-третьих, последствия финансового кризиса коснулись традиционных экспортных предприятий в Китае, но они же создали возможности «выхода» китайской культурной продукции вовне. В-четвертых, говоря о внутреннем спросе, удовлетворение культурных запросов является новым пунктом экономического роста. И, наконец, появление новых СМИ и отраслей культуры нового формата также создает благоприятные условия для быстрого развития индустрии культуры»1.

В последние годы индустрия культуры постепенно становится одной из опорных отраслей промышленности во многих регионах Китая. После выдвижения ряда мер по расширению внутреннего спроса в стране были положительно решены финансовые проблемы малых и средних предприятий индустрии культуры.

Таким образом, мы можем говорить о явлении зарождения на фоне финансового кризиса новой силы региональной культуры как базы культурной индустрии и культурных инноваций в КНР, что подтверждается материалами, опубликованными 13 марта 2009 года по итогам второй сессии ВСНП 11-го созыва, посвященной теме «Развитие культурного рынка и индустрии культуры»1. Заместитель министра культуры КНР Оуян Цзянь заметил, что в условиях международного финансового кризиса в культурной индустрии Китая зарождаются новые силы, наблюдаются тенденции сравнительно быстрого и положительного, развития. Это определено особенностью культурной индустрии, которая выражается антиэкономической цикличностью, т.е. даже при социальных потрясениях, жизненных трудностях, духовные и культурные потребности людей ,не снижаются, а, напротив, в определенной степени возрастают.

В-настоящее время наблюдается заметное улучшение обстановки на культурном рынке Китая, который ранее переживал состояние хаоса. Сегодня непрерывно увеличивается формат культурной индустрии, предоставляются условия, в которых происходит диверсификация форм культурного потребления, поэтому, как считают эксперты, на данном этапе «необходимо принять установки и меры, предоставить финансовую помощь для производства большего объема здоровой и полезной культурной продукции, создать и совершенствовать платформу регулирования культурного рынка регионов» .

Появление новых культурных индустрии, таких как цифровые технологии, привело к бурному их росту и развитию. Они быстро обрели статус индустрии развлечения. Сетевой маркетинг, коммуникационные технологии и цифровое оборудование не только вызвали подъем в новых культурных индустриях, но и получили широкое применение в традиционных культурных индустриях, стали главной движущей силой их прогресса1.

Развитие цифрового телевидения, оплата за предоставление этой услуги и другие новые операции в дальнейшем станут главным источником дохода сетевых компаний во всех странах мира. Например, в США в настоящее время количество абонентов, пользующихся услугами цифрового телевидения, уже превышает 23 млн. человек. В КНР цифровое телевидение развивается быстрыми темпами. Для сравнения: в КНР в 2002 году количество абонентов цифрового кабельного телевидения составляло всего лишь 90000 человек. К марту 2007 года число абонентов достигло 12 млн. 660000 человек. К 2008 году планировалось распространить цифровое телевидение и телевизоры с высокой резкостью изображения (плазмы), и в течение 5 лет, с 2015-2020 гг. завершить производство имитационных телевизоров2.

Культурные индустрии КНР в межкультурном взаимодействии

Развитие современного» Китая; сопровождается» успехами в\ области культурного строительства. Об? этом убедительно? свидетельствуют материалькХЩВсъезда:КИК, викоторыжговорится что в=реформе системы культурьіі произошли важные . сдвиги;, . быстрое; развитие . получили культурные индустрии. Это г сделало жизнь . китайского народа? разнообразнее в духовном плане:"

Однако; несмотря? на. богатейший1 культурный; капитал и потенциал:, хранящийся в; традиционной культуре;Китая; ош далеко- не. востребован, а. культурные; индустрии слабое представлены на? мировой; сцене; Анализ подобной социокультурной; . ситуации; представляется? китайскими экспертами в ежегодно публикуемых. Докладах; выполненных Отделом культурных, индустрии Министерства,: культуры. КНР- 1... К основным причинам группа ученых под руководством профессорам Ли Сянмина относит,, прежде всего; недостаток пропаганды китайской» культуры. Сложность, ее продвижения на мировые площадки; по; их утверждению, во многом обусловлена языковым барьером, затрудняющим адекватность перевода (китайский язык не является языком международного общения, всего лишь незначительное число людей может воспринимать ценности традиционной китайской культуры на языке оригинала).

Кроме того, в системе международных отношений высокий культурный дисконт китайской культуры объясняется отличным от западного потребителя образом жизни нации, ценностей ее культуры, особенностями менталитета, этическими концепциями, формирующими своеобразную институциональную систему. Все это значительно затрудняет восприятие внутреннего содержания китайских культурных продуктов.

К числу серьезных факторов слабости китайских, культурных индустрии эксперты относят так же и то, что; западные СМИ? в своем информационном пространстве уделяют основное внимание экономическим параметрам" развития КНР периода реформ., К этому добавляется недостаточное: продвижение в сети Интернет китайской;, культуры- самими; китайскими пользователями. Слабая, правовая база, гарантирующая культурному наследию Китая его; национальную принадлежность, тоже входит в число причин, негативно сказывающихся на отрасли.

Таким образом, необходимость усиления ценностного аспекта культурных индустрии обусловлена ограниченностью их представительства на мировых площадках и достаточно широким проникновением образцов глобализированной культуры на внутренний китайский рынок, что создает угрозу культурной безопасности страны.

. Руководство КНР, стремясь сохранить культурную идентичность, поставило цель формирования на международной арене имиджа культурной державы, определив культурную стратегию, которая сформулирована как стратегия «выхода вовне». Такой курс предполагает максимальное расширение культурного влияния-КНР в мировом рыночном пространстве через продвижение китайской культуры на главные площадки мира. Это проведение фестивалей, открытие центров китайской культуры, гастроли художественных коллективов, приуроченных к традиционным китайским праздникам, выставки традиционного искусства, цифровое вещание культурных программ ТВ. Большая надежда возлагается на организацию таких масштабных культурных проектов, которые способны привлечь заинтересованное внимание крупнейших зарубежных СМИ.

Фундаментальные традиционные ценности нации — «единство Неба и человека», «человек — основа», «единение без унификации», «внутренняя мудрость - внешняя активность», ценность гармонии, преемственность, миролюбие, следование естественному ходу вещей, гуманизм названы «ядром» стратегии, которые и должны, по замыслам ее разработчиков, транслироваться в пространство мировой культуры и стать привлекательными в процессе «выхода китайской культуры вовне». Известно, что именно эти ценностные концепции положены в основу государственной стратегии построения «гармоничного общества» во внутрирегиональных практиках КНР и «гармоничного мира» в межстрановом взаимодействии.

В октябре 2007 года XVII съезд КПК привлёк особое внимание к проблемам развития культурных индустрии, что обусловлено необходимостью трансформации действующей модели экономического развития. Её реформа связывается с масштабным внедрением инноваций, формированием экономики творческой деятельности, стержнем которой должна стать, по замыслам разработчиков стратегии, творческая индустрия. В КНР определены основные принципы развития творческой индустрии. Понимание её сути связывается специалистами с понятиями интеллектуальной собственности и индивидуальным творчеством.

Исторически творческие индустрии — это модификация термина культурные индустрии, поэтому в данной работе мы специально не останавливаемся на модифицированном термине, полагая, что культурные индустрии содержат в себе обязательно творчество. В Китае особое внимание к проблемам развития творческой индустрии продиктовано еще и тем, что потенциал действующей модели экономического развития КНР постепенно себя исчерпывает. В этой связи с начала XXI века в Китае ведется дискуссия о путях завоевания мирового лидерства в области творческой индустрии. Суть этих дискуссий сводится не к тому развивать или не развивать эту сферу, а к вопросу как ее развивать.

В теоретическом плане так же довольно много дискуссий по поводу того, что есть культурные индустрии: индустрии это или все-таки культура? В настоящее время в КНР часто звучат призывы к развитию креативной индустрии. Более того появилась специальная социальная сеть «Культурная креативная индустрия в КНР». Еще в 2004 году был образован «Союз китайской креативной индустрии». Вместе с соответствующими государственными учреждениями и специалистами была создана совместная группа по развитию креативной индустрии, которая предложила проект ее совершенствования.

В настоящее время в КНР активно экспериментируют, изучая механизмы функционирования творческой индустрии на практике. С 2005 года сначала на юге страны, а затем и повсеместно проводятся международные выставки индустрии культуры, являющиеся крупнейшими, в Китае смотрами творческих достижений. В городе Шанхае на правах специальной экономической зоны существует «Парк творческой индустрии», в котором действует более 75 предприятий. Перед ними Народным правительством Шанхая поставлена задача осуществить переход от производства товаров с маркой «Сделано в Китае» к созданию продуктов с маркой «Разработано в Китае».

В 2007 году Министерство финансов и Министерство культуры КНР создали два специализированных фонда — «Фонд развития индустрии культуры» и «Фонд развития анимационной индустрии», в числе задач которых значится поддержка предприятий творческой индустрии, осуществляющих экспортное производство интеллектуальных продуктов.

Руководство приграничной с Россией провинции Хэйлунцзян задумывается о международном аспекте развития творческой индустрии и индустрии культуры на севере и северо-востоке Китая. Начальник отдела культуры и образования Комитета по науке, культуре, образованию и здравоохранению Собрания Народных Представителей провинции Хэйлунцзян Цуй Юэу в статье «Размышления о стратегии транснациональной индустрии культуры», опубликованной в одном из июньских номеров газеты «Харбин жибао» (2008), отметил, что путь к достижению цели транснационализации китайской индустрии культуры лежит через осуществление массированных капиталовложений, внедрение современных технологий и создание мощной сбытовой сети, под стать той, что сегодня имеют ведущие зарубежные предприятия культуры.

По его мнению, создание Китаем сильных транснациональных творческих предприятий будет строиться на основе комплексного использования как последних зарубежных технических и технологических достижений, так и собственно китайских преимуществ, к которым относятся культурное своеобразие страны и факторы низкой себестоимости производств. Цуй Юэу надеется, что завоевание китайской творческой индустрией части мирового рынка культуры приведет к качественному изменению отношения к китайской культуре и Китаю в мире.

Особое значение в современных условиях придается культурным индустриям в пространстве трансграничья, которое включает приграничные территории. Приграничными регионами являются те, которые имеют общую границу с территориями других стран. В КНР к таким относится автономный район Внутренняя Монголия (АРВМ), провинция Хэйлунцзян. В России - Восточная Сибирь и Дальний Восток.

Похожие диссертации на Культурные индустрии как механизм реализации ценностных идей китайской культуры