Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-антропологический анализ идеи свободы Чиркова Светлана Владимировна

Философско-антропологический анализ идеи свободы
<
Философско-антропологический анализ идеи свободы Философско-антропологический анализ идеи свободы Философско-антропологический анализ идеи свободы Философско-антропологический анализ идеи свободы Философско-антропологический анализ идеи свободы Философско-антропологический анализ идеи свободы Философско-антропологический анализ идеи свободы Философско-антропологический анализ идеи свободы Философско-антропологический анализ идеи свободы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чиркова Светлана Владимировна. Философско-антропологический анализ идеи свободы : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 Чиркова, Светлана Владимировна Философско-антропологический анализ идеи свободы (На материалах французского экзистенциализма XX века: Г. Марсель, Ж.-П. Сартр, А. Камю) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 Москва, 2006 128 с. РГБ ОД, 61:06-9/559

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Экзистенциализм в сущности человека

1.1. Предпосылки возникновения экзистенциализма

1.2. Понимание человека во французском экзистенциализме

Глава 2. Свобода как ценность

2.1. Антропологический контекст свободы в трудах Ж.-П. Сартра, А.Камю и Г.Марселя

2.2 Онтология свободы во французском экзистенциализме

Заключение

Литература

Введение к работе

Актуальность исследования. Экзистенциализм возникает как поиск ответов на важнейшие вопросы человеческого существования, обнаружившиеся при кризисе рационалистической традиции философствования, потере гуманитарного измерения социальной жизни в первой половине XX в.

Классический рационализм выразился в дегуманизации человека. Господство разума в просвещенческой идеологии нашло отражение в реализации прагматичных, технократичных схем социального переустройства (идеология тоталитаризма - яркое проявление господства рационалистической традиции в оценке природы социальных трансформаций, когда с помощью опоры на идеал стало возможно волюнтарное «перекраивание» действительности). Признание самоценности человеческого существования как точки отсчета философских размышлений, во французском экзистенциализме подрывались социальной ситуацией того времени" - гуманитарной катастрофой периода двух мировых войн. На повестке дня оказались вопросы природы и содержания ценностей человеческого существования, оснований социально-политического устроения, гражданского творчества.

История, развитие интеллектуальной жизни подтвердили, что необходимы новые установки в понимании человека. Сущность человека обретается в существовании, пограничных ситуациях, конкретной деятельностной реализации. В раскрытии подобных оснований социальной жизни и сыграл свою роль экзистенциализм, нацеленный на тематизацию судьбы личности, ценностей жизни.

Обращение к оценке свободы в экзистенциализме способствует прояснению ценностных новаций культуры XX в. Опыт осмысления свободы во французском экзистенциализме позволяет определить ценностные

приоритеты в понимании сущностных особенностей человека, социального взаимодействия, как в онтологическом, так и аксиологическом контекстах.

Степень научной разработанности проблемы.

Основные вопросы понимания сущности человека содержатся в трудах Сартра «Стена», «Экзистенциализм - это гуманизм», «Герострат», «Тошнота».

Теме абсурда посвящены работы Камю - философское эссе «Миф о Сизифе», повесть «Посторонний», пьеса «Калигула»; теме бунта - эссе «Бунтующий человек», роман «Чума», пьеса «Праведники», «Творчество и свобода», «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде».

Проблематика бытия в философии Марселя выражена трудами «Экзистенция и объективность», «Быть и иметь», «Трагическая мудрость философии», «Человек праведный» и т.д.

,В отечественной литературе проблема свободы во , французском экзистенциализме представлена разработками: тему свободы у Ж.-П.Сартра и исторический контекст экзистенциализма исследовал Л.Г.Андреев, философское осмысление свободы - К.С.Гаджиев, И.А.Гобозов, свободы и культуры - П.П.Гайденко, «Я» и природы ценностей - Ю.Н.Давыдов, исторической эпохи и ее ценностей - А.Ф.Зотов, личности и свободы -В.Н.Карпушин, экзистенциализма в философии и литературе - Е.Коссак, отношений «человека и природы» - Т.А.Кузьмина, творческой эволюции Ж.П.Сартра - В.Н.Кузнецов, абсурда в творчестве Ж.-П.Сартра и А.Камю -С.Н.Кузнецова, нигилизма как проявления отчуждения - И.М.Кутасова, бунта в творчестве А.Камю - С.И.Паньковский, свободы и ответственности -А.Ф.Плахотный, Г.М.Тузова, исторической эволюции экзистенциализма -А.М.Руткевич, свободы и одиночества - Б.Рюриков, наследия экзистенциализма в философской традиции - Т.А.Сахарова, личности и ее

свободы - Г.Я.Стрельцова, человека - Г.М.Тавризян, отчаяния и страха -Л.Чалина и др.

Объект исследования - сущность человека в интерпретации основоположников и крупнейших представителей философской мысли во французском экзистенциализме.

Предмет исследования - свобода как фактор самореализации человека на материалах работ французских экзистенциалистов.

Цель исследования - целостная реконструкция и системный анализ основных моделей интерпретации свободы на материалах французского экзистенциализма.

Задачи исследования:

оценить особенности понимания самореализации человека во французском экзистенциализме;

определить сущность свободы как антропологической ценности;

- выявить сущность свободы как онтологической ценности.
Теоретические источники исследования.

Идейным источником экзистенциализма является творчество Сократа, Б.Паскаля, С.Кьеркегора, Э.Гуссерля, представителей кантианства (Баденская школа), философия жизни Ф.М.Достоевского, Н.А.Бердяева.

Оформление направления связано с этапами развития немецкой и французской традиции. Первая представлена М.Хайдеггером, КЛсперсом, вторая - Ж.-П.Сартром, А.Камю, Г.Марселем. Течение экзистенциализма не однородно. Так Г.Марсель, К.Ясперс - мыслители религиозной ветви экзистенциализма, Ж.-П.Сартр, А.Камю - светской. Во французском экзистенциализме основные исследования человека и такого атрибута его

существования, как свобода содержатся в работах Ж.-П.Сартра, А.Камю, Г.Марселя1.

Теоретико-методологическая основа темы исследования.

Учитывая исходно комплексный, динамический статус социальной материи, методологический остов исследования составили принципы единства исторического и логического, абстрактного и конкретного, всесторонности, реалистичности, объективности рассмотрения, целостности. Особое внимание уделяется критике спекулятивно-схоластических, абстрактно-умозрительных построений, дезориентирующих искания, искажающих объективный взгляд на избранную предметную область, принципы ее концептуализации. Данный методологический аппарат использовался при оценке феномена французского экзистенциализма в контексте социально-культурного развития, осмысления человека в рамках гуманитарной парадигмы, свободы как важнейшей ценности социо- и культуротворчества. В ходе работы были использованы результаты, полученные крупнейшими представителями философской, социологической мысли; труды как отечественных, так и зарубежных ученых.

Научная новизна исследования заключается в следующих полученных автором результатах:

Ж.-П.Сартр - «Стена», «Экзистенциализм - это гуманизм», «Герострат», «Тошнота»; А.Камю - «Миф о Сизифе», «Посторонний», пьеса «Калигула»; «Бунтующий человек», роман «Чума», «Праведники», «Творчество и свобода», «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде»; Г.Марсель -«Экзистенция и объективность», «Быть и иметь», «Трагическая мудрость философии», «Человек праведный», «Метафизический дневник», «Расколотый мир», «Жажда», «Рим больше не в Риме».

Оценены особенности самореализации человека во французском экзистенциализме. В оценке бытия человека первоначальное значение приобретает ценность экзистенции. Продемонстрировано, что развитие экзистенциализма определяется возможностью построения универсальной онтологии, позволяющей преодолеть разрыв человека и мира. В центре новой онтологии - человек как активное деятельностное начало, в своем выборе осуществляющий социо-, культуротворчество.

Определена сущность свободы как антропологической ценности. Приоритет существования над сущностью характеризует свободу как неотъемлемую важнейшую характеристику человека. Природа свободы иррациональна, она не детерминируется внешними причинами. Оценка человека сводится к необходимости реализации выбора. Свобода рассматривается как духовное творчество, возможность проявления инициативы «Я». Разум, воображение детерминируют движения по законам творчества, выражающимся в законах формостроительства.

Наделенный свободной волей человек обладает самодостаточностью. С опорой на гуманитарные абсолюты человек проявляет самостийность. Свободы нет вне ответственности, творчества, реализации «Я». Свобода носит амбивалентный характер: с одной стороны, есть выражение индивидуального выбора, выбора собственной линии жизни, утверждения, проявления личности; с другой стороны, невозможна вне оценки, выбора, решения относительно «другого», вне понимания себя как части «мы».

- Выявлена сущность свободы как онтологической ценности.
Следствие признания экзистенции как свободы - формирование новой
онтологии, позволяющей преодолеть особенности традиционной онтологии -
разорванность субъекта и объекта, детерминизм, рационализм,
революционизм, прогрессизм. Свобода тождественна экзистенции - через
свободу рождается бытие. Посредством реализации свободы человеком -

выбора гуманитарных ценностей существования происходит социо- и культуротворчество.

Основные положения, выносимые на защиту.

- В диссертационном исследовании выявлено, что экзистенциализм
вносит существенный вклад в формирование гуманитарной парадигмы в
культуре. Направление экзистенциализма позволяет развивать идеологию
гуманизма, поскольку в центре внимания философского поиска оказывается
человек, его активность, уникальность, возможности проявления свободы.

Экзистенциальная философия оценивается как утверждение человека, его свободы - так возможна реализация атроподицеи, ее проявление в мироустроительстве. Бытие дано непосредственно, в виде собственного бытия - существования, экзистенции. С опорой на данную трактовку возможно преодоление онтологизма в толковании человека. Понимание человека возможно , только посредством соотнесения человеческого существования и ценностей. Ценности выступают важнейшим основанием выбора стратегии социального конструирования реальности.

Свобода во французском экзистенциализме выступает онтологическим атрибутом человека. Реализация свободы способствует эволюции важнейших гуманитарных ценностей человеческого бытия (прежде всего смысла существования). В результате выбора человек приходит к осознанию основополагающих ценностей человеческого существования, выступающих содержательной и регулирующей основой социального поведения.

Щей новой онтологии отражаются в гуманитарной парадигме, в центре которой - существование человека, посредством выбора утверждающего гуманитарные ценности бытия.

Теоретическая значимость исследования. Работа имеет важное значение для понимания культурных новаций в осмыслении человека XX в., оценке развития онтологической, гносеологической, аксиологической,

.9

социальной философской традиции. Результаты исследования могут использоваться при анализе современных тенденций развития человека и общества, формирования его ценностных установок и духовно-нравственных ориентиров.

социального развития, формирования ценностной идейной платформы управления социумом.

Практическая значимость исследования. Результаты работы могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по религиоведению, философской антропологии, философии культуры, социальной философии, социальной психологии, социологии.

Апробация работы. Результаты исследования представлены на Рождественских чтениях (Нижний Новгород, 2005), на II Всероссийской научно-практической конференции (Набережные Челны, 2005), проблемном семинаре кафедры философии Камской государственной инженерно-экономической академии. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Российского Нового университета (г. Москва). По теме диссертации опубликованы три статьи.

Предпосылки возникновения экзистенциализма

Экзистенциализм, или философия существования (от позднелатинского existentia - существование), сформирован в начале XX в. Среди первых представителей экзистенциализма - русские философы Л.Шестов, Н.Бердяев, основное же развитие течение получило после I Мировой войны в трудах немецких мыслителей М.Хайдеггера, К.Ясперса. В сороковых годах экзистенциализм развит в работах А.Камю, Ж.-П.Сартра, Симоны де Бовуар.

Для понимания контекста, в котором развивался французский экзистенциализм, необходимо принять в расчет философские движения XX в. во Франции: французское неогегельянство (в трактовке Гегеля выдвинувшее на первый план именно экзистенциальные мотивы); феноменологическая философия, которая во Франции выражала - еще до французского экзистенциализма, а потом и во взаимодействии с ним -экзистенциальные идеи и умонастроения.

Экзистенциализм - философская традиция, в которой происходит преодоление рационализма, отражающего становление фундаментальной философской традиции, начиная с античности. Экзистенциалистски настроенная личность противопоставляла собственное решение, волевой акт уверткам «трусливого разума». Характерны слова А.Сент-Экзюпери: «Франция приняла бой вопреки правде логиков... Логики были правы. Война для нас означала разгром. Но разве должна была Франция ради того, чтобы избавить себя от поражения, не принимать боя? Не думаю. И Франция интуитивно пришла к тому же решению: никакие увещевания не заставили ее уклониться от боя. Дух в нашей стране взял верх над разумом» .

Предшественники экзистенциализма - Б.Паскаль, С.Кьеркегор, Ф.Достоевский, А.Бергсон, Ф.Ницше, М.Унамуно, Э.Гуссерль, М.Шелер. В каком-то плане можно причислить сюда неокантианство баденской школы (Хайдеггер - ученик Риккерта).

Истоки экзистенциализма - в творчестве С.Кьеркегора, которому принадлежит термин «экзистенция». «Экзистенция» иррациональна по своей природе, ее невозможно познать с помощью абстрактного мышления. В классической традиции осмысление человека происходило на основании признания тождественности его сущности идеалу (понятию). Познание сводилось к признанию целесообразного, рационально организованного социального порядка. Критика гегелевской системы сущностей (как понятий) и была провозглашена в экзистенциальном направлении.

Кьеркегор делает вывод о принципиальной неприменимости научного метода в самопознании человека. Самопознание реализуется в обращении к «самому себе» как уникальному существу, отказе от предметного бытия -«неподлинного существования».

Знание того, что захватывает нас бесконечно, становится возможным, только если занять экзистенциальную позицию. Отчуждение человека от его сущностной природы описано в терминах тревоги и отчаяния. Человек в экзистенциальной ситуации конечности и отчуждения способен достичь истины, лишь заняв экзистенциальную позицию. «Человек не занимает трон Бога», не соучаствует в Его знании о сущности всего, что есть. У человека нет места в мире чистой объективности. Его познавательная способность обусловлена его существованием.

Экзистенция, по Кьеркегору, сугубо индивидуальное, неповторимое личностное бытие, заинтересованность в котором составляет основной долг человека. Ему необходимо хранить экзистенцию, делать радикальный выбор в пользу этического существования (где главным является различение добра и зла и сознательное следование добру). Так оценивается непреходящее, абсолютное значение личности, индивидуального выбора, независимое от социально-культурного, исторического контекста.

Экзистенциализм как философия существования унаследовал идеи философии жизни, оправдания человека в противовес классической философии оправдания Бога (как, к примеру, христианство, так и картезианство) и философии марксизма - оправдания насилия ради иллюзорной цели всеобщего благоденствия.

В философии жизни Ницше и Бергсона экзистенциалисты заимствуют антисциентизм. Согласно философии жизни, наука не может познать человека, человек ускользает от научного познания, сведенного к математическим формулам. Человек гораздо шире, парадоксален, противоречив, — соответственно, свободен. Рассудок постигает необходимые, детерминированные связи природы, поэтому человек не поддается рассудочному познанию. Сущность человека не сводима к рациональным моделям, не выразима в понятии. (Отсюда и критика Ницше традиционной рационалистической линии в философии - переоценка канонов этики греческой философии, отрицание сведения человека к сущности в христианстве. Задача человека сводится к воплощению воли к жизни -жизненного экстаза.)

Понимание человека во французском экзистенциализме

Отправная точка отсчета для понимания и разрешения основных социальных вопросов (целей, ценностей социального развития, межиндивидного взаимодействия и т.д.) - человек, точнее экзистенция -человеческое существование. Не случайно Марсель называл свою философию христианским сократизмом. В результате экзистенциализм как целостное учение предполагает принципиально иную трактовку бытия.

Экзистенциалисты стремятся преодолеть интеллектуализм традиционной рационалистической философии, науки, строящийся на опосредовании. Бытие, согласно экзистенциалистам, не есть ни эмпирическая реальность, данная нам во внешнем восприятии, ни та система связей, которая конструируется научным мышлением, ни мир умопостигаемых сущностей, познание которого составляло задачу классического рационализма. В данных случаях проводится различие и даже противопоставление субъекта объекту. Преодоление противоположности объекта и объекта, если оно допускается, как, например, у Спинозы или Гегеля, у рационалистов возможно только в мышлении, является конечным пунктом, целью философствования.

Преодоление онтологизма, рационализма происходит в результате признания существования нерасчлененной целостности объекта и субъекта. Познаваемое и познающее в их целостности совпадают. Изначальным, подлинным бытием выступает переживание субъектом своего «бытия-в-мире». Бытие дано непосредственно, в виде собственного бытия -существования, то есть экзистенции.

. Для описания структуры экзистенции экзистенциалистами использован феноменологический метод Гуссерля - в качестве структуры сознания выделялась его направленность на другое, интенциональность. В атеистическом варианте экзистенциализма экзистенция определяется как бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность. Личность -самоцель, коллектив - средство, обеспечивающее возможность материального существования составляющих его индивидов (развитая экономика предполагает объединение коллективных усилий). Общество в целом направлено на достижение свободного духовного развития каждой личности, гарантирует ей правовой порядок, ограждает личность от посягательств на свободу.

Экзистенциализм исходит из субъекта, полагая, что существование предшествует сущности. Субъектом, у которого существование предшествует сущности, является человек или, как говорит Хайдеггер, человеческая реальность. Кьеркегор указывает: экзистенция - последнее, глубинное ядро человека, которое по-настоящему нерушимо. Истинный опыт человек приобретает лишь тогда, когда все, чем он владеет в мире, и с утратой чего он может потерять нажитое добро, положение в обществе, здоровье и работоспособность, талант, добродетели - все утрачивается или некоторым образом обесценивается, становится ложным. Что остается у человека и что уже нельзя рационально определить, а только пережить, дает человеку последнюю, неразрушимую при всех разрушениях опору: человек «схватывает» экзистенцию и вместе с ней Абсолют.

Для философии Сартра, как и экзистенциализма вообще, характерен отказ от традиционного, рационалистического понимания соотношения сущности и существования.

Другими словами, экзистенциальные проблемы - вопросы самого факта существования человека, переживание им своего способа существования. Существование, или экзистенция, - нечто невыразимое в понятиях, то, что никогда не является объектом, ибо человек не в состоянии взглянуть на себя со стороны.

Основная установка экзистенциализма - существование предшествует сущности, т.е. человек сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность. Преимущественным объектом философского осмысления в экзистенциализме выступает бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности, образующие «жизненный мир» личности. Человек - временное, конечное существо, жизненный мир - не фрагмент предметного материального мира, а мир духовности, субъективности.

Одна из главных проблем экзистенциализма - противопоставление социального и индивидуального бытия, радикальной разорванности этих двух сфер человеческого бытия. Человек не определяется никакой сущностью: ни природой, ни обществом, ни собственным началом. Имеет значение только его существование, поскольку именно в существовании происходит формирование ценностных предпочтений, ищется решение на возможные кризисные ситуации.

Антропологический контекст свободы в трудах Ж.-П. Сартра, А.Камю и Г.Марселя

Экзистенциализм отвергает.правомерность рассмотрения бытия как объективного. Бытие в экзистенциализме предстает инструментальным полем или горизонтом возможностей, в пределах которого существует и развивается человеческая свобода.

Человеческое бытие, согласно экзистенциалистам, - уникальная реальность, к которой неприменимы никакие нечеловеческие мерки причинно-следственных связей. Ничто внешнее не властно над человеком, он есть причина самого себя. Вот почему в экзистенциализме человек свободен, ибо свобода - экзистенция. Постигая себя как экзистенцию, личность обретает свободу, которая есть выбор самой себя, своей сущности. Выбор свободы накладывает на индивида ответственность за все происходящее в мире.

Экзистенция является «обиталищем» человеческой свободы, потому человек - свобода, и он осужден быть свободным. Основанием свободы в экзистенциализме является то, что человек сам себя создает, и он ответствен за все, что делает. Вместе с тем, в характеристике свободы человека следует видеть некоторые особенности его религиозного и атеистического направлений. Так, для религиозных экзистенциалистов свободу можно обрести только лишь в Боге. Согласно Шестову, например, свобода - это познанная необходимость (имеется в виду Бог), надо познать необходимость и примириться с нею, отдать себя в руки этой необходимости. Данная концепция понимания свободы связана с признанием необходимости, что значительно отличает ее, например, от сартровской: быть свободным - быть самим собой. Человек не имеет ни природы, ни сущности: он - свобода, которая ничем не определена. Она - неограниченная сила отрицания - ни добра, ни зла; ни моральна, ни аморальна, но есть чистый выбор. В данном отношении интересно сравнить сартровское положение с мыслью Гегеля о свободе как утверждении самого себя.

Несколько иначе подходит к вопросу Хайдеггер. С его точки зрения, выбор человека предполагает необходимость поставить себя перед последней возможностью своего бытия - смертью. Тем самым человек оказывается перед лицом ничто. Только актом выбора перед лицом ничто человек обнаруживает и для себя, и для мира, что ему «говорит» в определенный момент бытие.

Хайдеггер идет к пониманию свободы через выбор, как необходимость поставить себя перед последней возможностью своего бытия - перед смертью. Тем самым человек освобождается от власти сущего, т.е. предметного и социального мира, и оказывается перед лицом бытия, которое есть ничто. Быть свободным, считал Хайдеггер, значит, не поступать и не думать так, как «поступают и думают все», значит, выбирать себя, подлинно найти себя. Свобода у экзистенциалистов предстает как тяжелое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. В данной интерпретации свобода есть проклятие, но она также и единственный источник человеческого величия, считал Сартр. Быть свободным гораздо труднее, чем отказаться от свободы, так как человек должен всегда идти против течения, быть обреченным на нонконформизм. Можно отказаться от выбора, но тогда человек становится таким, «как все», он перестает быть личностью.

Свобода - условие и цель человеческого существования, более того, это ткань экзистенции. Не существует от века данной человеческой природы - человек должен сам себя творить. Поэтому, как говорил Сартр, «человека не открывают, человека изобретают». Ничто не может ни обосновать, ни «извинить» человеческого поступка, ни повлиять на него - ни Я, ни характер, ни психофизические особенности, ни среда; его поступок - его выбор. Данная абсолютная «неоправдываемость» человеческого существования сродни его полной случайности, а значит и свободе. «Свобода - это прыжок в неизвестность» (Ясперс).

Человек, по Сартру, заменяет собой Бога, восполняет Его отсутствие творчеством себя и способа своего бытия. Последнее важно, ибо человек не творит бытие, бытие несотворимо. Мы можем только говорить о разных способах бытия: так бытие-в-себе просто есть, оно полно собой, полная и сплошная позитивность, в которой не может быть никакой дифференциации. Бытие-для-себя, или собственно человеческое бытие, все время озабочено способом своего существования, оно постоянно ставит вопрос о себе, тем самым ставит себя под вопрос, ибо не обладает никакими устойчивыми субстанциальными характеристиками. Человеку как бытию-для-себя недостает бытия-в-себе. Именно вследствие недостатка бытия (одно из определений человека у Сартра: «человек есть нехватка бытия») человек стремится стать основанием своего собственного способа бытия, восполнить «случайность» своего бытия. Спонтанно человек проектирует овладение миром, чтобы сообщить себе достоинство бытия-в-себе, осуществить синтез в-себе-для-себя, т.е. стать Богом. Это и есть основополагающий фундаментальный проект человека, выражающийся во множестве конкретных проектов и поступков.

Онтология свободы во французском экзистенциализме

Оценка свободы в онтологическом контексте сводится к прояснению вопроса сущностных составляющих свободы.

Чистого (абсолютного) проявления свободы в феноменальном мире не существует. В социальном взаимодействии человек подчинен определенным законам, долгу, обязательствам. Бытие человека зависит от ряда факторов -природных, социальных. Как начало биологическое человек зависим от законов природы, как социальное - законов социума. Свобода в непосредственном проявлении невозможна ни в органическом, ни в надорганическом мире.

Проявление свободы связано с творчеством. Позитивное определение свободы направлено на духовное творчество как основание социального действия. «Лишь разум и воображение реализуют чисто самоосновное движение по законам творчества - законам произвольного конструирования формостроительства. Творец созидает правила, образцы, нормы, уподобляется богам, живущим без установлений и их задающим, - пишет В.Ильин. - Плоть рождает плоть по необходимости; дух рождает дух по

свободе. По собственному великодушию, величию» .

Свобода человека реализуется в направлении культуро-, социотворчества. «Миропорядок ничего не оправдывает, так как не среда создает человека, а человек среду, все (и себя) оправдывает творец. Добро и зло не вовне человека, он сам искомое их средоточие. Наделенный свободной волей человек самостиен, принимая первоисточные абсолюты, он не по обычаю, закону, но по призванию вершит суд правый и неправый».

На каких основаниях происходит социотворчество? Здесь уместно противопоставить идеи классической онтологии и современной.

Классический рационализм возводил культ разума. В основе социальных преобразований оказывалась рациональная доктрина, построенная на началах приоритета разума над жизнью.

Основания для формирования подобной идеологии -Просвещенческая мысль, укорененная в философии Нового времени с ее верой в разум. Формирование Просвещенческой идеологии связано с преодолением ценностей традиционного общества. Формируется, как указывал А.Камю, новая религия, в которой «богом является разум, совпадающий с природой, а его представителем на земле вместо короля -народ, рассматриваемый как воплощение общей воли». В оценке человека, культуры, социального развития стали преобладающими рационалистические ценности. Происходит подмена мира идеально-символической конструкцией, «инспирирующей пересоздание ветхого облика природы, истории, человека по началам разума. Безвольному миру теистического, чистого созерцания Просвещение противопоставило волевой мир «научно реформируемых», «естественных» потребностей и желаний».

Значение идеологов Просвещения заключалось в том, что традиционная трактовка разума в модусе «интеллект» заменялась нетрадиционной трактовкой в модусе действие. Разум оценивался как онтологически творящая стихия: «не формальный (объяснительный, обосновательный, интерпретативный, рефлектирующий) ресурс, а ресурс материальный - преображенческий» . В результате стало возможным «безудержное насильственное экспериментирование над реальностью»13. Социальные технологии в то время понимались на основании принципа «мобилизующего техноморфизма».

Однако, рациональный миропорядок, установленный классическим типом рациональности, носит черты репрессивного. Как отмечает А.Камю, «чтобы обеспечить триумф одного принципа, необходимо подвергнуть в прах другой принцип»15. В результате рационалистические идеологии социального творчества реализовывали не гуманитарные, а репрессивные (революционные) методы. «Свобода, «это страшное слово, начертанное на колеснице бурь», - вот принцип всех революций. Без нее справедливость представлялась бунтарям немыслимой. Однако приходит время, когда справедливость требует временного отказа от свободы. И тогда революция завершается большим или малым террором».

Репрессивный тип цивилизации выражается в формировании таких явлений социальной жизни, как сциентизм, технократизм, рационализм, консъюмеризм, индустриализм, прагматизм.

Похожие диссертации на Философско-антропологический анализ идеи свободы