Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философская антропология Эриха Фромма Егорова Ирина Владимировна

Философская антропология Эриха Фромма
<
Философская антропология Эриха Фромма Философская антропология Эриха Фромма Философская антропология Эриха Фромма Философская антропология Эриха Фромма Философская антропология Эриха Фромма Философская антропология Эриха Фромма Философская антропология Эриха Фромма Философская антропология Эриха Фромма Философская антропология Эриха Фромма
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Егорова Ирина Владимировна. Философская антропология Эриха Фромма : Дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.13 : М., 2004 303 c. РГБ ОД, 71:05-9/47

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. Психологическая антропология: генезис и тенденции 12

Глава I. Психоанализ и гуманистическая психология 12

Глава II. Фромм как лидер гуманистической психологии 72

Глава III. Конформизм и авторитарный характер 136

Глава IV. Гуманизм как ересь и как проблема 156

Раздел 2. Философское постижение человека у Фромма 174

Глава I. Просветительская модель человека 174

Глава И. Фромм и его философско-антропологическая концепция 208

Глава III. Феномен свободы в трактовке Фромма 244

Раздел 3. Человек и общество. Социальный характер 275

Глава I. Понятие социального характера 275

Глава II. Психоанализ и этика 292

Заключение 299

Библиография

Введение к работе

Имя Эриха Фромма давно уже стало знаковым. Он олицетворяет целую эпоху, которая противостояла тоталитаризму и раболепию, пытаясь придать социальной истории гуманистическое измерение. Популярность Фромма во всем мире и влияние его идей на современное сознание значительны. Не только психоанализ, но и другие философские течения, в том числе экзистенциализм, персонализм, герменевтика, социобиология, впитали в себя духовные приобретения и открытия философа. Он дал импульс развитию гуманистического мышления прошлого века. Его работы послужили основой социальной психологии. Значителен его вклад в развитие современной этики и культурологии. Наконец, чрезвычайно продуктивные идеи получила от Фромма политическая философия наших дней.

В наследии Фромма много оригинальных идей, повлиявших на сознание XX века: о человеке как едва ли не самом эксцентричном создании универсума, об исторической обусловленности страстей и переживаний человека, о социальном характере как отражении сплава биологических и культурных факторов, о социальном конформизме и бегстве от свободы, о неизбежности универсального, всепланетного гуманизма.

Актуальность темы

Злободневность проведенного исследования обусловлена кризисом современного либерально-гуманистического сознания. Весьма значимое для середины прошлого века представление о возможности построения «здорового общества», создаваемого по меркам человека, обнаружило в социальной практике множество глубоких противоречий. Идея неотъемлемых прав человека во многом спровоцировала массовое противостояние реальным общественным потребностям. Требование свободы обернулось зачастую коллективным своеволием. Убеждение в несомненной позитивности

человеческой природы не смогло противостоять наглядным манифестациям жестокости, деструктивности, иррациональности человеческого поведения.

Бурное развитие философско-антропологического знания, создавшее видимость глубокого постижения человеческой сущности, выявило парадоксальную ограниченность имеющихся в философии классических представлений о человеке. Антропоцентрические воззрения на разумность, стойкость, критичность человеческого сознания подверглись серьезной переоценке. Оказалось, что разум не является законным поводырем человечества, что человек представляет собой иррациональное создание, что возможности лепки общественного сознания по существу неограниченны.

Серьезный удар по классической философской антропологии нанесли общественно-политические процессы начавшегося столетия. Стало очевидным, что авторитарный диктат, тоталитаристские тенденции неожиданным образом проступают именно внутри демократии, которая на протяжении многих столетий рассматривалась как надежный оплот человеческой независимости и автономности. Сверхдержавы, пользуясь демократической риторикой, стали усиленно навязывать свою волю другим народам, устанавливать порядки, чуждые культурным традициям отдельных регионов. Повсеместно проявил себя феномен управляемой демократии, создавший иллюзии народного волеизъявления. Оправдались, давние предостережения проницательных европейских мыслителей о тирании большинства, охлократической опасности, исторической ограниченности демократии как политического режима.

Потребность в разработке идей Э. Фромма, соотнесения их с современной
социально-политической практикой продиктована также серьезными
противоречиями и контрастами гуманизма как системы взглядов. Культ
человека, обожествление человеческой природы, навязчивая манифестация
человеческих прав и интересов и одновременное игнорирование

коллективистских достояний, надличностных императивов превратили гуманизм в расхожую идеологию, утратившую свою проблемность.

Актуальным можно считать замечание М. Хайдеггера об опасности всяких «измов», в том числе и тех, которые связаны с гуманизмом.

Актуальность представленного исследования связана также с разрастанием террористической опасности во всем мире. Оказалось, что цивилизованные методы борьбы с этим злом предельно неэффективны. Человечество в целом не располагает возможностями абсолютного контроля террористической деятельности, а также связанными с нею жестокостью, коррупцией и массовой смертностью.

Все эти соображения, безусловно, не ставят под сомнение огромный вклад представителей неофрейдизма и одного из его лидеров Э. Фромма в философскую антропологию. Они, разумеется, не устраняют потребности в гуманистическом измерении общественной практики, не элиминируют ценности демократии и неотъемлемых прав человека. Высказанные суждения не принижают общего вклада Э. Фромма в постижение человеческой природы. Однако они обязывают к критической, трезвой философской рефлексии по поводу целой эпохи либерально-гуманистических увлечений. Это и обусловливает, как мне кажется, актуальность представленного исследования.

Степень разработанности проблемы

Нет оснований считать, что философское наследие Эриха Фромма не привлекало внимания отечественных исследователей. Напротив, можно утверждать, что ни один из классиков психоанализа, включая 3. Фрейда, не был столь часто объектом исследовательского внимания.

Изучение взглядов Э. Фромма в отечественной литературе началось в 70е годы прошлого столетия. Первый исследовательский интерес к американскому психоаналитику обнаружили В.И. Добреньков (Добреньков В.И. Критика неофрейдистской концепции Эриха Фромма. М., 1972; Добреньков В.И. Неофрейдизм в поисках «истины» (Иллюзии и заблуждения Эриха Фромма). М., 1974) и В.А. Куркин (Куркин В.А. Гуманистические утопии Э. Фромма \\ Вопросы философии. 1983, № 2). Этот этап в оценке философского наследия Э.

Фромма связан с острой идеологической критикой его взглядов. Авторы публикаций характеризовали Фромма как мелкобуржуазного мыслителя, развивавшего утопические идеи «здорового общества». Отмечая глубокий интерес Фромма к К. Марксу и близость многих выводов этих мыслителей, отечественные философы тем не менее отвергали едва ли не все социальные выводы Фромма, а его философский интерес к человеку характеризовали как ненаучный антропологизм.

Десятилетие спустя появились труды Б.Л. Вульфсон, П.С. Гуревича, Б.Ф. Сикорского, Э.М. Телятниковой, Г.А. Титаренко, И.В. Егоровой.

Сейчас можно назвать и другие труды: Титаренко А.И. Эрих Фромм в оковах иллюзий \\ Вопросы философии, 1964, № 10; Эреш Л. Очерк концепции Э. Фромма \\ Вопросы философии. 1970, № 6; Гёде А. Критика «гуманистически-экзистенциалистской» интерпретации Маркса Фроммом // Ленинизм и современные проблемы историко-философской науки. М., 1970; Шварцман К.А. «Гуманистическая этика» Э. Фромма \\ Вопросы философии. 1971, № 6; Витевская Т. «Новая религия» Эриха Фромма \\ Наука и религия. 1971, № 11; Сабиров Ф.Х. Фрейдизм и гуманный психоанализ Э. Фромма о социальном развитии человека \\ Уч. зап. Казанского гос. пед. института. 1972, вып. 103, сб.З; (философия).

Публикации этого времени были весьма интересны, поскольку знакомили отечественных читателей с идеями Э. Фромма. (Сами работы Э. Фромма по существу не издавались). Публикации этого времени в основном были объективистскими. Авторы считали своим долгом изложить содержание многих работ Фромма без серьезного критического анализа его идей.

Третий этап в освоении фроммовского наследия связан с изданием его работ. Здесь значительна роль П.С. Гуревича, В.И. Добренькова, В.М. Лейбина, A.M. Руткевича. П.С. Гуревич осуществил издание восьми томов трудов Фромма (в издательстве ACT, Республика, Изида). В подготовке этих изданий участвовали члены редколлегии А.А. Гусейнов, А.Л. Журавлев, И.М. Ильинский, B.C. Степин, O.K. Филатов. Разумеется, эти публикации

сопровождались написанием аналитических вступительных статей, подготовкой комментариев, что позволило приступить к серьезному изучению фроммовского наследия. Среди публикаций этого времени: Кузнецова СВ. Концепция «социального характера» Э. Фромма \\ Проблемы человека в современной религиозной и мистической литературе. М., 1988; Верчёнов Л.Н. Социальная теория Эриха Фромма. М., 1980; Воскобойников А.Э. Бессознательное и сознательное в человеке. М., 1997; Гуревич П., Егорова И. Тайные страсти Зигмунда Фрейда \\ Собеседник. 1994; Гуревич П.С. Антропологизм Эриха Фромма как эстетическая проблема Художественное произведение и личность. М, 1975; Гуревич П. Человек в авантюре саморазвития \\ Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993; Гуревич П.С. Видный мыслитель XX столетия \\ Фромм Э. Душа человека. М., 1992; Гуревич П.С. Разрушительное в человеке как тайна \\ Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994; Гуревич П.С. «День человека» в идеальном обществе \\ Фромм Э. Мужчина и женщина. М., 1998; Гуревич П.С. Величие и ограниченность самого Фромма \\ Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. М., 2000; Гуревич П.С. В любви человек хочет стать богом \\ Фромм Э. Ради любви к жизни. М., 1998: Егорова И.В. Философская антропология Эриха Фромма. М., 2002; Гуревич П.С. Проблема целостности человека. М., 2004.

В разработке темы я опиралась на труды отечественных философов Р.Г. Апресяна, Л.П. Буевой, В.В. Бычкова, И.С. Вдовиной, П.С. Гуревича, А.А. Гусейнова, В.И. Добренькова, В.М. Лейбина, B.C. Степина, A.M. Руткевича.

Цели диссертационного исследования состояли в том, чтобы дать объективную аналитическую оценку философско-антропологических идей Э. Фромма.

Задачи исследования

Анализируя философские идеи Э. Фромма, я стремилась:

- раскрыть значительный вклад неофрейдизма и гуманистической психологии в современную философскую антропологию;

- показать неоспоримую ценность гуманистического сознания в целом и
вместе с тем дать критическую оценку отвлеченной гуманистической риторике,
неоправданному обожествлению человеческой природы;

- охарактеризовать целый этап социально-политической практики,
связанной с либерально-гуманистическим мышлением и вместе с тем показать
ограниченность данного социально-политического проекта, во многом
исчерпавшего себя в настоящее время;

выявить теоретический потенциал идеи целостности человека, трактуемой Э. Фроммом как установление отношений человека к природе, миру и другим людям;

обнаружить скрытый потенциал идеи Э. Фромма о человеке как едва ли не самом эксцентричном создании универсума;

оценить неполноту и узость фроммовской концепции человеческих потребностей, конформизма и свободы человека;

- проследить развитие фроммовских взглядов на человеческую
деструктивность в современной философии и психологии;

проанализировать вклад Э. Фромма в становление современной политической патопсихологии;

представить ценность культурологических идей Фромма, связанных с характеристикой различных культурных эпох (античности, средневековья, Нового времени, раннего капитализма);

истолковать значение и ограниченность фроммовской концепции социального характера.

Объектом исследования послужило философско-антропологические идеи Э. Фромма.

Предмет исследования — достижения и ограниченность эпохи либерально-гуманистического проекта.

Методологической основой диссертации явились принципы целостности и системности, исторической интерпретации, исторической объективности, последний из которых предполагает отказ от следования политической

конъюнктуре и реконструкцию реального места той или иной мировоззренческой установки в ценностном сознании различных эпох. Автор использовал методологические установки философской антропологии как самостоятельной области философского знания, структурно-функциональный метод, дающий возможность рассмотреть проблему как определенную целостную систему.

Теоретической основой исследования послужили работы философских антропологов, культурологов, этиков, посвященных проблеме философского постижения человека.

Научная новизна исследования

В диссертации впервые в отечественной литературе показана ограниченность либерально-гуманистического проекта, представленного гуманистическим психоанализом Э. Фромма. Отвергая традиции русской религиозной философии, которая рассматривала человека в соотнесении с Богом, Э. Фромм обосновал вариант светской, нерелигиозной философской антропологии. Такая трактовка человеческой природы, по моему мнению, неукоснительно приводит к тотальному культу человека, утверждению непорочности человеческой сущности, не позволяет адекватно осмыслить современную социально-политическую практику.

гуманизм трактуется в диссертации как «ересь и проблема» (Н.А. Бердяев), что позволяет преодолеть недостаточность фроммовской концепции человеколюбия;

общественное развитие многофакторно. Поэтому возведенные в абсолют социоцентрические, природоцентрические и антропоцентрические установки, обретающие идеологический статус, обнаруживают свою несостоятельность. Невозможно строить общество только по меркам человека, потому что человеческая природа не разгадана, человек открывается все новыми и новыми гранями, социальный процесс искажает человеческие

потребности и таким образом создает предпосылки для обнаружения различных деструктивных процессов;

показано, что фроммовская концепция человеческих потребностей не является исчерпывающей. В частности, в диссертации утверждается, что одной из глубинных потребностей человека является поиск смысла жизни. Именно эта потребность рождает в значительной степени тягу к знаниям, творчеству, стремление к связям с другими людьми. Упуская из виду эту потребность, Фромм испытывает трудности при обнаружении смысложизненных, ценностных и практических установок человека. Анализ данной человеческой потребности позволил мне дать иную, более развернутую, как мне кажется, оценку целей и мотивов человеческого поведения.

отмечена негативная роль нон-конформизма как типа человеческого поведения. Критикуя конформизм как проявление ущербности человека, Фромм не уделяет внимания негативной стороне нонконформизма. Создается иллюзия, будто именно нонконформизм выступает как реальная оппозиция конформизму. Такая трактовка не позволяет оценить в полной мере асоциальность, деструктивность коллективного социального поведения.

переосмыслена динамика ряда социальных процессов, их движущих источников. Фромм находился под сильным впечатлением социальных идей К. Маркса. Рассматривая логику исторических процессов, Фромм исходит из примата экономических факторов. Между тем в реальной истории огромна роль и других факторов развития, в частности ценностных и культурных.

Научная и практическая значимость исследования

Материалы диссертации могут быть использованы для разработки курса философской антропологии. Они способны стать теоретическим источником в разработке учебных программ и в подготовке спецкурсов по культурологи, социальной философии и этике. Практическая значимость диссертации связана с возможностью использования ее результатов в политической практике.

Апробация результатов исследования

Вопросы, касающиеся различных аспектов диссертационного исследования неоднократно становились темой выступлений на различных научных конференциях и семинарах:

Круглый стол «Проблемы массовой культуры» (М., 1990);

Доклад «Мистика как социальный феномен» на секции XIX Всемирного философского конгресса (М., 1993);

Доклад «Философская антропология Э. Фромма» на Всероссийской научной конференции «Человек, общество, культура в контексте глобальных изменений» (М., 2000);

Доклад «Антропологическое содержание культуры в истолковании Э. Фромма» на Всероссийской научной конференции «Личность, культура и этнос в современной науке» (М., 2003).

Результаты диссертационной работы опубликованы в монографиях, учебных пособиях и других публикация, общим объемом 75 п.л.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы. Общий объем диссертации - 303 стр.

Психоанализ и гуманистическая психология

Психоанализ как философско-антропологическое течение возник на рубеже XIX и XX веков. Тогда в европейской философии сложились такие направления, как: философия жизни, прагматизм, позитивизм, философская антропология. Рождалось экзистенциальное и герменевтическое мышление. Считалось, что человеком управляет сознание, и оно определяет его деятельность, поступки и желания. Психоанализ же, напротив, утверждал, что индивидом движет его бессознательное, и эта структура психики обусловливает поведение людей. Психоаналитическая философская позиция явилась вызовом времени, вызовом всему рационалистическому мировоззрению, существовавшему в то время в мире. Это направление стало новой вехой в понимании сущности как самого человека, так и мотивов его поведения, причинно-следственных отношений, казалось бы, непредсказуемых поступков. Господству разума противопоставлялось господство подсознательных влечений, желаний, страхов и побудительных стимулов в психике человека.

Но для того, чтобы раскрыть и понять сущность психоанализа, необходимо дать определения этого философского течения.

Слово "психоанализ" принадлежит австрийскому врачу и психологу Зигмунду Фрейду. Впервые он использовал это понятие в статье об этиологии (происхождении) неврозов, которая была опубликована на французском языке в 1896 г. Вводя этот термин, Фрейд указывал на принципиально новое понимание психических процессов и методов их изучения.

Само понятие "психоанализ" употребляется в трех значениях. Прежде всего, это новое философское направление. Слова "фрейдизм" и "психоанализ" нередко употребляются как синонимы. Однако следует иметь в виду, что именно фрейдизм возвел положение психоанализа в ранг философско-антропологических принципов. Новое философское направление представляло собой не только совокупность взаимно связанных гипотез о строении и функциях психического аппарата в целом. Психоанализ выдвинул множество новых философских идей, связанных с пониманием философии человека, психики, культуры и т.д. .

Второе значение слова "психоанализ" связано с техникой психоанализа как метода психологического исследования бессознательных психических процессов. В этом смысле сложились возможности для глубинного изучения психики, ее бессознательных слоев исследования тех интимных, сокровенных, "закрытых" феноменов психики, которые прежде не были доступны исследователю. Здесь можно говорить о психоанализе как метапсихологическом учении, позволявшем погрузиться в глубины психики и дать им специфическое психологическое толкование.

Третье значение слова "психоанализ" — особый метод психотерапии, изучения и лечения психических расстройств. Располагая психоаналитической теорией, можно помогать пациентам в устранении неврозов, психических травм, которые оказывают воздействие на поведение человека. Мы говорим, следовательно, о психоанализе, имея в виду клиническую помощь тем, кто в ней нуждается, возможности личностного роста, обретения психического здоровья".

Итак, психоанализ — это специфическое философское направление. Это означает, что в истории философии, безусловно, были идеи, которые предвосхищали открытия Фрейда. Сошлемся хотя бы на древнегреческого философа Сократа. Многие его идеи созвучны фрейдизму. В Древней Греции у Сократа были оппоненты. Это были софисты. Так называли группы древнегреческих мыслителей V — первой половины IV в. до н.э. В своем стремлении добиваться в споре победы любой ценой, они превратили дискуссию в хитроумную и кажущуюся мудрость. Потребность в истине — есть движущий мотив деятельности Сократа. Но она не только черта характера человека, но и ясное убеждение. И в этом состоит ее положительная сторона. Такой взгляд обусловил возникновение релятивизма, тогда все знания рассматривались как относительно правильные, зависящие от положения, от обстоятельств.

Софисты же иронично относились к истине. Их целью было озадачить, поразить парадоксом, произвести впечатление. Пусть наивные слушатели восхищаются их умом. А что следует взять с собой в жизненную дорогу? Практически ничего. У каждого своя истина. Однако как же возможна философия, если у каждого свои аргументы и свой собственный итог в споре?

Сократ со всей живостью своей гениальной натуры стал искать ответ на этот вопрос. Возможно, есть всемогущий закон, который стоит выше личных мнений, мерило, согласно которому должен испытываться и направляться взгляд каждого человека. Он верил в истину и в ее право на критику. Это убеждение нельзя доказать, ибо оно есть условие всякого доказательства. В ком его нет, в том оно может быть лишь пробуждено, если он научится задумываться о самом себе. Нетрудно увидеть, как эта идея Сократа перекликается с фрейдовской концепцией. Ведь австрийский психиатр тоже пытался пробудить истину в каждом человеке, который начинает задумываться о самом себе. Вторая идея Сократа, которая близка Фрейду, — это заповедь "Познай себя". С чего начинается познание? Человек может направить свою мысль на внешний мир, который манит мерцанием тайны. Но собственное сознание способно получить иное направление. Ведь многие проблемы человек понимает, ориентируясь на собственный опыт, как бы изнутри. Коли так, надо познать самого себя, чтобы открыть и другие таинства мира.

Эллинское просвещение быстро привело к тому, что в обществе стали господствовать самые различные мнения. Сократ же ищет истины как меры, которой должны подчиняться личности. Однако личность может существовать лишь в том случае, если над личностями стоит нечто всеобщее, чему они должны подчиниться. Поэтому искать истину можно лишь тогда, когда отдельные люди, несмотря на все различия во мнениях, совместно обратятся к тому, что они всегда знают. Истина есть совместное мышление. Таково и убеждение Фрейда! Другой древнегреческий мыслитель — Платон — полагал, что повседневность является отражением "идей", которым он придавал бытийственный смысл. Сначала мы можем говорить об "идеях", а затем об их материальном, конкретном воплощении. Такой подход к истолкованию мира весьма близок к более поздним интуициям Фрейда. За кажущейся реальностью нужно искать иную, более основательную, — это и есть посылка Фрейда!

В "Государстве" Платон пишет примерно следующее. Представим себе, что человека бросили в подземелье. Он закован и повернут спиной к входу. Теперь подумаем, как он воспринимает мир. То, что находится за пределами пещеры, человек не видит. (Разве у нас есть гарантии, что реальность представлена перед нами во всей своей универсальности? Может быть, мы наблюдаем только то, что нам открыто?) Такие идеи перекликаются с фрейдовскими изречениями об ограниченности сознания и бесконечности бессознательного.

На протяжении многих веков философы славили разум. Они не сомневались в его могуществе и неоспоримом верховенстве. В XVIII в. философы и психологи сделали допущение: разум есть вообще главенствующее свойство человека, величайший дар. Все должно быть подвергнуто суду разума. Общество, государство, вся жизнь человека должны подчиняться меркам сознания. Разум не только выделяет человека из природного царства, но позволяет осознать нравственные и духовные ценности.

Фромм как лидер гуманистической психологии

Гуманистическая психология - одно из основных направлений современной зарубежной психологии, которое в значительной мере противопоставляется психоанализу и бихевиоризму. Признает главным предметом исследования личность человека, которая рассматривается как уникальная целостная система, стремящаяся к самоактуализации и постоянному личностному росту. Возникло в 50—60-е годы нашего столетия. Гуманистическая психология стремится изучить личность как целостную систему, которая в то же время открыта для развития. Если бихевиористы рассматривают отдельные события, которые оказывают воздействие на личность, то гуманистические психологи видят в человеке интегративное целое. Они также утверждают, в отличие от бихевиористов, что исследования животных не могут дать развернутый материал для понимания человека.

Представители гуманистической психологии считают, что как бы ни были сильны сексуальные побуждения, о которых писал Фрейд, они не самые могущественные силы в человеке, а их неудовлетворенность не приводит к психическому расстройству. Наиболее мощные силы, определяющие поведение человека, берут начало в условиях его существования, в самом положении человека. Человек не может жить в состоянии покоя из-за внутренних противоречий, побуждающих его искать равновесие, новую гармонию взамен утраченной гармонии животного с природой. После удовлетворения биологических потребностей им движут человеческие. Все страсти и стремления человека — это попытки разрешить проблему его существования или, другими словами, попытки избежать психического нездоровья.

Психологи этого направления исходят из того, что человек по своей изначальной природе добр или в крайнем случае не открыт беспредельно для зла. Агрессия, насилие, разрушительность — это феномены, рожденные человеческой историей и обществом. По мнению Маслоу, универсальной человеческой характеристикой оказывается креативность, безграничное человеческое творчество. Однако общество далеко не всегда обеспечивает условия для развития человеческого потенциала.

В гуманистической психологии осмысливаются сугубо человеческие потребности. Свою иерархию потребностей А. Маслоу начинает с физиологических потребностей (в пище, воде, кислороде при оптимальной температуре), а завершает потребностями, которые связаны с самоактуализацией, личностной состоятельностью. Самоактуализирующаяся личность не отягощена множеством мелких пороков, вроде зависти, злобы, дурного вкуса, цинизма. Напротив, ей присуща высокая самооценка, простота, демократичность, вдохновение.

Представители гуманистической психологии полагают, что человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека. В то время как тело подсказывает ему, чем питаться и чего избегать, его совесть должна диктовать ему, какие потребности следует культивировать и удовлетворять, а каким надо позволить истощиться и зачахнуть.

Психологи-гуманисты ввели в психологию множество новых тем, они обратили внимание на экзистенциальные (трепетные), живые переживания человека.

Фромм рассматривает механизмы бегства от свободы: авторитаризм, конформизм и разрушительность. Прежде всего Фромм обращает внимание на такой механизм бегства от свободы, который состоит в тенденции авторитарности. Авторитаризм (фр. autoritarisme - влияние) - стремление подчинить себе других людей или оказаться в невротической зависимости от них. «Отчетливые формы этого механизма можно найти в стремлении к подчинению или господству или - если использовать другую формулировку -в мазохистских и садистских тенденциях, существующих в той или иной степени и у невротиков, и у здоровых людей». Наиболее частые формы проявления мазохистских тенденций - это чувство собственной неполноценности, беспомощности, ничтожности. Анализ людей, испытывающих подобные чувства, показывает, что, хотя сознательно они на это жалуются, хотят от этих чувств избавиться, в их подсознании существует какая-то сила, заставляющая их чувствовать себя неполноценными или незначительными. Эти люди, подмечает Фромм, постоянно проявляют отчетливо выраженную зависимость от внешних сил: от других людей, от каких-либо организаций, от природы. Они стремятся не утверждать себя, не делать то, чего им хочется самим, а подчиняться действительным или воображаемым приказам этих внешних сил. Часто они попросту не способны испытывать чувство «я хочу», чувство собственного «я».

Зарождение гуманистической психологии Психоаналитическое направление, впервые поставившее вопрос о необходимости исследования мотивации и структуры личности, обогатило психологию многими важными открытиями. Но этот подход игнорировал изучение таких важных характеристик, как качественное своеобразие личности каждого человека, возможность сознательно и целенаправленно развивать определенные стороны «своего Я» и строить взаимоотношения с окружающими. Вызвала возражение многих ученых и идея психоанализа о том, что процесс развития личности заканчивается в детстве, тогда как экспериментальные материалы показывали, что становление личности происходит в течение всей жизни.

Не был удовлетворительным и подход к исследованию личности, развиваемый в рамках бихевиористского направления. Бихевиористы сосредоточивались на изучении ролевого поведения и игнорировали вопросы внутренней мотивации, переживаний личности, так же как и исследования тех врожденных качеств, которые накладывают отпечаток на ролевое поведение человека. Осознание этих недостатков традиционных психологических направлений привело к появлению новой психологической школы, получившей название гуманистической психологии. Это направление появилось в США в 40-х годах XX века, и изначально было построено на основе философии экзистенциализма. На формирование гуманистической психологии оказали большое влияние идеи Фрейда, Бине и Сеченова.

Развитию нового направления в психологии способствовала обстановка, сложившаяся в обществе после второй мировой войны. Если 1-я мировая война продемонстрировала бессознательную жестокость и агрессию человека, ужаснувшие мировое сообщество и пошатнувшие устои гуманистических и просветительских взглядов, то вторая мировая война, в дополнение к этому, выявила и другие стороны человеческой психики. Она показала, что многие люди в экстремальных ситуациях проявляют стойкость и сохраняют достоинство в самых трудных условиях.

Эти факты, так же как и данные, полученные психологией личности в 30-50-е годы, показали ограниченность подхода к человеку, объясняющего развитие его мотивации, его личных качеств только стремлением к адаптации. Нужны были новые подходы, которые интерпретировали бы возможности людей преодолеть давление ситуации, их желание творческой реализации своих способностей. Это стремление человека к сохранению и развитию своей духовной уникальности было невозможно объяснить в терминах старой психологии и естественных наук, игнорируя философские подходы.

Просветительская модель человека

Фрейд во многом сохранил верность просветительской модели человека, как она сложилась в XVIII веке, но, с другой стороны, и поколебал представление о человеке, существовавшее в то время. Философские искания просветителей сводились к постижению человеческой природы. Под ней понимали совокупность стойких неизменных черт, общих задатков и свойств, выражающих особенности человека как живого существа и присущих человеку разумному во все времена независимо от биологической эволюции и исторического процесса. Раскрыть эти признаки— значит понять человеческую природу.

Просветительскую модель человека можно описать с помощью трех основных положений. Во-первых, просветители создали культ разума как основного достижения человека. Человек обладает необыкновенным даром. Он может вызвать в собственном воображении давно ушедшие миры. Он способен с предельным погружением войти в сферу собственных мыслей и критически воспринять их. Человек может рассуждать, познавать, оценивать. Выстраивать логически стройную последовательность умозаключений. Разум — огромная сила, которая помогает человеку принимать решения. Осмысливать социальные процессы53.

Традиции классического Просвещения отводили огромную роль способностям личности проявлять несомненную критическую настроенность, готовность отличать истинное знание от ложного. Просветительская реакция на религиозное мировоззрение заключалась именно в подчеркивании и даже абсолютизации разума, в преувеличенной оценке рационально-критических возможностей сознания как такового в борьбе против традиционных догм и идолов.

Первоначальные либерально-просветительские представления о неисчерпаемых возможностях разума были связаны с идеалом независимой и критической личности. Эпоха Просвещения породила культ "автономного человека", способного трезво и глубоко оценивать явления, идеи, нравственные поступки и их следствия. Рационализм и критицизм объявлялись универсальной характеристикой человека.

Пафос разума, знания и основанного на них прогресса выразился в идеологии Просвещения наиболее полно и отчетливо. Вневременная, внеисторически понятая, всегда тождественная себе разумность в противоположность "заблуждениям", "страстям", "таинствам" рассматривалась просветителями и как универсальное средство совершенствования общества. Прогресс осмыслялся ими как результат распространения истинных идей, которые постепенно устраняют загадки и чудеса мира, пропитывая его светом разумности.

Понимание социального смысла идеологии строилось на противопоставлении "истинных" идей неорганизованной эмпирии повседневного опыта. Разумеется, мыслитель Просвещения отдавал себе отчет в том, что масса, к которой он обращается со своим учением, не обладает развитым интеллектом, знанием, целостностью мировоззрения. Но не это представлялось в ту пору существенным для мыслителя. Вслед за Бэконом многие философы полагали, что разум вполне можно очистить от предрассудков.

Функционирование общественного сознания понималось мыслителями Просвещения как такой процесс, в ходе которого философ обязан донести до людей открывшиеся ему истины. Им казалось, что выключенность из системы материального производства служит творцам культурных ценностей достаточной гарантией, позволяющей преодолеть эгоистические интересы, прагматические расчеты, эмоциональные пристрастия и другие поводы сокрытия истины. Раннебуржуазные мыслители видели свое призвание и общественную миссию в том, чтобы донести до масс полное, не искаженное ничем знание54.

В соответствии с этой установкой масса мыслилась как вполне благодарный объект просвещения. Разумеется, многие сограждане подвержены предрассудкам, заражены корыстью, погрязли в суетности, в повседневности. Но эти изъяны "практического сознания" идеологи Просвещения объясняли тем, что люди вынуждены добывать себе хлеб насущный, и их зависимое положение мешает им самостоятельно проникать в сокровищницу знаний. Все это, однако, не препятствует методически планомерному и развернутому прояснению обыденных представлений, ибо человек по природе своей разумен, открыт для просвещения.

Второе положение просветительской модели человека: человек вменяем и социально ответствен. Если у него есть разум, то он вполне способен обдумать любую сложную ситуацию и поступить в соответствии с собственным критическим сознанием. Нет такой преграды, которая не позволила бы независимой личности уйти от суда совести, от подверженности предрассудкам. Критическое сознание — залог человеческой ответствен н ости55.

Третье положение просветительской модели гласит: человек во многом подвержен животным страстям, инстинктам. В его поведении проступают следы природного мира. Здесь обнаруживаются агрессивные и жестокие поступки. Однако чем дальше развивается история, тем в большей степени "окультуривается" и облагораживается человек. Однако Фрейд считает, что инстинкты не "окультуриваются"56.

Хотелось бы отметить, что при всей своей приверженности к идеям Просвещения, З.Фрейд находился под сильным влиянием взглядов, рожденных философией жизни, как она предстала в творчестве А.Шопенгауэра, Ф.Ницше и других мыслителей. Уже в романтической традиции воображение ценилось больше, чем разум. Сначала А.Шопенгауэр, а затем Ф.Ницше задумываются над странностью человека как живого существа . Путем чисто философского умозрения формируется мысль о том, что человек, вероятно, выпадает из цепи природных "тварей". Он эксцентричен и вовсе не производит впечатления "венца творения". Вопреки научным фактам философы выдвигают идею о том, что человек есть "еще не установившееся животное" (Ф.Ницше). Он не только не замыкает некую природную цепь, а попросту выпадает из ее звеньев. Все, что до этого оценивалось как приобретение человека, с новой точки зрения выглядит процессом его вырождения. Эти идеи радикально преобразили философскую антропологию.

Понятие социального характера

Теперь следует поставить вопрос, какова функция социального характера в плане служения индивиду и обществу. В первом случае ответ прост. Если характер индивида более или менее совпадает с социальным характером, то доминантные стремления индивида побуждают его делать именно то, что необходимо и желательно в специфических социальных условиях его культуры. Пусть, например, человек одержим страстью к накоплению и отвращением к любому излишеству; такая черта характера может быть весьма полезна ему, если он мелкий лавочник, вынужденный к бережливости. Наряду с этой экономической функцией черты личности имеют и другую, не менее важную функцию — чисто психологическую. Человек, для которого накопительство является потребностью, коренящейся в его личности, получает и глубокое психологическое удовлетворение от возможности поступать в соответствии с этой потребностью; он выигрывает не только экономически, но и психологически. В этом легко убедиться, понаблюдал, например, за женщиной из низов среднего класса на рынке: сэкономив на покупке два цента, она будет так же счастлива, как был бы счастлив человек с другим типом личности, испытав чувственное наслаждение. Такое психологическое удовлетворение появляется у человека не только тогда, когда он сам поступает в соответствии со стремлениями, коренящимися в структуре его характера, но и когда, читает или слушает изложение идей, близких ему по той же причине. Для авторитарной личности чрезвычайно притягательны идеология, изображающая природу как могучую силу, которой следует покоряться, или речь, содержащая садистские описания политических событий; читая или слушая это, человек с таким типом личности получает психологическое удовлетворение. Итак, для нормального человека субъективная функция его социального характера состоит в том, чтобы направлять его действия в соответствии с его практическими нуждами и давать ему психологическое удовлетворение от его деятельности.

Если рассматривать социальный характер с точки зрения его функции в общественном процессе, то мы должны начать с того же утверждения, какое было сделано по поводу функции социального характера для индивида: приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его хотеть действовать именно так, как ему приходится действовать. Если структура личности большинства людей в данном обществе, то есть социальный характер, приспособлена к объективным задачам, которые индивид должен выполнять в этом обществе, то психологическая энергия людей превращается в производительную силу, необходимую для функционирования этого общества. Рассмотрим снова пример с интенсивностью труда. Наша современная промышленная система требует, чтобы основная часть нашей энергии.была направлена в работу. Если бы люди работали только под давлением внешней необходимости, то возникал бы разрыв между тем, чего им хочется, и тем, что они должны делать; это снижало бы производительность их труда. Но динамическая адаптация личности к социальным требованиям приводит к тому, что энергия человека приобретает формы, побуждающие его действовать в соответствии со специфическими требованиями экономики. Современного человека не приходится заставлять работать так интенсивно, как он это делает; вместо внешнего принуждения в нем существует внутренняя потребность в труде, психологическое значение которой мы проанализировали выше. Иными словами, вместо подчинения открытой власти человек создал в себе внутреннюю власть — совесть или долг, которая управляет им так эффективно, как никогда не смогла бы ни одна внешняя власть. Таким образом, социальный характер интериоризирует внешнюю необходимость и тем самым мобилизует человеческую энергию на выполнение задач данной социально-экономической системы.

Как мы видели, если в характере уже развились определенные потребности, то соответствующее этим потребностям поведение одновременно дает и психологическое удовлетворение, и практическую пользу в плане материального успеха. Пока и поскольку общество обеспечивает индивидууму удовлетворение в обеих этих сферах одновременно, налицо ситуация, в которой психологические силы цементируют социальную структуру. Однако рано или поздно возникает разрыв. Традиционный склад характера еще существует, но возникают новые экономические условия, при которых прежние черты личности становятся бесполезными. Люди стремятся действовать в соответствии со своим складом характера, но при этом либо их поведение превращается в помеху для достижения экономических целей, либо они просто не в состоянии действовать согласно своей "природе". Что мы имеем в виду — иллюстрирует структура личности прежнего среднего класса, особенно в странах с жесткой классовой обособленностью, таких, как Германия. Добродетели прежнего среднего класса— экономность, бережливость, осторожность, недоверчивость — в современном бизнесе гораздо менее ценны, чем новые достоинства, такие, как инициативность, способность к риску, агрессивность и т.п. Даже если эти старые добродетели кое-где и полезны — как в случае с мелким лавочником, — возможности мелкого предпринимательства настолько сузились, что лишь меньшинство сыновей прежнего среднего класса может успешно "использовать" свои традиционные черты характера в экономической деятельности. Воспитание развило в них те черты характера, которые в свое время были приспособлены к социальным условиям их класса; но экономическое развитие шло быстрее, нежели развитие характера, и разрыв между эволюцией экономической и эволюцией психологической привел к тому, что в процессе обычной экономической деятельности психологические потребности уже не удовлетворяются. Но эти психологические потребности существуют, и приходится искать какие-то другие способы их удовлетворения. Тогда узкоэгоистическое стремление к собственному преимуществу, характерное для низов среднего класса, переходит из личной плоскости в национальную. Садистские импульсы, прежде находившие применение в конкурентной борьбе, усиленные фрустрацией в экономической сфере, выходят на общественно-политическую арену, а затем, освободившись от каких-либо ограничений, находят удовлетворение в политических преследованиях и в войне. Таким образом, психологические силы, слившись с раздражением, вызванным общей фрустрирующей ситуацией, превратились из цемента, скреплявшего общественный строй, в динамит, который и использовали группы, стремившиеся разрушить политическую и экономическую структуру демократического общества.

До сих пор мы не касались роли воспитания в формировании социального характера; но, поскольку многие психологи считают методы воспитания в раннем детстве и технику обучения подростка причиной развития определенного характера, уместно сделать несколько замечаний по этому поводу. Прежде всего нужно уточнить, что мы называем воспитанием. Этот термин можно определить по-разному, но с точки зрения социального процесса функция воспитания, очевидно, состоит в том, чтобы подготовить индивида к выполнению той роли, которую ему предстоит играть в обществе. То есть воспитание должно сформировать его характер таким образом, чтобы он приближался к социальному характеру, чтобы его собственные стремления совпадали с требованиями его социальной роли. Система воспитания в любом обществе не только выполняет эту функцию, но и определяется ею; поэтому структуру общества и структуру личности членов этого общества нельзя объяснять воспитанием, принятым в данном обществе. Наоборот, само воспитание членов общества, система воспитания объясняется требованиями, вытекающими из социально-экономической структуры данного общества. Однако методы воспитания чрезвычайно важны, их можно рассматривать как средства, с помощью которых социальные требования преобразуются в личные качества людей. Хотя методы воспитания и не являются причиной формирования определенного социального характера, они служат одним из механизмов, формирующих этот характер.

Похожие диссертации на Философская антропология Эриха Фромма