Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Антропология творчества Политыко Сергей Дмитриевич

Антропология творчества
<
Антропология творчества Антропология творчества Антропология творчества Антропология творчества Антропология творчества
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Политыко Сергей Дмитриевич. Антропология творчества : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13.- Москва:РАН, 2003.- 120 с.: ил. РГБ ОД, 61 05-9/587

Введение к работе

Актуальность исследования определяется постоянно возрастающим рангом творчества в иерархии человеческой активности. С творчеством закономерно связываются ожидания эволюционного или даже революционного развития как материальной, такидуховной сфер людского бытия, социальный и научно-технический прогресс, культурный рост человечества и индивидуума, расширение человеческого знания и познания мира. В прикладном же аспекте изучение творчества тесно связано с проблемой становления личности, ее формирования, с задачами всестороннего и устойчивого развития общества, в котором роль личности с очевидностью возрастает. В связи с этим усиливается и специализируется интерес к исследованиям интеллекта, общих и специальных способностей, восприятия, мышления и поведения. Особое внимание при этом уделяется возможности интенсифицировать когнитивные процессы, активизировать сферы сознания и подсознания, ускорить и совершенствовать процессы обучения и научения, выработать приемы и методы решения нетривиальных задач, приемы новаторского, неалгоритмического мышления. Такого рода устремления, при всей их безусловной важности и научной ценности достигнутых результатов, нельзя не признать, как минимум, парадоксальными С одной стороны, творчество — это новаторство, неординарность, уникальность. С другой стороны, творчество до известной меры предполагается поставить «на поток». Противоречие это (имеющее существенные практические следствия) обусловлено прежде всего тем, что творчество как процесс и как результат теснейшим образом связано со всей системой человеческой деятельности, вычленение из которой собственно креативной составляющей представляется проблематичным и дает возможности для весьма субъективных толкований. Рассмотрение этого и иных противоречий в изучении проблемы творчества является актуальным и в теоретическом, и в практическом плане.

Степень научной разработанности проблемы. Творчество, рассматриваемое как возникновение нового, ранее небывалого, неизвестного, как постижение неведомого, как создание ценностей, можно отнести к «вечным» темам философии. Со времени выделения психологии в отдельную научную дисциплину проблематика творчества занимает и в этой науке весьма заметное место и в известной мере перешла из дефиниции философии в область психологии. Вместе с тем и философский интерес к творчеству не иссяк, особенно он возрос на рубеже ХК-ХХ веков, что связано с философией АБергеона, а также с работами психологов, психиатров и физиологов (И.П.Павлова, Т.Рибо, ИМ Сеченова, ЧЛомброзо, В.Штерна и др), со становлением и развитием психоанализа, с интересом к проблеме антропо- и культурогенеза.

В отечественной философии в первой половине прошлого века вопросам творчества посвятили свое внимание НАБердяев, МАБлох, С.О.Грузенберг, Н.ИЛап-шин, БАЛезин, В.И.Синайский, П.К.Энгельмейер и др. С начала 1970-х годов можно отметить значительное оживление интереса к философии творчества Среди авторов, обращавшихся к общеметодологическим проблемам теории творчества, РФАбдеев, Н.ПАбовский, Г.СБатищев, В.СБиблер, САБукщ ГАБущ ГАДавьдова, О.Шенисарет-склй. АЯ.Зись, МСКаган, Б.МКедров, В АЛекгорский, Г.В Лобасгов, АФ Лосев, АН Лощи-

fPH*^

>ос национальная!

| СНСЛИОТКА I

лип, АСМайданов, Н.Ф.Овчинников, БМ.Рунин, Б.Ф.Сорокин, И.В.Страхов, Г.П.Щедро-вицкий, ВАЯкошев, Л.ВЛценко и др. Весьма подробно рассматривается проблема философии творчества в социокультурном аспекте в работах О.ВАфанасьевой, В.ВБиб-ихина, АН.Волкова, Л.П.Гербер, Л.П.Буевой, АЗДмитровского, П.СЛьшшевского. Вяч.Вс.Иванова, Н.И.Киященко, Д.СЛихачева, В.Ф.Овчинникова, В.М.Розина, В.Н.Тома-линцева, СВШефеля и других исследователей, в том числе социологов, эстетиков, историков искусства. Философскому осмыслению сознания, творческого мышления, интуиции, общего, научного и художественного воображения посвящены работы АААганова, ИАБесковой, К.Ш.Бородая, САБорчикова, ИАГайниева, АЮДейкиной. С.П.Иванова, Ю.Е.Калугина, Л.И.Коноваловой, Г.Ю.Мошковой, Ж.В.Пименовой, АИСкоблик, В.Ф.Спиридонова, АИСубетго,Л.В.Сурковойи др.

Философской проблематике мыслигельньж процессов, в том числе вопросам творчества, традиционно уделяется значительное внимание в работах отечественных психологов и нейрофизиологов — назовем прежде всего ПХАнохина, НАБернштей-на, Л.С.Выготского, АНЛеонтьева, АРЛурия, ВД.Небылицына, ЯАПономарева, СЛРу-бинштейна, П.В.Симонова, Д.Н.Узнадзе. В области психологии творчества для нас представляют определенный интерес работы АВ.Брушлинского, В.ВДавьгдова, ВЛДранко-ва, В.П.Зинченко, АНЛука, ААМелик-Пашаева, С.В.Меныпиковой, М.Н.Морозова, АИПегрущика, ПАПросецкого и ВАСемиченко, ВД.Шадрикова, Е.Л.Яковлеюй и др. Особо отметим работы Д.Б.Богоявленской, В.НДружиниа, в которых проблемы психологии творчества рассматриваются в широком мировоззренческом контексте.

Проблеме творчества непосредственно или опосредованно уделяется значительное внимание в зарубежной психологии и философии XX века (ГАдорно, М.Бубер, РБарт, ДжГилфорд, КЛеви-Стросс, КЛешли, АМаслоу, Ж-П Сартр, В.Франкл, З.Фрейд, М.Фуко, МЛайдеггер, КТЮнг и др.). Проблема творчества стала в XX веке одной из центральных в гуманитарной рефлексии — в антропологии, культурологии, искусствознании, социологии, даже в политологии и политэкономии.

Научная новизна. Несмотря на чрезвычайно большое количество работ в области философии и психологии творчества, представленное диссертационное исследование несет определенную новизну как в постановке, так и в решении поднятых вопросов. Философско-антропологический подход к проблематике творчества дает возможность конкретизировать характеристики креативного потенциала человека, уточнить и определить место творчества в системе человеческой деятельности. В работе предпринята попытка исследования творчества в его концептуальной целостности: в единстве общемировоззренческих, натурфилософских, историко-культурных, психологических и социальных аспектов. Проводится разграничении философского и психологического подходов к изучению творчества, благодаря чему можно ввести относительно четкие критерии разграничения творчества* и созидательной деятельности . В работе предлагаются характеристики творческого целеполагания и цслеоп-ределения, через которые прослеживаются факторы, обусловливающие различение деятельности на творческую и нетворческую. Предлагается дефиниция человеческой

деятельности и творчества как особого способа деятельности. Представленные наблюдения и выводы могут бьпъ использованы не только философами и психологами, но и педагогами, эстетиками, культурологами, историками и теоретиками искусства