Введение к работе
з І.
Актуальность темы. Стэрообрядчество с самого момента своего возникновения являлось объектом пристального внимания и изучения Но, если первоначально анализ старообрядчества был сопряжен с попыткой дискредитации этого социально-духовного феномена, то на сегодняшний день интерес научного сообщества к староверию обусловлен иной парадигмой, определивший и шгую актуальность исследования Современное российское общество, переживающее в рамках постсоветского периода и в контексте всеобщей культурной глобализации ощутимый кризис национальной идентичности, встало перед насущной необходимостью рефлексии о выборе вектора своего дальнейшего развития Именно сегодня, как никогда ранее, оказываются востребованными дискуссии по поводу специфики русского национального характера, идеи «здорового», конструктивного консерватизма и национализма, ориентирующегося на укрепление современной России, на стабилизацию ее международного положения Основанием для формирования этой новой социально-исторической и философско-культурной парадигмы становится обращение к опыту различных культурных сообществ Старообрядчество, сумевшее в силу специфики своей традиции сохранить в целостности некоторые черты русской национальной культуры, воспринимается как хранитель и носитель национальной идентичности, национального самосознания Поэтому анализ идейного наследия староверия представляется чрезвычайно важным и актуальным в свете нового обращения к концепции «русской идеи» и ее обосновании в глобальном информационно-коммуникативном пространстве
Взгляд на старообрядчество как на «всплеск» национальной идентичности, впервые предложенный евразийцами, обусловил требование к радикально иному подходу в анализе феномена староверия Долгое время старообрядчество осмысливалось фрагментарно, то есть анализировались лишь какие-то единичные аспекты мировоззренческой и практической составляющей - например, экономическая деятельность старообрядцев, их книжное, музыкалыюе наследие и т д В то время как научную актуальность для современной философской рефлексии, безусловно, представляет изучение староверия в его связи с общими философско-мировоззренческими представлениями традиционного православия и религиозной философии Анализ старообрядчества как
1 Сч Чубайс И Б Как закончить спор о русской идее, ияк Какая Россия нам нужна// Вопросы
философии. 2007 X» 10, Межуев В М О национальной идее // Вопросы философии 1997 № 12 ,
Ремизов М. Русский национализм как идеология модернизации // Логос 2007 Хэ 11, Кочеров С Н
Русская идея- сущность и смысл. Н Новгород, 2003 Р> сосал идея / под ред Проф М А Маслина. М,
1992
2 Си Трубецкой H.C Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока // Классика геополитики, XX
век/Сост КоролбвК М. ACT, 2003 , Алексеев Н К Русский народ и государство М. Аграф, 1998
целостного мировоззрения с элементами спекулятивного мышления представлен только в работах М О Шахова,3 что свидетельствует о необходимости дальнейшей научной разработки данного направления
Целостность, единство системы религиозно-философских построений старообрядчества предполагает оценивать этот идейный комплекс как религиозную традицию И здесь выявляется еще один аспект актуальности темы данного диссертационного исследования, заключающийся в том, что в современном гуманитарном знании отсутствует единая универсальная теория традиции В тоже время, данная категория широко используется в трудах философов, культурологов, социологов, этнологов, историков, лингвистов и литературоведов В современной философии выявляется устойчивая тенденция не к созданию единой теории традиции, а к рассмотрению философско-мировоззренческих традиций как «сферы метафизического»4 Рассматриваемые традиции реализуются в совокупности сообществ, направлений, течений, школ Их рассмотрение позволяет обнаружить принципиальные основания того или иного конкретного социума в его исторической и социальной ипостасях Именно такой подход к пониманию дефиниции «традиция» позволяет рассматривать явления в целостности, выявляя их глубинные, сущностные основы В настоящем исследовании будет предпринята попытка именно такого вида рефлексии над феноменом старообрядчества.
Особенный интерес в рамках ментальной теории традиции представляет не только процесс становления иных «пограничных культур»,5 но и их отрыв от ареала первичного оформления и перенос в другой регион, в другую культурную среду, иногда существенно отличающуюся от культурной среды изначального формирования С этой точки зрения, интересным и перспективным для анализа представляется традиция польского старообрядчества, практически неизученная на сегодняшний день Польские старообрядцы (или филиппоны, как называют в Польше представителей всех старообрядческих толков) долгое время сохраняют в условиях нового культурного окружения специфические черты своей традиции При этом происходит некоторая адаптация и приспособление их мировоззрения к изменяющимся условиям В результате этого процесса формируется несколько отличный от русского старообрядчества идейный комплекс, реализуемый в сфере материальной культуры Артефакты культуры польского старообрядчества являются также мало исследованными в современной историографии, а само старообрядчество до сих пор воспринимается в Польше как явление в в высшей степени экзотическое6
3 См Шахов МО Старообрядческое мировоззрение Религиозно-философские основы и социальная
позициям Изд-воРАГС, 2001, Шахов МО Философские аспекты староверия М Третий Рим, 1998
4 Хайдеггер М Что такое метафизика'//Хайдегтер М. Время и бытие М.1993 С 15
5 Шемякин Я Г, Шемякина О Д Старообрядчество и процесс формообразования в российской
цивилизации // Общественные науки и современность 2006 № 2 С 98
'АЕ Филиппоны засилье традиций//Газета Выборчей 1999 15 октября, Сгренковский Я Чем живут русские в Польше // Новая Польша. 2004 г №1
Значимость обращения к исследованию культуры польских старообрядцев определяется не только научной актуальностью, обусловленной недостаточной степенью изученности этой темы в современной философии культуры, но и рядом других обстоятельств Так, польское старообрядчество может восприниматься как некоторое связующее звено между Россией и Польшей (а также странами Балтии) В современных условиях построения международных отношений межэтническая коммуникация между русскими и поляками сопряжена с рядом конфронтацнонных моментов Нахождение дополнительного культурного основания для мирного диалога представляется чрезвычайно актуальным Условия культурной глобализации, особенно интенсивно протекающие в западных странах, приводят к «размыванию» границ старообрядческой традиции на территории Польши Современное общество интегрирует в себя старосерие, но не как альтернативную идейность, а как одно in множества выражений современной культуры «Духовно-смысловой центр не задействуется, эксплуатируется только имиджевая характеристика старообрядчества»7 Поэтому польское старообрядчество в некоторой степени представляет собой реликтовое культурное образование, исследовать которое необходимо для уяснения характерных особенностей всей старообрядческой традиции
Предмет исследования. Таким образом, предметом в данном диссертационном исследовании выступает единство системы религиозно-философских построений староверия в совокупности с комплексом повседневной культуры старообрядцев, понимаемое как целостное религиозно-культурное явление - традиция старообрядчества
Объект исследования. Объектом исследования явтяется феномен польского старообрядчества как специфический элемент общей старообрядческой традиции
Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является разработка ментальной теории традиции и ее применение к исследованию процесса формирования и развития польского старообрядчества, анализ - на изучаемом материале интеллектуальной и духовной культуры польского старообрядчества - основополагающих элементов целостной системы мировоззрения старообрядчества и его метафизического основания
Для реализации этой цели решаются следующие конкретные научные задачи
- формулируются основные положения ментальной теории традиции
и определяется порядок ее применения к исследованию старообрядчества,
анализируются особенности формирования традиции старообрядчества в рамках ментальной теории;
- исследуются основные аспекты религиозно-философской системы
староверия, позволяющие считать ее системой традиции,
Расков ДЕ Старообрядчесхая традиция и Постмодерн // Философия хозяйства. 2004 №2 —С 114
- обобщаются и уточняются исходные социально-исторические
посылки формирования старообрядчества,
выявляются основные различия в виде отдельных толков внутри общей системы вероучения старообрядчества,
рассматривается процесс становления польского старообрядчества в его исторической последовательности,
выделяются особенности традиции старообрядчества в Польше,
на основании выделенных отличительных черт старообрядческой традиции анализируются формы и элементы религиозной культуры польских старообрядцев
Степень разработанности проблемы и теоретические предпосылки исследования Анализ историографии по теме исследования предполагает три аспекта, составляющих единство предмета данного диссертационного исследования Во-первых, необходимо выделить в отдельную группу те научные труды, которые предметом своих философских изысканий определяют рефлексию над феноменом традиции и поиск духовного, ментального основания бытия Как уже утверждалось, анализу категории традиции посвящено достаточно большое количество научно-исследовательских работ Специфика этих работ такова, что традиция понимается либо,как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколения обычаи, порядки, правила и нормы поведения,8 либо как явление, которое может проявляться в локальных сферах (политической, научной, бытовой и тд) Таким образом встает вопрос или о трактовке традиции, как «всеобъемлющего культурного процесса»,9 или об уклонении от употребления этого термина 10 Также в современной науке признается, что традиция, как общенаучное, широкое понятие выполняет серьезную методологическую роль, являясь едва ли не универсальным средством анализа культуры и познания. Однако, одним из наиболее перспективных в современной философии направлений рефлексии над дефиницией «традиция» представляется вопрос о раскрытии ее метафизического основания Данная ментальная теория традиции основывается на признании некой метаструктуры, сообщающей истории ее историчность и укорененной в персональном мире, включающем и наличное бытие человека, и его сознание, и дух и экзистенцию Ментальная теория традиции обосновывается в трудах М Хайдегтера, К
8 См напр Кофанов ЛЛ. Традиция о древнейших источниках по праву архаического Рима, легенда иди
реальность7 - Материалы международной конференции «Проблемы исторического сознания» ИВИ РАН
// Вопросы истории. 1996 № 4 С 34, Праздников ГА Традиция как диалог культур // Советская
этнография 1981 №2 С 56
'ЛебонГ Психология масс //В кн. Психология масс Самара, 1998 С 47-48 , Маркарян Э С Теория
культуры и современная наука. М.1983 С 154
'"ШацкийЕ Утопия и традиция. М, 1990 С 283-284
11 Смнапр Сакович И С Эволюция традиции в культуре новациояного общества. Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. НГААСУ Нижний Новгород,
Ясперса, Г Хубера, К Кантора, М Н Соколова, С С Хоружего п К ней обращаются в своих философских сочинениях А И Игнатов, М К Мамардашвили, В С Библер, А А Федоров, В А Шамов и др
В ходе исследования автор смог методологически и содержательно опереться на целый ряд современных отечественных работ в области философии религии и религиоведения, принадлежащих перу А Ю Григоренко, Н С Гордиенко, Л Н Митрохина, И Н Яблокова, в которых раскрываются проблемы сущности и структуры религии, религиозной традиции, представлены современные исследовательские парадигмы религиоведения Метафизические основания традиции, позволяющие обосновывать онтологический статус человеческого существования и исторической действительности, которые использовались в ходе работы над диссертацией, раскрываются в трудах русских религиозных философов экзистенциальной направленности, как прошлого века, так и современности например, Н.А Бердяева, ВИ Несмелова, ДК Бурлаки
В рамках данного диссертационного исследования феномен польского старообрядчества будет исследоваться именно в методологических рамках ментальной теории традиции
По истории старообрядчества написано большое количество
специализированной литературы, которая будет составлять вторую группу
описываемой библиографии Работы сюда входящие резко отличаются
между собой по тематической направленности, характеру
исследовательской деятельности, оценке старообрядчества Так, первую подгруппу представляют труды полемического содержания, имеющие явную антистарообрядческую направленность и содержащие негативную оценку староверия Эти работы, призванные дискредитировать саму идею старообрядчества, как правило, появляются сразу же после церковного раскола - «Жезл правления» Симеона Полоцкого, «Розыск о раскольнической брынской вере» митр Димитрия Ростовского, «Прашица» еп Питирима Нижегородского|5 Впоследствии грубый, неприкрыто оскорбительный тон, характерный для этого рода работ, исчезает, но неприятие староверия и его критика остается, например, в трудах митр Платона (Левшина), С Соловьева, В О Ключевского и
|!1СЯсперс Смысл и предназначение истории. М, 1994, Huber G Eidos und Existenz. Emirs eider Philosophy deer Gegenw&tigkeit Schwabe - Co AG Verlag Basel, 1995 , Кантор К Правда о дизайне Дизайн в контексте культуры доперестроечного тридцатилетия (1955-1985) М.Л996, Соколов MH Вечный Ренессанс Лекции о морфологии культуры Возрождения M, 1999, Хоружий С С Подвиг как органон. Организация и герменевтика опыта в исихастской традиции//Вопросы философии. 1998 №3
МитрохинЛН Философия религии. М, 1993,Религиоведение/подред А.Ю Григоренко СПб,2008 Ябтоков И Н Религиоведение М, 2005, Его же Основы религиоведения. М, 2005 и др
14 Несмелов В И Наука о человеке // Русская религиозная антропология. Антология / Сост, общ ред,
предисл. и прим H К Гаврюшин. М., 1997 T 1-2 , Несмелое В И Вера и знание с точки зрения
гносеологии Казань, 1913 , Несмелов В И Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного Откровения.
Казань, 1913 , Несмелов В И. Догматическая система ев Григория Нисского СПб,2000
15 Димитрий Ростовский (Туптало) Розыск о раскольнической брынской вере, о учении их, о делах их и
изъяв іение яко вера их неправа, учение их душевредно и дела их не богоугодны М., 1866, Питирим, еп.
Нижегородский. Пращица ггротиво вопросов раскольнических. СПб Александро-Невская тип., 1721
современных авторов - митр Иоанна (Снычева), Н Н Михайловой Близок к этим авторам оказывается и ЕЕ Голубинский, который, не смотря на свое стремление рассматривать старообрядчество в объективном ключе и как целостное явление, критикует староверие и всю русскую культуру за ее непросвещенность и неумение отличать главное от второстепенного Стоит отметить работы школ митрополита Макария (Булгакова) и Н И Субботина17
Совсем иное видение древлеправославной традиции можно наблюдать у В В Розанова, В В Зеньковского, А А Карташева и Г В Флоровского 18 Для этих исследователей характерно целостное видение старообрядчества в его глубинной взаимосвязи с русским православием Они пишут о присущем русскому религиозному сознанию стремлению к целостному гармоничному воплощению христианского идеала во всех формах земного бытия, что реализовало староверие Взгляд на древлеправославие, как на оплот национальной идентичности, противопоставляемой инородной идейности интеллигенции, дворянства, духовенства, представлен в трудах евразийцев (НС Трубецкой, НН Алексеев) и нео-евразийцев (А Г Дугин) Следующая, выделяемая нами подгруппа исследований по старообрядчеству включает труды философов, которые оценивали феномен староверия в русле собственной философской или культурологической системы Теории соборности - И В Киреевский, А С Хомяков, философии всеединства - В С Соловьев, концепции русской идеи - НА Бердяев, из современных исследователей - О В Парилов, теории духовных движений - С С Зеньковский
Отдельно стоить выделить взгляд на староверие, как на форму народно-освободительной войны, представленную в работах А П Щапова и развитую В Н Кельсиевым, А С Пругавиным и др
Современные исследования старообрядчества, в своем большинстве, носят характер фрагментарный, описывая лишь отдельные, рассогласованные сферы старообрядческой традиции (за исключением МО Шахова) Это исследования предпринимательской деятельности старообрядцев (В В. Керов, А А Соболевская, Д Е Расков и др ), их
16 Платон (Левшин) Увещание во утверждение истины и в надежду действия любви евангельския СПб,
1765 СоловьВв СМ Чтения и рассказы по истории России М, 1989, Иоанн, митрополит Санкт-
Петербургский и Ладожский. Дом, разделившийся сам в себе, не устоит (Раскол как явление русского
самосознания) // Патриарх Никон Протопоп Аввакум Сборник. СПб, 1999, Михайлова НЕ
Раскольники против царства//Радонеж 1999 №№13-14,15-16
17 История русского раскола, известного под именем старообрядства. Макария, тип. Королева и К, 1855,
изд2 СПб тип Морского ведомства 1858, изд 3 СПб, тип Голике, 1883, Правило Стоглавого собора о
двуперстии с исторической точки зрения, Макария арх. Литовский и Виленский, М, тип. Т Рис, 1875
Бывшего беспоповца Григория Яковлева извещение праведное о расколе беспоповщины изд. Субботина,
М, 1888 Двадцатипятилетие присоединения к церкви раскольнических епископов и других членов
Белокриницкой иерархии Н-И Субботин, М 1890 Еще несколько слов о новейших событиях в расколе
Н И Субботин,М, тип. Каткова, 1867 Из истории Преображенского кладбища, H И Субботин, М, тип
Каткова, 1862 Из истории Рогожского кладбища, Н Субботина, М, 1892, История Белокриницкой
иерархии Н И Субботина, М, изд. Т Рис, 1874 О сущности и значении раскола в России, СПб, Синод
тип., 1881
18 Карташев А.В Вселенские соборы М Республика, 1994 Карташев А.В Очерки по истории Русской
Церкви. М Наука, 1991 тт 1-2, Флоровский Г В Пути русского богословия Вильнюс, 1991
культуры (М Г Казанцева, В И Байдин, И В Починская, С А Белобородов, Е М Юхименко, А Пашков и др 19) и т д
Третья большая группа библиографии данного диссертационного исследования включает труды, посзященные изучению старообрядчества на территориях Речи Посполитой и современной Полыни Это труды русских авторов XIX в, описывающих проблему эмиграции старообрядцев из России и их расселения на польских землях Выделим работы А Иоаннова (Журавлева), Макария (Михаила Булгакова), М Лилеева, П Мельникова-Печерского, И Рубановского, П Есипова, Л Люстинова, В Волкова, Н Субботина, И Кузнецова др Из современных русских исследователей, обращавипгхся к проблеме польско-литовского старообрядчества стоит назвать О Ганцкую,20 А Заварину, Г Поташенко, Г Б Егорова и др
Много ценного материала содержат исследования, опубликованные на немецком языке Первыми авторами, обратившимися к этой проблеме, были фон Кноблох, Якштейн (фон Штейн), фон Рохов,21 АЛ Шлецер 2 Среди известных германских исследователей, описавших быт и нравы старообрядцев в Польше, стоит назвать М Герша, Ф Тетцнера, Э Титуса Проблемам жизни старообрядцев в Мазовии уделяют также вгашаїше Август Амбрассат, Раймунд Кайвдл, Фриц Скавроннек, Карл Темплин, Макс Тэппен и Альберт Цвекк23
Польские исследования старообрядческой культуры, вероучения, обычаев и нравов начинаются только в XIX веке Это работы Ф Сярчиньского, Б Тыкеля, анонимного автора, под которым понимают К Мечежиньского Одной из фундаментальных работ по истории и традициям старообрядцев следует считать работу К Дембиньского «Раскол и секты Русской Православной Церкви», основанную на исследованиях русских авторов В межвоенный период работ по изучению традиции филиппонов было не очень много - этой теме уделяли внимание В Пиогрович, А Маньковский, М Ванькович После войны количество исследований заметно увеличилось, вероятно, вследствие доминирующего влияния Советского Союза на ПНР и возникновению отсюда интереса ко
" Юхименко Е M Керженец и Выг // Старообрадець 2002 V 26, Пашков А Выговская Поморская пустынь и е8 культура // http //kitezh oneeo rii/wgoretsia/pashkov html
20 Ганпхая О Некоторые материалы по этнография старожильческого русс* ого населения Литовской
ССН Труды Института HH Миклухо-Маклая АН СССР, материалы Балтийской экспедиции (1952
год), новая серии. 1954 ТХХШ,с 78-88
21 Rochow Einige Nachnchten uber die ш Neuostpreussen befindhchen Phihpponen II Neue Berhmsche
Vjnatsschnf 1799 Bd 1, Junius S 403-422
22 SchlOzer A L Anmerkungen, die Raskolmken Cberhaupt und d'e Russischen Filiponen besonders, betreffend
//NeueBerlmischeMonatsschnft 1802 Bd 8 S 91-113
25 Ambrassat A. Die Provinz Ostpreussen K6nigsberg, 1912, s 214-218, Kaindl R Os*preussische Lippowaner II "Globus", 1893 Bd64№3 S 48, SkovronnekF Das Masurenbuch Berlm, 1901 S 101-105, Skowronnek F Balalaika, Erne Philipponen-Geschjcht II Unsere masunsche Heunat Zum hundertjahnngen Bestehen des Kreises Sensburg herausgegeben von Karl Templm, Sensburg 1926 S 416-428, Templin К Bei den Philiponen II Unsere masunsche Heimat Sensburg 1926 S 411-415, Toeppen M Geschichte Masurens Danzig, 1870 S 449-452, Toeppen M Die Einwanderung der Philiponen II Unsere masunsche Heimat Sensburg, 1926 S 267-270, ZweckA Masuren Stuttgart, 1900 S 180-189
всему русскому Начинается активное изучение языка, фольклора, обычаев старообрядцев в Польше (И Грек-Пабишова, МЛ Швенгруб, Э Сукертова-Бедравина, Е Иванец н др) Большое значение для изучения польского старообрядчества на сегодняшний день имеют периодические издания и официальные сайты польских и прибалтийских старообрядцев
Методы исследования Предмет исследования и характер поставленных задач предполагают определенную структуру научного понимания культурно-философской аналитики и формирующуюся в соответствии с этой потребностью методологию исследования и принципов теоретического подхода к проблеме Основой методологической программы, применяемой в диссертации для анализа как теоретических проблем, так и конкретно-предметного анализа артефактов культуры польского старообрядчества, служат принципы герменевтического анализа, прежде всего — концепция пред-суждения, теории понимания и интерпретации, ориентированной на разумную корреляцию позитивистского принципа верификации и феноменологического принципа ясности понимания На этом основании в диссертации применяются принципы историзма и системности, что дает возможность адекватного восприятия эволюции представления о традиции старообрядчества в гуманитарном знании в современной философии культуры
Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в
осмыслении ментальной теории традиции (с выделением сущностных характеристик, определяющих процесс формирования новой области традиции) и разработке методов ее применения к исследованию старообрядчества,
исследовании основных аспектов религиозно-философской системы староверия, позволяющих с точки зрения ментальной теории считать ее системой традиции, и выявлении осноеных различий в виде отдельных толков внутри общей системы вероучения старообрядчества на примере польского старообрядчества,
анализе процесса становлешія польского старообрядчества в его исторической последовательности с выделением особенностей традиции старообрядчества в Польше, форм и элементов религиозной культуры польских старообрядцев, организации их быта, определяемой церковным календарем, предметов религиозного культа, оформления сакрального пространства
Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что настоящая работа является вкладом в общий анализ теорий старообрядчества, предлагая качественно новый подход к осмыслению этого социально-духовного феномена через развитие ментальной теории традиции и способов ее применения к исследованию старообрядчества, в том числе к системному изучению
религиозно-философской системы староверия в рамках общей системы вероучения старообрядчества
Практическая зпачнмость работы С учетом того, что результаты диссертационной работы опираются на конкретно-предметный анализ мало исследованных в отечественной историографии артефактов культуры польских старообрядцев, материалы исследования могут служить основой для дальнейшего междисциплинарного изучения феномена польского старообрядчества, а также других форм и направлений староверия как религиозно-культурных явлений, имеющих не только сугубо академическое значение, но и играющих существенную роль на современном этноконфессиональном и геополитическом поле России, Восточной Европы, других частей и регионов мира. Кроме того, результаты, полученные в диссертации, имеют прикладное педагогическое значение и могут использоваться в разработке учебных программ и материалов учебных курсов по философии культуры, истории религий, религиоведению и культурологии
Основные положения, выносимые иа защиту.
К основным результатам диссертационного исследования, которые выносятся на защиту, нужно отнести следующие положения
1 Базовым методологическим принципом, позволяющим
анализировать старообрядчество не только как явление социально-
исторической жизни или как форму религии, но, прежде всего в качестве
целостного события, имеющего онтологический статус, может выступать
ментальная теория традиции, предполагающая нахождение единого
предустановочного трансцендентного основания, который позволяет
рассматривать культурные события не как набор исторических
последовательностей в их причинно-следственной связи, а как некое
явление-раскрытие духовного первоначала
2 Разработка ментальной теории традиции применительно к
исследованию процесса формирования и развития польского
старообрядчества позволила оценить на изучаемом материале сущность
феномена старообрядчества как события метафизического времени-
пространства, характерного для периода кризиса традиции
-
Применение ментальной теории традиции позволяет обнаружить такие последствия кризиса православия в России в XVII в (с точки зрения характеристики православия как системы традиции) как «размыкание» естественных границ культурной изоляции и «вброс инородного влияния», что усиливает противоречия как в сфере исторического времени-пространства, так и в сфере духовного бытия российского религиозно-культурного ареала
-
Одним из наиболее действенных способов выхода из кризисного состояния стал запуск механизма собственного обновления «возвращение к истоку» Под истоком следует понимать как комплекс
идей, которые являются базовыми для формирования данного типа традиции, так и то ментальное основание, из которого разворачивается вся цепь культурных событий
5 Задача кардинального обновления и очищения решается
старообрядцами Их позицию нельзя воспринимать исключительно как
консервативную и охранительную, поскольку в попытке защитить идеалы
«московской старины» она преображается, радикализируется и
реформирует представление о самом истоке
6 Под истоком, вокруг которого оформляется весь идейный
комплекс старообрядчества, следует понимать образ самоописания,
предложенный самими староверами - древлеправославие, представляющее
из себя бинарное, но не дуалистичное, а взаимодополняющее друг друга
сочетание православной и народной (с сильным языческим началом)
культур Эта бинарость предает целостность старообрядческой традиции и
позволяет объяснить наличие в ней ряда антиномичных практик
(национальное - вселенское, рационализм - мистицизм, сакральность
власти - цари-антихристы, вера в земной рай - крайний эсхатологизм,
самоизоляция - успешная просветительская и коммерческая деятельность,
реализуемая во внешнем мире и т д ) Эта же бинарность определила и
гибкость традиции, ее возможность к адаптации
Апробация результатов исследования.
Результаты работы представлялись автором в научных публикациях, а также в ходе различных научных форумов, среди которых Межвузовские научные конференции «Бог Человек Мир» (С - Петербург, декабрь 2006, декабрь 2007), «VI Свято-Троицкие академические чтения»(С - Петербург, июнь 2006), «VII Свято-Троицкие академические чтения»(С - Петербург, май 2007), также результаты докладовались диссертантом на историко-методологическом аспирантском семинаре (январь 2008)
Работа была обсуждена и получила рекомендацию к защите на совместном заседании кафедры философии и кафедры религиоведения Русской христианской гуманитарной академии 26 июня 2008 г
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы Объем работы составляет 202 страницу, выполненных по стандарту машинописи Список литературы включает 390 наименования, в т ч 32 на иностранных языках