Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Кросскультурное исследование содержания и динамики гендерных предубеждений Балгимбаева Зульфия Махмутовна

Кросскультурное исследование содержания и   динамики гендерных предубеждений
<
Кросскультурное исследование содержания и   динамики гендерных предубеждений  Кросскультурное исследование содержания и   динамики гендерных предубеждений  Кросскультурное исследование содержания и   динамики гендерных предубеждений  Кросскультурное исследование содержания и   динамики гендерных предубеждений  Кросскультурное исследование содержания и   динамики гендерных предубеждений  Кросскультурное исследование содержания и   динамики гендерных предубеждений  Кросскультурное исследование содержания и   динамики гендерных предубеждений  Кросскультурное исследование содержания и   динамики гендерных предубеждений  Кросскультурное исследование содержания и   динамики гендерных предубеждений  Кросскультурное исследование содержания и   динамики гендерных предубеждений  Кросскультурное исследование содержания и   динамики гендерных предубеждений  Кросскультурное исследование содержания и   динамики гендерных предубеждений
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Балгимбаева Зульфия Махмутовна. Кросскультурное исследование содержания и динамики гендерных предубеждений : дисс... доктора психологических наук : 19.00.01 : Ярославль, 2012

Содержание к диссертации

Введение

1 Культурно-философские основы гендерных предубеждений

1.1 Проблема «мужского и женского» в культуре и философии Древнего Востока, в христианстве и исламе

1.1.1 Проблема «мужского и женского» в философии Древней Индии

1.1.2 Проблема «мужского и женского» в древнекитайской философии

1.1.3 Проблема «мужского и женского» в христианстве

1.1.4 Проблема «мужского и женского» в исламе

1.2 Проблема «мужского и женского» в западной культуре и философии

1.2.1 Проблема «мужского и женского» в эпоху античности

1.2.2 Проблема «мужского и женского» в период средневековья

1.2.3 Проблема «мужского и женского» в философии Нового времени

1.2.3.1 Проблема «мужского и женского» в период Реформации

1.2.3.2 Проблема «мужского и женского» в эпоху Просвещения

1.2.4 Проблема «мужского и женского» в немецкой классической философии и философии марксизма

1.2.5 Проблема «мужского и женского» в философии феминизма

1.3 Проблема «мужского и женского» в русской культуре и философии

1.3.1 «Домострой» и проблема «мужского и женского»

1.3.2 Проблема «мужского и женского» в русской религиозной философии

1.3.3 Проблема «мужского и женского» во взглядах русских социал-демократов

1.3.4 Проблема «мужского и женского» в современной российской философии

1.4 Выводы по первому разделу

2 Психология гендерных предубеждений

2.1 Проблема гендерных предубеждений в западной психологии

2.1.1 Гендерные предубеждения в классическом психоанализе и неофрейдизме

2.1.2 Экспериментально-психологический подход к проблеме гендерных предубеждений

2.1.3 Когнитивный подход к проблеме гендерных предубеждений

2.1.4 Кросскультурные исследования гендерных предубеждений

2.1.5 Исследование гендерных предубеждений в «новой психологии пола»

2.2 Проблема гендерных предубеждений в русской психологии

2.2.1 Исследование гендерных предубеждений в русской психологии начала 20 века

2.2.2 Исследование гендерных предубеждений в советской психологии

2.2.3 Исследование гендерных предубеждений в современной российской социальной психологии

2.3 Выводы по второму разделу

3 Кросскультурное исследование содержания и динамики гендерных предубеждений

3.1 Концептуальная теоретико-практическая модель кросскультурного исследования содержания и динамики гендерных предубеждений

3.2 Кросскультурное исследование содержания и динамики гендерных предубеждений

3.2.1 Описание методик исследования

3.2.1.1 Опросник

3.2.1.2 Факторный анализ

3.2.1.3 Анализ матрицы факторного отображения

3.2.2 Анализ данных исследования

3.2.2.1 Анализ содержания гендерных предубеждений

3.2.2.2 Анализ динамики гендерных предубеждений

3.2.3 Выводы по проведенному исследованию

3.3 Интенсивные интергативные психологические технологии в коррекции негативных гендерных предубеждений

3.3.1 Краткая характеристика интенсивных интегративныхпсихологических технологий3.3.2 Коррекция негативных гендерных предубеждений

3.4 Выводы по третьему разделу

Заключение 315

Список использованных источников 320

Приложения 338

Введение к работе

Общая характеристика работы. В настоящем диссертационном исследовании с позиций гендерного подхода и интегративной методологии в психологии анализируется проблема содержания и динамики гендерных предубеждений

Актуальность исследования. Современная психология сегодня является многоотраслевой мультипарадигмальной наукой. При этом многие отрасли современной психологии все чаще обращаются к гендерной проблематике, которая является достаточно динамично развивающейся и охватывает многие сферы жизнедеятельности общества, являясь значимой частью большинства сфер знания. В этой связи особую актуальность приобретают социально-психологические исследования гендерных предубеждений.

На наш взгляд, актуальность заявленной проблематики определяется важными методологическими и практическими предпосылками.

С точки зрения методологии в социально-психологическом исследовании гендерных предубеждений существенное значение имеет выработка подходов к изучаемому явлению. В связи с этим возникает насущная необходимость использования гендерного подхода к изучаемому объекту.

Гендерный подход в психологии, сформировавшись на волне феминизма, разводит понятия «пола» и «гендера». Несмотря на существование некоторых разногласий по данному вопросу, наиболее распространенной считается точка зрения о том, что понятие «пол» скорее применимо к биологическому различию между мужчинами и женщинами, а «гендер» - к социокультурному объяснению феноменов маскулинности и феминности. Поэтому в результате осознания того, что мужчины и женщины различаются биологически и социально, все больше исследователей отходят от нахождения различий и акцентируют свое внимание на поиске сходств и наиболее продуктивных путей сосуществования.

В этой связи особенно актуальным является исследование условий, которые формируют и поддерживают социальное поведение, а также «социальных норм, обусловливающих то, как реагируют на половые различия отдельный человек, группа или целое культурное сообщество» [1, с. 22]. Таким образом, вырисовывается актуальная необходимость использования гендерного подхода в кросскультурных исследованиях гендерных предубеждений. Активно привлекая методы разных гуманитарных и естественных дисциплин, сочетая количественные и качественные стратегии исследования, гендерный подход носит межотраслевой характер и позволяет интерпретировать (понимать) различные социальные, культурные, исторические, экономические, психологические явления в контексте гендерных экспектаций конкретного общества [2].

Таким образом, насущной актуальной методологической проблемой в исследовании гендерных предубеждений является не столько междисциплинарный, сколько интегративный подход, который активно разрабатывается профессором В.В. Козловым.

Интегративная методология «предполагает консолидацию множества областей, школ, направлений, уровней знаний о человеке в смысловом поле психологии. Стратегия интегративной психологии - постижение природы человека через сопровождаемое критической рефлексией интегрирование, синтез различных традиций, подходов, логик, диагностического и психотехнического инструментария, при сохранении их автономии в последующем развитии. Суть ее заключается в многоплоскостном, многомерном, многоуровневом, разновекторном анализе, создающем возможность качественно иного исследования, предполагающего включение в плоскость анализа аспектов множественности, диалогичности, многомерности психического феномена» [3, с. 41-42].

Как видим, актуальность методологического использования интегративного подхода в исследовании гендерных предубеждений определяется самой логикой развития современной социальной психологии.

Практическими предпосылками актуальности заявленной проблемы, на наш взгляд, являются три причины.

Во-первых, практически для всех постсоветских стран характерным является существование в условиях традиционных поликультурных полей, где имеет место как сохранность традиционного этнического образа жизни, с ее бытовыми и обрядовыми формами, так и активная их трансформация, в результате глобализации. Такое сосуществование в поле взаимопроникновения культур может сопровождаться определенными сложностями и «напряжениями», которые, рано или поздно потребуют своего разрешения. И в этом смысле в нашем исследовании делается акцент на этнических предубеждениях, поскольку, являясь общими эмоционально-оценочными отношениями (установками), они оказывают существенное влияние на социокультурные процессы современного Казахстана, на сознание и поведение различных этносоциальных общностей, проживающих на обширной казахстанской территории.

Во-вторых, как показывают исследования, проводимые как за рубежом, так и в странах СНГ, современные условия жизнедеятельности приводят к определенному «размыванию» мужских и женских личностных качеств. Это обусловлено особенностями современной городской семьи, в которой большинство матерей работают, и поэтому ребенок чаще проводит время с пассивными нянями; большое количество детей растет без отцов или матерей в результате увеличивающегося числа разводов; такие достижения цивилизации, как телевидение, отдельная детская и прочие затрудняют процесс общения между детьми и их родителями. А, с другой стороны, в современном Казахстане еще имеет место большая сохранность традиционного этнического образа жизни и тех семейных устоев, которые поддерживаются выполнением определенных семейно-бытовых, обрядовых и иных форм. Такие условия существования приводят к формированию определенных мужских и женских качеств, форм поведения и видов деятельности.

В-третьих, актуальность исследования определяется его связью с основополагающим документом, направленным на реализацию гендерной политики государства, - «Стратегией гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы», принятой в связи с Указом Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, а также с деятельностью Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан.

В этой связи можно отметить, что данное исследование может способствовать продвижению «Стратегии…» в жизнь и активизации деятельности Национальной комиссии по созданию условий для реализации женщинами и мужчинами их права на жизнь без дискриминации по признаку пола.

Степень разработанности проблемы. В истории западной и русской психологии проблема «мужского и женского» обсуждалась и исследовалась практически во всех школах и направлениях, что подчеркивает ее постоянную значимость и актуальность.

В истории западной психологии проблема гендерных предубеждений изучалась в рамках классического психоанализа (З. Фрейд и др.), в неофрейдизме (К. Хорни, А. Адлер, К.Г. Юнг и др.), в когнитивной психологии (L. Kohlberg, А. Бандура и др.), в экспериментальной психологии (С. Холл, Р. Гаупп), в кросскультурной психологии (М. Мид, Х. Бари, М.К. Бэкон, И.Л. Чаялд и др.), в «новой психологии пола» (Н. Чодороу, M.S. Kimmel и др.).

В рамках русской психологии по проблеме гендерных предубеждений можно выделить два крупных направления: рефлексологическое (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский) и педологическое (Н.Е. Румянцев, М.М. Рубинштейн, Г.Н. Сорохтин, А.Б. Залкинд, П.П. Блонский, И.А. Арямов, Е.А. Аркин).

Исследованию проблемы гендерной социализации, возникновения гендерных стереотипов и предубеждений в свое время были посвящены работы таких советских психологов, как В.С. Агеев, И.С. Кон, В.Е. Каган, В.С. Мухина, А.Я. Варга и др.

В современной российской социальной психологии проблему гендерных предубеждений анализируют В.В. Новиков, В.В. Козлов, О.С. Осипова, Е.А. Сергиенко и Д.К. Голованова, Л.Н. Ожигова, Т.Б. Легенина, Т.И. Барсукова и Ю.К. Драганова, М.А. Ревина, С.А. Попова, О.Ю. Маркова, Е.Ю. Красова и И.С. Гудович, Н.К. Радина и др.

Анализ степени разработанности проблемы гендерных предубеждений в психологии, проведенный путем обзора научной литературы, показывает наличие достаточного количества наработок по заявленной проблеме. Однако следует отметить, что в казахстанской психологической науке проблема гендерных предубеждений изучена еще не достаточно и требует своей дальнейшей теоретической и практической проработки.

Методологической и теоретической основой исследования являются наработки по проблеме в области истории философии, культурологии, социологии и психологии, интегративная методология В.В. Козлова, гендерный подход, представления о роли этнических и социально-культурных различий в развитии личности.

Обращение к истории философии, культурологии, социологии и психологии представляется необходимым в связи с гендерным подходом к решению заявленной проблемы. Гендерный подход подразумевает анализ гендера с позиций его культурно-философской детерминированности, поскольку, являясь социальным конструктом пола, он возникает и развивается, в соответствии с культурными, социальными, экономическими и другими условиями.

Интегративная методология, которая активно разрабатывается в современной российской социальной психологии профессором В.В. Козловым, интересна с точки зрения нового подхода к психике, психическим явлениям и процессам. В данном подходе психика человека рассматривается как сложная многоуровневая саморегулирующаяся система, которая открыта для взаимодействия с другими такими же системами. Исходя их этого постулата, можно сделать вывод о том, что и гендерные предубеждения, являясь одной из подструктурных компонент гендерного стереотипа и психики, в целом, возникают и формируются под влиянием других многочисленных систем.

Объектом исследования выступают гендерные предубеждения, а предметом – содержание гендерных предубеждений, детерминированное этническими, социальными и возрастными особенностями, и их динамика.

Цель исследования: на основе кросскультурного анализа раскрыть содержание гендерных предубеждений и изучить их динамику.

Общая гипотеза исследования: содержание гендерных предубеждений, как сложных социально-культурных феноменов, детерминировано социальными, этническими и возрастными особенностями, а в их динамике имеются особенности, связанные с возрастными различиями.

Для проверки гипотез и достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

  1. На основе теоретико-методологического анализа проблемы в философии, культурологии, социологии и психологии раскрыть сущность понятия «гендерные предубеждения» и показать их влияние на различные сферы человеческой жизнедеятельности.

  2. На основе гендерного подхода разработать классификацию гендерных предубеждений, сложившуюся в истории культуры и философии.

  3. Продемонстрировать возможности использования в кросскультурных исследованиях интегративного подхода, разработав на его основе концептуальную теоретико-практическую модель исследования содержания и динамики гендерных предубеждений.

  4. Осуществить кросскультурное исследование содержания гендерных предубеждений и продемонстрировать их зависимость от возрастных, этнических и социальных особенностей.

  5. Изучить динамику гендерных предубеждений и ее особенностей, детерминированных возрастными различиями.

  6. Показать, что изменениям в содержании гендерных предубеждений способствует трансформация социокультурной ситуации в обществе.

  7. Путем осуществления коррекционной работы продемонстрировать возможности использования современных интегративных интенсивных психологических технологий (ИИПТ) в коррекции негативных гендерных предубеждений.

Методы исследования: исторический культур-философский и психологический теоретический анализ первоисточников, модифицированный вариант опросника, разработанный на основе принципов конструирования семантического дифференциала Ч. Осгуда, факторный анализ, осуществленный методом главных компонент («Principal Component Analysis»), и анализ матрицы факторного отображения с использованием компьютерной программы «SPSS 11.0 for Windows».

Источниками исследования послужили работы зарубежных и российских философов, культурологов, социологов и психологов.

Новизна исследования заключается в том, что:

  1. проблема содержания и динамики гендерных предубеждений поставлена в казахстанской психологии одной из первых;

  2. впервые в казахстанской психологии кросскультурное исследование гендерных предубеждений осуществляется на основе интегративной методологии и гендерного подхода;

  3. разработана концептуальная теоретико-практическая модель исследования гендерных предубеждений;

  4. в процессе проведенного исследования были выявлены факторы, определяющие содержание гендерных предубеждений;

  5. было показано, что содержание гендерных предубеждений детерминировано социальными, этническими и возрастными особенностями респондентов;

  6. в динамике гендерных предубеждений были выявлены особенности, детерминированные возрастными различиями респондентов;

  7. на основе использования интегративных интенсивных психотехнологий (ИИПТ) показана эффективность преодоления негативных гендерных предубеждений у представителей уйгурской национальности.

Теоретическая значимость исследования: раскрыта сущность научного понятия «этнические гендерные предубеждения»; выделены основные научно-теоретические подходы к исследуемому явлению, и на их основе предложена классификация гендерных предубеждений; на основе интегративной методологии и гендерного подхода выработана концептуальная теоретико-практическая модель анализа гендерных предубеждений; определено содержание гендерных предубеждений и их различия, детерминированные социальными, этническими и возрастными особенностями испытуемых; в динамике гендерных предубеждений выявлены особенности, связанные с возрастными различиями респондентов.

Практическая ценность работы состоит в том, что материалы диссертационного исследования могут быть использованы:

  1. преподавателями высших учебных заведений в качестве самостоятельной дисциплины или дополнительного материала к курсам: «Культурология», «Философия гендера», «Гендерная социология», «Гендерная психология», «Социальная психология»;

  2. специалистами в области полового воспитания и просвещения детей и молодежи;

  3. педагогами, работающими в условиях современной школы в полиэтническом Казахстане;

  4. в консультативной практике по проблемам половых, национальных или семейных отношений;

  5. в коррекционной деятельности социальных и психологических служб и т.д.

Кроме того, результаты представленной работы открывают перспективы дальнейших кросскультурных исследований, связанных с проблемами гендерной социализации и этническими особенностями развития личности.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Являясь социальным конструктом пола, гендерные предубеждения, как аффективно-поведенческий компонент стереотипа, оценка мужчин и женщин той или иной национальности, возникающей на основе межгрупповых и межличностных взаимодействий и собственного жизненного опыта, возникают в истории философии и культуры как сложный социально-культурный феномен. «Обслуживая» различные формы социального поведения, гендерные предубеждения являются психологическими механизмами регуляции бессознательной и осознанной активности субъекта и оказывают влияние на семейно-бытовую, образовательную и профессиональную сферы жизнедеятельности.

  2. В истории культуры и философии сформировались патриархатные (фаллогоцентрические), антифеминистские, андрогинные, эгалитарные, амбивалентные, матриархатные (феминистские) гендерные предубеждения. Анализ, проведенный на основе гендерного подхода, продемонстрировал, что в культуре и философии, существуют как позитивные, так и негативные гендерные предубеждения. К позитивным гендерным предубеждениям можно отнести андрогинные и эгалитарные гендерные предубеждения, а к негативным – патриархатные, антифеминистские и матриархатные гендерные предубеждения. В целом, в истории и философии культуры сложилась традиция маскулинных предубеждений, выражающаяся в демонстрации преимуществ мужчин над женщинами и основанная на использовании неадекватных эталонов сравнения, которые мы назвали традиционными гендерными предубеждениями.

  3. Использование интегративного подхода в современных исследованиях может способствовать пересмотру философских методологических оснований с позиций философии гендера, становлению нового взгляда на концепцию человеческой субъективности, способов ее презентации и определения, а также выработке новых подходов к культуре межполовых отношений через призму определенных социальных и исторических аспектов.

  4. Содержание гендерных предубеждений, независимо от половых, возрастных, этнических и социальных особенностей респондентов, включает в себя такие факторы, как «Характер», «Внешность», «Интеллект».

  5. Содержание гендерных предубеждений зависит от возрастных, этнических и социальных особенностей, а их динамика имеет особенности, детерминированные возрастными различиями респондентов.

  6. Изменениям в содержании гендерных предубеждений способствует трансформация социокультурной ситуации в обществе. При этом нужно иметь в виду, что гендерные предубеждения могут содержать в себе не только негативные, но также нейтральные и даже положительные характеристики социально-половых групп.

  7. Использование современных интегративных интенсивных психологических технологий (ИИПТ) может способствовать преодолению негативных гендерных предубеждений и дальнейшим изменениям в психике и сознании человека.

Апробация и внедрение основных результатов исследования осуществлялись в ходе теоретико-экспериментальной работы и были представлены на методологическом семинаре в КазНУ им. аль-Фараби в 2007 году (г. Алматы); на круглом столе: «Современные проблемы казахстанской семьи» с участием председателя Комиссии по делам женщин и семейно-демографической политики при Президенте Республики Казахстан в 2008 году (г. Алматы); на 6 международных, 1 региональной и 1 республиканской научно-практических и научно-теоретических конференциях; на 2 международных конгрессах психологов в 2007 и 2008 годах (г. Ярославль); на методологическом семинаре в 2009 году (г. Ярославль); на занятиях по «Социальной психологии» и «Гендерной психологии» для студентов бакалавриата и магистратуры в КазНУ им. аль-Фараби; на семинарах по половому воспитанию детей, подростков и юношей для учителей и учащихся гимназии № 105 (г. Алматы); в процессе коррекционной деятельности, осуществляемой в виде группового тренинга, на базе Колледжа экономики и строительства (г. Жаркент) в 2008-2009 годах.

В общей сложности, основные результаты диссертационного исследования нашли отражение в 36 статьях и тезисах, в том числе, 10 статей - в изданиях, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки МОН РК, 9 статей – в российских ведущих изданиях, 2 монографии: «Культурно-философские основы гендерных предубеждений» (Алматы, 2007) и «Психология гендерных предубеждений: история, теория и прикладные исследования» (Алматы, 2008).

Структура и объем диссертации подчинены внутренней логике раскрытия темы, цели и задач исследования. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и приложений.

Проблема «мужского и женского» в философии Древней Индии

Как видим, ранний буддизм был совершенно далек от гендерных предубеждений. Отношение к женщинам в раннем буддизме предоставляло им реальную возможность утвердиться в обществе либо через вступление в монахини, либо через активную религиозную деятельность в мирской жизни, в надежде обрести другое рождение в последующей жизни.

С точки зрения исследования проблемы «мужского и женского» в индийской философии большой интерес представляет позиция тантрического буддизма. Юлиус Эвола в работе «Йога могущества» [10] пишет о том, что тантpизм можно pассматpивать как своего pода синтез всех основных моментов индуистской традиции, хотя при этом он имеет совершенно особый колорит и соответствует определенному циклическому периоду, понимаемому в терминах метафизики истории. По мнению автора, тантризм представляет собой «расширение» или «последнее объяснение» традиционных учений, которые, будучи первоначально даны в Ведах, впоследствии развивались в Брахманах, Упанишадах и Пуpанах. Именно в этом смысле учение Тантры иногда называют «пятой Ведой», то есть последним откровением, находящимся за пределом четырех традиционных Вед.

Тантризм как религиозное учение характеризуется следующими признаками. Во-первых, это не есть путь «чистой» отрешенности как в раннем буддизме, скорее это путь познания, пробуждения и овладения скрытыми энергиями тела. Для того чтобы познать, пробудить и овладеть скрытыми энергиями тела необходимо выполнять определенные ритуалы и практики. Их разработка и является второй особенностью тантризма. Третьей особенностью тантризма является процветание в нем эзотерических и инициатических учений.

Еще одним важным аспектом тантрического буддизма, по мнению Эволы, является существенное изменение отношения к этике, господствовавшей в индуизме. Это переход от идеала «освобождения» к идеалу «свободы». Эвола считает, что Тантра предлагает преодолеть пpотивоpечие между мирским наслаждением и аскезой (или йогой, т.е. духовной дисциплиной, направленной на освобождение). Другими словами, Тантрой была pазpаботана дисциплина, позволявшая посвященному оставаться свободным и неуязвимым даже пребывая в наслаждении миром, будучи погруженным в этот миp. Одновременно с этим тантризм отрицает тождество миpа и чистой иллюзии (чистой видимости или миража, «майи»), которое хаpактеpно для Веданты. Мир для тантризма - это не «майя», а потенциальное могущество. Такое парадоксальное соединение свободы или трансцендентного измерения внутри и наслаждения миром, свободного экспериментирования с ним вовне, имеет самое прямое отношение к главной формуле, или сущностной задаче тантризма: соединению бесстрастного Шивы с огненной Шакти в собственном существе и на всех планах реальности. Шива и Шакти – это два полюса энергии, которые имеют различные сферы существования и деятельности в космосе и в индивидууме. В Универсальном Уме аспекты Шивы и Шакти представляют время и пространство, в духовной жизни Шива и Шакти - это ум и прана, в обычном человеческом обществе Шива и Шакти - это мужчина и женщина как два различных полюса энергии. Эти полюса энергии детально изучены в древних тантрических традициях и представляют определенные стадии пробуждения Шакти (энергии). В одном случае Шакти выступает в качестве ученицы Шивы, в другом они объединены в едином теле, в третьем - Шакти главенствует над Шивой. Наиболее высокая задача всего тантризма заключается в достижении высшего состояния, понимаемого как совокупление Шивы с Шакти, это - импульс, направленный на то, чтобы воссоединить «бытие» (Шиву) и «могущество» (Шакти).

Последней фундаментальной особенностью тантризма является шактизм, в котором на первый план выступает фигура и символ Богини или Божественной Женщины, Шакти, в различных образах.

Анализируя происхождение слова «Шакти», Эвола утверждает, что оно произошло от корня «шак», что значит «быть способным сделать», «иметь силу для того, чтобы действовать». Таким образом, данное слово обозначает могущество, потенцию. На умозрительном уровне из этого следует, что концепция мира, которая видит в Шакти высший принцип, равнозначна пониманию миpа как могущества, потенции.

Богиня Шакти может появляться сама по себе, как высший и превосходящий все остальные, принцип вселенной. Может она выступать и в различных проявлениях Шакти, в женских божествах, сопровождающих мужских божеств индуизма, которые в предшествующий период имели большую самостоятельность, и так вплоть до богинь, сопровождающих будд и бодхисатв в позднем буддизме. В тысячах различных вариантов проявлялся мотив божественных паp, в которых женский, шактический элемент, имел огромное значение, а в некоторых течениях даже становился основным.

Эвола считает, что на метафизическом уровне «божественная пара» соответствует двум существенным аспектам каждого космического принципа: в ней мужской бог символизирует стабильное, недвижимое начало, а женское божество - энергию, действующую силу манифестации (т.е. «жизнь», в противоположность «бытию», которое связано с мужчиной), имманентный аспект реальности. Шакти многолика и многообразна. Она может проявляться как «светлое», благодатное начало и как темное и ужасное. К первому относятся, к примеpу, Паpвати, Юма, Лакшьями, Гауpи, ко второму - Кали, Дуpга Бхайpави, Чамунда. Впрочем, различие здесь не является строгим, и одна и та же богиня может выступать в разные моменты то в одной, то в другой роли, в зависимости от того, в каком контексте ее pассматpивать. При этом «светлая Шакти» обладает материнскими качествами и становится центром притяжения, подобно «Богоматери» в христианском мистицизме.

С точки зрения исследуемой проблемы определенный интерес представляет положение женщины в тантрическом буддизме. Так Свами Муктананда в книге «Нава Йогини Тантра» [11] пишет, что в тантрических традициях женщина находится выше мужчины. Это не должно быть понято как социальное требование. Это чисто духовная позиция в отношении эволюции высшего сознания. Тело женщины, ее эмоции, ее психическое развитие определенно выше, чем таковые у мужчины. Пробуждение духовной силы (кундалини) намного легче в теле женщины, чем в теле мужчины.

Далее, сравнивая мужчину и женщину, Муктананда указывает, что обычно мужчина, после погружения в глубокие сферы ума и возвращения оттуда не способен принести с собой такой опыт, такие ощущения, какие может женщина, поскольку психическая сущность женщины является сильно нагруженной духовным осознаванием. Внешнее выражение – любовь к прекрасному, нежность, симпатия, понимание – является выражением ее внутреннего состояния.

Проблема «мужского и женского» в немецкой классической философии и философии марксизма

Возникновение и развитие Реформации, по мнению В.К. Шабельникова связаны с внешними и внутренними причинами. «На внешнем уровне причины Реформации можно видеть и в политических интересах королей и императоров, стремящихся уйти от постоянной опеки со стороны римских пап, и в экономических интересах, связанных с развитием торгово-предпринимательских отношений, и в усилении национальных структур, нуждавшихся в собственной идеологии для консолидации формирующихся европейских наций» [53, с. 190]. Глубинной, внутренней причиной возникновения и распространения Реформации в Европе 17 века, по мнению В.К. Шабельникова стала «логика самого христианского мироощущения. Христианство, возникшее как религия отверженных людей, живших в жестком мире разрушения семейно-родовых систем, войн и насилия, позволяло человеку уйти от напряжения событий жизни через связь с великим Спасителем. …Однако при превращении церкви в господствующую мировую организацию, в условиях ее безграничной власти и богатства, облик этой организации менее всего соответствовал исходным идеалам христианства» [53, с. 190].

Таким образом, Реформация освободила широкий спектр противоречивых идей, позиций и точек зрения, дала возможность их высказывать и отстаивать и привела к решительному разрыву с религией, краху церковных догм и авторитета церкви. В центре внимания философов периода Реформации, как и в период Ренессанса, становится человек с его естественным стремлением к добру, счастью и гармонии. Во взглядах реформаторов полностью отрицается средневековая идея об изначальной греховности людей. В соответствии с такими взглядами формируются и новые научные концепции.

Одним из известнейших реформаторов своего времени стал Френсис Бэкон (1561-1626) - основатель опытной науки и научного метода в философии. Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософии Возрождения и включали в себя натуралистическое мировоззрение с основами аналитического подхода к исследуемым явлениям и эмпиризма. Высшая задача познания и всех наук, согласно Бэкону, - господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. «Цель общества, - по мнению Бэкона, - познание причин и скрытых сил всех вещей, расширение власти человека над природой, покуда все не станет для него возможным» [79, с. 499].

На первый взгляд, анализ концепции Ф. Бэкона никак не связан с предметом нашего исследования, так как в его трудах мы не найдем идей, непосредственно связанных с ролью и местом мужчины и женщины в обществе. В концепции Бэкона для нас представляют интерес его взгляды на сущность и природу предубеждений.

Бэкон анализирует четыре вида предубеждений, которые называет идолами. Это идолы рода, пещеры, площади и театра. Идолы рода - это ошибки, обусловленные наследственной природой человека. Мышление человека имеет свои недостатки, так как «уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде» [82, с. 18]. Человек постоянно истолковывает природу по аналогии с человеком, что находит свое выражение в телеологическом приписывании природе конечных целей, которые ей не свойственны. В этом и проявляется идол рода. К идолам рода Бэкон относит привычку ожидания большего порядка в явлениях природы, чем в действительности, можно найти в них и стремление человеческого ума к необоснованным обобщениям. Идолы пещеры - это ошибки, которые свойственны отдельному человеку или некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений.

Идолы площади - это ошибки, порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей, так как слова - только имена, знаки для общения между собой и ничего не говорят о том, что такое вещи. Поэтому, когда люди принимают слова за вещи, между ними происходит непонимание.

Идолы театра - это ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, некритическим усвоением ложных мнений и воззрений.

Таким образом, по Бэкону, предубеждения по своей природе являются социальными образованиями и зависят как от мыслительных, так и эмоциональных процессов. К мыслительным процессам можно отнеси ошибки в аналогиях, необоснованные обобщения и некритическое усвоение ложных воззрений. С эмоциональными процессами можно связать субъективные предпочтения и симпатии. Еще одним родоначальником новоевропейской философии и экспериментально-математического естествознания, выступивший с требованием пересмотра всей прошлой традиции, является Рене Декарт (1596-1650) - французский философ, физик и математик, представитель классического рационализма. В отличие от Ф. Бэкона, апеллировавшего к опыту и наблюдению, Декарт обращается к разуму и самосознанию. В процессе полемики с представителями средневековой философии Декарт требует положить в основу философского мышления принцип очевидности, или непосредственной достоверности, тождественный требованию проверки всякого знания с помощью естественного света разума. Эти идеи Декарт изложил в таких сочинениях, как «Рассуждение о методе» (1637), «Метафизические размышления» (1641), «Начало философии» (1644).

Декарт высказывал и определенные взгляды относительно мужчин и женщин. Так в своем трактате «Страсти души» (1649), Декарт пишет о том, что человек имеет определенные естественные права и, поэтому индивиды от рождения равны по своей природе. Неравенство одних людей по сравнению с другими, в том числе и по признаку пола, является несправедливым [83]. В отличие от некоторых философов античности и средневековья, которые соотносили понятие «души» с «мужским», а «тело» - с «женским», Декарт пишет о том, что «душа связана со всеми частями тела в совокупности. Чтобы лучше понять все это, надо знать, что душа действительно связана со всем телом и что, собственно, нельзя сказать, что она находится в какой-либо одной из его частей, а не в других, потому что тело едино и некоторым образом неделимо, ведь органы так расположены и так связаны друг с другом, что если удалить один из них, то все тело претерпит ущерб. Кроме того, душа по природе своей не имеет никакого отношения ни к протяженности, ни к размерам, ни к каким-либо другим свойствам материи, из которой состоит тело, а связана лишь со всей совокупностью его органов. Это очевидно из того, что никоим образом нельзя помыслить половину или треть души или представить себе занимаемое ею пространство, и также из того, что душа не становится меньше, если отделить какую-нибудь часть тела, но она покидает его, если уничтожить связь между его органами» [83, с. 494].

Экспериментально-психологический подход к проблеме гендерных предубеждений

Интерес именно к этому периоду в истории русской психологии неслучаен. В целом конец 19-начало 20 века характеризуется революционными событиями в науках о жизни, которые берут свое начало с середины 19 века. Наиболее крупными из них являются эволюционная теория развития и успех естественных дисциплин, таких как химия и физика.

Научный прогресс не обошел стороной и психологию. Интерес к психологии и ее возможностям шел по нарастающей, как в мировой, так и в русской науке. В полной мере это относилось и к исследуемой нами проблеме. В рамках русской психологии по проблеме гендерных предубеждений можно выделить два крупных направления: рефлексологическое и педологическое.

Работы И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева и А.А. Ухтомского привели к созданию новой науки, которая существенно отличалась от физиологии, изучающей лишь отдельные органы и функции живого тела и их взаимосвязи, и от психологии, которая изучала психику – сознательную и бессознательную. Именно эти ученые создали большое течение в психологии, получившее в дальнейшем название рефлексологического направления. Основоположником рефлексологии является И.М. Сеченов (1829-1905). Рассматривая процесс развития личности с детства, он связывает его с ассоциациями, которые позволяют ребенку осознать свойства любимого объекта. В основе такого осознания лежат рефлексы, благодаря которым происходит согласование движений с сигнальными чувствами. Посредством рефлексов человек получает информацию о свойствах среды. Данная информация служит для формирования отдельных элементарных форм мышления, из которых вырастают высшие формы познавательной активности. В дальнейшем процесс слияния ребенка с любимым образом, т.е. матерью, заканчивается анализом, когда ребенок постепенно интериоризирует образы родителей, регулирующих его действия. В соответствии с этими образами у ребенка формируется свой собственный образ [259, 260].

Таким образом, возникновение гендерных предубеждений, по Сеченову, можно связать с рефлекторной деятельностью организма и опытом раннего детского общения с родителями.

Большую роль в реализации сеченовской программы, ее организационном оформлении сыграли психофизические лаборатории, созданные в конце 19-начале 20 века в России. Среди них, бесспорно, особое место занимает первая лаборатория, организованная В.М. Бехтеревым (1857-1927) в Казани в 1885 году.

В.М. Бехтерев исследовал проблему человека, разработал учение о личности на основе комплексного подхода к изучению мозга способами анатомии, физиологии и психологии (объективную психологию) (1904) [261].

Развивая и углубляя идеи Сеченова, В.М. Бехтерев пытается создать рефлексологию - науку о человеке и обществе, которая, по его мнению, должна основываться на изучении отношений человека с окружающим его физическим, биологическим и особенно социальным миром.

В своем труде «Вопросы общественного воспитания» В.М. Бехтерев писал о том, что в сложной деятельности человека не всегда легко разграничить наследственную и приобретенную стороны.

При этом к наследственной стороне он относит такой порядок явлений, который способствует обеспечению личного существования при помощи обыкновенных рефлексов наступательного или оборонительного характера. Вторая, приобретенная сторона, состоит из более сложных проявлений нервно-психической деятельности как личного, так и общественного характера [262].

В соответствии с идеями Бехтерева, в основу возникновения гендерных предубеждений кладется сложная деятельность личности в социуме.

В русле исследований по рассматриваемой нами проблеме представляют интерес и идеи А.А. Ухтомского (1875-1942), который связывал процесс полового развития с возникновением доминанты. Под доминантой в физиологическом смысле А.А. Ухтомский понимал господствующий очаг возбуждения, который привлекает к себе более слабые возбуждения из различных центров. Данные очаги возбуждения возникают в разных участках нервной системы под воздействием тех или иных условий среды. Характеристиками доминанты являются: «оперативный покой», когда организм находится в состоянии покоя с целью детального распознавания среды и адекватной реакцией на нее, и инертность, когда раздражитель из внешней среды больше не действует.

В психологическом плане доминанта является мотивационным потенциалом поведения. Говоря о человеческой мотивации, А.А. Ухтомский считает, что последняя имеет социальную природу и выражается в доминанте на «лицо другого»; через «преодоление самого себя», «своего индивидуализма» человеку открывается «лицо другого» [263].

В соответствии с теорией Ухтомского, гендерные предубеждения возникают в результате адекватных реакций на средовые воздействия и связаны с осознанием другого человека. Ведущее значение в этом регулируемом процессе А.А. Ухтомский отводит ближайшим референтам ребенка – его родителям. Таким образом, с точки зрения педологов-рефлексологов для гендерных предубеждений свойственно следующее: 1. Гендерные предубеждения возникают на основе ассоциативных представлений в результате рефлекторной деятельности организма, как адекватные реакции на средовые воздействия. 2. Дальнейшее развитие гендерных предубеждений связано со сложной деятельностью личности в социуме, с расширением ее социальных связей. 3. Первостепенное значение в возникновении гендерных предубеждений имеет опыт детского общения и ближайшие референты ребенка - родители. Большой вклад в разработку проблемы возникновения и развития гендерных предубеждений был внесен педологией. Возникнув на Западе в конце 19 века, педология (наука о ребенке) распространяется в России в начале 20 века как широкое научно-практическое движение. Перед педологией были поставлены две задачи: 1) познание закономерностей поведения и деятельности детей в различных условиях их жизни (игре, учении, коллективной работе); 2) ознакомление практических работников, а также родителей с возрастными особенностями детей. Учеными этого направления было создано немало работ, дающих живую, наглядную характеристику развития детей, начиная с раннего детства и до юности.

Педологическое направление русской психологии можно разделить на два течения – «социологизаторское» и «биологизаторское». Основное различие в позициях педологов заключалось в том, что социологизаторы признавали ведущее значение социального воздействия: семьи, воспитания и обучения, тогда как биологизаторы были ориентированы на наследственные факторы.

Так или иначе, с точки зрения исследуемой проблемы, нас интересует тот факт, что именно педологи впервые в России организовали и провели лабораторные эксперименты, которые позволили выявить не только положительное влияние полов друг на друга, но и значение этого влияния на формирование представлений мальчиков и девочек о поле [264].

Кросскультурное исследование содержания и динамики гендерных предубеждений

Факторный анализ использовался нами с целью статистической обработки данных, полученных в результате опроса, а также с целью выявления критериев, составляющих содержание этнических гендерных предубеждений. Факторный анализ был осуществлен при помощи специальной компьютерной программы «SPSS 11.0 for Windows».

«Факторный анализ – (от лат. faktor– действующий, производящий и греч. analysis - разложение, расчленение) – метод многомерной математической статистики, применяемый при исследовании статистически связанных признаков с целью выявления определенного числа скрытых от непосредственного наблюдения факторов» [382, с. 412].

Факторный анализ представляет собой ветвь математической статистики. Часто встречающееся ошибочное представление о факторном анализе как о психологической теории имеет свою причину: факторный анализ зародился и всегда интенсивно применялся в психологической науке. Первоначальная цель его состояла в построении математических моделей способностей и поведения человека. Наиболее известные из психологических теорий подобного рода принадлежат Ч. Спирмену, С. Барту, Т. Келли, Л. Терстоуну, К. Холзингеру и Г. Томсону.

Созданный в начале века для нужд психологии (предпринимались попытки выделить основной фактор, определяющий интеллект), факторный анализ впоследствии получил большое распространение в экономике, медицине, социологии и других науках, располагающих огромным количеством переменных, из которых обычно необходимо выделить ведущие. С помощью факторного анализа не просто устанавливается связь изменения одной переменной с изменением другой переменной, а определяется мера этой связи, и обнаруживаются основные факторы, лежащие в основе указанных изменений. Главными целями факторного анализа являются, с одной стороны, сокращение числа переменных (редукция данных), а с другой, - определение структуры взаимосвязей между переменными, т.е. их классификация. Поэтому факторный анализ используется или как метод сокращения данных или как метод классификации. Прежде всего, факторный анализ ориентирован на объяснение имеющихся между признаками корреляций и поэтому применяется в сложных случаях совместного проявления на структуре экспериментальных данных тестируемого и иррелевантного свойств объектов, сопоставимых по степени внутренней согласованности, а также для выделения группы диагностических показателей из общего исходного множества признаков.

Задачу факторного анализа нельзя решить однозначно. Представление корреляционной матрицы факторами, как говорят, ее факторизацию, можно произвести бесконечно большим числом способов.

Существующие программы вычисления нагрузок начинают работать с однофакторной модели. Затем проверяется, насколько корреляционная матрица, восстановленная по однофакторной модели в соответствии с основным соотношением факторного анализа, отличается от корреляционной матрицы исходных данных. Если однофакторная модель признается неудовлетворительной, то испытывается двухфакторная модель и т.д. до тех пор, пока при некотором количестве факторов не будет достигнута адекватность или число факторов в модели не превысит максимально допустимое. В последнем случае говорят, что адекватной модели факторного анализа не существует.

Если факторная модель существует, то производится вращение полученной системы общих факторов, так как значения факторных нагрузок и нагрузок на факторы есть лишь одно из возможных решений модели. Вращение факторов может проводиться разными способами. Наиболее часто это вращение осуществляется таким образом, чтобы как можно большее число факторных нагрузок стало нулями, и каждый фактор по возможности описывал группу сильно коррелированных признаков. Также можно вращать факторы до тех пор, пока не получатся результаты, поддающиеся содержательной интерпретации. Можно, например, потребовать, чтобы один фактор был нагружен преимущественно признаками одного типа, а другой – признаками другого типа. Или, скажем, можно потребовать, чтобы исчезли какие-то трудно интерпретируемые нагрузки с отрицательными знаками.

Известно большое количество методов факторного анализа. Все методы дают весьма близкие результаты. Один из основоположников факторного анализа Г. Харман писал: «Ни в одной из работ не было показано, что какой-либо один метод приближается к «истинным» значениям общностей лучше, чем другие методы. …Выбор среди группы методов «наилучшего» производится в основном с точки зрения вычислительных удобств, а также склонностей и привязанностей исследователя, которому тот или иной метод казался более адекватным его представлениям об общности» [383, с. 412].

Несмотря на то, что содержательной стороне в факторном анализе не придается основополагающего значения (ее трактовка может быть, в некоторой степени, произвольной), в комплексе с другими методами факторный анализ позволяет делать выводы о предмете исследования. Назовем наиболее используемые в психологии методы факторного анализа. Метод главных компонент. В данном методе поиск решения идет в направлении вычисления собственных векторов (факторов), а собственные значения характеризуют дисперсию (разброс) по факторам. Метод главных факторов. Для определения числа факторов используются различные статистические критерии, при помощи которых проверяется гипотеза о незначительности матрицы корреляционных остатков. Метод максимального правдоподобия (Д. Лоли), в отличие от предыдущего, основывается не на предварительной оценке общностей, а на априорном определении числа общих факторов и в случае большой выборки позволяет получить статистический критерий значимости полученного факторного решения. При методе минимальных остатков (Г. Харман), основанном на минимизации внедиагональных элементов остаточной корреляционной матрицы, проводится предварительный выбор числа факторов. Альфа-факторный анализ был разработан специально для изучения психологических данных. Выводы, полученные в результате данного метода, носят в основном психометрический, а не статистический характер, а минимальное количество общих факторов оценивается по собственным значениям и коэффициентам общности. Факторизация образов, в отличие от классического факторного анализа, предполагает, что общность каждой переменной определяется как линейная регрессия всех остальных переменных. Нами был использован факторный анализ методом анализа главных компонент («Principal Component Analysis»). Несколько ниже будет предложена факторно-аналитическая обработка данных и анализ результатов проведенного исследования.

Похожие диссертации на Кросскультурное исследование содержания и динамики гендерных предубеждений