Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Проблема творчества и саморегуляции активности в психологии 10
1.1. Психологические исследования творчества в отечественной и зарубежной науке 10
1.2. Проблема источников творческой активности 28
1.3. Творческая активность и особенности ее саморегуляции в старшем школьном возрасте 44
Выводы по главе 1 57
Глава II. Изучение стремления к личностной значимости и саморегуляции творческой активности старшеклассников...61
2.1. Цели, задачи и методы исследования 61
2.2. Изучение особенностей стремления к значимости у старших школьников 72
2.3. Исследование саморегуляции творческой активности учащихся старшего школьного возраста 89
2.4. Реализация стремления к личностной значимости в саморегуляции творческой активности старшеклассников 115
2.5. Развитие саморегуляции творческой активности старших школьников 129
Выводы по главе II 153
Заключение 157
Список используемой литературы 162
Приложения 175
- Психологические исследования творчества в отечественной и зарубежной науке
- Изучение особенностей стремления к значимости у старших школьников
- Исследование саморегуляции творческой активности учащихся старшего школьного возраста
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Модернизация системы образования характеризуется сменой ее парадигмы с информационной на развивающую познавательную, творческую активность учащихся. Это обусловлено возникшей в последнее время потребностью в профессионально компетентной, социально активной творческой личности, способной эффективно функционировать в современных рыночных условиях. В связи с этим обостряется необходимость развития творческой активности учащихся в период всего школьного обучения.
Характеризуя творческую активность как активность, направленную на эффективное осмысленное выполнение и преобразование деятельности, отечественные ученые (Д.Б. Богоявленская, М.Р. Битянова, Р.С. Овчарова, Е.Л.Яковлева и др.) отмечают наличие противоречия между теоретическими подходами к природе творческой активности детей, с одной стороны, и практикой ее развития - с другой. Так, почти все современные теоретические концепции признают и подчеркивают важную роль личностных факторов в творческой активности, но, тем не менее, большинство программ развития данного вида активности учащихся ориентированы либо целиком, либо преимущественно на когнитивное развитие. Все они отождествляют творчество с продуктивностью.
Учитывая это, отечественные исследователи, изучая различные стороны творческой активности, обращают больше внимания на ее процессуальные, динамические характеристики, особенности ее саморегуляции. А это уже смещает акцент с обучения творчески одаренных детей на развитие творческой активности каждого ребенка, что позволяет осуществить переход от "диагностики отбора к диагностике развития" (А.Г. Асмолов, Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Е.Л. Яковлева).
Проблема творческой активности и ее саморегуляции изучалась многими исследователями (Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружининым, Н.С. Лейтесом,
Я.А.Пономаревым, В.Н. Пушкиным, Э.Д. Телегиной, А.С. Шаровым, Е.Л.Яковлевой и др.), но в их работах рассматривались преимущественно отдельные стороны явлений. В то же время анализ творчества как некоего целостного процесса, как проявления целостной личности ведет к необходимости системного и комплексного исследования особенностей саморегуляции творческой активности.
В связи с этим важность изучения данной проблемы обусловлена несколькими причинами. Во-первых, назревшей необходимостью системно и комплексно исследовать проблему творческой активности и ее саморегуляции. Во-вторых, ориентацией современного образования на развитие творческой активности школьников в учебно-воспитательном процессе. В этой связи вопрос о саморегуляции данного вида активности является значимым для теории и практики обучения. Учитывая то, что ранняя юность - это возраст самоопределения, творческих поисков и открытий, проявления стремления к творческому самовыражению и самореализации, можно говорить о важности изучения особенностей саморегуляции творческой активности старших школьников. В-третьих, необходимость изучения данной проблемы обусловлена наличием противоречия между потребностью в творчески активной личности, способной функционировать в быстро меняющемся окружающем мире, и недостаточной разработанностью программ развития творческой активности учащихся.
Объектом исследования является саморегуляция творческой активности старшеклассников.
Предмет исследования - реализация стремления к личностной значимости в процессе саморегуляции творческой активности старших школьников.
Цель исследования - изучить влияние стремления к значимости собственной личности на саморегуляцию творческой активности в старшем школьном возрасте и разработать программу развития саморегуляции творческой активности старшеклассников.
Гипотеза исследования заключалась в том, что ярко выраженное
стремление к значимости собственной личности влияет на формирование системы саморегуляции творческой активности и способствует повышению ее целостности. Целенаправленное развитие стремления к личностной значимости в старшем школьном возрасте позволит повысить целостность механизма саморегуляции творческой активности.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи.
Изучить основные теоретические подходы к интерпретации понятия "творчество", к проблемам его исследования; рассмотреть структуру саморегуляции творческой активности и определить предпосылки ее формирования в старшем школьном возрасте.
Охарактеризовать стремление к личностной значимости у творчески активных старшеклассников.
Определить характеристики саморегуляции творческой активности учащихся старшего школьного возраста.
Изучить влияние стремления к значимости собственной личности на саморегуляцию творческой активности старшеклассников.
Разработать и апробировать программу развития саморегуляции творческой активности старших школьников.
Теоретико-методологической основой исследования выступают: регулятивный подход к пониманию психики и жизнедеятельности человека (П.К. Анохин, О.А. Конопкин, С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов); принципы системности (Б.Ф. Ломов), единства внешней и внутренней детерминации (С.Л.Рубинштейн, К.К. Платонов), развития (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн); концепции творческой активности Д.Б.Богоявленской, В.Н. Дружинина, Е.Л. Яковлевой.
Теоретическую базу исследования составили основные положения о регуляции деятельности (К.А. Абульханова-Славская, О.А. Конопкин, Ю.Н.Кулюткин, Э.Д. Телегина, А.С. Шаров и др.), психологические теории творчества, представленные в трудах Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина,
6 Я.А. Пономарева, А.С. Шарова, Е.Л. Яковлевой, М. Г. Ярошевского, А. Маслоу, П. Торранса, представления о значимости как источнике жизнедеятельности человека (С.Л. Рубинштейн, А.С. Шаров).
Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы был использован комплекс адекватных проблеме исследования методов, включающий теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, метод экспертного опроса, тестирование, анкетирование, методы математической статистики, качественный анализ эмпирических данных.
В экспериментальной части работы были использованы следующие методики: опросник "Стилевая саморегуляция поведения" (В.И.Моросанова); тест смысложизненных ориентации (Дж. Крамбо, Л.Махолик, адаптация теста Д.А. Леонтьева); методика по изучению тенденций человека к повышению личностной значимости (А.С. Шаров); самоактуализационный тест (Э. Шостром, модификация Л.Я. Гозмана и М.В.Кроза), методика определения индивидуальной меры рефлексивности (А.В. Карпов и В.В. Пономарева), анкета "Изучение творческого потенциала" (А.С. Шаров), методика экспертных оценок творческой активности.
При обработке экспериментальных данных методами статистики был использован пакет программ STATGRAPHICS Plus 3.0, с помощью которого проведены корреляционный и кластерный анализы.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечиваются теоретической обоснованностью рассматриваемой в диссертации проблемы, адекватностью методов исследования его задачам, цели и логике, репрезентативностью выборки, статистическими методами анализа полученных данных, включающими кластерный анализ, вычисление Т-критерия Стьюдента для определения значимости различий, коэффициента линейной корреляции Пирсона.
Эмпирическая база исследования. В исследовании принимали участие 135 учащихся старших классов (16-17 лет). Эту общую выборку составляют две
частные: 1) творчески активные школьники (92 человека); 2) старшеклассники, имеющие невысокие показатели творческой активности (43 человека).
Научная новизна исследования заключается в том, что осуществлено комплексное изучение саморегуляции творческой активности в старшем школьном возрасте; определена специфика стремления к личностной значимости у творчески активных старшеклассников; установлено влияние стремления к значимости собственной личности на саморегуляцию творческой активности; выявлена типология творчески активных старших школьников.
Теоретическое значение исследования заключается в уточнении теоретических представлений о саморегуляции творческой активности в старшем школьном возрасте, в установлении влияния стремления к значимости собственной личности на целостность системы саморегуляции творческой активности. Определены стилевые особенности саморегуляции творческой активности в зависимости от характера стремления к личностной значимости.
Практическая значимость состоит в том, что основные результаты исследования могут быть использованы при разработке лекционных и семинарских занятий в процессе преподавания курсов «Общая психология», "Возрастная психология", "Педагогическая психология", курсов по выбору в педагогических вузах. В качестве практически значимого результата работы выступает разработанная программа развития саморегуляции творческой активности старших школьников, которая может быть использована в работе школьного психолога.
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие положения, выносимые на защиту.
1. Творчески активные старшие школьники характеризуются выраженным стремлением к личностной значимости и высоким уровнем сформированности саморегуляции творческой активности, которые, в свою очередь, имеют тендерные различия. При этом повышенное стремление к личностной значимости способствует формированию целостной системы саморегуляции творческой активности в старшем школьном возрасте.
Специфика саморегуляции творческой активности старших школьников заключается в качественных изменениях в мотивационно-ценностной, рефлексивной ее подсистемах, в особенностях интеграции основных ее структурных компонентов.
По характеру стремления к личностной значимости выделено четыре типа творчески активных старших школьников, условно названных: "престижные" (ориентированные на внешнее самоутверждение), "самодостаточные" (стремящиеся подчеркнуть собственную уникальность), "альтруистические" и "продуктивные" (направленные на осознанную самореализацию).
Определены психолого-педагогические условия развития саморегуляции творческой активности в старшем школьном возрасте, заключающиеся в направленности образовательного процесса на активизацию стремления к личностной значимости; в создании креативной среды, отвечающей принципам гуманистической психологии, и использовании личностно-ориентированного стиля общения с учащимися.
Апробация результатов исследования. Основные положения
диссертационного исследования были обсуждены на II Окружной конференции
молодых ученых (г. Сургут, 2001), XXXIII региональной научно-практической
конференции студентов и аспирантов "Менделеевские чтения" (г. Тобольск,
2002), IV международной научно-практической конференции "Образование
XXI века" (г. Красноярск, 2002), III областной научно-практической
конференции "Актуальные проблемы психолого-педагогического
сопровождения детей и подростков в образовательных учреждениях" (г. Тобольск, 2003), на заседаниях кафедры практической психологии Тобольского государственного педагогического института, кафедры психологии Омского государственного педагогического университета. Разработана и внедрена программа спецкурса «Психология творчества».
Содержание диссертации отражено в 5 публикациях.
Структура диссертации. Диссертационное исследование содержит
введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Работа иллюстрирована таблицами, графиками.
Психологические исследования творчества в отечественной и зарубежной науке
Необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной жизни с неизбежностью затрагивает вопросы творчества, творческой инициативы, творческой активности. Учитывая важность творчества для развития науки и жизни общества вообще, становится очевидным, что данная проблема еще недостаточно хорошо изучена. Это объясняется наличием ситуации неопределенности объекта.
Что такое творчество? Результат особого дара и исключительности человека, озарения свыше, иррациональной интуиции, экстрасенсорного восприятия, богатого, развитого воображения или логического мышления?
Проблема творчества, издавна волновавшая человечество, остается актуальной в настоящее время в силу своей гносеологической, социально-психологической и мировоззренческой многоаспектности. В связи с этим представляется закономерным возрастание интереса к данной проблеме в отечественной и зарубежной психологии.
Одним из центральных понятий в нашей работе является понятие "творчество". В данной части мы обратимся к проблеме творчества, рассмотрим различные подходы к пониманию творчества в зарубежной и отечественной науке.
Прежде всего хотелось бы определить понятие "творчество". Однако анализ литературы показывает, что в современной психологической науке не существует однозначной интерпретации этого термина. Причём распространённость термина "творчество" и различных словосочетаний с ним ("творческие способности", "творческий потенциал", "творческая личность" и т. п.) только усугубляет картину неоднозначности и различности интерпретаций. Так, Н.Н.Вересов отмечает следующее: "Несмотря на то, что само это слово употребляется у нас очень часто, психология творчества остаётся разделом, находящимся на задворках психологической науки. Порой под словом "творчество" понимаются вещи прямо противоположные".
Какую же реальность обозначают этим понятием в работах, посвященных изучению творчества? Какой смысл несёт в себе термин "творчество" в контексте научно-психологического исследования? Для ответа на поставленные вопросы обратимся к анализу исследований в философской и психологической науках.
Анализируя философскую литературу периода античности и средних веков, мы можем говорить о существовании двух основных тенденций в понимании творчества: 1) теистической, идущей от древнееврейской религии; 2) пантеистической - от античной философии. Первая связана с пониманием бога как личности, которая творит мир не в соответствии с неким вечным образцом, а совершенно свободно. Творчество есть вызывание бытия из небытия посредством волевого акта божественной личности (Августин). Бог же Фомы Аквинского, крупнейшего представителя пантеистической тенденции, -это добро в его завершенности, это вечный, созерцающий самое себя разум, это "...совершеннейшая природа, нежели воля, сама себя делающая совершенной" [25, с. 226]. Поэтому понимание божественного творчества у Фомы близко к пониманию его у Платона, считающего, что творчество - это вынашивание и рождение прекрасных произведений - вещей и образов, это "все, что вызывает переход из небытия в бытие" [143, с. 26]. Этот образец творения не есть что-то внешнее создателю, но есть нечто, предстоящее его внутреннему созерцанию. Поэтому высшим и является само это созерцание, а способность творить подчинена ему и есть лишь проявление той полноты совершенства, которая заключена в божественном созерцании.
Пантеистическая традиция в философии нового времени, начиная с Бруно, а в еще большей степени - у Спинозы, воспроизводит античное отношение к творчеству как к чему-то менее существенному по сравнению с познанием, которое, в конечном счете, есть созерцание вечного бога-природы. Напротив, философия, формирующаяся под влиянием протестантизма (в первую очередь, английский эмпиризм), склонна трактовать творчество как удачную, но в значительной мере случайную комбинацию уже существующих элементов. В этом отношении характерны теории познания Бэкона, а еще более - Гоббса, Локка и Юма, где творчество, в сущности, есть нечто родственное изобретательству.
Изучение особенностей стремления к значимости у старших школьников
Огромное значение для продуктивности творческой активности имеет ее мотивация. У различных исследователей существует свое видение того, что является основным источником творчества. Но ни у кого из них не возникает сомнений, что этот источник представляет собой мотивационно-ценностное образование, определяющее позицию человека по отношению к наиболее значимым для него явлениям окружающего мира. Мы считаем, что источником творчества является стремление к значимости (А. Адлер, А. С. Шаров). Данное стремление присуще всем людям, но для творческих оно имеет особое значение, являясь ценностной и социокультурной доминантой.
Для подтверждения этого предположения нами была использована исследовательская методика по изучению тенденций человека к повышению личностной значимости, разработанная А. С. Шаровым. Полученные данные представлены на На основе анализа внутреннего мира идет активное строительство и оформление собственного "Я", обретение своей идентичности. На наш взгляд, это связано с особенностями возрастного развития. Именно в период ранней юности на первый план выходит осознание собственной индивидуальности, неповторимости, непохожести на других. В этом возрасте школьник открывает новую для себя реальность, новую грань своего бытия, свой внутренний мир, который актуализирует у него стремление к саморазвитию. Для юношеского возраста центральными моментами личностного развития являются становление устойчивого образа своего "Я", интенсификация самоотношения, коллизии идентификации. Отсутствие существенных различий по данному параметру между группами учащихся подтверждает наше предположение. Иными словами, период ранней юности можно назвать периодом самосозидания, что находит подтверждение в нашем исследовании. Особого внимания заслуживают более высокие показатели средних значений по параметру "значимость для себя" у творческих старшеклассников, по сравнению с обычными учащимися. Данные различия являются статистически значимыми (при р 0.01), что подтверждается вычислением t-критерия Стьюдента (см. Приложение 6) и свидетельствует о ярко выраженном стремлении творческих учащихся не только к анализу собственного бытия, но и к личностному росту, к самоценности, самосовершенствованию и самореализации. Эти школьники стремятся к самости, к обретению своей идентичности в результате приобретения новых качеств, новой роли, новых ощущений, в результате новых достижений. Е.П. Никитин и Н.Е Харламенкова. [105] назвали такой способ самоутверждения личности конструктивным, так как он обеспечивает человеку возможность достижения долгосрочных положительных результатов. Причем более высокие показатели параметра "значимость для себя" позволяют предположить, что стремление к личностной значимости у творческих учащихся проявляется не только в форме теоретических конструктов (жизненные планы, представления, взгляды), но чаще всего находят свое практическое воплощение, реализуясь в повседневной жизни (изобретения, новые способы решения задач, разнообразие межличностных отношений). При этом большое внимание творческие старшеклассники уделяют не столько значимости своих достижений для окружающих, сколько их значимости для строительства собственного внутреннего мира. Это утверждение ни в коей мере не опровергает необходимости внешней оценки. Юношеский возраст - это период интенсивного самостроительства, а для творческих школьников - это наиболее благоприятная пора для стабилизации в качестве доминирующего в структуре мотивов мотива значимости собственной личности, обеспечивающего ее направленность на творчество.
В свою очередь, для обычных школьников наиболее характерна направленность на другого человека, доминирующей сферой для них выступает сфера межличностного общения. Так, более высокие показатели параметра "значимость для других" (17,3) говорят о стремлении оказывать бескорыстную помощь, приносить людям пользу, о способности к эмпатии, с одной стороны, и о стремлении к доминированию, желании жить жизнью, полной удовольствий и развлечений, достижении собственного благополучия - с другой. Наличие таких противоречивых ценностных представлений в какой-то мере обусловлено влиянием полоролевых стереотипов. Так, стремление к власти у юношей (14,57) выше, чем у девушек (12,63), а стремление к жертвенности, ориентация на альтруизм во взаимоотношениях, в свою очередь, выше у девушек (14,95), чем у юношей (13,26).
Исследование саморегуляции творческой активности учащихся старшего школьного возраста
Регуляция выступает объединяющим началом и стержнем человеческой личности, формой реализации и формирования значимого в человеке. Мы разделяем позицию А.С. Шарова, который, как это было сказано выше, разработав структуру личности, выделил в ней структуру регуляции, состоящую из трех подсистем: ценностно-смысловой, активности и рефлексии [161]. Иными словами, для осуществления регуляции необходимо иметь определенное ценностно-смысловое содержание, проявляющееся во внешней и внутренней активности человека и затем рефлексирующееся. Мы считаем, что каждый из выделенных компонентов структуры личности имеет для феномена творчества свои особенности, позволяющие добиваться новых результатов.
Учитывая тот факт, что становление психологических механизмов регуляции деятельности человека происходит, прежде всего, в подростковом и юношеском возрастах, мы обращаемся к анализу саморегуляциии творческой активности в старшем школьном возрасте.
Для изучения особенностей саморегуляции творческой активности нами использовались методики: "Стилевая саморегуляция поведения" (ССП-98) В.И. Моросановой, "Уровень развития рефлексивных механизмов управления" А.В. Карпова, В.В. Пономарева, проводились анкетирование и экспертный опрос.
В силу универсальности функциональной структуры саморегуляции для самых разных видов психической активности и деятельности в стиле саморегуляции, согласно исследованиям О. А. Конопкина [66, 67], В.И.Моросановой [100], Е.М. Коноз [101], проявляется общая регуляторная основа, которая является предпосылкой формирования конкретных стилей активности, в том числе и творческой. Изучение стиля саморегуляции психической активности у творческих и обычных старших школьников позволяет выявить стилевые особенности саморегуляции творческой активности в ранней юности.
Результаты исследования представлены в таблице 3.
Данные диагностики показывают, что все испытуемые характеризуются уровнем сформированности процессов программирования и гибкости выше среднего. Это позволяет говорить о хорошо развитом умении старших школьников продумывать последовательность собственных действий, намечать способы для достижения выдвинутых целей. Разрабатываемые ими программы детализированы и развернуты, они гибко изменяются в новых условиях. При возникновении непредвиденных обстоятельств старшеклассники перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, способны быстро оценить изменение значимых условий