Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие смысложизненных ориентаций у студентов в процессе богословского и светского образования : на примере педагогического вуза Моздор Наталья Васильевна

Развитие смысложизненных ориентаций у студентов в процессе богословского и светского образования : на примере педагогического вуза
<
Развитие смысложизненных ориентаций у студентов в процессе богословского и светского образования : на примере педагогического вуза Развитие смысложизненных ориентаций у студентов в процессе богословского и светского образования : на примере педагогического вуза Развитие смысложизненных ориентаций у студентов в процессе богословского и светского образования : на примере педагогического вуза Развитие смысложизненных ориентаций у студентов в процессе богословского и светского образования : на примере педагогического вуза Развитие смысложизненных ориентаций у студентов в процессе богословского и светского образования : на примере педагогического вуза
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Моздор Наталья Васильевна. Развитие смысложизненных ориентаций у студентов в процессе богословского и светского образования : на примере педагогического вуза : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Моздор Наталья Васильевна; [Место защиты: Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т].- Ставрополь, 2007.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-19/685

Введение к работе

Актуальность и постановка проблемы исследования.

Современный период российской действительности характеризуется радикальными преобразованиями всех сфер общественной жизни. Процесс трансформации затронул и российское образование. Появление новых требований со стороны общества к личности, размывание и девальвация системы традиционных ценностей, сложившегося механизма социализации поколений и, как следствие, разрыв связей, нарушение преемственности между ними, усиливают бездуховность, падение образовательного и культурного уровня значительной части студенчества. Вместе с тем наряду с отмеченными выше негативными явлениями можно констатировать своеобразный российский парадокс, выражающийся в определенной популярности общечеловеческих ценностей, планетарного мышления, глобального менталитета, росте национального сознания, интереса к национальным традициям, религии и культуре.

Студенты в современных условиях переживают процесс активного формирования и становления в системе образования. В то же время образование как социокультурная среда испытывает изменения, которые происходят в обществе на нынешнем этапе. Это ведет к тому, что на молодежь оказывают влияние разнообразные нередко противоречивые социальные ценности. В этой связи процесс обновления парадигмы педагогического образования на основе принципов гуманизма, духовности, культуросообразности является насущной необходимостью и потребностью общества. Российская традиция рассмотрения проблемы гуманизации образования и воспитания находит отражение прежде всего в философско-педагогических трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, русских космистов (Бердяев Н.А., Соловьев B.C., Флоренский П.А., Циолковский К.Э. и др.) В концепции человека, развиваемой русскими философами, человек обретает духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя ее, т.е. культурная сущность человека является системообразующим компонентом его целостности. Неотъемлемой составляющей философских концепций является религиозная культура, ее гуманистические ценности.

Различные вопросы использования ценностей религиозной культуры в воспитании детей и молодежи исследовались в работах Валеева И.И., протоиерея Владимирова А., иерея Гармаева А., Калашникова М.Е., Корзинкина А.А. (архимандрита Зиновия), Леонова A.M., Лихачева А.Е., Медведевой Н.А., НикандроваН.Д., РубцоваВ.В., Рябовой Л.А., Склярова Т.В., Соколова А.Л., о. А. Сысоева, Тайчинова М.Г., Троицкого В.Ю., Хамитова Э.Ш., Человенко Т.Г., Червякова А.Д., Ширяева В.Л.

Сегодня в мировоззрении значительной части россиян, в том числе учащейся молодежи присутствуют религиозные представления. Это в свою очередь ведет к формированию гуманистических смысложизненных ориентации, поскольку в религиозной, богословской мысли всегда уделялось внимание смыслу жизни, ценности жизни, смыслу поступков и их

нравственной оценке. По мнению вышеперечисленных ученых, на формирование отношения студента к жизни, потребностям своим и чужим, поиску смысла жизни должно влиять нравственное воспитание. Содержание, методы и формы образования должны быть насыщены нравственными ориентирами. Например, введение программ по религиоведческим знаниям, как раз должно не только ознакомить студентов с обрядовыми особенностями той или иной религиозной конфессии, но и обогатить нравственное содержание педагогического процесса. В этой связи представляется важным изучение образовательного процесса духовных школ и его влияние на формирование гуманистических смысложизненных ориентации у студентов.

Следует отметить, что образование в духовных школах имеет существенное отличие от светского образования. Процесс обучения в духовном учебном заведении нацелен не только на подготовку образованных церковных кадров, а в первую очередь на формирование мировоззрения, основывающегося на гуманистических, христианских принципах любви и милосердия. Знания для студентов духовных школ должны стать жизненным началом, преобразующим его мысли, слова, поступки, его личность. Духовность - главное, что определяет весь образовательный процесс. Однако при этом не упускается из виду, что духовность понятие универсальное и что запросы духа порой выходят далеко за рамки богословской проблематики. Современный образовательный процесс духовных школ обогащается за счет введения таких гуманитарных дисциплин, как педагогика, психология, помимо традиционно преподаваемой философии. Активно проходит в богословских школах реформирование с учетом регионального компонента по востребованным обществом направлениям миссионерской, благотворительной деятельности. Необходимо отметить тот факт, что сегодня воспитание в учащихся любого вида учебного заведения доброты и милосердия является одним из самых главных составляющих воспитательного процесса, для того чтобы общество смогло справиться с пропагандой насилия и жестокости без серьезных психологических деформаций личности. Выполнению сложных задач современного образования как светского, так и духовного служит процесс интеграции образовательных программ.

В соответствии с постоянно меняющимися потребностями общества феномен интеграции светского и богословского образования можно причислить к социальным инновациям. Это обусловлено тем, что процесс открытия региональных духовных семинарий наблюдался еще с начала 90-х годов, а на сегодняшний день возросло количество богословских факультетов в высших учебных заведениях страны. Подобные факты свидетельствуют не только о заинтересованности, но и о востребованности общества, и в частности молодежи, в образовании, отличном от светского. Важно в этой связи поставить вопрос о влиянии богословского образования на формирование смысложизненных ориентации у студентов. Актуальность исследования развития смысложизненных ориентации студентов

посредством богословского и светского образования очевидна в наше историческое время, когда духовность все более и более вытесняется из разных сфер общественной жизни. Русская православная церковь, пережив эпоху отчуждения от многих сторон общественной жизни ввиду политики государства по отношению к ней, сегодня уделяет большое внимание различным проблемам, в том числе связанным и с образованием. В «Современной Концепции Русской православной церкви» говорится, что сегодня для обеспечения нормальной человеческой жизни как никогда необходимо возвращение к утраченной связи научного знания с религиозными духовными и нравственными ценностями. В этой связи мы считаем принципиально важным и значимым изучение проблемы формирования смысложизненных ориентации студентов в условиях светского и богословского образования. Это, на наш взгляд, позволит выявить направления, формы и способы воздействия на ценностную и смысловую сферу молодых людей с такой целью, чтобы ее содержание соответствовало высоким общечеловеческим гуманистическим приоритетам.

Актуальность ценностной проблематики обусловлена также тем, что в результате трансформации система российского образования, и в частности педагогического образования, которая традиционно в советском обществе занималась формированием ценностных ориентации студенчества, утратила свою ведущую позицию. Именно поэтому сегодня как никогда остро стоит проблема подготовки молодых специалистов, носителей национальных и общечеловеческих ценностей. Новую роль в обучении и воспитании студентов играют знания о религии и религиозной культуре.

В этом контексте важным представляется выявление тех факторов богословского и светского образования, которые влияют на формирование смысложизненных ориентации студентов. Рассмотрение влияния богословского и светского образования на формирование смысложизненных ориентации студенчества представляет собой многоаспектную проблематику. Это предполагает использование междисциплинарного подхода к самой проблеме, поэтому исследование данной темы в психологии невозможно без привлечения антропологических, культурологических, социологических, педагогических концепций. В имеющихся научных трудах на социально-философском, социологическом, культурологическом, психологическом уровнях рассмотрены разные аспекты смысложизненных ориентации личности в системах образования (Божович Л.И., Братусь Б.С, Выготский Л.С., Додонов Б.И., Здравомыслов А.Г., Зеньковский В.В., Москалец В.И., Леонтьев А.Н., Столин В.Б., Чудновский В.Э. и др.).

Тем не менее комплексное исследование развития смыслижизненных ориентации студентов посредством богословского и светского образования не получило освещения в отечественной научной литературе. Работы, в которых делается попытка изучения механизмов формирования смысложизненных ориентации студентов особенно в системе богословского образования, в которой вопросы смысла жизни являются одними из главных, все еще редки. Религиозное учение о человеке, отвечая на сложные вопросы

смысла жизни, однозначно содержит указание на высшую ценность человеческой жизни. При достаточном уровне научно-методологической разработки проблемы развития личности студентов, влияния образования на это развитие, отсутствует устойчивая система формирования гуманистических смысложизненных ориентации студентов светских вузов, не отработаны программы и комплексы по гуманизации смысложизненных ориентации в процессе обучения. Недостаточная разработанность данных вопросов, незначительное число соответствующих психологических исследований обусловили наличие проблемы: каковы особенности развития смысложизненных ориентации студентов светских и богословских вузов? Решение этой проблемы составило цель исследования.

Объект исследования - смысложизненные ориентации студентов.

Предмет исследования - развитие смысложизненных ориентации студентов в процессе богословского и светского образования.

Гипотеза исследования основана на следующих предположениях: 1. Содержательная характеристика смысложизненных ориентации студентов, находящихся в условиях богословского и светского образования будет иметь качественные отличия, а именно: в условиях богословского образования смыслы более устойчивы в гуманистической направленности с преобладанием нравственных ценностей, ориентированных на любовь, милосердие и благотворительность, тогда как в условиях светского образования смыслы противоречивы и потребительски направлены.

2. Обогащение смысложизненных ориентации, гуманистических ценностей и нравственных ориентиров студентов светских вузов будет происходить более гармонично при условиях:

выработки культурологической компетентности через религиозные знания;

приобщения студентов к ценностям религиозной культуры;

- осознания онтологической связи гуманистических и христианских
ценностей, гармонизирующих развитие личности.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

  1. Проанализировав научные труды по проблеме, уточнить психологическое содержание понятия «смысложизненные ориентации».

  2. Дать характеристику современного студента как носителя смысложизненных ориентации.

  1. Исследовать смысложизненные ориентации студентов светских образовательных учреждений.

  2. Исследовать смысложизненные ориентации студентов духовной семинарии и их взаимосвязь с содержательными характеристиками богословского образования.

  3. Провести сравнительный анализ «смысложизненных ориентации» студентов вуза и духовной семинарии.

6. Разработать и экспериментально апробировать программу формирования гуманистических «смысложизненных ориентации» студентов педагогического вуза.

Методологической основой исследования явились принципы гуманизма, развития, детерминизма, а также аксиологический, деятельностный и личностный подходы в образовании. Принцип гуманизма конкретизирован через гуманистическую задачу - задачу содействия подлинности жизни человека, ее осмысленности. Принцип развития свидетельствует о способности субъекта обучения к последовательному достижению профессиональной и личностной самореализации. Принцип детерминизма отражает обусловленность процесса личностно-профессионального становления комплексом внешних (формы и содержание образовательных программ) и внутренних (индивидуально-психологических) особенностей развития студента.

Теоретическую основу исследования составили: основополагающие идеи отечественной и зарубежной психологии личности (Асмолов А.Г., Выготский Л.С., Петровский А.В., Рубинштейн С.Л., Берн Э., Маслоу А. и др.), отечественная теория смысловой сферы личности (Братусь Б.С, Васильев Е.В., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Леонтьев Д.А., Чудновский В.Э.), психоаналитические и экзистенциальные теории личности (Берн Э., Франкл В., Фрейд 3.), аксиологический подход в образовании (Анисимов С.Ф., Ветров Ю.П., Демин М.В., Дробницкий О.Г., Ивин А.А., Каган М.С., Коршунов A.M., Столович Л.Н., Шиянов Е.Н.), концепции гуманизации образования и положения личностно развивающего образования (Бондаревская Е.В., Котова И.Б., Лисовская Е.Б.), концепция личностно ориентированного подхода к организации образовательного процесса (Абульханова-Славская К.А., Василюк Ф.Е., Деркач А.А. и др.).

Организация исследования. Сроки эксперимента охватывают период с 2005 г. по 2007 г. Диссертационное исследование развернулось в виде следующих этапов.

1. Подготовительный этап (2005 - 2006 гг.): теоретико-аналитическая
работа по изучению научной литературы по проблемам смысложизненных
ориентации личности, особенностей современных студентов вуза и
семинарии, как исследуемой категории; формирование категориального
аппарата диссертации (проблема, основные понятия), параметрических
единиц эксперимента (гипотеза, цель, задачи, объект, предмет) и проекта его
реализации.

2. Констатирующий этап (2006г.): подбор валидного
психодиагностического инструментария, проведение предварительного
экспериментального среза (психодиагностика смысложизненных ориентации
студентов и экспертная оценка испытуемых), разработка программы
гуманизации смысложизненных ориентации студентов вуза.

3. Преобразующий этап (2006 - 2007 гг.): организация и проведение
программы гуманизации смысложизненных ориентации студентов на
экспериментальной выборке испытуемых.

4. Заключительный этап (2007г.): проведение повторного экспериментального среза (психодиагностика смысложизненных ориентации студентов и экспертная оценка испытуемых), сопоставление результатов первичного и повторного экспериментального срезов, интерпретация полученных данных, психологическое консультирование, оформление текста диссертации.

База и контингент испытуемых.

Эксперимент проводился на базе Ставропольского государственного педагогического института (СГПИ) и Ставропольской Духовной Семинарии (СтДС). Количество испытуемых составило 99 человек: 35 студентов специальности педагогики дошкольного образования и 29 студентов специальности педагогики начальной школы СГПИ; 22 студента первого курса и 13 студентов третьего курса регентского отделения факультета церковных искусств СтДС.

Методы и источники исследования.

В ходе проведения эксперимента был использован следующий ряд
методов научного исследования: обзорно-аналитический,

психодиагностический, статистический, методы наблюдения и эксперимента. Обзорно-аналитический позволил выявить степень и глубину изученности проблемы развития смысложизненных ориентации студентов в условиях светского и богословского образования. Психодиагностический применялся на этапе проведения констатирующей диагностики студентов, а также на контрольном этапе. Статистический позволил произвести обработку полученных результатов с помощью математической статистики.

Для исследования смысложизненных ориентации студентов были использованы следующие методики: авторский вариант адаптированного интервью по определению наличия или отсутствия «жизненного сценария» Берна Э.; тест смысложизненных ориентации (СЖО) (Леонтьев Д.А.); опросник уровня субъективного контроля (УСК) (Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд A.M.); семантический дифференциал.

Источниками для проведения исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные изучению смысловой сферы личности, смыложизненным ориентациям, проблеме гуманизации смысложизненных ориентации; монографии ведущих психологов, авторефераты, докторские и кандидатские диссертации по исследуемой проблеме; материалы международных, всероссийских и региональных конференций по педагогике и психологии.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем выявлена и описана содержательная характеристика смысложизненных ориентации студентов, находящихся в условиях богословского и светского образования; показана динамика смысложизненных ориентации студентов в процессе богословского образования; определены условия обогащения смысложизненных

ориентации студентов светских педагогических вузов; разработана программа формирования гуманистических смысложизненных ориентации студентов, находящихся в условиях современного светского педагогического образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в конкретизации понятия «смысложизненные ориентации» личности; в раскрытии основных характеристик смысложизненных ориентации студенчества как социальной группы; в выявлении влияния содержания и форм гуманитарного светского и богословского образования на развитие смысложизненных ориентации студентов; в расширении и углублении современных представлений о значимости интеграции светского и богословского образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

разработанная программа формирования гуманистических смысложизненных ориентации студентов вуза может с высокой эффективностью применяться в системе вузовского обучения; в системе повышения квалификации работников образования и при подготовке и переподготовке педагогов по предмету «Основы православной культуры»;

- авторский опросник по определению наличия или отсутствия «жизненного сценария», адаптированный из психотерапевтического интервью Э. Берна, может быть востребован практическими психологами в различных сферах социальной практики;

полученные в диссертационном исследовании результаты подтверждают необходимость интеграции светского и богословского образования, направленной на преодоление кризиса бездуховности, обогащение содержания образования нравственными ориентирами.

Достоверность результатов обеспечивалась применением системы методов, адекватных цели, задачам и логике исследования, обширным теоретико-методологическим анализом материала по теме диссертации и комплексом средств по обеспечению внешней и внутренней валидности экспериментального исследования. Так, внешняя валидность обеспечена репрезентативной выборкой испытуемых, корректным применением методов математической обработки данных и аргументированностью интерпретации результатов. Внутренняя валидность обеспечена структурой эксперимента по плану для двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием, а также методологически и эмпирически надежным психодиагностическим инструментарием.

Апробация и внедрение результатов. Материалы диссертации докладывались на аспирантских и методических семинарах, на заседаниях кафедры психологии Ставропольского государственного педагогического института, на научно-практических конференциях в С.-Петербурге, Сочи, Ставрополе, Кемерово, Махачкале, нашли отражение в тезисах и научных статьях автора. Основные научные результаты отражены в 14 публикациях.

Положения, выносимые на защиту. 1. Смысложизненные ориентации - это целостная система сознательных и избирательных связей, отражающая направленность личности, наличие

жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией), и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход.

2. Смысложизненные ориентации студентов в условиях светского
вузовского образования характеризуются противоречивостью,
проявляющейся колебаниями в принятии ответственного отношения к своей
жизни, осмысленности ее ценности, в неустойчивости жизненных планов и в
преобладании потребительских ценностей.

3. Содержательная характеристика смысложизненных ориентации
студентов богословских школ имеет высокий уровень общей
осмысленности жизни, согласованные цели и ценности, ответственное
отношение к жизни, преобладание нравственных и духовных ориентиров,
усиливающиеся в ходе обучения.

4. Условиями обогащения смысложизненных ориентации, а также
нравственных ценностей и ориентиров студентов светских педагогических
вузов является приобщение их к религиозным знаниям и выработка
культурологической компетентности, а также осознание онтологической
связи гуманистических и христианских ценностей, гармонизирующее
развитие личности.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В текст диссертации включены 6 таблиц, 6 рисунков. Список используемой литературы содержит 196 источников, из них 5 на иностранном языке. Содержание работы изложено на 182 страницах.

Похожие диссертации на Развитие смысложизненных ориентаций у студентов в процессе богословского и светского образования : на примере педагогического вуза