Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические условия и механизмы формирования личностной самооценки супругов Телепова, Надежда Николаевна

Психологические условия и механизмы формирования личностной самооценки супругов
<
Психологические условия и механизмы формирования личностной самооценки супругов Психологические условия и механизмы формирования личностной самооценки супругов Психологические условия и механизмы формирования личностной самооценки супругов Психологические условия и механизмы формирования личностной самооценки супругов Психологические условия и механизмы формирования личностной самооценки супругов Психологические условия и механизмы формирования личностной самооценки супругов Психологические условия и механизмы формирования личностной самооценки супругов Психологические условия и механизмы формирования личностной самооценки супругов Психологические условия и механизмы формирования личностной самооценки супругов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Телепова, Надежда Николаевна. Психологические условия и механизмы формирования личностной самооценки супругов : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07. - Нижний Новгород, 2006. - 248 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблема самооценки и условий ее формирования в супружеском общении 12

1.1. Проблема Я-концепции и личностной самооценки в отечественной и зарубежной психологии 12

1.1.1. Понятие Я-концепции и самооценки личности 12

1.1.2.Функции Я-концепции и самооценки личности 29

1.1.3. Условия формирования самооценки личности 34

1.1.4. Понятие здоровой личностной самооценки 40

1.2. Проблема супружеского общения и диалога 45

1.2.1. Концепции общения 46

1.2.2. Диалогическое общение и его психологические детерминанты 56

1.2.3. Функции общения и их реализация на разных уровнях 68

1.3. Духовность как ведущая детерминанта диалогического общения и здоровой личностной самооценки супругов 73

1.4. Выводы по первой главе 85

Глава 2. Методика исследования и результаты диагностического эксперимента 89

2.1. Диагностика уровня самораскрытия супругов 92

2.2. Диагностика ценностно-ролевых ожиданий и притязаний 101

2.3. Диагностика самоотношения 107

2.4. Диагностика самооценки тревожности 113

2.5. Диагностика эмоционально-оценочных компонентов Я-концепции и самооценки супругов 117

2.6. Диагностика адекватности и оптимальности самооценки 123

2.7. Комплексный анализ результатов диагностического исследования. Выводы 128

Глава 3. Формирование личностной самооценки супругов в авторской программе психологической подготовки 131

3.1. К обоснованию программы "Погода в доме" как формы психологической и духовной помощи семье 131

3.2. Содержание и формы реализации основных блоков формирующей программы 134

3.3. Результаты формирующего эксперимента 150

3.4. Комплексный анализ результатов эксперимента. Выводы 164

Заключение 167

Литература 170

Приложения 188

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена практическими проблемами взаимоотношений супругов в современной семье. Речь идет не просто о вопросах совместного проживания супругов, а о более широком социокультурном подходе к духовному взаимодействию супругов между собой, отношению друг к другу как к субъектам взаимодействия, к самоценным личностям. Преобладающей тенденцией взаимодействия супругов в современной семье является взаимопользование, а не взаимное положительное воздействие на развитие личности друг друга (М.Е.Литвак, 1992, Л. Крабб, 2001). Это не способствует формированию позитивной Я-концепции супругов, их адекватной личностной самооценки, необходимой для счастливой жизни и достижения успехов в деятельности.

В современном обществе прослеживаются качественно деформированные взаимоотношения супругов, основанные на духовной пропасти между ними. Супруги находятся рядом друг с другом, но не в позиции взаимного проникновения в жизнь и личность друг друга (М.М.Бахтин, 1986). По данным исследований, из шести основных функций семьи (воспитательная, хозяйственно-бытовая, первичного социального контроля, сексуально-эротическая, эмоциональная и духовного общения (Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкий, 1989, В.Сатир, 1992 и др.) супруги уделяют повышенное внимание первым четырем и проявляют заботу о них. Что же касается двух остальных функций, то здесь явно недостаточно реализуются возможности общения и эмоциональной поддержки супругов для удовлетворения их потребности в уважении, признании, психологической защите, взаимном духовном обогащении. В результате оказывается нарушенной основная сфера семейных взаимоотношений, а у супругов часто формируется искаженная, "поврежденная", больная самооценка, приводящая к краху их отношений и существенно мешающая психологической коррекции этих отношений (Дж. Добсон, 1998; Д. Макдауэлл, 1997; Р. Мак Ги, 1994; Г. Чепмен, 2004;

Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Юстицкий; J. Powell, 1999; G.Smalley, 2000).

Анализ проблемы формирования самооценки личности, показывает, что при всем многообразии рассматриваемых в этой области вопросов, отсутствуют исследования, в которых ставится проблема здоровой личностной самооценки и условий ее становления. Между тем, интегральный подход к пониманию здоровья, который сегодня провозглашается все большим числом медиков, психологов, педагогов, рассматривает здоровье как "состояние полного физического, психического и социального благополучия человека", а не только отсутствие телесных, нервных или психических недугов (ВОЗ, 1981). Психическое здоровье рассматривается в современных исследованиях как сложное поуровневое образование. В качестве его высшего уровня анализируется личностно-смысловой, или личностный уровень здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека. Выделяют также индивидуально-психологический и психофизиологический уровни здоровья (А.А. Андрущакевич, В.Д. Трошин, 2003; Б.С. Братусь, 1988; В.В. Рыжов, 2003). Исходя из этого, ставится вопрос о здоровой (благополучной) самооценке личности, которая является одним из главных проявлений личностного уровня здоровья. Анализ условий становления здоровой личностной самооценки позволяет предположить, что ее формированию в наибольшей мере должны способствовать условия личностно ориентированного, отрытого и доверительного общения, в котором один человек является для другого самоценной, уникальной и неповторимой личностью (СВ. Ковалев, 1988; Л. Крабб, 2001; Т. Лахай, Б. Лахай, 2001; А. Маслоу, 1996). Однако специальных исследований, посвященных анализу этих условий, а также целенаправленному развитию самооценки супругов через создание таких условий общения, в педагогической психологии не проводилось. Все это определяет высокую актуальность данного исследования.

Цель исследования - разработать, обосновать и экспериментально проверить эффективность комплексной программы психологической работы

с супругами по формированию у них личностной самооценки через построение духовно ориентированного общения в семье.

Объект исследования - целостная система супружеского общения и различные уровни его содержательной организации как фактор формирования личностной самооценки супругов.

Предмет исследования - психологические условия и механизмы формирования у супругов здоровой личностной самооценки в специальной программе психологической подготовки супругов.

Гипотезы исследования:

  1. Состояние личностной самооценки супругов, позволяющее квалифицировать ее как здоровую, определяется соотношением двух видов их психической активности: а) гностической, направленной на познание личности друг друга и самораскрытие; б) защитной, направленной на отгороженность друг от друга и самозащиту собственной личности.

  2. Мы предполагаем, что формирование у супругов здоровой личностной самооценки возможно в условиях личностно и духовно ориентированного диалогического супружеского общения. Психологическим механизмом формирования диалогического общения супругов является достижение ими мотивационного, коммуникативного, личностного, ценностно-духовного единства.

  3. Специальная программа психологической подготовки супругов по формированию личностно и духовно ориентированного супружеского общения может оказать существенное влияние на созидание у супругов здоровой личностной самооценки и на оптимизацию всей супружеской жизни. Необходимым условием для этого является ориентация супругов на духовно-нравственные ценности брака.

4. Комплексный характер программы психологической подготовки
обеспечивается ее реализацией в когнитивном, мотивационном, операцио
нальном, рефлексивном и духовно-нравственном направлениях. При этом

духовно-нравственный компонент содержания программы детерминирует ее успешность и выполняет в ней интегративную функцию.

В основе этих гипотез лежат следующие представления о здоровой личностной самооценке, личностно и духовно ориентированном общении-диалоге.

Здоровая личностная самооценка - комплекс позитивных представлений личности о себе и собственной значимости, позволяющих ей адекватно соотносить собственную личность и поведение (потребности, мотивы, ценности, ориентации) с личностью и поведением партнера на основе самораскрытия, познания и принятия супруга.

Духовно ориентированное супружеское общение предполагает ориентации взаимодействия супругов во всех сферах семейной жизни на духовно-нравственные ценности любви, прощения, принятия, доверия, признания уникальности и самоценности друг друга.

Задачи исследования:

1 .Осуществить теоретический анализ подходов к определению и формированию целостной я-концепции и личностной самооценки супругов, а также условий, влияющих на этот процесс.

  1. Осуществить теоретический анализ проблемы супружеского общения и его уровней, выделить признаки личностно и духовно ориентированного диалога как высшего уровня общения.

  2. Выявить взаимную связь уровня диалогичности супружеского общения и состояния личностной самооценки супругов.

  3. Разработать и экспериментально проверить эффективность специальной программы психологической подготовки по формированию личностной самооценки супругов через построение духовно ориентированного диалогического общения в семье и оптимизацию всей системы супружеских отношений.

  1. Выработать рекомендации для супругов, психологических служб се-

мьи, психологов по работе с данной программой.

Методологическую основу работы составили современные исследования в области психологии семьи (Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкий, Р.Бендлер, Д.Гриндер, В.Сатир, D.Rainey, N. Write), психологии общения и диалога (К.Рудестам, В.И.Курбатов, Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, В.В.Рыжов, В.А.Сысенко, N.F.McBride, R.J.Sternberg, J.Powell), развития личности и ее психического здоровья (Б.С. Братусь, А.Я. Варга, В.Н.Мясищев, К.Роджерс, Э.Эриксон), межличностных отношений в семье (Н.В.Амяга, Н.Ван Пелт, В.А.Кан-Калик, В.Л.Леви, Л.А.Петровская, Э.Уит, У.Ф.Харли, D.Rainey). Были изучены и использованы исследования в области духовной и христианской психологии (Н.А.Бердяев, И.Кант, В.С.Соловьев, Т.А.Флоренская, Дж.Добсон, Б.Уилкинсон, Дж. Макдауэлл, Р.Мак Ги, Г. Коллинз и другие).

Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач в работе использовались методы обзорно-аналитического исследования психологической, педагогической, медицинской и философской литературы; теоретическое моделирование; эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, беседа, консультирование и экспериментальная проверка работы программы, использовались математическая обработка и качественный анализ полученных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

  1. В теоретическом анализе и в экспериментальной работе показана возможность нового подхода к пониманию взаимосвязи личностной самооценки супругов с уровнем диалогичности и духовной ориентации супружеского общения.

  2. Впервые выработано понятие здоровой личностной самооценки и наиболее полно определены ее основные признаки, выделены главные условия и психологические механизмы ее формирования. Впервые экспериментально обоснована определяющая роль духовно ориентированного диалоги-

ческого общения в этом процессе.

  1. Дано теоретические обоснование комплексной психологической программы формирования здоровой личностной самооценки супругов через построение в семье духовно ориентированного диалогического общения.

  2. Теоретически и экспериментально обоснован комплексный характер программы во взаимосвязи когнитивной, мотивационной, операциональной, рефлексивной и духовно-нравственной подготовки супругов. Показана ведущая роль духовно-нравственной подготовки супругов.

  3. Результатами исследования доказана необходимость деятельности специальной психологической службы по оказанию помощи супругам в оптимизации семейного общения и в формировании их здоровой самооценки.

Теоретические положения и выводы диссертации могут быть использованы в курсах лекций по педагогической и социальной психологии, психологии семьи, психологии личности и общения при подготовке психологов.

Практическая значимость работы состоит в экспериментальной проверке комплексной программы по формированию здоровой личностной самооценки супругов через построение личностно и духовно ориентированного семейного общения-диалога. Реализация представленной в диссертации программы позволяет существенно укрепить психологические основы семьи, преодолеть ряд острых семейных проблем. Практическое значение имеет разработанная и апробированная в исследовании методика диагностики самооценки супругов и факторов, определяющих уровень ее психологического благополучия. Разработанные методы оценки используются в практической работе консультационных центров для супругов.

Положения, выносимые на защиту. Защищается разработанное в диссертации содержание понятий здоровой личностной самооценки и духовно ориентированного семейного общения.

Здоровая личностная самооценка- комплекс позитивных представлений личности о себе и собственной значимости, позволяющих ей адекватно соот-

носить собственную личность и поведение (потребности, мотивы, ценности, ориентации) с личностью и поведением партнера на основе самораскрытия, познания и принятия супруга.

Духовно ориентированное супружеское общение предполагает ориентации взаимодействия супругов во всех сферах семейной жизни на духовно-нравственные ценности любви, прощения, принятия, доверия, признания уникальности и самоценности друг друга.

На защиту выносятся положения, составляющие основные гипотезы исследования, проверенные и подтвержденные в экспериментальной работе:

  1. Уровень здоровой личностной самооценки супругов определяется соотношением двух видов их психической активности: а) гностической, направленной на познание личности друг друга и самораскрытие; б) защитной, направленной на отгороженность друг от друга и самозащиту собственной личности.

  2. Формирование у супругов здоровой личностной самооценки возможно в условиях личностно и духовно ориентированного диалогического супружеского общения. Основными признаками такого общения являются: активное диалогическое отношение к собеседнику; признание неповторимости и уникальности личности собеседника, безусловное принятие друг друга; ориентация на партнера; доброжелательность и доверительность партнеров; эмоциональная открытость, искренность в выражении чувств; безоценочное отношение, безусловное принятие друг друга; отсутствие стереотипов и манипуляций в отношениях.

  3. Психологическим механизмом формирования диалогического общения супругов является достижение ими мотивационного, коммуникативного, личностного, ценностно-духовного единства отношений.

4. Специальная программа психологической подготовки супругов по
формированию личностно и духовно ориентированного супружеского обще
ния оказывает существенное влияние на становление у супругов здоровой

личностной самооценки, способствует целостной оптимизации всей супружеской жизни. Необходимым условием для этого является ориентация супругов на духовно-нравственные ценности брака.

5. Комплексный характер программы психологической подготовки обеспечивается ее реализацией в когнитивном, мотивационном, операциональном, рефлексивном и духовно-нравственном направлениях. При этом духовно-нравственное содержание программы детерминирует ее успешность и выполняет в ней интегрирующую функцию.

Экспериментальная база исследования. Задачи исследования решались в опытно-экспериментальной работе с семьями, проходившими психологическое консультирование, обучение и тренинги в общественной организации "Погода в доме", консультационных пунктах "Семья" администрации г. Самары, на базе Самарского филиала Московского государственного педагогического университета, службы телефона доверия г. Самары. Экспериментальные данные по проверке эффективности предложенной комплексной программы были получены в исследовании 400 семей в разных городах России и стран СНГ, принимавших участие в работе в период с 1999 по 2006 годы.

Апробация работы. Основные положения и результаты работы представлялись на V Международной научно-практической конференции "Социально-психологические проблемы ментальности" (Смоленск, 2002), I Всероссийской конференции "Ассамблеи гуманности" (Москва, 2002), III Международной конференция "Культура, язык, общение" (Самара, 2003), III Международной научно-практической конференции "Мужчина и женщина" (Москва, 2003), III Международной научно-практической конференции "Гуманизм и духовность в образовании" (Нижний Новгород, 2004), обсуждались на заседаниях кафедры психологии Московского государственного педагогического университета, на кафедре психологии и педагогики Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А.Добролюбова.

Результаты исследования представлены в 11 публикациях автора, общим объемом 27,9 п.л., используются в курсе лекций и семинарских занятий по психологии со студентами Самарского филиала МГПУ, педагогами, родителями и школьниками средней общеобразовательной школы № 148 г. Самары, используются в работе с семьями психологического консультационного центра "Погода в доме" администрации г. Самары.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 316 наименований, в том числе 53 на иностранных языках. Работа иллюстрирована таблицами, диаграммами, рисунками.

Первая глава содержит теоретический анализ проблемы личностной самооценки и условий ее формирования, а также подходов к пониманию супружеского общения и условий его оптимальности. На основе анализа в главе представлены авторские позиции по изучаемой проблеме и сформулированы гипотезы исследования.

Вторая глава содержит описание методики и результатов диагностического исследования взаимосвязи супружеского общения и состояния личностной самооценки супругов. В материалах главы представлена экспериментальная проверка гипотез об условиях и механизмах становления здоровой личностной самооценки супругов.

В третьей главе описана авторская программа формирования здоровой личностной самооценки супругов через диалогизацию супружеского общения и комплексную оптимизацию семейных отношений, проведена комплексная проверка исследовательских гипотез путем вторичной диагностики.

Понятие Я-концепции и самооценки личности

Феномен человеческого "Я" издавна привлекает внимание специалистов разных наук - философии, истории, социологии, литературоведения, педагогики, психиатрии и других. В психологической науке накоплен обширный теоретический и фактический материал по изучению "Я" человека.

В работах зарубежных и отечественных авторов проанализированы многие вопросы, связанные с проблемой "Я", в частности, рассмотрены: ее общетеоретический аспект (Б.Г.Ананьев, 1980; О.С.Анисимов, 1995; Р. Берне, 1986; Л.С. Выготский, 1983; У. Джеймс, 1991; И.С. Кон, 1978,1981,1984; А.Н.Леонтьев, 1972, 1975; А. Маслоу, 1982; В.С.Мерлин, 1970; А.Б.Орлов, 1995; С.Р.Пантилеев, 1991; С.Л.Рубинштейн, 1989; Н.И.Сарджвеладзе, 1989; Е.Т.Соколова, 1983; В.В.Столин, 1983, 1985; П.Р.Чамата, 1968; И.И.Чеснокова, 1977,1978; Н.И.Шевандрин, 1995; Е.В.Шорохова,1968; Т.Шибутани, 1969; S.Coopersmith, 1967; Е.Н. Erikson, 1980; M.Rosenberg, 1965; R.C.Wylie, 1974,1979); вопрос формирования "Я" в связи с закономерностями развития личности (В.С.Агапов, 1994; Т.Ю.Андрущенко, 1989; Т.В.Архиреева, 1990; Р.Бернс, 1986; М.Э.Боцманова, 1983,1985; А.В.Захарова, 1983, 1989, 1990; И.С.Кон, 1978; А.И.Липкина, 1974; И.И.Чеснокова, 1978; Э.Эриксон, 1993,1996); причины возникновения различных нарушений в сфере "Я" человека, способы преодоления противоречий и внутренних конфликтов личности (К.Роджерс, 1994; З.Фрейд, 1991; К.Хорни, 1993; F.Perls, 1969; H.Sullivan, 1953).

Несмотря на то, что исследованию Я-концепции и личностной самооценки человека посвящено большое количество разноплановых теорий, в психологической науке до сих пор не существует универсального определения Я-концепции и единства в терминологии при рассмотрении проблемы личностной самооценки. Данное личностное образование изучается в рамках таких понятий, как "самосознание" (А.Б.Орлов, П.Р.Чамата, И.И.Чеснокова, Е.В.Шорохова и др.); "образ Я" (И.С.Кон, М.И.Лисина, Е.Т.Соколова и др.); "идентичность" (В.С.Агеев, И.Гоффман, Дж.Мид, Э.Эриксон и др.); "самоотношение" (С.Р.Пантилеев, Н.И.Сарджвеладзе, др.); "смысл Я" (В.В.Столин).

Остановимся на рассмотрении наиболее продуктивных, по нашему мнению, подходов к проблеме Я-концепции и личностной самооценки в отечественной и зарубежной психологии.

У.Джеймс одним из первых в психологии начал разрабатывать понятие Я-концепции. Он заложил основы для рассмотрения личностного "Я" как двойственного образования, в котором соединяются "Я-сознающее" (I) и "Я-познаваемое" (Me) или "Я-как-объект". Первое (I) представляет собой чистый опыт, "поток сознающей мысли"; второе (Me) - содержание этого опыта "об "общий итог всего, что человек может назвать своим...". "Я-как-объект" У.Джеймс подразделяет на три компонента: "материальное Я" - тело и собственность; "социальное Я" - многообразные проявления "Я", признаваемые окружающими; "духовное Я" - внутренняя субъективная сущность личности, совокупность всех ее свойств и психических состояний. Так, "Я - сознающее" и "Я-как-объект" - это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно (У.Джеймс, 1991).

Основополагающими в изучении Я-концепции индивида являются работы представителя гуманистической психологии К.Роджерса (1961, 1994). По его мнению, Я-концепция складывается из:

1) представлений индивида о собственных характеристиках;

2) представлений о собственных возможностях взаимодействия с другими;

3) представлений о ценностях, вокруг которых организуется "Я";

4) представлений о целях и идеалах. Все названные представления сопряжены с самооценкой.

Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий (Р.Бернс, 1986; К.Роджерс, 1994; Т.Шибутани, 1969; H.MarKus,1989; J.W. Staines, 1954 и др.). Так, Дж. Стейнс формулирует понятие Я-концепции как существующей в сознании индивида системы представлений, образов и оценок, относящихся к самому субъекту (самооценок). Она включает оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя, а таюке представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести.

Для Р.Уайли Я-концепция - это всё, что индивид считает самим собой или своим, всё, что он думает о себе, все свойственные ему способы самовосприятия и самооценивания (R.Wylie, 1974).

Т.Шибутани (1969) отмечает, что Я-концепция есть то, что человек значит для самого себя. Как психическое образование Я-концепция обеспечивает относительное постоянство человека и определенность его линии по ведения. В отечественной психологической науке проблема Я-концепции, как отмечает К.А. Альбуханова (1998), оказалась малоизученной. Лишь в последнее время ученые стали обращаться непосредственно к понятию "Я-концепция". Так, В.С.Агапов (1999), И.В.Барышникова (1999) сходятся во мнениях об определении Я-концепции и рассматривают ее как переживаемую, субъективно значимую для человека систему дифференцированных представлений о самом себе, систему его самовосприятий, складывающихся на основе взаимоотношений с окружающими. Это система установок и оценок, направленных на самого себя, которая включает такие механизмы, как когнитивный, эмоциональный, волевой и поведенческий. В целом данный подход опирается на основные положения теории Я-концепции Р.Бернса (1986).

Диагностика уровня самораскрытия супругов

Среди условий формирования личностной самооценки супругов наибольшее значение, как показал осуществленный нами анализ, имеет активное диалогическое общение между ними, предполагающее безусловное принятие каждым участником диалога личности собеседника, искренность и открытость в отношениях. Диагностика уровня самораскрытия, в таком случае, есть одновременно и диагностика главнейшего качества общения супругов, и основного параметра их личностной самооценки. Именно поэтому результаты диагностики самораскрытия супругов являются базовыми в нашем диагностическом исследовании.

Для целей диагностики уровня диалогического отношения с собеседником и безусловного принятия его личности нами была разработана и проверена в пилотажных исследованиях специальная методика определения уровня самораскрытия супругов в процессе их общения.

Само понятие диагностики применительно к духовным и нравственным аспектам существования личности, конечно, является в определенной степени условным. Однако можно предложить некоторые критерии оценки состояния и качества общения между супругами в семье и способность каждым из них принимать своего супруга таким, какой он есть. Теоретический анализ, осуществленный в первой главе работы, позволяет предложить следующие критерии для данной диагностики:

- отношение к супругу как к самоценности, что выражается в таких качествах личности, как сострадание, отзывчивость, доброта и т.п., что в обобщенном виде можно представить как проявление любви;

- творческая и альтруистическая направленность жизнедеятельности личности, в которой особое значение приобретает уровень самораскрытия в процессе общения и построение адекватной самооценки, а также наличие таких качеств, как оптимизм, гибкость мышления и т.п.

- ориентация личности на духовно-нравственные общечеловеческие ценности любви, добра, ответственности.

Данные критерии легли в основу разработанной нами модифицированной методики по определению уровня самораскрытия супружеской пары в процессе общения на основе опросника С.Джурарда (Н.В. Амяга, 1998).

Опросник содержит 15 вопросов-ситуаций по 5 вариантов ответа на каждый из них. Вопросы касаются понимания жизни, ее смысла, ценностей, внутреннего состояния каждого члена семьи, коммуникативных навыков взаимоотношений со значимыми для личности людьми. Текст опросника приводится в приложении 1.

Разработанный опросник в ходе исследования был предложен 400 семейным парам (или 800 человек), соотносился с результатами наблюдений и интервью для проверки его валидности и выработки стандартов при оценке результатов.

Правила работы с модифицированным опросником определения уровня самораскрытия супругов

Инструкция: Прочитайте внимательно каждую из приведенных ниже тем, которые могут обсуждаться со своим супругом. Отметьте свой ответ в клеточке на пересечении с тем уровнем общения, на котором чаще всего Вы общаетесь со своим супругом по данной теме.

Ответ в зависимости от выбранного варианта и его смыслового содержания оценивается от 1 до 5 баллов. Цифра 1 соответствует уровню клише, 2

- уровень обмена фактами, 3 - обмен мнениями, 4 - эмоциями и чувствами, 5

- максимальное самораскрытие. Сумма набранных баллов определяет выраженность изучаемого признака. Максимальная позитивная выраженность 75 баллов. Максимальная негативная выраженность признака (максимум ответов, ориентированных на полную отгороженность супругов друг от друга и отсутствие у них стремления к ведению диалога) - 15 баллов. Полученные показатели соотносятся со шкалой уровневой оценки, построенной на основе стандартизации результатов измерений, осуществленных в ходе пилотажных исследований. Полный анализ всего массива данных позволяет выделить три уровня самораскрытия супругов.

К обоснованию программы "Погода в доме" как формы психологической и духовной помощи семье

Авторская формирующая программа психологической подготовки «Погода в доме» предназначена для работы с супружескими парами по формированию у них здоровой личностной самооценки через построение духовно ориентированного диалога в семье и целостную оптимизацию супружеских отношений с учетом выявленных в диагностическом исследовании нарушений и неблагополучия в процессе общения, взаимопонимания и самосознания супругов, нарушений адекватности и оптимальности их самооценки и других видов психологического и духовно-нравственного неблагополучия в семьях. В основе программы лежат теоретические положения об основных условиях и психологических механизмах формирования самооценки.

1. Исходным моментом в построении программы является содержание понятия здоровой самооценки, предложенное в теоретическом анализе и отчасти подтвержденное результатами диагностического исследования.

2. Главнейшим условием и, собственно, психологическим механизмом формирования здоровой личностной самооценки является построение личностно и духовно ориентированного диалогического общения супругов, в котором они проявляют черты диалогической личности, способной к открытому и искреннему общению.

3. Построение диалогического общения супругов происходит через последовательное достижение супругами мотивационно-целевого, коммуникативного, личностного и нравственно-духовного единства, что составляет психологический механизм диалогизации супружеского общения.

4. Соответственно этому программа психологической подготовки должна обеспечить комплексную оптимизацию взаимоотношений, а также когнитивных, эмоциональных, мотивационных, рефлексивных и духовных характеристик личности и поведения супругов. В этом смысле программа должна складываться из следующих компонентов работы с супругами:

- когнитивный компонент представляет собой усвоение и принятие супругами системы знаний о предназначении брака и семьи, духовных принципах брачных уз, осознание и принятие ими различий друг друга, основ и технологий оптимального взаимодействия, разрешения конфликтов;

- мотивационный компонент представляет собой выработку, закрепление и принятие в качестве действующей, системы мотивов и установок супругов на оптимизацию общения и собственной личности;

- операциональный компонент представлен системой практических действий и умений, связанных с супружескими ролями, умениями контакта, взаимопонимания, правильных оценок и самооценок, овладение компонентами общения (слушание и говорение);

- рефлексивный компонент представляет собой выработку и закрепление в личности способности к правильному осознанию себя и своего поведения, к принятию себя, закрепление здоровой и адекватной самооценки супругов, осознание себя как уникального, неповторимого и самоценного человека, включение соответствующих мотивационных установок и жизненных позиций в структуру Я-концепции, снятие страхов, симптомов тревожности;

- духовный компонент представляет собой выработку и закрепление в поведении и личности ориентации на высокие духовные ценности семейной жизни в целом и, особенно, супружеских отношений, принятие этих ориентации любви, доброты, преданности, прощения и других в качестве главных ценностей брака, готовность следовать им в своей жизни.

5. Программа нацелена на то, чтобы всю психолого-педагогическую работу с супругами и семьей в целом сориентировать на духовно-нравственный рост личности, служить делу одухотворения жизни семьи, внедрить в супружеское общение принципы личностно и духовно ориентированного диалога, обеспечить условия полного эмоционально-личностного самовыражения супругов, в конечном счете - помочь семье вернуться к предназначенному ей счастью.

Данная программа является основной программой деятельности Самарской общественной организации с одноименным названием. Общественная организация "Погода в доме" начала свою деятельность в 1994 году, когда была организована первая учебно-тренировочная группа для супружеских пар под нашим руководством. Поступил запрос от шести супружеских пар со стажем от 5 до 27 лет совместной жизни, которые решили собираться вместе раз в неделю для того, чтобы обсуждать семейные вопросы, делиться друг с другом своим опытом и решать возникающие конфликтные ситуации.

Одновременно руководство организации "Анонимных алкоголиков" пригласило нас провести цикл занятий для супружеских пар, которые испытывали сложности в период реабилитации и адаптации друг к другу после того, как страдающий алкоголизмом член семье перестал употреблять алкоголь. Позже стали поступать запросы от молодых людей, которые предполагали вступить в брак, провести с ними серию встреч по предбрачному консультированию. Наряду с групповой работой в форме учебно-тренировочной семейной группы (УТСГ) появилось новое направление - предбрачное консультирование и консультирование семейных пар.

Похожие диссертации на Психологические условия и механизмы формирования личностной самооценки супругов