Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические условия и механизмы духовно-нравственного развития личности студентов Горбачев Алексей Леонидович

Психологические условия и механизмы духовно-нравственного развития личности студентов
<
Психологические условия и механизмы духовно-нравственного развития личности студентов Психологические условия и механизмы духовно-нравственного развития личности студентов Психологические условия и механизмы духовно-нравственного развития личности студентов Психологические условия и механизмы духовно-нравственного развития личности студентов Психологические условия и механизмы духовно-нравственного развития личности студентов Психологические условия и механизмы духовно-нравственного развития личности студентов Психологические условия и механизмы духовно-нравственного развития личности студентов Психологические условия и механизмы духовно-нравственного развития личности студентов Психологические условия и механизмы духовно-нравственного развития личности студентов Психологические условия и механизмы духовно-нравственного развития личности студентов Психологические условия и механизмы духовно-нравственного развития личности студентов Психологические условия и механизмы духовно-нравственного развития личности студентов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Горбачев Алексей Леонидович. Психологические условия и механизмы духовно-нравственного развития личности студентов : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Горбачев Алексей Леонидович; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т]. - Нижний Новгород, 2009. - 210 с. : ил. РГБ ОД, 61:09-19/301

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ДУХОВНОСТЬ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 18

1.1. Духовность личности как проблема педагогической психологии 18

1.2. Духовно-нравственное развитие личности 43

1.3. Психологические условия и механизм духовно-нравственного развития личности и психологического сопровождения этого процесса 57

1.4. Выводы по первой главе 75

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ДУХОВ НО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ 79

2.1. Методика диагностического исследования 79

2.2. Диагностика уровня духовности личности 82

2.3. Диагностика личностных свойств духовно-нравственной сферы студентов 91

2.4. Комплексный анализ результатов диагностического исследования. Выводы 106

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ 110

3.1. Обоснование и общая структура программы психологического сопровождения

3.2. Обзор тематического содержания программы 116

3.3. Контрольная диагностика духовно-нравственного развития личности студентов 148

3.4. Корреляционный анализ данных и его результаты. Выводы экспериментального исследования 152

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 155

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 159

ПРИЛОЖЕНИЕ 183

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена остротой социальных проблем современного российского общества, коренящихся в низком уровне духовно-нравственной культуры значительной части людей. Вместе с тем, проблема духовности и нравственности, духовно-нравственного формирования личности в современной научной, в том числе педагогической психологии оказалась наименее изученной и изучаемой. Особая значимость духовно-нравственного воспитания и развития молодежи обусловлена тем, что в обществе отмечается усиление технократизма, бездуховности и нестабильности жизни, разрушение нравственных ориентиров, наличие реального гуманистического кризиса, особенно влияющего на наименее приспособленную часть общества - молодежь (Б.С. Братусь, 1995; Н.А. Коваль, 1997; В.А. По-номаренко, 1997, В. В. Черняев, 2001 и др.). Об этом явно свидетельствуют следующие официальные факты.

В декабре 2008 года в Общественной Палате РФ состоялись Общероссийские общественные слушания. В подготовленном Министерством образования, Министерством здравоохранения, Институтом социологии РАН и НИИ Академии Генеральной Прокуратуры РФ материале "Проблемы духовно-нравственного состояния подрастающего поколения России" к Всероссийским общественным слушаниям на одноименную тему отмечается:

критически высокий уровень употребления детьми алкогольных напитков; на начало 2007 года официально признаны алкоголиками около 100 тыс. детей; алкоголь употребляют более 80% молодежи и почти 40% школьников;

критически высокий уровень употребления детьми табачных изделий и наркотиков; доля курящих подростков в стране составляет 60% , возраст начала курения снизился до 11 лет, в 81% случаев подростки не встречают отказа при покупке сигарет; Россия занимает одно из первых мест в мире по употреблению инъекционных наркотиков, среди наркоманов более 80% -

4 дети и молодежь;

кризис нравственных ценностей среди подростков и молодежи; согласно опросу НИИ социологии РАН, 55% молодых людей готовы переступить через моральные нормы, чтобы добиться успеха; молодежь устойчиво демонстрирует значительно меньший уровень осуждения аморальных поступков по сравнению со старшим поколением;

критически низкий уровень нравственности в межполовых отношениях; каждая десятая российская девочка начинает половую жизнь с 14 лет, к девятому классу к сексу приобщаются 40,1 % всех подростков, считая вполне допустимыми сексуальные контакты в их возрасте;

катастрофически высокий уровень абортов; с начала 1990-х гг. по настоящее время Россия занимает первое место в мире по уровню абортов; Россия - единственная страна в мире, где количество абортов превышает количество рождений; значительную часть абортов составляют аборты у несовершеннолетних;

критически высокий уровень детской преступности; более 1 миллиона доставленных в органы МВД несовершеннолетних правонарушителей в год; крайне остра проблема детской и подростковой проституции и т.д.

Документ содержит более 20 пунктов, обозначающих критическое духовно-нравственное состояние и морально-нравственную деградацию подрастающего поколения на фоне общего духовно-нравственного упадка в стране.

При всем этом только в последнее десятилетие в психолого-педагогической литературе стали говорить о необходимости утверждения духовно-нравственных ценностей в нашем образовании. Чаще при этом велась речь о нравственном воспитании (Б.Б. Айсмонтас, Л.И. Рувинский, И.Ф. Харламов и др.), в последнее время актуализируется необходимость духовного воспитания (К.А. Абульханова, Е.П.Белозерцев, В.В. Знаков, В.Д. Шадри-ков и др.), на современном этапе важен их синтез в виде духовно-

5 нравственного воспитания и развития, призванного внедрять и утверждать

духовно-нравственные начала личности (А.Ф. Ахматов, И.А. Галицкая, В.Н. Гараджа, М.Д. Гуськов, А.Е. Лихачев, СМ. Панин, Л.А. Попов, В.Ю. Троицкий, В.М. Филиппов, Л.Л. Шевченко и другие).

В "Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года" поставлена задача "формирования у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности" (2002, с. 33). В новой редакции "Закона об образовании" (2007) среди принципов образования на первом месте стоит "приоритет общечеловеческих нравственных ценностей", а среди его целей названо "формирование духовно-нравственной личности". Особо актуальной становится проблема выявления психолого-педагогических условий эффективного духовно-нравственного воспитания молодежи, в том числе студенческой молодежи, способствующего становлению и развитию их духовно-нравственной личности.

Проблема духовности и нравственности имеет в научной психологической мысли богатую историю, начиная с античности до настоящего времени (Пифагор, Платон, Аристотель, Сократ, А. Августин, И. Кант, Н. А. Бердяев,. В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, В. В. Зеньковский, П. П. Блонский, А. С. Макаренко, Б. С. Братусь, Н. А. Коваль, В. И. Слободчиков, К.Д. Ушинский, В. Франкл, Ж. Пиаже и многие другие).

Состояние современного российского общества требует не только изменения подхода к образованию, как одного из важнейших компонентов формирования человеческой личности, но и глубокого переосмысления самого понимания жизни человека, развития у него способности делать осознанный выбор, ставить перед собой достойные жизненные цели. Это возможно, если человек будет способен не только удовлетворять свои физические и материальные потребности, но и стремиться к духовно-нравственной самореализации, позволяющей проникать в свою собственную сущность и осознавать

смысл своей жизни. При такой постановке вопроса на первый план образовательного процесса выходит не интеллектуально-когнитивная или операционально-профессиональная подготовка, а формирование человека, способного глубоко осмысливать происходящее, видеть позитивные пути решения жизненных проблем, находить силы воплощать их в собственной жизни и жизни окружающих.

Какой должна быть профессиональная подготовка студента - будущего специалиста, чтобы она оптимально способствовала его духовно-нравственному становлению и развитию как гражданина и профессионала?

Осмысление места и роли духовно-нравственного развития студентов в современном высшем профессиональном образовании должно быть направлено, прежде всего, на возвращение в образование и в жизнь молодежи вечных и неизменных общечеловеческих высших нравственно-духовных ценностей, на осуществление в образовании задач духовного наставничества молодежи.

Подлинная цель образования состоит не в развитии интеллектуальной и познавательной сторон человека, а в развитии его нравственно-духовных качеств. Сегодня мы далеко ушли от идеалов образования прошлого, когда нравственно-духовное развитие было целью, а все остальное - лишь приложением и подтверждением духовной мудрости. Древние видели смысл образования в том, чтобы научить человека делать не только умное, но лучшее и доброе в своей жизни. Классики педагогики выделяли приоритетность духовно-нравственного развития личности в любом образовательном процессе.

Так, И. Ф. Гербарт утверждал, что достоинство человека не в знании, а в желании, последнее же лежит в добродетели. Но добродетель есть идеал, а приближение к нему есть нравственность. К.Д. Ушинский отмечал, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы разными познаниями и разъяснение каждому его личных интересов. П.Ф.Лесгафт видел главную за-

' 7 ' .

дачу в образовании человека, умеющего владеть собой и реализовать себя в обществе. П.ф. Каптерев был убежден, что прогресс в знаниях и умственном развитии без прогресса в добрых нравах, духовности и нравственности есть регресс. И.А. Ильин отстаивал мысль о том, что образование в отрыве от духа, совести, веры и характера не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, бездуховный и бессовестный, безверный и бесхарактерный начинает злоупотреблять. В. А. Сухрмлинский считал нравственногдухрвное развитие системообразующим фактором образования.

Имеющиеся в педагогической психологии, педагогике, философии обрат зовании немногочисленные исследования по проблемам духовности и духовно-нравственного воспитания касаются ряда важных сторон этого сложного. вопроса. Наряду с общими вопросами понимания духовности в аспекте культуры и воспитания (Н.К. Бородина, 2000; Л.П. ^Буева, 1996; Т.А. Флоренская и др.) рассматриваются общепедагогические подходы к духовно-нравственному воспитанию и его осуществлению в обучении отдельным предметам (А.Й>. Ахматрв, 2003; В.А. Белова, 1999; А.К. Бесова, 2000; A.M. ' Осипов, 2000; Г.П. Шевченко, 1989; Е. Щтайнер, 1995). Имеются исследования, касающиеся общего анализа духовности к контексте психологии, а также исследование духрвнргнравственнргр развития подростков и отдельных сторон их личности, анализ духовности как профессионального качества педагога и фактора межличностных отношений студентов — будущих учителей (В.С.Агапов, 1994; И.М. Ильичева, 2003; С.Н. Карасева, 2005; Н.А.Коваль, 1995,1996,1997; Н.В. Марьясова, 2001; И.В. Михалец, 2004 и другие).

При этом остается неразработанным само понятие и содержание духовно-нравственного развития личности, его психологическая структура, основные направления этого развития. Нр самое главное, остаются нерешенными врпррсы, связанные с пониманием системы духовно-нравственного развития

8 студентов, применительно к процессу профессиональной подготовки в системе высшего образования, вопросы организации психологического сопровождения этого развития. Таким образом, краткий анализ выявляет основное противоречие между острой необходимостью решения целого ряда духовно-нравственных проблем и отсутствием научно обоснованных путей и средств их решения.

Сегодня как никогда актуальны создание психологических основ ду-ховнотнравственного развития и воспитания молодежи, выявление условий эффективности и разработка программ оптимального психологического сопровождения этого процесса.

Цель исследования - выявить психологические условия и факторы, составляющие механизм духовно-нравственного развития личности студента в процессе профессиональной подготовки специалиста, и проверить эффективность программы психологического сопровождения, построенной в соответствии с этими условиями.

Объект исследования - целостный процесс профессиональной подготовки студентов как будущих специалистов-педагогов.

Предмет исследования'— духовно-нравственное развитие личности, студентов и его механизмы, определяемые условиями и психологическими факторами этого процесса.

Гипотеза исследования раскрывается следующими положениями:

1. Духовно-нравственное развитие личности студента - будущего специалиста-педагога обеспечивается комплексным развитием, взаимодействием и реализацией в профессиональной подготовке личностного потенциала студентов, и, прежде всего свойств, составляющих ценностный и духовный потенциалы личности. При этом духовность, как детерминирующий компонент духовно-нравственного развития личности представляет собой сущностную, интегральную и динамичную характеристику личности, выражающуюся в уровне свободы, ответственности, смысла, трансцендентности, люб-

ви, стойкости, влиятельности личности и основывающихся на этих качествах

способностях:

— давать духовно-нравственную оценку всему происходящему вне и
внутри себя;

— действовать в соответствии с собственной системой духовно-
нравственных ценностей;

- оказывать влияние на окружающий мир, и в первую очередь, на дру
гих людей, исходя из своих ценностно-смысловых и нравственных устано
вок.

2. Оптимальные условия духовно-нравственного развития личности студента - будущего специалиста-педагога может обеспечить специально организованная программа психологического сопровождения подготовки студентов, направленная на активизацию их духовного и ценностного потенциалов во взаимной связи с целостной структурой личности. Основными аспектами такой программы предполагаются интеллектуально-когнитивный, мо-тивационный, операциональный, рефлексивный и духовно-нравственный.

Главными психологическими условиями оптимального духовно-нравственного становления и развития личности студентов предполагаются:

- формирование адекватного отношения к людям,

— формирование здоровой личностной самооценки,

- достижение необходимого уровня трансцендентности — ориентации
личности на высшие общечеловеческие духовно-нравственные ценности.

В качестве психологического механизма, определяющего динамику этих процессов, в данной работе предполагается механизм нравственно-психологического дисэквилибриума - внешних и внутренних кризисов, моментов диссонанса, когда сформированное мировоззрение, стереотипы поведения и взаимоотношений личности не способны дать ответ на внешний или внутренний вызов; духовно-нравственное развитие рассматривается при этом как процесс чередования периодов относительной стабильности и периодов

дисэквилибриума; моменты дисэквилибриума используются для развития

духовно-нравственной сферы в рамках образовательного процесса.

В основе этих гипотез лежат следующие разрабатываемые в данном исследовании представления о личностном потенциале, духовности и психологическом механизме их развития.

Личностный потенциал специалиста определяется как система свойств личности, составляющих основу его личностного, в том числе профессионально-личностного развития, и обеспечивающих достижение соответствующего уровня результатов в профессиональной подготовке, в последующей деятельности, в развитии соответствующих качеств личности. Личностный потенциал рассматривается в контексте содержания профессиональной деятельности студента - будущего специалиста и складывается из следующих структурных компонентов, каждый из которых, в свою очередь, может быть системно рассмотрен как потенциал: гносеологический, аксиологический, творческий, худоэ/сественный, коммуникативный, духовный (М.С. Каган, 1993, Э.Г. Юдин, И.В.Блауберг, 1973, В.В. Рыжов, 2005) .

Психологический механизм духовно-нравственного развития личности определяется как система взаимодействующих факторов и условий, обеспечивающих этот процесс (В.Г. Леонтьев). Главными из'них, согласно гипотезе нашего исследования, выступают формирование адекватного отношения к людям, развитие здоровой личностной самооценки, достижение необходимого уровня трансцендентности личности. Положительная динамика этих процессов достигается на основе использования в образовательном процессе механизма нравственно-психологического дисэквилибриума.

Духовность определяется в данном исследовании как сущностная, интегральная и динамичная характеристика личности, которая находит свое выражение в уровне свободы, ответственности, осознания смысла жизни, любви, стойкости, влиятельности и трансцендентности личности, а также основанных на этих качествах способностях: нравственно оценивать все, про-

исходящее внутри и вне себя; действовать в соответствии с собственной системой нравственных ценностей; оказывать нравственное влияние на окружающий мир, исходя из своих ценностных установок. Задачи исследования:

изучить состояние проблемы духовно-нравственного развития личности и условий его психологической эффективности в современной научной философской, психолого-педагогической литературе;

определить содержание и психологическую структуру понятия духовности и выработать научное определение духовности как основы нравственно-духовного становления и развития личности;

разработать и реализовать программу диагностического исследования структуры духовности как системного качества личности в ее связи с нравственно-психологическими характеристиками личности студентов; в качестве основного диагностического инструмента разработать процедуру психологической диагностики уровня духовно-нравственного развития личности и апробировать авторскую методику в исследовании разных категорий испытуемых (осуществить психометрическую адаптацию разработанного теста по критериям валидности, надежности и репрезентативности);

разработать программу психологического сопровождения духовно-нравственной подготовки студентов в соответствии с психологической моделью духовно-нравственной личности, определить основные направления и структуру такой подготовки;

проверить эффективность разработанной программы в условиях профессиональной подготовки студентов как будущих специалистов.

Методологическую основу исследования составили концептуальные положения психологической науки о социальной обусловленности развития личности в деятельности, в общении и в психологической профессиональной подготовке (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков); современные идеи гуманистиче-

12 ской психологии и педагогики, системно-структурный подход к анализу деятельности личности, к роли обучения и профессиональной подготовки в личностном развитии и личностном росте (Ш.А. Амонашвили, В.Г. Афанасьев, Б.М. Бим-Бад, Л.П. Буева, В.П. Зинченко, М.С. Каган, В. И. Слободчиков и др.). Использовались в качестве теоретической основы результаты исследований по проблемам профессионализации личности в педагогическом процессе, принципы моделирования профессиональной психологической подготовки специалиста (Ю.М. Забродин, Л.Н. Захарова, В.А. Пономаренко, В.Д. Шадриков), концепций отечественных и зарубежных ученых о духовно-нравственной доминанте и ценности личности, ее достижений в деятельности и общении (Б.С. Братусь, Б.В. Ничипоров, В.А.Пономаренко, В.П. Зинченко, В.Д. Шадриков, А.Г. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл). Были использованы труды отечественных классиков христианской философии и психологии, труды Н.А. Бердяева, B.C. Соловьева, С.Л. Франка, H.Q. Лосского, И.А. Ильина, В.В.Зеньковского, П. А. Флоренского.

Научная новизна исследования определяется следующими положе-. ниями, имеющими теоретическое и практическое значение:

осуществлен научно-психологический анализ духовности как системного качества личности и разработана структурная модель духовно-нравственной сферы личности студента - будущего специалиста-педагога.

расширены представления о психологических свойствах личности, составляющих личностный потенциал в целом и его ценностный и духовный компоненты;

наиболее полно выделены и проанализированы психологические условия духовно-нравственного развития личности студента и определены главные из них, описан феномен нравственно-психологического дисэкви-либриума как психологический механизм, определяющий динамику данного процесса; '

обоснованы основные направления программы психологического со-

13 провождения духовно-нравственного развития личности студента — будущего педагога в процессе профессиональной подготовки.

Теоретическая значимость исследования, дополнительно к положениям, определяющим его новизну, заключается в следующем:

с позиций современных представлений осуществлен психологический теоретический анализ взглядов на духовность личности в трудах отечественных классиков христианской психологии;

наиболее полно описаны и экспериментально исследованы, в том числе с помощью корреляционного анализа, взаимосвязи свойств личности, определяющие ее духовно-нравственный облик;

с использованием структурного анализа духовности дано теоретическое обоснование и разработано содержание психологического сопровождения духовно-нравственного развития студентов;

Духовность личности как проблема педагогической психологии

В параграфе представлен краткий обзор основных подходов к исследованию проблемы духовности, анализ трудов отечественных философов и психологов конца XIX -начала XX века, а также современных отечественных авторов, исследующих вопросы психологии духовно-нравственного развития. Обзор завершается формулировкой собственного авторского определения духовности и описанием ее характеристик.

Различные подходы к пониманию духовности В исследованиях психологического феномена духовности выделяют много разных подходов к духовности: гражданский, культурно-антропологический, культурно-исторический, структурный, теологический или религиозный, интеллектуальный, смысловой (Ильичева И.М., 2003; Горбачёва Т.М, 2008)

В культурно-антропологическом контексте духовность понимается, достаточно широко и включает в себя освоение культурных и нравственных ценностей. При этом духовность выступает как творчество и самостроительство собственной жизни, как осознание себя и своего места в обществе. В рамках культурно-исторического направления духовность рассматривается как приобщение к миру идей и ощущением себя частью человечества. Значительное внимание в этом направлении уделяется средствам развитии духовности, главным из которых является знак и слово. В мир знака и слова ребенок входит с помощью посредника.

В рамках структурного направления духовность рассматривается как особый, духовный слой сознания. В рамках теологического духовность определяется как связь человека с Богом. В ряде исследований отмечается, что российские психологи склонны рассматривать духовность как объективацию человеческого духа в высших его проявлениях, а также изучать ее в русле тех факторов, которые способствуют ее формированию.

Интерес к проблеме человека и возникшая в связи с этим антропологическая парадигма стимулировала появление еще одного направления в исследовании духовности — в связи с саморазвитием и самоактуализацией человека. Духовность ассоциируете с самоактуализацией и самореализацией индивида (И.М. Ильичева) В качестве другой классификации подходов к духовности рассмотрим следующие подходы.

Гражданский. Представители гражданского подхода к духовности отождествляли высшее в человеке с самоотверженным служением социуму, в качестве которого могли выступать родовые общины, города, государства. Особенно ярко это проявилось в Древней Греции и Риме. Понимая, что жизнь человека должна быть посвящена чему-то более высокому, чем личные интересы, греки выделяли полис в качестве сверхличного принципа, объединяющего жизни отдельных людей (Ф.Шеффер). Аристотель первым охарактеризовал человека как политическое животное. В русле этого понимания нравственность понимается как желание и деятельное участие человека в развитии государства. Человек, не участвовавший в государственных делах, греками считался человеком безнравственным. Нравственное совершенство достигалось с помощью общественного воспитания, которое, прежде всего, заключалось в освоении военного искусства, а в древней Греции также и философии. Древнеримское воспитание также отражало гражданское понимание духовности. Так Цицерон пишет: "Дети... римлян воспитываются для того, чтобы они впоследствии могли быть полезны отечеству, а потому их надо образовывать в видах государственного блага и вести в обычаях предков" (Л.Н.Модзалевский, 2000). Высоко оценивается гражданское понимание направленности человеческой жизни и в новоевропейской культуре. Т. Гоббс и Дж. Локк представили учение о человеке-гражданине, А. Смит - об экономическом человеке. Однако акцент на социальных аспектах человеческой жизни уравновешивался в Новое время тенденцией к свободе и автономности личности, что препятствовало абсолютизации общества, наблюдавшейся в древних цивилизациях.

В наиболее концентрированном виде идея гражданской духовности выражена у К. Маркса, который саму сущность человека определял как совокупность общественных отношений. В его взглядах решающая роль отводилась обществу, как некой субстанции, воздействующей на формирование индивидуальных особенностей личности. На практике этот вид духовности был реализован в России в советский период, когда идея коллективизма господствовала в идеологии и образовании. Наивысшими примерами человека служили те люди, которые жертвовали своей жизнью ради общего блага.

Исторический опыт показывает опасность доминирования данного вида духовности, имеющей склонность отделять общество от человека, что, в конечном счете, приводит к угасанию личной инициативы, невостребованному духовному потенциалу и подавлению творческой свободы. Поэтому ценно высказывание Н.А. Бердяева о том, что общество не может быть полностью самостоятельным, оно является частью человека (Н.А. Бердяев, 1993).

Интеллектуальный. Здесь подчеркивается ведущая роль разума в духовности как в высшем проявлении сущности человека. Этот подход берет начало в древнегреческой философии (Аристотель, Плутарх), особо выде 21 ляющей разумную способность человека как связанную с вечными и непреходящими сторонами сущего. Традиция абстрактного анализа явления, берущая начало из Древней Греции, развивается в схоластике и достигает кульминации в расцвете науки. Стремясь освободиться от догматического формализма богословия, приверженцы науки нередко действовали в противовес религии и отождествляли природу с Богом. При этом духовность переосмыслялась как способность постижения законов природы, которая проявляется в развитии ума и интеллекта (Б.Спиноза, Т. Гоббс, К. Гельвеций, Л. Фейербах). "Дух", "сознание" и "ум", согласно этому взгляду, выступают как тождественные понятия. "Я мыслю, следовательно, я существую", - заявлял Р.Декарт. (Р. Декарт, 1989, т.1, с. 174). Научное знание и естественнонаучные законы природы заняли место абсолюта в рационалистическом обществе. Как следствие, образование испытывает подъем благодаря интересу к естествознанию, а духовно-нравственное развитие считается производным знания о законах.

Методика диагностического исследования

Поскольку теоретическое исследование, описанное в первой главе, выявило сложную и взаимосвязанную структуру личностных характеристик, описывающих духовно-нравственную сферу студентов, постольку программа диагностики должна охватывать всю духовно-нравственную сферу и все взаимосвязанные с ней сферы личности. В вязи с этим в систему диагностических процедур нашей методики мы включили разработанную нами методическую процедуру измерения уровня духовности, которая является новой процедурой, а также ряд достаточно известных методик для измерения моти-вационной, эмоциональной, волевой, коммуникативной, ценностно-смысловой и рефлексивной сфер личности.

В исследовании по комплексной методике участвовали 250 студентов, в том числе: 100 студентов НГЛУ им. Н.А. Добролюбова (Нижний Новгород), обучающихся по специальности лингвист-преподаватель и педагог-воспитатель, и 150 студентов московских вузов: педагогического и психологического факультетов МПГУ, МОПИ имени Н.К.Крупской, МГПУ им. М.А. Шолохова, отделения христианского образования ЕАБС. Из числа московских студентов была сформирована экспериментальная группа (ЭГ) в количестве 60 человек для участия в программе психологической подготовки (со 80

провождения духовно-нравственного развития) на базе межрегиональной

общественной организации содействия творческому развитию молодежи и студентов "Поколение" (Москва). Остальные студенты московских вузов вместе со студентами НГЛУ составили контрольную группу (КГ) в количестве 190 человек для прохождения программы первичной и контрольной диагностики.

Исследование включало первичную диагностику уровня духовности по авторской методике и диагностику показателей личностных свойств духовно-нравственной сферы (для всех студентов), работу по программе психологического сопровождения духовно-нравственного развития (для студентов ЭГ) и вторичную контрольную диагностику по той же методике (для всех студентов).

Основанием для разработки и отбора методов диагностического исследования служила их возможность надежно измерять уровень развития основных компонентов структуры личности студента, входящих в модель духовно-нравственной сферы личности. Диагностическая методика была разработана в соответствии с целями нашего исследования и гипотезами о структуре профессионально важных качеств личности педагога-воспитателя.

Методика диагностического исследования, разработанная и реализованная для изучения характеристик личности, составляющих ее духовно-нравственную и ценностно-смысловую сферы, включала следующие основные процедуры:

1. Основной для последующих измерений и оценок служили данные, полученные с помощью опросника для оценки уровня духовно-нравственных ориентации (духовности). Здесь осуществлялась диагностика проявлений духовности в ценностных установках, общении, поведении и деятельности студентов. С помощью этого опросника оценивался исходный уровень духовности студентов.

2. Диагностика осмысленности жизни и осознанности жизненной цели с помощью опросника смысложизненных ориентации личности (в модификации Д.А. Леонтьева).

3. Диагностика социально-психологических установок студентов в ценностно-смысловой сфере (установки на альтруизм, эгоизм, труд) с помощью методики О.Ф. Потемкиной.

Вторая и третья из названных процедур совместно позволяют анализировать уровень развития ценностно-смысловой сферы личности студентов.

4. Диагностика уровня эмпатии.

5. Диагностика коммуникативных установок в межличностных отношениях.

6. Диагностика уровня коммуникативной толерантности личности.

Эти три процедуры разработаны в исследованиях В.В. Бойко и использовались нами для изучения уровня развития коммуникативной сферы студентов в аспекте духовно-нравственного развития их личности.

7. Диагностика уровня оптимальности личностной самооценки с помощью модифицированных шкал С. Будасси.

8. Диагностика уровня уверенности в себе по методике A.M. Прихожан.

Две названные процедуры были включены в программу диагностики для получения данных о рефлексивных характеристиках личности студентов как компонента духовно-нравственной сферы личности.

9. Диагностика социальной мотивации (потребности в общении) по методике Ю.М. Орлова в адаптации Н.М. Пейсахова (1973).

10. Диагностика мотивов поведенческого выбора с помощью методики самооценки, построенной на основе идеи Л. Кольберга об этапах нравственного становления личности (2000).

Две названные процедуры были включены в программу диагностики для получения данных о мотивационных характеристиках личности студен 82 тов, связанных с духовно-нравственной сферой личности.

Названные в этом перечне методики 2-10 используются в психологических исследованиях. Они представлены в сборниках психологических тестов и методик (Д.Я. Райгородский, 2001; А.Н. Сухов, А.А. Деркач, 1998; Е.П. Ильин, 1998; А.К. Болотова, И.В. Макарова, 2002), являются надежными и валидными процедурами диагностики.

И.В качестве процедур статистического анализа данных и проверки надежности и достоверности получаемых результатов в нашей методике использовались процедуры статистического сравнения средних, дисперсионный анализ, корреляционный анализ, критериально-уровневый анализ и изучение процентных распределений испытуемых и показателей по уровням, расчет среднего уровневого показателя. Более детальное описание использованных процедур, статистических методов и полученных в диагностическом исследовании результатов приведено в последующих параграфах главы.

Обоснование и общая структура программы психологического сопровождения

Уровень духовно-нравственного развития личности является интегральной характеристикой личностного развития, а процесс духовно-нравственного развития происходит при участии всех личностных потенциалов, при ведущей роли духовного и аксиологического потенциалов. В связи с этим важно отметить, что и развитие творческого и профессионального, и гносеологического, и коммуникативного потенциалов влияет на общей уровень духовно-нравственной культуры личности, но особую роль играет духовный потенциал личности.

При рассмотрении духовно-нравственного потенциала личности и психологических предпосылок его формирования чрезвычайно важно определить мировоззренческие позиции, на которых строится духовно-нравственная система ценностей. Необходимо понимать, способно ли то или иное миропонимание послужить твердой основой для духовной культуры отдельного человека и общества в целом.

До недавнего времени идеологической основной нашего общества было эволюционно-материалистическое и атеистическое мировоззрение. По сей день эта система взглядов на мироздание является господствующей в отечественной системе образования. Однако материалистическое мировоззрение не способно служить твердой почвой для формирования духовно-нравственной культуры. Во-первых, материалистический подход характеризуется нравственным релятивизмом. Этическая относительность выражена в том, что объект этических норм является одновременно и их субъектом — нравственные категории, которыми следует руководствоваться человеку, оказываются определенными самими же людьми. Во-вторых, антропология материализма и гуманизма не учитывает заведомо эгоистической психологической направленности человеческой личности.

Материалистическому мировоззрению можно противопоставить тео-центрическое мировоззрение, где базовые нравственные нормативы являются абсолютными. Именно такой вневременной и сверхличный источник бытия не только является прочной основой для системы духовно-нравственных убеждений, но и дает человеку способность освободиться от внутреннего негатива и в нравственном выборе руководствоваться вневременными духовными ценностями, а не коллективной этикой, выгодой и общественным мнением. Духовно-нравственное развитие личности является комплексным процессом, требующим системного подхода и серьезных вложений времени и усилий со стороны семьи, педагогов и общества в целом.

Для построения модели развития духовно-нравственного потенциала личности будем использовать пятиуровневую структуру работы со студентами по психологическому сопровождению их развития. Она включает когнитивный, операциональный, рефлексивный, мотивационный и духовный компоненты. В содержании каждого из этих компонентов возможно использование механизма нравственно-психологического дисэквилибриума, описанного в первой главе, особенно в процессе применения библиопсихологического етода духовно-нравственного формирования. В данном контексте уместно кратко остановиться на описании существа данного механизма и основных особенностях названного метода.

Отметим, что на жизненных этапах, характеризующихся внутренней стабильностью, устроенностыо и определенностью, особого прогресса в уровне нравственности и духовности не происходит. Эти периоды играют "накопительную" роль в развитии духовного и аксиологического потенциалов. На них происходит интеграция приобретаемых духовных и нравственных ценностей в систему мировоззрения и в процесс жизнедеятельности человека. Наибольшее влияние на изменение духовности и нравственности личности оказывают периоды психологического дисэквнлнбрнума, то есть периоды внешних и внутренних кризисов, моментов диссонанса, неспособности или трудности человека справиться с проблемами.

В образовательной среде можно рассмотреть естественный и искусственный духовно-нравственный дисэквилибриум. Реалии нашей жизни являются источником разного рода естественных трудностей и дисгармоний. Человек нередко сталкивается с манипуляциями, давлением и обманом, необходимостью выдерживать большие физические и психологические нагрузки. Возникает необходимость отстаивать свои убеждения, защищать свои позиции, бороться за свою свободу. Бывают ситуации противостояния большинству, авторитетам, силе. Не редкость и попадание в нравственно двузначные ситуации. Все это вызывает в личности внутреннее напряжение, нарушает гармонию и стабильность.

Ситуации внутренней и внешней дисгармонии можно воспринимать либо как нежелательные проблемы и помехи на пути становления личности, либо или как возможность для личностного роста. В первом случае человек может воспринимать себя как жертву обстоятельств или злых намерений окружающих, которые не позволяют ему нормально жить и развиваться. При таком отношении к трудностям личностный рост маловероятен. Позитивная нутренняя установка при прохождении ситуаций дисгармонии позволяет извлечь из них пользу. При наличии внутренней психологической готовности, проблемы можно рассматривать как возможность достижения новых ступеней развития личности. С точки зрения образовательно-воспитательного процесса, ключевыми элементами являются осведомленность и наблюдательность педагога, который видит ситуации естественного дисэквилибриума в жизни студента, а также имеет творческий подход к использованию обучающего потенциала таких ситуаций. Важным элементом в этом процессе является личная рефлексия студента и поддержка социума.

В рамках образовательного процесса возможно искусственное моделирование дисэквилибриума. Для эффективности этого процесса необходимо обращать особое внимание на эмоциональную вовлеченность обучаемых. Одним из эффективных способов вовлечения обучаемых в такие ситуации является просмотр фильмов, поднимающих актуальные духовные и нравственные вопросы и последующая организация эмоционально насыщенной дискуссии. Такого же рода возможности предоставляют хорошие произведения художественной литературы и публицистики. Использование возможностей книги как средства духовно-нравственного развития лежат в основе библиопсихологического метода создания нравственно-психологического дисэквилибриума и вовлечения участников библиотерапии в активный процесс духовно-нравственного роста. Инструментом для решения этой задачи может стать библаопсихологическнй метод, предполагающий индивидуальную и групповую работу студентов с ситуациями литературных героев, персонажей фильмов и т.п.. Последовательность движения к высшему уровню развития личности участника библиотерапии представлена в данном методе следующей цепочкой: от книги и текста как средства — к пониманию и интерпретации текста — к познанию и пониманию личности героя - к переживанию и сопереживанию герою — к творческому самовыражению - к ценностно-смысловому и духовно-нравственному отношению личности. Этот ме 114 тод предполагает библиотерапию личностных проблем и раскрытие духовно-нравственного и ценностного потенциалов студентов. Библиотерапия в нашей работе осуществляется в форме организации условий для возникновения дисэквилибриума (эмоционального потрясения, конфликта, внутреннего душевного сокрушения) во время и после восприятия студентом художественного произведения, осознания переживания, объективирования своих проблем и переживаний, последующей гармонизации внутреннего мира на более высоком духовно-нравственном уровне.

Похожие диссертации на Психологические условия и механизмы духовно-нравственного развития личности студентов