Введение к работе
Актуальность исследования и постановка проблемы. Сегодня с особой остротой ставится вопрос об удовлетворении потребностей людей в нормальных, не вредящих условиях жизни. К ним относятся не только потребности в нормальной пище, воде, воздухе, жилище, но и потребность в нормальном духовно-нравственном климате. Пренебрежение экологией вещественной ведет к нарушению телесного здоровья. Игнорирование законов и требований психической, духовной экологии – к моральной, культурной, а затем интеллектуальной деградации. Сегодня со всей очевидностью стоят проблемы экологизации сознания людей, формирования экологической культуры и становления экоцелостной личности (Э.М. Андреев, Э.В. Гирусов, В.И. Горовая, В.И. Медведев, Ю.В. Олейников, Р.З. Хакимов и др.). Это предполагает: изменение направленности сознания людей с антропоцентрического на экоориентированное, с более адекватным отражением состояния внешней среды в ценностных установках, потребностях и деятельности людей; выработку моделей экологически целесообразного поведения; системное оздоровление образа жизни; формирование психологической устойчивости личности к неблагоприятным воздействиям внешней среды; профилактику и преодоление психологических нарушений сознания и личности (А.А. Алдашева, В.И. Бондаренко, В.А. Игнатов, И.Д. Зверев, В.И. Медведев, Н.Ф. Реймерс, И.Т. Суравегина и др.).
Достижение этих целей обусловлено рядом факторов, среди которых выделяются в качестве наиболее важных: а) осознание людьми экологических проблем, кризисов и катастроф; б) экологическое образование и воспитание; в) изменения в системе ценностей и нравственных установок людей. Имеющиеся в данные (В.И. Горовая, О.А. Линенко, Н.В. Соловьева, Н.С. Соломина и др.) свидетельствуют о явно недостаточной изученности этих факторов. Качество экологического образования оторвано от реалий лавинообразных информационных процессов и пока еще не осознано в поле глобалистики. Ноосферогенез и экология часто ставятся рядом, но воспринимаются в практике образования как чужеродные понятия. Например, для преподавателя-биолога экологичность тождественна природосообразности, для химика или технолога экологичность – это чистота и замкнутость технологических процессов. Случается, что экологичность и вовсе теряет свое содержание, превращаясь в синоним чего-то очень хорошего, противопоставленного чему-то очень плохому – неэкологичному.
Для того чтобы "навести порядок в головах" людей в области проблем окружающей среды, законов существования и гармоничного развития человека, необходима, прежде всего, эффективная система образования и просвещения. Именно образование, опирающееся на культуру, формирует основу духовности и нравственности человека. Образованный человек может понять суть содеянного, оценить последствия, рассмотреть варианты выхода из неблагоприятной ситуации и предложить свою точку зрения. Духовно-нравственный человек – свободен, способен отказаться от удовлетворения прагматических потребностей, проявить гражданское мужество, благодаря которому будут отвергнуты ставшие сомнительными ценности, и придет освобождение от диктата потребления (В.М. Назаренко, В. Хесле).
Сегодня необходима смена этических парадигм. Человек может хорошо усвоить и даже осознавать, что какие-то вещи плохи, но это совсем не значит, что он будет поступать в соответствии со своим знанием. Поступать гораздо труднее, чем понимать. Поэтому в образовании важнее сделать акцент на любви к миру и людям, красоте природы, правде и добре, самоценности человеческой и иной жизни, а не только на проблемах охраны окружающей среды. Тогда сформированная морально-этическая норма человека, вступив в согласие с его совестью, вызовет в нем потребность в активном действии.
Таким образом, стратегической целью образования должно стать экологическое мировоззрение, основу которого составляют научные знания, экологическая культура и этика, поскольку без духовно-нравственной основы в человеке знания или мертвы, или могут стать огромной разрушительной силой. Тактической целью образования можно считать формирование духовных потребностей (Б.С. Братусь, В.М. Назаренко, В.А. Пономаренко и др.). Современное экологическое образование должно быть направлено на преодоление сложившихся в обществе стереотипов через формирование духовно-нравственной, экологически грамотной личности и создание условий для ее развития. И хотя здесь наметились некоторые качественные изменения, все еще не осознано, что сегодня уже недостаточно иметь определенный объем экологических знаний, необходима нравственно-экологическая позиция, соответствующая ей деятельность человека и его образ жизни. Согласно точке зрения Б.С. Братуся, человек может быть вполне психически здоровым (хорошо запоминать и мыслить, ставить сложные цели, находить к ним верные пути, быть деятельным, успешным, самодостаточным) и, одновременно, личностно ущербным, больным: не координировать, не направлять свою жизнь к достижению человеческой сущности, удовлетворяться суррогатными ценностями. Нормальное развитие ведет человека к обретению им родовой человеческой сущности. Условиями и, одновременно, критериями этого развития являются: отношение к другому человеку как самоценности, олицетворяющей в себе бесконечные потенции рода (центральное и системообразующее отношение); способность к децентрализации, самоотдаче и любви, как способу реализации этого отношения; творческий характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе и способность к свободному волепроявлению, возможность самопроектирования будущего; вера в осуществимость намеченного; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению общего сквозного смысла своей жизни (Б.С. Братусь, И.А. Ильин, Б.В. Ничипоров, В.А. Пономаренко, В.И. Слободчиков и др.). Человек, который соответствует данным критериям, является личностно здоровым, обладает развитым нравственно-экологическим сознанием.
Рассмотренные положения выявляют основную проблему исследования, обусловленную, с одной стороны, остротой создавшейся и продолжающей оставаться острой и неблагоприятной экологической ситуацией в обществе и в различных его сферах – природной, психологической, духовной, образовательной, а с другой стороны – отсутствием сколько-нибудь ясного понимания сущности, значимости и путей разрешения экологических проблем в этих сферах. Что представляет собой нравственно-экологическое сознание? Какова его психологическая структура? Какие факторы в наибольшей мере влияют на его формирование? В чем состоит оптимизация экологического сознания и экологической культуры личности? Каковы могут быть последствия этого процесса относительно экологической ситуации в обществе и его взаимоотношений с окружающей средой, в которой мы живем? Решение этих вопросов представляется сегодня чрезвычайно актуальным и значимым как в теоретическом, так и особенно, в практическом планах. Особенно применительно к вопросам подготовки студентов педагогических специальностей.
Цель исследования – выявить сущность, условия и механизмы развития нравственно-экологического сознания личности в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов.
Объектом исследования выступают психологические особенности личности студентов и их образа жизни, определяющие их нравственно-экологическое сознание и психологическую устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Предмет исследования – сущность, содержание и структура нравственно-экологического сознания как основы построения программ формирования здорового образа жизни, экологической культуры и психологической устойчивости личности к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Предполагается, что нравственно-экологическое сознание личности представляет собой сложную структуру взаимосвязанных когнитивных, мотивационных, эмоциональных, волевых, ценностных, духовно-нравственных и рефлексивных характеристик личности, выражающих ее отношение к окружающей среде и самой себе на основе соответствующих знаний, ценностей и мотивационных установок и определяющих: формирование экологически здоровых и нравственно оправданных потребностей, мотивов и привычек поведения; соблюдение здорового образа жизни; преодоление психологических загрязнений сознания и выработку устойчивости к неблагоприятным воздействиям среды; формирование экологического мышления, экологического мировоззрения и нравственно-экологической ответственности личности.
В качестве научной гипотезы в работе изучаются и проверяются в теоретическом и экспериментальном планах следующие предположения относительно обозначенного предмета исследования:
– нравственно-экологическое сознание формируется во взаимосвязи личностных характеристик студента и обретает свою целостность, действенность и устойчивость благодаря ценностно-нравственному стержню личности, являющемуся психологическим механизмом этого процесса;
– основными психологическими условиями формирования целостного, действенного и устойчивого нравственно-экологического сознания являются: а) организация образовательно-воспитательной работы со студентами в виде специальной психологической подготовки и сопровождения их профессионального развития; б) направленность психологической подготовки на целостную личность в совокупности интеллектуальных, мотивационных, волевых, эмоциональных, духовно-нравственных, ценностных и рефлексивных характеристик; в) последовательная оптимизация этих характеристик через системное оздоровление образа жизни студентов.
Таким образом, предполагается, что в результате целенаправленной психологической подготовки будет формироваться экоцелостная личность будущего педагога, представляющая собой систему мотивационных, эмоциональных, волевых, рефлексивных и ценностно-смысловых личностных свойств, среди которых доминирующую роль играют ценностно-смысловые и нравственные ориентации личности, определяющие содержание экологического мышления, экологического мировоззрения и нравственно-экологической ответственности личности будущего педагога.
Основными задачами исследования, вытекающими из определения цели, предмета и гипотез, являются следующие:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы формирования экологического сознания, экологической культуры и экоцелостной личности в психолого-педагогической литературе с целью построения концепции и психологической модели нравственно-экологического сознания личности.
2. Разработать и реализовать программу диагностики свойств личности и характеристик образа жизни студентов, составляющих структуру нравственно-экологического сознания, выявить в диагностическом исследовании уровни их развития и описать их типичные проявления в поведенческих характеристиках и параметрах образа жизни студентов.
3. На основе теоретической модели и с учетом данных диагностики разработать и реализовать программу психологической подготовки по формированию целостного и действенного нравственно-экологического сознания, оптимизации параметров образа жизни и психологической устойчивости студентов к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
4. По результатам экспериментального исследования осуществить анализ психологических условий и механизмов формирования нравственно-экологического сознания и экоцелостной личности будущего педагога.
Методологической основой исследования явились идеи о социально-психологической природе психики, личности и образа жизни человека, формирующихся под влиянием факторов социальной действительности (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.); концепция и идеи экологического гуманизма, экологизированной идеологии (Э.М. Андреев, А.В. Миронов, Ю.В. Олейников, П. Сорокин и др.); исследования по проблемам экологизации сознания, формирования экологической культуры и экоцелостной личности (В.И. Бондаренко, А.А. Вербицкий, Э.В. Гирусов, В.П. Казначеев, Э.С. Маркарян, Н.Ф. Реймерс и др.); продуктивные идеи личностно ориентированных подходов в обучении, воспитании и развитии личности в процессе социализации (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.); современные взгляды на роль духовно-нравственных и ценностно-смысловых факторов в формировании сознания, образа жизни человека и его личности (Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьев, В.А. Пономаренко, В.В. Рыжов и др.). В теоретическом анализе использованы современные труды по экологии сознания, общения, личности, здорового образа жизни.
В исследовании использовались следующие методы:
– теоретические: аналитическое исследование психолого-педагогической литературы по проблеме, теоретическое моделирование структуры нравственно-экологического сознания, образа жизни и психологической устойчивости личности к неблагоприятным воздействиям среды;
– эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование когнитивных, мотивационных, эмоциональных, коммуникативных, ценностно-смысловых и духовно-нравственных характеристик личности студентов, составляющих структуру нравственно-экологического сознания и описывающих образ жизни испытуемых; качественный анализ данных;
– в качестве формирующих использовались методы моделирования поведения и образа жизни, образовательно-воспитательная работа со студентами в соответствии с теоретической моделью нравственно-экологического сознания и соответствующих характеристик личности;
– математико-статистические: критериально-уровневый, дисперсионный и корреляционный анализ данных.
Научная новизна исследования определяется следующими основными результатами, полученными автором в теоретической и экспериментальной работе:
– разработано новое для педагогической психологии понятие нравственно-экологического сознания, определены его психологическое содержание и сущность, предложена его теоретическая модель во взаимосвязи когнитивных, мотивационных, эмоционально-ценностных, нравственно-духовных характеристик личности будущего педагога;
– выявлена внутренняя взаимосвязь отношения личности к окружающей среде, характеристик образа жизни, устойчивости личности к неблагоприятным воздействиям среды и состояния ее нравственно-экологического сознания (экологическое мышление, экологическое мировоззрение, нравственно-экологическая ответственность);
– выработаны новые представления о психологическом загрязнении (повреждении) сознания и психологической устойчивости личности к неблагоприятным воздействиям окружающей среды;
– определена совокупность психологических условий формирования нравственно-экологического сознания во взаимосвязи с качествами экоцелостной личности, ее образа жизни и психологической устойчивости к неблагоприятным воздействия окружающей среды;
– в качестве основного условия и психологического механизма выявлена доминирующая роль ценностно-смысловых и духовно-нравственных ориентаций личности в специальной программе образовательно-воспитательной работы со студентами.
Теоретическая значимость исследования, помимо этих инновационных положений, имеющих теоретическое значение, определяется также следующими результатами исследования:
– выработаны и уточнены научно обоснованные и обобщающие определения основных научных понятий изучаемой области – нравственно-экологическое сознание, экоцелостная личность, экологическое мышление, экологическое мировоззрение, нравственно-экологическая ответственность, психологическая устойчивость личности к негативному влиянию среды, психологические загрязнения сознания, ценностно-смысловые ориентации личности, здоровый образ жизни;
– предложена типология психологических загрязнений (повреждений) сознания личности в интеллектуально-когнитивной, коммуникативной, эмоциональной, волевой, ценностной и нравственно-духовной сферах;
– определена и описана структура психологической устойчивости личности к неблагоприятным воздействиям окружающей среды в совокупности когнитивных, мотивационных, эмоциональных, волевых, ценностно-смысловых и рефлексивных составляющих;
– разработаны и теоретически обоснованы диагностическая программа и программа образовательно-воспитательной работы со студентами по формированию нравственно-экологического сознания, оздоровлению образа жизни, формированию психологической устойчивости к неблагоприятным воздействиям среды;
– показана и подтверждена экспериментальными данными ведущая роль ценностно-смысловых и нравственно-духовных факторов в этом процессе и таким образом обоснован принцип духовности в формирования экоцелостной личности будущего педагога.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных в диссертации результатов и сделанных по ним выводов в оптимизации нравственно-экологического сознания, оздоровлении образа жизни и формировании экологической культуры личности в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов. Разработанные в исследовании диагностическая и формирующая программы практически используются в консультировании студентов в рамках работы психологической службы вуза. Полученные в исследовании данные используются в лекционных курсах и семинарах для студентов по психолого-педагогическим дисциплинам, используются студентами при подготовке курсовых и дипломных работ, проведения научно-исследовательской деятельности.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на надежную научную методологию, логичностью исходных теоретических позиций, использованием комплекса взаимодополняющих и уточняющих методов, адекватных поставленным задачам, личным участием автора в проведении экспериментальной работы, корректной обработкой данных с использованием надежных, в том числе математических процедур.
Положения, выносимые на защиту:
1. Нравственно-экологическое сознание личности представляет собой структуру взаимосвязанных когнитивных, мотивационных, эмоциональных, волевых, ценностных, духовно-нравственных и рефлексивных характеристик личности, выражающих ее отношение к окружающей среде и самой себе на основе соответствующих знаний, ценностей и мотивационных установок и определяющих формирование экологичных и нравственно оправданных потребностей, мотивов и привычек поведения; соблюдение здорового образа жизни; преодоление психологических загрязнений (повреждений) сознания и выработку устойчивости к неблагоприятным воздействиям среды; формирование экологического мышления, экологического мировоззрения и нравственно-экологической ответственности личности, что характеризует экоцелостную личность будущего педагога.
2. Нравственно-экологическое сознание будущего педагога формируется во взаимосвязи личностных характеристик студента и обретает свою целостность, действенность и устойчивость через доминанту ценностно-нравственных и духовных ориентаций личности, составляющих психологический механизм этого процесса.
3. Основными психологическими условиями формирования целостного, действенного и устойчивого нравственно-экологического сознания личности будущего педагога являются: организация образовательно-воспитательной работы со студентами в виде специальной психологической подготовки и сопровождения их профессионального развития; направленность психологической подготовки на целостную личность в совокупности интеллектуальных, мотивационных, волевых, эмоциональных, духовно-нравственных, ценностных и рефлексивных характеристик; последовательная оптимизация этих характеристик через системное оздоровление образа жизни студентов. Названные факторы выступают внешними условиями формирования нравственно-экологического сознания студентов.
4. Результатом целенаправленной психологической подготовки и психологического сопровождения является экоцелостная личность будущего педагога, представляющая собой систему мотивационных, эмоциональных, волевых, рефлексивных и ценностно-смысловых личностных свойств, среди которых доминирующую роль играют ценностно-смысловые и нравственные ориентации личности, определяющие содержание экологического мышления, экологического мировоззрения и нравственно-экологической ответственности личности будущего педагога. Названные характеристики выступают внутренним условием профилактики и преодоления психологических загрязнений (повреждений) сознания личности и выработки ее психологической устойчивости к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Экспериментальная база и этапы исследования. Исследование проводилось со студентами педагогических факультетов на базе лаборатории профессиональной подготовки Нижегородского государственного лингвистического университета (НГЛУ им. Н.А. Добролюбова) и студентами педагогических факультетов московских вузов на базе межрегиональной общественной организации содействия творческому развитию молодежи и студентов "Поколение" (Москва). В диагностическом исследовании (первичном и контрольном) участвовали все студенты изучаемой выборки (200 человек) – будущих педагогов, формирующая работа проводилась с экспериментальной группой студентов НГЛУ им. Н.А. Добролюбова (ЭГ, 80 человек) в виде семинаров, конференций, групповых дискуссий и тренингов, занятий учебно-тренировочных групп (УТГ).
Исследование в целом осуществлялось в период 2003-2010 годов в несколько этапов. На I этапе (2003-2004) были определены теоретические позиции исследования, осуществлялся анализ литературы по теме. На II этапе (2005-2006) разработана и реализована на всей выборке студентов программа психологической диагностики личностных свойств, составляющих структуру нравственно-экологического сознания, параметры психологической устойчивости и особенности образа жизни студентов, осуществлен анализ результатов диагностики. На III этапе (2006-2008) сформированы экспериментальная и контрольная группы студентов. Для студентов ЭГ разработана и реализована комплексная программа образовательно-воспитательной работы. На IV этапе (2008-2010) осуществлено контрольное сравнительное диагностическое исследование свойств студентов ЭГ и КГ, проанализированы общие результаты эксперимента и оформлены итоги и выводы всего исследования.
Апробация работы. Теоретические идеи, основные положения и выводы исследования представлялись на III Международной научной конференции "Гуманизм духовность в образовании" (Нижний Новгород, 2005); на III Национальной научно-практической конференции "Психология образования: культурно-исторические и правовые аспекты" (Москва, 2006); Всероссийской научно-практической конференции "Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы – Артемовские чтения" (Пенза, 2008); международной конференции "Учитель XXI века" (Ижевск, 2010); заслушивались на заседании кафедры педагогики и психологии и лаборатории "Психология подготовки профессионала" НГЛУ им. Н.А. Добролюбова. Материалы исследования нашли отражение в 11 публикациях автора, в том числе 2 статьях в рецензируемом журнале, рекомендованном ВАК, и учебно-методическом пособии.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (238 наименований, в том числе 24 на иностранных языках), приложения. Работа иллюстрирована таблицами, графиками, диаграммами, схемами.